Академик ягодин. А. Ягодин. Из древнего Рима

Ягодин, Геннадий Алексеевич

Сов. химик, чл.-кор. АН СССР (с 1976). Р. в с. Большой Вьяс (Пензенской обл.). Окончил Московский химико-технол. ин-т (1950). Работал там же (с 1971 проф., в 1973-1985 ректор). С 1985 министр высшего и среднего специального образования СССР. С 1988 председатель Госкомитета СССР по народному образованию.

Осн. исследования относятся к химии редких металлов, общим проблемам физ. химии. Разработал теоретические основы и технологию разделения, а также прецизионной очистки циркония и гафния. Установил существование устойчивых многоядерных соед. циркония. Разработал новые методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, обеспечивающие измерение констант скорости поверхностных р-ций и определение механизма поверхностных явлений. Развил кинетику хим. р-ций извлечения и явлений, сопровождающих эти р-ции на границе раздела фаз. В соавторстве с сотр. издал учебник "Технология редких металлов в атомной технике" (1974). Основал одну из научных школ по кинетике экстракционных процессов.

Гос. премия СССР (1985).

Ягодин, Геннадий Алексеевич

Член-корреспондент РАН (1976), ректор Международного университета (г. Москва) с 1992 г.; родился 3 июня 1927 г. в с. Большой Вьяс Пензенской области; окончил МХТИ в 1950 г., доктор химических наук; работал заместителем директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) - руководителем отдела "Здоровье и безопасность" (1963-1965); 1973-1985 - ректор МХТИ; 1985-1989 - министр высшего и среднего специального образования СССР; 1989-1991 - председатель Государственного комитета СССР по народному образованию; основные направления научной деятельности: физическая и неорганическая химия, технологии разделения и очистки редких металлов, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; лауреат Государственной премии СССР (1985), премии им. Д. И. Менделеева; женат, имеет двоих детей.

Г. Ягодин был первым министром, назначенным М. Горбачевым после прихода последнего к власти. Приобрел широкую известность демократизацией учебного процесса в высшей школе. При нем было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из программ был исключен ряд "устаревших" общественно-политических дисциплин, университеты получили автономию. Высказываясь по поводу развития реформы образования, отметил, что "нынешнее руководство, пришедшее на смену "нашей" команде, не изменило генеральной линии на реформу образования, начатую еще при перестройке. У нас традиционно сильное преподавание по естественным наукам, и традиционно "хромает" гуманитарное образование. Этот перекос надо исправлять. Но самое главное - надо обрести чувство собственного достоинства. Ведь если не уважать самого себя, то никто не будет уважать ни тебя, ни твою страну" ("МК", 16.02.97).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Ягодин, Геннадий Алексеевич" в других словарях:

    - (р. 1927) российский физикохимик, член корреспондент РАН (1991; член корреспондент АН СССР с 1976), академик РАН (1993). Труды по химии и технологии редких металлов, жидкостной экстракции их соединений. С 1985 министр высшего и среднего… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 3.6.1927, с. Большой Вьяс Лунинского района Пензенской области), советский химик, член корреспондент АН СССР (1976). Член КПСС с 1948. Окончил Московский химико технологический институт им. Д. И. Менделеева (1950). Работает там же (с 1973… … Большая советская энциклопедия

    Шаблон:Американский деятель В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ягодин. Геннадий Алексеевич Ягодин (род. 3 июня 1927) советский и российский государственный и общественный деятель. Член Верховного Совета СССР 11… … Википедия

    - (р. 1927), физикохимик, член корреспондент РАН (1976), академик РАО (1993). Труды по химии и технологии редких металлов, жидкостной экстракции их соединений. С 1985 министр высшего и среднего специального образования СССР. В 1989 91 председатель… … Энциклопедический словарь

    Ягодин, Геннадий Алексеевич - (р. 1927) д р химических наук (1971), профессор (1973), действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры), с 1991 ректор Международного московского университета. С 1985 министр высшего и среднего специального образования СССР,… … Педагогический терминологический словарь

    ЯГОДИН Геннадий Алексеевич - (р. 3.6.1927, с. Большой Вьяс, ныне в Пензенской обл.), деятель образования, учёный химик, педагог, ч. к. РАН (ч. к. АН СССР с 1976), акад. РАО (1992), дер хим. наук (1967), проф. (1967). Окончил Моск. хим. технол. ин т им. Д. И. Менделеева (МХТИ … Российская педагогическая энциклопедия

    Геннадий Алексеевич Ягодин 2 й Министр высшего и среднего специального образования СССР 16 июля 1985 года 5 марта 1988 года Премьер министр … Википедия

    - … Википедия

    Русская фамилия: Ягодин, Василий Александрович (1870 1937) протоиерей, святой Русской православной церкви, причислен к лику святых как священномученик. Ягодин, Геннадий Алексеевич (род. 1927) советский и российский государственный и… … Википедия

Книги

  • Устойчивое развитие: человек и биосфера. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию , Ягодин Геннадий Алексеевич. В книге рассматривается история возникновения планеты Земля и развития на ней жизни. Подробно освещены вопросы энергетического обеспечения жизни, строение биосферы, законы ее существования.…

Сов. химик, чл.-кор. АН СССР (с 1976). Р. в с. Большой Вьяс (Пензенской обл.). Окончил Московский химико-технол. ин-т (1950). Работал там же (с 1971 проф., в 1973-1985 ректор). С 1985 министр высшего и среднего специального образования СССР. С 1988 председатель Госкомитета СССР по народному образованию.

Осн. исследования относятся к химии редких металлов, общим проблемам физ. химии. Разработал теоретические основы и технологию разделения, а также прецизионной очистки циркония и гафния. Установил существование устойчивых многоядерных соед. циркония. Разработал новые методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, обеспечивающие измерение констант скорости поверхностных р-ций и определение механизма поверхностных явлений. Развил кинетику хим. р-ций извлечения и явлений, сопровождающих эти р-ции на границе раздела фаз. В соавторстве с сотр. издал учебник "Технология редких металлов в атомной технике" (1974). Основал одну из научных школ по кинетике экстракционных процессов.

Гос. премия СССР (1985).

Ягодин, Геннадий Алексеевич

Член-корреспондент РАН (1976), ректор Международного университета (г. Москва) с 1992 г.; родился 3 июня 1927 г. в с. Большой Вьяс Пензенской области; окончил МХТИ в 1950 г., доктор химических наук; работал заместителем директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) - руководителем отдела "Здоровье и безопасность" (1963-1965); 1973-1985 - ректор МХТИ; 1985-1989 - министр высшего и среднего специального образования СССР; 1989-1991 - председатель Государственного комитета СССР по народному образованию; основные направления научной деятельности: физическая и неорганическая химия, технологии разделения и очистки редких металлов, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; лауреат Государственной премии СССР (1985), премии им. Д. И. Менделеева; женат, имеет двоих детей.

Г. Ягодин был первым министром, назначенным М. Горбачевым после прихода последнего к власти. Приобрел широкую известность демократизацией учебного процесса в высшей школе. При нем было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из программ был исключен ряд "устаревших" общественно-политических дисциплин, университеты получили автономию. Высказываясь по поводу развития реформы образования, отметил, что "нынешнее руководство, пришедшее на смену "нашей" команде, не изменило генеральной линии на реформу образования, начатую еще при перестройке. У нас традиционно сильное преподавание по естественным наукам, и традиционно "хромает" гуманитарное образование. Этот перекос надо исправлять. Но самое главное - надо обрести чувство собственного достоинства. Ведь если не уважать самого себя, то никто не будет уважать ни тебя, ни твою страну" ("МК", 16.02.97).

  • - - д-р химических наук, профессор, действительный член РАО, с 1991 ректор Международного московского университета...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Председатель исполкома Российской партии автомобилистов, народный депутат РФ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва...
  • - Директор НТЦ "Лазерная техника и технология" ; родился 27 июля 1938 г.; окончил Ленинградский политехнический институт по специальности "инженер-механик"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник Морской администрации порта Санкт-Петербург с 2000 г.; родился 30 августа 1948 г. в Ленинграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ОАО "Гостиничный комплекс "Пулковская" с 2000 г.; родился 6 августа 1952 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат РФ, входил в состав фракции "Коммунисты России"; родился в 1938 г.; окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена с 1986 г.; родился 10 марта 1941 г. в с. Куягане Алтайского края в семье учителей...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 7 мая 1932 в с. Абдулино Оренбургской обл. Композитор. В 1966 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции О. А. Евлахова и Г. Г. Окунева. В 1966-1967 преподаватель теоретич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Директор филиала Акционерного коммерческого банка "Югра" в г. Ярославле с 1996 г.; родился 5 апреля 1949 г. в г. Ярославле; окончил Военный факультет при Московском финансовом институте по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Доктор филол. наук, профессор. Зав. кафедрой укр. и рус. яз. Нац. мед. ун-та. Автор кн.: Литературно-критическая деятельность. . Киев, 1992. Печатался как критик в журналах: "ЛО", "Радуга", "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с декабря 2001 г., генерал-лейтенант...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий кафедрой социологии Белгородской государственной технологической академии строительных материалов; родился 6 февраля 1931 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Декан математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; родился 2 февраля 1947 г.; доктор физико-математических наук, профессор; академик РАЕН...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Председатель Кемеровского областного Совета территориального комитета Независимого профсоюза работников угольной промышленности; заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Сов. химик, чл.-кор. АН СССР. Р. в с. Большой Вьяс. Окончил Московский химико-технол. ин-т. Работал там же...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - российский химик, член-корреспондент РАН. Труды в области неорганической химии и физической химии растворов. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

"Ягодин, Геннадий Алексеевич" в книгах

Геннадий Фиш

Из книги Писательские дачи. Рисунки по памяти автора Масс Анна Владимировна

Геннадий Фиш 2006-й год. Старая, но еще крепкая, теперь уже бывшая дача Фишей за редким штакетником доживающего свой век деревянного забора, стоит с обморочно пустыми окнами, с взрезанным, как на операционном столе, телом террасы, с полуобрушенной стеной фасада. Гремит

Геннадий Алексеевич ЛЯХОВ, Конструктор

Из книги Высокой мысли пламень (Часть первая) автора Управление главного конструктора АВТОВАЗ (коллектив авторов)

Геннадий Алексеевич ЛЯХОВ, Конструктор Работать на ВАЗе я начал 16 января 1967 года. Но случилось это, как ни странно, вовсе не в Тольятти (туда я попал несколько позже). До этого работал в КЭО ГАЗ вместе с Л. И. Вихко. На меня был оформлен вызов Минавтопрома как на специалиста

Геннадий

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Геннадий С непростым темпераментом, часто с непредсказуемой реакцией на внешние воздействия. Индивидуалистичный, самоуглубленный, сам себе закон, в то же время достаточно тактичный, чтобы не казаться грубым. Предприимчив,

Геннадий

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Геннадий Значение и происхождение имени: родовитый (др. греч.).Энергетика и Карма имени: это имя вполне спокойного и самостоятельного человека; быть может, оно несколько неторопливо, склоняя своего обладателя к некоторой флегматичности, располагая и в этом есть

ГЕННАДИЙ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

ГЕННАДИЙ Происхождение имени: «благородный, родовитый» (греческое).Именины (по новому стилю): 5, 22 февраля; 5 апреля; 13 сентября.Положительные черты характера: ранняя самостоятельность, серьезность, честность, терпеливость. Геннадий производит впечатление вполне

Геннадий

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Геннадий Геннадий - с непростым, неуловимым темпераментом, часто с непредсказуемой реакцией на внешние воздействия. Индивидуалистичный, самоуглубленный, сам себе закон. Предприимчив, динамичен. Деликатен, отторгает грубость.С возлюбленными в сложных отношениях. Это

Геннадий

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Геннадий С непростым темпераментом, часто с непредсказуемой реакцией на внешние воздействия. Индивидуалист, самоуглубленный, сам себе закон, в то же время достаточно тактичный, чтобы не казаться грубым. Предприимчив,

ЯГОДИН

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ЯГОДИН Ягода, Ягодин, Ягодкин, Ягодичьев, Ягодников...Далекие предки современных носителей этих фамилий жили в лесах, и ягодный промысел был одним из источников пропитания.Возможны и другие варианты. «Ягодка моя», – говорили девушке-красавице. «Нашего поля ягода» –

Геннадий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Ягодин Геннадий Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯГ) автора БСЭ

Мясников Геннадий Алексеевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЯ) автора БСЭ

А. Ягодин. Из древнего Рима

Из книги Том 5. Очерки, статьи, речи автора Блок Александр Александрович

А. Ягодин. Из древнего Рима Трилогия. 1903Воскресить жизнь древних можно только творческим путем. Так делал, например, Майков. Когда же творчества нет, его заменяют поддельными сценами из жизни римлян или греков - все равно, лишь бы были в наличности «с одной стороны -

Генерал-полковник Геннадий Трошев: “В ЧЕЧНЕ БУДЕТ МИР!” (На вопросы Владислава Шурыгина отвечает командующий войсками Северокавказского военного округа, Герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев)

Из книги Газета Завтра 358 (41 2000) автора Завтра Газета

Генерал-полковник Геннадий Трошев: “В ЧЕЧНЕ БУДЕТ МИР!” (На вопросы Владислава Шурыгина отвечает командующий войсками Северокавказского военного округа, Герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев) Геннадий Николаевич Трошев родился 14 марта 1947 года в

Декабря 9 (28) Священномученики Василий (Ягодин) и Александр (Буравцев)

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Декабря 9 (28) Священномученики Василий (Ягодин) и Александр (Буравцев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)11 декабря 1937 года был арестован весь причт московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове, в том числе настоятель собора протоиерей Василий

Геннадий

Из книги Православные имена. Выбор имени. Небесные покровители. Святцы автора Печерская Анна Ивановна

Геннадий Значение имени: от древнегреч. gennadas – «благородный».Основные черты: раздражительность, настойчивость.Особенности характера. Геннадий – человек с нелегким характером. Он своенравен, капризен, упрям, изворотлив. Не терпит однообразия, хочет прослыть оригиналом,

Судьбы реформаторов-либералов схожи. Попытки культурных преобразований обычно не завершаются, но последствия остаются на многие годы. Сходен и склад личности, чуждый бюрократии. Глава огромного ведомства (в замах ходили министры), Геннадий Алексеевич Ягодин мог сам поднять трубку, позвонить учителю, автору запомнившейся статьи - просто поблагодарить. Поддержать.
Этот председатель Государственного Комитета по образованию перестроечных времён вызывал у меня ассоциации с министром, который в разгар первой мировой попытался провести уникальную реформу образования, от народного детского сада до университета. В реформе участвовали все слои общества. Жарко спорили. Министра звали П.Н.Игнатьев... Я тогда писал его историю и удивлялся, как все повторяется сто лет спустя. «Вот сейчас (думал я про просвещенческую реформу своего времени) на арену выйдут эти». И они выходили. «Сейчас (замечал я про Ягодина) его снимут». Правда, его почему-то не снимали. Но в конце концов сняли вместе со страной.
Фигура Ягодина была нетипичной для педагогического Олимпа. По роду службы встречался больше не с администраторами, а с учениками и студентами. Ничего особенного не сообщал, а звучало как надежда. Много ли в то время было нужно для надежды? Человеческий облик, речь. Это, пожалуй, поразило в первую очередь: то, что наверху заговорили по-человечески. Прошло десять лет, и теперь не знаешь - надолго ли?

* * *

- Геннадий Алексеевич, у Вас сложная биография?
- Очень простая. Родился 3 июня 1927 года, Пензенская область, село Б.Вьясс. Трудно? По буквам: большой, Василий, мягкий знак, Яков, два раза Семен. Родители - сельские учителя, папа преподавал химию, а мама - математику. Учились заочно, летом уезжали в институт, и все оставалось на нас с младшим братом - коровы, свиньи, козы... В селе у нас была большая библиотека, две с половиной тысячи книг, я все прочел...
- И пошли в университет?
- В «Менделеевку». Попал на отделение, связанное с атомной энергией. Но занимался охраной окружающей среды... Прошел всю ветку, от лаборанта до завкафедрой. Тринадцать лет был ректором...
- А министром как стали?
- Можно сказать, случайно. Выступил на одном совещании без бумажки. Заметили.
- Это уже при Горбачеве?
- Да. Потом, когда стал министром высшего образования, меня вызвали в ЦК и сказали: объединяйся со средним. Зачем - не помню. Я был против. Мне сказали: ты против до такой степени, что готов уйти из министров? Ну, до такой степени я был не готов.
- А как у Вас было с Горбачевым? Его интересовала школьная перестройка?
- Меня курировали секретари ЦК Е.К.Лигачев и А.Н.Яковлев. Что было крайне удобно, можно лавировать, когда один говорил «нет», другой - «да». Раз, когда я в школе экзамены по истории снял, Лигачев мне сказал: нам с тобой не работать. А Яковлев удивился: и ты хочешь облегчить ему жизнь? Третьим куратором был Гейдар Алиевич Алиев. Когда нужно, он мог принять неожиданное решение. Откуда, скажем, взять деньги на образование...
- А откуда?
- Тогда золотые кольца молодоженам продавали за полцены. Алиев придумал продавать за полную, и за счет этого студентам повысили стипендию.
- При всем том при Вас шла крупная реформа, хотя никто ее так не называл. Это в отечественных традициях: когда ничего, в сущности, не происходит, говорят историческая реформа, а когда что-то начинает происходить, замалчивают. Но предметы по выбору, негосударственная школа, автономия высшей - все это было заложено в конце 1980-х. Я думаю, это была первая и последняя гуманистическая реформа советского времени.
- Может, и перестройки никакой не было, а просвещение происходило. Короткая, прекрасная пора народного просвещения.
- Я помню, печатал тогда статьи по истории школы - ленинской, сталинской и т.д. Их тут же на уроках истории школьники изучали.
- Был запрос общества.
- Иллюзия была, что с этим государством можно что-то сделать, через образование. Вот Вы, как первое лицо в данной сфере, могли влиять как-то на другие: политику, экономику? На обмен денег по Павлову, - это при Вас было? Тбилиси, Баку, Вильнюс...
- Раз выступил - «не лезь не в свое дело». К 1988-му году я понял, что есть отдельные люди, которые отвечают за отдельные участки, а команды нет...

В ОБРАЗОВАНИИ-ТО команда имелась. В «Учительской газете» времен Владимира Матвеева, во ВНИКе - временном научно-исследовательском коллективе «Школа», а потом, когда завлаб, историк педагогики Эдуард Днепров стал министром, а временный коллектив - новым кабинетом Министерства образования - разве не команда? Еще какая...
Совсем недавно собрались ее остатки и стали анализировать: почему распалась? В чем были наши ошибки? Перепутали творческую компанию, клуб с министерством? Не захотели функционирования, но возможно ли в принципе министерство развития? Нужна ли ему оппозиция? Как получается, что возносимые обществом на гребень на другой день забывают, кому обязаны?
Эти вопросы школьной перестройки, в сущности, повторила общественная, начав с августа и закончив октябрем, у того же российского Белого дома, где вместо живого человеческого кольца теперь глухая стена. Так стоило ли?

* * *

- Геннадий Алексеевич, сейчас многие прозрели, сожалеют, смотрят на то время по-другому.
- Я понимаю, почему. Из-за разрушений. Это время не только созидания, но и разрушения. Но самым главным дострижением была все-таки демократизация. Со всеми урывками, недомолвками, но демократизация. Позволили иметь свою точку зрения.
- Перестройка началась со школы, с просвещения. Мне приходилось писать: это закономерность русской истории.
- Первое, что мы сделали, объявили: за образование отвечают ученики и родители. А второе, когда я выступил в «Комсомолке» , сказав, что в высшей школе главная фигура - студент. Ректорам это не понравилось.
- Все потихоньку долбили авторитарную педагогику. Но одно дело где-нибудь в газете, другое - в Государственном Комитете по образованию. К Вашим словам, позиции прислушивались особенно внимательно. Но вот что, Геннадий Алексеевич, я думаю по поводу тех времен. Такие были жаркие схватки, учителя в Останкино крупным планом, жгучий интерес общества к школе, а на самом деле к ней ли? Не была ли школа ареной борьбы, чем-то вроде тренировочного зала для будущих серьезных схваток? Они начались, и интерес к школе кончился.
- Нет, это не так... Конечно, элемент скандала был. «12-й этаж», эпатаж... Но была и идея развивающегося образования...
- И во что оно развилось? Что получилось с перестройкой на примере ведомства просвещения? Вы своим приказом породили, узаконили временный творческий коллектив, ВНИК «Школу» (где, кстати, и я работал), оппозицию старой бесплодной педагогики, и что вышло? - ребенок стал новым министерством образования и вас съел. А его съели другие. Кто виноват? Вся перестройка - самосъедание...
- Я сегодня своим студентам читал Жака Превера, вот это:
Не позволяйте интеллигентам играть со спичками!
Потому что интеллектуальный мир, господа,
Когда он, господа, остается совсем без присмотра,
То ведет себя далеко не похвально
И, оставшись один,
Начинает фатально
Действовать произвольно…
- Можно списать слова?
- Пожалуйста.

ИТАК, что же у нас получается... Не играть со спичками. Не иметь дело с властью. Не брать государственного министерства. Лучше, вот прекрасная идея - создать общественное (не теневое, а именно общественное, куда пойдут те, кто самодостаточен - без всякой власти). Стать, как Ягодин, ректором независимого университета. Или его президентом, как профессор Гавриил Попов. Интеллигент Попов (умница, поиграл со спичками и передал «не интеллигенту» Лужкову, с тем как-то спокойнее). И опять, куда ни посмотри, интеллигенция в России не во власти, хотя не скажешь вроде бы, что не в чести.

* * *

У меня папа был мягкий преподаватель, а мама жесткая, дралась за знания. А в деревне как на это смотрели? «Кем-кем, а училка всегда будет». Это вот страшно: училка всегда будет. Погляди, как в пастухи нанимают: «Ты, мил человек, за нашей-то погляди. Просим...» А училку? Приедет из города в самую дырявую избу. Через год убежит. Ну ничего - другую пришлют. К корове не пришлют, а к детям пришлют.
- Много ли изменилось с тех пор?
- Вот звонят, просят похлопотать, помочь устроить в школу Ямбурга, Караковского... Это, кстати, тоже в горбачевские времена изменили, что ребенок не крепостной - можно в разные школы. Так что кое-что мы сделали...
- Геннадий Алексеевич, Вы себя уютно чувствуете в этом времени? Где профессор, как в эпоху нэпа или военного коммунизма, продает на рынке...
- Спички?
- Вот-вот.
- Я вижу, что многие без работы. Мне совестно, но мне... хорошо.
- Вот, даже диктофон от удивления остановился.
- Мы сделали хороший университет. Это творческий университет. Развивающий университет. У нас замечательные ребята учатся...
- Новые русские?
- Самые новые, новейшие. Я совершенно нормально чувствую себя во времени. Может быть, потому что всегда оставался преподавателем. И когда был министром, читал в Менделеевке. Один год не читал и почувствовал, что не так ощущаю аудиторию.
- Какое свое качество считаете сильным?
- Никогда не боялся аудитории...

ПРОФЕССОР Ягодин торопился на лекцию. Мы договорились еще встретиться, но расписание занятий так плотно, а время жизни так скоротечно, что-то сегодня не сказал, завтра можешь не успеть.
Итак, Ягодин - министр времен демократизации. Когда, как поется в песне, мы были молодыми и чушь прекрасную несли. Теперь стали жестче и трезвей. Многим плохо. Бессовестно. Но есть и такие, которым совестно, но хорошо. И слава Богу.

Геннадий Алексеевич Ягодин родился в 1927 г. Г. А. Ягодин - выпускник кафедры технологии редких и рассеянных элементов инженерного физико-химического (ИФХ) факультета Менделеевского института. После окончания Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева в 1950 г. и аспирантуры МХТИ работал в этом институте в должности ассистента, доцента, профессора, был деканом инженерного физико-химического факультета. В 1963–1966 гг. был заместителем Генерального директора Международного агенства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Женеве (Швейцария).

C 1973 по 1985 год занимал пост ректора МХТИ. Работая ректором, Г. А. Ягодин активно продолжал заниматься научными исследованиями, являлся руководителем ряда международных и всесоюзных конференций и симпозиумов.

Будучи ректором Г. А. Ягодин придавал большое значение развитию культуры в институте. Сам вместе с коллегами часто участвовал в различных художественных и культурных событиях страны. В МХТИ, в Малом актовом зале устраивались свои, «менделеевские» художественные выставки.

Г. А. Ягодин активно развивал международные связи Менделеевского института. Этому способствовал его большой опыт работы в международных организациях ООН по атомной энергии (МАГАТЭ).

В 1986 г. по инициативе Г. А. Ягодина была организована первая в стране кафедра промышленной экологии. Г. А Ягодин стал ее первым заведующим и развернул работу по активизации природоохранных исследований, системы экологического образования, созданию в стране нового отношения к окружающей среде обитания человека. Важная роль при этом отводится подготовке и воспитанию студенчества.

В своей экологической деятельности ректор Г. А. Ягодин пользовался поддержкой академика И. В. Петрянова-Соколова, профессора Менделеевского института, главного редактора журнала «Химия и жизнь», известного в стране своей общественной деятельностью в защиту окружающей среды.

В 1985 году Г. А. Ягодин был назначен министром высшего и среднего специального образования, а затем в 1988 году Председателем Госкомобразования СССР. На этом посту Г. А. Ягодин успешно работал до конца 1991 г.

С 1992 г. Г. А. Ягодин - ректор Международного университета, где одновременно возглавляет экологическую школу.

Основные направления научной деятельности профессора Ягодина - физическая химия редких элементов, кинетика экстракционных процессов, влияние химических технологий на окружающую среду. Г. А. Ягодин - автор 500 научных публикаций, нескольких учебников, учебных пособий и монографий.

Большой вклад Г. А. Ягодин внес в разработку системы инженерной подготовки химиков-технологов и в организацию экологического образования в России.

) - советский и российский государственный и общественный деятель.

Глава правительства Николай Иванович Рыжков
Валентин Сергеевич Павлов
Иван Степанович Силаев (де-факто)
Предшественник должность учреждена
Преемник должность упразднена
2-й Министр высшего и среднего специального образования СССР
16 июля 1985 - 5 марта 1988
Глава правительства Николай Иванович Рыжков
Предшественник Вячеслав Петрович Елютин
Преемник должность упразднена
Рождение 3 июня (1927-06-03 )
  • Большой Вьяс , Саранский уезд , Пензенская губерния , РСФСР , СССР
Смерть 4 января (2015-01-04 ) (87 лет)
  • Москва , Россия
Место погребения
  • Троекуровское кладбище
Партия КПСС с 1948 года
Образование МХТИ имени Д. И. Менделеева
Учёная степень доктор химических наук
Учёное звание член-корреспондент АН СССР
член-корреспондент РАН
Профессия химик , инженер-технолог
Награды
Место работы
  • РХТУ

Биография

Одним из первых нововведений Г. А. Ягодина стал вызвавший большой общественный резонанс принятый летом 1988 года приказ № 540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые не успевали по одному или более предметам .

Возглавляемый Ягодиным госкомитет стал одним из инициаторов и организаторов первого в СССР съезда работников образования, прошедшего в декабре 1988 года, на котором получил общественную поддержку и были приняты документы ВНИКа.

В течение 1991 года его три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр В. С. Павлов , а в августе - ГКЧП . Несмотря на это, Ягодин сохранил свой пост вплоть до упразднения Гособразования в связи с коллапсом союзных органов управления. Интересно, что в последний раз решение о возобновлении работы Ягодина на посту главы Гособразования принял председатель Совета Министров РСФСР И. С. Силаев , что временно входило в сферу его компетенции , поскольку после событий 19-22 августа 1991 года он фактически возглавлял правительство СССР . 27 ноября постановлением Государственного Совета СССР Госкомитет по народному образованию был переименован в Комитет по образованию