Уча других мы учимся. Эссе «Учить учиться», «Уча других, мы учимся сами». Эссе "учить - учиться"

Эссе «Учить учиться»

« Уча других, мы учимся сами »

Луций Анней Сенека Младший

«Я с детства мечтала стать учителем». Такую фразу я слышу от большинства учителей, с которыми работаю или общаюсь. «А как же иначе?» - скажите вы. Ведь принято считать, что учитель - это не только профессия, но и призвание.

Все годы учебы в школе меня привлекали точные науки, любимым предметом оставалась физика. Она научила меня познавать неведомое, объяснять законы и явления окружающего мира: почему сверкает молния, выпадает роса, летают птицы. Благодаря полученным знаниям, мир стал казаться гармоничным, простым и понятным.

Со студенческой скамьи я решила, что должна дать детям не только теоретические знания, но и научить ребенка быть Человеком, «научить его жить», а это значит не только познавать действительность, но и совершенствовать, преобразовывать ее, решать любые проблемы, уметь превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

И вот уже полтора десятка лет я переступаю порог школы, медленно поднимаюсь по лестнице, попутно успевая поздороваться со своими учениками, а с некоторыми и поговорить на разные темы, и не всегда об учебе. И вот дверь кабинета, за которой так много воспоминаний! Очень хорошо помню свой первый урок, который закончился не так как хотелось. Да это и понятно. Молодая девушка, чуть старше сидевших за партами учеников. Какая уж тут физика! Каждый из них старался привлечь мое внимание. Конечно, полноценного урока не получилось, но я нисколько не жалею. Я теперь точно знаю, свое призвание можно найти и через тяжелый труд, и этот труд далеко не физический, это, прежде всего, нелегкая работа над собой.

Сегодня, имея уже опыт педагогической деятельности, я часто задаюсь вопросом, что же все-таки держит меня в школе.

Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, постигать тайны жизни, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать, сочувствовать и сопереживать.

Человек так уж устроен, что ему всегда надо двигаться вперед, и это не только банальное преодоление расстояний, но и движение мысли и ума. А где, как не в школе вечное движение, хотя порой и похожее на хаос. Но это только первое, обманчивое впечатление. Школа – это хорошо отлаженный механизм, где вся жизнь подчинена определенным законам. И один из них – это закон «делай как я».

Что сегодня главное для меня в моей работе? Кто-то из моих многочисленных коллег учит навыкам чтения и письма, кто-то погружает учеников в мир математики или биологии, физики или истории, но каждый, без исключения, учит быть человеком. В мире огромное количество профессий, но профессия учителя главная. Врач лечит людей, строитель строит дома, военный стоит на защите наших рубежей, президент руководит государством, а учитель воспитывает и будущих врачей, и будущих строителей, и будущих военных, и будущих президентов. Учитель – это главный человек, после родителей конечно, в жизни ребенка на протяжении долгих 11 лет, это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики. Поэтому учителю нужно научиться не злоупотреблять своей властью и своим положением, хотя это иногда и непросто сделать.

Безусловно, учитель должен безукоризненно знать свой предмет, уметь доступно рассказывать о сложных явлениях и процессах, поддерживать свой профессиональный уровень. Но очень важно рассмотреть в каждом ребенке индивидуальность, помочь ему освоить нелегкую науку общения, жизни в обществе. Мне кажется, не стоит стремиться стать каждому ребенку близким другом, но уметь вовремя поверить в каждого из них, помочь преодолеть трудности, неприятности, разочарования очень важно.

Я верю - каждый ученик талантлив, просто не всегда можно разглядеть внутренний мир ребенка и раскрыть его. И я, как учитель, всегда ставлю перед собой цель: пройти с детьми долгий и трудный путь в «завтра», помочь им найти свою, пусть даже узенькую и трудно проходимую тропу .

Главное - не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям учащихся. Терпеливо, ежедневно, подбирать ключик к каждому ученику, чтобы в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно.

Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Когда-то у нас в классе висел стенд со странной, как мне, тогда казалось надписью «Учись учиться». Сейчас я понимаю, что учеба это тяжелый, каждодневный труд, которому нужно еще и научиться. И не важно, что у тебя за плечами институт, бесчисленное количество курсов повышения квалификации, тренингов. Ты - вечный ученик! И учителями могут быть самые разные люди, даже, как это ни странно звучит, твои ученики. Самое главное идти в ногу со временем, .находиться в постоянном творческом поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, искать свою формулу успеха

Сегодня я счастливый человек, у меня есть семья, прекрасная дочь, есть моя работа, мои ученики. Я счастлива, что у меня есть возможность ежедневно, вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего предмета - физики. Я счастлива, потому что могу видеть результаты своего труда, пусть не сразу, пусть через несколько лет, но все же… Жизнь не стоит на месте.

Учитель — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. (Википедия)

Конфуций пишет:

" Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика".
Конфуций

«Учитель и ученик растут вместе...»
(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
(Конфуций)

«Самое трудное в учении -
научиться чтить учителя.
Но лишь чтя наставника,
можешь перенять его правду.
И лишь перенимая правду,
народ способен почитать науки.
Поэтому, согласно ритуалу,
даже призванный к государю учитель
не совершает ему поклона - так высоко
древние чтили учителя...»
(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)

«Ученики должны искать
одобрения учителя,
а не учитель - одобрения учеников...»
(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее,
как учить других тому,
что сам наилучшим образом знаешь...»
(М. Квинтилиан)

Суть учительской работы
Многогранна, но проста:
Строить нам доверил кто-то
Душу с чистого листа.

Если медик лечит тело,
Вскоре виден результат,
А учительское дело -
Годы оценить сулят.

Жизнь учителя, как книга -
Что страничка, то сюжет.
Не должно быть здесь загибов,
Самый главный наш предмет -
Это маленькие дети,
Жизнь вручила нам билет,
Самый важный на планете,
И его дороже нет!

Смысл учительской работы -
Научить и воспитать,
Проявляя такт, заботу,
Всё, что знаешь сам, отдать.

И какое будет чудо,
Если твой же ученик,
Говоря: «Вас не забуду»,
Ставит «пять» тебе в дневник!
2015, Соловьёва Наталья Николаевна

Я - Учитель! И пусть в наше время
Педагогом быть вовсе не модно,
Я - Учитель! И это не бремя,
Пусть иное твердят, сколь угодно.
И профессию буквой заглавной
Выделяю я не из тщеславья,
Я считаю её самой славной,
Хоть в забвенье, хоть в дымке бесславья.
Мне не важно, заплатят ли власти
Благодарностью мне за работу,
Разрывается сердце на части,
Когда путь закрывают полёту,
Когда мне выставляется планка,
Чтоб я выше взлететь не посмела,
Когда сухость казённого бланка -
Это суть моей жизни и дела.
Я - Учитель! Мой мир - это дети.
Мне не надо Дипломов и славы -
Нет страшней наказанья на свете,
Нет ужасней и злее расправы,
Если разум ещё есть и силы,
А обрезали крылья под душу.
Я у Бога, как милость, просила:
Если слово своё я нарушу,
Не скупись ты, Всевышний, судами,
Не жалей своей благости, Боже.
Вправь мозги обезумевшей даме,
Но работу оставь ты мне всё же...
(Из сайта учителя нач.классов МКОУ СОШ № 2
с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Балаевой Ирины Александровны)


Пришла из школы, тихо села,
Глаза прикрыла и молчу.
Ребёнок подошёл несмело,
Но я общаться не хочу.

«Прости, сынок, я так устала,
И на столе тетрадки ждут,
Мне, может, ночи будет мало…»
А мысли чередой бегут:
«На завтра нужно план составить,
Нарисовать к весне плакат,
Да классный уголок подправить,
Сводить в музей своих ребят…»

И муж, и сын всё понимают,
Муж знал, кого он в жёны брал,
А сын с пелёнок твёрдо знает,
Что маму бог такой создал.

Она, когда не на работе,
Сидит за письменным столом,
А если в творческом полёте,
На цыпочках весь ходит дом.

Года бегут секундной стрелкой,
Мой взрослый сын уже студент,
И я с душевно дрожью мелкой
На кухне, улучив момент,
Тихонечко его спросила:
«Скажи по правде мне, сынок,
Я с папой вас не обделила
Любовью? Мне был дан урок:
«О чём ты, мама? Мы же знаем,
Что ты без школы - никуда,
Тебя мы умницей считаем,
Тобой гордились мы всегда,
А ты такой вопрос наивный,
С какой-то стати задаёшь,
Учитель - статус самый дивный,
Важнее, вряд ли где найдёшь!»

Вот это - лучшая награда,
Выходит, что не зря порой,
Мой сын сидел со мною рядом,
В ночи с тетрадною горой!
2015, Кривошеева Надежда Юрьевна

Марина Татаурова
Эссе «Учить и учиться»

«…чтобы стать настоящим

воспитателем детей надо

отдавать им своё сердце»

В. А. Сухомлинский

Эссе «Учить и учиться »

Я Педагог - это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая профессия, которая требует от нас постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время воспитатель - простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями.

С детства я мечтала работать с детьми. Среди сверстников всегда была заводилой, придумывала игры, среди которых непременно главной была игра в «школу» . Неудивительно, что после окончания девятого класса сомнений и терзаний в выборе профессии у меня не было.

Я закончила университет по специальности учитель начальных классов . Но так сложилась моя жизнь, что учителем поработать мне пришлось всего 1 год. В 2013году стала я воспитателем в детском саду.

Я часто задаю вопрос, что должно быть главным для меня как педагога? И больше всего убеждаюсь в том, что главное – это увидеть неповторимую индивидуальность каждого ребенка и сохранить её, помочь детям поверить в свои силы, способности, в свою волю. Поэтому перед собой я поставила задачу так организовать и управлять учебной деятельностью, чтобы помочь ребятам полностью проявить себя.

Педагоги - первые оппоненты молодых умов, первые врачеватели душ. В мире много профессий, но профессия педагога главная. Строитель строит дом, космонавт бороздит просторы космоса, президент руководит государством, а педагог воспитывает и будущих строителей, и будущих космонавтов, и будущих президентов! Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что он делает. Нужно уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое хрупкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью и своим положением.

На мой взгляд, педагогическая деятельность относится к тому виду деятельности, когда занятый в ней человек находится в постоянном поиске. И в первую очередь в поиске новых, современных и актуальных знаний, навыков и умений. Поэтому каждый педагог является вечным учеником по жизни.

Древнеримский философ Сенека утверждал : «Уча других, мы учимся сами» . Да, педагог должен сегодня не только учить , но и учить учиться , в том числе и у своих учеников. Для того чтобы уметь отличить полезную информацию от бесполезной, воспитатель в первую очередь должен сам учиться этому . Кроме всего в свете информатизации образовательного процесса педагог должен активно осваивать современные технические средства обучения, различные компьютерные программы. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, могу утвердительно сказать, что многие педагоги, в том числе и я, систематически пополняют собственную компьютерную грамотность. В рамках модернизации образования многие детские сады были оснащены и продолжают оснащаться компьютерами, интерактивными досками. Для эффективного использования этого средства обучения нам необходимы определенные знания, которые мы пополняет систематически.

Современный мир – мир скоростей. Известно, что сейчас идет интенсивное приращение новых знаний, появляются новые научные дисциплины. На современного человека, в том числе и ребенка, ежедневно, если не ежечасно, обрушивается колоссальный объем различной информации. В этих условиях на современного педагога ложится тяжелый груз ответственности - научить своих учеников в этом объеме новых знаний найти те, которые ему будут необходимы и полезны в его будущей взрослой жизни. Ну и, конечно же, мы воспитатели должны не только предавать некую сумму знаний, а учить своих детей учиться , познавать новое.

Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.

В заключение хочется сказать, для педагога фраза «Учить и учиться » не пустые слова, а ежедневный кропотливый, часто рутинный, но очень благородный труд. Мы постоянно учимся, для того чтобы бескорыстно передать свои знания и приобщать своих учеников к умению учиться .

Номинация «О педагогике - с любовью»

Многому я научился у своих наставников,
Ещё более - у своих товарищей,
Но более всего - у своих учеников.

Талмуд

Прошло больше 20 лет с тех пор, как неслышащие дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. День бежит за днём, лето сменяет осень, зиму - весна. Всякий раз, встречая новый день, думаю: что интересного он принесет мне? Подарит ли счастливые мгновения общения с моими учениками? О чём они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы?

Ребёнок - высшая ценность. И задача педагога - помочь ему стать таким, каким он может стать в соответствии со своими природными задатками и способностями, не в ущерб другим.

Я твёрдо верю, что все до единого дети необычайно талантливы, индивидуальны и неповторимы, они все - звёзды.

Какой радостью переполняется моё сердце, когда я вижу, смело взметнувшуюся вверх руку вчерашнего не уверенного в себе ученика, когда блестят глаза тех, кто недавно был грустным и замкнутым, когда, не дождавшись урока в коридоре, дети спешат удивить своими домашними работами! Именно в такие мгновения ты понимаешь, что жизнь прекрасна и удивительна, что есть радость творчества, свобода, вдохновение и любовь.

Слишком велика ответственность учителя, ведь в руках у него - будущее конкретного человека, а это значит, что педагог отвечает за каждого своего ученика, и главное здесь - не ошибиться. Нужно пройти долгий путь вместе, понимая мир ребёнка, его ценности, его желания, не загонять его в жёсткие рамки, но показать, как много зависит в этой жизни от самого ребёнка.

Об учительской жизни судят по-разному. Можно сказать, что это непрерывная цепь поступков, переживаний и дел. Я за то, чтобы переживания были глубокими, а дела - большими.

При таком подходе жизнь всегда содержательнее, интереснее, веселее. Школа даёт мне глубокие, сильные переживания. Эту ценность не купишь, и никто не сможет её отнять. Это всегда будет со мной, что бы ни случилось. Вот почему и у меня всегда есть потребность достигнуть что-то значительного в обучении и воспитании детей.

Как учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. Чтобы, выйдя на улицу, воскликнуть восхищенно: «И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки у берёзы, как хлопочут пчёлы в саду!»

Я хочу, чтобы эту радость узнавания приносил моим ученикам каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать больным и немощным. Знали, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины русской природы. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.

Учение мыслится и переживается как счастье, благо, привлекательная деятельность тогда, когда мы воспитываем прежде мыслителя.

Каждый из нас, живущий на Земле, в ответе за всё, что происходит вокруг нас. Каждый педагог в ответе вдвойне, потому что в его руках и сегодняшняя судьба маленького человека, и завтрашняя - большого человека и человечества в целом.

Найти своё призвание, утвердиться в нём - источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

Эссе на тему: «Учить и учиться».
Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на деле.
Я.А. Коменский.
Эпиграфом для своего эссе я взяла слова Я. А. Коменского, известного
педагога XVII века, которые, на мой взгляд, лучше других раскрывают суть
темы «Учить учиться». Как говорится в старинной притче, чтобы накормить
голодного, дайте ему не рыбу, а удочку. Именно этот принцип положен в
основу развития личностных компетенций ученика XXI века. Обращаясь к
Федеральному государственному образовательному стандарту, понимаю, что
на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришел
новый – «Образование на протяжении всей жизни».
В толковом словаре Ожегова находим определение: «закон – это связи и
взаимозависимость каких­нибудь явлений действительности; необходимое и
устойчивое отношение между явлениями».
Какие же связи и взаимозависимость в явлениях «учить» и «учиться»?
Да, в самом деле, это «вечный закон», вызывающий споры, размышления и
оценку собственной деятельности учителя, который «учит учиться, учит
учить и учится сам».
Перед учителем XXI века ученик XXI века, и такому ученику скучно
получать готовые формулы знаний и проверенные жизненные постулаты. Это
значит, что он ждет другого учителя – искателя, странника, всегда
находящегося в пути, готового всегда учиться…
Размышляя над вопросом «кто кого чему учит», я прихожу к выводу, что мы
с учениками равноправны. Испокон веков настоящий учитель отличается тем,
что всегда находится в позиции ученика, то есть учиться. Но, как известно,
для ребенка личный пример старшего всегда важнее его слов, значит, учитель
учит. Итак, дети учат меня в обычных вещах видеть исключительное и
интересное, а я с радостью помогаю им познавать новое и двигаться вперед.
Великое дело – школа. У нас много хороших учителей, достойных самых
высоких похвал. С учителя, со школы начинается все. Он – начало всех начал.
Действительно, нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель.
Именно он, не жалея сил, может развить в юных друзьях своих неведомые им
таланты, выработать стремление к познанию окружающего мира, желание
трудиться на благо Отечества. И как не вспомнить слова Л.Н.Толстого о том,
что “если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, ­ он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он
­ совершенный учитель”. А может ли быть совершенным учитель, который
ничему не учится у своих учеников? Ведь дети по­иному видят окружающий
мир, рисуют его яркими красками, в нем много доброты, тепла, света, любви.
Мысли, которые высказывают порой ученики, как ни парадоксально это

звучит, бывают более глубокими, чем те прописные истины, которые часто
говорим мы, взрослые. И мне кажется, что учить детей ­ дело необходимое, но
важно и полезно и нам самим учиться у детей. И на сегодняшний день я
чувствую, что учить? – это не просто профессия, это образ жизни. Мои
воспитанники смотрят на меня, неосознанно копируя мои действия,
выражения, мое поведение, и это огромная ответственность. Я знаю, что ради
них должна быть еще лучше, еще умнее, должна стремиться к самым высоким
вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще
лучше.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на
век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» ­ основная
профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее и
конкретного человека, и государства в целом. От того, каким будет педагог в
глазах своих учеников, зависит их отношение к учебе в целом.
Поэтому для меня процесс обучения заключен в трёх заповедях: любовь к
детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее
эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками
на тернистой дороге педагога.
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся
сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учиться, в том числе
и у своих воспитанников. Я счастлива, потому что у меня есть интересная
профессия, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними
познавать интересный мир моей любимой деятельности, потому что вижу
результаты своего труда.
Учиться - это означает для меня жить. Я считаю процесс учения самым
естественным человеческим занятием, которое никогда не заканчивается,
которому нет остановок. Учиться - это приобретать знания, изучать
окружающий мир, совершенствовать свои жизненные умения.
Хочется верить, что из моих учеников вырастут достойные граждане
нашей страны. Я ощущаю гордость за то, что в таком большом деле, как
обучение и воспитание нового поколения, есть и моя доля участия.
Я - счастливый человек, потому что правильно выбрала главное –
профессию.