Мое впечатление о личности ахматовой. Сочинение «Сочинение по творчеству А. А.Ахматовой. Романность в лирике ахматовой

Учитывая сложную и запутанную ситуацию в мире и внутри России, уже сейчас можно сказать, что в это лето и в начале сентября на политической арене у нас в стране будет весьма и весьма жарко.

На предстоящих выборах в Госдуму из общего потока желающих попасть туда легко вычленяются следующие силы: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Оппозиционный блок Касьянова и Навального (РПР-Парнас, «Демократический выбор», «Гражданская инициатива», «Партия 5 декабря», «Либертарианская партия»), Гражданская сила, Зеленые, Патриоты России, Родина, Российская партия пенсионеров за справедливость, Яблоко, Правое дело, Гражданская платформа, Коммунисты России.

Основные претенденты на попадание в Госдуму прежние: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия. Мелкие партии самых разных политических и идеологических направлений, скорее всего, так и останутся вне нашего Парламента.

Не имеет вообще никаких шансов - Оппозиционный блок Касьянова и Навального (РПР-Парнас, «Демократический выбор», «Гражданская инициатива», «Партия 5 декабря», «Либертарианская партия»).

Однако сегодня расклад сил у главных претендентов на Госдуму-2016 не так очевиден.

Совсем не факт, что партия власти – Единая Россия получит большинство. Слишком велико недовольство народа и большей части политической элиты в нашей стране тем, как работает Правительство РФ с его либерально-экономическим блоком и Минобразования. Об этом уже говорят открыто и постоянно почти во всех СМИ. Если не произойдет каких-то серьезных и радикальных изменений, то Единая Россия вполне реально может потерять большинство в Госдуму, что, с одной стороны, плохо для России, а с другой стороны – хорошо.

Плохо, потому что закончится стабильность в нашем Парламенте и начнется новый период закулисных торгов и сделок или большого базарного балагана.

Хорошо, потому что в этом случае Правительство РФ не сможет удержаться в своих креслах. И ему на смену придет новое Правительство, которое, возможно, будет принципиально иным во всех смыслах…

Реально ли, что в период ослабления Единой России какая-то иная политическая партия может опередить партию власти? Нет. Опередить никто не сможет, а вот приблизиться к ней – шансы есть. И это уже будет большим успехом для любой партии.

Но какая партия реально на это претендует? Наверное, только КПРФ и ЛДПР. Вот эти партии могут приблизиться к Единой России, однако не настолько, чтобы бросить партии власти реальный вызов. Всё-таки надо учитывать объективную реальность.

Прогнозируются следующие результаты:

Единая Россия = 39-42%

КПРФ = 19-22%

ЛДПР = 17-20%

Справедливая Россия = 8-11%

Но, естественно, возможны самые разные варианты!

Президент Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, подчеркнул, что конкуренция на выборах в Госдуму 2016 года должна быть честной и прозрачной.

"Предвыборная конкуренция должна быть честной, прозрачной, идти в рамках закона", – отметил глава государства, добавив, что это позволит обеспечить "общественное доверие к результатам выборов".

Центральная избирательная комиссия РФ определила 14 политических партий, которые могут выставить списки кандидатов без сбора подписей избирателей.

За какую партию вы бы отдали свой голос на выборах в Госдуму?

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!».
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
…А что теперь?

Читая эти стихи Анны Ахматовой, понимаешь, что ее поэзия глубоко сочувствует человеку и просветляет его, делает его духовный мир осмысленным и прекрасным, существенным и значительным. В самой Анне Андреевне все было прекрасным - и внешний облик, и духовный мир. Ее жизнь была нелегкой, можно сказать, трагической, но никогда в ее стихотворениях не звучали отчаяние и растерянность. Никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Она всегда была гордой и строгой, была человеком воистину великого мужества. Свобода ее души давала ей возможность не гнуться под любыми ветрами клеветы и предательств, обид и несправедливостей. Ее в этом мире волновало все, и она умела с поразительной точностью оставлять его отпечаток в песне своего опыта. Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна, как ее юность. Она - родная сестра прекрасной поэзии Эллады. Пусть у нее другой строй и ритм, другая музыка - это не мешает ей быть по-эллински вещей и вечной.

Художник начинается с беспощадности к самому себе. Видимо, к ней эта беспощадность пришла после того, как поэтесса увидела корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского: «Я была поражена и читала ее, забыв все на свете». Потом она назовет Анненского учителем и напишет:

А тот, кого учителем считаю,
Как тень, прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -
И задохнулся…

Сам о себе И. Анненский сказал горько до самоуничтожения: «Я слабый сын слепого поколенья». Может быть, у него и научилась Ахматова строгому отношению к делу своей жизни - Поэзии:

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Она очень рано начала понимать, что писать надо только те стихи, по отношению к которым чувствуешь: если не напишешь, то умрешь. Без этого кандального принуждения нет и не может быть поэзии. Чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через полюс своего отчаяния и пустыню собственного горя, научиться преодолевать его в одиночку. Характер, талант, судьба человека лепятся в юности. Юность Ахматовой была солнечной:

А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.

Но в этой узорной тишине Царского Села и в ослепительной голубизне древнего Херсонеса трагедии шли за ней по пятам неотступно:

А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб снова, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.

И она восставала и снова бралась за свое. И так целую жизнь - чего только не выпадало на ее долю! И смерть сестер от чахотки, и у самой кровь горлом, и личные трагедии… две революции, две войны. Когда она узнала о том, что она - Поэт, и поверила в эту неизбежность, не кто иной, как отец, запретил ей подписывать стихи отцовской фамилией Горенко, и она взяла фамилию свой прабабушки - Ахматова. И мир благодарен этому имени. Книги Ахматовой - откровение человеческой души, облагораживающей своим примером жизни всех людей, которые склоняют головы перед песней ее откровения:

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.

Ее жизнь проходила в суровое время и не щадила нежную душу поэтессы. Но эта душа оказалась стойкой, способной переносить лишения всяческих, выражаясь словами Маяковского, «бед и обид» и выращивать из них правдивую поэзию:

Водою пахнет резеда
И яблоком - любовь.
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь.

Ахматова любила чувствовать жизнь во всем многообразии ее проявлений. Она любила свою родину - Россию. Это была, прежде всего, любовь к русскому языку, к его богатству, его поэзии, самая главная, самая верная ее любовь, подтвержденная всем ее многострадальным, устремленным к совершенству творчеством. Эта любовь индивидуальна и общезначима и исходит от нее одной, Анны Ахматовой, - ко всему миру:

Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Она жила для великой, земной любви и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, естественное состояние ее души. В русской поэзии появился новый певец с удивительно чистым голосом, глубокая интимность которого усиливала его искреннее гражданское звучание. Конечно, Ахматова не могла написать «Двенадцать» или «Левый марш». Это сделали Блок и Маяковский. Она писала другое:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…
…………………………………..
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

И высказываемое в этом горьком стихотворении желание осталось не пустой фразой - стало действием, добровольно взятой на себя обязанностью перед новой жизнью, стало судьбой. Никаких благ эта судьба не сулила, но в ней проглядывала великая правда времени, трудного и многообещающего. Спустя три года она говорит себе и миру жестокую правду об испытаниях, о вере своей души в новое, еще непонятное, но ощутимо заманчивое начало жизни:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано.
Отчего же нам стало светло?

Такова была ее извечная просветленная болью, неизменно чистая любовь к России и к ее будущему, такова была ее вера:

И дикой свежестью и силой
Мне счастье веяло в лицо,
Как будто друг от века милый
Всходил со мною на крыльцо.

Она была необходима времени, и время необходимо для нее в самых разных формах его проявления. Ахматова сама лучше всех критиков определила свое назначение в мире, свою судьбу и свою программу:

Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.

Ведь это она в первые дни нашествия фашизма на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:

И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит!

Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе, она вместе со своим народом победила самое страшное зло двадцатого века - фашизм. Великое русское слово, произнесенное Ахматовой, «Для славы мертвых нет», - озвучено мрамором и бронзой памятников Гнева и Скорби павшим защитникам Родины:

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя! Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

Крест индивидуальности таланта - очень трудный крест, избавиться от него нельзя, и Анна Андреевна Ахматова несла его до конца своих дней. Он был ее мукой и утешением одновременно:

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет,
Иль во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.

Бег времени ее судьбы, ее жизни, ее поэзии завершался. Череда уходящих в глубь прошлого событий сделала Ахматову заметнее не только в мире поэзии, но и самой жизни. Анну Ахматову похоронили под Ленинградом, в поселке Комарово, на кладбище среди соснового леса. И летом, и зимой на ее могиле всегда лежат живые цветы. К ней приходят и юность, и старость, приходят женщины и мужчины. Для многих она стала необходимостью. Для многих ей еще предстоит стать необходимостью. Такая у нее участь. Ведь истинный поэт тот, кто «смотрит на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории». И истинный поэт живет еще очень долго - и после своей смерти. И люди будут идти на могилу Анны Ахматовой еще очень долго: Будто там впереди не могила, А таинственной лестницы взлет.

1. Краткие сведения о биографии А. Ахматовой

Характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова. Её роль в этом течении

Основные сборники и их тематика

Художественное своеобразие стихов А. Ахматовой

Анализ стихотворения «»

Моё отношение к творчеству А. Ахматовой

Библиография

1. Краткие сведения о биографии

АХМАТОВА, АННА АНДРЕЕВНА (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966) - русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из крупнейших представителей русской поэзии серебряного века. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной - первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Биограф Анны Ахматовой, Вадим Алексеевич Черных, исследовал ее историческую родословную, представив поколенную роспись как по материнской, так и по отцовской линии. Он не нашел подтверждения родственных связей с ханом Ахматом, не отрицая, однако, возможности и других, пока не выявленных сведений.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе - городке юного Пушкина. Здесь Ахматова застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зеленое, сырое великолепие парков». Помнила она и Петербург 19 в. - «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Детство осталось в ее памяти царскосельским великолепием и черноморским привольем (каждое лето она проводила под Севастополем, где за свою смелость и своенравие получила кличку «дикая девочка»).

«Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку», - откликнулся на ее гибель Н. Струве.

Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию, и здесь «дикая девочка» столкнулась с бытом «чужих, грубых и грязных городов», пережила любовную драму, пыталась покончить с собой. Последний класс гимназии Ахматова проходила в Киеве, затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

В 1910 Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и уехала на месяц в Париж. Это было ее первое знакомство с Европой, от которой после октябрьской революции Ахматова оказалась отрезанной на долгие десятилетия, не переставая при этом беседовать со своими современниками во всеевропейском интеллектуальном пространстве. «У нас отняли пространство и время», - говорила она Н. Струве в 1965. Однако сама Ахматова никогда не покидала «воздушных путей» европейской культуры, ее пространства и времени, не ослабляла «переклички голосов».

Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой ее имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А. Модильяни, Н. Альтмана, К. Петрова-Водкина, З. Серебрякову, А. Данько, Н. Тырсу, А. Тышлера.

В 1912 году она стала матерью, назвав сына Львом.

В 1914 году Ахматова проводила своего супруга на фронт, а после большую часть времени проживала в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. Здесь она впервые столкнулась с истинно русской природой и крестьянской жизнью. Эти места поэтесса сравнивала с аркой в архитектуре, через которую она вошла в жизнь и быт своего народа. Здесь Ахматова написала большую часть стихотворений, которые позднее вошли в сборник «Белая стая».

год - начало массовой эмиграции. Страну покинули самые близкие Ахматовой люди, среди которых и ее возлюбленный Б. Антреп и подруга юности О. Глебова-Судейкина. Но сама поэтесса осталась верной своей стране, «глухой и грешной» России. В сторону эмигрантов Ахматова обратила свой гнев и негодование, считая, что, оставшись на Родине, можно было все искупить и исправить.

Практически все близкие Ахматовой, оставшиеся в России, стали жертвами сталинского террора. Так в 1921 году был расстрелян Николай Гумилев, место захоронения которого так и осталось неизвестным, а единственного сына Анны трижды арестовывали. Остальные близкие ей люди, включая третьего мужа Ахматовой Н. Пунина, погибли в лагерях, будучи безвинно осужденными.

Умерла Анна Ахматова ранней весной, а точнее 5 марта 1966 года в Москве. Отпевание было проведено в ее любимом Петербурге, а похоронили ее в поселке Комарово.

Годы вступления Ахматовой в литературу - время кризиса символизма. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в акмеизм, другие - в футуризм. Анна Андреевеа стала акмеисткой.

В 1912 году, вышел первый поэтический сборник А. Ахматовой. Он назывался «Вечер». Ранняя лирика Ахматовой носит ярко выраженный любовный характер. В них обычно изображены мужчина и женщина в самый острый и неоднозначный момент отношений. Они часто носят характер мимолетной зарисовки, сосредоточены на какой-то одной детали, через которую раскрывается сложный и многогранный мир любовных переживаний.

2. Характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова. Её роль в этом течении

В кругу поэтов-акмеистов Ахматова быстро завоевала высокую популярность. Аристократичные манеры и артистическая целостность ее натуры привели к тому, что ее стали называть "королевой Невы" и "душой Серебряного века". Много десятилетий спустя она воскресила в памяти то веселое, беззаботное и счастливое время своей жизни в одном из известнейших и объемных своих произведений "Поэме без героя" (1940-65 гг.).

Анна Ахматова принадлежала к кружку акмеистов, который объединял двадцать шесть поэтов. Акмеизм в то время был новым, едва зародившимся литературным направлением. Название свое течение получило от греческого слова «акме», что означает «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». Они все действительно были «цветом» русской поэзии. Акмеисты придавали огромное значение слову, его форме. При этом, в отличие от символистов, стремились к его простоте и ясности. Мы как раз наблюдаем это на примере стройных, образных и лаконичных ахматовских стихотворений.

Ахматова заявила о себе как об истинном поэте уже в 1912 году с выходом сборника «Вечер». В основном стихи того периода посвящены любви, что так неудивительно: ведь ей было чуть больше двадцати лет. Но она не кажется в этих стихах ни юной, ни наивной, ни изнеженной, ни хрупкой. Напротив, мы видим сильную, мудрую женщину. Да и сама ее поэзия по сути своей мужская, жесткая:

Задыхаясь, я крикнула «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

Здесь, в этих строках, столько же боли, сколько внутренней силы, владения собой.

Но вернемся к теме «Анна Ахматова - поэт Серебряного века. Ей довелось жить в тяжелую эпоху, на переломе, на стыке двух времен. В эти жуткие времена ее Родину, Россию, терзали, жгли, разрывали на части. Ахматова не могла молчать об этом. Вся тоталитарная эпоха, все смутное время, все душевные терзания поэта отразились, как в зеркале, в стихах. Не могли не найти в ее душе отклика те события, которые не оставили равнодушным в стороне ни одного человека. Спустя много лет после революции Ахматова писала:

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется, и не хочет Узнавать себя человек,

А по набережной легендарной Приближается не календарный -

Настоящий Двадцатый Век.

Да, она слышала «поступь времени», и это определило ее творческую судьбу. Самыми страшными годами в ее жизни были те годы, когда расстреляли мужа, арестовали ее сына. Поэтому так правдиво и так трагично звучит «Реквием» - ее самое серьезное, самое значительное произведение:

В смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных «марусь»,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Смятая режимом, но не сломанная им, Ахматова продолжает любить свою «печальную родину». Она остается верна ей. И в этом повторяет судьбу всех поэтов Серебряного века. Почти все (или все?) они были жертвами режима, все пострадали, многие потеряли близких, многие погибли.

Но при этом никто не отрекся от родины. Страдая, они продолжают оставаться детьми России. Они обвиняют не ее, а ту власть, которая правит страной:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

Для поэта свобода - все. Он не может творить, не будучи свободным. А в первой четверти XX века эту свободу пытались у людей отнять. И отняли на долгие годы.

Ахматовой присущ реализм. Она, не отрываясь от земли, от житейской конкретности, постоянно помнит о небесах. Зная, из «какого сора растут стихи», поэт не забывает о божественной природе искусства. Она то и дело во многих стихах и на протяжении долгих лет обращается к своей музе. Иногда Муза для нее подобна родной сестре:

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

Иногда - долгожданное чудо:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

В дни юности муза являлась к Ахматовой в виде легкой, веселой, светлой богини. В годы народных бедствий - с поникшими крыльями, мрачная, угрюмая. Такой же, помнится, была и муза Некрасова: мрачная и почти свирепая, она не пела, она вопила.

Муза Ахматовой лишь постепенно, незаметно становилась другой. Поэтому и стихи такие тревожные:

Я не искала прибыли

И славы не ждала,

Я под крылом у гибели

Все тридцать лет жила.

Неважно, о чем пишет Ахматова: о любви, о семье, о родине, о друзьях-поэтах, о гибели страны, о войне, о смерти; главное - она всегда честна, спокойна, мудра, мужественна. Она обладает «неукротимой совестью». Что это: дар судьбы или свойства характера, возникшие в результате лишений, бед и смертей? Сама Ахматова так отвечает на этот вопрос:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу...

Именно мудрость и простота делают Ахматову поэтом «на все времена». Без ее поэзии Серебряный век лишился бы самого драгоценного и самого нужного, что в нем есть.

3. Основные сборники и их тематика

Первые книги Анны Андреевны под названиями «Вечер», «Четки» наполнены практически целиком любовной темой. Причем, каждое из стихотворений является как бы частью лирического романа-миниатюры, в написании которого Ахматова достигла высочайшего мастерства. Это уже не романтический лепет, а воссоздание пережитых надежд и разочарований, желаний и страстей. Сердце ее лирической героини «рвется от любви на части». Но при этом она понимает, что ничего чувственно - вечного в этом мире нет. Поэтому-то стремящиеся к страсти «безумны», а достигшие ее «поражены тоскою».

Героиня поэзии Ахматовой разная. Она любима и отвергнута, неприступна и холодна, томна и страстна. Это не определенная личность, а собирательный образ любящей и страдающей женщины. Таким светом любви озарен первый период творчества мастера.

Третий сборник поэта «Белая стая» являет собой переход к новым образам и ко второму этапу творческой жизни. Ахматова выходит за границы личных переживаний. В ее стихах появляются «крики журавлей», «влажный весенний плющ», жницы, работающие в поле, «липы шумные и вязы», слегка моросящий дождик, иначе говоря, жизненные реалии. А вместе с ними приходит ощущение «сладостной земли», зовущейся родиной. Это становится началом гражданской темы в творчестве мастера.

Лирика поэта приобретает философскую глубину, отражая более сильную сопричастность автора к тому, что происходит вокруг. С этим тесно связывается тема высокого предназначения поэзии и роли поэта в мире, которому кроме дара песнопения дана по «велению небес» тяжелая крестная ноша. Мастер художественного слова должен нести ее достойно, будучи всегда в центре даже самых трагических событий.

Уже с первых строк там говорится не только о личном несчастье, но и о горе всего многострадального народа. Недаром некоторые части поэмы по своему построению напоминают народный плач. Стихотворение «Распятие» объединяет судьбы Сына Божьего с земным сыном реальной женщины. Так возникает параллель между восхождением на Голгофу и муками в советских застенках. И, наконец, в эпилоге завершающим аккордом звучит желание молиться обо «всех, кто там стоял со мною».

4. Художественное своеобразие стихов А. Ахматовой

Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника «Вечер». А вышедшие через два года после этого «Четки» еще более подтвердили необыкновенный талант поэта. В стихотворениях этих ранних лишь по времени, но не по уровню мастерства сборников отчетливо видна художественная манера Ахматовой, определившая особенности всего ее творчества. Стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны, как у символистов. Музыкальный элемент не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения. Но носит совсем другой характер, чем, например, у Блока или Бальмонта. У них - певучесть, мелодичность, напоминающая романс, у Ахматовой - частые смены ритма. У нее редки аллитерации, внутренние рифмы, даже обычные рифмы по возможности затушеваны. Ахматова любит несовпадения смысловой единицы - предложения - с метрической единицей - строкой, переходы предложения из одной строки в другую. Этим приемом также затушевывается слишком назойливая четкость метрической структуры, рифма делается менее заметной:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ахматова любит прерывистые замедленные рифмы. В основе ее стихотворений лежит точное и тонкое наблюдение едва заметных внешних признаков душевного состояния и четкая, краткая передача мысли, в которой выразилось настроение по поводу воспринятого. Словарь Ахматовой обличает сознательное стремление к простоте разговорной речи, к словам повседневным и обычно далеким от лирической поэзии, стремление к целомудренной простоте слова, боязнь ничем не оправданных поэтических преувеличений, чрезмерных метафор. В основе ее лирики лежит точное восприятие явлений внешнего мира, остро и тонко переданное ощущение, выражающее стоящий за ним психический факт:

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Основная черта в поэтическом облике Ахматовой - она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешнего мира и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, особое душевное содержание, которое вложено в слова. Это делает стихи душевно строгими и целомудренными, она не говорит больше того, что говорят сами вещи. Всякое душевное состояние обозначается соответствующим ему явлением внешнего мира:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Здесь в образы и слова вкладываются не мистические переживания, а простые, конкретные, строго очерченные. Для каждого движения души есть фактический повод: целый ряд стихов Ахматовой представляет собой маленькие повести, новеллы, изображенные в самый острый момент своего развития.

Стихотворение Я научилась просто, мудро жить… - одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

Женщина из стихотворения Я научилась просто, мудро жить… рассуждает о том, что человеческая жизнь коротка, а в конце её наступает смерть и неизвестность. Но вместе с печальными, упадническими мотивами читатель может услышать и светлые, отрадные:

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Поскольку русская поэтесса была женщиной верующей и ни разу не отступила от Господа, то и главная героиня данного произведения находит утешение в Боге. После внимательного прочтения стихотворения можно сделать для себя даже полезный жизненный вывод. Автор завуалировано учит читателя, как переносить жизненные неурядицы. Ничего лучше не исцелит и не очистит душу, как природа, вера в Бога и одиночество.

В конце поэтического произведения возникает ещё и любовная тема:

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Стихи А.А. Ахматовой о любви - это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая - наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души. Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, .....

5. Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»

Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем, чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

6. Моё отношение к творчеству А. Ахматовой

ахматова сборник стихотворение

Я горд, что была и есть в русской поэзии Анна Ахматова. Такие люди оставляют на земле неугасимый свет. Анна Ахматова - яркая звезда, которая загорелась на горизонте русской литературы и своим сиянием осветила и покорила многие сердца.

Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни. Отчаяние и боль слышны в строках из Реквиема: Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне...

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв...

Она никогда никого не напоминала и, что, может быть, еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к ее уровню. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени.

Она писала свои произведения приумножая славу Отечества!

Библиография

1.Анна Ахматова - стихи

Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить…

Один идет прямым путем...

Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой

Литературные течения. Серебряный век

В ГЛУБИНЕ ЮБИЛЕЙНЫХ ЗЕРКАЛ (АННА АХМАТОВА, 1889 - 1966)

Анна Ахматова О СЕБЕ

Е. Васильева, Ю. Пернатьев. «100 знаменитых писателей», «Фолио"» (Харьков), 2001.

Анна Ахматова. Стихотворения. 1909-1960. (Москва). 1961.

С. Коваленко. «Анна Ахматова» ЖЗЛ. «Молодая гвардия» 2009.


1. Краткие сведения о биографии А. Ахматовой

Характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова. Её роль в этом течении

Основные сборники и их тематика

Художественное своеобразие стихов А. Ахматовой

Анализ стихотворения «»

Моё отношение к творчеству А. Ахматовой

Библиография


1. Краткие сведения о биографии


АХМАТОВА, АННА АНДРЕЕВНА (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966) - русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из крупнейших представителей русской поэзии серебряного века. Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной - первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Биограф Анны Ахматовой, Вадим Алексеевич Черных, исследовал ее историческую родословную, представив поколенную роспись как по материнской, так и по отцовской линии. Он не нашел подтверждения родственных связей с ханом Ахматом, не отрицая, однако, возможности и других, пока не выявленных сведений.

Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском селе - городке юного Пушкина. Здесь Ахматова застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»: видела царскосельские водопады, воспетые «смуглым отроком», «зеленое, сырое великолепие парков». Помнила она и Петербург 19 в. - «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Детство осталось в ее памяти царскосельским великолепием и черноморским привольем (каждое лето она проводила под Севастополем, где за свою смелость и своенравие получила кличку «дикая девочка»).

«Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку», - откликнулся на ее гибель Н. Струве.

Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию, и здесь «дикая девочка» столкнулась с бытом «чужих, грубых и грязных городов», пережила любовную драму, пыталась покончить с собой. Последний класс гимназии Ахматова проходила в Киеве, затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

В 1910 Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и уехала на месяц в Париж. Это было ее первое знакомство с Европой, от которой после октябрьской революции Ахматова оказалась отрезанной на долгие десятилетия, не переставая при этом беседовать со своими современниками во всеевропейском интеллектуальном пространстве. «У нас отняли пространство и время», - говорила она Н. Струве в 1965. Однако сама Ахматова никогда не покидала «воздушных путей» европейской культуры, ее пространства и времени, не ослабляла «переклички голосов».

Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга, в которой ее имя рано обрело значимость. Популярной стала не только поэтическая манера Ахматовой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей, как королеве, оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников: А. Модильяни, Н. Альтмана, К. Петрова-Водкина, З. Серебрякову, А. Данько, Н. Тырсу, А. Тышлера.

В 1912 году она стала матерью, назвав сына Львом.

В 1914 году Ахматова проводила своего супруга на фронт, а после большую часть времени проживала в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. Здесь она впервые столкнулась с истинно русской природой и крестьянской жизнью. Эти места поэтесса сравнивала с аркой в архитектуре, через которую она вошла в жизнь и быт своего народа. Здесь Ахматова написала большую часть стихотворений, которые позднее вошли в сборник «Белая стая».

год - начало массовой эмиграции. Страну покинули самые близкие Ахматовой люди, среди которых и ее возлюбленный Б. Антреп и подруга юности О. Глебова-Судейкина. Но сама поэтесса осталась верной своей стране, «глухой и грешной» России. В сторону эмигрантов Ахматова обратила свой гнев и негодование, считая, что, оставшись на Родине, можно было все искупить и исправить.

Практически все близкие Ахматовой, оставшиеся в России, стали жертвами сталинского террора. Так в 1921 году был расстрелян Николай Гумилев, место захоронения которого так и осталось неизвестным, а единственного сына Анны трижды арестовывали. Остальные близкие ей люди, включая третьего мужа Ахматовой Н. Пунина, погибли в лагерях, будучи безвинно осужденными.

Умерла Анна Ахматова ранней весной, а точнее 5 марта 1966 года в Москве. Отпевание было проведено в ее любимом Петербурге, а похоронили ее в поселке Комарово.

Годы вступления Ахматовой в литературу - время кризиса символизма. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в акмеизм, другие - в футуризм. Анна Андреевеа стала акмеисткой.

В 1912 году, вышел первый поэтический сборник А. Ахматовой. Он назывался «Вечер». Ранняя лирика Ахматовой носит ярко выраженный любовный характер. В них обычно изображены мужчина и женщина в самый острый и неоднозначный момент отношений. Они часто носят характер мимолетной зарисовки, сосредоточены на какой-то одной детали, через которую раскрывается сложный и многогранный мир любовных переживаний.


2. Характеристика литературного течения, которому принадлежала А. Ахматова. Её роль в этом течении


В кругу поэтов-акмеистов Ахматова быстро завоевала высокую популярность. Аристократичные манеры и артистическая целостность ее натуры привели к тому, что ее стали называть "королевой Невы" и "душой Серебряного века". Много десятилетий спустя она воскресила в памяти то веселое, беззаботное и счастливое время своей жизни в одном из известнейших и объемных своих произведений "Поэме без героя" (1940-65 гг.).

Анна Ахматова принадлежала к кружку акмеистов, который объединял двадцать шесть поэтов. Акмеизм в то время был новым, едва зародившимся литературным направлением. Название свое течение получило от греческого слова «акме», что означает «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». Они все действительно были «цветом» русской поэзии. Акмеисты придавали огромное значение слову, его форме. При этом, в отличие от символистов, стремились к его простоте и ясности. Мы как раз наблюдаем это на примере стройных, образных и лаконичных ахматовских стихотворений.

Ахматова заявила о себе как об истинном поэте уже в 1912 году с выходом сборника «Вечер». В основном стихи того периода посвящены любви, что так неудивительно: ведь ей было чуть больше двадцати лет. Но она не кажется в этих стихах ни юной, ни наивной, ни изнеженной, ни хрупкой. Напротив, мы видим сильную, мудрую женщину. Да и сама ее поэзия по сути своей мужская, жесткая:

Задыхаясь, я крикнула «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

Здесь, в этих строках, столько же боли, сколько внутренней силы, владения собой.

Но вернемся к теме «Анна Ахматова - поэт Серебряного века. Ей довелось жить в тяжелую эпоху, на переломе, на стыке двух времен. В эти жуткие времена ее Родину, Россию, терзали, жгли, разрывали на части. Ахматова не могла молчать об этом. Вся тоталитарная эпоха, все смутное время, все душевные терзания поэта отразились, как в зеркале, в стихах. Не могли не найти в ее душе отклика те события, которые не оставили равнодушным в стороне ни одного человека. Спустя много лет после революции Ахматова писала:

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется, и не хочет Узнавать себя человек,

А по набережной легендарной Приближается не календарный -

Настоящий Двадцатый Век.

Да, она слышала «поступь времени», и это определило ее творческую судьбу. Самыми страшными годами в ее жизни были те годы, когда расстреляли мужа, арестовали ее сына. Поэтому так правдиво и так трагично звучит «Реквием» - ее самое серьезное, самое значительное произведение:

В смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных «марусь»,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Смятая режимом, но не сломанная им, Ахматова продолжает любить свою «печальную родину». Она остается верна ей. И в этом повторяет судьбу всех поэтов Серебряного века. Почти все (или все?) они были жертвами режима, все пострадали, многие потеряли близких, многие погибли.

Но при этом никто не отрекся от родины. Страдая, они продолжают оставаться детьми России. Они обвиняют не ее, а ту власть, которая правит страной:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

Для поэта свобода - все. Он не может творить, не будучи свободным. А в первой четверти XX века эту свободу пытались у людей отнять. И отняли на долгие годы.

Ахматовой присущ реализм. Она, не отрываясь от земли, от житейской конкретности, постоянно помнит о небесах. Зная, из «какого сора растут стихи», поэт не забывает о божественной природе искусства. Она то и дело во многих стихах и на протяжении долгих лет обращается к своей музе. Иногда Муза для нее подобна родной сестре:

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

Иногда - долгожданное чудо:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

В дни юности муза являлась к Ахматовой в виде легкой, веселой, светлой богини. В годы народных бедствий - с поникшими крыльями, мрачная, угрюмая. Такой же, помнится, была и муза Некрасова: мрачная и почти свирепая, она не пела, она вопила.

Муза Ахматовой лишь постепенно, незаметно становилась другой. Поэтому и стихи такие тревожные:

Я не искала прибыли

И славы не ждала,

Я под крылом у гибели

Все тридцать лет жила.

Неважно, о чем пишет Ахматова: о любви, о семье, о родине, о друзьях-поэтах, о гибели страны, о войне, о смерти; главное - она всегда честна, спокойна, мудра, мужественна. Она обладает «неукротимой совестью». Что это: дар судьбы или свойства характера, возникшие в результате лишений, бед и смертей? Сама Ахматова так отвечает на этот вопрос:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу...

Именно мудрость и простота делают Ахматову поэтом «на все времена». Без ее поэзии Серебряный век лишился бы самого драгоценного и самого нужного, что в нем есть.


3. Основные сборники и их тематика


Первые книги Анны Андреевны под названиями «Вечер», «Четки» наполнены практически целиком любовной темой. Причем, каждое из стихотворений является как бы частью лирического романа-миниатюры, в написании которого Ахматова достигла высочайшего мастерства. Это уже не романтический лепет, а воссоздание пережитых надежд и разочарований, желаний и страстей. Сердце ее лирической героини «рвется от любви на части». Но при этом она понимает, что ничего чувственно - вечного в этом мире нет. Поэтому-то стремящиеся к страсти «безумны», а достигшие ее «поражены тоскою».

Героиня поэзии Ахматовой разная. Она любима и отвергнута, неприступна и холодна, томна и страстна. Это не определенная личность, а собирательный образ любящей и страдающей женщины. Таким светом любви озарен первый период творчества мастера.

Третий сборник поэта «Белая стая» являет собой переход к новым образам и ко второму этапу творческой жизни. Ахматова выходит за границы личных переживаний. В ее стихах появляются «крики журавлей», «влажный весенний плющ», жницы, работающие в поле, «липы шумные и вязы», слегка моросящий дождик, иначе говоря, жизненные реалии. А вместе с ними приходит ощущение «сладостной земли», зовущейся родиной. Это становится началом гражданской темы в творчестве мастера.

Лирика поэта приобретает философскую глубину, отражая более сильную сопричастность автора к тому, что происходит вокруг. С этим тесно связывается тема высокого предназначения поэзии и роли поэта в мире, которому кроме дара песнопения дана по «велению небес» тяжелая крестная ноша. Мастер художественного слова должен нести ее достойно, будучи всегда в центре даже самых трагических событий.

Третий период творчества Ахматовой характеризуется слиянием лирического и гражданского начал. Его можно назвать этапом обретения «духовного зрения» высшей пробы. Ярчайшим примером этого является поэма «Реквием», в котором женщина-поэт разделяет судьбу многомиллионного народа.

Уже с первых строк там говорится не только о личном несчастье, но и о горе всего многострадального народа. Недаром некоторые части поэмы по своему построению напоминают народный плач. Стихотворение «Распятие» объединяет судьбы Сына Божьего с земным сыном реальной женщины. Так возникает параллель между восхождением на Голгофу и муками в советских застенках. И, наконец, в эпилоге завершающим аккордом звучит желание молиться обо «всех, кто там стоял со мною».


4. Художественное своеобразие стихов А. Ахматовой


Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника «Вечер». А вышедшие через два года после этого «Четки» еще более подтвердили необыкновенный талант поэта. В стихотворениях этих ранних лишь по времени, но не по уровню мастерства сборников отчетливо видна художественная манера Ахматовой, определившая особенности всего ее творчества. Стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны, как у символистов. Музыкальный элемент не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения. Но носит совсем другой характер, чем, например, у Блока или Бальмонта. У них - певучесть, мелодичность, напоминающая романс, у Ахматовой - частые смены ритма. У нее редки аллитерации, внутренние рифмы, даже обычные рифмы по возможности затушеваны. Ахматова любит несовпадения смысловой единицы - предложения - с метрической единицей - строкой, переходы предложения из одной строки в другую. Этим приемом также затушевывается слишком назойливая четкость метрической структуры, рифма делается менее заметной:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ахматова любит прерывистые замедленные рифмы. В основе ее стихотворений лежит точное и тонкое наблюдение едва заметных внешних признаков душевного состояния и четкая, краткая передача мысли, в которой выразилось настроение по поводу воспринятого. Словарь Ахматовой обличает сознательное стремление к простоте разговорной речи, к словам повседневным и обычно далеким от лирической поэзии, стремление к целомудренной простоте слова, боязнь ничем не оправданных поэтических преувеличений, чрезмерных метафор. В основе ее лирики лежит точное восприятие явлений внешнего мира, остро и тонко переданное ощущение, выражающее стоящий за ним психический факт:

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Основная черта в поэтическом облике Ахматовой - она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешнего мира и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, особое душевное содержание, которое вложено в слова. Это делает стихи душевно строгими и целомудренными, она не говорит больше того, что говорят сами вещи. Всякое душевное состояние обозначается соответствующим ему явлением внешнего мира:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Здесь в образы и слова вкладываются не мистические переживания, а простые, конкретные, строго очерченные. Для каждого движения души есть фактический повод: целый ряд стихов Ахматовой представляет собой маленькие повести, новеллы, изображенные в самый острый момент своего развития.

Стихотворение Я научилась просто, мудро жить… - одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

Женщина из стихотворения Я научилась просто, мудро жить… рассуждает о том, что человеческая жизнь коротка, а в конце её наступает смерть и неизвестность. Но вместе с печальными, упадническими мотивами читатель может услышать и светлые, отрадные:

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Поскольку русская поэтесса была женщиной верующей и ни разу не отступила от Господа, то и главная героиня данного произведения находит утешение в Боге. После внимательного прочтения стихотворения можно сделать для себя даже полезный жизненный вывод. Автор завуалировано учит читателя, как переносить жизненные неурядицы. Ничего лучше не исцелит и не очистит душу, как природа, вера в Бога и одиночество.

В конце поэтического произведения возникает ещё и любовная тема:

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Стихи А.А. Ахматовой о любви - это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая - наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души. Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, .....


5. Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»


Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем, чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.


6. Моё отношение к творчеству А. Ахматовой

ахматова сборник стихотворение

Я горд, что была и есть в русской поэзии Анна Ахматова. Такие люди оставляют на земле неугасимый свет. Анна Ахматова - яркая звезда, которая загорелась на горизонте русской литературы и своим сиянием осветила и покорила многие сердца.

Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни. Отчаяние и боль слышны в строках из Реквиема: Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне...

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв...

Она никогда никого не напоминала и, что, может быть, еще важней, ни один из бесчисленных подражателей даже не подошел близко к ее уровню. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени.

Она писала свои произведения приумножая славу Отечества!


Библиография


1.Анна Ахматова - стихи

Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить…

Один идет прямым путем...

Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой

Литературные течения. Серебряный век

В ГЛУБИНЕ ЮБИЛЕЙНЫХ ЗЕРКАЛ (АННА АХМАТОВА, 1889 - 1966)

Анна Ахматова О СЕБЕ

Е. Васильева, Ю. Пернатьев. «100 знаменитых писателей», «Фолио"» (Харьков), 2001.

Анна Ахматова. Стихотворения. 1909-1960. (Москва). 1961.

С. Коваленко. «Анна Ахматова» ЖЗЛ. «Молодая гвардия» 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Анна Ахматова

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово...
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.

Анна Ахматова

План

I Великая поэтесса XX века.
II Литературный путь А.Ахматовой.
 1. Любовная лирика.
 2. «Всемирная отзывчивость».
 3. Тема Родины в произведениях Ахматовой.
III Поэзия отточенного мастерства.

  Анна Ахматова - одна из известнейших русских поэтесс XX века, литературный критик, переводчик. Эта хрупкая женщина, на долю которой выпадало немало тяжелых испытаний, с достоинством переносила их и при этом оставила после себя богатое литературное наследие. Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Однако творчество Анны Ахматовой является настоящим и искренним искусством, которое дошло до наших дней. «В ней что-то чудотворное горит, и вся она немыслимо лучится…» - кажется, что Ахматова писала о себе. Это была поистине сильная натура с волей, характером и внутренним «светом». Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и перекликалось с событиями народной жизни того времени. Она связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта, - с серебряным веком русской художественной литературы, и является одной из самых талантливых его представителей.

  Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. С самого начала поэзия ее отличалась правдивостью, легкостью и эмоциональностью поэтического слова. В стихах Анны Андреевны отразились душевные переживания о любви, о близких, о Родине.

  На всем протяжении жизни Ахматова сохраняла акмеистические принципы творчества: бытийность, христианское просвещение, бережное отношение к слову, созидательное начало, связь и полноту времен. Она первая и единственная в мировой женской поэзии стала великим национальным и общечеловеческим поэтом, предельно глубоко воплотив в своем художественном мире внутренний мир лирической героини и создав при этом идеал женщины - любимой и любящей. Именно Ахматовой удалось первой в русской поэзии дать любви «право женского голоса».

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле…

  Поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна. Она жила великой земной любовью и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, ее естественное состояние. Всю жизнь Анна Андреевна делилась сокровищами своей души с миром, который не всегда понимал ее и часто просто отвергал. Личное у Ахматовой всегда сливалось с общенациональным и вечным. Принятие на себя национальной и мировой скорби в эпоху исторических катастроф раскрыло в лирической героине Ахматовой ее «всемирную отзывчивость»: она видела свой путь в череде мировых трагедий; видела себя продолжательницей трагических женских судеб:

Мне с Морозовой класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять...

  В стихотворении «Последняя роза», написанное ею уже в 1962 году, Анна Ахматова отождествляет себя с известными в истории страдалицами за родную землю. Все эти женщины были духовно сильны, не страшен им был глас власти. Так и Ахматова писала, как считала нужным, без лести и низкопоклонства. Может быть, это самое пронзительное свойство таланта Ахматовой. Она также являлась свидетелем двух мировых воин, не оставшаяся от этих событий в стороне. Она понимала горе, беды, которые приносят войны, поддерживала людей своим творчеством.

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.

  “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа… Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”, - писала Ахматова. Таким образом, она – не только поэтесса, но и свидетель того тяжелого времени, оставившая память о них. В заключение хочу сказать, что творчество А.Ахматовой мне очень нравится в первую очередь тем, что её произведения - это поэзия отточенного словесного мастерства, хранящая в себе народную мудрость и душевную женскую красоту.