Слова предметы главные и неглавные. Конспект по русскому языку на тему "Главные и неглавные слова в предложении" (2 класс). Различие между главным словом и зависимым

Тема урока : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов.

2.Обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты».

3.Продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Учебное оборудование:

карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

На доске тема урока, план.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области ) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины , в Южной Греции —Спарта , на побережье Малой Азии - МилЕт . Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны — Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство ) и их самих, и детей…

…Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

V. Закрепление изученного на уроке.

— Повторим, что мы изучили на уроке нового?

— Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

— Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

— Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?

Слайд 2

В Средней Греции находится область Аттика. Ее главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами. Северная Греция Средняя Греция Афины Аттика 1. Территория Афинского полиса.

Слайд 3

В Аттике нет ни полноводных рек, ни обильных источников. Население брало воду из вырытых колодцев. Большая часть области покрыта горами. На ее каменистых почвах плохо растут зерновые.

Слайд 4

В 8-7-м веках до н. э. на улицах Афин появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось все больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало.

Слайд 5

2. Разведение оливок и винограда. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы. Много труда и забот требовало выращивание олив - вечнозеленых деревьев с искривленными стволами и серебристыми листьями. На деревьях росли иссиня-черные плоды - оливки (мы называем их так­же маслинами). При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Слайд 6

Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Вкус оливок особый, ни на что не похожий, мякоть маслянистая. Их ели солеными и вымоченными в уксусе. Лучшие сорта золотистого оливкового масла шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

Слайд 7

Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали. В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград.

Слайд 8

3. Знать и демос в Афинском полисе. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ареопаг: Ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики.

Слайд 9

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок... А как жить дальше без земли? По­неволе становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна.

Слайд 10

Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину. Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство.

Слайд 11

Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы, призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством.

Посмотреть все слайды

Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б»
Тема урока: «Главные и неглавные слова в предложении».
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1) Организационный этап. Приветствие;
Эмоциональный настрой учащихся;
Проверка готовности к уроку.
Поприветствуем друг друга. Все рады друг друга видеть. Все готовы к уроку? У каждого на столе – учебник, тетрадь для самостоятельной работы, тетрадь в линейку, ручка, простой карандаш, красный и синий карандаши? Запишем число в тетрадь. Приветствие;
Проверка готовности к уроку.
Запись числа.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Откройте учебник на стр. 21. Предположите, какая цель нашего урока сегодня? Цель нашего урока: продолжить изучать главные и неглавные члены предложения.
3) Актуализация знаний. Рассмотрите картинку. Вы различаете где норка ловит рыбу, а где рыба ловит норку? Найдите задание 3. Спишите оба предложения. Подчеркните в них основу. Прочитайте неглавное слово-название предмета в первом и во втором предложениях. У этих предложений одинаковый смысл или разный? Что разное в этих предложениях? В них разные слова? Слова стоят в разном порядке? Рассмотрите схемы этих предложений. Какая схема к какому предложению относится? Почему? 4) Первичное усвоение новых знаний. Найдите задание 4 на стр. 22. Прочитаем небылицу. Небылица кажется вам смешной? Почему вам смешно? Можно сказать, что главные и неглавные слова кое-где поменялись местами? Как же из главного слова получилось неглавное? Покажите это на примере выделенных предложений.
Найдите задание 5. Сравните два данных предложения. в них разный смысл? Чем они отличаются? В них разные слова? В них разный порядок слов? Почему же в предложениях разный смысл? Чем различаются слова в предложениях? Посмотрите на схемы: вы понимаете, какая схема к какому предложению относится? Работа с текстом на стр. 23-24. 5) Первичная проверка понимания. Найдите задание 6. Прочитайте предложения. Спишите их. Вы понимаете, кто кого бил в первом предложении? А во втором? Сможете определить главное слово в каждом предложении? А начертить их схемы? Сравните формы слова, которое в предложениях стоит первым. Чем они отличаются? Сравните формы слова, стоящего в предложении последним. Разные ли они? Найдите слово стекла в схемах предложений. Разную ли работу оно выполняет? В одном случае оно – главное. В каком? Какой вопрос вы к нему поставите? В другом предложении – неглавное. Где? На какой вопрос отвечает? Прочитаем правило, которое принесла нам летучая мышь. 6) Первичное закрепление. Найдите задание 7. Запишите данные предложения. разные ли формы слова тень использованы в первом и во втором предложении? Подчеркнем члены предложения. не забывайте ставить вопросы к каждому слову. Начертим схемы предложений. Посмотрите, что получилось у Маши. У вас получилось так же? Найдите на своих схемах слово тень и раскрасте красным карандашом. Судя по схемам это разные формы? Найдите на схемах слово шест и закрасте их синим карандашом. Теперь вы видите, что это разные формы? Прочитаем правило летучей мыши. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Какая была цель нашего урока? Что такое форма слова? Может ли одно и то же слово выполнять разную работу?


Приложенные файлы

Тема: ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели деятельности учителя: ввести понятие «основа предложе­ния»; учить выделять основу предложения, ставить вопрос от главно­го слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».

Планируемые результаты (предметные): научатся находить и выделять основу предложения, определять главное слово и пра­вильно формулировать вопрос от главного слова к зависимому.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличитель­ных признаков; коммуникативные - адекватно используют средст­ва устного общения для решения коммуникативных задач; лично­стные - понимают важность изучения родного языка; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией. Актуализация опорных зна­ний. (Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение, обмениваются мнениями, слушают друг друга, сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека, строят по­нятные речевые высказывания.)

    Какое слово сложили? (Основа.) Что значит «основа предло­жения»? Рассмотрите оба рисунка в учебнике. По какому рисунку трудно составить рассказ? (По нижнему рисунку, так как нет ни­каких подробностей. Об одной птице можно сказать, что она ле­тит.) На верхней картинке птички составляют часть пейзажного целого, поэтому можно составить рассказ о каждой птице в отдель­ности и обо всех вместе. Какое время года изображает художник? Как узнали? Рады ли птички приходу весны? Почему так думаете? Кто, кроме птичек, обрадовался приходу весны? (Белочка.) Как вы догадались?

Учащиеся составляют рассказ: «Наступила весна. Пригрело солнышко. Небо стало голубым. Вода в реке чуть-чуть потеплела. Приходу весны обрадовались птицы. Большая птица сидит на дере­ве. Маленькие птички весело щебечут».

III. Изучение нового материала. (Познавательные: осущест­вляют поиск необходимой информации из материалов учебника и информации учителя; регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оцен­ки, вносят необходимые коррективы в действие после его заверше­ния с учетом характера сделанных ошибок.)

    Прочитайте и сравните два текста в упражнении 1. Чем второй текст отличается от первого? Из чего состоит каждое пред­ложение во втором тексте? Как называется пара главных слов в предложении? (Это главные слова.)

Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении - это его основа.

    Какие предложения во втором тексте кажутся вам смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.) Почему? (Нет уточнений в этих предложениях.) Зачем же предложению, кроме главных слов, нужны и другие слова? (Эти слова поясняют, уточняют то, о чем говорят главные слова.) Вернитесь ко второму тексту. Докажите, что в каждом пред­ложении оба слова - главные, оба командуют друг другом.

Бормочет тетерев. Белеют березки.

что делает? что делают?

Тетерев бормочет. Березки белеют.

    Спишите из первого текста первые два предложения. Перед словами с подчеркнутыми буквами пишите проверочные слова. (Лес-леса; тетерев - memepega.) Выпишите из второго текста два предложения, которые могут состоять только из основы.

(Пришла весна. Бормочет тетерев. Растут сморчки. Белеют

    Рассмотрите картинки в учебнике и сравните предложения. Они одинаковые? (Одинаковые.) Они состоят из одной основы? Прочитайте два других предложения. Это одинаковые предложе­ния или разные? (Разные предложения.) Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нельзя.) Какие слова сделали их раз­ными? (Маленькая - большая, рыжая - черная.) Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помога­ют уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происхо­дит, указывают признаки всех действующих лиц.) Можно с помощью неглавных слов указать, где происходит действие?

Где лают собаки? где?

Маленькая рыжая собака лает во дворе.

    Можно ли с помощью неглавных слов указать, когда именно происходит действие? Когда лают собаки?

Вечером маленькая рыжая собака лает во дворе.

Работа в печатной тетради: задание 10.

Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари. Вставьте в последнее предложение форму слова «завод». (Завода.) Выделите основу 2-го предложения. (Сверкает маляр.)

III. Игра «Читай и ошибки исправляй». (Регулятивные: дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Но одним Цыпленкин Вася отличился, говорят: Почему-то пишет Вася вместе все слова подряд. Вместе «поляполетполе», вместе с «любитлюбаград», Вместе «папарад».

И сразу волнение в классе: как же помочь Васе?


Тема урока: Главные и неглавные слова в предложении .

Цели: ввести понятие «основа предложения», выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».

Планируемые результаты образования: предметные: научатся выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому ; метапредметные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Запись учащимися даты в тетради.

II. Чистописание.

но ва ос

Какое слово сложили? (Основа)

Что означает слово основа?

Где мы можем посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

Основа - главная какого-л. предмета, его опорой, основанием

Что значит «основа предложения»?

III. Изучение нового материала

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать. Следовательно, предложение – это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.

Давайте прочитаем и сравним два текста в учебнике на стр 15 упражнение 1.

1. В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.

А теперь давайте сравним его со вторым текстом.

2. Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

Чем второй текст отличается от первого?

Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, Звёзды распухают. Осины выбросили. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов.

Как называется пара главных слов в предложении?

Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении – это его основа.

Без основы – нет предложения.

Какие предложения во втором тексте кажутся вам смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.)

Почему эти предложения кажутся вам непонятными? (нет уточнений в этих предложениях)

Зачем же предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные? (Эти слова дополняют, уточняют то, о чем говорят главные слова).

Спишите из первого текста первые два предложения. Выделите основу предложения.

Выпишите слова с подчеркнутыми буквами, напишите проверочные слова. (Ле с – ле с а, тетере в – тетере в а)

Вернитесь ко второму тексту. Докажите, что в каждом предложении оба слова – главные, оба командуют друг другом. Воспользуйтесь помощью Летучей Мыши.

Бормочет (кто?) тетерев . Тетерев (что делает?) бормочет .

Белеют (что?) березки . Березки (что делают?) белеют.

Выпишите из второго текста два предложения, которые могут состоять только из основы.

Физкультминутка

- Рассмотрите картинки в учебнике на стр. 16 и сравните предложения. (Предложения одинаковые, они состоят из одной основы.)

- Прочитайте два других предложения на стр. 17.

1 (Какая?) Маленькая рыжая собака лает .

2. (Какая?) Большая черная собака лает .

- Это одинаковые предложения или разные? (разные предложения)

- Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нет)

- Они состоят из основы - главных слов, и других слов – неглавных.

- Какие слова сделали эти предложения разными? (Маленькая – большая, рыжая – черная)

Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении – большая рыжая, а в другом – маленькая чёрная).

- Можно ли с помощью неглавных слов указать где происходит действие? Где лают собаки?

Маленькая рыжая собака лает (где?) во дворе.

- Можно ли с помощью неглавных слов указать, когда именно происходит действие? Когда лают собаки?

Вечером маленькая рыжая собака лает во дворе.

- Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывает признаки всех действующих лиц)

VII. Итог урока.

Расскажите, что вы сегодня узнали нового на уроке и чему научились?

Что было самым сложным?

Что интересным?

Домашнее задание: Т. 1. Упр. 10