П г киселев гидравлика. Киселев П.Г. Справочник по гидравлическим расчетам

Классный час для обучающихся 1-4 классов.

Тема: Употребить нельзя отказаться .

Цель : способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки младших школьников.

Задачи:
1.Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
2. Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы.
3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, листы бумаги, фломастеры, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У вас на столах лежат слова, из которых я предлагаю вам составить предложение.

(Употребить нельзя отказаться)

Понятно ли вам это предложение?

Нет.

Что нужно сделать, чтобы понять его?

Поставить знак препинания.

Совершенно верно. Но вот только где вы его поставите, скажем об этом в конце нашего классного часа.

2. Формулировка темы классного часа.

Предлагаю вам послушать отрывки из писем ребят и подумать, кто они и о чём рассказывают в своих письмах (учитель читает письма наркоманов).

Поначалу я только баловался наркотиками – то в компании угостят, то на дискотеке примешь. Потом выпивал, думал, так легче завязать, а в результате стало только хуже – начал еще и колоться, и основательно подсел. Жизнь моя превратилась в сплошной кошмар, смысл которого был только один – чтобы жить дальше, нужно добыть дозу.

Я страшно устал от всего этого, устал от бесконечного вранья, невыносимых мучений сухих ломок. Решил лечиться: нашел врачей, но все без толку. Чем дальше лечился, тем круче меня ломало. Частенько звонил дружкам – приносили, бывало ползком добирался туда, где можно без особых проблем достать дозу – только бы посмотреть на это волшебное проклятое средство, только бы дотронуться до него, только бы на несколько часов найти избавление от мук.

Почему-то все думают, сто человек потребляет наркоту для удовольствия. Сначала так оно и есть. Когда первый раз вкалываешь героин, то удовольствия этого невпроворот. Ничего лучше, вроде как, и быть не может. Хочется повторить. Повторяешь. Удовольствие получаешь. Но чуть меньше и не так ярко. Начинаешь увеличивать дозу, но беспредельно это делать нельзя. Можно умереть от передозировки. Тут подкатывает ломка. И с каждым разом все круче. И, в конце концов, человек вынужден колоть что-то или глотать только для того, чтобы встать с постели, чтобы спастись, чтобы не болело все тело. Вот и я довел себя до этой стадии. Деньги мы на наркотик добываем по-разному. Кто-то воровал у родителей. Вещи из дома продавали. Книги. Пьяных обирали… А с братом двоюродным так… Он младше меня на год. Парень был хороший. Музыке учился. Но как втянулся, так и начал себя сжигать. Вроде как нарочно. Его два раза откачивали в реанимации. Успевали. А в этот раз дома никого не было. Никто не вызвал скорую помощь. И брата не стало…

(Предположения детей)

Так на какую тему мы с вами будем говорить на нашем классном часе?

-О вреде наркомании.

3. Обсуждение проблемы.

Психологическая игра “СЮРПРИЗ”

Дети становятся в круг. В центре круга на столе лежит непрозрачная коробочка, в ней конфета – муляж.

Ребята, посмотрите, какая необычная коробочка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит – “

(Каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет)

Как вы думаете, что бы это могло быть?

(дети в группах предлагают свои версии, учитель записывает на доске)

Хотите узнать, что же всё-таки там лежит? Но ведь это плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно.

Всё же кто хочет посмотреть?

Посмотрите!

Вы все знали, что то, что лежит в коробочке – это – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно, но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы не захотели принять во внимание мои предупреждения.

Так бывает и в жизни, все знают, что алкоголь, курение, наркотики – это “плохо”, нехорошо и даже опасно, но всё же многие употребляют их.

Почему?

(Дети предлагают свои версии, я пишу на доске)

Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.

Сообщения старших ребят.

Что такое наркомания?

Нарке”- (от древнегреческого) означает недвижимость, беспамятство. В последнее время наркомания захватила молодое поколение. Белый наркотик называют “Белой смертью”. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.

Отчего люди становятся наркоманами?

Здесь кроется огромный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. Но продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать любые деньги за одну дозу. Поэтому новичкам предлагают наркотики почти бесплатно, уговаривая: “Попробуй, это интересно”, провоцируют: “Наркотики – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй” Продавцы наркотиков специально в компании подсылают своих людей. Помните: когда протягивают наркотик, то эти люди получают прибыль, а ты отдаешь жизнь ради чужой прибыли. Даже первая доза становится гибельной. Наркотик убивает самых сильных, умных людей, с ними никто не может справиться.

Почему попробовав 1 раз наркотик человек навсегда становится наркоманом?

У наркотика коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и требует новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как при сильной жажде, только страшнее. Вот как описывают наркомана: “Высохший человек метался по койке в больнице с решетками на окнах. Его тело корчилось от боли, покрывалось каплями пота. Больной плакал, кричал диким голосом:

Спасите! Умираю! Доктор, укол! Черви белые, черви грызут меня!”

Это наркоман.

Когда наркоман примет наркотик, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но в эти мгновения он лишается радостей жизни и приговаривает себя к мучительной смерти.

Как можно избежать наркомании?

Не прикасайтесь к наркотикам, не берите их в руки, не кладите в карман или сумку, не прячьте, не передавайте другим. Учтите, что наркоманы – подлые люди. Они могут дать наркотики на хранение и сами донесут, чтобы отвести подозрение от себя. Найдите в жизни любимое занятие и тогда наркотики не найдут в ней места. Кто хочет потерять человеческий облик – может принимать наркотики, а я за здоровый образ жизни!

Ребята, что нового вы узнали из рассказов ребят–старшеклассников?

(ответы детей)

Чтение учителем текста Дж. Родари “РЫБЫ”

- Будь осторожна! – сказала как – то большая рыба рыбке маленькой. Вот это- крючок! Не трогай его! Не хватай!

- Почему? – спросила маленькая рыбка.

- По двум причинам, - ответила большая рыба. Начнём с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.

- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?

- А вторая причина в том, - объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!

В какой ситуации оказалась маленькая рыбка? (версии детей)

Может ли человек оказаться в такой ситуации? (версии детей)

Вспомните, почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты, пробовать их, нюхать?

(Версии детей)

Вывод учителя (если не прозвучит в ответах детей):

Есть разные вещества, которые могут выглядеть привлекательно в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Это очень опасные вещества. Попробовав их, человек, даже взрослый, попадает в ситуацию маленькой рыбки – будет постоянно находиться под угрозой быть съеденным.

Наркотики очень опасны для здоровья, от наркотической зависимости очень трудно вылечиться.

Помните: наркотики – это болезнь и гибель человека.

Тот, кто распространяет, покупает, хранит, перевозит наркотики – совершают преступление.

(Показ слайдовой презентации “Дети против наркотиков”)

Дети поясняют плакаты и призывы

4. Практическая работа.

- Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и неизменного порока. Но некоторые губят свою жизнь наркотиками. Её губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. – Ребята, что вы лично можете сделать, чтобы меньше ваших сверстников становились наркоманами? – А что мыс вами можем сделать именно в нашей школе?

- Давайте создадим листовки, плакаты, которые помогут понять вред наркотиков и уберегут кого-то от беды. Работаем в группах или в парах, по желанию.

5. Выставка и обсуждение работ.

6. Рефлексия.

Итак, давайте вспомним начало нашего урока. Вспомним те предложения, которые мы составили. Теперь вы готовы поставить недостающий знак препинания?

Где же мы его поставим?

Употребить нельзя, отказаться!!!

- Сегодня мы много узнали о наркотиках и наркомании. Может быть кто-то думает, что счастье в наркотиках. Но это не так. Счастье вокруг нас. От всех нас зависит жизнь нашей планеты. Давайте все вместе скажем наркотикам: «Нет!»

Конспект классного часа для 8 класса «Наркотики. Оружие самоистребления»

Классный час, посвященный проблеме наркомании.

Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры - без наркотиков не обходятся современные вечеринки, дискотеки, концерты музыкальных групп. Антинаркотическая тема особенно актуальна именно для восьмиклассников, так как, по статистике, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. По форме мероприятие представляет собой час общения с использованием таких методов, как беседа, проблемная ситуация, незаконченное предложение, провокация. Информационный блок классного часа готовят дети.

Цели: провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей; расширить представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека; формировать отрицательное отношение к наркотикам; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; развивать стойкие позитивные интересы; пропагандировать здоровый образ жизни.

Подготовительная работа с детьми : распределить роли:

Врачи (2), юристы (2), психологи (2) - для проведения информационного блока (тексты их выступлений есть в сценарии);

Провокатор (1), ученик (1) - для участия в диалоге и психологическом упражнении (тексты - в сценарии).

Оборудование: разрезать страничку с фразами («Как сказать "нет"?») на полоски по количеству учеников, раздать полоски с фразами ученикам. Можно сделать ксерокопию всей странички (по одной на парту), чтобы дети сами выбирали подходящие им фразы.

Как сказать «НЕТ»

1. Спасибо. Я больше в этом не нуждаюсь.

2. Спасибо, мне этого не нужно.

3. Я не курю.

4. Я не собираюсь загрязнять организм.

5. Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.

6. Нет-нет, не сегодня или не сейчас.

7. Нет, мне не нужны неприятности.

8. Спасибо, когда мне понадобится, я дам тебе знать.

9. Мои родители меня убьют.

10. Я таких вещей боюсь.

11. Как-нибудь в другой раз.

12. Эта дрянь не для меня.

13. Нет, спасибо.

14. Если тренер узнает, то заставит меня бежать 20 кругов.

15. Если родители узнают, мне целый год не будут давать денег!

16. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.

17. Нет, спасибо, я еще маленький.

18. Я за витамины!

19. Нет, спасибо, препаратов я не хочу!

20. Я и без этого превосходно себя чувствую!

21. Нет, спасибо, у меня сегодня еще важная встреча.

22. Нет, спасибо, у меня на это аллергия.

23. Нет, спасибо, это опасно для жизни.

24. Ты с ума сошел? Я даже сигарет не курю!

25. Эти «химические радости» не для меня.

26. Нет, я это пробовал и мне не понравилось.

27. Мне не хочется умереть молодым.

28. Спасибо, мне здоровье дороже!

29. Это мне ничего не дает.

30. 0, нет, у меня от этого краснеют глаза!

31. Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.

32. Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

33. Спасибо, но я завязал.

Оформление:

За день до классного часа изготовить листовки (текст - в дополнительных материалах к сценарию), разместить их в классе;

Написать на доске незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата».

II. Интерактивная беседа.

III. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»:

1. Наркотики и здоровье.

2. Закон против наркотиков.

3. Четыре ступеньки в ад.

IV. Провокация:

1. Диалог «Четыре мифа о наркотиках».

2. Психологическое упражнение «Как отразить провокацию?».

V. Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата»

Классный руководитель. Наш классный час я хочу начать со статьи, которая мне недавно попалась в Интернете. «Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям» - так называется эта статья. Мне кажется, автор обращается именно к вам (читает):

«...А вот и таблетка. Белая таблетка с веселым изображением зайчика или доллара или еще чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнешь ее и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно! Круто? Модно? Конечно же! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки. Ты становишься очень активным, в тебе просыпается море энергии, океан сил. Не хочется спать, не устаешь. Чудо-таблетка! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200%-ной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестеренки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, ее можно починить. А твое тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток. Сердце станет отказывать, печень тоже начнет барахлить. Ты превратишься в поломанную машину и будешь проклинать тот день, когда в голову тебе пришла идея поплясать, скушав таблетку с веселой картинкой...

Наркотик-это лопата... Да, да, не удивляйся, мой юный друг. Это очень хорошая лопата. Она не сломается, впиваясь в грунт. Она не подведет. Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в темных капюшонах, натянутых на глаза. Это могильщики. А знаешь, что копает эта лопата? Правильно! Какой же ты все-таки умный! Могильщики копают могилы. И могила эта - для тебя, друг мой.

Как только ты возьмешь в руки шприц с какой-нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик, - ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечен. Скользкая, мокрая земля очень славно ложится на лопаты твоих могильщиков, они потеют, им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В первое время. А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.

Они прячут лица поглубже в воротники своих мрачных пальто, закрываются от тебя капюшонами. Ты кричишь, а они не слышат. Все. Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя - добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе еще рано? Что, пожить еще хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да все! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Никто не вдувал насильно в твои ноздри белый порошок. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова тебя принять. Не разговаривай, а принимай то, что случилось...

Много еще я могу рассказать тебе, мой юный друг. Но не хочу, чтобы ты утомлял зрение таким большим произведением. Перевари пока то, что я написал здесь. Перевари и усвой. Пускай слова мои войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством-антибиотиком, не позволяющим никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо...».

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Мне кажется, статья очень сильная. Почему я решила прочитать ее вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставила у вас эта статья? Удачный ли образ выбрал автор, говоря, что наркотик - это лопата? Похоже ли описал автор действие таблеток и травки? Или он сгущает краски и не все так печально?

Примерные ответы детей:

Тут слишком много чернухи, но есть же легкие наркотики, они не страшны.

На дискотеках многие чего-то глотают, лижут, но это больше для прикола.

Я с этим пока не сталкивалась. На дискотеки не хожу.

Правда здесь все, наркоманы - законченные люди.

Тут все правильно, только в молодости хочется испытать все. Но это не значит, что сразу стал наркоманом.

Образ лопаты удачный: он бьет по мозгам и по нервам, пугает. А это как раз и нужно, чтобы отбить охоту баловаться наркотиками.

Классный руководитель. Согласны ли вы с тем, что наркомания очень распространена среди молодежи? Знаете ли вы что- нибудь о действии наркотиков?

(Дети отвечают.)

Посмотрите на доску. На ней я написала тему сегодняшнего классного часа. (Читает.) Оружие самоубийства. Так называют наркотики. Это оружие страшной убойной силы. Сейчас оно направлено на каждого из вас. Каждый год оно убивает миллионы людей. Как защититься от этого оружия? Первый способ защиты - это правда, это знание. Но есть и второй, самый надежный способ защиты... Но о нем - попозже. Может быть, вы и сами его откроете.

Итак, вся правда о наркотиках.

III. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»

Классный руководитель. Информационный блок классного часа сегодня представляют: врачи (имена, фамилии), юристы (имена, фамилии), психологи (имена, фамилии). Слово - медицине.

Наркотики и здоровье

Врач 1. Что такое наркотики? Это сильнодействующие вещества, вызывающие возбужденное состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания? Слово «наркомания» произошло от греч. narcos - оцепенение и mania - безумие.

Врач 2. Наркомания - это болезнь, которую характеризует влечение к наркотикам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Употребление наркотиков ведет к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов можно смело назвать самоубийцами.

Врач 1. Почти все наркоманы колются в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц на всех. Поэтому наркомания почти всегда соровождается СПИДом, гепатитом, другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. За последний год количество ВИЧ- инфицированных увеличилось в 6 (!) раз. 80% из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.

Врач 2. Наркоманы часто умирают от передозировки. А те, кто при этом выживает, становятся неполноценными людьми: не могут двигаться, реагировать, мыслить, говорить. Пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами.

Закон против наркотиков

Классный руководитель. А теперь слово представителям закона. Их информация называется «Закон против наркотиков».

Юрист 1. Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков - это уголовные преступление. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.

Юрист 2. За хранение наркотиков в крупном размере - 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере - до 10 лет. Причем тот, кто добровольно сдал наркотик и открыл его происхождение, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Есть законы, которые касаются принудительного лечения наркоманов. В России создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России). Ее задача - выявлять и уничтожать каналы наркотрафика, разоблачать мафиозные группы, которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ.

Четыре ступеньки в ад

Классный руководитель. Все наркотики имеют смертельно опасное свойство: они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека, разрушают его тело.

Человек, попавший в зависимость от наркотиков, уже не может критически оценить свое поведение и убеждает близких, что может остановиться в любой момент. Но он уже встал на первую ступеньку, ведущую в ад. И мало кому удается изменить путь.

Дорога в ад будет короткой, всего 4 ступеньки. Даю слово психологам {имена, фамилии).

Психолог 1. Первый шаг: простое любопытство и давление услужливых друзей. Они подначивают, дразнят, говорят, что у тебя слабый характер, что ты еще маленький, что надо испытать удовольствие. Они же и предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает.

Попробовал - тошнота, рвота, расстройство желудка - так организм борется с ядом, даже когда рассудок молчит. После первого эксперимента иногда еще можно остановиться, хотя многие современные синтетические наркотики вызывают зависимость после одного употребления. Но если наркотик становится постоянным спутником дружеских компаний и дискотек - задумайся: ты катишься в пропасть!

Психолог 2. Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На ее покупку уходят все деньги, которые дают родители. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Жизнь человека изменяется, все, кроме наркотиков, становится безразличным. Еще можно остановиться, попросить о помощи - самому из этой стадии уже не выбраться.

Психолог 1. Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия наркотической зависимости. Доза становится ежедневной необходимостью. Все мысли заняты поиском наркотиков. Ради новой дозы человек готов на все: воровство, проституция, разбой, убийство. Человек уже не может ни учиться, ни работать. От постоянного наркотического голода наступают галлюцинации, уходит сон. Тяжелые приступы ярости и отчаяния многих толкают к самоубийству. Но если есть хоть какие-то остатки желания остановить этот ужас, нужно срочно обратиться к специалисту-наркологу.

Психолог 2. Четвертый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Жизнь наркомана близится к концу. Жуткая боль не прекращается ни днем, ни ночью. Только наркотик поддерживает существование. Чаще всего - это «белая смерть», героин. Рано или поздно наступит смерть от передозировки. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.

IV. Провокация

Классный руководитель. А теперь вас ждет провокация. Провокация - это подстрекательство. В роли провокатора - подстрекателя - всегда выступает тот, кто предлагает наркотик. Тот, кому предлагают, может стать жертвой, если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем, который обыграет провокатора. Широкое распространение наркотиков среди молодежи можно объяснить тем, что многие не знают правды об этом страшном явлении. Поэтому охотно верят мифам, сказкам всяческих провокаторов. Вот мы и решили включить в информационный блок диалог «Четыре мифа о наркотиках». Один из участников - провокатор. Он подбрасывает мифы. Второй его разоблачает. Советую вам внимательно прислушаться к этому диалогу. А вдруг и вас ждет такая же провокация?

Диалог «Четыре мифа о наркотиках»

Классный руководитель. Миф первый.

Провокатор (протягивает ученику пакетик или таблетку). Попробуй - сейчас все это пробуют.

Ученик. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США только каждый пятый употребляет марихуану. А большинство не поддалось этой привычке.

Классный руководитель. Миф второй.

Провокатор. Попробуй - вредных последствий не будет.

Ученик. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного- двух приемов, а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.

Классный руководитель. Миф третий.

Провокатор. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием.

Ученик. Обман. Любой наркотик прежде всего поражает волю. 90% наркоманов, которые вроде бы решили «завязать», опять возвращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств, которые лечат психическую зависимость.

Классный руководитель. Миф четвертый.

Провокатор. Да это же безвредный наркотик!

Ученик. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой легкий, как марихуана, приводит к тяжелым последствиям. Человек становится безразличным, неряшливым, теряет цель в жизни. Но самое страшное, что практически все наркоманы, употребляющие самые тяжелые наркотики, начинали именно с легкого наркотика - марихуаны.

Провокатор (поднимает руки). Сдаюсь! 4:0 в твою пользу!

Классный руководитель. В этих диалогах провокатор потерпел поражение, правда о наркотиках победила мифы.

(Участники диалога садятся на свои места.)

Психологическое упражнение «Как отразить провокацию?»

Классный руководитель. Ученые установили, что каждый наркоман за год втягивает в паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое: «добрый» приятель, предлагая травку, таблетку, марку, жвачку бесплатно, преследует свои корыстные цели. Второе: никто из тех, кто пробовал первый раз, не собирался становиться наркоманом. Они лишь тешили свое любопытство, но результатом может оказаться сломанная судьба. Как я уже сказала, ситуация, когда предлагают наркотик, называется наркотической провокацией. И, по мнению психологов, многие ребята поддаются на эту провокацию, потому что не знают, как отказать. Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит провокатор и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Листочки бумаги с этими фразами лежат у вас на партах. Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.

(Провокатор подходит к каждому ученику, молча протягивает таблетку или произносит соответствующие короткие фразы: «Подкрепись», «Хочешь?», «Будешь?», «Давай!» и т. п. Дети отвечают заготовленными фразами, которые лежат у них на партах.)

Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, гарантированно, быстро и любой ценой.

V. Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!»

Классный руководитель. Мы живем в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»

Как бы вы закончили это предложение?

Примерные ответы детей:

Путешествовать, открывать новые города и страны.

Изучать музыку, петь, танцевать.

Ходить по музеям, смотреть картины великих художников.

Заниматься спортом, болеть за любимую команду.

Стать автомобилистом, гонщиком.

Создать хорошую семью, воспитать детей.

Добиться славы, успеха, сделать карьеру.

Просто стать уважаемым человеком, мастером своего дела.

Создать свое дело, разбогатеть.

Заниматься туризмом, альпинизмом.

Построить свой дом, посадить сад.

Написать книгу, сочинить песню, сделать научное открытие.

Знакомиться с людьми, узнавать об их жизни.

Делать добрые дела, помогать людям.

Покупать себе красивые вещи, одежду.

Следить за своей внешностью, не стареть.

Классный руководитель. Каждый человек - хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня наркотики - это страшное оружие, направленное на каждого из вас. Защиту от этого оружия дает знание. Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Но я говорила, что есть еще одно оружие от наркотиков - самое верное, надежное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надежнее всего уберечься от наркотиков?

(Дети высказывают предположения.)

Самый надежный способ избавиться от наркотической зависимости - это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас.

Примерные ответы детей:

Конечно, хорошо, что нам это рассказали. Хоть будешь знать, что тебе предлагают отраву.

Уверенности прибавилось: знаю, как себя вести.

Вообще-то, мне оно не надо, у меня один наркотик - спорт.

Уверенности не прибавилось. Даже страшно стало идти на дискотеку.

Самое ценное - это фразы против наркотической провокации. Их нужно напечатать и повесить на видное место, пока не запомнишь наизусть.

Место проведения: мультимедийный кабинет

Участники: представители 5-7 классов

Форма проведения: устный журнал

Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «наркомания», видами наркотиков, признаками и последствиями их употребления;
  • предоставить ответы на самые распространенные вопросы о наркомании;
  • заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся.

В последнее время одной из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.
Алкоголизм, наркотики, преступность – все это вызывает тревогу.
С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и их употребление их подростками.
Наркотики и другие психотропные вещества сегодня – это составная часть «молодежной культуры» ,ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы. Масштабы и темпы ее распространения на сегодня в стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем.
В Российской Федерации принята концепция государственной политики по контролю за наркоманами, утвержденная Президентом России. Борьба с наркоманией признана общегосударственной задачей.
Как же сберечь человеческое в человеке? Как уберечь подростков от шага, ведущего их пропасть?
Не надо избегать «щекотливых» тем, надевать на нас розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет, а если есть, то где-то далеко, в другом месте. Пусть все видят, на что идут и какой ценой покупают «кайф», пусть знают, что расплата неминуема – своим здоровьем, счастьем, жизнью своей. И пока ещё не слишком поздно, не безнадёжно, давайте все вместе думать над тем, как восполнить эти зияющие пустоты. Понять. Помочь. Спасти.

1. Что такое наркотики? Какие бывают наркотики?

Наркомания – патологическое влечение к приему наркотических средств.
Термин "наркотик" происходит от греческого глагола "narkoo", что означает оцепенеть, сделаться нечувствительным. Наркотики–это ядовитые вещества и их соединения.
Основные группы наркотиков:

  • Стимуляторы
  • Галлюциногены
  • Транквилизаторы
  • Препараты конопли
  • Опиаты
  • Ингаляниты

Стимуляторы – вещества, стимулирующие центральную нервную систему. К ним отностятся: кокаин, эфедрин, кат.

Галлюциногены – наркотики, вызывающие зрительные и слуховые обманы (галлюцинации). К ним относятся: ЛСД – мескалин, экстази, димедрол и другие.

Транквилизаторы – лекарственные средства, подавляющие нервное напряжение и расстройство. К ним относятся: седуксен, элениум, нитрозепам, реланиум и другие.

Препараты конопли (вещества, получаемые из различных сортов конопли) вызывают гашишную наркоманию (гашишизм). К ним относятся: гашиш, анаша, марихуана
тяжелую, широко распространенную опийную наркоманию, конкретно – героиноманию. К ним относятся: опий, героин, морфин, промедол и пр.

Ингаляниты – вещества, которые вводят в организм через дыхательные пути. К ним относятся: бензин, растворители, клей «Момент», эфир, хлорэтил и другие.

2. Как человек втягивается в употребление наркотиков? Кто становится наркоманом?

Условно процесс втягивание в употребление наркотиков можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстников по совету более «опытных», из стремления «быть как все», значительно реже – самостоятельно, из любопытства или по каким-то личным мотивам. Дальше наблюдается знакомство с разными видами наркотиков или так называемое «поисковое» поведение. Затем возникает групповая зависимость, т.е. наркотики употребляются только в определенных условиях, например в знакомой компании. Отсюда рукой подать до формирования психической зависимости – наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или улучшить настроение. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме. Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами становятся те, кто избегает физических и психологических нагрузок, нуждается в притоке легкой развлекающей информации. Другой тип характера подростков-наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них – способ «разрядиться». Еще одна категория подростков – те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом деле, они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха. Стать наркоманом может как человек, имеющий наследственную предрасположенность в семье есть наркоманы), так и успешный и благополучный человек. Важную роль играет и возраст. В подростковом возрасте риск формирования наркотической зависимости наиболее высок.

3. Почему подростки более подвержены наркомании? Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Наркомания в России продолжает "молодеть". По последним данным, более 60 % наркоманов – люди в возрасте 18-30 лет и почти 20 % - школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет.
Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять «взрослые» правила и нормы. Особенно привлекает то, что не дозволено. Подростки часто стремятся доказать в группе свою «крутизну», употребление в этих целях наркотиков представляется им сильным аргументом. Если же в компании кто-то предлагает попробовать наркотики, то не каждый сумеет отказаться, т. к. именно группа становится для подростка источником норм и ценностей, стандартов поведения. Часто именно окружение начинает «давить « на подростка, провоцировать его, вынуждать попробовать наркотики.что бы избежать этого необходимо помнить: совсем необязательно выполнять требования группы. Умей сказать «НЕТ!». Иногда бывает проще избежать подобных ситуаций (места, компании), где предлагают наркотики.
Достоверно определить,является ли человек наркоманом,может только специалист. Однако среди внешних признаков чаще всего выделяют: бледность кожи, расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или помутневшие глаза, замедленная речь, плохая координация движений, похудение или прибавка в весе, блеск в глазах, нарушение пищеварения.

Очевидные признаки наркозависимого человека:

  • Следы от уколов, порезы, синяки, свернутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылочки, пузырьки, запахи табачного дыма с примесями запахов трав или синтетики.
  • Изменения в поведении: нарастающее безразличие, невозможность сосредоточиться, болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения, нарушение сна.
  • Наркоман представляет опасность как для окружающих, так и для себя самого, если он находится в состоянии сильного опьянения, с потерей способности адекватно воспринимать окружающий мир. Когда наркоман страдает от отсутствия наркотика и пытается добыть деньги для его покупки, то он может причинить вред здоровью и благосостоянию окружающих и себе самому.

4. Как лечат наркоманов? Есть ли противоядие от наркотиков? Можно ли излечить наркомана насильно?

Если говорить о видах лечения, то их существует достаточно много, но все они сводятся к двум основным подходам, дополняющим друг друга: медикаментозному и психотерапевтическому. Лечение наркомании –сложный, длительный процесс, который может растянуться на годы. Он проходит в несколько этапов: устранение острых проявлений заболевания с помощью медикаментов. А затем начинается самый продолжительный этап: психологической и социальной реабилитации.
В случае передозировки героином очень часто возникает состояние, когда прекращает работать так называемый дыхательный центр. Для того что б спасти человека, врачи вводят препарат, который блокирует действие героина на организм, что приводит к восстановлению дыхания и нейтрализует введенный наркотик. Но для других видов наркотиков таких «противоядий» не найдено. Лечить наркоманов трудно, но и не всегда обеспечен успех. Сроки лечения зависят от того, в течение какого времени подросток употреблял наркотики. Чем дольше оно, тем процесс лечения длительнее, сложнее.
Решающую роль в лечении наркомании играет желание самого больного, но бывают ситуации, когда человек погибая от наркотиков, не может решиться обратиться за помощью к врачу. В этом случае возможно применение принудительных мер. Теоретически можно создать условия, в которых больной не сможет принимать наркотики, но, в конце концов – выбор погибать от наркотиков или стараться выжить – делает сам больной.
Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.

5. Что делать, если твой друг (подруга) наркоман? Как тебе вести себя с ним: а) бороться с его привычкой; б) продолжить общаться с таким, какой он есть; в) прекратить общение с ним?

На этот счет существуют различные точки зрения. Профессиональные психиатры советуют держаться от него подальше. Исправить его самостоятельно тебе не удастся. Здесь возможны две ситуации: либо ты не употребляешь наркотики, в таком случае 80 % за то,что он приучит тебя к ним со временем. .Либо ты уже принимаешь наркотики и тогда не сможешь прекратить, пока будешь общаться с другом-наркоманом. Даже если вы оба решили бросить наркотики и лечиться одновременно, само общение будет постоянно провоцировать вас к возобновлению наркотизации.
Если твой друг не хочет ничего слушать и лишь упрямо твердит: «Никого не должно касаться то, что я делаю», докажи, что это не так. Покажи ему, как от его пристрастия страдают все окружающие: ты сам, друзья, родители, родственники и так далее.
Если ты решил идти до конца, но твой друг и после этого отказывается прекратить принимать наркотики, сообщи ему, что ты собираешься все рассказать его родителям, его любимой, тренеру или заслуживающему доверия преподавателю, врачу, школьному психологу.
Одна из главных причин того, что все больше молодежи вступает на преступный путь и связывается с наркотиками, – то, что взрослые говорят одно, а делают другое. Взрослые просят и угрожают, но угрозы ничего не значат – они не выполняют их. Поэтому они не имеют никакого влияния, и парень (или девчонка) продолжает спокойно предаваться своему пороку.
Так что, если ты заявил, что ты собираешься поговорить с родителями, подругой, преподавателем или неважно с кем там еще, – сделай это!
Пристрастие к наркотикам не излечивается быстро, так что наберись терпения, может быть, понадобится не один месяц, чтобы твой друг расстался с ними. И еще, знай, что, несмотря на всю твою открытость и добрые намерения, тебя все равно воспримут как доносчика. Поэтому, прежде чем ты вообще что-либо начнешь делать, подумай, сможешь ли ты выдержать такие обвинения? Если нет, пойди сразу к своим родителям и расскажи им о том, что тебя беспокоит. Кто-то должен что-то делать, иначе твоему другу придется плохо.
Помни, что мудрый человек отличается от умного тем, что не попадает в такие ситуации, из которых умный с блеском выкручивается.
Если ничего не помогло, и твой друг все же принял наркотик (на дискотеке, вечеринке или где-нибудь еще), не упускай его из виду. Постарайся быстрее доставить его в безопасное место – где он не сможет ввязаться в драку, не попадет под машину, где его не заберут в милицию и т.д. (лучше всего привести его домой – если только родители не избивают его). В любом случае не оставляй его одного, чтобы не пропустить момента, когда потребуется помощь трезвого человека. Такой момент может наступить, если:

  • от передозировки у него остановится дыхание;
  • у него начнутся головокружение, рвота или случится обморок;
  • у него будет судорожный припадок;
  • у него появятся галлюцинации;
  • он почувствует панический страх;
  • он получит какую-либо травму;
  • к нему привяжутся хулиганы или преступники, чтобы обокрасть или избить его.

6. Почему наркоманы приобщают людей к наркотикам?

Первая причина в том, что наркоман ощущает чувство вины или неполноценности из-за употребления наркотиков. Наркоман чувствует,что окружающие его трезвые люди не понимают его, не хотят с ним общаться, поэтому предлагает наркотики кому-то еще, что бы снять с себя чувство вины Предлагая наркотики неопытным подросткам, наркоман нередко добивается успеха.
Вторая и главная причина в том, что наркоман вынуждено становиться распространителем наркотиков – дилером. Что бы заработать побольше, наркоман стремиться найти неопытных, неинформированных новичков. Иногда наркоманы просто грабят или вымогают ценности и деньги.

7. В чём же конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?

Во-первых, наркоманы плохие работники, их трудоспособность, физическая и умственная, снижена, все помыслы, доминанта связаны с наркотиками – где и как его добыть, употребить.
Во-вторых, наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту, причиной травматизма и заболеваемости, различных правонарушений.
В-третьих, наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, отравляя её своим присутствием, поведением, лишая средств к существованию, совершают тяжёлое преступление по отношению к потомству.
В-четвёртых, наркоманы, деградируя физически и морально, являются обузой для общества, втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодёжь, а затем преждевременно погибают.
В-пятых, употребление наркотических средств безнравственно.
В-шестых, наркологическая болезнь во всех её видах – социально опасное психическое заболевание, угрожающее самому будущему нации, благополучию и здоровью населения всего государства.

Правовая грамотность

Уголовная ответственность за некоторые виды действий с наркотиками наступает с 14 лет.
Простая передача наркотика от одного человека другому является преступлением, за которое грозит лишение свободы
Если ты взял наркотик всего лишь на некоторое время что бы потом вернуть его назад, это называется хранением без цели сбыта и наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
Эти же действия с целью сбыта наказываются лишением свободы сроком от 3 до 7 лет.

Помни! Ты в ответе за своё благополучие и благополучие своих близких!

Литература:

  1. Ведерникова В.А.,Огородникова Н.В. и др. «Сценарии классных часов и вечеров». Волгоград:Учитель,2005
  2. Миронов Е.М. «Прощайте, наркотики!»Питер,2001

Цель: профилактическая работа среди учащихся, направленная на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни.

  • Дать объективную информацию о действии на организм химических веществ, вызывающих привыкание.
  • Сформировать у подростков четкое представление о том, к каким последствиям (физическим, психическим и социальным) приводит химическая и игровая зависимость.
  • Содействовать формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять социально-значимый выбор и отстаивать свои интересы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, понимать свои чувства и эмоции.
  • Повышать правовую грамотность учащихся.
  • Стремиться развивать у подростков умение сопереживать окружающим и понимать их.
  • Сформировать убежденность в том, что за помощью можно и нужно обращаться к специалистам.
  • Помочь социальной адаптации подростка, формировать навыки, необходимые для здорового образа жизни.

Методы: групповая работа, беседа со специалистами, “мозговой штурм”, дискуссии, тренинговые занятия, “круглый стол”.

Этапы: 39 часов на три учебных года.


9 класс

Жизнь в своем формате. Обобщение и корректировка знаний учащихся о формах молодежной субкультуры. Анализ идеологии и атрибутики (немо, готы, рокеры, байкеры, флешмоп, скинхеды и др.). Сформировать четкое представление об антисоциальном характере отдельных молодежных движений. Правовое воспитание школьников.
Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Сформировать четкое представление об ответственности несовершеннолетних за административные проступки и уголовные преступления. Четко обозначить перечень правонарушений, за которые следует ответственность с 14 лет.
Заблудившиеся в сети. Продолжение знакомства учащихся с формами компьютерной зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка компьютерной зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости.
“Я” и общественное мнение Обобщение знания учащихся о понятиях личность, самооценка, общественное мнение, личностный рост, нравственные принципы. Формирование четкого представления о социальном явлении “группового давления”.
Проблеморазрешающее поведение – как способ безконфликтного существования. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей.
Умей сказать “нет!”. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Формирование умения говорить “нет” и не подчиняться “стадному чувству”. Знакомство с субъектами профилактической работы в городе, “телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной.
STOP – курение! Беседа со специалистом.
Влияние химических веществ, входящих в состав сигареты, на организм. Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса.
STOP – алкоголь! Беседа со специалистом. Социальные последствия алкоголизма.
STOP – наркотик! Беседа со специалистом. Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков.
STOP – СПИД! Беседа со специалистом. Обобщение знания учащихся об инфекциях передаваемых половым путем и путях заражения СПИДом
11 Правильное питание – залог здоровья! Обобщение и систематизация знаний учащихся об экологичном питании подростков. Расширение знаний учащихся о последствиях для здоровья подростка отдельных диет.
Круглый стол” по теме: “Мы за здоровый образ жизни”. Обмен мнениями среди подростков о необходимости здорового образа жизни для своего благополучного будущего и будущего своей страны.
ИТОГО:

Учебно-тематический план программы.
10 класс

Кол-во часов

Здоровый образ жизни и его составляющие. Обобщение знания подростков о понятиях здоровье и здоровый образ жизни. Связать понятия человек – здоровье – красота. Объяснить принципиальную важность здорового образа жизни для молодого человека, для безопасности страны, в которой он живет.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Правовая ответственность 16-летних.
Игромания. Продолжение знакомства учащихся с формами игровой зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка игровой зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости.
“Сохрани себя” Отработка навыков и умения выражать и отстаивать собственное мнение и интересы.
Научись решать свои проблемы или правила бесконфликтного существования. Профилактика стресса. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей.
“Телефон доверия”. Субъекты профилактической работы в городе. “Телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной.
STOP – курение! Беседа со специалистом.
Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса.
STOP – алкоголь! Влияние алкоголя на организм человека. Женский алкоголизм. Сформировать четкое представление о том, что алкоголь и никотин не избавляют от личностных проблем.
STOP – наркотик! Беседа со специалистом: “Механизм действия наркотических веществ и его разрушительное влияние на организм”.
Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков. Сформировать у подростков убежденность в том, что наркоман – это не больной человек, а преступник.
STOP – СПИД! Беседа со специалистом: “Культура взаимоотношений между полами”.
“Круглый стол”
МБОУ ВСОШ № 1 г. Ельца Липецкой области

ЕДИНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

"Наркомания

и её последствия"

(для обучающихся заочных групп)

Подготовила:

руководитель группы

заочного обучения

Нина Ивановна Евсегнеева

2013 г.

Единый классный час: "Наркомания и ее последствия."

Цели:

- профилактика асоциального поведения, правонарушений, охрана жизни и здоровья подростков

Воспитание правовой культуры обучающихся

Задачи:

Формировать у обучающихся сопротивление негативному влиянию социального окружения;

Дать представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.

Формировать у обучающихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы.

Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании.

Оборудование:
- Фрагмент видеофильма Точка невозврата ”.

Аудиозаписи для сопровождения выступлений обучающихся и педагогов, приглашённых представителей полиции и медицины

Стенд “Наркомания - знак беды”

Слайды “Наркомания. Мифы и реальность.”

Выставка книг на тему «О здоровье всерьез»

Ход мероприятия:

Рук. группы :

На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами стоит очень остро. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность . В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние .

1.Историческая справка (на экране)

Знакомство человека с наркотиками состоялось тысячелетия назад. Люди каменного века знали гашиш, опиум, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа перед боевыми действиями или на религиозных обрядах. Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (3500 г. до н.э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума. Использование галлюциногенных грибов на религиозных ритуалах засвидетельствовано ранними источниками в Мексике, Скандинавии, Сибири. На стенах погребальных пещер индейцев Центральной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (300 г. до н. э.).

Около 2700 года до н. э. в Китае уже использовали коноплю в виде настоя или чая. Император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать этот чай в качестве лекарства от подагры и рассеянности, а от кашля и поноса предлагал использовать гашиш.

Ведущий 1: Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал в качестве лечебного средства мак. В Греции в VII в. до н. э. применялись настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум. Аристотель, Геродот и Гален в своих трудах описывали действие наркотиков. Уже в древнеримские медики выяснили, что опиум может быть смертельным ядом.

В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран запрещала употребление алкоголя, в связи, с чем появились попытки заменить алкоголь опиумом. В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания.

Ведущий 2: В 1805 году удалось выделить морфин, а в 1956 году появились шприцы и наркомания стала развиваться через уколы. В 1860 году немецкий химик Альберт Ниман получил активный алкалоид и назвал его кокаином.

В 1914 году немецкой фармацевтической компанией были разработаны экстази и МДА. Амфетамин был получен в 1887 году, но лишь с 1935 года его начали использовать в медицинских целях. Синтетический вариант ЛСД был изготовлен в 1938 году в Женеве химиком Альбертом Хоффманом в терапевтических целях.

В России издавна выращивались конопля и мак для производства многих вещей в хозяйстве. Распространение наркотиков началось в 60 – е годы, когда был снят “железный занавес”.

2. Влияние наркотиков на организм человека (слайд 6)

Врач- нарколог: Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.

Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.

Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости.

При наркомании угнетаются половые потребности и возможности. У девушек развиваются атрофические процессы, у юношей происходит быстрое угасание потенции. У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

3.Свойства наркомании (слайд 2-8)

Наркотические вещества, попадая во внутреннюю среду организма, оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека появляются психическая, физическая зависимости и изменение чувствительности к наркотику (толерантность).

В процессе развития болезни происходит постепенное привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было в начале. Появляется состояние “ломки” . Физиологическое явление привыкания к дозе наркотика называется – толерантностью.

Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:

Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами.

Стремление увеличивать дозы.

Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.

Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства. Этапы этого процесса в основном следующие:

начальная эйфория, часто весьма кратковременная;

толерантность носит временный характер. Постепенно организм реагирует слабее;

зависимость;

Абстиненция - состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызвавших токсикоманическую зависимость, или после введения их антагонистов; характеризуется психическим, вегетативно-соматическими и неврологическими расстройствами; клиническая картина и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления. Фактически, абстиненция - это последствия употребления любого наркотика, в т.ч. и табака. (слайд 9-14)

4. Классификация наркотиков

Учитель биологии: Наркотики в зависимости от воздействия на организм человека условно можно разделить на 2 группы: возбуждающие и вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему.

Итак, все наркотики и их действия делятся на следующие группы (разработано специалистами Всемирного общества здравоохранения):

седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции.

галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу (мескалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие растения). Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях.

вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию (алкоголь, эфир, хлороформ, бензин).

яды сна – барбитураты, хлорал, сульфорол, кава-кава и др.

растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной (кофеин, табак, бетель и др.).

Наркотики и последствия их употребления: (информация на экране)

Опиаты (героин, морфий)

Вызывают сонливость, замедленное дыхание, сужение зрачков.Приводят к поражении печени, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к поражению мозга.

Кокаин (кокаин, “крек”).

Вызывает возбужденное состояние, навязчивую словоохотливость, взволнованность, галлюцинации, расширенные зрачки. Приводят к аритмии, психозам, поражению слизистой дыхательных путей.

Гашиш (гашиш, марихуана).

Вызывает колебание настроения, замедленную реакцию, усиленный аппетит, сухость рта, расширенные зрачки.Приводит к ухудшению памяти, повышению риска заболеваний онкологическими заболеваниями, поражению печени, повреждению головного мозга.

Галлюциногены (ЛСД).

Вызывает трансоподобное состояние, возбуждение, бессонницу, галлюцинации.Приводит к нарушению координации, тяжелым поражениям мозга, депрессии.

Стимулянты (Амфетамин, “экстази”).

Вызывает возбудимость, повышенное потоотделение, сухость во рту, галлюцинации, расширенные зрачки. Приводит к расстройству нервной системы, дыхательной системы, депрессиям, паранойям.

5. Уголовная ответственность

Представитель ОМВД РФ:

(Обучающимся объясняется, какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за нарушение закона по следующим статьям)

Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ-

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей , либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ-

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .

Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества-