Проект Уошо (Washoe). Дрессированные животные или братья по разуму

Экология

Некоторые человекообразные обезьяны, оказывается, могут быть намного умнее своих сородичей. По крайней мере, ученые знают одну такую самку шимпанзе, которую характеризуют как "исключительную", если сравнивать ее с другими представителями этого вида.

Эта удивительная самка шимпанзе по имени Наташа, которой более 20 лет. Она уникальна тем, что показывает невероятные результаты в различных тестах и экспериментах. Исследования, результаты которых были опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B , показывают, что среди обезьян также встречаются гении, хотя мыслить так же разумно, как человек, они, конечно, не могут.

Некоторые способности все же выделяют обезьяну среди остальных. Сотрудники заповедника для шимпанзе острова Нгамба в Уганде знали об этих необычных особенностях Наташи еще до того, как ею заинтересовались исследователи и провели тесты. Наташа оказалась одной из самых умных из известных ученым обезьян на планете.

Например, Наташа постоянно сбегала из своего прошлого вольера, обнесенного электрическим забором. Она кидала на него ветки до тех пор, пока прекращали идти искры, таким образом, понимая, что электричество выключено. Также она научилась дразнить людей, "убеждая" их бросить ей что-то съестное.


Ученые из Института эволюционной антропологии решили заняться изучением этой обезьяны, а также в их исследованиях приняли участие многие другие приматы. Исследователи хотели понять, чем гении отличаются от обычных обезьян. Для своих экспериментов ученые подготовили 8 различных тестов.

Например, в первом эксперименте шимпанзе должны были отыскать спрятанные предметы, таким образом ученые желали проверить их способности ориентироваться в пространстве. Во втором эксперименте обезьяны должны были использовать "орудия труда" для того, чтобы получить пищу в качестве вознаграждения. В остальных экспериментах ученые проверяли способность обезьян понимать такие вещи, как цвет, размер и форма.

Ученые заметили, что некоторые обезьяны лучше или хуже справлялись с заданиями, тогда как Наташа блестяще прошла практически все тесты. Ученые не стали называть эти способности обезьяны "проявлением разумной мысли". Мыслительные способности примата - это набор навыков, связанных с запоминанием, использованием орудий труда, пониманием качества предметов.


Как говорится, "необходимость - мать изобретательности" , поэтому что касается обезьян, то тут, скорее всего, работает тот же принцип, который может объяснить способности приматов. Например, некоторые обезьяны умеют изготавливать специальные орудия труда, для того, чтобы доставать термитов из термитников или разбивать орехи.

Однако почему далеко не все обезьяны способны развивать в себе такие сложные навыки? Ученые полагают, что все зависит от экологических ограничений и потребностей.

Особенные способности демонстрируют не только обезьяны, но и другие животные. Например, собаки Рико и Цезарь знают значения около тысячи слов! Интересно, что большинство собак-гениев принадлежат к породе бордер-колли. Их хозяева утверждают, что не занимались дрессировкой своих питомцев.

Отряд - Приматы

Семейство - Человекообразные обезьяны

Род/Вид - Pan troglodytes. Шимпанзе обыкновенный

Основные данные:

РАЗМЕРЫ

Рост: самец - 170 см, самка - 130 см.

Масса: самец - до 80 кг, самка - 50 кг.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Половое созревание: с 7-10 лет.

Брачный период: не имеет определённого сезона; детёныши рождаются раз в 3 года.

Беременность: 225 дней.

Количество детёнышей: 1, реже 2.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Привычки: шимпанзе (смотри фото обезьяны) держатся небольшими группами.

Чем питается: в основном фрукты, листья, почки, цветы, кора, мёд, смола, термиты и муравьи, а также мелкие млекопитающие.

Сколько живёт шимпанзе: 40-50 лет.

РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ

Ближайший родственник обычного шимпанзе - карликовый шимпанзе или бонобо (Г. paniscus), открытый в 1928 году.

Реакция шимпанзе на фокусы. Видео (00:09:49)

У шимпанзе в большей степени, чем в других человекообразных обезьян, развита мимическая мускулатура лица, отсюда и разнообразие их мимики. Общаясь между собой, шимпанзе выдают больше 30 различных звуков. Большую роль играют также мимика, жесты рук и позы тела.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Шимпанзе размножаются в течение всего года. Когда у самки начинается течка, она по очереди спаривается с несколькими самцами из одной группы. Между самцами обезьян не бывает поединков. Менструальный цикл самок шимпанзе напоминает менструальный цикл у женщин. После 225-дневной беременности, самка рождает одного малыша, в отдельных случаях на свет появляются двойняшки. Детёныш шимпанзе рождается почти голый и совершенно беспомощный.

Первые 5 месяцев самка носит его на себе. Малыш держится за шерсть на груди у матери, а мать в первые недели бережно придерживает его рукой. Позже малыш перебирается ей на спину. 6-месячный ребёнок делает первые самостоятельные шаги, однако и в это время мать пристально следит за каждым его шагом. Годовалый шимпанзе весит около 8-9 килограммов. Малыш находится с матерью до достижения трёх-четырёхлетнего возраста.

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Основную часть рациона шимпанзе составляют растения. Утром, проснувшись от сна, шимпанзе покидают свои ночные гнёзда и отправляются на поиски пищи. Они собирают сочные листья, почки, цветы и спелые ягоды.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Обезьяны шимпанзе держатся группами, численность которых непостоянна. Каждая группа включает от 2 до 25, а иногда и до 40 обезьян. Состав такой группы также нестабилен. Стадо шимпанзе может состоять из пары и их детёнышей; встречаются и группы исключительно из самцов и группы из матерей с разновозрастными детёнышами. Бывают и смешанные семейные группы.

В стаде обезьяны состоят в иерархических отношениях. Взрослые особи осуществляют взаимный уход за шерстью. Шимпанзе являются активными днём, ночью они отдыхают. Обезьяны спят на деревьях, каждый раз на другом. Ночные гнёзда шимпанзе строят в средней части дерева. Гнездо для дневного отдыха может находиться или на дереве или на земле. Обезьяны содержат гнёзда в чистоте.

ШИМПАНЗЕ И ЧЕЛОВЕК

Несмотря на то, что посетители зоопарков и заповедников во всём мире уделяют шимпанзе особое внимание, поскольку им интересно наблюдать за этими умными животными, самым серьёзным врагом шимпанзе, как и раньше, является человек.

Если сначала человек был конкурентом шимпанзе в деле добывания пищи, то позже люди начали вырубать тропические леса и таким образом лишали шимпанзе их естественных мест обитания. В некоторых местах развит лов молодых шимпанзе для зоопарков или зоомагазинов. Эта деятельность приносит местным жителям немалый доход. Шимпанзе стоят к человеку ближе других человекообразных обезьян, поэтому в течение долгого времени на них ставили медицинские опыты.

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Шимпанзе является одним из немногих животных, которые способны использовать инструменты. Причём обезьяны в этом деле достигли определённых высот. Шимпанзе используют палки для раскапывания гнёзд насекомых и для самообороны. Некоторые используют палочки, когда охотятся на бродячих муравьёв.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ. ИЗВЕСТНО ЛИ ВАМ, ЧТО...

  • Шимпанзе, как и люди, могут болеть некоторыми общими болезнями, например, малярией.
  • Перед ливнем самцы обыкновенного шимпанзе исполняют „танец дождя".
  • Шимпанзе - это единственные среди всех млекопитающих (кроме человека), которые узнают себя в зеркале.

МИМИКА ШИМПАНЗЕ

У шимпанзе больше, чем у других приматов, развита мимическая мускулатура лица, отсюда и разнообразие их мимики. Учёные, наблюдавшие за шимпанзе, заметили, что эти приматы могут „смеяться", „плакаты", показывать „озабоченность" и „страх".

Агрессия: шимпанзе скалит зубы, предостерегая соперника и защищаясь от врага.

Радость: получая лакомство, шимпанзе демонстрирует нечто вроде улыбки - уголки глаз съёживаются, глаза блестят, а уголки губ поднимаются вверх.

Спокойствие: шимпанзе абсолютно спокоен, его ничто не беспокоит.


- Ареал обитания шимпанзе

ГДЕ ОБИТАЕТ

Шимпанзе проживает в Африке, в странах от Гвинеи до Западной Уганды и Танзании.

СОХРАНЕНИЕ

Шимпанзе встречается на ограниченной территории и виду угрожает исчезновение. Ранее шимпанзе использовали в научных экспериментах, однако позже, под влиянием общественного мнения, животных перестали использовать для лабораторных опытов.

Шимпанзе побеждает человека в тесте на память. Видео (00:03:40)

Человек - венец природы. Только природа об этом не знает:)


Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты. Авторы перечисляют распространенные ошибки и дают конкретные рекомендации для своих коллег в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов. Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно , что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний. Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта). Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Авторы обнаружили несоответствие почти всем критериям. Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях. Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше. Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.



Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем. Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам. Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом? В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше. Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи , который мог понимать на слух около трех тысяч слов. Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна. Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев. Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Дискуссии и споры вокруг человекообразных обезьян, похоже, подошли к концу, и разрешение грозит оказаться самым неожиданным. До сих пор большинство было уверено в том, что только человек обладает замечательным свойством подражать, имитировать, дразниться, и благодаря всему этому – учиться. Однако, судя по всему, мы, люди, глубоко заблуждались. Обезьяны тоже не прочь покривляться: даже здесь человека разумного, homo sapiens, кто-то опередил.

Сенсационное открытие сделали во время своих наблюдений шотландские приматологии совместно с учеными из Университета Эмори: их подопытные обезьяны обнаружили невиданный доселе интеллект!

Надо сказать, что ученые, работающие в области приматологии и антропологии, стали все чаще получать результаты, явно указывающие на то, что уровень "разумности" у человекообразных обезьян несравнимо выше, чем принято считать. Еще в шестидесятых известный исследователь шимпанзе Джейн Гудал открыла, что обезьяны, наши волосатые праотцы и праматери, на самом деле не превратились в бабушек и дедушек-одуванчиков, только и умеющих, что точить лясы да радовать эгоистичных обладателей разума, глазеющих на них сквозь прутья решетки – о, нет! – эволюции не знакомо понятие "пенсия", и обезьяны, безмерно униженные цирками, зоопарками и самим сэром Чарльзом Дарвином, ведут себя удивительно – как установила Гудал, они используют инструменты для добычи пищи, дерутся, ведут настоящие войны и устраивают перемирия.

Разумеется, открытие Гудал вызвало целую волну подобных исследований в области приматологии. Так, швейцарский исследователь Кристоф Беш обнаружил, что человекообразные обезьяны шимпанзе имеют свою собственную культуру, и притом не одну! Он наблюдал группу животных в Тай-Национальпарк на побережье Эльфенбайн. Его подопечные взламывали орехи особым способом, при помощи камня, и, что самое интересное, передавали этот способ следующим поколениям. Поразительный факт - восточноафриканские приматы с этим подходом к добыче пищи были вовсе не знакомы.

Беш недоумевал - неужели эти ребята в самом деле набираются полезных знаний и умений через подражание?

Ученый не раз становился свидетелем сцены, когда маленькая обезьянка заинтересованно смотрела на мамашу, разламывающую скорлупу ореха – что это мама делает? Как это у нее получается? И по прошествии некоторого времени Беш заставал давешнюю малышку за тем же занятием, она ловко управлялась с орехом таким же способом!

Однако, долгое время ученые не могли сойтись на каком-то одном объяснении этого явления. Но вот наконец сотрудникам шотландского Университета Св. Эндрю, кажется, удалось приблизиться к решению. В их статье, опубликованной журналом Nature, подробно описано поведение шимпанзе, которые сознательно подражают друг другу для того, чтобы достичь желанной цели. Пищи. Для эксперимента ученые подготовили обезьянам непростое задание – при помощи палки выудить приманку из резервуара, к тому же еще и заткнутого пробкой. Подопытных животных ученые разделили на две группы, а затем из каждой выбрали по одной обезьянке и научили их разными способами вытаскивать пробку и доставать пищу. "Первопроходцев" звали Эрика и Джорджия. После короткого курса их отправили обратно к другим обезьянам, и спустя два месяца все питомцы шотландских ученых успешно питались, используя методики, которым они научились, подражая Эрике и Джорджии. Третья же группа – о ней пока не было сказано ни слова – вообще ничему не училась, и по прошествии упомянутого срока ни один из ее представителей даже шагу не сделал в направлении приманки. Они не осилили задание без "наставника", считают специалисты.

Не только взрослые имеют скрытое желание быть похожими на других, считают антропологи, даже детям знакомо стремление поскорее научиться у товарищей делать то, что им так нравится. Как выясняется, здесь люди не одиноки. Приматы шотландских исследователей – яркий тому пример.