Междометие. Виды междометий по происхождению и структуре. Многозначны ли междометия

Май 13th, 2016 admin

Рыскулбекова Багдат Закировна

Курс 1

Дисциплина Русский язык

Тип и вид занятия: Комбинированное занятие

Цель занятия:

Задачи:

  1. Обучающая показать роль междометий в речи; формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия; закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных.
  2. Воспитательная воспитание интереса к предмету; воспитание умения работать в парах.
  3. Развивающая формировать устойчивый интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию к учению; развивать языковое чутьё, умение анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы.

Ожидаемые результаты:

  1. Студенты должны понимать : роль междометий в речи; уметь находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия; уметь отличать самостоятельные части речи от служебных
  2. Студенты должны иметь ценностные установки: интерес к предмету; уметь работать в парах.
  3. Студенты должны уметь: анализировать языковой материал, делать выводы на основании наблюдений.

Межпредметная связь: русская литература, казахский язык

Эпиграф:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.

Ц. Ангелов.

Ход занятия

  1. Оргмомент. Приветствие.
  2. Активизация имеющихся знаний.

Отрывок сказки Ф. Кривина “Междометие”(Студенты читают сказку по ролям)

Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

— Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

— Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.

— Работа в парах: составление кластера “Что умеют самостоятельные части речи?”

— Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.

— Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.

Анализ предложения . (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)

Для вежливости открыты настежь любые двери.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.

— Выполните морфологический разбор частей речи:

Существительное “двери” разбираем коллективно.

Индивидуальная работа – разбор слова “настежь”, “открыты”.

Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)

Продолжаем.

Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица.

— Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)

Работа с текстом (он распечатан для каждого ученика.)

Задание: прочитайте текст, вставьте пропущенные слова и найдите служебные части речи

Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.

Есть ли «связь» с языком, на котором говорит человек, с морщинами на его лице? Да, есть, и самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих на разных языках. Самым «жестким» для лица, по его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

Всё это приводит к преждевременному его старению, появлению морщин и к складкам. Самыми «щадящими» для кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, как испанский, итальянский и русский.

Для чего же необходимы служебные части речи ? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)

Продолжаем…

Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

  1. Знакомство с новым понятием.

Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь.

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать. Нужно узнать, что умеет делать Междометие.)

Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз.

Наречие: А ведь верно, так оно и было.

Учитель: Ребята, прежде чем Междометие начнет о себе рассказывать, возьмите ручки. Вам необходимо заполнить пустые строки в рассказе на лингвистическую тему (опорный конспект распечатан для каждого ученика заранее.)

Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Здравствуйте! Извините! Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется. А если дело плохо, говорят: “Крышка! Капут!”

Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.

Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись.

Наречие: Да, но Междометие не изменяется…

Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи.

Существительное: И членом предложения ты не являешься…

Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз? Да и потом… Ну-ка, ребята, запишите предложения.

Анализ предложений. Определение роли междометий.

Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай. (В первом предложении “бай-бай” — подлежащее, во втором – сказуемое.)

Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.

Мне, – сказало Междометье.
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово (все учащиеся хором): Ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово: Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово: Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово: Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово: Ух!
(А. Тетивкин)

Учитель: (указывая на эпиграф):

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междомений.

Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком.

Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

Рассмотрим типы междометий:

Междометия используются для выражения:

— эмоций: ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу…

— команды, приказа, призыва, побуждения к действию: на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау…

речевого этикета: здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово…

Это любопытно!

1.Оказывается, люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными, птицами.

Сравните:

2.Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?

Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку! . Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка , у болгар – кукувица , у немцев – кукук , у французов – куку , у итальянцев – куконо . Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.

  1. Закрепление новых знаний.

1)Потренируемся: многозначные междометия

Некоторые междометия являются многозначными, так как с их помощью выражаются различные чувства. Проанализируйте текст, найдите междометия, скажите, какие чувства они выражают, обратите внимание на интонацию .

  1. Ах, чем я виноват? (И.Крылов) – (Испуг.)
    2. Ах, как это неприятно! – (Огорчение.)
    3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? (М.Сервантес) – (Упрек.)
    4. Ах, как я люблю весенние зори! – (Восхищение.)

Вывод: Междометия выражают разные чувства: страха, восхищения, огорчения, упрека и др. Междометия не являются членами предложения и в синтаксическую связь с другими словами не вступают.

2)Самостоятельная работа: работа по карточкам

1 ряд выписывает предложения с междометиями, выражающими чувства.

2 ряд – предложения с междометиями, выражающими побуждение к действию.

3 ряд – предложения с этикетными междометиями.

  1. Подведение итогов урока.

— С какой частью речи мы сегодня познакомились?

— Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?

6.Рефлексия.

А теперь небольшой тест, как вы поняли сегодняшнюю тему. Карточки с заданиями заполняет каждый ученик.

  1. Домашнее задание.

Для всех : подготовить устный рассказ о междометии.

На выбор : Выписать 6 предложений, в которых встречаются междометия.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения “Этимологи рассказывают…” о происхождении междометий баю-бай, здравствуй, спасибо, пожалуйста.

7.Выставление и комментирование оценок.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

§1. Общая характеристика междометий

Междометия - самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Междометия - это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия - это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека.

Порезал палец: - Ой!
Узнал результат ЕГЭ: - Слава богу!
Услышал неприятный запах: - Фу...

Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми.

§2. Образование междометий

По образованию междометия делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные: ах, ох, ух, эх, фу, тьфу и др.
Производные: Батюшки!, Батюшки светы!, Чёрт побери!, Господи!, Боже мой! Вот тебе на!, Была не была!, То-то!, Ещё бы!
Класс междометий продолжает пополняться, в частности, за счет устойчивых сочетаний. Самым распространённым способом образования является переход в другую часть речи.

Значения междометий разнообразны, что позволяет выделить разряды по значению.

§3. Разряды по значению

Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук. Важно, как его произнести. Длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) - все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении). Тем не менее можно говорить о группах междометий с разным значением.

  • Эмоциональные: Ай , ой , ах , ох , ух , эх , у-у-у , ой-ой-ой , фу , тьфу , чу , боже , боже мой , слава богу , ура , увы , О! , о-о-о , А! , а-а-а и др.
  • Волеизъявительные: вон , прочь , долой , стоп , брысь , цыц , тс-с , ш-ш , ч-ч-ч , кис-кис , цып-цып , но , тпру , айда (из татарского), караул (из турецкого), алло (из французского), бис (из латыни) и др.
  • Глагольные (звукоподражательные*, приближающиеся к передаче значения действия): бац , стук , бух , чебурах , хлоп , толк , трах , жик и др.
  • Этикетные: спасибо , мерси , здрасьте , привет , пока , пожалуйста , простите и др.
  • Бранные: черт , черт возьми , черт побери и др. Сюда же относится слово блин , используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и др. отрицательных эмоций.

Не путай:

Глагольные звукоподражательные междометия нужно отличать от звукоподражаний типа: динь-динь, му-у, гав-гав, чик-чирик, кар-р, га-га-га , которые являются звуковым подражанием реальным звукам и не являются частью речи.

§4. Синтаксическая роль междометий

Междометия могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания. Особенностью таких высказываний является отсутствие особой синтаксической оформленности, особой структуры.

Возможны междометия и в составе предложения.

По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего)
Вдруг я услышал ау! (междометие в роли дополнения)
Он трах меня по голове! (междометие в роли сказуемого, роль междометия приближается к глаголу)
Мышеловка хлоп , захлопнулась . (междометие в роли сказуемого, роль приближается к глаголу)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли междометие частью речи?

  2. Отличается ли междометие от всех других частей речи: самостоятельных и служебных?

  3. Верно ли полагать, что междометия выражают спонтанные эмоциональные реакции говорящего?

  4. Верно ли думать, что междометия выражают только положительные реакции?

  5. Междометия - это однородный класс слов с точки зрения их образования?

  6. Междометия - это однородный класс слов с точки зрения их значения?

  7. Какой способ словообразования активнее всего используется для образования междометных слов в современном языке?

    • Аббревиация
    • Переход в другую часть речи
    • Сложение основ
  8. Многозначны ли междометия?

  9. Есть ли у междометий омонимы в других частях речи?

  10. Каким членом предложения является междометие в примере: А он вдруг чебурах со стула! ?

    • Подлежащее
    • Сказуемое
    • Определение
    • Обстоятельство
    • Дополнение

По своему строению междометия делятся на первообразные (первичные) и производные, среди которых выделяются простые, т. е. состоящие из одного слова, и составные, т. е. состоящие из двух и более слов.

Первообразные – это междометия, не соотносительные в современном языке ни с одной частью речи. Это слова, состоящие, как правило, из одного-трех звуков: а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, ей-ей, гей, и. их, на (на карандаш), но-о. ну, о. ого, ой, ох, тпру, тю. тьфу, у, увы, улю-лю-лю, уф. ух, фи, фрр, фу, ха, хи, хо, цыц, э, эй. эх, эхм. К первообразным относятся также междометия типа ой-ой-ой, ай-ай-ай, т. е. образованные повтором первичного междометия (ср. с первообразными предлогами типа из-за).

Производные междометия генетически соотносительны с частями речи, существительными: батюшки, матушки, господи, боже, черт", глаголами:здравствуйте, пожалуйста, извините, пли (из пали), скажите, помилуйте; наречиями: вон, прочь, долой, полно, те, тш, ш-ш, цс (последние четыре междометия образованы из тише). К производным относят сочетания первичного междометия с частицей: ей-же-ей, ой-ли, да уж, ну уж, ну да, ну же.

К производным междометиям относят и заимствованные слова типа айда, алло, апорт, ату, пли, марш, ура, тубо и др.

К составным междометиям относятся такие сочетания, как боже мой, боже праведный, господи боже мой, боже упаси, упаси бог, господи помилуй, слава богу, черт побери, черт-те что, что за черт, черта с два, черт возьми, с ума сойти, поди ж ты, вот тебе на, вот тебе раз, вот то-то и оно, как бы не так, чтоб тебя.

Звукоподражания

К междометиям примыкает особая группа так называемых звукоподражательных слов. Это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом условно имитируют (условно воспроизводят) издаваемые человеком, животными, предметами звуки: мяу-мяу (кошка), гав-гав (собака), кря-кря (утка), га-га-га (гусь), кукареку (петух), хрю-хрю (поросенок), чик-чирик (воробей), тик-так (часы), кап-кап (о воде), пиф-паф (передается выстрел), апчхи (соответствует чиханию) и т. п.

В «Русской грамматике-80» звукоподражательные слова рассматриваются вместе с междометиями. Не отделял их от междометий и В. В. Виноградов. Они действительно похожи на глагольно-междометные формы: а) не имеют понятийной семантики: действие не называют, а изображают, причем изобразительная функция у звукоподражательных слов отражена уже в их названии; б) в предложении они также могут быть сказуемым (А кукушка ку-ку да ку-ку сутра до вечера);

в) могут предшествовать предложению, формируя особое (изобразительное) высказывание. Ср. 1 (глагольное междометие) Скок-скок-скок! Молодой дроздок по водичку пошел, молодичку нашел. 2 (звукоподражательное слово) Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха (Пушкин); Стрелка переползает десятую минуту и – тонк-танк – идет к четверти одиннадцатого (Булгаков).

Есть такие лексемы, которые одновременно могут быть поняты и как глагольное междометие, и как звукоподражательное слово. Таковы, например, бац, плюх, трах, хлоп, щелк. трресь: Бац. бац! раздались выстрелы (Чехов), Вдруг что-то: тррресь! (Чехов, пример из «Грамматики-80»), Ахилла меня за сюртук. Я повернулся... трах! пола к черту <...> (Лесков, пример В. В. Виноградова).

Однако полностью глагольно-междометные формы и звукоподражательные слова не совпадают. Прежде всего в отличие от глагольных междометий многие из них лишены экспрессивно-эмоциональной окраски. Звукоподражания могут сопровождать (и это не свойственно глагольным междометиям) образованный от них глагол, как бы воспроизводя названное глаголом действие: уточки закрякали кря-кря-кря, кошки замяукали мяу-мяу-мяу. собаки залаяли гав-гав-гав. Звукоподражательные слова, как и собственно междометия (но не междометно-глагольные слова), являются производящей базой для глаголов: чирик чирикать, тик тикать, мяу мяукать, хрю хрюкать, гав гавкать и др. (ср. ой ойкать, ах ахать, тьфу тьфукать). Подобно собственно междометиям, звукоподражательные слова могут субстантивироваться и быть в предложении подлежащим или дополнением: Из соседней комнаты доносится монотонное бу-бу-бу; Но бестолковая кукушка. Самолюбивая болтушка, одно куку свое твердит (Пушкин). Для глагольных междометий субстантивация в целом не характерна.

В детской речи некоторые звукоподражания могут выступать в номинативной функции и «употребляться как наименования тех животных и предметов, звуки которых они воспроизводят: Чик-чирик улетел. Хрю-хрю бух в лужу. Иди покорми му-у. Тик-так не трогай» .

Итак, звукоподражания являются словами, в которых есть и междометные и индивидуальные свойства. Это позволяет и объединять их с междометиями, и выделять в особый лексический разряд на периферии частей речи.

Звукоподражательные слова делятся на группы в зависимости от того, что они воспроизводят: 1) звуки людей, 2) звуки животных и птиц, 3) звуки явлений природы, 4) звуки, издаваемые предметами, 5) звуки, образуемые действиями человека.

По структуре звукоподражательные слова бывают одиночными и повторяющимися: Вот барыня в каракуле <...> Поскользнулась и бац! – растянулась (Блок); Бац-бац! В лесу стреляют; Кто-то едет в чистом поле. Колокольчик дин-дин-дин (Пушкин).

К междометиям звукоподражательные слова относятся на основе типологического сходства: они 1) не выражают понятий, 2) не имеют определенной грамматической оформленности, 3) в системе частей речи находятся на периферии.

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.