Что означает экология души в словарях. Экология души (словарь понятий). Возрождение былого великолепия души

Что такое экология души?

    Мне кажется что экологией души прежде всего это то чувство чистоты в своей душе приобретнное от того что ты не обманываешь не делаешь какие либо противозаконные действия и благоприятно относишься к другим людям.

    Если ты не делаешь всего этого то экология твоей души будит загризнена.

    Сейчас мы попробуем объединить их для одного из вариантов из многочисленных определений для каждого из них.

    Например возьмем такие определения:

    Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы

    Душа - это Внутренний, психический мир человека.

    И вот в результате объединения этих определений можно вывести совокупное определение: =Экология души - это внутренний, психический мир человека изучающая взаимоотношения живой и неживой природы для науки=)))

    Можно проанализировав и просуммировав остальные варианты определений экологии и души дать огромное количество определений и вывести также и свои определения экологии души.

    если простым языком говорить это внутринний мир человека своего рода гармония души и тела

    Это такой новомодный термин, которым оперируют личности не достаточно знающие родной язук...

    Экология души - это в первую очередь, поддержание своего психического равновесия. Душа наша подобна саду: что будем сажать, то и вырастет. Если садить сорняки в виде обид, разочарований - то и вырастет соответствующее. А если стараться поддерживать чистоту, контролировать негатив - все будет замечательно) Ну, по крайней мере, это мое мнение

    ну во-первых, для большинства собственная душа - некое абстрактное понятие, гораздо более далекое, чем Африка, Антарктида, Луна или Марс.

    На самом деле все чувства, которые мы переживаем, - не наши: это - чувства души.

    Боль, радость, интерес, восприятие музыки и зрительных образов - это результат работы души.

    Сама личность, наше Я , бездушна, и у многих душа спит беспробудным сном.

    У детей личность неразвита, и ребенок - открытая душа.

    Душа не выносит отрицательных эмоций и насилия.

    Душа не выносит раздельности и отчужденности.

    Душа боится страшного, безобразного и темного, всех злых сил.

    Душа любит любовь, свет и творчество.

    Имеется ввиду, что человек должен содержать а чистоте не только тело, но и душу: чистые помыслы, хорошие поступки, нет зависти, нет злости, полная гармония и душевное спокойствие...

    У многих людей экология души очень засорена обидами, завистью, злостью и интригами, поэтому это стихийная свалка всех человеческих недостатков. А для людей с чистой душой - это место где живут мечты, надежды и любовь.

    Для меня лично - экология души - это борьба со своими грехами , страстями. Человек, состоящий из тела и души требует своего: тело для тела, душа для души. Почему так часто паршиво на душе? Потому, что нарушена экология души.

    Поглядите, что происходит с природой, когда ее экология нарушена до нельзя! Она гибнет. Тоже происходит с душой, изначально живой. Она гибнет, если не стремиться обрести чистоту. Это процесс трудоемкий, но зато чистота души - это то, ради чего стоит жить. Многие святые стали святыми, благодаря тому, что навели в своей душе порядок и экология их души была восстановлена. Оказывается, это возможно.

Круглый стол

«От экологии пространства - к экологии души»

Дата : 7.11.2014 г.

Место проведения : актовый зал.

Участники : студенты 3 и 4 курса, преподаватели.

  1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на «круглом столе» «От экологии пространства - к экологии души».

На круглом столе мы всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглого стола»:

1. Если пришёл – не молчи!

2. Каждый имеет право на собственную точку зрения.

3. Умей слушать собеседника.

4. Говори лаконично, кратко, по делу.

5. Хочешь спросить – подними руку.

В качестве эпиграфа я хочу предложить коротенькое, но очень глубокое стихотворение Алексея Решетова «Возьми немного света моего…». Послушайте, пожалуйста, внимательно… Прочувствуйте!

Мы в детстве были много откровенней.

Что у тебя на завтрак? - Ничего.

А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего…

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

«От экологии пространства - к экологии души». Данная мысль выводит нас на размышления о вечных проблемах соотношения мира, природы и человека. Экология мира начинается с экологии души.

Человек - не только тело, но - прежде всего, - сознание, душа.

Душа человека.… У одних она с горошину, а у других - всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом - жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, с деформированной душой.

Для существования и сохранения души, нужно нечто большее, чем просто чистый воздух и чистая вода.

Что же нужно? Это мы с вами обсудим за «круглым столом» для того, чтобы дойти до сути, до истины, выбрать с нашей точки зрения правильное решение, довести его в последующем до школьников и других студентов.

По крайней мере, вы выскажете своё мнение относительно экологии души в российском обществе, представите свою позицию.

Попробуем ответить на вопросы: что же влияет на экологию внутреннего мира? Какова роль современного учителя? А самое главное, у каждого будет возможность понять: готов ли я жить со светом в душе и делиться этим светом.

II. Выступления участников. Обсуждение проблемы.

Ведущий

Прежде чем мы будем говорить об экологии души, предлагаю рассмотреть это понятие как философский термин. Инициативная группа студентов подготовила интересный материал. Слово Бродовинской Ольге.

Студент

Понятие «экология души» широко употребляется в публицистической, экологической, психологической, педагогической, философской литературе в качестве метафоры.

Метафора позволяет по-новому взглянуть на изучаемое явление. Это глубоко философский термин, поскольку философская рефлексия проникает вглубь метафоры, вскрывая различные пласты человеческой духовности.
Понятие «экология души» актуально в свете перемен, через которые проходит российское сообщество, вступив на путь инновационного развития. С движением по этой траектории Россия связывает воплощение в реальность социального бытия новых гуманитарных парадигм и целеполаганий. Потребность в них выстрадана необходимостью по-новому задать меру и смысл человеческому существованию, скорректировать систему ценностных ориентаций человека в современных условиях, разработать механизмы содействия человеку в поисках идентичности.

Понятие «экология души» аккумулирует в себе уникальный космос значений и смысловых нагрузок, свернутых в единое целое, с тем, чтобы развернуть их уже в какой-то иной конкретности, иной ипостаси во внутреннем мире субъекта восприятия.

Феномен «экология души» может быть рассмотрен как некая целостность, выражающая стержневые конструкты внутреннего мира человека, реализующиеся во всей полноте только в процессе восприятия конкретного события конкретным человеком в конкретно исторических условиях его бытия.
Нравственная составляющая субъекта определяется его активностью и должна быть устремлена к улучшению жизни социума. Каждый человек должен нести ответственность за себя, свое ближайшее окружение, за мир в целом.

Ведущий:

Спасибо. «Экология души в современном мире» - это очень интересный многогранный вопрос. Какой смысл вкладываете вы, уважаемые участники «круглого стола», в понятие «экология души»?

Студент

Я считаю, экология души – это наука, предметом которой является охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Студент

Я называю экологией души уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому. И самое главное – человек должен осознавать, для чего ему заботиться о себе, о других людях, о природе. Для чего жизнь вообще?

Студент

С моей точки зрения, экология души человека во многом обусловлена его чувствами, его радостями, его внутренним светом в соотношении с окружающим миром: родителями и семьей, природой и друзьями, наставниками (учителями, воспитателями) и другими людьми, культурой, обществом, Вселенной.

Студент

Готовясь к сегодняшней встрече, я посмотрела в Интернете высказывания учёных. Меня заинтересовала позиция Николая Николаевича Дроздова. Вы знаете о том, что он профессор МГУ, доктор биологических наук, автор и ведущий телепередач «В мире животных», «В мире людей». Он обращается к проблемам духовности. Я выписала несколько тезисов, которые хотела бы здесь озвучить.

«Живём-то мы всё равно душой, двигаемся и делаем, но только под руководством души, всех нервных центров.

Ни одно, даже самое простое физическое действие – скажем, застилание улиц асфальтом, не может производиться без душевного контроля. Если это делать без души, асфальт развалится, и всё будет плохо. Только если с душой человек делает - это человек.

Результат будет видеть, душа участвовала в этом или нет. Любые технологии - это тоже часть душевной культуры человека. Если человек не соблюдает известную ему технологию, не знает или не хочет её знать, значит, он работает без души.

Добромыслие, доброречие и доброделание. Такие кажущиеся чуть-чуть корявыми слова, но они не корявые они просто более старинные – добромыслие, доброречие и доброделание . И в мыслях, и в речи делать только добрые дела. Только так. Тогда мы максимально приблизимся к хорошей экологии нашей собственной души и будем влиять на экологию душ окружающих именно также».

По-моему, лучше сказать невозможно.

Ведущий

И правильно Николай Николаевич Дроздов призывает: начни с себя по этому принципу добромыслия, доброговорение, добродеяния. Может быть, следование ему, сделает каждого из нас человеком. «Нам бы про душу не забыть, нам бы добрее быть».

Студент

А я хочу напомнить слова нашего замечательного святого Серафима Соровского.

Вся Россия к нему тянулась, ходили за сотни вёрст без самолёта, без автобуса, приходили только чтобы очиститься, потому что знали, что он очищает людей. Шли бандиты, грабители бывшие, но желающие раскаяться. Вот они приходят, а он сидит. К нему подходит человек. Кто он такой? Если помните, кто, читал его жизнеописание, он говорил: «Здравствуй, радость моя»! Говорил он, улыбаясь любому бандиту, падшей женщине, воришке какому-нибудь. И человек сам понимал: сейчас очистится душа и я больше такого уже делать не буду.

И вот с такой радостью надо каждому раскрывать свою душу, стараться каждый день говорить, думать, делать только доброе, тогда общество сможет решить проблемы экологии души.

Ведущий

Мы знаем примеры героизма, самопожертвования, милосердия и в наше время.

А главное, маленькие дети понимают, какой должна быть душа.

У маленького ребёнка спросили: «Что такое душа?».

«Ну, это внутренность наша, она живая» - отвечает девочка.

«Хороший человек какой?».

«Он весёлый, улыбчивый, вежливый, добрый. Люди должны быть добрыми».

Так понимают и описывают душу человека маленькие дети. А как вы, студенты колледжа, можете описать человека, у которого воспитана экология внутреннего мира?

Студент

Если составить обобщенный портрет нравственно здорового человека, то мы увидим творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания является слово "гармония". Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Студент

Замечательно, что проводится такой «круглый стол» про экологию души и то, что здесь много неравнодушных людей.

Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.

Безнравственный человек, не может быть мудрым.

Безнравственный человек жалок и несчастен. Он никогда не может обрести покоя. Каждый фрагмент его разболтанной души постоянно чего-то желает. Но как только какое-нибудь желание исполняется, то другая часть души начинает испытывать подлинное мучение и повергается в беспросветное уныние. И чем большего достигает безнравственный человек, тем меньше радости он испытывает, поскольку подлинная радость – это явление духовного порядка.

Для этого нужны верные критерии и ориентиры. Без нравственных ориентиров общественная жизнь принимает невероятно уродливые формы, о которых людям, живущим в современной России нет нужды рассказывать.

Ведущий

- Конечно, нужна система ценностей, нужен идеал, пример. Что же определяет норму человеческой жизни? Какие ценности?

Студент

- В современном мире, в российском мире особенно, восторжествовала прагматичная позиция о системе ценностей . В этой системе ценностей духовность упоминается, но она очень не высоко по своему рейтингу среди прочих ценностей.

Каждый человек в отдельности хочет прожить свою жизнь не в выполнении долга, а хочет прожить свою жизнь по возможности с удовольствием.

Чтобы усовершенствовать свою душу, надо слегка потеснить прагматичные ценности, которые сейчас восторжествовали. В этом залог выживания человечества.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от «ценностей» общества потребления, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Ведущий

Что же должно занимать первенство в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему? Обоснуйте свой вывод.

Студент

Если главенствует материальное - оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа: все дозволено. Ни преград, ни запретов - беспредел.
Если же на первом месте духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни и незапятнанностью перед ней. Тогда все совершаемое человеком не может быть во вред другому человеку или любому живому. Здесь срабатывает табу, нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли в жизни человеческой заповеди, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, сохраняющие её и человека как высшую ценность.

Ведущий

Хочется добавить не менее главное строками Б.Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство -

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Долг и честь, совесть, благородство и достоинство. Давайте уточним смысл каждого слова.

Каково значение слова долг ?

Студент

Долг - это обязательство

Долг - внутренне принимаемое (добровольное ) обязательство .

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами. Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг , нравственный долг ) - добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Другие виды долга: гражданский долг , патриотический долг , воинский долг .

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит .

По Канту, долг - это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг - это стремление человека к счастью.

Ведущий

- Слово инициативной группе.

Студент

На Руси всегда эти свойства являлись показателем благонравия: «Честь имею!» - заявлял человек (воин, гражданин Отечества), готовый выполнить свой долг достойно. Честь (по словарю) - это достойные уважения и гордости моральные качества человека. Очевидно, поэтому А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сосредоточивает внимание читателя на мысли: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Слово совесть в словаре раскрывается как чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В педагогическом плане хотелось бы особо подчеркнуть одно свойство совести, которое побуждает анализировать и поступки других и свои собственные. В совести отражается активность сознания, его
анализирующее начало, рефлексия, что и необходимо настойчиво развивать, чтобы оно вошло в привычку. Совесть - это голос сознания.

Разумность и сознание в жизни и деятельности позволяют отличить, где он человек, а где нечто другое.

Очень важно совершать все действия, поступки, строить свои отношения с родными, сверстниками, учителями, с природой, обществом, Отечеством, осознавая, что ты поступаешь по совести.

Студент

Благоро́дство - это совокупность личностных качеств человека. В основном связано с понятием человека о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».

Благородство - высокая нравственность , самоотверженность и честность .

Благоро́дный посту́пок – это поступок безукоризненно честный, самоотверженно великодушный.

Достоинство - это морально-нравственная категория .

Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого человека .

В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ), которые принадлежат человеку от рождения.

Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности .

Ведущий

Это основа человеческого бытия. Почему от экологии души зависит будущее человечества?

Студент

В центре всего человек, и только от него, его души и разума, от того, какие нормы и принципы он изберет для себя, зависит все то, что ожидает нас в будущем.
Только от души человека зависит, способны ли мы найти гармонию с природой, изменить свой образ поведения в окружающей среде, вести здоровый образ жизни, вернуться к истинным человеческим ценностям, нравственному поведению, любви и совести, к заботе о ближнем.
Наше общество должно преобразиться в общество разумной достаточности, мир личностей, способных к самоограничению, преисполненных чувства долга, ответственности перед другими людьми, своим будущим и будущим своих детей. В мире, и в каждом человеке должна восторжествовать вечная истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга. Человечество уже пришло к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления закон самоограничения.
Без духовного развития человека, без нравственных принципов, по которым он существует в этом мире невозможна нормальная экологическая среда, которая нас окружает. Поэтому всё, что мы сегодня видим, это есть некая проекция нашего внутреннего мира.

Мы должны понять и увидеть, кто мы есть, в чем наша роль, какими мы хотим видеть себя и нашу страну через годы.

Ведущий

Римский философ Марк Аврелий утверждал: «Неизбежно будет несчастлив тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Поэтому так важно нам работать над собой.

Я хочу добавить о том, как важно состояние души человека. О том, как оно отражается на здоровье, на всех сферах жизни - на семье, на работе, на карьере, на досуге. Да, от «плохих» мыслей портится не только настроение, но и здоровье.

Результаты исследований показали: для долгожителей характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам. Задумайтесь, а у вас преобладают такие качества или противоположные.

От экологии человеческой души, по сути, зависит, будущее человечества.

Почему люди об этом забывают?

Что можно нам сделать? Как исправить сложившуюся ситуацию? При каких условиях развитие детей и молодежи в современном информационном пространстве будет наиболее культурным, высоконравственным.

Студенты

Каждый человек, по своим возможностям, должен наводить порядок. Не ждать действий от государства, а начать с самого малого - с себя. Кто-то подобрал чужой окурок и бросил рядом в урну, а ребенок увидел и запомнил, что нужно делать именно так. Как говорит восточная мудрость: «Бесполезно воспитывать детей, все равно они будут похожи на Вас!» Кто-то очистил несколько метров пляжа и забрал мусор с собой. А дети видели и начали подражать. Ведь они как губка – все впитывают и плохое, и хорошее. Взрослые не замечают, как дети их копируют, держа сигарету как они. Выпивают первый стакан пива или вина - как взрослые. И они начинают друг перед другом показывать кто сильнее. Кто выпьет больше пива одним глотком, выругается матом и тут же разобьет пустую бутылку… Ведь на мой век хватит, а там…

Это тема морали. Давайте вспомним, какими были наши предки – трудолюбивый и чистоплотный народ, как воспитывали своих детей – наших дедов и бабушек. Это было не так уж и давно. А ведь жизнь была на много тяжелее, чем сейчас и семьи были огромные, а еще нужно было ухаживать за стариками. Даже крысы не бросают инвалидов и малышей, переносят во время опасности, кормят и ухаживают за ними. Но мы - современные люди, образованные и высокомерные, оставляем детей, бросаем стариков, не обращаем внимания на инвалидов. Где уж нам увидеть, что происходит у нас перед ногами, что происходит с нашим домом – с планетой Земля! Мы настолько заняты собой, что просто у нас нет времени обращать на это внимание?

Ведущий

- Спасибо Вам за такую точку зрения. Слово Лобкарёвой Екатерине.

Студент

Поэзия лечит больные души своим живительным словом. Строчки, идущие от сердца, находят отклики у других людей, вдохновляют на добрые порывы, а иногда происходит прозрение и отказ от того, что казалось притягательным. Готовясь к «круглому столу», я встретила стихи Нины Уманской, созвучные нашей теме.

Экология души
Есть экология земли, мы за нее в ответе.
Страдаем сами мы, страдают наши дети.
Есть экология души. Ждать от кого ответа?
Страдает все вокруг. Страдает вся планета.

Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.

Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.

Чтоб люди перестали умирать,
От каждого нужна такая малость:
Любить, ценить, прощать, не осуждать,
Чтоб на планете нашей жизнь осталась.

Ведущий

Спасибо. А теперь нам необходимо перевести обсуждение именно в плоскость педагогических знаний и профессиональной деятельности.

Какова роль учителя? Что мы должны сделать для экологии души? Как же можно прикоснуться к душе ребёнка, чтобы она встрепенулась и пробудилась? Надо чётко обозначить ориентиры для своей профессиональной подготовки и дальнейшей деятельности.

Студент

Я думаю, что сейчас ответственность школы за духовное воспитание подрастающего поколения

возрастает многократно. Главная задача: научить учащихся жить в гармонии с окружающей средой, в гармонии с окружающими людьми, в гармонии с самим с собой.

В основе воспитания должен лежать нравственный пример учителя, его доброе слово. Учитель просто обязан делиться светом, ведь где к человеку прикасается луч прекрасного, там отступают разрушение и разложение.

Необходимо в процессе воспитания затронуть душу и чувства ребенка; заставить видеть в обычных явлениях удивительное; научить удивляться и переживать, выражать свои чувства и мысли образно, логично и обоснованно, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Я два месяца работала в школе и убедилась в том, что большинство учителей это понимают и именно в этом видят смысл воспитания.

Меня заинтересовала воспитательная программа «Экология души», разработанная Ольгой Анатольевной Воробьёвой, учителем русского языка и литературы.

«Каждый человек - неповторимая личность, индивидуальность, со своим характером, психическим складом, душой. Он просто не знает себя, пределов собственных возможностей. Наверное, поэтому говорят, что "чужая душа - потемки", что в нее не заглянешь. Помочь ребенку найти себя, раскрыть свои таланты и способности, а вместе с ними и душу, сделать её открытой, красивой и щедрой - главная задача данной программы».

Полагаю, что воспитательную программу «Экология души» мы можем в дальнейшем взять за основу.

Ведущий

Душевная открытость Кристины, её обаяние, чувство ответственности, готовность делиться светом своей души – это важнейшая предпосылка педагогического мастерства.

Современный педагог обязан воспитывать экологию внутреннего мира ребенка.

Наша задача - пробуждать во внутренних силах человека искреннюю готовность проявлять добро и дарить радость, быть воистину человечным, наполняться светом и в глазах, и в душе, и в мыслях.

Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия

Ведущий

– Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего.

В жизни человеку предоставлено все, чтобы быть счастливым, человеку дана свобода выбора.

Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь.

У вас есть возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения. Какая здесь может быть альтернатива сказанному? Что вы обнаружили или поняли в себе? Ответим себе на вопрос: готов ли я жить со светом в душе и дарить свет ближнему своему?

Кто желает об этом сказать?

Студенты

Участвуя в работе круглого стола, я почувствовала, как рождается радость приобретения новых знаний о мире и о себе, о своей сопричастности с огромным миром, о своих достижениях в познании, о своей возможности жить со светом в душе.

Ведущий

Сегодняшнее обсуждение показало ещё раз, насколько актуальна тема нашего «круглого стола» «От экологии пространства – к экологии души» и насколько по-своему каждый из нас понимает эту экологию души в современном мире. Наша задача объединить всё в единое целое и главное не потерять драгоценную нить и идею всего того, что было сказано.

Итак, на основании всего вышеизложенного можно выделить ряд направлений деятельности, обеспечивающей экологию души:

Осмысление двойственных полей всего сущего и свобода выбора человеком своего жизнеустройства, своего жизненного пути;

Своевременное и целенаправленное развитие, приобщение к различным видам полезной деятельности: к чтению книг, к целенаправленному познанию, к увлеченным занятиям спортом, искусством, физическим трудом;

Освоение нравственных законов жизни.

Разумно выбирайте то светлое и доброе, что будет вести вас дорогой счастья. Удачи вам во всех ваших делах и начинаниях.

Благодарю всех, кто принял активное участие в дискуссии.


Доклад к родительскому собранию

«Экология души»

Современное общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности.

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха...Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Предметом экологии души может и должна являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Говорить о воспитании детей всегда трудно.
На протяжении многих веков человечество самым серьёзным образом подходило к этому вопросу.

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Вне семьи - в детском саду, в школе, - ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в семье детям, - это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить...

Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

Сегодня на родительском собрании мы поговорим о красивом и безграничном нашем мире, и о том, как можно в семье и в школе воспитывать у детей чувство любви к этому миру, эмоциональную отзывчивость.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Все мы – люди с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами. Но есть одно, что объединяет всех нас – это наши дети, которые могут стать радостью или проблемой. Дети – это наши зеркала. Все хорошие и плохие привычки, которые есть у нас, со временем будут и в наших детях.

Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь.

Как ведут себя родители – такое поведение и у ребёнка.

Ребёнок копирует поведение взрослых.

Дети видят и то, что родители, как правило, хотят скрыть от них.

Наиболее распространённые родительские ошибки в том, что можно назвать воспитанием чувств.

Игнорируют чувства своих детей, считая их не заслуживающими внимания. Часто они слишком поглощены собой и собственными делами.

Жёсткие, вечно сердитые и высокомерные родители, не уважающие людей вообще и собственных детей в частности. Это родители, которые кричат:

«Не смей огрызаться!», когда ребёнок пытается высказать свою точку зрения на происходящее.

Склонны потакать своим детям во всём. Не стараются научить их справляться с трудными ситуациями более конструктивным образом. Пытаются чем-нибудь «подкупить» разгневанного или расстроенного ребёнка.

Антон Семёнович Макаренко в своей « Книге для родителей» написал:

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

До недавнего времени для определения одарённости человека существовала только одна шкала измерения – коэффициент интеллектуальности (IQ).

Но не так давно ученые выяснили, что в повседневной жизни гораздо важнее интеллекта то, что называется эмоциональной и душевной одарённостью:

Оптимизм,

    способность управлять собой и держать удар,

    умение сопереживать и ладить с людьми.

Психолог Дэниел Гоулман по пунктам расписал понятие «эмоциональная интеллигентность»:

    Самоотчёт, или адекватное представление о собственных чувствах в каждый момент времени.

    Способность управлять своими настроениями – успокаиваться, отбрасывать, когда нужно, заботы и неприятности, быстро оправляться от ударов.

    Способность к самомотивации, куда входят такие качества, как постоянство, оптимизм и трудолюбие.

    Эмпатия, или способность к сопереживанию, состраданию.

    Социальные навыки – способность к гармоничному взаимодействию с окружающими людьми.

Семья является ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит вся дальнейшая судьба человека.

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение.

Семья – это больше чем отец и мать.

Это наследие того, что собрало и передало нам множество поколений наших предков: духовно – религиозные и национальные традиции, традиции рода, патриотизм и верность идеалам добра.

Семья – единый духовный организм. Повреждение одного её члена обязательно отражается на жизни других. Дети всегда восприимчивее. Они сильнее взрослых испытывают на себе малейшие колебания психологического и духовного климата.

Если вы находитесь здесь, значит, у вас есть семья! Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет - это все на втором плане. Главное - что она у вас есть!

Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта.

Семья для ребёнка – это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.

Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным).

Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Отношение к слабым, зависимым, безответным - лакмусовая бумажка для выявления человеческих качеств в ребенке.

Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.

Что такое семья?

    Семья – это, где тебя любят.

    Семья – это близкие люди.

    Семья – это вера, надежда и любовь.

    Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.

    Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, ничего не требуя взамен.

    Семья – это самое ценное, что есть у нас.

    Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

    Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

    Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

    Семья – это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.

    Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.

    Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.

    Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни. Она может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой - приспособить к жизни в обществе.

Семья была и всегда будет основой воспитания подрастающего поколения.

Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее.

Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию: Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" . Так, давайте воспитывать наших детей как духовно богатую личность, у которой есть нравственные ориентиры, сочувствие, сострадание, чувство вины и ответственности за выполненное дело.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи и педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для воспитания нравственных качеств человека.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

И закончить я хотела бы такими словами:

Душа дана была для счастья человеку,
Мы любим всей душой, душой поём...
Но, видимо, во всём бывает равновесье:
Душой страдаем мы и горечь пьём.

Понять непросто душу век от века,
Но знаю точно, просто убеждён,
Что нет красивей в мире человека,
Кто добротой душевной наделён!

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям - вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.

Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.

Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться…

Презентация на тему: Экология души Презентация на тему: Экология души № слайда 1 Описание слайда:

Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»

№ слайда 2 Описание слайда:

Инициология – наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой,…

Рыбина Ольга Петровна

Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ

Учитель начальных классов

E-mail:[email protected]

Контактный телефон: 89108513425

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа – матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей…

Муниципальное образовательное учреждение «Прудищинская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс

«Экология языка»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов на экологическую тему.

«Экология природы- экология души»

Стаж педагогической работы-14 лет.

Тема по самообразованию – «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Адрес образовательного учреждения: Тульская обл.,Веневский район, с.Прудищи, ул.Школьная,д.1.

Интегрированный урок в 11 классе

«Экология природы-экология души»

Цели:

Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая:

Развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;

Развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

Развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;

Развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование:

ноутбуки,

проектор,

тексты художественных произведений: В. Распутин “Прощание с Матерой”, В. Астафьев “Царь-рыба”, Ч. Айтматов “Плаха”,

презентация,

раздаточный материал.

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало.

Актуализация знаний.

Работа в группах.

Выступление групп.

Обсуждение.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

На экран выведены эпиграфы (Приложение1,слайд 2)

« Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».

Р.Рождественский.

« Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо».

М.Пришвин.

Мотивационное начало

Слово учителя: Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (Демонстрация фильма – Приложение 2).

Наше занятие мы назвали « Экология природы-экология души».

Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое «экология природы» и «экология души»? Как бы вы сформулировали цель нашего занятия?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).

(На экран проецируется цель занятия.) (слайд 3)

Актуализация знаний

Учитель: За всюисторию своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Итак, в центре сегодняшнего урока - проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.

Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.

Стихии (земля, вода, воздух, огонь) всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до современной «деревенской прозы» наша литература связывала жизнь русского человека с жизнью природы, земли. Тема « Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека.

Писатели 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти.

Нравственный критерий героев Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, и др. во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней. Почему? Да потому что назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф. Как писал Фёдор Абрамов: « раньше мы решали два уравнения - что такое хорошо и что такое плохо? Теперь появилось третье уравнение: что такое ничего? Вот перед какой реальностью мы встали».

Именно такая категорическая постановка вопроса и двигает дело мертвой точки, как в жизни, так и в литературе. У поэта Максимилиана Волошина есть строки, тревожащие душу, но заставляющие задуматься каждого над тем, в какую бездонную пропасть мы можем скатиться, и что будет ждать нас на дне её, если мы срочно не примем меры для спасения нашей земли с ее прекрасной природой, следовательно, и для своего спасения!

Машина научила человека

Пристойно мыслить, здраво рассуждать.

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество,

Что человек такая же машина,

Что звездный космос только механизм

Для производства времени, что мысль

Простой продукт пищеваренья мозга,

Что бытие определяет дух,

Что гений - вырожденье, что культура

Увеличение числа потребностей,

Что идеал -

Благополучие и сытость,

Что есть единый мировой желудок

И нет иных богов, кроме него.

Да, планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? Как это отразится на нас с вами?

Внимательно прочтите вот это четверостишие (слайд 5), найдите в нем ключевые слова (земля, люди, прости, груз совести, обидели).

Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое «нравственность»? (ответы учащихся)

Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» (слайд 6).

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.

Ведь именно в литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения. (Сообщения подготовленных учащихся)

1 учащийся.

Валентин Распутин. «Прощание с Матерой».

Валентин Распутин - из тех немногих прозаиков семидесятых годов, кто вызывает уважение, как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации.

Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число классиков русской литерату­ры XX века.

У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспи­тателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной.

Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой – « за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской приро­дой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал» - подтвердила его высокий писательский статус.

«Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении» - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворо­та северных рек, и протест против ликвидации «неперспективных дере­вень».

Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказа­ла повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов со­ветской литературы и стала знаменатель­ным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русс­кой литературы советского периода.

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.

Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.

Санитарная очистка кладбища перед затоплением, по сути, обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.

Смешалось необходимое и кощунственное.

В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас.

В повести Распутина встает проблема «чистоты перевода» общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей - в интересы государства.

«Недоброкачественность» этого перевода - главная нравственная проблема повести.

Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах - вопрошани­ях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пы­таясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вво­дит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях циви­лизации, о приобретениях и потерях современного человека.

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, «Прощание с Матерой» представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская де­ревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.

«И - органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Рас­путин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него - не цепь картин, не материал для метафор, - писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он - не описывает природу, а говорит ее голосом... Дра­гоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой», - сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г.

2 учащийся .

Роман «Буранный полустанок»(другое название «И дольше века длится день…») - одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе - манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен.

Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охваты­вает единое чувство смятения и ужаса - живого перед неживым.

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными «по-толстовски» и «по-толстовс­ки» реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен.

Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть пос­тавлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом.

Роман «Плаха» утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов.

В «Плахе» поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя, прежде всего, волнует внутреннее, духовное состоя­ние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В «Плахе» Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке.

Ничто высокое, человечное не дается просто так, за все надо платить - порой, очень дорогой ценой. В жизни все больше становится гонцов - за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто ее сложит в мире, где волки - лучшие из людей?

Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа.

В «Плахе» образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназ­начено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чем роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социаль­ной линиях романа.

«Плаха» - это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчет в своих плюсах и минусах. Самое главное - осознать грозящую опасность не только и не столь­ко от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света.

Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» сильно и выразительно.

До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улуч­шении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать все содержание понятия «гуманность» с лозунгом: «Все для человека и все во имя человека». Этот лозунг привел к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека - своими ливнями и засуха­ми, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бес­сильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.

Трагедия Бостона - это не только трагедия его семьи. На этом при­мере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необ­думанное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернет­ся тупиком для всего человечества.

Поэтому забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Са­мо улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональ­ном отношении к природе, в самоотчете человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселен­ную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и, может быть, следующая очередь - его самого.

3 ученик.

Сергей Залыгин. «После бури». «Экологический роман».

«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не наста­нет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего... Литература долгое время была антропоцентрична, но теперь часто возни­кает необходимость в том, чтобы она становилась все более и более при­родной»- писал Сергей Залыгин, ветеран российской словесности, главный редактор «Нового мира» времен перестройки.

Сергей Залыгин - один из немногих писателей старшего поколения, сумевших соединить литературное слово с практическим делом. Он был среди активных противников поворота северных рек, бил тревогу по по­воду строительства ГЭС на равнинных реках, критиковал мероприятия по мелиорации, проектировки Нижне-Обнинской ГЭС, строительства ленинградской дамбы, гибели Арала...

Еще в первом своем романе «Тропы Алтая » писатель размышлял о вза­имообусловленности жизни людей и бытия природы.

Центральный герой романа Залыгина 80-х г.г. «После бури» Петр Васильевич Корнилов по своим убеждениям - натурфилософ. Его заветная мечта - открыть идею, равно притягательную и равно обязательную для всей человеческой цивилизации.

Не классовую, ибо классы заведомо раз­личны, не религиозную, ибо у каждой религии свои боги, не политическую, ибо политика уж точно разделяет и обособляет людей, а универсальную, соборную, превыше наций, сословий, групп. А это, по мысли Корнилова, может быть только одно: «Ну, конечно, природа! Только ее и нельзя исключить из своего сознания, все остальное можно!».

«Тропы Алтая» еще не отделились от романтического кокона. Тут все дышит надеждой на обретение общего языка, на согласие между людьми и лесами, водами, землей.

«После бури», особенно в своей экологической части - это призыв спохватиться, опомниться, вплоть до грозных эсхатологических проро­честв.

«Экологический роман» (Новый мир.- 1993.-№12) помечен знаком беды, разочарованием и усталостью, уже не предчувствием, а сознанием катастрофы.

Потому что между прежними произведениями и «Экологическим рома­ном» случился Чернобыль. Это не просто чрезвычайное происшествие, не частный случай современности, это «сама современность, это чернобыль­ская действительность экономики, нравственности, государственности, общественной жизни, не говоря уже об экологии». Колокол судьбы, пос­леднее предупреждение расплата и возмездие.

Чернобыль в «Экологическом романе» не только глобальная траге­дия, но и символ нашей вины перед праматерью- природой, слепоты ума, завороженного фетишами технического прогресса.

Базовый конфликт романа кажется простым, знакомым, многократно проговоренным и в литературе, и в публицистике, и с высоких политичес­ких и общественных трибун. Человек то борется с природой, будто с вра­гом, то смотрит на природу как на свою неотъемлемую собственность, бездумно уничтожая самую основу своего физического и духовного су­ществования.

И опаснее всего оказывается государство: собственник безличный, ограниченный буквально и единственно своими государственными граница­ми.

«Экологический роман» подчеркнуто исповедален, главный герой, гидролог Голубев - второе «я» автора.

Еще работая на гидрометеостанции в Салехарде, Голубев столкнулся с процессом, а впоследствии и с останками так называемой Пятьсот пер­вой стройки - грандиозное сталинское строительство заполярной железной дороги на случай войны с Америкой - безумный маниловский проект: тундра не держала рельсов, не говоря уже о поездах.

Железнодорожная колея вдоль Полярного круга - концентрированное выражение абсурдности многих технических начинаний человека.

Со смертью вождя зачах и его искусственный замысел. Но от несостоявшегося проекта остались не только бараки - остался принцип. Главное - инициировать, начать, не забивая себе голову предсказаниями последствий. Принцип, который и « без Сталина был жив-живехонек, в от­ношении людей к природе - прежде всего».

Голубев, а вместе с ним и Залыгин, представительствуют в романе от лица науки, но той науки, которая не забывает об инстинкте самосохра­нения человека и человечества, которая стремится не к дроблению и рас­пылению знаний о мире, а к их слиянию, синтезу, к целостности восприя­тия сущего.

«Антиприродное начало» потому страшно, что творит ложную действительность. Оно образует вокруг себя мир, точнее - антимир мнимых, искаженных величин. Оно вырабатывает и свою систему ценностей, и свою идеологию, и свои правила игры. И тогда реки перестают быть природой, они становятся постановлениями, решениями, программными разработками, протоколами и докладами. Здесь, в этом опрокинутом мире, командовали не природные законы существования, а политические установки. Наркотик такого мира - гигантомания. Если стройка, - то века. Если плотина, то высотная. Если энтузиазм, то бьющий через край. Если планы, то истори­ческие.

Олицетворением этого опрокинутого мира в романе выступает моно­польная система, замкнутая наподобие всесильного концерна, обозначен­ного в романе под названием «Киловатт- час», действующая во имя собс­твенных интересов, сама перед собой отчитывающаяся и самой же себе отпускающая грехи.

Она - внеэкологична, разорительна, разрушительна, абсурдна.

Когда-то Александр Солженицын писал в рассказе «Утенок»: «И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет... А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь если все дружно возьмемся - за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным мо­гуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка...»

В «Экологическом романе» показаны ужасающие масштабы растраты «немонтируемой природы».

Апофеозом такого покорения и использования природы стала радиоактивная после Чернобыля река Припять, чьи берега, обремененные обиль­ной, гипертрофированной жизнью, напоминают рай, то есть загробный мир.

Голубев уже ощущает грядущую остановку, заболачивание времени. Грандиозные проекты преобразования природы рассматриваются всеми не как реальные дела, а только как «начинания», главное - начать, что будет дальше, не очень важно. И среди людей уже возникают психологи­ческие типажи - заготовки для будущих «новых русских». Родной сын Го­лубева Алексей, уже представляет собой образец «частичного» человека: «Я когда-то, лет двадцать тому назад, один час шестнадцать минут ду­мал и пришел к выводу: все плохое и все самое трудное - не мой воп­рос, не моего ума дело. Вот и экология - да разве она моего ума?».

Этот нарождающийся тип человека мыслит принципиально только в пределах собственной досягаемости и живет с ощущением, что мира за горизонтом не существует.

Роман Залыгина лишен утешительных иллюзий. Он проникнут если и не безверием в че­ловека, то сильным скептицизмом по отношению к нему. К его здравому смыслу, к его способности обуздать свои аппетиты потребителя, осознать себя частью природы, которую он губит.

Открытый финал, открытые вопросы: что же дальше? на что надеять­ся? кто спасет и Россию, и русскую природу?

Спасения, повторим вслед за Распутиным, «негде больше искать, как в человеке. Это ненадежное место, но другого и вовсе нет».

Работа в группах

Сейчас вам предстоит работать с текстами некоторых из этих произведений (Приложение 4).

(Учащиеся обсуждают тексты в группах).

Выступление групп

(Учащиеся выступают с результатами своей работы).

Обсуждение

Мы прослушали выступления групп, давайте подведем итоги.

Что объединяет все эти произведения?

Кто является источником названных вами проблем?

Между кем или чем возникают конфликты?

Кто из героев является носителем нравственности в повести «Прощание с Матерой»?

(Ответы учащихся)

Учитель:

Человек – это царь природы.

С самых древних ещё веков

Покорил он леса, и воды,

И мышей, и могучих львов.

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети.

И, наблюдая, думаем подчас,

Что на большой и голубой планете

Не можем мы без них,

Или они без нас?

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (слайд 9)

(ответы учащихся)

Учитель: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).

Рефлексия

Учитель: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы: (слайд 10)

Что мы сегодня узнали? Поняли?

Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?

Что получилось? Не получилось?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?

Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия? И т.д.

Учитель: Закончить хотелось бы просмотром еще одного фильма, который покажет всем нам, что мы можем потерять, если будем вести себя на планете Земля как пришельцы. (Приложение 3)

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир», основываясь на произведениях художественной литературы и других фоновых знаниях. (слайд 11)

Список использованной литературы и средств Интернет.

    Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть. И дольше века длится день

(Буранный полустанок). Роман.- М.: Худож. лит., 1988

    Айтматов Ч. Плаха.- М.:Известия, 1990

    Астафьев В. Царь-рыба.- М.:Современник, 1984

    Залыгин С. После бури.- М.: Худож.лит, 1988

    Залыгин С. Экологический роман \\ Нов.мир.- 1993.-№12

    Распутин В. Повести.- М.:Просвещение, 1990

    Агеев А. Распутин новый и старый // Знамя.- 1999.-№6

    Чубинский В. И снова о "Плахе" // Нева.-1987.-№8

    Славникова О. Старый русский: поздняя проза Сергея Залыгина// Нов. мир.- 1998.-№12

    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.

    http://www. ru.wikipedia.org/

12. http://school-collection.edu.ru