Означают любимые цвета. Что говорит о человеке любимый цвет. Голубой цвет в психологии

Недавно познакомилась с женщиной, которая очень любит белый цвет. И мне подумалось: а ведь люди, в общем-то, не задумываются, почему они отдают предпочтение тому или иному цвету. Говорят: "Просто я люблю его" или "Он мне нравится,"или "Он мне подходит". Хотя давно известно, что, исходя из любимых цветов, легко нарисовать психологический портрет человека или его психологическое состояние на данный момент.
Любому человеку хочется находится в балансе. И для этого используются, так называемые, "гармонизаторы".Они бывают разные. ЦВЕТ относится к одним из них. Пытаясь оставаться в состоянии гармонии, человек ПОДСОЗНАТЕЛЬНО прибегает к использованию цвета как источнику определённой энергии , которой ему не хватает на данный момент. Поэтому ПРОСТО ТАК не может хотеться какого-либо цвета. Организм дает сигнал, что нуждается в балансировке, в гармонизации. Стоит обратить на это внимание, и проанализировать, что говорит наше подсознание. А что оно говорит, читайте дальше по каждому цвету. Я предлагаю рассмотреть каждый цвет в двух аспектах: подсознательном и неосознанном.
В "подсознательном" будет сформулирована в ОЧЕНЬ концентрированном виде та глубинная мысль, а вернее, мыслеформа , которая НЕ даёт человеку оставаться в балансе, в гармонии с собой любит определённый цвет и подсознательно выбирает его. Но ведь человек не постоянно, скажем, надевает один и тот же цвет. Так вот в "неосознанном" как раз и будет показано, как проявляется вовне состояние человека, что он показывает окружающим , другими словами, почему человек выбирает тот или иной цвет в определённый период времени.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное: Желание чистоты .
Человек подсознательно чувствует, что у него "грязные" мысли, помыслы или действия.
Он думает или делает что-то такое, за что сам себя корит, что считает для себя неприемлемым поведением. Желание очиститься, казаться или быть чище, чем на самом деле, заставляет человека прибегать к окружению себя белым цветом. (Невесты не в счет, т.к.здесь налицо традиции, хотя корни те же). Самооценка у такого человека довольно низкая, т.к. он сам собой недоволен . Но он хочет, чтобы остальные были довольны им.
Неосознанное : Поэтому надевший белое пытается показать всем, что он:
- хочет нравиться,
- хочет легко адаптироваться в том обществе, в котором находится,
- стремится к согласию и миру.
Короче, пытается показать себя лучше, чем считает себя внутри.
Значит, когда вы ловите себя на том, что чем-то собой не довольны, смело доставайте из шкафа давно забытую беленькую кофточку или купите новый белый кардиган..Белый цвет подпитает вас энергией чистоты
А если вас не устраивает "погода" в доме или почему-то напрягают отношения между членами семьи, постелите в салоне большой белый ковер, а можно и поставить белую мягкую мебель, ситуация должна нормализоваться.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное: Желание лидировать.
Человек по своим качествам НЕ лидер, но ему подсознательно хочется управлять, командовать, навязывать свою волю. Такие люди легко возбудимы, импульсивны, хотят обращать на себя внимание любыми способами, манипулируют людьми. По большому счёту, все эти качества обусловлены замаскированным чувством неполноценности.
Неосознанное: Поэтому надевший красное, хочет показать, что он:
- уверен в себе, знает себе цену,
- решителен, берет на себя ответственность,
- волевой, властный, альтруист.
Короче, максимально поднимает себе и в глазах окружающих свою самооценку, свою значимость.
Значит, если есть повод задуматься: а почему я оцениваю себя так низко? кто или что занижает мою значимость, не считается с моим мнением и не выполняет моих требований?, то почувствовать себя увереннее поможет красная блузка или рубашка, какой-нибудь красный шарфик или красное бельё (его никто не видит, но самооценка поднимается однозначно). Если же чувство неполноценности вызывает кто-то из домашних, купите в дом какую-нибудь красную вещь.

ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное : Желание креатива.
Человека засосала рутина жизни, ему хочется встрепенуться, почувствовать "экшн", добавить эмоций, действий, красок. Оранжевый цвет наделяет людей энергией действия. Такие люди энергичны, нетерпеливы, компетентны во многих областях, страстные мечтатели, целеустремленны, практичны и интуитивны. Как ни странно, в подсознательном такого поведения лежит неумение или нежелание расслабиться, страх одиночества, боязнь заскучать, не суметь себя занять, развлечь.
Неосознанное : Надевший оранжевое хочет показать, что он:
- полон жизни,
- генератор идей и неординарных решений,
- "вечный двигатель"
- "человек - праздник".
Короче, болото своей жизни наполняет движением и бурлением.
Значит, поймав себя на состоянии: что, заскучала? быт заел? праздника захотелось? или упадок сил начался? смело прибегайте к помощи оранжевой одежды или окружайте себя оранжевыми вещами.

ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное : Желание лёгкости .
Человек слишком сосредоточился на себе, его давят "лежащие на плечах" проблемы, он стал пессимистичным, придирчивым или циничным. Желание сбросить этот груз, стать легче, мобильнее и жизнерадостней подталкивает к выбору желтого цвета. Этот цвет наделяет человека такими качествами, как дружелюбие, спокойствие и непринужденность, общительность, смелость, любопытство, лёгкость на подъём. Такие люди легко приспосабливаются к любым условиям жизни.
Неосознанное : Выбирающий жёлтый цвет, хочет показать, что он:
- решителен,
- быстро и легко решает свои и чужие проблемы,
- оптимист,
- доброжелателен.
Короче, увеличивает "размах крыльев" для большей подъёмной силы.
Поэтому смело надевайте желтую одежду, шарфик, сумку или обувь и покажите всем, что вы не на словах, а на деле уже в процессе "пристёгивания крыльев", и теперь никакие жизненные проблемы не смогут вас опустить на грешную землю...

ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное: Желание покоя .
Человек находится под надоедливым чужим влиянием (на работе или в семье), но всячески ищет способ самоутверждения. Он осторожен и не конфликтен, и сам предпочитает наблюдать, а не действовать, чтобы не попасть в затруднительное или просто глупое положение. Такой человек быстрее отсидится в стороне, чем бросится решать жизненные проблемы.
Неосознанное : Надевающий зелёное пытается доказать себе и другим, что он:
- самодостаточен,
- не боится житейских трудностей и превратностей судьбы,
- деятелен и напорист,
- вызывает доверие.
Короче, успокаивает бурную жизнь вокруг себя и не поддаётся влиянию других.
Поэтому, если появляется ощущение усталости или темп жизни становится слишком быстрым, окружите себя успокаивающей энергией зеленого цвета.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ .
Подсознательное: Желание умиротворения.
Человек ощущает, что его чувства выходят из-под контроля. А также появляется желание избавиться от ненужной агрессии. В этом плане именно голубой цвет несёт атмосферу умиротворения и успокоения чувств.
Неосознанное: Голубая одежда и детали гардероба наглядно демонстрируют, что надевший их:
- креативен,
- полон воображения,
- чувствителен.
Короче, держит себя в руках, а чувства под контролем.
В наш сумасшедший век, полный переживаний и стрессов, мало, что действует так умиротворяюще, как голубой цвет неба и морских лагун...

СИНИЙ ЦВЕТ.
Подсознательное: Желание уверенности в себе.
Человек чувствует, что он вполне самодостаточен и психически стабилен, но становится эмоционально зависим, и ему не хватает чувства уверенности в себе и доброжелательности окружающих. Или как вариант: человек производит впечатление, что может всё на свете, но на самом деле (на подсознательном уровне) образец неуверенности и замкнутости.
Неосознанное: Многие фирмы выбирают для своей униформы именно синий цвет, т.к. он говорит, что перед вами человек:
- ответственный,
- умный,
- независимый,
- благожелательный,
- обладает достаточными знаниями в своей области.
Короче, профессионал и знает, что говорит и делает.

БИРЮЗОВЫЙ ЦВЕТ.

Соответственно см. ЗЕЛЁНЫЙ и СИНИЙ цвета. Проблемы с двух направлений, что встречается довольно часто.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ
.
Подсознательное: Желание погрузиться в свой внутренний мир.
Человек вынужден жить долгое время только настоящим, но он понимает, что будущее зависит от прошлого, а также ему хочется чувствовать себя мудрее и психически сильнее. Всем этим наделяет энергия фиолетового цвета.
Неосознанное : Фиолетовый цвет в одежде говорит, что перед вами:
- гармонично развитый человек,
- эмоционально чувствительный,
- духовный,
- тонко чувствующая личность.
Короче, человек, у которого внутреннее и внешнее находятся в полном соответствии и гармонии .
Последнее время потребность в энергии фиолетового сильно возросла, т.к. у нас практически не остается времени, а то и просто сил побыть наедине с самими собой.

РОЗОВЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное: Желание быть любимой /ым.
Человеку очень хочется вернуться в детство, когда его любили не за что-то, а просто потому, что он появился на свет, потому, что он - это он, единственный и неповторимый.
Неосознанное : Надевший розовое добавляет себе ощущение, что он:
- не испытывает недостатка в любви,
- добр к окружающим,
- не капризен,
- прагматичен.
Короче, всячески стабилизирует свою инфантильность и незрелость в эмоциях.
Очень интересно бывает понаблюдать, на какой именно части тела наши женщины "носят" розовый цвет. Ведь это тоже может кое о чём рассказать. Например, розовая блузка говорит о том, что перед нами женщина, подсознательно желающая объятий, прикосновений, телесных ощущений любви. Розовые брюки - она готова "бежать" навстречу своей любви. Розовая губная помада - она должна "чувствовать" любовь губами, поцелуями. Розовое бельё - в любви важна сексуальная составляющая. Розовый лак на ногтях - любовь нужно "трогать": держать любимого за руку, поглаживать, ласкать. Розовые украшения -любовь должна быть "красивой". Ну, и т.д. и т.п.

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное : Желание комфорта.
Человек начинает подсознательно ощущать некую опасность или дискомфорт. Энергия коричневого цвета как бы укутывает, как будто накрывает уютным клетчатым пледом (и правда, такие пледы в большинстве своем почему-то именно коричневые...)
Неосознанное: В данный момент времени человеку хочется показать, что он:
- твердо стоит на ногах,
- ценит традиции и семейные устои,
- в меру самолюбив и в меру эгоцентричен,
- достаточно скрытен и не сильно идет на откровенность.
Короче, свой собственный "кокон" создан, и только что-то экстраординарное может заставить человека из него вылезти.

СЕРЫЙ ЦВЕТ
Подсознательное : Желание постоянства, стабильности, баланса.
Человеку надоедает легкомысленность и нетерпеливость окружающих Ему хочется привнести в свою жизнь серьёзности и рассудительности. Этого и добавляет энергия серого цвета. Недаром человек, одетый в серый костюм, невольно вызывает уважение.
Неосознанное: Одежда любого оттенка серого цвета, от светлого до глубокого темного, говорит о том, что перед нами человек:
- трезво смотрящий на жизнь,
- рассудительный,
- не выскочка,
- взвешивающий и думающий, прежде, чем принять решение,
- вызывающий доверие.
Короче, человек, заслуживающий уважения, но и сам уважающий других.
Заметьте, знаменитые и богатые в хорошем обществе вовсю прибегают к респектабельному серому цвету. Таким образом, они и себе весомости добавляют, и другим сигнализируют о своём спокойном отношении и отсутствии агрессивности.

ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ.
Подсознательное: Желание спрятаться.
НЕ ОПРАВДАННЫЕ ожидания от жизни, не полученное ожидаемое внимание от семьи, не сбывшиеся ожидания признания от родителей или детей, от общества, рождают у человека депрессивный комплекс. Ему хочется убежать, закрыться от окружения. Черный цвет ассоциируется с темнотой, поглощает энергию, поэтому он создает впечатление прячущего цвета, скрывающего цвета. Говорят: "Чёрный стройнит". Но ведь он просто не подчеркивает выпуклости. А стройнит правильно подобранный силуэт. Это вам скажет любой портной. Балахон, как бы он не был чёрен, стройнить не будет...А только покажет и расскажет всем, что его обладатель в затяжной депрессии, пусть даже и подсознательно.
Неосознанное: Надевая чёрную одежду, покажите всем, что вы сегодня:
- закрыты и не готовы "раскрыть душу",
- меланхоличны,
- не авторитарны,
- пессимистичны.
Но... Делать это каждый день категорически не рекомендуется. Людям быстро надоест видеть перед собой пессимиста, и они вскоре отвернуться от такого человека. Чёрный оправдан в ежедневной носке только очень ДОЗИРОВАНО или в виде аксессуаров.
Недавно я была свидетелем, как женщина, увидев футболки 12 цветов на прилавке, воскликнула: "Боже, какие красивые цвета!" Но рука её потянулась за чёрной футболкой. На мой вопрос: "А как же цвета?" она, улыбнувшись ситуации, честно ответила: " Они не для меня." Вот так. Это уже диагноз...

2 7 290 0

Цвет неба и воды, васильков и сапфиров – это синий. Красота и жизнеутверждающая сила этой краски поражают. Но что значит этот цвет для тех, кто его выбирает? Какой символ он несет?

Значение в истории и религии

Синий – яркий и насыщенный цвет. Он – один из самых мистических и обожаемых всеми религиями. И это началось давно.

В древнем Египте в этот цвет окрашивали все жертвоприношения. Кроме того, это была особая краска, которая обозначала духовность. Во время разнообразных религиозных церемоний все священнослужители сияли синими головами – на них были надеты особенные парики лазурного цвета.

В Древней Греции боги Зевс и Гера главным цветом имели синий.

Майя тоже использовали эту краску как ритуальную. Все жертвоприношения у этого народа были раскрашены синим. Если в качестве жертвы выступал человек, он тоже был весь в синей краске.

В славян, давних европейцев, африканцев синий считался цветом траура и ужаса. Особенно, насыщенный темный синий.

Религия широко использует эту краску.

  • Индуизм считает синий цветом Кришны.
  • Буддисты синим изображают одного из 5-ти Будд Мудрости.
  • В исламе эта краска связана с мистикой, созерцанием.
  • Иудаисты используют синий в ритуальном облачении.
  • Священным этот цвет есть и для лютеран.

Христиане особенно почитают синий. Он обозначает духовность, божественность. Это цвет Девы Марии. На многих иконах присутствует эта краска, как особенное проявление тайны, веры и чистоты.

Позитивное и негативное влияние на человека

Синий цвет – холодный и серьезный. Он может приносить пользу и вредить.

Из положительных сторон можно выделить:

  • Если комнаты, в которых ведутся важные переговоры покрасить в светло-синие тона – это будет поднимать работоспособность, способствовать дружелюбности, информация усвоится скорее.
  • Если недолго посмотреть на интенсивный синий цвет, может нормализоваться сердцебиение и давление, человек может успокоиться.
  • Камни, которые имеют природную синюю краску помогают успокоиться, избежать неопределенности, справится с негативом и стрессовыми ситуациями.
  • Синий цвет помогает расслабиться. Для того, чтобы снять нервное напряжение, необходимо налить в стаканчик воду, и положив на стол синюю бумагу, поставить на нее стакан. Постараться максимально успокоится и 10 минут смотреть на стакан. Потом медленно, с наслаждением выпить воду. Вы почувствуете себя лучше.
  • Синий цвет обозначает уверенность. Дипломатический подход. Активность. Работоспособность. Это цвет сильных, умных, успешных людей.
  • Синий цвет – краска ораторов и писателей научной литературы, бизнесменов и политиков, людей, которые имеют острый ум, подвержены глубоким размышлениям. Не обращают внимание на интуицию и чувства. А верят фактам и конкретным цифрам. Синий помогает структурировать полученные знания, умения идти на компромисс и во всем находить «золотую середину».

Среди негативного о синем цвете можно сказать:

  • Если в помещениях слишком много синего цвета это негативно отражается на работоспособности. Также может вызывать нежелания вникать в рабочий процесс или заниматься делами вообще, иногда вызывает депрессию.
  • Если слишком долго смотреть на синий, можно почувствовать угнетенность, разочарование.
  • Синий может «подталкивать» к наркотическим зависимостям, депрессии, выпада с реальности. Также он может обозначать слабость и холодность, самолюбование, неуравновешенность, нестабильность.

Влияние синего во многом зависит от того, насколько активно его использовать. Главное – мера, и тогда он принесет пользу.

Любители синего

Синий цвет любят многие. Он имеет разнообразные оттенки, но главный признак – синева, все равно в них остается.

Синий любят люди, которые очень успешны и уверенны. Это цвет решительных, умных, сдержанных людей. Такие личности никогда не будут лезть в драку, они все решать по дипломатически.

Это цвет тех, кто никогда не сдается, выполняет работу четко, без задержек. Синий любят те, кто обожает стабильность, покой, неспешность, но в то же время умение найти компромисс и выйти из разнообразных ситуаций.

Люди, которые любят синий – добрые и порядочные, скромные и даже несколько замкнутые. Но синий – признак благородства, «голубых» кровей, дворянских корней.

Люди, которым нравятся разные оттенки синего – очень добрые, честные, им нужно много отдыхать. Ведь такие люди многое пропускают через себя. Такие личности очень переживают, если не получают одобрения своим делам среди окружающим. Им нужна поддержка и тепло.

Любители синего имеют повышенное чувство долга, обожают традиционность и постоянство. Синий – признак целомудрия, добропорядочности.

Те, кому неприятен синий, любят производить впечатление. Но скорее всего, это личности, которые внутри себя не любят людей, очень замкнутые и холодные. Это – легкомысленные и безразличные люди, которые на людях могут казаться очень приятными, но на самом деле совершенно другие. Такие личности умеют притворяться.

Значение в одежде

Синий цвет – частый гость во многих гардеробах. Если у человека много одежды именно таких тонов, значит это умная, независимая, терпеливая, нуждающаяся в тепле личность. Это человек сдержанный, неэмоциональный, неконфликтный.

Если гардероб наполнен нежными голубыми оттенками, скорее всего, его обладатель – особа романтичная, мечтательная, верящая в чистую и настоящую любовь.

Такой человек хочет, чтобы его заметили и оценили. Такая одежда очень хорошо подходит для лета. Она способна охладить не только в жаркие дни, но и остудить чувства и эмоции.

Если вы – бизнес-леди – одевайте деловые костюмы синего или темного синего цвета.

Это поможет сделать фигуру красивее, а партнерам увидеть у вас хорошего специалиста и надежного работника.

Если одевать джинсы – это не только красиво и удобно. Но и создается впечатление благородства и того, что вы любите качество и простоту.

Чтобы сосредоточиться на делах, научится принимать решения, необходимо одевать синее. Это поможет избавиться от непостоянства и частых смен настроения, поможет стать более стабильным и спокойным.

Значение в психологии

Психологи исследуют влияние синего цвета на человека. Если личность любит этот цвет, что становится понятным при прохождении полного теста Люшера, это значит, что человек любит покой, уравновешенность, ищет удовлетворения. Он ассоциируется с романтикой и вечностью.

Психологи и психиатры на базе цветовых предпочтений или любви к определенным цветам делают выводы о характере человека, его склонностях, складе ума, психическом состоянии и состоянии здоровья.
Цветовые предпочтения основываются на базе сформировавшихся ассоциаций и напрямую зависят от национальных традиций, образования, темперамента и пола. Некоторые исследователи говорят, что цветовые предпочтения - это биологически врожденные особенности.

голубой
оранжевый
фиолетовый
белый
розовый
зелёный
синий
коричневый
черный
красный

Ответы под катом.


О характере тех, кто любит белый цвет

Этот цвет символизирует чистоту и величие. Его выбирают открытые и самодостаточные люди. В целом же, характер приверженцев белого может быть самым разным, ведь в этом цвете и солнечные лучи, озаряющие пески раскалённых пустынь, и холод снега. Однако самих любителей белого цвета редко можно назвать переменчивыми натурами. Они, как правило, всегда знают, что им нужно от жизни.

Но если вы выбрали белый цвет, главное, не зацикливайтесь на чём-то одном, ведь жизнь становится интересней, если время от времени наполнять её пёстрыми красками!


О характере тех, кто любит оранжевый цвет

Любители апельсинового цвета обожают находиться в центре внимания. Как правило, им это вполне удаётся. Они напористы, талантливы и независимы.

Правда, независимость часто оборачивается непостоянством, особенно в любви. Но все недостатки людей, предпочитающих оранжевый цвет, обычно компенсируются тем, что они умеют даже самый обычный день превратить в праздник и заражают окружающих своей жизнерадостностью.


О характере тех, кто любит красный цвет

В мифологии красный цвет ассоциируется с богом войны Марсом. И люди, выбравшие этот цвет, - завоеватели по натуре. Они отличаются смелостью, силой воли, активностью во всевозможных сферах, но также властностью, вспыльчивостью и нетерпеливостью.

Любители красного цвета общительны и уверены в себе. Они умеют достигать успеха. Как правило, они никого не оставляют равнодушным: их либо обожают, либо ненавидят. Но именно любители красного делают нашу планету не таким уж и скучным уголком.


О характере тех, кто любит голубой цвет

Это цвет самого чистого неба. Именно поэтому его так любят лётчики, да и у десантников тоже голубые береты. Голубой нравится тем, кто умеет мечтать. А если вы выбрали этот цвет и ваша работа совпадает с призванием, то вам по плечу свернуть любые горы!

Те, кто предпочитает голубой, открыты для жизни, её радостей и приключений. Самое страшное для них - одиночество. Но в большинстве случаев это очень общительные люди, и одиночество им не грозит:)


О характере тех, кто любит фиолетовый цвет

Фиолетовый - это смесь таких разных цветов, как красный и синий. И любители фиолетового могут быть противоречивыми, загадочными, но неизменно это творческие натуры, которые умеют привнести свежую струю даже в самые рутинные занятия.

Те, кто предпочитает фиолетовый, как правило, отличаются незаурядным интеллектом и особым взглядом на мир. С ними легко и приятно общаться, но их очень трудно по-настоящему узнать.


О характере тех, кто любит серый цвет

Этот цвет довольно неприметный. Точно так же и те, кому он нравится, не склонны к показухе, осмотрительны и не слишком доверчивы.

Любители этого цвета неконфликтны и всегда стремятся к компромиссам. Порою это выливается в излишнюю уступчивость, хотя иногда среди предпочитающих этот цвет оказываются и настоящие «серые кардиналы», которым удаётся перехитрить всех.

В любом случае, если вы выбрали серый цвет, то в жизни вам важнее не яркие впечатления, а внутренний покой, и вы его умеете достигать.

О характере тех, кто любит жёлтый цвет

Этот цвет часто ассоциируется с солнцем, и выбирают его оптимисты. Любители жёлтого общительны и остроумны. Они умеют быть по-настоящему надёжными друзьями. Их влечёт всё новое и интересное. Да и сами они умеют привлекать к себе окружающих.

И если вы выбрали жёлтый цвет, значит, вы живёте в гармонии с миром и с самим собой, даже если у вас множество разных мелких проблем, ведь вы знаете, что рано или поздно они разрешатся.


О характере тех, кто любит розовый цвет

Это цвет романтики и грёз. Люди, которые его выбирают, обожают мечтать и являются утончёнными, ранимыми натурами.

Любители розового цвета, как мало кто другой, способны ценить искусство и красоту. Обычно это очень приятные в общении люди. Но им особенно необходимо, чтобы рядом был кто-то понимающий и способный поддержать в трудную минуту.


О характере тех, кто любит зелёный цвет

Зелёный цвет по праву считается цветом жизни. Не случайно с ним у нас ассоциируется даже природа.

Любители этого цвета, как правило, уверенные в себе и уравновешенные люди. Они неравнодушны, добры и щедры. В большинстве случаев те, кто выбирает зелёный, открыты для всего нового, но при этом сами редко идут на риск, предпочитая проверенные пути достижения цели.

Это очень приятные люди, как впрочем, и сам зелёный цвет:)


О характере тех, кто любит синий цвет

Это цвет спокойного моря. И люди, его предпочитающие, как правило, отличаются спокойствием и глубиной. Они доверчивы и скромны. Им свойственно избегать больших компаний. Но зато в близком кругу они часто становятся душой компании.

Любители синего цвета очень ответственны, иногда они могут показаться занудами, потому что тщательно обдумывают каждый свой шаг. Но зато они редко делают неверные шаги, и это одни из самых надёжных друзей, способные помочь не только словом, но и делом.


О характере тех, кто любит коричневый цвет

Это цвет древесной коры и земли. Люди, выбирающие коричневый, обладают ровным и спокойным характером. Зачастую они консервативны и любят одиночество и тишину.

Из человека, любящего коричневый цвет, вряд ли получится массовик-затейник. Но зато таким людям можно доверить любое дело, где успех будет зависеть от их умения контролировать себя и окружающих.

Те, кто предпочитают коричневый, верные друзья. Главное, не обижаться за них на то, что они всегда скажут вам в лицо именно то, что думают.


О характере тех, кто любит чёрный цвет

Этот цвет столь же неоднозначен, как и белый. Часто его связывают с чем-то мрачным. Но ведь именно с ним также ассоциируются чёрные лимузины, чёрная икра, чёрный жемчуг:)

Люди, выбирающие чёрный цвет, как правило, довольно решительны. А пессимистов среди них гораздо меньше, чем принято считать. Просто они знают цену жизни и порою смотрят на неё свысока. Подчас любители чёрного цвета эгоистичны, но при этом умеют ценить настоящих друзей.

анна основа

«На вкус и цвет товарищей нет» — гласит расхожая фраза. Приходилось ли вам задумываться почему так происходит? С чем связано зрительное восприятие? Какие тайны человеческой психики скрываются за банальными цветовыми предпочтениями?

Физиология восприятия цвета

Способность различать цвета не присуща нам с рождения. У новорожденного ребенка контрастное зрение: он различает светлое и темное. Следующий этап - замечает движения, после - форму и очертания, и в последнюю очередь начинает различать цвета.

Попадая на рецепторы глазной сетчатки - колбочки (они отвечают за цветное и черно-белое зрение) и палочки (отвечают за черно-белое зрение), фотоны цвета вызывают их возбуждение и торможение, передавая таким образом информацию в мозг.

Рецепторы сетчатки, отвечающие за цветное зрение (колбочки) человека и приматов имеют определенный тип светочувствительного пигмента, позволяющего различать цвета:

синий;
красный;
зеленый.

Томас Юнг в начале 19 века опытным путем показал, что все видимые цвета спектра можно получить путем смешения этих трех цветов.

Физиология восприятия цвета связана с высшей и примитивной областями деятельности коры головного мозга. Функции восприятия, различия и способность называть цвета - результаты развития человека, а не инстинктивные реакции, следовательно, находятся под управлением высших областей коры мозга. Примитивные же области мозга управляют рефлекторными реакциями на цвет (светлый и темный).

Психология восприятия цвета

Цветовое восприятие необъективно, так как на предпочтение того или иного цвета воздействуют многие факторы:

возраст;
жизненный опыт;
профессия;
состояние здоровья;
место и условия проживания;
психическое состояние;
принадлежность к определенной культуре;
яркость, насыщенность, скорость изменения цвета;
цвет фона, соседние объекты, освещенность.

В каждой конкретной ситуации, будь то выбор цвета наряда, интерьера, автомобиля, мы руководствуемся дополнительными факторами: будет ли гармонировать наряд с другими деталями одежды, соответствует ли цвет интерьера с жилым назначением помещения и так далее. Выбор полностью обусловлен.

Споры о том, какой цвет лучше лишены смысла, так как каждый индивид воспринимает цвета через призму собственного субъективного опыта.

Чтобы было понятно, почему так происходит, обратимся к истокам зарождения человечества.

Тогда для жизни на земле решающее значение имели два фактора: день и ночь. Свет и темнота. Ночью человек переставал заниматься активной деятельностью, инстинктивно посвящал это время отдыху, сну, восстановлению сил. Все процессы в организме, в частности, работа желез внутренней секреции, замедлялись.

День же приносил с собой возможность активных действий (добычи пропитания, ). Обмен веществ, работа желез усиливалась, приток энергии подталкивал к активным действиям.

Симпатия к тому или иному цвету обусловлена особенностями работы мозга и функционированием систем организма в определенный период жизни.

Чтобы стало понятно, какое значение имеет каждый цвет, что отражает благосклонность к одним цветам и отвержение других, обратимся к исследованиям швейцарского психолога Макса Люшера.

Цветовой тест Люшера

Психолог Макс Люшер длительное время изучал феномен зрительного восприятия. В результате получены данные о прямой взаимосвязи психологического состояния личности с наиболее предпочтительными цветами. Люшером создан уникальный в своем роде метод цветовой диагностики. Он получил название — тест Люшера.

Расскажем в общих чертах об упрощенной, однако достаточно информативной, версии теста.

Тест проводится путем раскладывания карточек, окрашенных в восемь разных цветов по принципу уменьшения симпатии к цветам. Карточкам присвоены порядковые номера:

основные цвета: синий (1), зеленый (2), красный (3), желтый(4);
вспомогательные: фиолетовый (5), коричневый (6), черный (7), серый (0).

При прохождении теста нужно отвлечься от взаимосвязи цветов между собой. Воспринимать только сам цвет отвлеченно, без каких-либо оценок, не размышлять о том, нравится ли вам одежда такого цвета, приемлемы ли подобные тона в интерьере.

Такая процедура проводится дважды. Осуществляя выбор во второй раз не нужно задумываться или вспоминать какие тона были выбраны ранее. Таким образом получится два ряда цифр, которые нужно записать в порядке предпочтения. На основании данных, полученных при прохождении теста, человек получает исчерпывающий анализ личного психологического состояния.

Интересно, что цветовой тест Люшера порой используется в качестве вспомогательного метода диагностики при постановке медицинского диагноза, способен предупредить о возникновении болезненных состояний: сердечной недостаточности, сжатий сосудов головного мозга, сбоев в работе желудочно-кишечного тракта.

Объективность теста обусловлена восприятием цвета через контрасты. Так, если организм подвержен чрезмерным нагрузкам, нуждается в умиротворении, покое, эмоциональном и физическом отдыхе, снятии напряжения - выбор инстинктивно падет на более темные цвета. Если же есть стремление к энергичной деятельности, занятию творчеством - результатом выбора станут более яркие тона.

Дальтонизм (неспособность различать один или несколько цветов) не препятствует прохождению теста и получению достоверных результатов.

Цвета для теста подбирались досконально на основании психологического и физиологического значения. Эти данные универсальны для любого человека. Главным условием является четкое понимание того, как проводится диагностика: испытуемый должен разложить цветные карточки в порядке их предпочтения на интуитивном уровне.

Интерпретация результатов теста проводится на основании расшифровки:

места (очередности) каждой карточки;
значения выбранных цветов;
значения соотношения цветов в парах карточек, находящихся на одной позиции при каждом выборе (например, при первом выборе лидирующее место занял зеленый, а при втором желтый цвет).

Люди, проходящие тест, часто бывают шокированы тем, что просто разложив разноцветные карточки, возможно настолько глубоко раскрыть психологическое состояние.

Приведем краткое значение позиций карточек

Цвет самой первой карточки в каждом ряду означает метод движения к цели, состояние, в котором человек стремиться достичь желаемого. Например, если на первом месте оказывается синий цвет, то главный метод - покой, умиротворение.

Вторая позиция - подлинная цель, то к чему стремится человек.

Третье и четвертое места отражают ситуацию, обстоятельства текущего периода жизни на момент тестирования.

Пятая и шестая карточки обозначают безразличие, их смысл не отвергается, но не имеет места в текущей ситуации.

Седьмая и восьмая - неприязнь, отвержение, антипатия, вынужденно подавляемые потребности.

Значение восьми цветов

Каждый из восьми цветов имеет конкретное значение, ниже краткие характеристики.

Синий цвет символизирует глубину чувств, покой, сосредоточенность. Люди, которые выбирают синий цвет, чувствительны, восприимчивы, хотят целостности. Им важна любовь, нежность, взаимная привязанность. Это цвет верности, он способствует философским размышлениям, концентрации. Не даром же можно бесконечно смотреть на море. Неприятие синего цвета свидетельствует о неудовлетворенных потребностях эмоционального характера, подавляемом желании покоя.

Зеленый цвет указывает на гибкость ума. Его психологические составляющие: упрямство, упорство, сопротивление переменам, самоуверенность. Люди, выбирающие зеленый цвет тверды в своих мнения, верны принципам. Им важно усиление собственной значимости, самоуважения, главенства над окружающими.

Красный цвет символизирует силу воли, кровь, огонь, мужское начало. Воплощает желания, страстные стремления. Возбуждающе действует на нервную систему. Поднимает кровяное давление, усиливает работу эндокринной системы.

Отвержение красного выражает раздражение от нехватки жизненной энергии, враждебность к возбужденной активности. Это может быть следствием физической слабости, усталости или сердечной недостаточности.

Желтый цвет - непосредственность, самопроизвольность, источник светлой радости и бодрого оптимизма. Тем, кто предпочитает желтый цвет свойственно стремление к счастью, надежда, импульсивность. Ожидание счастья проявляется в различных формах: от интимного приключения до духовных поисков, завершающихся просветлением. Если желтый цвет отрицается, то это явный указатель на то, что надежды и желания рухнули, личность ощущает себя в отчуждении.

Фиолетовый цвет - совокупность красного и синего. Представлен отдельным цветом, объединяющим импульсивную страстность красного и глубокую умиротворенность синего. Человек, которому нравится фиолетовый цвет верит в чудо, ждет волшебства, жаждет производить впечатления, хочет вызывать восхищение. Сохраняет детскую непосредственность во взрослом возрасте. Недаром, младенцы после того, как научаются различать цвета, из предложенных на выбор разноцветных игрушек выбирают фиолетовую.

Коричневый цвет означает важность физического восприятия. Выбор коричневого цвета указывает на то, что у человека существуют определенные физические недомогания, проблемы, невозможность обеспечить собственную безопасность, чувство беспокойства. Присутствует стремление к избавлению от проблем, доставляющих физический дискомфорт.

Когда тест Люшера проводили людям, прошедшим войну, большинство из них отдавали предпочтение коричневому в силу психологического упадка и проблем со здоровьем.

Черный цвет воплощает отвержение цвета. Черный цвет - это «нет», прекращение жизни, уничтожение. Люди, которые ставят черный цвет первым в списке своих предпочтений - отвергают все, протестуют, провозглашают, что их не устраивает установленный порядок вещей. Бунт - стиль их жизни. Здесь уместно вспомнить движение под названием «готы», которые отрицают правила, условности, не признают других цветов.

Серый цвет символизирует нейтралитет. Он не светлый и не темный, не яркий и не бледный. Он ничей, психологически нейтральный. Люди, выбравшие серый цвет и поставившие его на первое место желают оградиться от окружающего мира, хотят, чтобы в их жизнь никто не вмешивался. При решении собственных проблем занимают наблюдательную позицию.

Психология восприятия - наука тонкая, сложная, но безумно интересная. Внешние органы чувств получая сигналы из вне, отправляют их в мозг. Мозг на рефлекторном уровне (автоматически) соотносит полученные сигналы с внутренним состоянием организма, обрабатывает информацию, выдает результат. Таким образом, зная какие цвета нравятся человеку, можно с легкостью анализировать не только его внутренне психологическое состояние, но и физическое здоровье.

25 декабря 2013, 09:19
Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный - цвет Марса, синий - цвет Венеры, желтый - цвет Меркурия, зеленый - цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, оранжевый - цвет Солнца, фиолетовый - цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный» . В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Черный цвет , как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь.

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.

С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище - «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.

Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный - цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это - «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности - виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами - элитный напиток. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.

Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald"s и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.

Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.

Цвет и характер

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.

Психологи утверждают: если при этом преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего - маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий - сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.

Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей - оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

  • белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
  • черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
  • серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;
  • красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же - альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;
  • коричневый - выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;
  • желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);
  • синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
  • зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.

Цвет и работоспособность.

В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности - пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».

Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.

Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому - уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой - на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый - в сварочном цехе, синий - в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.

Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении офиса? Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Большие дозы желтого порождают излишнюю алчность (кому нужны вечно недовольные зарплатой сотрудники или предъявляющие завышенные финансовые требования партнеры?), а небольшие - стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов.

Литература.

  1. Цветовой личностный тест. - Минск, 2000.
  2. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. - Вестн. Моск. ун-та - сер 14. - 1988. - №3.
  3. Познай себя.- Москва, 1990.
  4. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев., 1990.

Еще о психологии цвета: