История офицерской кавалерийской школы. Какое образование получил писатель

Подробное решение Страница 180-196стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009

1. Расскажите о семейной драме Лермонтовых.

Тяжелая семейная драма М.Ю.Лермонтова наложила отпечаток на всю его жизнь и судьбу. Его мать Мария Арсеньева принадлежала по материнской линии к знатному аристократическому роду Столыпиных, богатых, влиятельных, всегда занимавших высокие государственные посты в Российской империи. Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, твердо знала, что и зять ее будет из такого же славного и богатого рода. Однако жизнь распорядилась иначе. Мария, относившаяся к типу мечтательных и излишне впечатлительных барышень, начитавшаяся сентиментальных романов, влюбилась и вышла замуж за обедневшего помещика неизвестного роду-племени, старше ее на восемь лет, красивого и статного, но не способного дать своим будущим детям ни богатства, ни титула, ни, что было самым главным, знатной родословной.

После свадьбы молодые переезжают в Тарханы, родовое имение Арсеньевых, однако их семейная жизнь не сложилась. Исследователи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова строили много гипотез относительно этого. Наиболее часто называют «недовольство Е.А. Арсеньевой браком дочери... и охлаждение Юрия Петровича к жене». Отношения Юрия Петровича с Елизаветой Алексеевной еще более обострились после смерти Марии Михайловны, матери маленького Михаила, в 1817 г. Юрий Петрович уезжает из Тархан в свое имение Кропотово, а сына оставляет на воспитание у бабушки: таково было ее условие в завещании (некоторые биографы М.Ю. Лермонтова считают, что за отказ от воспитания сына Юрий Петрович получил от Е.А. Арсеньевой 25 тысяч рублей. Однако этот факт не доказан).

Отец к этому времени увяз в долгах и не мог дать сыну должного образования и высокого положения. Он вынужден был согласиться, обрекая Михаила на полное сиротство. И если ласку матери могла заменить любовь бабушки, то отца ему не заменил никто. Редкие встречи по праздникам еще больше усугубляли одиночество, боль от которого не раз выльется в горькие строчки: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...». Юрий Петрович любил сына, он виделся с ним в Кропотове в 1827 году, а потом каждый год в Москве. К сожалению, до нас не дошла переписка М.Ю. Лермонтова с отцом. Известно только завещание Юрия Петровича, в котором нашла выражение его горячая любовь к сыну и ответная любовь, нежное отношение Михаила к отцу, понимание Юрием Петровичем таланта сына. Вот фрагмент из этого завещания: «... ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это т а л а н т, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!... Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь, твое ко мне внимание». Одни только обращения отца к сыну: «любезнейший сын мой», «бесценный друг» говорят о нежном и любовном отношении Юрия Петровича к разлученному с ним сыну.

2. Какое образование получил писатель?

Бабушка не жалела никаких средств для того, чтобы нанять внуку самых лучших учителей из Москвы и Петербурга. Он получил великолепное домашнее образование, знал несколько языков, прекрасно играл в шахматы, играл на фортепиано и скрипке, сочинял музыку, великолепно рисовал, писал стихи, рано начал заниматься переводами с разных языков, много читал. Лермонтов увлёкся творчеством поэта-романтика Дж. Байрон. Михаил был зачислен в Московский благородный пансион - привилегированное учебное заведение для детей аристократии. Он хорошо учился, много писал. В 1830 году он поступает в Московский университет, из которого был отчислен в 1832 году за пропуски занятий. Лермонтова возмущала атмосфера, царившая в университете: доносы, слежка, проследование за свободомыслие. В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще.

В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

3. Почему Михаил Юрьевич решил делать военную карьеру? Как его принимали в аристократическом обществе Москвы и Петербурга?

После отказа из Петербургского университета по совету знакомых он поступил в юнкерскую кавалерийскую школу, которая готовила будущих офицеров. Многие из них после школы служили в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшему в Царском Селе, почти в Петербурге. Это привлекало Лермонтова. К тому же офицерство всегда было особой средой, среди них было много людей с передовыми взглядами, из этой среды, как известно, вышли многие декабристы. Но в тот период время было уже другим. Учеба в юнкерской школе характеризуется как «два страшных года», отданные бессмысленной муштре и парадам, пребыванию в казарме, где запрещалось читать даже художественную литературу. Но и здесь ночами, прячась в дальних классах, Лермонтов читал или писал. После окончания юнкерской школы Михаил Лермонтов становится корнетом лейб-гвардии гусарского полка. В этом привилегированном полку несли военную службу представители самых известных аристократических семей России. Очень быстро он входит в высшее общество, где приобретает репутацию «светского льва», пользуется успехом у дам благодаря своему обаянию и острому уму. В этот период у него появляется много друзей, но и не меньше врагов.

4. Назовите адресатов любовной лирики поэта. В чем своеобразие лермонтовской трактовки этой темы?

Любовная лирика занимает в творчестве Лермонтова объёмный период. Эти стихотворения отличаются богатством содержания и становятся похожими на миниатюрные «лирические романы» со своим сюжетом, глубоким философским обобщением, выражающим позицию автора. Адресованные конкретному человеку - В. Лопухиной, Е. Сушковой, Н. Ивановой и другим женщинам, они не всегда посвящены только конкретному событию или отношениям поэта к ним.Лермонтов раздвигает рамки стихотворения, «прививает» ему ростки иных жанров. Такова, например, миниатюра «Нищий», адресованная Е.Н. Сушковой. Двенадцать строк, три строфы. Из них лишь последняя непосредственно обращена к адресату. Две же первые представляют самостоятельную картину. Вспомним стихотворение.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Лишь в последнем четверостишии мы чувствуем скрытый лиризм произведения обнаруживает себя в последнем четверостишии. Здесь поэт выражает свои чувства, обманутые любимой. Страдания нищего оттеняют страдания лирического героя, который обманут любимой, как нищий - жестокими людьми. И кажется в простом стихотворении о любви возникает глубокая философская тема отношения людей к страданию другого человека. Любовная лирика Лермонтова, в основном, трагична. Причиной этому была несчастная любовь поэта к Вареньке Лопухиной, которая была его музой и которой он адресовал много стихов (часто они скрывают адресата под буквой «К...»): «Не привлекай меня красой...», «Мы снова встретились с тобой...», «Расстались мы, но твой портрет...» и многие другие.

Поэт видит невозможность счастливых отношений и сознательно удаляется от этой любви от мира, окружая себя романтическим ореолом мученичества:

Душа моя должна прожить в земной неволе

Недолго. Может быть, я не увижу боле

Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.

Отчужденность от мирских страстей подчеркивается поэтом в тексте стихотворения следующей строкой: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом».

Для поэта не существует понятия скоротечной, приземленной любви - это чувство единственно вечно и прекрасно. Иногда он отходит в сторону от своих верований, но эти строки - минутная слабость поэта:

У ног других не забывал

Я взор твоих очей.

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней.

5. В чем особенность творческой манеры Лермонтова-романтика? Раскройте тему на примере конкретных произведений.

До 1837 г. творчество Лермонтова развивается под воздействием романтизма. Его юношеская лирика - это размышления человека, углубленного в познание самого себя, противопоставляющего себя обществу, окружающей его пошлой и ничтожной жизни. Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы свой души, талант и знания. «Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал...», - заявляет молодой поэт в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Среди огромного количества стихов этого периода - «Парус», «Я жить хочу! хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Жалоба турка», «Предсказание», «Наполеон», «Мой демон», «Монолог», «Один среди людского шума...», «Одиночество» и др. яркими примерами романтизма в творчестве Лермонтова стали поэмы «Демон» и «Мцыри». В этих произведениях романтический герой ощущает себя «избранным». И хоть душа его стремится обрести покой и гармонию, он не в силах избавиться от мучительного одиночества, которое становится расплатой за независимость и свободу. Героя переполняют взаимоисключающие чувства - тоска по невозможному и озлобленность на окружающий мир. Романтический герой у поэта - это вечный оппозиционер. В знаковом стихотворений этого периода «Нет, я не Байрон, я другой...» поэт противопоставляет себя Байрону, толпе, океану жизни, самому Богу, восстает против всего мира. Слвоно парус, гонимый всеми, плывет по жизни, лишенной для него цели, смысла, желаний.

6. Как связан с жизнью и творчеством поэта Кавказ?

Кавказ - красной нитью проходит сквозь жизнь и судьбу Михаила Лермонтова. В детства он первые попал сюда и был поражен и восхищен. Здесь он находился для поправки его слабого здоровья. Кавказ навсегда остался глубоко в сердце, его величественная природа, нравы горцев, их праздники, игры, легенды и предания. Здесь Лермонтов испытал и первую влюбленность в «девочку лет девяти... ее образ и теперь еще хранится в голове моей...» - напишет он позднее в дневнике. Именно кавказская тема станет преобладающей в творчестве писателя. Эти произведения займут большое место среди ранних романтических произведений. Уже в 14 лет Лермонтов создаст поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек». Произведения о Кавказе Лермонтов создавал в самые разные периоды жизни: во время учебы в пансионе, в университете, будучи юнкером. Именно эта страна гор станет местом действия его яркой поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени». В Кавказе он будет отбывать ссылку, будет служить и погибнет на дуэли.

7. В каких поступках и стремлениях лермонтовский Демон несет черты героя «высокого» романтизма?

«Высокий романтизм» присущ поэме «Демон» и является ярким примером романтизма в русской поэзии. Известно, что он задумал это произведение еще в 9 лет, а к концу жизни написал уже 7 ее редакций. Романтический образ Демона - вселенского зла - привлекал поэта, как и многих других творцов. Но Лермонтов взглянул на этот образ по-иному. Он разглядел в нем страдающую душу, которая жаждет любви и перерождения в носителя добра. Вспыхнувшее чувство любви Тамаре – как возможность к искуплению своих грехов и избавление от вечного одиночества: «Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру». Но Демон обречен оставаться носителем зла, обречен на вечное скитание Богом-отцом за свою непомерную гордость. Законы вселенной сильнее желания гордой личности переродиться. Поэтому грустен и понятен итог -у язвленный тем, что ангел забирает на небо душу Тамары, которую он считал своей, «...проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..»

8. Расскажите о военной службе Лермонтова. В каких произведениях писателя и каким образом отразилась военная тема?

Военная служба Лермонтова началась в лейб-гвардии гусарского полка, где служили представители самых знатных аристократических семей. Лермонтов быстро разочаруется и ощутит отвращение к этой пустой и скучной суете юнкерской, а затем и офицерской жизни. Его духовая жизнь тщательно скрыта ото всех. Лермантов-творец много читает и пишет («Боярин Орша», «Маскарад», пьеса «Два брата», роман в стихах «Сашка», роман в прозе «Княгиня Литовская», многочисленные стихотворения). Однако после его стихотворения «Смерть Поэта» 20 февраля 1837 года его арстовали и отправили на гауптвахту. После этого он переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе; потом, по просьбе бабушки, его переведут в гусарский полк, стоящий вблизи Пскова. Прослужит он там не более двух месяцев. Император изъявит волю, даст полное прощение «корнету Лермонтову» и согласится на его восстановление в лейбгвардии гусарском полку. Служба в этом полку не доставляла особых хлопот и позволяла много работать над произведениями «Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова», новыми редакциями «Демона», стихотворениями «Дума», «Поэту» и другими. Однако дуэль с сыном французского посланника Баранта, а также членство Лермонтова в «кружке шестнадцати» все изменят в его жизни. Решением царя Николая I поручик Лермонтов переводится в Тенгинский пехотный полк и должен отбыть в места боевых действий на Кавказе. Лермонтов был отважным офицером, зная о сложной обстановке на Кавказе, не боялся смерти и возглавил отряд, весьма успешно воевавший с горцами. За его храбрость его представляли к переводу в гвардию, к ордену святого Владимира III степени, к именному золотому оружию с надписью «За храбрость», но царь Николай I не поддержал эти представления. Военная тема отразилась во многих произведениях: «Бородино», «Герой нашего времени», «Валерик», «Сон», «Завещание», «Два великана».

9. В каком эмоциональном состоянии находился Михаил Юрьевич во время последнего отпуска в столице?

В двухмесячный отпуск в Петербурге Лермонтов попал благодаря постоянным хлопотам своей бабушки. В октябре 1840 года он смог увидеть свой первый сборник поэзии, куда вошли его лучшие произведения; а в феврале вышло второе издание «Героя нашего времени». В журнале В.Белинский в журнале «Отечественные записки» назвал Лермонтова первым поэтом и продолжателем пушкинской традиции в русской литературе. Это принесло поэту настоящее ощущение радости и удовлетворения.

Его хорошо принимали в светском обществе, в литературных салонах. Однако длилось недолго. После отказа ходатайств о награждении Лермонтова за храбрость, проявленную на войне, отпуск был неожиданно прерван и поэту следовало в течение 48 часов покинуть Петербург и отбыть на Кавказ. Лермонтов покидал столицу разочарованный и озлобленный. Ярким проявлением его чувств стало стихотворение «Прощай, немытая Россия...». Лермонтов думает об отставке с военной службы, для того, чтобы вплотную заняться творчеством. Однако, как известно, в Петербург ему не было суждено вернуться.

10. Расскажите о последней дуэли поэта. Где похоронен Лермонтов?

В Ставрополь 9 мая 1841 года поэт прибыл не в самом лучшем настроении. Ему нужно было отправляться к месту боевых действий, но он вместе с другом и двоюродным брата Александром Столыпиным решил бросить жребий и довериться судьбе. Так он попал в Пятигорск, где поэт встретил своего знакомого по юнкерской школе Николая Мартынова. На одном из вечеров в доме генерал-лейтенанта Верзилина они поссорились. Лермонтов, не испытывая к Мартынову неприязни, тем не менее зло пошутил над ним. Мартынов, обидчивый и мстительный, расценил это как оскорбление и вызвал Лермонтова на дуэль. Все присутствующие приняли это за глупую шутку: Лермонтов был известным стрелком, Мартынов стрелял плохо.

Вот что вспоминает один из секундантов и друг поэта Александр Васильчиков: «в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.» Вскоре разразилась небывалая гроза, которая не дала возможности увезти тело Лермонтова в Пятигорск. Лишь несколько часов спустя он был перевезен в город. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах, После разрешения царя в 1842 году по просьбе бабушки.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

Нередко приходится слышать от любителей русской литературы сетования о том, что в печати так мало сообщено биографических сведений о поэте Лермонтове; но их не могло много и быть: поэт наш так мало жил! - двадцать шесть лет и несколько месяцев. Собственно говоря, жизнь его в обществе началась с выпуска его из юнкерской школы и продолжалась шесть с половиною лет: он был произведен в офицеры в конце 1834 года, а 15 июля 1841 года был убит. Постараюсь передать немногое, что помню из юнкерской жизни Лермонтова, с которым я в одно время находился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1832 году Михаил Юрьевич Лермонтов, определяясь в лейб-гвардии Гусарский полк, поступил в гвардейскую школу. В то время гвардейские юнкера не состояли при своих полках, а все находились в означенной школе, где должны были пробыть два года, по прошествии которых выдержавшие экзамен производились в офицеры. Поступали туда не моложе семнадцати лет.

Между товарищами своими Лермонтов ничем не выделялся особенно от других. В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маёшкой, уменьшительное от Маё - название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа «Notre-Dame de Paris», Маё этот изображен в романе уродом, горбатым2. Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним. Лермонтов был небольшого роста, плотный, широкоплечий и немного сутуловатый. Зимою в большие морозы юнкера, уходя из школы, надевали шинели в рукава, сверх мундиров и ментиков; в этой форме он действительно казался неуклюжим, что и сам сознавал и однажды нарисовал себя в этой одежде в карикатуре. Впоследствии под именем Маёшки он описал себя в стихотворении «Монго». «Монго» - тоже школьное прозвище, данное Алексею Аркадьевичу Столыпину, юнкеру лейб-гвардии Гусарского полка. Столыпин был очень красив собой и очень симпатичен. Название «Монго» взято было также из какого-то французского романа, в то время бывшего в большом ходу, один из героев которого носил это имя.

Лермонтов не был из числа отъявленных шалунов, но любил иногда пошкольничать. По вечерам, когда бывали свободны от занятий, мы часто собирались вокруг рояля (который на зиму мы брали напрокат); на нем один из юнкеров, знавших хорошо музыку, аккомпанировал товарищам, певшим хором разные песни. Лермонтов немедленно присоединялся к поющим, прегромко запевал совсем иную песню и сбивал всех с такта; разумеется, при этом поднимался шум, хохот и нападки на Лермонтова. Певали иногда романсы и проч., которые для нашей забавы переделывал Лермонтов, применяя их к многим из наших юнкеров, как, например, стихотворение (ходившее тогда в рукописи), в котором говорится:

Как в ненастные дни
Собирались они
Часто... и проч..

Названия этого стихотворения не помню, переделанное же Лермонтовым слишком нескромного содержания и в печати появиться не может.

У нас был юнкер Ш<аховско>й, отличный товарищ; его все любили, но он имел слабость сердиться, когда товарищи трунили над ним. Он имел пребольшой нос, который шалуны юнкера находили похожим на ружейный курок. Шаховской этот получил прозвище курка и князя носа. В стихотворении «Уланша» Лермонтов о нем говорит:

Князь-нос, сопя, к седлу прилег -
Никто рукою онемелой
Его не ловит за курок.

Этот же Шаховской был влюбчивого характера; бывая у своих знакомых, он часто влюблялся в молодых девиц и, поверяя свои сердечные тайны товарищам, всегда называл предмет своей страсти богинею. Это дало повод Лермонтову сказать экспромт, о котором позднее я слышал от многих, что будто экспромт этот сказан был поэтом нашим по поводу ухаживания молодого француза Баранта за одною из великосветских дам. Не знаю, может, это так и было, но, во всяком случае, это было уже повторение экспромта, сказанного Лермонтовым, чтобы посердить Шаховского для забавы товарищей. Сообщаю ниже этот экспромт, нигде не напечатанный; прежде же того позволю себе объяснить читателю, в чем дело. В юнкерской школе, кроме командиров эскадрона и пехотной роты, находились при означенных частях еще несколько офицеров из разных гвардейских кавалерийских и пехотных полков, которые заведовали отделениями в эскадроне и роте, и притом по очереди дежурили: кавалерийские - по эскадрону, пехотные - по роте. Между кавалерийскими офицерами находился штаб-ротмистр Клерон, уланского полка, родом француз, уроженец Страсбурга; его более всех из офицеров любили юнкера4. Он был очень приветлив, обходился с нами как с товарищами, часто метко острил и говорил каламбуры, что нас очень забавляло. Клерон посещал одно семейство, где бывал и Шаховской, и там-то юнкер этот вздумал влюбиться в гувернантку. Клерон, заметив это, однажды подшутил над ним, проведя целый вечер в разговорах с гувернанткой, которая была в восхищении от острот и любезности нашего француза и не отходила от него все время, пока он не уехал. Шаховской был очень взволнован этим. Некоторые из товарищей, бывшие там вместе с ними, возвратясь в школу, передали другим об этой шутке Клерона. На другой день многие из шалунов по этому случаю начали приставать с своими насмешками к Шаховскому. Лермонтов, разумеется, тоже, и тогда-то появился его следующий экспромт (надо сказать, что гувернантка, обожаемая Шаховским, была недурна собою, но довольно толста):

О, как мила твоя богиня!
За ней волочится француз, -
У нее лицо, как дыня,
Зато... как арбуз.

Надо заметить, что вообще Лермонтов не любил давать другим списывать свои стихотворения, даже и читать, за исключением шутливых и не совсем скромных, появлявшихся в нашем рукописном журнале. Составителями нумеров этого журнала были все, желавшие и умевшие написать что-либо забавное в стихах или прозе для потехи товарищей. Выход этого школьного рукописного журнала6 (появлявшегося раз в неделю) недолго продолжался, и журнал скоро наскучил непостоянным повесам.

По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он занимался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам. Виды Кавказа у него остались в памяти после того, как он был там в первый раз еще будучи ребенком (двенадцати лет)7, с своей родной бабушкой Е. А. Арсеньевой. К этой всеми уважаемой старушке он бывал увольняем по праздникам из школы.

Кстати при этом замечу, что поэмы Лермонтова «Демон» и «Хаджи Абрек», в которых так поэтично изображены кавказские виды, были им написаны до его первой ссылки на Кавказ. Кто-то из наших критиков, не зная того, укорял поэта, что он описал и воспел то, чего не видал. Лермонтов, побывав во второй раз на Кавказе уже юношею, переделал и пополнил поэму «Демон», и потому-то есть две редакции этой поэмы8. «Хаджи Абрек» написан был им в юнкерской школе.

Лермонтов был довольно силен, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который известен был по всей школе как замечательный силач - он гнул шомполы и делал узлы, как из веревок. Много пришлось за испорченные шомполы гусарских карабинов переплатить ему денег унтер-фицерам, которым поручено было сбережение казенного оружия. Однажды оба они в зале забавлялись подобными tours de force*, вдруг вошел туда директор школы, генерал Шлиппенбах. Каково было его удивление, когда он увидал подобные занятия юнкеров. Разгорячась, он начал делать им замечания: «Ну, не стыдно ли вам так ребячиться! Дети, что ли, вы, чтобы так шалить!.. Ступайте под арест». Их арестовали на одни сутки. После того Лермонтов презабавно рассказывал нам про выговор, полученный им и Карачинским. «Хороши дети, - повторял он, - которые могут из железных шомполов вязать узлы», - и при этом от души заливался громким хохотом.

Командиром нашего юнкерского эскадрона, в описываемое мною время, был лейб-гвардии Кирасирского полка полковник Алексей Степанович Стунеев, женатый на старшей сестре жены знаменитого композитора М. И. Глинки, который был тогда еще женихом и целые дни проводил в доме Стунеевых, где жила его невеста. Часто по вечерам приглашались туда многие из юнкеров, разумеется, и Лермонтов тоже; но он редко там бывал и вообще неохотно посещал начальников и не любил ухаживать за ними.

В учебных и литературных занятиях, в занятиях по фрунтовой части и манежной езде, иногда в шалостях и школьничестве - так прошли незаметно для Лермонтова два года в юнкерской школе. В конце 1834 года он был произведен в корнеты. Через несколько дней по производстве он уже щеголял в офицерской форме. Бабушка его Е. А. Арсеньева поручила тогда же одному из художников снять с Лермонтова портрет. Портрет этот, который я видел, был нарисован масляными красками в натуральную величину, по пояс. Лермонтов на портрете изображен в вицмундире (форма того времени) гвардейских гусар, в корнетских эполетах; в руках треугольная шляпа с белым султаном, какие тогда носили кавалеристы, и с накинутой на левое плечо шинелью с бобровым воротником. На портрете этом, хотя Лермонтов был немного польщен, но выражение глаз и турнюра его схвачены были верно.

По производстве в офицеры юнкера приведены были к присяге, после чего школьным начальством представлены великому князю Михаилу Павловичу, который представил их государю Николаю Павловичу. Наконец вся новопроизведенная молодежь, расставшись с товарищами, разъехалась по разным полкам. Лермонтов уехал в Царское Село.

1. После окончания школы он поступил в техническое училище. 2. Входи и рассказывай, что случилось. 3. Когда вошел в зритель я ный зал, прозвенел Третий звонок. 4. Занавес поднялся, в зале на- ступила тишина, и зрители с интересом следили за игрой артистов. 5. Почему ты вступил именно в эту партию? 6. Наша страна всегда выступала за мир. 7. Как себя чувствует больной? -Я надеюсь, что скоро наступит улучшение. 8. Какую цель вы преследуете? 9. Эта мысль преследует меня. 10. Многие годы писателя пресле- довали на его родине. 11. Пожалуйста, говорите помедленнее, я не могу следить за вашим рассказом. 12. Когда началась война, наша семья переехала в другой город. 13. Скоро разразится гроза, нам нужно идти домой. 14. Ребенок испугался и расплакался.

1. После окончания школы он поступил в техническое училище. 2. Входи и рассказывай, что случилось. 3. Когда вошел в зритель я ный зал, прозвенел Третий звонок. 4. Занавес поднялся, в зале на- ступила тишина, и зрители с интересом следили за игрой артистов. 5. Почему ты вступил именно в эту партию? 6. Наша страна всегда выступала за мир. 7. Как себя чувствует больной? -Я надеюсь, что скоро наступит улучшение. 8. Какую цель вы преследуете? 9. Эта мысль преследует меня. 10. Многие годы писателя пресле- довали на его родине. 11. Пожалуйста, говорите помедленнее, я не могу следить за вашим рассказом. 12. Когда началась война, наша семья переехала в другой город. 13. Скоро разразится гроза, нам нужно идти домой. 14. Ребенок испугался и расплакался.

Определить язык Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:

Результаты (немецкий ) 1:

1. nach der High School studierte er an der technischen Schule. 2. Geben Sie und sagen Sie, was passiert. 3. wenn angemeldet in den Viewer ich th-Halle, klingelte den dritten Aufruf. 4. Vorhang stieg, Halle startete eine Stille und Zuschauer haben die Spiel KünstlerInnen mit Interesse verfolgt. 5. Warum wurde Sie Mitglied der Partei? 6. mein Land wurde immer Frieden befürwortet. 7. wie fühle ich mich krank? -Ich hoffe, dass die Verbesserung bald kommen wird. 8. welche Ziele verfolgen Sie? 9. dieser Gedanke verfolgt mich. 10. seit vielen Jahren folgte die Verfolgung der Schriftsteller in seiner Heimat. 11. bitte etwas langsamer sprechen, ich kann nicht folgen, Ihre Geschichte. 12. als der Krieg begann, zog unsere Familie in eine andere Stadt. 13. Sturm ausbricht Soon, müssen wir nach Hause gehen. 14. ein Kind Angst und fing an zu weinen.

переводится, пожалуйста, подождите..

Результаты (немецкий ) 2:

1. Nach der High School, er in einer technischen Schule eingeschrieben. 2. Kommen Sie herein und sagen Sie mir, was passiert ist. 3. Wenn ich die Audienzhalle ny betrat, klingelte dritte Glocke. 4. Der Vorhang hob, trat die Halle zum Beispiel in die Stille, und das Publikum folgte den Spiel Akteure mit Interesse. 5. Warum gaben Sie es in der Partei? 6. Unser Land hat für den Frieden immer stand. 7. Wie ist der Patient? -Ich Hoffe, ich werde bald besser werden. 8. Was ist das Ziel Sie verfolgen werden? 9. Dieser Gedanke verfolgt mich. 10. Seit vielen Jahren presle- der Schriftsteller in seiner Heimat ausgebessert. 11. Bitte sprechen Sie langsam, ich kann nicht den Überblick über Ihre Geschichte halten. 12. Als der Krieg begann, unsere Familie in eine andere Stadt gezogen. 13. Bald wird der Sturm ausbricht, müssen wir nach Hause gehen. 14. Das Kind erschrak und begann zu weinen.

Стихотворения этого времени

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко.

Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком - знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.

В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции. В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Пророчество» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).

Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров

Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведенных в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало и он под влиянием петербургских родственников, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки. Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».

Юнкерский разгул и забиячество доставили ему теперь самую удобную среду для развития, каких угодно «несовершенств». Лермонтов ни в чём не отставал от товарищей, являлся первым участником во всех похождениях - но и здесь избранная натура сказывалась немедленно после самого, по-видимому, безотчётного веселья. Как в московском обществе, так и в юнкерских пирушках Лермонтов умел сберечь свою «лучшую часть», свои творческие силы; в его письмах слышится иногда горькое сожаление о былых мечтаниях, жестокое самобичевание за потребность «чувственного наслаждения». Всем, кто верил в дарование поэта, становилось страшно за его будущее. Верещагин, неизменный друг Лермонтова, во имя его таланта заклинал его «твердо держаться своей дороги». Лермонтов описывал забавы юнкеров, в том числе эротические, в своих стихах. Эти юношеские стихи, содержавшие и нецензурные слова, снискали Лермонтову первую поэтическую славу.

В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов лежал в лазарете, его лечил известный врач Н.Ф. Арендт. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в доме Е.А. Арсеньевой.