Cочинение «Жанровое своеобразие поэмы "Анна Снегина" Есенина С.А

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» - поэма, её жанровое своеобразие - в соединении лирического и эпического повествования. Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал своё имя - Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, в юности, они были влюблены друг в друга, и герой-рассказчик хранит грустное и светлое воспоминание об этом: Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!». Далёкие, милые были. Тот образ во мне не угас… Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. (1) Это воспоминание является как бы экспозицией поэмы.

Завязка сюжета происходит, когда летом 1917 года главный герой приезжает в родные места и снова встречается с Анной: она навещает его во время болезни. Они оба изменились, что отмечает Анна: Я важная дама стала, А вы - знаменитый поэт. (3) Любовь не просыпается в герое снова, но ему приятно вспоминать о прошлом: И в сердце хоть прошлого нет. По-странному был я полон Наплывом шестнадцати лет. (3) Кульминация наступает в сцене, когда Анна получает известие с фронта о смерти мужа-офицера и вне себя от горя упрекает поэта в трусости.

Герой же в этой сцене ведёт себя очень достойно: он не спорит, не оправдывается, он просто уходит из дома Анны. Второй кульминацией и одновременно развязкой становится последнее объяснение героев. Мельник как-то вечером привозит Анну и её мать, местную помещицу, к себе в дом, так как крестьяне захватили господский хутор и выгнали двух женщин на улицу. Анна просит прощение у Сергея за свои обидные слова, высказанные при последней встрече (она не могла контролировать своё поведение, узнав о смерти мужа), и вдруг признаётся, что в юности, когда сказала будущему поэту: «Нет!», любила его. Она, как и Сергей, всю жизнь помнит про свою полудетскую, но такую поэтичную любовь: Это было в детстве…

Другой… Не осенний рассвет… Мы с вами сидели вместе… Нам по шестнадцати лет. (4) После этого герои расстаются навсегда: Анна уезжает, а поэт не останавливает её, даже не спрашивает о её планах на будущее. Сам он тоже …

быстро умчался в Питер Развеять тоску и сон. (4) Эпилогом в истории любви становится письмо Анны из Лондона, в котором она говорит о далёкой родине и своей любви: Дорога моя ясна… Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. (5) Образ героини, созданный в поэме, привлекателен благодаря не только внешней красоте - «стройный лик» (3), «красивый и чувственный рот» (4), лебединые руки (4), но и душевному обаянию. Она навешает больного героя, просит прощение за обиду, она не жалуется на судьбу, когда её выгоняют из родного дома.

Её письмо из Англии доказывает, что перед нами не избалованная, капризная барыня, но умная и сильная женщина, которая с достоинством переносит свои несчастья: ведь она потеряла мужа, отчий дом, родину. В эмиграции она думает о России без злобы, с нежностью вспоминает любимые окрестности Радова: Теперь я от вас далёко… В России теперь апрель. И синею заволокой Покрыта берёза и ель. (5) Таким образом, лирическое содержание поэмы - это история любви двух хороших, но несчастливых людей. При этом герой понимает своё преимущество перед Анной: он живёт на родине, его личная неустроенность сглаживается вполне осознанным чувством радости от того, что он может приехать в родную деревню, увидеть знакомые с детства места, общаться с друзьями, родственниками.

Иными словами, проблема человеческого счастья решается в поэме в широком социальном смысле: Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. (2) В поэме лирический герой не только переживает любовь-воспоминание, но и заинтересованно всматривается в происходящие вокруг него события, выражает своё отношение к ним. Время, которое описывается в поэме,- эпоха общественных потрясений: идёт Первая мировая война, совершаются две русские революции 1917 года. Поэтому содержание произведения никак нельзя ограничить историей любви. В поэме важны и отношения героя-рассказчика с большим социальным миром.

Лирический герой весьма эмоционально выражает свою оценку «мировой бойни» и сознательно идёт на дезертирство: Нет, нет! Не пойду навеки За то, что какая-то мразь Бросает солдату-калеке Пятак или гривенник в грязь. (2) Большой социальный мир - это ещё и народ. Охотно рассказывает герой о своих встречах с крестьянами: они откровенно беседуют о сельских проблемах, поэт с интересом следит за их судьбами. Таким образом, эпические картины жизни деревни проникнуты откровенной авторской симпатией (лирическим чувством) и показывают прямое участие главного героя в деревенских событиях.

В поэме отразились революционные настроения крестьянства, классовая борьба на селе, результатом которой стала ликвидация помещичьего землевладения. Поэтому в произведении много реалистически нарисованных персонажей:разговорчивый возница, который хитро вымогает у героя-поэта лишний рубль;хлопотливый и оборотистый мельник, его деловитая жена; Прон Оглоблин и его брат Лабутя; множество безымянных мужиков. Среди пёстрой деревенской толпы показан и сам герой-рассказчик: он неотделим от народа, от народных забот и надежд. Недаром, приехав в деревню, он сразу же Пошёл мужикам поклониться, Как старый знакомый и гость. (2) Самый яркий образ крестьянина в поэме, конечно, образ Прона Оглоблина, бедняка из деревни Криуши.

Это решительный, смелый, мужественный человек, который не боится прийти к помещице и требовать землю. Услышав, что «В России теперь Советы» (4), он сразу заявляет, что организует в своей деревне коммуну. Когда на Криушу нагрянули деникинцы, он не стал прятаться в солому, подобно Лабуте, и был убит как активный сторонник советской власти. Прон в поэме ругается последними словами, пьёт, в ярости убивает старшину, мельничиха называет его «булдыжник, драчун, грубиян» (2), но герой-рассказчик видит за внешней грубостью этого крестьянина сердечность, сильный характер, желание послужить народу. Серьёзность личности Прона подчёркивается через сравнение его с братом Лабутей - пустым хвастуном, который после революции быстро пристроился в деревенский Совет, чтобы ничего не делать, а жить припеваючи.

Лирический герой поэмы сочувствует«мужицкой правде» и считает действия Прона справедливыми, но что-то удерживает его «над схваткой». Поэт остаётся наблюдателем, а не активным участником событий. Ему под стать и Анна. Они оба тяжело переживают жестокость своего времени и не могут примириться с ней. Лирический герой считает необходимыми большевистские преобразования в деревне, но при этом с грустью и нежностью думает о деревенской барышне, дочери помещицы, которая уехала от революции в Англию.

Он оценивает окружающих людей не с классовых позиций, а с точки зрения доброты, отзывчивости, порядочности, то есть с точки зрения общечеловеческих нравственных критериев. Композиционное построение подтверждает данное вначале определение жанрового своеобразия поэмы. Во-первых, в «Анне Снегиной» лирическое и эпическое повествование развиваются параллельно: они лишь иногда соприкасаются, но не сталкиваются.

Это соприкосновение наблюдается тогда, когда герой находится в гуще деревенской жизни (например, его разговор с крестьянами о Ленине на сходе). Но в поэме подобных сцен совсем немного. Во-вторых, особенностью поэмы является кольцевая композиция, которая подчёркивает первостепенную важность лирического содержания в сравнении с эпическим (социальным).

В первой и пятой главах встречаются строфы, которые почти полностью совпадают. Различаются они лишь последней строчкой: сначала - «Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас», в конце - «Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас». Эта разница знаменательна: в начале поэмы герой с горечью вспоминает об отказе девушки в белой накидке, а в конце, после «беспричинного» (5) письма из Англии, он испытывает «светлую печаль», ибо знает, что и в далёкой юности, и сейчас он любим. Итак, в «Анне Снегиной» совмещаются, образуя сложное единство, два типа повествования. Что же важнее в поэме - эпос или лирика? Известно, что сначала Есенин предполагал в названии поэмы - «Радовцы» - акцентировать эпическое содержание, но в конце концов автор остановился на лирическом варианте названия - «Анна Снегина», подчёркивая тем самым первостепенную важность лирических переживаний героев в своём произведении.

Иными словами, основу сюжета поэмы составляет не развитие событий, но чувства лирического героя, вызванные этими событиями, а также общением с природой, воспоминаниями о юности. Эпические сцены в поэме - это важный жизненный фон для раскрытия душевных переживаний главного героя, хотя следует признать, что развитие лирического сюжета подталкивается именно эпическими событиями: две революции 1917 года изменили социальную обстановку в России и сделали неизбежным расставание поэта и Анны. Переломная историческая эпоха бросает драматический отсвет на историю любви героев. Сюжетно-композиционные особенности «Анны Снегиной» обусловлены жанровым своеобразием произведения. Композиция поэмы представляет собой логически последовательный монтаж отдельных законченных сцен, которые демонстрируют признаки исторического времени, взаимоотношения действующих лиц, их внутренние переживания.

Лиризм произведения подчёркивается кольцевым построением.

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» - поэма, её жанровое своеобразие - в соединении лирического и эпического повествования.

Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал своё имя - Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, в юности, они были влюблены друг в друга, и герой-рассказчик хранит грустное и светлое воспоминание об этом:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!».
Далёкие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас. (1)

Это воспоминание является как бы экспозицией поэмы. Завязка сюжета происходит, когда летом 1917 года главный герой приезжает в родные места и снова встречается с Анной: она навещает его во время болезни. Они оба изменились, что отмечает Анна:

Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт. (3)

Любовь не просыпается в герое снова, но ему приятно вспоминать о прошлом:

И в сердце хоть прошлого нет.
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет. (3)

Кульминация наступает в сцене, когда Анна получает известие с фронта о смерти мужа-офицера и вне себя от горя упрекает поэта в трусости. Герой же в этой сцене ведёт себя очень достойно: он не спорит, не оправдывается, он просто уходит из дома Анны. Второй кульминацией и одновременно развязкой становится последнее объяснение героев. Мельник как-то вечером привозит Анну и её мать, местную помещицу, к себе в дом, так как крестьяне захватили господский хутор и выгнали двух женщин на улицу. Анна просит прощение у Сергея за свои обидные слова, высказанные при последней встрече (она не могла контролировать своё поведение, узнав о смерти мужа), и вдруг признаётся, что в юности, когда сказала будущему поэту: «Нет!», любила его. Она, как и Сергей, всю жизнь помнит про свою полудетскую, но такую поэтичную любовь:

Это было в детстве...
Другой... Не осенний рассвет...
Мы с вами сидели вместе...
Нам по шестнадцати лет. (4)

После этого герои расстаются навсегда: Анна уезжает, а поэт не останавливает её, даже не спрашивает о её планах на будущее. Сам он тоже

Быстро умчался в Питер
Развеять тоску и сон. (4)

Эпилогом в истории любви становится письмо Анны из Лондона, в котором она говорит о далёкой родине и своей любви:

Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна. (5)

Образ героини, созданный в поэме, привлекателен благодаря не только внешней красоте - «стройный лик» (3), «красивый и чувственный рот» (4), лебединые руки (4), но и душевному обаянию. Она навешает больного героя, просит прощение за обиду, она не жалуется на судьбу, когда её выгоняют из родного дома. Её письмо из Англии доказывает, что перед нами не избалованная, капризная барыня, но умная и сильная женщина, которая с достоинством переносит свои несчастья: ведь она потеряла мужа, отчий дом, родину. В эмиграции она думает о России без злобы, с нежностью вспоминает любимые окрестности Радова:

Теперь я от вас далёко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта берёза и ель. (5)

Таким образом, лирическое содержание поэмы - это история любви двух хороших, но несчастливых людей. При этом герой понимает своё преимущество перед Анной: он живёт на родине, его личная неустроенность сглаживается вполне осознанным чувством радости от того, что он может приехать в родную деревню, увидеть знакомые с детства места, общаться с друзьями, родственниками. Иными словами, проблема человеческого счастья решается в поэме в широком социальном смысле:

Как прекрасна
Земля
И на ней человек. (2)

В поэме лирический герой не только переживает любовь-воспоминание, но и заинтересованно всматривается в происходящие вокруг него события, выражает своё отношение к ним. Время, которое описывается в поэме,- эпоха общественных потрясений: идёт Первая мировая война, совершаются две русские революции 1917 года. Поэтому содержание произведения никак нельзя ограничить историей любви. В поэме важны и отношения героя-рассказчика с большим социальным миром. Лирический герой весьма эмоционально выражает свою оценку «мировой бойни» и сознательно идёт на дезертирство:

Нет, нет!
Не пойду навеки
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривенник в грязь. (2)

Большой социальный мир - это ещё и народ. Охотно рассказывает герой о своих встречах с крестьянами: они откровенно беседуют о сельских проблемах, поэт с интересом следит за их судьбами. Таким образом, эпические картины жизни деревни проникнуты откровенной авторской симпатией (лирическим чувством) и показывают прямое участие главного героя в деревенских событиях.

В поэме отразились революционные настроения крестьянства, классовая борьба на селе, результатом которой стала ликвидация помещичьего землевладения. Поэтому в произведении много реалистически нарисованных персонажей:разговорчивый возница, который хитро вымогает у героя-поэта лишний рубль;хлопотливый и оборотистый мельник, его деловитая жена; Прон Оглоблин и его брат Лабутя; множество безымянных мужиков. Среди пёстрой деревенской толпы показан и сам герой-рассказчик: он неотделим от народа, от народных забот и надежд. Недаром, приехав в деревню, он сразу же

Пошёл мужикам поклониться,
Как старый знакомый и гость. (2)

Самый яркий образ крестьянина в поэме, конечно, образ Прона Оглоблина, бедняка из деревни Криуши. Это решительный, смелый, мужественный человек, который не боится прийти к помещице и требовать землю. Услышав, что «В России теперь Советы» (4), он сразу заявляет, что организует в своей деревне коммуну. Когда на Криушу нагрянули деникинцы, он не стал прятаться в солому, подобно Лабуте, и был убит как активный сторонник советской власти. Прон в поэме ругается последними словами, пьёт, в ярости убивает старшину, мельничиха называет его «булдыжник, драчун, грубиян» (2), но герой-рассказчик видит за внешней грубостью этого крестьянина сердечность, сильный характер, желание послужить народу. Серьёзность личности Прона подчёркивается через сравнение его с братом Лабутей - пустым хвастуном, который после революции быстро пристроился в деревенский Совет, чтобы ничего не делать, а жить припеваючи.

Лирический герой поэмы сочувствует«мужицкой правде» и считает действия Прона справедливыми, но что-то удерживает его «над схваткой». Поэт остаётся наблюдателем, а не активным участником событий. Ему под стать и Анна. Они оба тяжело переживают жестокость своего времени и не могут примириться с ней. Лирический герой считает необходимыми большевистские преобразования в деревне, но при этом с грустью и нежностью думает о деревенской барышне, дочери помещицы, которая уехала от революции в Англию. Он оценивает окружающих людей не с классовых позиций, а с точки зрения доброты, отзывчивости, порядочности, то есть с точки зрения общечеловеческих нравственных критериев.

Композиционное построение подтверждает данное вначале определение жанрового своеобразия поэмы. Во-первых, в «Анне Снегиной» лирическое и эпическое повествование развиваются параллельно: они лишь иногда соприкасаются, но не сталкиваются. Это соприкосновение наблюдается тогда, когда герой находится в гуще деревенской жизни (например, его разговор с крестьянами о Ленине на сходе). Но в поэме подобных сцен совсем немного.

Во-вторых, особенностью поэмы является кольцевая композиция, которая подчёркивает первостепенную важность лирического содержания в сравнении с эпическим (социальным). В первой и пятой главах встречаются строфы, которые почти полностью совпадают. Различаются они лишь последней строчкой: сначала - «Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас», в конце - «Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас». Эта разница знаменательна: в начале поэмы герой с горечью вспоминает об отказе девушки в белой накидке, а в конце, после «беспричинного» (5) письма из Англии, он испытывает «светлую печаль», ибо знает, что и в далёкой юности, и сейчас он любим.

Итак, в «Анне Снегиной» совмещаются, образуя сложное единство, два типа повествования. Что же важнее в поэме - эпос или лирика?

Известно, что сначала Есенин предполагал в названии поэмы - «Радовцы» - акцентировать эпическое содержание, но в конце концов автор остановился на лирическом варианте названия - «Анна Снегина», подчёркивая тем самым первостепенную важность лирических переживаний героев в своём произведении. Иными словами, основу сюжета поэмы составляет не развитие событий, но чувства лирического героя, вызванные этими событиями, а также общением с природой, воспоминаниями о юности. Эпические сцены в поэме - это важный жизненный фон для раскрытия душевных переживаний главного героя, хотя следует признать, что развитие лирического сюжета подталкивается именно эпическими событиями: две революции 1917 года изменили социальную обстановку в России и сделали неизбежным расставание поэта и Анны. Переломная историческая эпоха бросает драматический отсвет на историю любви героев.

Сюжетно-композиционные особенности «Анны Снегиной» обусловлены жанровым своеобразием произведения. Композиция поэмы представляет собой логически последовательный монтаж отдельных законченных сцен, которые демонстрируют признаки исторического времени, взаимоотношения действующих лиц, их внутренние переживания. Лиризм произведения подчёркивается кольцевым построением.

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» - поэма, её жанровое своеобразие - в соединении лирического и эпического повествования.

Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал своё имя - Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, в юности, они были влюблены друг в друга, и герой-рассказчик хранит грустное и светлое воспоминание об этом:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!».
Далёкие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас. (1)

Это воспоминание является как бы экспозицией поэмы. Завязка сюжета происходит, когда летом 1917 года главный герой приезжает в родные места и снова встречается с Анной: она навещает его во время болезни. Они оба изменились, что отмечает Анна:

Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт. (3)

Любовь не просыпается в герое снова, но ему приятно вспоминать о прошлом:

И в сердце хоть прошлого нет.
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет. (3)

Кульминация наступает в сцене, когда Анна получает известие с фронта о смерти мужа-офицера и вне себя от горя упрекает поэта в трусости. Герой же в этой сцене ведёт себя очень достойно: он не спорит, не оправдывается, он просто уходит из дома Анны. Второй кульминацией и одновременно развязкой становится последнее объяснение героев. Мельник как-то вечером привозит Анну и её мать, местную помещицу, к себе в дом, так как крестьяне захватили господский хутор и выгнали двух женщин на улицу. Анна просит прощение у Сергея за свои обидные слова, высказанные при последней встрече (она не могла контролировать своё поведение, узнав о смерти мужа), и вдруг признаётся, что в юности, когда сказала будущему поэту: «Нет!», любила его. Она, как и Сергей, всю жизнь помнит про свою полудетскую, но такую поэтичную любовь:

Это было в детстве...
Другой... Не осенний рассвет...
Мы с вами сидели вместе...
Нам по шестнадцати лет. (4)

После этого герои расстаются навсегда: Анна уезжает, а поэт не останавливает её, даже не спрашивает о её планах на будущее. Сам он тоже

Быстро умчался в Питер
Развеять тоску и сон. (4)

Эпилогом в истории любви становится письмо Анны из Лондона, в котором она говорит о далёкой родине и своей любви:

Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна. (5)

Образ героини, созданный в поэме, привлекателен благодаря не только внешней красоте - «стройный лик» (3), «красивый и чувственный рот» (4), лебединые руки (4), но и душевному обаянию. Она навешает больного героя, просит прощение за обиду, она не жалуется на судьбу, когда её выгоняют из родного дома. Её письмо из Англии доказывает, что перед нами не избалованная, капризная барыня, но умная и сильная женщина, которая с достоинством переносит свои несчастья: ведь она потеряла мужа, отчий дом, родину. В эмиграции она думает о России без злобы, с нежностью вспоминает любимые окрестности Радова:

Теперь я от вас далёко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта берёза и ель. (5)

Таким образом, лирическое содержание поэмы - это история любви двух хороших, но несчастливых людей. При этом герой понимает своё преимущество перед Анной: он живёт на родине, его личная неустроенность сглаживается вполне осознанным чувством радости от того, что он может приехать в родную деревню, увидеть знакомые с детства места, общаться с друзьями, родственниками. Иными словами, проблема человеческого счастья решается в поэме в широком социальном смысле:

Как прекрасна
Земля
И на ней человек. (2)

В поэме лирический герой не только переживает любовь-воспоминание, но и заинтересованно всматривается в происходящие вокруг него события, выражает своё отношение к ним. Время, которое описывается в поэме,- эпоха общественных потрясений: идёт Первая мировая война, совершаются две русские революции 1917 года. Поэтому содержание произведения никак нельзя ограничить историей любви. В поэме важны и отношения героя-рассказчика с большим социальным миром. Лирический герой весьма эмоционально выражает свою оценку «мировой бойни» и сознательно идёт на дезертирство:

Нет, нет!
Не пойду навеки
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривенник в грязь. (2)

Большой социальный мир - это ещё и народ. Охотно рассказывает герой о своих встречах с крестьянами: они откровенно беседуют о сельских проблемах, поэт с интересом следит за их судьбами. Таким образом, эпические картины жизни деревни проникнуты откровенной авторской симпатией (лирическим чувством) и показывают прямое участие главного героя в деревенских событиях.

В поэме отразились революционные настроения крестьянства, классовая борьба на селе, результатом которой стала ликвидация помещичьего землевладения. Поэтому в произведении много реалистически нарисованных персонажей:разговорчивый возница, который хитро вымогает у героя-поэта лишний рубль;хлопотливый и оборотистый мельник, его деловитая жена; Прон Оглоблин и его брат Лабутя; множество безымянных мужиков. Среди пёстрой деревенской толпы показан и сам герой-рассказчик: он неотделим от народа, от народных забот и надежд. Недаром, приехав в деревню, он сразу же

Пошёл мужикам поклониться,
Как старый знакомый и гость. (2)

Самый яркий образ крестьянина в поэме, конечно, образ Прона Оглоблина, бедняка из деревни Криуши. Это решительный, смелый, мужественный человек, который не боится прийти к помещице и требовать землю. Услышав, что «В России теперь Советы» (4), он сразу заявляет, что организует в своей деревне коммуну. Когда на Криушу нагрянули деникинцы, он не стал прятаться в солому, подобно Лабуте, и был убит как активный сторонник советской власти. Прон в поэме ругается последними словами, пьёт, в ярости убивает старшину, мельничиха называет его «булдыжник, драчун, грубиян» (2), но герой-рассказчик видит за внешней грубостью этого крестьянина сердечность, сильный характер, желание послужить народу. Серьёзность личности Прона подчёркивается через сравнение его с братом Лабутей - пустым хвастуном, который после революции быстро пристроился в деревенский Совет, чтобы ничего не делать, а жить припеваючи.

Лирический герой поэмы сочувствует«мужицкой правде» и считает действия Прона справедливыми, но что-то удерживает его «над схваткой». Поэт остаётся наблюдателем, а не активным участником событий. Ему под стать и Анна. Они оба тяжело переживают жестокость своего времени и не могут примириться с ней. Лирический герой считает необходимыми большевистские преобразования в деревне, но при этом с грустью и нежностью думает о деревенской барышне, дочери помещицы, которая уехала от революции в Англию. Он оценивает окружающих людей не с классовых позиций, а с точки зрения доброты, отзывчивости, порядочности, то есть с точки зрения общечеловеческих нравственных критериев.

Композиционное построение подтверждает данное вначале определение жанрового своеобразия поэмы. Во-первых, в «Анне Снегиной» лирическое и эпическое повествование развиваются параллельно: они лишь иногда соприкасаются, но не сталкиваются. Это соприкосновение наблюдается тогда, когда герой находится в гуще деревенской жизни (например, его разговор с крестьянами о Ленине на сходе). Но в поэме подобных сцен совсем немного.

Во-вторых, особенностью поэмы является кольцевая композиция, которая подчёркивает первостепенную важность лирического содержания в сравнении с эпическим (социальным). В первой и пятой главах встречаются строфы, которые почти полностью совпадают. Различаются они лишь последней строчкой: сначала - «Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас», в конце - «Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас». Эта разница знаменательна: в начале поэмы герой с горечью вспоминает об отказе девушки в белой накидке, а в конце, после «беспричинного» (5) письма из Англии, он испытывает «светлую печаль», ибо знает, что и в далёкой юности, и сейчас он любим.


Страница: [ 1 ]

– великий русский поэт, сердце которого принадлежало родной стране. Он с упоением восхвалял ее пейзажи и натуру, быт и традиции в своем творчестве. Не обошел этот мотив и поэму «Анна Снегина».

История создания персонажа

Стихотворное произведение, опубликованное в 1925 году, стало своеобразным подведением итогов совместного пути поэта и его любимой страны. В нем пересекаются две темы: лирическая и эпическая. Первая выражается в описании возвышенных чувств главного героя к девушке.

Вторая представляет собой описание мыслей автора относительно судьбы его страны. Поэма описывает взгляды Есенина, сформировавшиеся в ходе определенных исторических событий. Поэт воссоздал в своем сочинении образ описываемого времени и наполнил его живым содержанием.

В «Анне Снегиной» нашла отражение биография Есенина. Он описывает юношу, выходца из крестьян, увлекшегося поэзией. Как и его создатель, герой стал известным в дореволюционные годы. Из уст мельника читатели не раз слышат имя Сергуша. Достоверно говорить о том, что поэт описывал в стихах себя, нельзя, но сопоставленные факты дают повод для размышлений на этот счет. Анна описывает поэта, и характеристика, которую она дает, подтверждает догадки.

Главный герой упоминает, что рожден осенью, а день рождения Есенина приходится на 3 октября. Подобно автору, персонаж не любит войну и устал от нее. Собственные воспоминания и переживания вдохновили Есенина на создание поэмы. Создавая героев произведения, поэт ориентировался на окружающих его личностей. Избранные персонажи – Лабутя, мельничиха и ее муж – это образы односельчан автора. Прон Оглобин похож на , пропагандировавшего ленинизм.


Лидия Ивановна Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Она жила в деревне Константиново, которое в произведении обрело имя Радово. Это малая родина Есенина и его пристанище после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ жизни и образов Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон множество отличий, но есть нюансы, которые их роднят.

Поэма «Анна Снегина»

Сквозь судьбу поэта, в образе которого Есенин видит собственное отражение, и любовную линию транслируются события, происходящие в России. Центральным действующим лицом поэмы оказывается женщина. Снегина – символ чистоты, воскрешения, утраченной юности.

Лирика в поэме раскрывается через несостоявшуюся любовную историю. Отношения двух героев поэмы развиваются на фоне классовой борьбы. Ясности не хватает в происходящем в мире и в отношениях героев. Революция разлучает их, уводя Анну в Англию.


Иллюстрация к поэме "Анна Снегина"

Поэт, понимающий закономерность расставания, остается холоден и не отвечает на горячие письма девушки взаимностью. Воспоминания о трогательном и нежном чувстве звучат лишь в финале произведения. Разлука с возлюбленной ознаменовала расставание героя с юностью.

По сюжету Анна – дочь помещицы, безэмоциональной, прагматичной и расчетливой женщины. Девушка стала супругой белогвардейца и обрела новый статус. При этом ее взгляды сильно расходятся с тем, что диктует ее новое положение в обществе. Поэт же остается верен себе и предпочитает крестьян обществу Снегиных.

Автор описывает Анну в двух временных измерениях. В прошлом, где девушка становится лелеемым воспоминанием героя, и в настоящем, во время эмиграции. Уехав в Лондон, она не испытывает ненависти к простым крестьянам, в ходе бунта присвоившим ее дом.


Книга Есенина "Анна Снегина"

Женщина понимает закономерность происходящего и пишет душевное письмо, проявляя благородство своей натуры и душевную глубину. Для поэта письмо оказывается ненужным фактом. Причина его появления раздражает героя.

Главная мысль произведения заключается в рассуждениях о бессмысленности войны, в которой человеку не находится места. Идеалы, проповедуемые революцией, не стоят тех жертв, которые принесены на ее алтарь. Поэт делает собственные выводы о России, попрощавшейся с патриархальным строем, равно как и с уехавшей Снегиной. Обеих – и страну, и женщину – он вспоминает с легкой светлой грустью.

  • Поэма «Анна Снегина» написана трехстопным амфибрахием – стихотворным размером, который безмерно любил Николай Некрасов.
  • Литературоведы не раз сравнивали «Анну Снегину» с произведением – «Евгением Онегиным». Сходства находили в фамилиях главных героев и поэтической традиции, которая повлияла на Есенина. Автор воплотил собственный идеал, описывая Снегину.

  • В 1966 году на стихи Есенина советский композитор Александр Холминов написал оперу, которая ставилась в известных театрах Советского Союза и обрела долгую сценическую жизнь.
  • В 1968 году композитор Владислав Агафонников написал одноименную оперу. В 1969 году Викентий Серков снял по ней музыкальный телефильм. В нем впервые образ Есенина был воплощен на экране. В роли поэта выступил Виталий Безруков, а в роли Анны – . Сольные партии исполнили певцы Александр Мищевский и Лариса Соколенко.

  • Поэму Сергей Есенин посвятил Александру Воронскому, литературному критику и журналисту, в чьих изданиях работы автора часто публиковали.
  • На многих театральных сценах ставят балет «Анна Снегина» по мотивам поэмы. Фото и видео постановок опубликованы в интернете.

Цитаты

Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?»
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор...»
«Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Пугачев. В этом заключается и главная жанровая особенность поэмы - здесь присутствует диалог, однако сам автор признает сосредоточенность ее действия вокруг одного персонажа.

Анна Снегина . играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы послереволюционной России. Во многом поэма стала биографичной. Есенин в письмах к Г.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из всего, что он написал, и жанр ее определял как лиро-эпическую. Но вопрос жанра поэмы в советском

литературоведении стал дискуссионным. В.И.Хазан в книге "Проблемы поэтики

С.А.Есенина" (Москва - Грозный, 1988) представляет ряд исследователей,

придерживающихся мнения, что в поэме превалирует эпическое содержание

(А.З.Жаворонков, А.Т.Васильковский - точка зрения последнего впоследствии

эволюционировала в сторону отнесения поэмы к лирико-повествовательному жанру), и их оппонентов, признающих доминирующим в поэме лирическое начало (Э.Б.Мекш, Е.Наумов). Ученые В.И.Хазаном противопоставляются и по другому признаку: на тех, кто считает, что эпическая и лирическая темы в поэме развиваются рядом, соприкасаясь лишь временами (Е.Наумов, Ф.Н.Пицкель), и тех, кто усматривает "органичность и сращенность" обеих линий поэмы (П.Ф.Юшин, А.Волков). В эпических фрагментах зарождаются лирические "мотивы" и "образы", которые, в свою очередь, внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, и этот глубоко

мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереход эпического в лирическое и наоборот составляет ее основной идейно-композиционный принцип". В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой накидке" придает поэме проникновенный лиризм.

Черный человек. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек. В центре сюжета поэмы – разговор лирического героя с неким «черным человеком», который рассказывает поэту о его жизни. Но к концу поэмы мы узнаем что «черный человек» - и есть лирический герой, то есть его двойник, который появляется во время бессонницы и не может уснуть. «Черный человек» - это не совесть, и не внутренний голос, и тем более не голос Бога. Его образ – это попытка поэта взглянуть на себя со стороны, осмыслить свою жизнь, свои поступки. «Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы.

Поэма "Черный человек", характеризуемая литературоведами как "кульминация мотивов личной трагедии поэта" (К.Зелинский) и как "предвестие конца" (Е.Наумов).

В «Черном человеке» есть многие жанровые черты драмы – это диалог, заданный в экспозиции конфликт здесь сжат и визуализирован, единство прошлого и настоящего – закономерность драмы, идея катарсиса, внешние поступки определяют внутреннее состояние, а также внешнее отражение внутреннего.

Черты эпоса – герой осмысливает свою жизнь в контексте исторического времени.