Все арки планеты и их история. Триумфальные арки мира. Триумфальная арка Оранж

Адрес: Франция, Париж, площадь Шарля де Голля (площадь Звезды)
Начало строительства: 1806 год
Окончание строительства: 1836 год
Архитектор: Жаном Шальгреном
Высота: 49,51 м.
Ширина: 44,82 м.
Координаты: 48°52′26″N 2°17′41″E

Триумфальная арка в Париже - это один из величайших памятников истории и архитектуры, о которой знает любой более-менее грамотный житель нашей планеты.

Она располагается в легендарном восьмом округе столицы Франции, на площади, носящей название площадь Шарля де Голля, или площадь «Звезды». Если рассмотреть эти два названия, становится понятно, что одно из них площадь получила в честь великого полководца времен Второй Мировой войны, а вот площадью «Звезды» ее назвали из-за двенадцати ровных лучей-проспектов, которые расходятся от нее в разные стороны Парижа. Один из этих двенадцати проспектов - знаменитые Елисейские поля .

Вид на Триумфальную арку в Париже

Триумфальная арка в Париже была возведена за 30 лет с 1806 по 1836 год. Ее строительство началось по приказу величайшего французского завоевателя и стратега Наполеона Бонапарта Париже должна была стать символом великих побед императора и человека, который «перекроил» карту Старого Света вместе со своей бесстрашной армией. Правда, решение о строительстве арки, Наполеон принял еще в 1805 году, вдохновленный собственным талантом военного стратега, который помог одержать ему тяжелую победу в битве при Аустерлице. Разработал проект будущего памятника истории архитектор Жан Шальгрен, которому, увы, не удалось воочию увидеть свое детище: он скончался еще в 1811 году. Однако великая Триумфальная арка, являющаяся одной из главных достопримечательностей Парижа, увековечила его имя для потомков.

Триумфальная арка.… К этому названию люди привыкли уже давно. К слову, Париж - не единственный город, где можно встретить триумфальную арку.

Триумфальную арку с высоты птичьего полёта

Их довольно много, правда, они не так известны, как та, что расположена в центре «12-ти конечной Звезды». Будем откровенны, далеко не все знают происхождения самого слова «триумф»: где оно впервые появилось, что означает, и почему арка в Париже носит название Триумфальной. Слово «триумф» произошло от латинского языка, и получила распространение в Великой Римской империи. Триумф означал вступление великого полководца и его армии в столицу с победой.

Причем, победа должна была быть для триумфа одержана безоговорочная, быстрая и с наименьшими потерями. Триумф - это еще и самая драгоценная награда полководцу, без которой он не мог назвать себя и свой легион великим. Только после своего Триумфа Гай Юлий Цезарь был всерьез воспринят народом и признан великим императором. Именно со времен Римской империи ведет свою историю слово «триумф», а арки, через которые проходили полководцы со своими армиями, стали называться триумфальными.

Вид на Триумфальную арку со стороны авеню де ла Гранд-Арме

История триумфальной арки в Париже

Как уже говорилось выше, архитектор Жан Шальгрен, разработавший проект Триумфальной арки, умер практически сразу после закладки фундамента будущего строения. Возведение сооружения постоянно приостанавливалось, так как император стал терпеть поражения на полях боев. Именно по этой причине арка строилась так долго.

Не дожил до своего великого Триумфа и сам Наполеон: все работы над аркой были завершены в 1836 году , уже в то время Францией правил Луи Филипп. Работами руководил новый архитектор Абель Блуэ. Однако мечта великого воина, или, как многие его называют, тирана, все же воплотилась в реальность. В декабре 1840 года под сводами арки проехал кортеж, везущий гроб, в котором покоились останки Наполеона Бонапарта, скончавшегося далеко от Парижа на острове Святой Елены еще в начале мая 1821 года. Такой чести был удостоен не только Наполеон: под сводами арки, призванной отмечать Триумф, позднее делали остановку гробы с телами Виктора Гюго, Гамбетта, Лазаря Карно и других не менее известных личностей.

Триумфальная арка в Париже вид сбоку

Триумфальная арка в Париже, увы, стала символом триумфа не только для выдающихся военных начальников, писателей и правителей Франции. В 1940 году через Триумфальную арку прошло шествие фашистских захватчиков, которым Париж сдался практически без сопротивления, чтобы хоть как-то сохранить бесценные памятники истории и архитектуры. Гитлер прекрасно знал значение слова «триумф» и то, что значит для французов легендарная Триумфальная арка и Елисейские поля.

Диктатор и злой гений 20-го века отдал приказ своей армии, чтобы она демонстративно прошла через Триумфальную арку и затем победным маршем прошествовала по Елисейским полям. Таким образом, фашисты в очередной раз насладились собственным триумфом, за который миллионам людей пришлось заплатить своими жизнями. Но это уже история, которую, к слову, парижане не любят вспоминать, ведь для них тот парад был ничем иным, как унижением и позором.

Скульптурная группа со стороны авеню де ла Гранд-Арме «Мир 1815 года» скульптора Антуана Этекса

Триумфальная арка в наши дни

Если сегодня посмотреть на Триумфальную арку в Париже, мы сможем увидеть величественное строение, высота которого достигает практически 50-ти метров, а ширина 44,82 метра . Однако эти сухие цифры, естественно, не могут передать всю величественность и красоту арки. Проект архитектора был воплощен в жизнь в античном стиле. Славу и триумф символизируют собой прекрасные девы с крыльями, которые трубят в фанфары.

Эти скульптуры на арке выполнены архитектором Жан Жаком Прадье, родившимся в Швейцарии, который в свое время был удостоен Римской премии за свои достижения не только в скульптуре, но и в живописи. На арке можно увидеть и скульптуру, носящую название «Марсельеза», которая символизирует протест волонтеров против прусской армии, которой была захвачена Лотаргиния. Привлекает внимание и «Триумф 1810 года» - эта скульптура работы Корто, посвященная подписанию в 1815 году Венского мира. Арку украшают собой и скульптуры «Мир», и «Сопротивление», принадлежащие Этексу.

Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Марсельеза» скульптора Рюда

О последнем скульпторе знают лишь в узких кругах, он, увы, так и не получил мирового признания, хотя его творения и украшают легендарную Триумфальную арку в Париже.

Турист, рассматривающий арку, непременно увидит на ее стенах названия кровопролитных сражений, которые были выиграны Францией в различные времена. На ней навечно выбиты имена величайших французских полководцев. Сама арка окружена ста тумбами, соединенных между собой тяжелейшими цепями, выполненными из прочного чугуна. Это не просто украшение или ограда достопримечательности Парижа.

Именно сто тумб призваны символизировать собой «сто величайших дней» времен правления империей Наполеона Бонапарта. В самой арке тоже найдется интереснейшее, пусть и небольшое, здание, в котором находится музей: в нем посетитель сможет ознакомиться с историей строительства и узнать о триумфальных шествиях, прошедших под Триумфальной аркой.

Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Триумф 1810 года» скульптора Корто

Если даже знакомиться с Триумфальной аркой в Париже без помощи гида, невозможно не обратить внимания на могилу под ее сводами. Там захоронен не величайший правитель или полководец: в 1921 году там был погребен самый обычный рядовой солдат, погибший на поле боя еще во время Первой Мировой войны, имя которого до сих пор остается неизвестным. Всем посетителям величайшего архитектурного памятника предлагается подняться на арку, с которой можно насладиться панорамой Парижа. Естественно, вид, открывшийся с 50-ти метровой высоты, не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть с Эйфелевой башни , однако и он способен привести в восторг любого туриста. Путешественнику, приехавшему за впечатлениями в Париж, обязательно стоит знать, что добираться до Триумфальной арки лучше всего через многочисленные подземные переходы, так как поток автотранспорта возле нее не останавливается даже глубокой ночью . Подняться на арку можно в любой день недели, она открыта для туристов с 10 утра и до 23-00. Правда, за ознакомление с ней придется заплатить небольшую плату в 10 евро.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.

Триумафальная арка расположена в Париже, Франция, одна из популярных достопримечательностей города. Она была построена в честь солдат, которые погибли в революционных и наполеоновских войнах за Францию. На в нутренней и внешней стене памятника нанесены имена всех героев, которые сражались в войнах за Францию. Под Триумфальной аркой находится могила неизвестного солдата, погибшего в первой мировой войне

Строительство этой арки началось по заказу императора Франции Наполеона Бонапарта в 1806 году, в честь великой армии. После победы под Аустерлицем в 1805 году, Наполеон сказал своим солдатам - «Вы вернетесь домой через Триумфальную Арку». Первый камень был заложен 15 августа 1806 г. Однако строительство было заморожено после отречения Наполеона и завершено только в 1836 году.

2. Ворота Запада, Сент - Луис, США

Ворота Запада или Врата на Запад, являются самой высокой аркой и памятником в США, она был построена в память о расширение Соединенных Штатов. Строительство арки началось в 1963 году и завершено в 1965 году. Эта арка была спроектирована финско-американским архитектором Ээро Сааринен. Сегодня эта арка главная достопримечательность Сент-Луиса, ее каждый год посещает более 4 миллионов человек.

Арка Ворота Запада, была собрана из 142 различных секций 6 метров длиной каждая, предварительно изготовленной из стали. На возведение арки потребовалось 23 570 тонн бетона и 1 957 тонн стали. Этот полый памятник содержит уникальный трамвай, который поднимает посетителей до верхней части памятника. Смотровая площадка может вместить до 160 посетителей одновременно, с нее открывается удивительный панорамный вид на город и окрестности.


3. Ворота Индии, Нью - Дели, Индия

Ворота Индии являются одной из самых замечательных достопримечательностей в Нью- Дели. Этот памятник посвящен храбрым индийским солдатам, погибшим на фронтах Первой мировой войны. Имена 70 000 индийских солдат нанесены на арку. Сегодня этот памятник служит могилой неизвестного солдата, погибших в войнах в том числе и в индо-пакистанском конфликте 1971 года.

Премьер-министр Индии, Индира Ганди зажгла Вечный огонь 26 января 1972 года. Вечный огонь под Воротами Индии горит день и ночь, чтобы напомнить всем о погибших в индо-пакистанской войне. Строительство арки началось в 1921 году, и потребовалось 10 лет для ее завершения, открыта 12 февраля 1931 года.


4. Триумфальная Арка Руа Аугушта, Лиссабон, Португалия

Триумфальная Арка Руа Аугушта является одной из главных туристических достопримечательностей в городе Лиссабон. Она была построена в память о реконструкции города после капитального землетрясения в 1755 году. На самом деле строительство этой каменной арки началось в 1755 году но было завершено только в 1875 году, после задержки в век. Эта арка имеет шесть колон, каждая из которых предназначена статуям исторических деятелей.


5. Арка Пятидесятилетия, Бельгия

Эту огромную арку первоначально планировались возвести в честь 50-летия независимости Бельгии в 1880 году, но п рошло еще 25 лет до завершения строительства и она была открыта в 1905 году. Задержка произошла в следствие разногласия между королем Леопольдом и правительством, в предмете финансирования фонда для возведения постоянной каменной арки.


6. Триумфальная арка Патусай, Вьентьян, Лаос

Патусай также известна как Ворота Триумфа или Ворот Победы, расположена в Вьентьяне, Лаос. Этот памятник посвящен тем, кто погиб в бою, за независимость от Франции. Строительство Патусай было начато в 1957 году и завершено в 1958 году.

Ступа и листья лотоса в архитектуре делают Триумфальную арку Патусай более привлекательной. Существует также музей расположенный на втором этаже памятника, он отображает фотографии героев, которые боролись за страну.


7. Ворота Победы, Мюнхен, Германия

Ворота Победы являются триумфальной аркой в городе Мюнхен, Германия. Первоначально она была построен в память о мужестве баварской армии. Но сегодня Ворота Победы служат символом мира.

Арка была построена между 1843 и 1852 годами, по приказу короля Лудвинг I Баварского. Эта арка имеет триумфальный стиль, одна большая в центре и небольшие арки с каждой стороны. На вершине находится колесница, которая запряжена четырьмя львами. Она символизирует победу армии.


8. Триумфальная арка, Барселона, Испания

Эта популярная арка в Барселоне, Испания, построена как вход для всемирной выставки в 1888 году. Она спроектирована каталонским архитектором Жозеп Виласеком. Он использовал архитектурный стиль мавританского возрождения.


9. Триумфальная арка, Пхеньян, Северная Корея

Это вторая самая высокая триумфальная арка в мире, ее высота 60 метра и 50 метров в ширину. Этот памятник был построен в 1982 году в честь корейского движения за независимость с 1925 по 1945 года, независимость от Японии. Даты «1925» и «1945» вписаны по обе стороны арки, также она посвящена Ким Ир Сену за его роль в корейской независимости.


10. Арка рузвельта, Монтана, США

Арка Рузвельта, икона Йеллоустонского национального парка, она расположена на северном въезде в национальный парк, штат Монтана. Краеугольный камень этой арки был заложен Теодор Рузвельтом, 26-м президентом США в 1903 году.

Йеллоустоун является первым национальным парком в мире, он был основан в 1872 году. Позже архитекторы решили построить ворота в северной части парка, чтобы произвести большее впечатление на туристов.


Несмотря на то, что триумфальные арки строились в разное время и в разных частях света, традиция возводить арку в честь знаменательного события или исторического лица появилась именно в Древнем Риме. На территориях, бывших некогда под управлением этой мощной державы, располагается большинство архитектурных памятников данной формы. Вот десятка самых известных и величественных арок мира.

Ворота Индии — Мумбай, Индия

Триумфальную арку «Ворота Индии» начали строить на набережной самого населенного города в 1911 году (в то время он именовался Бомбеем). Лишь в 1931 году арка, посвященная памяти погибших индийских солдат, была открыта. Ее создатель, известный британский архитектор Эдвин Лаченс, украсил арку в мусульманском стиле индийскими орнаментами. В 1948 году британские войска покинули страну, проходя через «Ворота Индии» в последний раз.

Триумфальная арка Каракаллы — Джемила, Алжир

Каракалла был римским императором, сыном Септимия Севера и Юлии Домны. В период его правления город Джемила, находящийся ныне на территории Алжира, переживал период расцвета, здесь в 216 г. н.э. в честь императора была возведена монументальная арка. В 1839 году герцог Орлеанский приказал демонтировать арку и приготовить её к отправке в Париж, однако его планам не дано было осуществиться. Через 3 года герцог умер, а в 1922 году арку реконструировали.

Триумфальная арка Патусай — Вьентьян, Лаос

Арка в Лаосе чем-то напоминает триумфальную арку, установленную в Париже, однако она богато украшена традиционными лаосскими орнаментами и скульптурами. Её возвели как памятник солдатам, погибшим в сражениях за независимость страны от Франции. Слово «патусай» можно перевести с санскрита как «ворота победы». Воздвигли эти ворота в период с 1957 по 1968 года. Памятник имеет 5 башен, символизирующих 5 священных заповедей буддизма.

Триумфальная арка Септимия Севера — Лептис-Магна, Ливия

Римский император Луций Септимий Север родился на территории современной Ливии и правил с 193 года до самой смерти в 211 году. Точная дата постройки триумфальной арки неизвестна, но вполне вероятно, что ее возведение началось сразу после того, как Септимий Север стал императором. Центральную сцену на арке занимает изображение рукопожатия императора со своими сыновьями Каракаллой и Гетой, где Каракалла выглядит как высокий юноша, что дает основание предполагать о завершении строительства арки к началу 200-х годов.

Триумфальная арка Тита — Рим, Италия

Арка Тита на главной улице Рима «Via Sacra» была построена в 82 году н.э. в период правления императора Домициана. Ее появление должно было увековечить победу только что умершего Тита в «Иудейской войне», развернувшейся в Иерусалиме. Арку украшает знаменитый барельеф, изображающий шествие с захваченными в Иерусалиме трофеями. Именно этот монумент послужил основным образцом для создателей триумфальных арок в 16-м веке, в том числе и знаменитой Триумфальной арки в Париже.

Триумфальная арка в Тимгаде — Тимгад, Алжир

Город Тимгад вырос из военной колонии, основанной при римском императоре Траяне для сдерживания нападений со стороны берберов. До наших дней сохранились некоторые античные постройки, и в их числе 12 метровая трехпролетная триумфальная арка, которую частично восстановили в 1900 году, используя песчаник, из которого она построена. Арка украшена колоннами из белого известняка и цветного мрамора.

Арка Адриана — Джераш, Иордания

Римский император всего несколько месяцев прожил в Джераше, одном из важнейших городов Аравии. Именно этот визит было решено увековечить аркой, которая одновременно стала не только памятником, но и главными воротами города на юге. Арку установили примерно в 500 метрах от города, планируя, что в будущем он будет разрастаться именно в этом направлении. Однако этого не произошло. В наши дни арка является входом в музей.

Триумфальная арка Константина — Рим, Италия

Расположенная в непосредственной близости от Колизея в Риме, арка Константина была возведена в 315 году н.э. в честь победы императора Константина I над императором Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году. Эта битва положила начало христианизации Европы и превращению христианства в официальную религию. По преданию, Константину было видение, в котором Бог обещал победу, и армия императора перед боем рисовала на щитах кресты, веря в божье заступничество. Несмотря на это, на арке нет каких-либо явных символов христианства. Арку украшают барельефы, позаимствованные у других монументов.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ МИРА

При подготовке доклад о достопримечательностях Москвы, мое внимание привлекла фотография Триумфальной арки на Кутузовском проспекте: «Я уже где-то видела подобную арку». Действительно, изображения похожих триумфальных арок я обнаружила в учебнике истории древнего мира и в учебнике французского языка, в том разделе, где говорилось о достопримечательностях Парижа. Я задала волнующий меня вопрос учителю истории и учителю французского языка. Их ответ, с одной стороны, удовлетворил мое любопытство, а с другой стороны, подтолкнул к дальнейшим поискам. Я продолжила мое исследование, и за необходимой информацией обратилась к Интернету. Тут я к моему удивлению выяснила, что триумфальные арки встречаются во многих странах мира на разных континентах. Например: в России, во Франции, в Испании, в Италии, в Германии, в Индии, во Вьетнаме. Почему люди разных культур и религий возводят у себя эти мало-функциональные, с практической точки зрения, сооружения? Как и где появилась идея их создания? Что они символизируют? Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этом реферате я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Как и где появились первые триумфальные арки?

Что бы ответить на этот вопрос необходимо углубиться в историю, а точнее в историю Древнего Рима. Именно там, по мнению многих историков, были возведены первые триумфальные арки. Само слово «триумфальная» происходит от слова «триумф» и имеет латинское происхождение: triumphus. Это слово имело два важных значения: 1) торжественный въезд полководца-победителя в столицу и 2) выдающийся, блестящий успех, победа, торжество. Триумфальные арки служили своеобразным символом побед. После каждой успешной военной кампании, коих в славной истории Рима было великое множество, непременно проводилась торжественная церемония въезда победителя через триумфальную арку и шествия участвовавших в сражении войск. Арка изначально символизировала собой распахнутые ворота побежденного города, в которые с триумфом и почестями въезжал военачальник победоносной римской армии. Рим строил великую империю. Триумфальные арки служили пропагандистской цели, являя собой наглядное доказательство побед империи. Они олицетворяли военную мощь государства. Вместе с тем, они по праву считались архитектурными шедеврами, подчеркивавшими культурное величие народа Рима. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна («Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная — арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Самые красивые триумфальные арки мира:

Триумфальная арка Оранж во Франции.

Ранее через арку проходила Агриппиева дорога, ведущая из Рима на север, и которая была проложена в 40 году до нашей эры по приказу римского полководца, друга и зятя Октавиана Августа — Марка Випсания Агриппы.

Исследователи не могут дать точные данные о времени постройки арки Оранжа. В 19 веке ученые доказывали, что арка была построена в честь 11 года трибуната Октавиана Августа, то есть в 12 году до нашей эры. На сегодняшний день принято считать, что она была установлена примерно с 20 по 25 год нашей эры в честь побед римского военачальника и консула Германика, а затем, судя по высеченным на ней надписям, в 26 или 27 году заново посвящена второму римскому императору из династии Юлиев-Клавдиев и пасынку Октавиана Августа — Тиберию.

Вплоть до XIII столетия об истории этой достопримечательности Оранжа неизвестно ничего. Согласно историческим документам, в XIII столетии Раймонд I де Бо, принц Оранжа, использовал арку в качестве укрепленного форпоста для обороны города. Впоследствии, триумфальная арка подверглась многочисленным модификациям, но в XVIII веке многие дополнения, включающие окружающую стену, были разрушены. В результате предпринятых в 20-е годы 19 века реставрационных работ арка приблизилась к своему первоначальному облику. На её строительство ушло 5 лет.

Арка была восстановлена ещё в 1820-е годы по проекту архитектора Caristie Augustin, который начал свою работу с четких средневековых контрфорсов, с восстановления опор и замены негодных частей или совсем отсутствующих. Было запрещено создавать новые элементы. В целом большую часть исторического вида сооружения удалось воссоздать, однако в её облике не хватает некоторых деталей — например, конной скульптурной группы, венчавшей это мощное строение.

Окончательная реставрация была завершена в октябре 2009 года. Триумфальная арка Оранжа была изначально возведена при помощи больших блоков известняка без применения раствора: массивные каменные блоки хорошо подогнаны друг к другу и соединены между собой железными и свинцовыми скобами. Необходимо отметить, что, в отличие от других схожих сооружений, арка в Оранж оборудована вторым аттиком (это стенка, возведенная над венчающим строение карнизом), использующийся в качестве пьедестала для ныне утраченных монументальных статуй. Она включает в себя три арки — большую главную, которая располагается по центру, и две более маленькие по размеру, находящиеся по бокам. Не могут не впечатлить размеры арки: её длина равна 19,5 метрам, а в ширину она доходит до 8,4 метров, в высоту — 19,2 метра. Главные фасады расположены по направлению на юг и север, а меньшие боковые фасады, соответственно, на запад и восток. Каждый из фасадов украшен четырьмя рефренными коринфским колонами.

Кессонные своды её трех проемов орнаментированы розетками, а фасад увенчан тимпаном и аттиком. Основной сюжет барельефов — история славных деяний непобедимого второго легиона. Каждой из побед в войне с галлами посвящен отдельный сюжет. Венчает арку картина триумфа — шествие легионов с трофеями, тимпанами и кимвалами с одной стороны и вереница пленников в цепях с другой.

Четыре декорированных панно располагаются в пространстве над боковыми арками, они представляются в виде нагромождения шлемов, копий и щитов. На некоторых щитах имеется возможность просмотреть имена либо строителей, либо известных древнеримских оружейников (Sacrovir, Decurdus, Mario) . Выше находятся панно с изображением морских трофеев. Лучше всего сохранилось северо-восточное панно, на котором видны изображения носовых частей кораблей, якорей, трезубцев, весел. Данные предметы относятся к римскому флоту, которые указывают нам на его превосходство, особенно после сражения при Акциуме (2 сентября 31 года до н. э.). На фризах проглядываются различные изображения борьбы обнаженных и длинноволосых галлов с щитами против римлян, одетых в туники и кирасы. Эта композиция представлена немного грубо, т.к руки и ноги воинов непропорциональны.

На центральном фасаде верхнего аттика присутствует изображение бронзовой колесницы с лошадьми, с обеих сторон идёт украшение барельефом с картиной битвы. Козерог — символ Второго легиона, он располагается на щите одного из воинов по левой стороне. Жук-дровосек, вырезанный на щите одного из воинов, показывает, что на барельефе увековечен второй легион Октавиана Августа, ветераны которого создали в Араузионе (позднее ставший Оранжем) римскую колонию. Большое количество выемок, которые избороздили барельеф, ранее служили пазами, чтобы закрепить декоративные бронзовые пластины. На восточном торце арки вырезано по три горельефа, которые разграничены колоннами коринфского ордера. На горельефах изображены части одежды, шлемы, а также трубы; под ними всеми находятся по две фигурки пленников. Горельеф на западном торце арки почти полностью является реконструкцией, выполненной в 19 веке. Данная арка является одним из старейших примеров архитектурного направления, которое позже использовалось в самом Риме, для арки Септимия Севера и Триумфальной арки Константина. На арке присутствуют многочисленные видимые дырки, которые оставили средневековые арбалетчики, тренировавшиеся на арке и не слишком почитавшие историю и искусство.

Триумфальная арка в Париже.

Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо находится огромная площадь Звезды (площадь Шарля де Голля), откуда лучами расходятся 12 самых крупных артерий города. Больше всего это напоминает расправившее лучи солнце. В центре этого солнечного круга возвышается символ парижской помпы и элегантности - Триумфальная арка. Она царствует здесь величественно и безраздельно. Она с легкостью парижанки стремиться ввысь и властно стоит на мощном постаменте, доминируя над всем, что ее окружает. По задумки ее создателей, архитекторов и главного заказчика, Наполеона I, триумфальная арка должна была продемонстрировать военную мощь Франции и «увенчать» ее завоевания. Наполеон Бонапарт грезил о создании великой империи, подобной Римской империи. Образцом для него был Гай Юлий Цезарь, а так же другие триумфаторы Древнего Рима. Во многих монументах, возведенных в эпоху его правления четко прослеживаются архитектурные тенденции Великого Рима. Не стала исключением и триумфальная арка. Наполеон I позаимствовал у римлян саму идею ее создания.

Монумент возведен по приказу Наполеона I, в честь побед его доблестной армии. Изначально архитекторы предложили несколько проектов монумента. И сегодня на холме Шайо вместо арки могла красоваться каменная статуя огромного слона. Прототипом для Триумфальной арки Наполеона стала арка Тита в Риме. Ее своды и колонны имеют похожую конструкцию и форму. В 1806 году великий французский архитектор Ж.-Ф. Шальгрен приступил к строительству Триумфальной арки, посвященной Великой французской армии и ее великим победам (триумфам). Наполеон лично заложил первый камень в основание арки, но не дожил до конца ее строительства. Его прах, доставленный с острова Святой Елены, провезли под сводами монумента 15 декабря 1840 года. Позже аналогичной почести после своей кончины удостоились Виктор Гюго, маршалы Латтр и Тассиньи, Тьер и Гамбетта, Лазар Карно, генералы Жоффр и Фош На строительство памятника ушло три десятилетия. Один только фундамент сооружали два года.

Строительство Арки было завершено в 1836 году. У нее только один овальный проем. Парижская Триумфальная арка — самая большая в мире. Ее размеры: ширина — 44,82 м, высота — 49,51 м, высота сводов — 29,19 м. По своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен и поистине прекрасен тот, что находится с правой стороны Арки, обращенной к Елисейским полям. Этот барельеф - произведение Франсуа Рюда, представляет Выступление в поход волонтеров в 1792 года и более известен под названием «Марсельеза».

Ее история связана со многими интересными фактами. Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 558 французских военачальников. Среди великих побед, одержанных армией Наполеона Бонапарта, фигурирует и взятие Москвы. Название нашей столице выгравировано золотыми буквами на мраморной табличке в списке завоеванных городов. Над проемом изображены крылатые девы с фанфарами, символы победы и триумфа.

Еще с периода правления Людовика XIV между двумя излюбленными резиденциями королей Лувром и Версалем пролегал прямой путь, называемый «королевским». Триумфальная арка расположена как раз на этой исторической оси. На исторической оси, т.е. на одной прямой, расположены три арки Парижа: Триумфальная арка на Площади Звезды, Триумфальная арка Каррузель в саду Тюильри и Большая арка в новом квартале Дефанс.

28 января 1921 под сводами Триумфальной арки перезахоронили останки Неизвестного Солдата, павшего в Первую мировую войну. В 1940 под Триумфальной аркой промаршировали войска Третьего рейха, тем самым ознаменовав начало оккупации Парижа.

10 мая 1994 года сотни тысяч человек наблюдали солнечное затмение сквозь проем Триумфальной арки. Парижане утверждают, что дважды в год, 10 мая и 1 августа, солнце садится точно на исторической оси и закат можно видеть сквозь своды Триумфальной арки, находясь даже на Елисейских полях. Насколько это верно, можно проверить, лишь побывав в Париже в эти дни. Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, экспозиция которого посвящена истории создания этого памятника. Наверху расположена смотровая площадка для туристов. С нее открывается поистине головокружительный вид на Париж.

Триумфальная арка в Москве.

Традиция возводить триумфальные арки нашла отклик и в России. История создания триумфальных врат и арок в России имеет древнейшие корни. Одни из самых известных - Триумфальная арка на Кутузовском и Красные ворота в Москве, Нарвские триумфальные ворота в Санкт - Петербурге, Николаевские триумфальные ворота во Владивостоке, Триумфальная арка в Чечне, Александровская триумфальная арка в Краснодаре… этот список можно продолжать бесконечно.

Триумфальная арка в Москве, расположенная на Кутузовском проспекте, недалеко от Поклонной горы, является уникальным объектом исторического и культурного наследия.

Вряд ли в российской столице можно найти еще один памятник старины, который бы за всё время своего существования претерпевал столько реконструкций - вплоть до повторного строительства с нуля. Однако все эти метаморфозы никоим образом не сказались на исторической ценности сооружения, его глубоком символическом значении для многих поколений соотечественников, которое было заложено еще 200 лет назад, когда в Москве появились первые триумфальные ворота.

Триумфальная арка - это настоящий архитектурный шедевр, обеспечивший нашей столице «родство» с Парижем, Берлином, Лондоном, Барселоной, Нью-Дели, Бухарестом и многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.

Один из самых красивых памятников Москвы прошёл долгий, тернистый путь от Деревянной Триумфальной арки до каменных Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте.

Деревянная Триумфальная арка украсила Тверскую заставу в середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы русских войск.Памятник быстро ветшал, и через 12 лет решили заменить деревянную арку каменной. Спустя ещё год начали обсуждать проекты и сметы на постройку Триумфальных ворот «из камня с чугунными украшениями», составленные архитектором Осипом Бове.

20 апреля 1829 года император Николай I утвердил представление князя Голицына о создании «особого Комитета под начальством Московского коменданта» «для устройства Триумфальных ворот и… въезда», в который также вошёл архитектор 7-го класса Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье».

Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

5 марта 1834 года император утвердил и предложение московского генерал-губернатора «о приведении в лучший вид пространства между Тверским выездом и парком Петровского дворца», «протянув на сем пространстве по обеим сторонам шоссе аллеи для пешеходцев». А 11 октября, в день изгнания французских войск из Москвы, Триумфальные ворота торжественно открыли. В церемонии участвовали войска Московского гарнизона, чины московской полиции. После молебна «из артиллерии, поставленной на шоссе, учинена была пальба 101 выстрелом» и воинский парад. По распоряжению князя Голицына участникам церемонии унтер-офицерам было выплачено по три рубля, а рядовым — по два «из … капитала, оставшегося от покрытия всех издержек, сделанных во время существовавшей в Москве эпидемической болезни холеры».

Триумфальные ворота простояли у Тверской заставы 102 года. В 1936-м площадь перепланировали, ворота разобрали. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались на хранение после демонтажа - в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной. В 1965 году советское правительство признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре - те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» - 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров. Текст на аттике также был изменѐн: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка в Санкт-Петербурге.

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге; расположен на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор В. П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней), П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м, высота пролёта — 15 м. Первоначально триумфальные ворота были построены для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы в 1814 году, на Нарвской заставе, непосредственно у границы города вблизи Обводного канала. Сооружение было возведено из дерева и алебастра за один месяц по проекту Джакомо Кваренги. Ворота украшали колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, и скульптуры римских воинов. Кваренги представил два проекта ворот: с архитравным перекрытием и с аркой. По обеим сторонам от арки располагались трибуны для зрителей и оркестров. Российские войска в 1814 году прошли под аркой 4 раза: 30 июля, 8 сентября, 18 и 25 октября.

Однако, возведенные из дерева и алебастра ворота быстро пришли в негодность. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, участник Отечественной войны М. А. Милорадович выступил за реконструкцию сооружения, и на высочайшем уровне императором Николаем I было принято решение о постройке новых каменных ворот на берегу реки Таракановки, несколько южнее прежнего места. Василий Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 года, в годовщину Бородинского сражения, был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры римских воинов заменили медными древнерусскими витязями (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский). Крылатые женские фигуры, барельефы с гениями Славы создал скульптор Иван Леппе. По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17(29) августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. Посмотреть на новые Триумфальные ворота прибыла императорская семья. Также была выпущена бронзовая медаль.

Эффектная на первых порах медь, уже через несколько лет после открытия, в условиях петербургского климата, стала корродировать. В 1877—1880 годах ворота подвергли реставрации под руководством архитектора М. И. Рылло, заменив медные листы на железные, что только усилило коррозию. В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы. 28 февраля 1917 года во время Февральской революции памятник был подожжён толпой рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения. В 1924 году была начата новая реставрация, однако её прервала Великая Отечественная война, во время которой ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз).

Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска, снявшие блокаду Ленинграда. После войны ворота реставрировались еще трижды: в 1949—1952 годах (архитектор И. Н. Бенуа), в 1978—1980 и в 2002—2003 годах.

В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, работает Музей Воинской славы, созданный в 1987 году решением Главного управления культуры города Ленинграда. В том же году в Государственном музее городской скульптуры появился новый филиал — «Нарвские триумфальные ворота», в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.

Нарвские ворота. Санкт-Петербург.

Триумфальная арка в Германии

Знаменитая берлинская Триумфальная арка «Бранденбургские ворота» была построена в 1791 году и первоначально называлась «Ворота мира». Во время Второй мировой войны она была сильно повреждена, «Ворота» стоят на границе старого центра Берлина. Историческая ценность этой арки еще и в том, что именно отсюда начали строить Берлинскую стену во времена холодной войны, и здесь же первые переселенцы из Восточной Германии пересекали границу в 1989 году. Эта арка считается символом не только Берлина, но и всей Германии.

Бранденбургские ворота

Триумфальная арка в Испании.

Арку в Барселоне возвели в 1988 году специально к проведению Всемирной выставки. Монумент построен из красного кирпича и расположен на стыке бульваров Пасе-де-Люис Компанус и Пасе-де-Сан Хуан. Верх арки украшен гербом Испании, а на дугах фасадов размещены гербы провинций страны. В верхней части арки имеется несколько скульптурных композиций.

Верх арки украшен гербом Испании.

Триумфальная арка в Великобритании.

Эта арка расположена возле Ораторского уголка в Гайд-паркер. Она была создана в 1828 году архитектором Джоном Нэшем, взявшим за основу Триумфальную арку Константина в Риме. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом и служил ему парадным входом. Сооружение перенесли в 1851 году. Арку украшают коринфские колоны, она имеет три арочных прохода: одна большая центральная арка и две меньших по сторонам от центральной арки. Наверху расположен барельеф, представляющий Англию, Шотландию и Ирландию.

Мраморная триумфальная арка в Лондоне. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом.

Триумфальная арка в Румынии.

Триумфальная Арка в Бухаресте — один из главных символов столицы Румынии. Она расположена возле самого большого парка на одном из важнейших шоссе столицы, которое носит имя русского генерала и дипломата, графа Павла Киселева. Арка была установлена в честь защитников независимости Румынии в 1922 году. Как и московская, поначалу эта была построена из дерева, и только в 1936 году ее заменили на арку из железобетона и гранита. Ее высота — 27 м. На арке высечены тексты великого румынского историка Николае Йорга и список названий населенных пунктов, в которых велись боевые действия.

Арка — один из главных символов столицы Румынии.

Триумфальная арка в Хорватии.

Одной из главных достопримечательностей города Пулы считается Триумфальная арка Сергия, а улица, которая берет от нее начало, пролегает через весь город. Арка была построена в 20-х годах до нашей эры и находилась за одними из древних городских ворот. Возведена она патрицианкой Сальвией Постума из рода Сергиев, в честь трех уважаемых членов этого рода, сражавшихся на стороне Октавиана Августа. Интересные факты: Интересен тот факт, что в то время получить разрешение на подобное строительство было практически невозможно. Ведь все возводилось лишь в честь императора, а тут, пусть и знатные, но все же горожане. Видимо этим объясняются весьма скромные размеры самого строения: ширина пролета около 4,5 метра и высота - 8 метров. Другие подобные триумфальные сооружения тех времен куда более масштабнее. Арка выполнена в коринфском стиле и роскошно декорирована. Античные скульпторы использовали аллегорию и богатый растительный декор. В тимпанах арки помещены скульптурные изображения богини Победы, на фризе - амуры, несущие гирлянды. Пилястры, поддерживающие нижнюю и лицевую части арки украшены сложнейшей орнаментальной вязью, которая изображает побеги растений. Основная часть декора сфокусирована на внешней стороне стены. Триумфальная арка прекрасно сохранилась до наших дней, и, как Форум, является популярной туристической достопримечательностью. На малой площади, где расположена арка, регулярно проводятся различные мероприятия, театральные и музыкальные представления.

Триумфальная Арка Сергия Триумфальная арка в Индии.

Триумфальная арка «Ворота в Индию» построена в Мумбаи в гавани и является интереснейшей архитектурно-монументальной достопримечательностью, так как в ней перемешано несколько архитектурных течений - индийских, мусульманских и европейских. Возвели это великолепие в честь приезда короля Великобритании Георга V в Бомбей в 1911 году. Строительство столь монументального сооружения продолжалось 13 лет. Сооружение поражает своей массивностью. После постройки оно не вписывалось в архитектурный ансамбль гавани и власти приказали переложить все фасады окружающих зданий. Главной исторической ценностью этих «ворот» местные жители считают проход через них английских гарнизонов, когда те навсегда покидали свободную Индию.

Триумфальная арка в Марокко.

Волюбилис (Volubilis) — самый юго-западный город Римской империи. Его развалины расположены в Марокко у города Мулай-Идрис, в 35 км к северу от автомагистрали A2 между Фесом и Рабатом (съезд на Мекнес). С 1997 года находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Время возникновения Волюбилиса теряется во мгле веков. Поселение на его месте существовало со времён неолита. В III в. до н. э. в округе хозяйничали карфагеняне. На рубеже тысячелетий Волюбилис становится крупным центром эллинистической культуры Мавретанского царства, которым правил Юба II. После убийства в 40 году царя Птолемеягород вошёл в состав империи как центр провинции Мавретания Тингитанская.

Название означает на латыни «щедрость», намекая на плодородие почвы. Основные строительные работы в Волюбилисе велись во II веке. Тогда был построен форум с базиликой и проложен акведук. Хорошо сохранилась триумфальная арка (217) в честь эдикта Каракаллы. Вскоре после её строительства римские магистраты перебрались в Танжер. Последующая история Волюбилиса плохо освещена древними авторами.

Из археологических раскопок, которые велись в Волюбилисе французскими учёными с 1915 года и возобновились в XXI веке, следует, что античный город был разрушен землетрясением. Был повреждён акведук и жители стали селиться у самой реки. Когда в 788 году в эти места пришёл потомок Мухаммеда — Идрис ибн Абдаллах, он избрал Волюбилис своей первой резиденцией. Согласно обнаруженным в результате раскопок монетам и документам, исламизация города началась до его прибытия. Вместе с тем, четыре надписи на могилах вокруг Триумфальной арки, датируемые 599—655 годами, свидетельствуют о том, что Волюбилис в этот период был христианским городом.

Арабское селение на месте античного города (поныне известное как Валила) понесло значительный урон во время Лиссабонского землетрясения 1755 года, после чего было окончательно заброшено. Население перебралось в соседний город Мулай-Идрис.

Триумфальная арка в Марокко

Триумфальная арка во Вьетнаме.

Патусай — составное слово, в котором ‘Patu’ означает «двери» или «ворота», а ‘Xai’ — производное от санскр. जयः(jayaḥ IAST), означающего «победа». Арка возводилась в не самый спокойный для Лаоса период.

Дизайн мемориала спроектировал архитектор Там Сайастсена, житель Лаоса. Какое-то время арка носила название Анусавари («память») и представляла собой мемориал в честь лаосских солдат, погибших в войнах. В 1975 году, когда Патет Лао совершили государственный переворот и взяли власть в свои руки, название монумента было изменено на Патусай.

Триумфальная арка Патусай находится в самом сердце Вьентьяна, один из её проходов ведёт к авеню Ланг Санг. Авеню Ланг Санг, протянувшаяся от Дворца Хор Кхам до Великой Ступы Пха Тхатлуанг), зачастую именуют «Елисейскими Полями Вьентьяна». Разбитый рядом с аркой парк с музыкальными фонтанами дополняет картину музыкальным сопровождением. Мемориал насчитывает пять башен, символизирующие пять принципов сосуществования наций в мире. Они перекликаются с пятью священными заповедями буддизма.

Монумент имеет четыре прохода, соответствующие четырём сторонам света. Напротив каждого входа находится пруд. Четыре пруда символизируют открытый цветок лотоса (дань уважения лаосцев храбрым воинам нации). Четыре угла ворот украшены статуями Короля нагов (символ Лаоса), пускающими в пруды струи воды (каждая из которых означает природу, плодородие, благополучие или счастье). Внутри арки находятся две лестницы, с помощью которых можно подняться на самый верх, к смотровым площадкам. На первом этаже находятся службы управления монументом, а также сувенирные лавки. На втором этаже располагается музей, посвящённый героям Лаоса. Следующий уровень представляет собой открытую площадку с четырьмя расставленными по углам башнями. Башни декорированы лиственным орнаментом и шпилями. Башни снабжены электрической подсветкой, включаемой в торжественные и праздничные дни. Помимо угловых башен, на этом уровне присутствует и центральная башня, большего размера, с лестницей, ведущей на самый верх, откуда открывается панорамный вид на Вьентьян. В 2010 году, к 450-летию столичного статуса Вьентьяна, на арке должны установить два лифта.

Триумфальная арка в Нью-Йорке.

Многие триумфальные арки мира похожи между собой: все они имеют характерную форму, посвящены историческим событиям и украшены определёнными скульптурами. Не стала исключением и Триумфальная арка солдат и матросов, которая стоит в Нью-Йорке. Она напоминает всем американским жителям о погибших во время Гражданской войны героях, желающих соединить враждующие стороны единого государства. Стоит вспомнить, что в войне участвовали северные и южные жители США, которые явно придерживались различных взглядов на жизнь. Это война признана одной из самых жестоких и кровопролитных, так как американцы умело вовлекли в дело все свои самые лучшие изобретения и достижения.

Заключение:

Говоря о традициях возведения триумфальных арок и триумфальных ворот сегодня, мы понимаем, что это не просто великолепные «памятники» искусства и истории, ведь каждый их них хранит в себе неповторимую, самостоятельную страницу эпохи развития архитектуры и монументальных искусств. Сегодня уже трудно представить многие города без таких частичек прошлого, которые являются источником исторической информации, пронесенной через столетия и тысячелетия. Благодаря этим сооружениям мы сегодня узнаем историю города, народа, его выдающихся личностей и историю эпохи. Если раньше триумфальные арки символизировали распахнутые ворота поверженных городов, то теперь, по-моему, это ворота, распахнутые в историческое прошлое человечества, в его историческую и культурную память. В прошлые века эти чудеса архитектуры посвящали войне, многие современные арки воспевают мир, прогресс, свободу и процветание. Они лишний раз напоминают человеку и народу о его величии, о возможности идти вперед, добиваться новых высот, побед и триумфов. Каждая триумфальная арка красива по-своему, в каждой нашел свое отражение культурный и исторический код народа, ее создавшего, тем не менее у всех рассмотренных нами триумфальных арок больше сходных черт, нежели различий. Их объединяет общий замысел создания, традиции архитектурного воплощения образа и глобальной идеи. Впечатляет и то, что триумфальные арки встречаются почти на всех континентах. Они есть и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Наша задача - сберечь и, возможно, преумножить это культурное наследие, ведь и сейчас человечество готово к новым победам и триумфам. Пусть только они будут мирными и обращенными во благо человека.

Литература:

1) «Всемирное культурное наследие» Максаковский В. П.

2) Всеобщая история архитектуры. Т. 2, кн. 2. — М., 1948.

3) Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 327 с. Тюхменева Е. А.

4) «История искусства всех времен и народов», т. 1 Вёрман К.

5) https://www.kleo.ru/items/relax/triumfalnye_arki.shtml

6) http://luscinia.ru/usa/ny/5490

7) https://planetofhotels.com/horvatiya/pula/triumfalnaya-arka- sergiyahttp://lifeglobe.net/entry/4728

8) Путеводитель "Париж"серия: "Золотые путеводители" автор Маджи Джованна, Издательство Bonechi, 2017 г.9) Путеводитель "Москва" серия "Оранжевый гид" автор Чередникова О.В. Эксмо-Пресс 2016г.

10) https://ru.wikipedia.org/wiki