Шведская королевская академия наук. М.А. Чичуга. Архив Королевской академии наук (Kungliga Svenska vetenskapsakademien – KVA The Royal Swedish Academy of Sciences). Академия продажных наук

(Балабан [Балобан] Григорий Маркович; 1530 - 10.02.1607), еп. Львовский и Каменец-Подольский. Из влиятельной галицко-волынской шляхетской семьи, сын Львовского еп. Арсения. В 1566 г. еп. Арсений получил привилей от кор. Сигизмунда II Августа , разрешающий епископу передать в управление своему сыну Григорию все мон-ри Львовской епархии. Несмотря на это, в 1569 г. Львовский католич. еп. Станислав Шломовский воспользовался правом назначать наместников Киевского правосл. митрополита в галицких землях (см. ст. Галицкая Русь) и выдвинул своего кандидата - Иоанна Лопатку-Осталовского. В течение года в епархии шла борьба между нареченными епископами, каждый из них выхлопотал королевский привилей, подтверждавший его назначение, однако кафедра досталась Лопатке-Остоловскому, принявшему в постриге имя Иона. Г. Балабан продолжал бороться за свои права в суде, но осуществить их удалось только после смерти еп. Ионы (после 1575). Не надеясь на законное решение вопроса, Балабан обещал дать крупную взятку коронному канцлеру Яну Замойскому, и с согласия последнего львовский староста своей властью ввел Балабана в управление Львовской епархией на основании грамоты кор. Сигизмунда II.

Г. неоднократно предпринимал усилия по укреплению церковной дисциплины в своей епархии и защите ее в условиях агрессивной прозелитской деятельности католич. Церкви на галицких землях. Он принимал участие во всех Соборах Киевской митрополии, кроме Собора 1594 г. Известны Львовские епархиальные Соборы 1587, 1591 и, возможно, 1593 гг. В случае конфликтов с католиками епископ от имени правосл. населения епархии вносил протестации и выступал в суде, в частности в связи с попытками католиков на правосл. Рождество 1584 г. принудить правосл. жителей Львова к следованию григорианскому календарю. Совместно с Антиохийским патриархом Иоакимом VI в 1586 г. он выступил за снятие сана со священников, вступивших во 2-й брак. Хотя позднее выяснилось, что епископ все-таки разрешил нек-рым второбрачным священникам служить в храмах Львова, поскольку такие случаи в Западнорусской митрополии были распространены. В марте 1591 г. Г. посетил вдовствующую Перемышльскую епархию , где вновь указал на недопустимость служения второбрачных священников.

Г. стремился укрепить власть архиерея над всеми церковными институтами в епархии и как следствие - имущественное положение епископской кафедры. На протяжении ряда лет он безуспешно пытался восстановить контроль над богатыми мон-рями - Уневским в честь Успения Пресв. Богородицы и львовским во имя прп. Онуфрия Великого , получившими статус митрополичьей ставропигии при еп. Арсении (Балабане). Финансовые интересы стали причиной неоднократных попыток Г. овладеть Жидичинским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем , относившимся к Луцкой епархии и находившимся под коллективным патронатом волынской шляхты.

С 1586 г. Г. находился в состоянии острого конфликта с Львовским братством . Братчики неоднократно жаловались К-польским Патриархам на действия Львовского архиерея. В частности, в 1586 г. братство направило патриарху Феолипту II послание с обличением пастырей, к-рые выступают против «учения и учащих» и не только не наставляют на путь истины недостойных священников, но и покрывают их беззакония, имея в виду Г. В конфликте с архиереем братство обратилось за помощью к Киевскому митр. Михаилу (Рогозе) , к-рый в 1590 г. вмешался в жизнь Львовской епархии, благословлял отдельные инициативы мирян, рукополагал братских священников, добивался благоприятных для братства решений на Соборах Киевской митрополии. Борьба Г. с братством и с покровительствовавшим ему митр. Михаилом временами принимала такую острую форму, что в 1593 г. Г. соборно был запрещен в служении, в 1594 г. извергнут из сана, впрочем, исполнение этого решения было отсрочено и фактически оно не было исполнено.

Г. не без оснований обвинял участников братского движения в том, что они нарушают его канонические права и вторгаются в сферу епископской компетенции (к к-рой он относил помимо адм. власти над епархиальным духовенством богословские, богослужебные и др. вопросы), архиерей препятствовал усилиям епархиальных братств получить ставропигию (т. е. подчинение Киевскому митрополиту или К-польскому Патриарху). Преследованиям со стороны архиерея подвергались светские и духовные лица, так или иначе связанные с Львовским братством. Вместе с тем Г. нельзя считать противником церковных союзов мирян вообще. Отдельные традиционно действовавшие братства Львовской епархии получали поддержку от архиерея, особенно в сфере просветительской деятельности.

Г. хорошо понимал значение просвещения и книгопечатания в условиях, когда православные были вынуждены вступать в полемику с католиками, униатами и протестантами. Он помог Львовскому Успенскому братству в 1586 г. выкупить типографию Ивана Фёдорова , заложенную у ростовщиков, продолжал ее поддерживать даже в годы острого конфликта с братством. В 1587 г. Г. созвал епархиальный Собор, к-рый принял решение о поддержке типографии и школы Львовского братства, о чем архиерей известил епархиальное духовенство. Не добившись от братства добровольного сотрудничества, Г. пытался установить контроль над типографией, дважды обращался в светский суд, затем к К-польскому патриарху Иеремии II . Патриарх не поддержал архиерея, и он с родственниками напал на типографию, главного печатника заковал в цепи и выслал из Львова. Преследованиям и нападениям подверглась также львовская братская школа.

В 1602 г. Г. организовал типографию в Стрятине, в имении племянника Ф. Ю. Балабана, где печатник С. Будзина издал книги «Хиротония: Поучение новоставленному иереови» (ок. 1602) и Служебник (1604). После смерти Будзины типография перешла в собственность Ф. Ю. Балабана, к-рый осуществил издание Требника (1606). В Стрятине начал работать типограф Памво (Берында) . Еще одна типография была создана в с. Крылос под Галичем. Она принадлежала Г., при поддержке Львовского Успенского братства выпустила Учительное Евангелие. Деятельность этих типографий включала тщательную текстологическую подготовку изданий: местные рукописи сверялись с рус., серб., молдав. и валашскими книгами, образцы богослужебных книг были присланы и из К-поля местоблюстителем Патриаршего престола Александрийским патриархом Мелетием Пигасом . В случае разночтений Г. либо опирался на совр. греч. текст, либо выбирал тот вариант, к-рый был широко принят на украинско-белорус. землях. Готовились к изданию Псалтирь, труды свт. Иоанна Златоуста, «славянская исправленная Библия». После смерти Ф. Ю. Балабана (1606) и Г. стрятинская типография была выкуплена киевским Богоявленским братством, имущество крылосской перешло в собственность Львовского Успенского братства.

В своей деятельности Г. допускал многочисленные злоупотребления, что, впрочем, было характерно для церковной и общественной жизни того времени: назначал на должности в епархии своих родственников, применял физическую расправу по отношению к противникам, обращался в светский суд по духовным вопросам, что запрещалось соборными постановлениями. В 1592 г. Г. при помощи Тырновского митр. Дионисия изготовил 2 фальшивые грамоты, будто бы написанные К-польским патриархом. В грамотах осуждалась деятельность Львовского Успенского братства и Киевского митрополита. Последний обвинялся в том, что он вмешивался в дела чужой (Львовской) епархии, разрешал служить литургию второбрачным и вдовым священникам и проч., грамоты содержали требование избрать нового митрополита. Фальшивки были разоблачены, однако их авторы не понесли наказания.

Не получив поддержки в борьбе за упрочение собственной власти ни от К-польского патриарха Иеремии, ни от светских властей Речи Посполитой, Г. стал одним из инициаторов «избавления от неволи» со стороны К-польского патриарха и заключения унии Киевской митрополии с католич. Церковью, участвовал во всех обращениях западнорус. епископов к папе и королю до июня 1595 г. Перед угрозой заключения унии Львовское братство было вынуждено прекратить борьбу со своим архиереем, и Г. перестал участвовать в унийных инициативах. 9 июня 1595 г. он в присутствии кн. К. К. Острожского примирился с братством, заявил, что «нигды... не позволял на тое отступленье», и дал письменное обязательство «мощью стать» против унии. 1 июля последовало его публичное заявление во владимирском городском суде в присутствии кн. К. Острожского, что он ничего не знал о переговорах об унии и что сторонники унии воспользовались чистыми бланками с его подписями.

Г. и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) присутствовали на правосл. Соборе в Бресте в окт. 1596 г., возглавляемом экзархом К-польского патриарха протосинкеллом св. Никифором (см. Брестские Соборы), и подписали все соборные деяния. Оба архиерея были лишены сана и анафематствованы подписавшими унию епископами и митрополитом, что подтвердил универсалом кор. Сигизмунд III Ваза . 4 авг. 1597 г. местоблюститель К-польского престола Александрийский патриарх Мелетий до выборов нового Киевского митрополита назначил Г. своим экзархом наравне с протосинкеллом Кириллом Лукарисом (см. Кирилл I Лукарис) и кн. К. Острожским.

В качестве главы правосл. Киевской митрополии Г. рукополагал священников, назначал игуменов и архимандритов, освящал церкви, подписывал антиминсы в тех епархиях, чьи архиереи приняли унию, публично проклинал митрополита и др. архиереев-униатов. По просьбе Г. в Уневском мон-ре поселился старец Иезекииль (Княгиницкий), вернувшийся с Афона на родину. Племянник епископа, архим. Уневского мон-ря Исаия (Балабан), разрешил ввести в мон-ре общежительный устав по обычаю Св. Горы. После того как в 1603 г. старец Иезекииль принял схиму с именем Иов и решил покинуть мон-рь, стремясь к уединению, др. племянник епископа, Адам, предложил ему место в своем имении Угорники при ц. во имя арх. Михаила, где схим. Иов основал скит. В 1596 г. Львовское Успенское братство заключило с Г. перемирие на год, затем тяжба была продолжена, хотя и в более сдержанной форме, чтобы не допустить вмешательства католич. и униат. властей. В 1601 г. архиерей попытался захватить казну братства, в ответ братчики отказались признать его патриаршим экзархом. В 1602 г. было достигнуто окончательное примирение.

За противодействие насаждению унии Г. был приговорен польск. властями к изгнанию, но на сейме 1603 г. это решение было отменено по требованию сенаторов и послов Волынского и Киевского воеводств. Кроме того, Г. дважды (в 1599 и 1605) получал от короля письма с выражением крайнего неудовольствия. В мае 1604 г. униат. митр. Ипатий Потей прибыл во Львов, чтобы добиться подчинения епископа и духовенства его власти, но в результате согласованных действий братства и Г. вынужден был уехать, ничего не добившись. Кн. К. Острожский по просьбе Г. и Львовского братства подал протест королю на действия митрополита. Заступничество магната и желание сохранить общественный порядок в стране заставили короля подписать письма митрополиту и львовским бурмистрам, с тем чтобы первый прекратил свою «фурию», а последние не притесняли русских и не препятствовали им в занятиях ремеслами и в отправлении богослужения.

Г. хотел, чтобы после его смерти Львовским епископом стал архим. Исаия (Балабан), но по соглашению с братством в 1602 г. был вынужден разрешить проведение выборов архиерея. Исаия (Балабан), еще в 1595 г. получивший королевскую грамоту, по к-рой мог наследовать Львовскую кафедру, после кончины Г. повел себя как нареченный епископ и разослал духовенству приглашение на выборы, но в результате противодействия Успенского братства новым епископом стал Иеремия (Тиссаровский) . Сохранились сведения о родственниках Г. (помимо названных выше), принимавших активное участие в его делах: о братьях Василии и Юрии, племяннике Гедеоне, архим. Жидичинского мон-ря.

Ист.: АЗР. Т. 4. СПб., 1851; АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской правосл. Церкви (1423-1714). К., 1904; Monumenta confraternitatis stauropigianae leopoliensis / Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895.

Лит.: Левицкий О . И . Внутреннее состояние Западнорус. Церкви в Польско-Литовском гос-ве в кон. XVI в. и уния. К., 1884; Петров Н . И . Львовский еп. Гедеон Балобан и его деятельность в пользу Православия и рус. народности в Галиции и Юго-Зап. крае России // ПРСЗГ. 1885. Т. 8; Гильтебрандт П . А . Гедеон Балабан и его три книги // Памятники полемич. лит-ры в Зап. Руси. Кн. 3. СПб., 1900. (РИБ; Т. 19); Украïнськi письменники: Бiобiблiогр. словник / Ред. Л. Е. Махновець. К., 1960. Т. 1; Дмитриев М . В ., Флоря Б . Н ., Яковенко С . Г . Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. М., 1996; Макарий . История РЦ. Кн. 5. М., 1996 (по указ.); Лукашова С . С . Конфликт Львовского еп. Гедеона Балабана и Успенского братства // Славянский альманах, 1999 г. М., 2000. С. 36-52; она же . «Мы, нижей подписанные» - Львовский синод 1595 г. в истории Брестской унии // Славянский альманах, 2000 г. М., 2001. С. 12-20; Cilwicka M . Prawosławny ród Bałabanów // Kościół prawosławny w dziejach Rzeczypospolitej i krajów sąsiednich. Białystok, 2000. S. 204-217.

С. С. Лукашова

Епископ Гедео́н (в миру Григорий (Феодор ) Маркович Балабан ; , Львов - 10 февраля , Унев) - церковный и политический деятель Речи Посполитой , православный епископ Львовский и Каменец-Подольский ( -) . Несмотря на первоначальную поддержку Брестской унии , с 1595 года и до конца жизни был её противником .

Биография

В 1565 (по другим данным, в 1566) году, после смерти отца, стал епископом Галицким, Львовским и Каменец-Подольским; сначала номинально, однако смог вступить в должность только в 1576 году. Впоследствии стал владельцем значительных имений.

С 1590 года Балабан был участником всех переговоров с Ватиканом об объединении православной и католической церквей. В 1590 году стал инициатором встречи епископов холмского и белзского Дионисия Зборуйского, луцкого Кирилла Терлецкого , Пинского и Туровского Леонтия Пельчинского, которая проходила в Белзе , где впервые был поднят вопрос объединения церквей.

После 1595 года

Просветительская деятельность

Напишите отзыв о статье "Гедеон (Балабан)"

Примечания

  1. А. А. Щербаков . «Онъ» и «Азъ». История термина «славяне» (Исторические чтения) // Звезда (СПб.) . - 1993. - № 5. - С. 174-197. - ISSN 0321-1878
  2. Балабаны // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Гедеон (Балабан) // Русский биографический словарь

Ссылки

  • Гедеон (Балабан) // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Гедеон (Балабан)

– Что он Вам рассказал, Изидора? – с каким-то болезненным интересом спросил Караффа.
– О, он говорил об очень многом, Святейшество. Я как-нибудь расскажу, если Вам будет интересно. А теперь, с Вашего позволения, я бы хотела пообщаться со своей дочерью. Если, конечно же, Вы не будете против... Она очень изменилась за эти два года... И я бы хотела её узнать...
– Успеется, Изидора! У Вас ещё будет на это время. И многое будет зависеть от того, как Вы себя поведёте, дорогая моя. А пока Ваша дочь пойдёт со мной. Я скоро вернусь к Вам, и очень надеюсь – Вы будете говорить по-другому...
В мою уставшую Душу прокрался ледяной ужас смерти...
– Куда Вы ведёте Анну?! Что Вы от неё хотите, Ваше Святейшество?– боясь услышать ответ, всё же спросила я.
– О, успокойтесь, моя дорогая, Анна пока ещё не направляется в подвал, если это то, о чём Вы подумали. Перед тем, как что-то решать, я сперва, должен услышать Ваш ответ... Как я уже говорил – всё зависит от Вас, Изидора. Приятных вам сновидений! И пропустив Анну вперёд, сумасшедший Караффа удалился...
Подождав несколько очень долгих для меня минут, я попыталась мысленно выйти на Анну. Ничего не получалось – моя девочка не отвечала! Я пробовала ещё и ещё – результат был тем же... Анна не отзывалась. Этого просто не могло было быть! Я знала, она точно захочет со мной говорить. Мы должны были знать, что будем делать дальше. Но Анна не отвечала...
В страшном волнении проходили часы. Я уже буквально падала с ног... всё ещё пробуя вызвать мою милую девочку. И тут появился Север...
– Ты напрасно пытаешься, Изидора. Он поставил на Анну свою защиту. Я не знаю, как тебе помочь – она мне неизвестна. Как я уже говорил тебе, её дал Караффе наш «гость», что приходил в Мэтэору. Прости, я не могу помочь тебе с этим...
– Что ж, спасибо тебе за предупреждение. И за то, что пришёл, Север.
Он мягко положил руку мне на голову...
– Отдыхай, Изидора. Сегодня ты ничего не изменишь. А завтра тебе может понадобиться много сил. Отдыхай, Дитя Света... мои мысли будут с тобой...
Последних слов Севера я почти уже не услышала, легко ускользая в призрачный мир сновидений... где всё было ласково и спокойно... где жил мой отец и Джироламо... и где почти всегда всё было правильно и хорошо... почти...

Мы со Стеллой ошеломлённо молчали, до глубины души потрясённые рассказом Изидоры... Конечно же, мы наверняка были ещё слишком малы, чтобы постичь всю глубину подлости, боли и лжи, окружавших тогда Изидору. И наверняка наши детские сердца были ещё слишком добры и наивны, чтобы понять весь ужас предстоящего ей и Анне испытания... Но кое-что уже даже нам, таким малым и неопытным, становилось ясно. Я уже понимала, что то, что преподносилось людям, как правда, ещё совершенно не означало, что это правдой и было, и могло на самом деле оказаться самой обычной ложью, за которую, как ни странно, никто не собирался наказывать придумавших её, и никто почему-то не должен был за неё отвечать. Всё принималось людьми, как само собой разумеющееся, все почему-то были этим совершенно довольны, и ничто в нашем мире не становилось «с ног на голову» от возмущения. Никто не собирался искать виновных, никому не хотелось доказывать правду, всё было спокойно и «безветренно», будто стоял в наших душах полный «штиль» довольства, не беспокоимый сумасшедшими «искателями истины», и не тревожимый нашей уснувшей, забытой всеми, человеческой совестью...
Искренний, глубоко-печальный рассказ Изидоры омертвил болью наши детские сердца, даже не давая время очнуться... Казалось, не было предела бесчеловечным мукам, причиняемым чёрствыми душами уродливых палачей этой удивительной и мужественной женщине!.. Мне было искренне боязно и тревожно, только лишь думая о том, что же ждало нас по окончании её потрясающего рассказа!..
Я посмотрела на Стеллу – моя воинственная подружка испуганно жалась к Анне, не сводя с Изидоры потрясённо- округлившихся глаз... Видимо, даже её – такую храбрую и не сдающуюся – ошеломила людская жестокость.
Да, наверняка, мы со Стеллой видели больше, чем другие дети в свои 5-10 лет. Мы уже знали, что такое потеря, знали, что означает боль... Но нам ещё предстояло очень многое пережить, чтобы понять хоть малую часть того, что чувствовала сейчас Изидора!.. И я лишь надеялась, что мне никогда не придётся такого на себе по-настоящему испытать...
Я зачарованно смотрела на эту прекрасную, смелую, удивительно одарённую женщину, не в силах скрыть навернувшихся на глаза горестных слёз... Как же «люди» смели зваться ЛЮДЬМИ, творя с ней такое?!. Как Земля вообще терпела такую преступную мерзость, разрешая топтать себя, не разверзнув при этом своих глубин?!.
Изидора всё ещё находилась от нас далеко, в своих глубоко-ранящих воспоминаниях, и мне честно совсем не хотелось, чтобы она продолжала рассказывать дальше... Её история терзала мою детскую душу, заставляя сто раз умирать от возмущения и боли. Я не была к этому готова. Не знала, как защититься от такого зверства... И казалось, если сейчас же не прекратится вся эта раздирающая сердце повесть – я просто умру, не дождавшись её конца. Это было слишком жестоко и не поддавалось моему нормальному детскому пониманию...
Но Изидора, как ни в чём не бывало, продолжала рассказывать дальше, и нам ничего не оставалось, как только окунутся с ней снова в её исковерканную, но такую высокую и чистую, не дожитую земную ЖИЗНЬ...
Проснулась я на следующее утро очень поздно. Видимо тот покой, что подарил мне своим прикосновением Север, согрел моё истерзанное сердце, позволяя чуточку расслабиться, чтобы новый день я могла встретить с гордо поднятой головой, что бы этот день мне ни принёс... Анна всё ещё не отвечала – видимо Караффа твёрдо решил не позволять нам общаться, пока я не сломаюсь, или пока у него не появится в этом какая-то большая нужда.

(в миру Григорий) - епископ Львовский, поборник православия против унии в юго-западной Руси; сын и преемник епископа Львовского Арсения (в миру дворянин Марк Балабан). Отец его получил в 1548 г. привилегию на Галицко-Львовскую епархию и в 1566 году выпросил у короля Сигизмунда-Августа грамоту на эту же епархию сыну своему, Григорию, который тотчас же и вступил в управление ею, не принимая духовного сана, и управлял под руководством отца более трех лет, до его кончины. Жизнь и деятельность Г. можно разделить на два противоположных по своему направлению периода: до Брестского собора 1596 г. и после него. Первый период протекает, главным образом, в борьбе Г. за свои имущественные и иерархические права с Львовским Успенским братством и его покровителями - патриархом Константинопольским и митрополитом Киевским, во второй же период Г. становится ревностным и самоотверженным защитником православия в юго-западной Руси. В 1569 г. Гедеон после смерти отца получил кафедру, но до 1576 г. ему пришлось вести борьбу с другим претендентом на Галицко-Львовскую епархию, Иваном Лопаткой-Осталовским, кандидатом Львовского католического архиепископа. В 1583 г. ему пришлось выдержать столкновение с Львовским католическим архиепископом Суликовским по поводу введения Григорианского календаря. Католики хотели силой принудить православных к его принятию. Во Львове архиепископ приказал запечатать все православные церкви, чтобы помешать отправлению богослужения в праздники по старому стилю. Г. внес протест против этого насилия в гродские книги, а на Варшавском сейме призвал Суликовского к ответу, но при посредстве некоторых вельмож заключил с ним мировую, причем Суликовский отказался от вмешательства в дела Львовской православной епархии. Утвердившись на кафедре, Г. прежде всего стал заботиться об увеличении своих материальных средств и укреплении своей власти. Еще отец его вел продолжительную борьбу с Львовским братством из-за обладания Уневским и Онуфриевским монастырями, находившимися под опекой братства. Сын продолжал эту борьбу, но характер ее теперь несколько изменился: спор шел не только об обладании тем или другим монастырем, но о подчинении всего братства с его церквами, монастырями и священнослужителями епископской юрисдикции. Поводом для начала борьбы было вмешательство в дела и обычаи Львовской епархии приехавшего на Русь Антиохийского патриарха Иоакима. Братство подчинилось его требованию отказаться от некоторых не понравившихся патриарху местных церковных обычаев, Г. же, напротив, не согласился с этим требованием. Затем возобновился спор из-за Онуфриевского монастыря. Обе враждующие стороны представили свое дело на рассмотрение Константинопольского патриарха Иеремии, также посетившего Русь. Патриарх, приняв сторону братства, 13 ноября 1589 г. подтвердил все его права и привилегии и дал ему монополию школьного обучения детей. Брестский церковный собор в июне 1590 г., рассмотрев спор епископа с братством, подтвердил, что Онуфриевский монастырь должен принадлежать последнему, а само братство должно быть свободно от власти львовского епископа. Митрополит Михаил Рагоза, считавший Г. своим викарием, также действовал против него в пользу братства. В январе 1591 г. митрополит прибыл во Львов, публично судил Г. в церкви по жалобам на него братства и, признав его виновным, запретил ему угнетать братство под угрозой лишения сана. Г. обратился с жалобой на братство и митрополита к патриарху Иеремии, который сначала как бы стал на его сторону, но затем снова признал правой противную сторону. 15 октября 1592 г. король Сигизмунд III дал братству грамоту, которой подтвердил все его привилегии, данные ему духовными властями, и утвердил за ним Онуфриевский монастырь. Тогда Г. упросил короля назначить комиссию для решения вопроса, кому должна принадлежать власть над церквами братства, епископу или митрополиту. Комиссия в феврале 1593 г. единогласно постановила, что братские церкви должны подлежать власти епископа; на это решение братство подало апелляцию королю, а митрополит послал Г. от себя и от имени патриарха запрещение править епархией за то, что он отвергает постановления патриарха и вопреки правилам перенес церковное дело на светский суд короля. Дважды позванный митрополитом на суд, Г. не явился ни разу. Собор 1593 г. (27 июня) произнес отлучение Г. с запрещением ему архиерействовать, а собор в июне 1594 г. вторично осудил его заочно, несмотря на то что он через своего уполномоченного объявил собор незаконным, так как на нем было с митрополитом всего два епископа и созван он в отсутствие и без ведома короля, находившегося тогда в Швеции. 10-го июля, на основании соборного решения, в Брестской соборной церкви провозглашено было архидиаконом отлучение львовского епископа Г. "от всех справ святительских". Когда же вскоре за тем поступили новые жалобы на Г., что он насильно завладел Уневским монастырем и жестоко обходится с монахами, то митрополит созвал собор в Новогрудке и 26-го сентября, по определению собора на основании прежних решений, патриарших и соборных, низложил Г. "с стану епископского и от всего сана святительского". Историк русской церкви митрополит Макарий объясняет действия митрополита Рагозы по отношению к Г. тем, что "митрополит отстаивал не столько братство, сколько самого себя, свою власть, свои права, на которые посягал его своевольный викарий; митрополит преследовал, силой церковных законов, епископа, который не хотел подчиняться не только своему архипастырю, но и соборам, и самому патриарху". С другой стороны, проф. Н. И. Петров так оправдывает действия Г.: "Естественный ход событий в Галиции и соседних с нею западнорусских областях требовал, чтобы, для отпору католицизму, образовалась из викариатства сильная материальными средствами, самостоятельностью, сосредоточением прав и авторитетом епископа власть. И Гедеон Балабан хорошо понял нужды и задачи местного православия того времени и во все время своей жизни неусыпно стоял на страже интересов своей епископской силы и власти, ведя за свои права неустанную борьбу и с львовским братством, и с митрополитом Киевским, и с восточным патриархом... Правда, меры, принимавшиеся Гедеоном Балабаном для усиления своей епископской власти, не отличаются строгой разборчивостью и никак не могут быть оправданы с общечеловеческой и православно-христианской точек зрения, но они объясняются и несколько извиняются духом того времени и общественно-политическими неурядицами в бывшем королевстве польском". Враждебные отношения между митрополитом Киевским и его викарием продолжались не долго; их примирил вопрос об унии с Римом. По-видимому, Г. примкнул к сторонникам унии не по убеждению, а под влиянием своей борьбы с братством и высшими церковными властями; так объясняли себе его поведение еще его современники: они смотрели на Г. как на человека, доведенного до крайности борьбою с братством и готового заключить союз с врагом, лишь бы выйти из своего тяжелого положения.

Уже в 1588 г. Г., сблизившись с Львовским католическим епископом, выражал ему желание принять унию. В июне 1591 г. четыре православных епископа, в том числе Г., заявили королю Сигизмунду III о своем желании подчиниться власти папы Римского. В мае 1592 г. дан им был ответ короля с обещанием покровительств и всяких льгот. В декабре 1594 г. Г. присоединился к акту о соединении с Римской церковью, составленному Кириллом Терлецким и Ипатием Потеем, а в январе 1595 г. созвал во Львове собор духовенства своей епархии, который 28-го января объявил, что по примеру верховнейших пастырей русских признает власть папы. Такие действия Г. подкупили митрополита. 25-го февраля он написал во Львов, указывая пути, каким образом может быть признана законной неявка Г. на суд, а после свидания с Г. в Слуцком монастыре разрешил ему по-прежнему святительствовать. 12-го июня Г., восстановленный в своих правах, подписал соборное послание митрополита и епископов к папе Клименту VIII. Но едва Г. выразил свое согласие на унию, как тотчас заявил свой протест против нее. В начале июня он приезжал в Острог к знаменитому ревнителю православия и противнику унии кн. К. К. Острожскому и просил, чтобы князь примирил его с братством. В конце июня Г. снова приехал к Острожскому и 1-го июля в его присутствии внес в актовые книги Владимирского гродского уряда протест против действий Луцкого епископа Кирилла Терлецкого, который, будто бы, получив от Г. и других епископов бланки с их подписями и печатями для написания на них жалобы королю на латинян за их притеснения, написал на этих бланках, вопреки желанию епископов, и подал королю какое-то предложение, противное православной вере. Личности митрополита Г. в своем протесте не касался и продолжал с ним быть в мирных отношениях до самого собора 1596 г. Когда во Львове получен был манифест от 24 сентября 1595 г. об унии, то братство внесло свой протест в гродские книги и объявило, что митрополит - отщепенец и не может быть судьей в деле братства с епископом. Митрополит послал братству позыв на суд с Г., но так как никто из братства не явился, то он 20 января 1596 г. уничтожил все прежние решения в пользу братства, признал епископа правым и подчинил ему Онуфриевский монастырь и городскую братскую церковь. 27 января Г. присутствовал на соборе у митрополита. Таким образом, он, с одной стороны, поддерживал сношения с инициаторами унии с Римом, а с другой стороны, в союзе с Острожским, действовал против них. Есть известие, что епископы Потей и Терлецкий, бывшие в Риме для переговоров с папой, послали оттуда письмо к Г. с ядом, с целью погубить бывшего союзника, превратившегося во врага. На Брестском соборе в октябре 1596 г. Г. стал уже открыто на сторону защитников православия. На этом соборе сразу образовались два враждебных стана: униаты собрались в одном помещении, а православные - в другом. Г. произнес речь, в которой заявил, что он и все собравшиеся хотят стоять и умереть за православную веру, а митрополит и епископы поступили незаконно, отреклись от повиновения Константинопольскому патриарху. Со своей стороны, униаты 9-го октября объявили Г. и других защитников православия лишенными сана и предали их проклятию, о чем на следующий день издали соборную окружную грамоту. 15-го декабря Сигизмунд III повелел всем православным своим подданным не признавать низложенных иерархов, но приказ его не имел никакой силы. Патриарх Мелетий велел избрать нового митрополита взамен отпавшего от православия, а до избрания назначил своими экзархами епископа Львовского Гедеона, архимандрита Кирилла Лукариса и кн. К. К. Острожского. Действительным экзархом стал Г. Он не только охранял от унии свою епархию, но и в других епархиях, униатских, по просьбе православных освящал церкви, выдавал антиминсы, ставил священников, на что епископы-униаты тщетно приносили свои жалобы митрополиту и королю. Г. много заботился также об учреждении братств (но не ставропигиальных, как Львовское Успенское братство), типографий, изданием богослужебных и учительных книг, заведением монастырей и преобразованием монашеской жизни. В 1604 г. он вместе с племянником своим, Федором Юрьевичем Балабаном, основал на своей родине, в местечке Стрятине, типографию, в которой в том же году был напечатан "Служебник", а в 1606 г. - "Молитвенник, или Требник, из греческого языка на словенский преведеный и исследованный". Другую типографию, с ученым братством справщиков при ней, он учредил в своей резиденции в Галиче (Крылос); оттуда вышло в 1606 году "Евангелие учительное" патриарха Константинопольского Каллиста. По совету патриарха Мелетия Г. задумал пересмотр и исправление богослужебных книг не только по славянским спискам, но и по греческим образцам, потому что западнорусские богослужебные книги, распространявшиеся преимущественно путем переписки, заключали в себе многие ошибки и искажения текста. При издании "Служебника" славянский текст сличался с древними славянскими списками и с греческим текстом. Перед изданием "Требника" Г. получил из Константинополя служебник и требник, высланные по его просьбе, и затем созвал на собор опытных священников и с ними рассуждал об издании; на этом совещании положено перенесть в новый требник из славянских требников необходимые чины, хотя бы их и не было в патриаршем списке. По повелению Г. были переведены с греческого языка сочинения Златоуста "О священстве" и "Беседы на деяния", но за смертью его они не были изданы. Отдавая предпочтение монашескому общежитию, Г. уважал и пустынножительство и поддерживал в своей епархии тот и другой вид иноческой жизни, получившей под его покровительством особое оживление. Долговременная борьба Г. с Львовским братством закончилась миром, заключенным 21 января 1602 г.: братство обязалось признать Г. как экзарха, а Г. обещал уважать права ставропигиального братства и не вмешиваться в его дела. Таким образом, он для блага церкви гораздо более уступил, чем братство. После примирения епископа с братством все силы местного православия объединились для борьбы с унией.

Значение деятельности Г. заключается в том, что он своим мужественным противодействием латинянам и униатам и своей организаторской деятельностью по внутреннему благоустроению западнорусской православной церкви немало содействовал к поддержанию бодрости и подъему религиозно-народного духа в среде западноруссов, которые долго еще потом не поддавались униатским обольщениям и насилиям. Вообще, по мнению проф. Н. И. Петрова, Г. в религиозно-нравственном и умственном отношении возвышался над другими современными ему западнорусскими епископами; есть известия, что он был сведущ в догматах и церковных канонах православной церкви, что же касается его частной жизни, то Львовское братство, его враг, не могло указать в его поведении никаких темных сторон, тогда как в то же время указывало в своих жалобах восточным патриархам на нравственные недостатки других архиереев и самого митрополита.

"Памятники русской старины в Западных губерниях", вып. VIII, "Холмская Русь", стр. 261-307 (проф. Н. И. Петров, "Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу православия и русской народности в Галиции и юго-западном крае России"). - Митр. Макарий, "История русской церкви", т. IX, стр. 250-672, т. Х, стр. 242-353; - Соловьев, "История России" (изд. Обществ. Пользы), т. II, стр. 1414-1461. - Иловайский, "История России", т. ІІІ, стр. 555-570, 699-700. - Архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы", I, 229-233.

{Половцов}

Гедеон Балабан

(Григорий Маркович) -епископ Львовский и Каменец-Подольский.

Родился в 1530 году.

С 1566 года, будучи еще светским человеком, помогал своему отцу, епископу Арсению, в управлении Галицко-Львовской епархией.

В 1569 году (по Строеву - в 1570 году), по смерти отца, хиротонисан во епископа Львовского и Каменец-Подольского.

Епископ Гедеон происходил из старинного западно-русского рода, давшего в 15-16 веках несколько борцов за Православие против католичества и униатов. Таким борцом был и его отец епископ Арсений (в миру Марк), около 20 лет управлявший Львовской епархией.

Жизнь и деятельность самого епископа Гедеона можно разделить на два периода: до Брестского Собора 1596 года и после него.

Первый период проходил, главным образом, в начатый еще при его отце борьбе за свои имущественные и иерархические права против Львовского Успенского братства и его покровителей за обладание Уневским и Онуфриевым монастырями.

Во второй же период епископ Гедеон становится ревностным и самоотверженным защитником Православия в Юго-Западной России.

Киевский митрополит Михаил (Рагоза), а затем Собор 1590 года в Бресте и Константинопольский патриарх решили спор между епископом и братством в пользу братства и признали, что оно должно быть свободно от власти Львовского епископа и подчиняться только митрополиту. Епископ Гедеон обратился к королю с просьбой назначить комиссию для пересмотра этого дела, после чего митрополит с ведома патриарха объявил его лишенным сана и кафедры, как не подчиняющегося ни митрополиту, ни Собору, ни патриарху и представившего чисто церковное дело на суд светской власти. Профессор Н. И. Петров объясняет упорство епископа Гедеона тем, что он понимал необходимость усиленного отпора католицизму, стремился создать во Львове крепкую епископскую власть, сильную материальными средствами, самостоятельностью, сосредоточением прав и авторитетом епископа. Правда, меры, принимавшиеся им, не могут быть оправданы с православно-христианской и общечеловеческой точек зрения, пишет профессор, но они объясняются и несколько извиняются духом времени и общественно-политическими неурядицами в Польше.

Во взгляде на деятельность епископа Гедеона в течение нескольких следующих лет историки придерживались двух различных мнений. Первое основано на официальных документах, второе - на официальном же свидетельстве самого епископа.

1. В 1591-1594 годах королю и папе было подано несколько грамот с просьбой о введении унии в подчиненных Польше областях с русским населением. На этих грамотах вместе с другими подписями имелась подпись и печать епископа Гедеона. В январе 1595 года он собрал духовенство своей епархии на съезд, который объявил, что по примеру высшего духовенства признает власть папы. Таким образом, епископ Гедеон снова завоевал расположение сторонника унии митрополита Киевского Михаила. Митрополит восстановил его в епископских правах и даже отменил свое прежнее решение в пользу Львовского братства. В этом случае современники епископа Гедеона и некоторые из историков смотрели на него как на человека, доведенного до крайности борьбой с братством и совершившего свой ложный шаг вынужденно, чтобы выйти из тяжелого положения.

2. С другой стороны, сам епископ Гедеон 1 июля 1595 года в присутствии знаменитого защитника Православия князя К. К. Острожского подал жалобу в Сейм на действия посланных в Рим епископов Ипатия (Поцея) и Кирилла (Терлецкого). Он заявил, что еще во время Собора 1590 года Кирилл сумел получить в свои руки чистые бланки с подписями и печатями епископов, данные для того, чтобы ходатайствовать перед королем о восстановлении древних привилегий Православия. На этих-то бланках отступники Ипатий и Кирилл написали теперь королю и папе предложение с изложением желания унии, причем приняли во всем римскую веру, оставив только для видимости греческие обряды. Епископ Гедеон заявлял, что отступники Православия бессовестным подлогом позорят его имя и епископа Перемышльского Михаила и что без ведома паствы они покорили ее воле папы.

Эта версия, которую полностью принимает М.В. Толстой, кажется ближе к истине. На самом деле, было бы слишком большим и совершенно бессмысленным двуличием одновременно подписывать послание папе и вести переговоры с князем Острожским. А епископа Гедеона можно скорее обвинить в излишней резкости и горячности, доходящей до прямого неподчинения духовной власти, чем в лицемерии. Конечно, какие-то уступки он вынужден был сделать, иначе у митрополита Михаила (Рагозы) не было бы никаких причин изменить свое отношение к нему. Когда же Поцей и Терлецкий приняли от римского исповедания много такого, чего не думали принимать даже их сообщники, епископ Гедеон понял, что половинчатых решений быть не может, и во всеуслышание объявил себя противником унии.

Кроме того, просто невероятно, чтобы он, только что покривив совестью ради материальных выгод, сразу же отбросил всякую осторожность и восстал против унии тогда, когда это грозило ему гораздо более серьезными осложнениями, чем раньше. Словом, если епископ Гедеон и совершил ту или иную ошибку, связавшую его имя с началом унии, то, оценив создавшееся положение, он сделался открытым и твердым защитником Православия.

На Брестском Соборе 1596 года он произнес горячую речь, в которой заявил, что он и его сторонники хотят стоять и умереть за Православие, а митрополит и другие епископы поступили незаконно.

Униаты объявили епископов Гедеона и Михаила Перемышльского лишенными сана и предали их проклятию, а король приказал народу не признавать их. Зато Константинопольский патриарх Мелетий велел избрать нового митрополита вместо отпавшего от Православия Михаила (Рагозы), а до избрания назначил экзархом епископа Гедеона. Теперь Львовский епископ охранял от унии не только свою епархию, но, по просьбе православных, ставил священников и освящал церкви и в униатских епархиях.

Это было страшное время для православных подданных Польши. Они терпели от католиков всяческие притеснения, иногда доводившие их до восстания; а после введения унии начались настоящие гонения. Вот что писала в 1599 году Литовская конфедерация: "Наши церкви, монастыри, соборы большей частью уже захвачены, разорены и опустошены, притом с грабежом, им учиненным, с убийствами и кровопролитием, неслыханными ругательствами над живыми и мертвыми. Духовные лица наши за их твердость в исповедании терпят разные преследования: на них нападают в собственных домах, их грабят, позорят, ссылают, лишают собственности. Священники наши не могут крестить младенцев, исповедовать умирающих, отпевать мертвых; тела православных христиан вывозят, как падаль, в поля... закон не блюдет нас".

В такой обстановке епископ Гедеон энергично боролся против унии. В 1602 году он ради блага Церкви примирился с Львовским Успенским братством, уступив ему гораздо больше, чем уступало братство, и объединил таким образом против унии все силы местного Православия. Учредил он и другие братства, непосредственно подчиненные епископу. Основал две типографии, где печатались богослужебные и учительские книги, и по совету патриарха Мелетия даже исправлял их по греческим образцам.

Еще раньше, в 1585 году, учредил две славяно-греческие школы. Открывал новые монастыри и заботился о преобразовании монашеской жизни. Отдавая предпочтение монашескому общежитию, он уважал и пустынножительство и поддерживал в своей епархии тот и другой вид иноческой жизни, получившей под его покровительством особое распространение.

Своей деятельностью епископ Гедеон поддерживал бодрость и религиозный подъем в народе, который долго еще после него не поддавался обольщениям и насилиям униатов.

Что же касается его частной жизни, то даже Львовское братство - его враг - не могло указать в его поведении никаких темных сторон, тогда как не раз жаловалось восточным патриархам на нравственные недостатки митрополита и других архиереев.

По мнению профессора Н. И. Петрова, епископ Гедеон в религиозно-нравственном и умственном отношении возвышался над другими современными ему западно-русскими архиереями.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886, т. 9, с. 250-672; т. 10, с. 242-353. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 2, с. 1414-1461.

Иловайский Д. И. История России. - М., 1890, т. 3, с. 555-570; 699-700. Арсеньев С. Бог помощь // Приложение к "Сельскому вестнику". - СПб., 1915, с. 403-414.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде . - Киев, 1888, с. 198. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 414-416. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 1040.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 615, 619, 624.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 48.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - Харьков, 1859-1861, кн. 1, с. 229-233. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. - Киев, 1889, с. 44. Памятники старины в западных губерниях империи // Изд. П. Н. Батюшкова. - СПб., 1868- 1885, вып. 8, Холмская Русь, с. 261-307. Святыни Киевского края // Русский паломник. - 1888, № 40, с. 482. Радостный юбилей (К 75-летию со дня воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью) // Русский паломник. - 1914, № 12, с. 181-186.

Исторический вестник. - 1908, июнь, с. 901. Русский паломник. - 1889, № 12, с. 140. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 284, 285. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. - СПб., 1900- 1905, т. 6, с. 291.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907, т. 2-а, с. 780. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 4, с. 312-315.

  • - епископ Львовский, поборник православия против унии в юго-западной Руси; сын и преемник епископа Львовского Арсения...
  • - ...

    Этнографические термины

  • - 1) Узбекский и таджикский духовой язычковый муз. инструмент. Короткий деревянный ствол заканчивается небольшим ложным раструбом...

    Музыкальная энциклопедия

  • - епископ Львовский и Каменец-Подольский. Происходил из древней западнорусской фамилии, давшей в XV и XVI веках нескольких борцов за Православие и интересы русского населения в Западной России и Галиции...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - еп. галицкий, львовский и каменец-подольский с 1570-5 г. окт. 1596...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из крупных соколов, имеющий около 54 сантиметров длины...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Балабаны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - балобан муж., татар. жеребец, сиб. вид большого сокола, употребляемого для травли зайцев, Falco lanarius. | Балбес, болван, неотесанный, глупый человек; особ. употр. если взрослый дурит, ребячится. Балобаново перо...

    Толковый словарь Даля

  • - балаба́н м. Народный духовой язычковый инструмент...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - балаб"...

    Русский орфографический словарь

  • - I балаба́н 1. "большой охотничий сокол, Falco lanarius", 2. сокол "Falco nobilis", укр. балаба́н. Сюда же собств. Болобанъ, Балабанъ по Тупикову с XV в. Ср. польск...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Балабан неотёсанный. Новг. Пренебр. Глупый, несообразительный человек. НОС 1, 26...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Один из крупных соколов, имеющий около 3/4 аршина длины. Водится в Юго-Восточной Европе, Сев. Африке и Средней Азии. Его дрессируют для соколиной охоты...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - 1. балаба́н, балаба́ны, балаба́на, балаба́нов, балаба́ну, балаба́нам, балаба́н, балаба́ны, балаба́ном, балаба́нами, балаба́не, балаба́нах 2...

    Формы слова

  • Гедеон Епископ Псковский и Нарвский. Родился в 1728, умер в 1765 году.Проповеди Гедеоновы славны и достойны того. Они исполнены христианского благочестия, умных рассуждений, нравственных истин и самых ораторских движений. Слог их неравен, однако ж ясен и вообще имеет довольно

    Операция «Гедеон»

    Из книги Тайное проникновение. Секреты советской разведки автора Павлов Виталий Григорьевич

    Операция «Гедеон» Эти события развертывались в первой половине 50-х годов вокруг нашего разведчика радиста Гарта, в создававшейся нами на Американском континенте разведывательной нелегальной резидентуре.Гарт был молодым человеком, опытным радиоспециалистом, которого

    Анастасия Белокурова БАЛАБАН БЫЛ ПЛОХ...

    Из книги Газета Завтра 886 (45 2010) автора Завтра Газета

    Анастасия Белокурова БАЛАБАН БЫЛ ПЛОХ... "Кочегар" (Россия, 2010, режиссер - Алексей Балабанов, в ролях - Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Тельнов). Косноязычие в названии этой статьи - не случайно. Главный герой,

    ГЕДЕОН

    Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

    ГЕДЕОН Когда Господь призвал к Себе пророчицу Девору, израильский народ вновь уклонился на пути беззакония и вызвал гнев Божий. Неверные были преданы в руки мадианитян, которые каждый год приходили в землю Израильскую и наполняли собой страну. Число их было столь

    6:1 - 8:35 Гедеон

    Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

    6:1 - 8:35 Гедеон 6:1-6 Притеснение от мадианитян. Известие о новом периоде отступничества после высокой песни хвалы в предыдущей главе воспринимается как потрясение. Тем более поразительно непостоянство израильтян, которые даже тогда, когда Господь так много делает для

    Судья Гедеон

    Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

    Судья Гедеон Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с востока переходили Иордан и, как саранча, обрушивались на поля израильских земледельцев. Враги появлялись каждый раз в то время, когда начиналась жатва. Такое бедствие продолжалось семь лет. «И… возопили

    Гедеон

    Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

    Гедеон Однажды за грехи евреев Бог послал на них врагов мадианитян, которые семь лет грабили их скот, травили своими стадами посевы и притесняли их самих. Когда же евреи стали просить помощи Бога, Он для избавления от врагов послал им Гедеона.Господь явился Гедеону, когда

    ГЕДЕОН

    Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

    Гедеон

    Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

    Гедеон Когда Аод умер, сыны Израилевы опять стали делать злое перед очами Господа, поклоняясь Ваалу, и Господь предал их во власть мадианитян. Те владычествовали над землёй израильтян семь лет. Едва успевали израильтяне вырастить урожай, как приходили мадианитяне и

    ГЕДЕОН

    Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

    ГЕДЕОН (Герасим Покровский), еп. (1844–1922), рус. правосл. богослов, миссионер, церковно–обществ. деятель. Род. в Орловской губ., в семье псаломщика. Окончил Орловскую ДС (1869), рукоположен во священника в 1872. В 1875 постригся в монахи. В 1884 окончил КДА и был назначен в Японскую

    Гедеон.

    Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

    Гедеон. Суд. 6–8Но недолго сыны Израиля были преданы Богу своих отцов. Обретя свободу, они быстро забыли Истинного Бога и начали поклоняться ханаанским лжебогам. За это Господь предал их в руки восточных кочевников. Мадианитяне, амаликитяне и другие кочевые племена с

    Гедеон

    Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

    Гедеон Из числа судей Гедеон прославился тем, что с малым войском, при помощи Божией, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Евреи должны были скрываться от них в ущельях и укреплениях. Такое несчастие заставило евреев одуматься и

    Гедеон

    Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

    Гедеон Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет.2 Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах, и пещеры, и укрепления.3 Когда посеет Израиль, придут

    Гедеон

    Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

    Гедеон Много было врагов у сынов Израилевых. И призвал тогда Господь юношу по имени Гедеон. Гедеон в ту пору скрывался от воинственного племени мадианитян, которые, по воле Господа, угнетали сынов Израиля за их прегрешения. Именно его, Гедеона, выбрал Господь как

Гедеон Балабан (до пострижения в монахи - Григорий Маркович Балабан; 1530 - 10 февраля 1607) - украинский церковный и политический деятель, православный львовский епископ (1569 - 1607). Происходил из мелкой украинской шляхты, был сыном предыдущего львовского епископа, Арсения (в миру Марка Балабана). Несмотря на первоначальную поддержку Брестской унии, с 1595 года и до конца жизни был ее противником.
До 1595 года
Начало 1590-х годов ознаменовалось для епископа Гедеона Балабана затяжными конфликтами со львовским Успенским братством, в основном, касающимися имущественных и иерархических прав. В частности, был неурегулирован вопрос о праве собственности на Уневский и Онуфриев монастыри. Киевский митрополит Михаил Рагоза, а затем и церковный собор 1590 г. в Бресте и константинопольский патриарх решили спор между епископом и братством в пользу братства и признали, что оно должно быть свободно от власти львовского епископа и подчиняться непосредственно митрополиту. Гедеон Балабан обратился к польскому королю с просьбой назначить комиссию для пересмотра этого дела, после чего митрополит с ведома патриарха объявил его лишенным сана и кафедры, как не подчиняющегося ни митрополиту, ни собору, ни патриарху и представившего чисто церковное дело на суд светской власти.

В 1591 - 1594 годах королю Сигизмунду III и папе Клименту VIII было подано несколько грамот с просьбой о введении унии в подчиненных Польше областях с православным населением. На этих грамотах вместе с другими подписями имелась подпись и печать епископа Гедеона Балабана. В январе 1595 года он собрал духовенство своей епархии на съезд, который объявил, что по примеру высшего духовенства признает власть римского папы. Таким образом, Балабан снова завоевал расположение сторонника унии митрополита Михаила. Митрополит восстановил его в епископских правах и даже отменил свое прежнее решение в пользу львовского братства.

С 1590 года Балабан был участником всех переговоров с Ватиканом об объединении православной и католической церквей. В 1590 году стал инициатором встречи епископов холмского и белзского Дионисия Зборуйского, луцкого Кирилла Терлецкого, пинского и туровского Леонтия Пельчинского, которая проходила в Белзе, где впервые был поднят вопрос объединения церквей.
После 1595 года
С 1595 года Балабан разорвал отношения со сторонниками унии, и с тех пор выступал в качестве ее последовательного противника, которым оставался и до самой смерти. В своем выступлении на Брестском соборе 1596 года Балабан заявил, что он и его сторонники отвергают унию, а митрополит и другие епископы, принимая ее, поступают незаконно. После этого епископы Гедеон Балабан и Михаил Перемышльский были лишены сана. Однако православный константинопольский патриарх Мелетий велел избрать нового митрополита вместо принявшего унию Михаила Рагозы, а до избрания назначил экзархом епископа Гедеона Балабана.

Еще ранее, с 1582 года Балабан выступал против введения на Украине григорианского календаря.
Просветительская деятельность
Еще в 1585 году Балабан помог львовскому братству обновить типографию Ивана Фёдорова. В начале XVII века открыл две типографии: в Клиросе (1606) и в собственном имении в Стрятине (ныне с. Стратин, Рогатинского района Ивано-Франковской области) (1604), где работал Памво Берында и издавались церковные книги («Служебник», 1604 и «Требник», 1606). Там же Балабаном были открыты две греко-славянские школы.

42 0

(в миру Григорий) - епископ Львовский, поборник православия против унии в юго-западной Руси; сын и преемник епископа Львовского Арсения (в миру дворянин Марк Балабан). Отец его получил в 1548 г. привилегию на Галицко-Львовскую епархию и в 1566 году выпросил у короля Сигизмунда-Августа грамоту на эту же епархию сыну своему, Григорию, который тотчас же и вступил в управление ею, не принимая духовного сана, и управлял под руководством отца более трех лет, до его кончины. Жизнь и деятельность Г. можно разделить на два противоположных по своему направлению периода: до Брестского собора 1596 г. и после него. Первый период протекает, главным образом, в борьбе Г. за свои имущественные и иерархические права с Львовским Успенским братством и его покровителями - патриархом Константинопольским и митрополитом Киевским, во второй же период Г. становится ревностным и самоотверженным защитником православия в юго-западной Руси. В 1569 г. Гедеон после смерти отца получил кафедру, но до 1576 г. ему пришлось вести борьбу с другим претендентом на Галицко-Львовскую епархию, Иваном Лопаткой-Осталовским, кандидатом Львовского католического архиепископа. В 1583 г. ему пришлось выдержать столкновение с Львовским католическим архиепископом Суликовским по поводу введения Григорианского календаря. Католики хотели силой принудить православных к его принятию. Во Львове архиепископ приказал запечатать все православные церкви, чтобы помешать отправлению богослужения в праздники по старому стилю. Г. внес протест против этого насилия в гродские книги, а на Варшавском сейме призвал Суликовского к ответу, но при посредстве некоторых вельмож заключил с ним мировую, причем Суликовский отказался от вмешательства в дела Львовской православной епархии. Утвердившись на кафедре, Г. прежде всего стал заботиться об увеличении своих материальных средств и укреплении своей власти. Еще отец его вел продолжительную борьбу с Львовским братством из-за обладания Уневским и Онуфриевским монастырями, находившимися под опекой братства. Сын продолжал эту борьбу, но характер ее теперь несколько изменился: спор шел не только об обладании тем или другим монастырем, но о подчинении всего братства с его церквами, монастырями и священнослужителями епископской юрисдикции. Поводом для начала борьбы было вмешательство в дела и обычаи Львовской епархии приехавшего на Русь Антиохийского патриарха Иоакима. Братство подчинилось его требованию отказаться от некоторых не понравившихся патриарху местных церковных обычаев, Г. же, напротив, не согласился с этим требованием. Затем возобновился спор из-за Онуфриевского монастыря. Обе враждующие стороны представили свое дело на рассмотрение Константинопольского патриарха Иеремии, также посетившего Русь. Патриарх, приняв сторону братства, 13 ноября 1589 г. подтвердил все его права и привилегии и дал ему монополию школьного обучения детей. Брестский церковный собор в июне 1590 г., рассмотрев спор епископа с братством, подтвердил, что Онуфриевский монастырь должен принадлежать последнему, а само братство должно быть свободно от власти львовского епископа. Митрополит Михаил Рагоза, считавший Г. своим викарием, также действовал против него в пользу братства. В январе 1591 г. митрополит прибыл во Львов, публично судил Г. в церкви по жалобам на него братства и, признав его виновным, запретил ему угнетать братство под угрозой лишения сана. Г. обратился с жалобой на братство и митрополита к патриарху Иеремии, который сначала как бы стал на его сторону, но затем снова признал правой противную сторону. 15 октября 1592 г. король Сигизмунд III дал братству грамоту, которой подтвердил все его привилегии, данные ему духовными властями, и утвердил за ним Онуфриевский монастырь. Тогда Г. упросил короля назначить комиссию для решения вопроса, кому должна принадлежать власть над церквами братства, епископу или митрополиту. Комиссия в феврале 1593 г. единогласно постановила, что братские церкви должны подлежать власти епископа; на это решение братство подало апелляцию королю, а митрополит послал Г. от себя и от имени патриарха запрещение править епархией за то, что он отвергает постановления патриарха и вопреки правилам перенес церковное дело на светский суд короля. Дважды позванный митрополитом на суд, Г. не явился ни разу. Собор 1593 г. (27 июня) произнес отлучение Г. с запрещением ему архиерействовать, а собор в июне 1594 г. вторично осудил его заочно, несмотря на то что он через своего уполномоченного объявил собор незаконным, так как на нем было с митрополитом всего два епископа и созван он в отсутствие и без ведома короля, находившегося тогда в Швеции. 10-го июля, на основании соборного решения, в Брестской соборной церкви провозглашено было архидиаконом отлучение львовского епископа Г. "от всех справ святительских". Когда же вскоре за тем поступили новые жалобы на Г., что он насильно завладел Уневским монастырем и жестоко обходится с монахами, то митрополит созвал собор в Новогрудке и 26-го сентября, по определению собора на основании прежних решений, патриарших и соборных, низложил Г. "с стану епископского и от всего сана святительского". Историк русской церкви митрополит Макарий объясняет действия митрополита Рагозы по отношению к Г. тем, что "митрополит отстаивал не столько братство, сколько самого себя, свою власть, свои права, на которые посягал его своевольный викарий; митрополит преследовал, силой церковных законов, епископа, который не хотел подчиняться не только своему архипастырю, но и соборам, и самому патриарху". С другой стороны, проф. Н. И. Петров так оправдывает действия Г.: "Естественный ход событий в Галиции и соседних с нею западнорусских областях требовал, чтобы, для отпору католицизму, образовалась из викариатства сильная материальными средствами, самостоятельностью, сосредоточением прав и авторитетом епископа власть. И Гедеон Балабан хорошо понял нужды и задачи местного православия того времени и во все время своей жизни неусыпно стоял на страже интересов своей епископской силы и власти, ведя за свои права неустанную борьбу и с львовским братством, и с митрополитом Киевским, и с восточным патриархом... Правда, меры, принимавшиеся Гедеоном Балабаном для усиления своей епископской власти, не отличаются строгой разборчивостью и никак не могут быть оправданы с общечеловеческой и православно-христианской точек зрения, но они объясняются и несколько извиняются духом того времени и общественно-политическими неурядицами в бывшем королевстве польском". Враждебные отношения между митрополитом Киевским и его викарием продолжались не долго; их примирил вопрос об унии с Римом. По-видимому, Г. примкнул к сторонникам унии не по убеждению, а под влиянием своей борьбы с братством и высшими церковными властями; так объясняли себе его поведение еще его современники: они смотрели на Г. как на человека, доведенного до крайности борьбою с братством и готового заключить союз с врагом, лишь бы выйти из своего тяжелого положения.

Уже в 1588 г. Г., сблизившись с Львовским католическим епископом, выражал ему желание принять унию. В июне 1591 г. четыре православных епископа, в том числе Г., заявили королю Сигизмунду III о своем желании подчиниться власти папы Римского. В мае 1592 г. дан им был ответ короля с обещанием покровительств и всяких льгот. В декабре 1594 г. Г. присоединился к акту о соединении с Римской церковью, составленному Кириллом Терлецким и Ипатием Потеем, а в январе 1595 г. созвал во Львове собор духовенства своей епархии, который 28-го января объявил, что по примеру верховнейших пастырей русских признает власть папы. Такие действия Г. подкупили митрополита. 25-го февраля он написал во Львов, указывая пути, каким образом может быть признана законной неявка Г. на суд, а после свидания с Г. в Слуцком монастыре разрешил ему по-прежнему святительствовать. 12-го июня Г., восстановленный в своих правах, подписал соборное послание митрополита и епископов к папе Клименту VIII. Но едва Г. выразил свое согласие на унию, как тотчас заявил свой протест против нее. В начале июня он приезжал в Острог к знаменитому ревнителю православия и противнику унии кн. К. К. Острожскому и просил, чтобы князь примирил его с братством. В конце июня Г. снова приехал к Острожскому и 1-го июля в его присутствии внес в актовые книги Владимирского гродского уряда протест против действий Луцкого епископа Кирилла Терлецкого, который, будто бы, получив от Г. и других епископов бланки с их подписями и печатями для написания на них жалобы королю на латинян за их притеснения, написал на этих бланках, вопреки желанию епископов, и подал королю какое-то предложение, противное православной вере. Личности митрополита Г. в своем протесте не касался и продолжал с ним быть в мирных отношениях до самого собора 1596 г. Когда во Львове получен был манифест от 24 сентября 1595 г. об унии, то братство внесло свой протест в гродские книги и объявило, что митрополит - отщепенец и не может быть судьей в деле братства с епископом. Митрополит послал братству позыв на суд с Г., но так как никто из братства не явился, то он 20 января 1596 г. уничтожил все прежние решения в пользу братства, признал епископа правым и подчинил ему Онуфриевский монастырь и городскую братскую церковь. 27 января Г. присутствовал на соборе у митрополита. Таким образом, он, с одной стороны, поддерживал сношения с инициаторами унии с Римом, а с другой стороны, в союзе с Острожским, действовал против них. Есть известие, что епископы Потей и Терлецкий, бывшие в Риме для переговоров с папой, послали оттуда письмо к Г. с ядом, с целью погубить бывшего союзника, превратившегося во врага. На Брестском соборе в октябре 1596 г. Г. стал уже открыто на сторону защитников православия. На этом соборе сразу образовались два враждебных стана: униаты собрались в одном помещении, а православные - в другом. Г. произнес речь, в которой заявил, что он и все собравшиеся хотят стоять и умереть за православную веру, а митрополит и епископы поступили незаконно, отреклись от повиновения Константинопольскому патриарху. Со своей стороны, униаты 9-го октября объявили Г. и других защитников православия лишенными сана и предали их проклятию, о чем на следующий день издали соборную окружную грамоту. 15-го декабря Сигизмунд III повелел всем православным своим подданным не признавать низложенных иерархов, но приказ его не имел никакой силы. Патриарх Мелетий велел избрать нового митрополита взамен отпавшего от православия, а до избрания назначил своими экзархами епископа Львовского Гедеона, архимандрита Кирилла Лукариса и кн. К. К. Острожского. Действительным экзархом стал Г. Он не только охранял от унии свою епархию, но и в других епархиях, униатских, по просьбе православных освящал церкви, выдавал антиминсы, ставил священников, на что епископы-униаты тщетно приносили свои жалобы митрополиту и королю. Г. много заботился также об учреждении братств (но не ставропигиальных, как Львовское Успенское братство), типографий, изданием богослужебных и учительных книг, заведением монастырей и преобразованием монашеской жизни. В 1604 г. он вместе с племянником своим, Федором Юрьевичем Балабаном, основал на своей родине, в местечке Стрятине, типографию, в которой в том же году был напечатан "Служебник", а в 1606 г. - "Молитвенник, или Требник, из греческого языка на словенский преведеный и исследованный". Другую типографию, с ученым братством справщиков при ней, он учредил в своей резиденции в Галиче (Крылос); оттуда вышло в 1606 году "Евангелие учительное" патриарха Константинопольского Каллиста. По совету патриарха Мелетия Г. задумал пересмотр и исправление богослужебных книг не только по славянским спискам, но и по греческим образцам, потому что западнорусские богослужебные книги, распространявшиеся преимущественно путем переписки, заключали в себе многие ошибки и искажения текста. При издании "Служебника" славянский текст сличался с древними славянскими списками и с греческим текстом. Перед изданием "Требника" Г. получил из Константинополя служебник и требник, высланные по его просьбе, и затем созвал на собор опытных священников и с ними рассуждал об издании; на этом совещании положено перенесть в новый требник из славянских требников необходимые чины, хотя бы их и не было в патриаршем списке. По повелению Г. были переведены с греческого языка сочинения Златоуста "О священстве" и "Беседы на деяния", но за смертью его они не были изданы. Отдавая предпочтение монашескому общежитию, Г. уважал и пустынножительство и поддерживал в своей епархии тот и другой вид иноческой жизни, получившей под его покровительством особое оживление. Долговременная борьба Г. с Львовским братством закончилась миром, заключенным 21 января 1602 г.: братство обязалось признать Г. как экзарха, а Г. обещал уважать права ставропигиального братства и не вмешиваться в его дела. Таким образом, он для блага церкви гораздо более уступил, чем братство. После примирения епископа с братством все силы местного православия объединились для борьбы с унией.

Значение деятельности Г. заключается в том, что он своим мужественным противодействием латинянам и униатам и своей организаторской деятельностью по внутреннему благоустроению западнорусской православной церкви немало содействовал к поддержанию бодрости и подъему религиозно-народного духа в среде западноруссов, которые долго еще потом не поддавались униатским обольщениям и насилиям. Вообще, по мнению проф. Н. И. Петрова, Г. в религиозно-нравственном и умственном отношении возвышался над другими современными ему западнорусскими епископами; есть известия, что он был сведущ в догматах и церковных канонах православной церкви, что же касается его частной жизни, то Львовское братство, его враг, не могло указать в его поведении никаких темных сторон, тогда как в то же время указывало в своих жалобах восточным патриархам на нравственные недостатки других архиереев и самого митрополита.

"Памятники русской старины в Западных губерниях", вып. VIII, "Холмская Русь", стр. 261-307 (проф. Н. И. Петров, "Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу православия и русской народности в Галиции и юго-западном крае России"). - Митр. Макарий, "История русской церкви", т. IX, стр. 250-672, т. Х, стр. 242-353; - Соловьев, "История России" (изд. Обществ. Пользы), т. II, стр. 1414-1461. - Иловайский, "История России", т. ІІІ, стр. 555-570, 699-700. - Архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы", I, 229-233.

{Половцов}

Гедеон Балабан

(Григорий Маркович) -епископ Львовский и Каменец-Подольский.

Родился в 1530 году.

С 1566 года, будучи еще светским человеком, помогал своему отцу, епископу Арсению, в управлении Галицко-Львовской епархией.

В 1569 году (по Строеву - в 1570 году), по смерти отца, хиротонисан во епископа Львовского и Каменец-Подольского.

Гедеон Антонский

(в миру Григорий) - архимандрит Курского Знаменского монастыря; сын казака Кролевецкой сотни, учился в Харьковском коллегиуме и был учителем Московской Академии, с 1738 г. фары, а с 1739 г. - инфимы и грамматики. По пострижении в январе 1740 года в монашество он в 1742 г. был назначен учителем синтаксимы, а затем в том же году - пиитики и риторики. В 1742-1744 гг. (по С. К. Смирнову, он еще в 1743 ...