Контрольные работы по русскому языку предназначены для контроля знаний учащихся с диагнозом зпр. Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: Приложение к рабочей программе. Контрольная работа по русскому языку

Для Сакуры

Дидактический материал для комплексного повторения
По произведениям современной женской прозы
Старшие классы

ТЕКСТ № 1

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; удвоенные согласные в корне слова; правописание приставок; суффиксы и окончания существительных; суффиксы глаголов; н – нн в прилагательных и причастиях; не и ни; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; правописание наречий.

Основные пунктограммы: однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные согласованные и несогласованные определения; обособленные обстоятельства; конструкции, вводимые сравнительными союзами; сложное предложение.

За ноч(?) и_чезли все горо_ские дворники. Усатые и лысые с сизыми носами гр_мадные глыбы в к_ричневых тел_грейках с прокуре(н,нн)ыми зычными голосами дворники всех мастей похожие на (Ч,ч)еховских извоз_иков все вым_рли за сегодн_шн_ю ноч(?).
(Н_)кто (н_)см_тал с тро(т,тт)уаров в кучи ж_лтые и красные листья валявш_еся на земле как дохлые золотые ры_ки и (н_)кто (н_)будил меня утром перекл_каясь и гр_мя ведрами.
А в прошлый четверг когда мне соб_рался пр_снит_ся (н_)обыкнове(н,нн)ый сон даже (н_)сон еще а только ощущение надв_гающ_гося снов_дения без событий и действующ_х лиц сотк_(н,нн)ое из радос_ного ож_дания меня разбудили дворники. Они гр_мели ведрами и шарк_ли метлами по тро(т,тт)уару см_тая в кучи пр_красные мертвые листья вчера еще струивш_еся в воздух_ словно золотые рыбки в аквар_уме. Я проснулась и увид_ла что деревья пож_лтели вдруг за одну ноч(?) как с_деет за одну ноч(?) человек переживший тяж_лое горе. Даже деревц_ посаже(н,нн)ое мной весной на су(б,бб)отнике стояло теперь вздраг_вая золотистой ш_в_люрой и было похоже на ребенка с взлохмаче(н,нн)ой рыж_й головой.
А сегодня ночью все горо_ские дворники и_чезли. И это было просто (з,с)дорово город завале(н,нн)ый листьями. (Н_)наводнение а налистнение…...
(По Д.Рубиной)

Ключ к тексту № 1

За ночь исчезли все городские дворники. Усатые и лысые, с сизыми носами, громадные глыбы в коричневых телогрейках, с прокуренными зычными голосами, дворники всех мастей, похожие на чеховских извозчиков, все вымерли за сегодняшнюю ночь.
Никто не сметал с тротуаров в кучи желтые и красные листья, валявшиеся на земле, как дохлые золотые рыбки, и никто не будил меня утром, перекликаясь и гремя ведрами.
А в прошлый четверг, когда мне собирался присниться необыкновенный сон, даже не сон еще, а только ощущение надвигающегося сновидения, без событий и действующих лиц, сотканное из радостного ожидания, меня разбудили дворники. Они гремели ведрами и шаркали метлами по тротуару, сметая в кучи прекрасные мертвые листья, вчера еще струившиеся в воздухе, словно золотые рыбки в аквариуме. Я проснулась и увидела, что деревья пожелтели вдруг за одну ночь, как седеет за одну ночь человек, переживший тяжелое горе. Даже деревце, посаженное мной весной на субботнике, стояло теперь, вздрагивая золотистой шевелюрой, и было похоже на ребенка с взлохмаченной рыжей головой.
А сегодня ночью все городские дворники исчезли. И это было просто здорово: // – 1 город, заваленный листьями. Не наводнение, а налистнение...…

ТЕКСТ № 2

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; удвоенные согласные в корне слова; правописание приставок; гласные после шипящих и ч; суффиксы и окончания существительных; суффиксы и окончания прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н – нн в прилагательных и причастиях; гласные в причастиях; правописание наречий.

Основные пунктограммы: однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обособленные согласованные определения; обособленные обстоятельства; уточняющие члены предложения; сложное предложение.

Далеко за городом за пустырями окра_н за сорными ольховыми перелесками в стороне от больших дорог (по)среди сосновых лесов и полян иван(чая) заброш_(н,нн)ая окруж_(н,нн)ая разро_ш_йся с_ренью тихо старе_т дача. Ржаве_т замок подгн_вает крыльцо чертополох заглушил цветочные гря_ки и од_чавшая отойдя от забора (с)начал_ (н_)смело потом все увере(н,нн)ее движ_тся по саду малина спл_таясь с кр_пивой в колюч_ю изгородь.
...…Надвигает_ся август спускает_ся вечер. Спиной к нам лицом к закату стоит ч_рный лес смотр_т как высоко над головой в апельси(н,нн)ых морях дог_рают жи_кие а(л,лл)ые острова. Вышла первая звезда и подб_рается ночная сырость. Женщины с_дящие на крылечках натяг_вают подолы на колени говорят тише подняв темные лица к небес_ной тиш_не. Ч_рный кот бе_шумно выход_т из ч_рной травы кл_дет на ступеньку ч_рную мышку. Скоро погасн_т последний небес_ный остров с востока надвин_тся тьма озеро глухо заговорит тяж_лыми волнами; завороч_ется клубами застон_т ра_прямляясь дикий озерный ветер и понесет_ся в безлюдные темные просторы с единстве(н,нн)ой осенн_й целью пр_гибать кусты р_нять созревшие сем_на гнать колючие без_мя(н,нн)ые клубки по остывающ_м клеверн_м д_линам по (н_)хоже(н,нн)ым перелескам и загудев взв_ваясь к растр_воже(н,нн)ому небу (з,с)дует первый пуч_к слабых (мимо)летных соскальз_вающих в без_ну звезд.
Поз_ней ночью (в)новь подним_тся ветер и пролетев над бушующ_м пусты(н,нн)ым озером и набрав вод_(н,нн)ой пыли и гула безлюдных просторов сорвет с крыши железный лист и погромыхав им швыря_т в сад. Св_стит пр_гибающаяся под ветром трава сыпл_тся на влажн_ю ночн_ю землю дикие ягоды семена диких р_стений что(бы) прор_сти мрачным ур_жаем дракон_их зубов.
(По Т.Толстой)

Ключ к тексту №2

Далеко за городом, за пустырями окраин, за сорными ольховыми перелесками, в стороне от больших дорог, посреди сосновых лесов и полян иван-чая, заброшенная, окруженная разросшейся сиренью, тихо стареет дача. Ржавеет замок, подгнивает крыльцо, чертополох заглушил цветочные грядки, и, одичавшая, отойдя от забора, сначала несмело, потом все увереннее движется по саду малина, сплетаясь с крапивой в колючую изгородь.
…Надвигается август, спускается вечер. Спиной к нам, лицом к закату стоит черный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсинных морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда, и подбирается ночная сырость. Женщины, сидящие на крылечках, натягивают подолы на колени, говорят тише, подняв темные лица к небесной тишине. Черный кот, бесшумно выходит из черной травы, кладет на ступеньку черную мышку. Скоро погаснет последний небесный остров, с востока надвинется тьма, озеро глухо заговорит тяжелыми волнами; заворочается клубами, застонет, распрямляясь, дикий озерный ветер и понесется в безлюдные темные просторы с единственной осенней целью – пригибать кусты, ронять созревшие семена, гнать колючие безымянные клубки по остывающим клеверным долинам, по нехоженым перелескам и, загудев, взвиваясь к растревоженному небу, сдует первый пучок слабых, мимолетных, соскальзывающих в бездну звезд.
Поздней ночью вновь поднимется ветер и, пролетев над бушующим пустынным озером и набрав водяной пыли и гула безлюдных просторов, сорвет с крыши железный лист и, погромыхав им, швыряет в сад. Свистит пригибающаяся под ветром трава, сыплются на влажную ночную землю дикие ягоды, семена диких растений, чтобы прорасти мрачным урожаем драконьих зубов.

ТЕКСТ №3

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; удвоенные согласные в корне слова; правописание приставок; суффиксы и окончания существительных; суффиксы и окончания прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н – нн в прилагательных, причастиях и наречиях; правописание наречий; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; различение на письме не и ни.

Основные пунктограммы: однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обособленные дополнения; обособленные согласованные определения; обособленные обстоятельства; вводные конструкции; сложное предложение.

Отец в молодост_ был очень красив. Нос с горбинкой яркие ч_рные глаза. (На)верное прим_сь греч_ской или кавказ_кой крови сказ_валась. Мама(же) (на)против на девич_их фотографиях (н_)так хороша собой лицо пухл_нькое глаза (н_)большие нос картош_чкой. А вот в более зрелом возр_сте когда я уже стала кое(что) пон_мать мама похорошела. Она сильно похудела лицо стало определе(н,нн)ее более запоминающ_еся лицо у нее стало.
Отец был человек безмерных стр_стей. Спор_ик был обидч_вый вспыльч_вый и (н_)обыкновенно добрый. А вернее сказать (н)добрый а бескорыс_ный. Он был исти(н,нн)о человек буду(?)щего как я это пон_маю. О своей выгод_ он (н_)заботился даже и (н_)понимал кажет_ся что это такое. Готов был все отдать. Но кроме книг у него (н_)чего (н_)было а свою библ_отеку он всегда делал ко(м,мм)унальной.
(Н_)насилие он и_повед_вал горяч_ и ярост_о как все что он делал. Но он был однако сторо(н,нн)иком (н_)насилия в обществе(н,нн)ой жизн_ а в домашн_й (на)оборот страшным десп_том. Но он был од_рен ре_кой особе(н,нн)остью внушать свои идеи была в нем большая зар_зительность как у Толстого и думается мама была на самом деле жертвой его ре_кос_но об_льстительного х_рактера. Она за ним (по)всюду след_вала во всем ему дов_рялась. Она его безмерно любила и к уд_влению многих ради него пом_няла свою городскую жизнь скромн_й учительниц_ музык_ на деревенск_ю и в деревне она (н_)музыку пр_под_вала а каш_варила на десяток человек ст_рала д_ила коров. Всему научилась старалась ради папы ей хотелось к тому(же) быть самой лучш_й его учениц_й.
(По Л.Улицкой)

Ключ к тексту №3

Отец в молодости был очень красив. Нос с горбинкой, яркие черные глаза. Наверное, примесь греческой или кавказской крови сказывалась. Мама же, напротив, на девичьих фотографиях не так хороша собой: лицо пухленькое, глаза небольшие, нос картошечкой. А вот в более зрелом возрасте, когда я уже стала кое-что понимать, мама похорошела. Она сильно похудела, лицо стало определеннее, более запоминающееся лицо у нее стало.
Отец был человек безмерных страстей. Спорщик был, обидчивый, вспыльчивый и необыкновенно добрый. А вернее сказать, не добрый, а бескорыстный. Он был истинно человек будущего, как я это понимаю. О своей выгоде он не заботился, даже и не понимал, кажется, что это такое. Готов был все отдать. Но, кроме книг, у него ничего не было, а свою библиотеку он всегда делал коммунальной.
Ненасилие он исповедовал горячо и яростно, как все, что он делал. Но он был, однако, сторонником ненасилия в общественной жизни, а в домашней, наоборот, страшным деспотом. Но он был одарен редкой особенностью – 2 внушать свои идеи; была в нем большая заразительность, как у Толстого, и, думается, мама была на самом деле жертвой его редкостно обольстительного характера. Она за ним повсюду следовала, во всем ему доверялась. Она его безмерно любила и, к удивлению многих, ради него поменяла свою городскую жизнь скромной учительницы музыки на деревенскую, и в деревне она не музыку преподавала, а кашеварила на десяток человек, стирала, доила коров. Всему научилась, старалась ради папы, ей хотелось к тому же быть самой лучшей его ученицей.

ТЕКСТ №4

Основные пунктограммы: однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные согласованные определения; обособленные обстоятельства; вводные конструкции; передача диалога на письме; сложное предложение.

Можно мне пойти домой прош_птала Таня.
После четвертого урока ты пойдеш_ домой твердо сказала учительница.
В первый раз в жизн_ Таня столкнулась с чужой волей с насил_ем в его самой легкой форм_. До этого м_мента ж_лания окружающ_х и ее собстве(н,нн)ые ж_лания счас_ливо совп_дали и ей в голову (н_)пр_ходило что может быть иначе. Оказывает_ся это и была взрослая жизнь подч_нение чужой вол_. С этого м_мента ок_залось что(бы) (по)прежнему быть счас_ливой надо быть увере(н,нн)ой что ты сама ж_лаеш_ именно того чего от тебя требу_т взрослые. Она разумеет_ся этого (н_)думала скорее эта идея накрыла ее (с)верху и начала подм_нать под себя.
До конца четвертого урока она прос_дела на парт_ в столбняк_ (н_)выходя даже на перемены. Девочки от которых она ждала дружбы ок_зались злыми об_зьянами они ск_кали (во)круг нее дерг_ли за косы тык_ли пальцами и обидно см_ялись. Таня сил_лась понять за что они ее (н_)навид_ли и (н_)догад_валась что они таким способом лиш_ выр_жают инт_рес к ней. Она и пр_дставить себе (н)могла что через (н_)сколько месяцев эти же самые девочки будут отча_(н,нн)о (с,сс)орит_ся между собой и даже драт_ся за право стоять с ней в одной пар_ д_журить по классу и просто идти по ко(р,рр)идору.
Таня как вы_снилось обл_дала ре_ким и трудноопред_лимым кач_ством все что она (н_)делала завяз_вала бант оберт_вала тетрадь стрях_вала с рук капли воды после мытья морщ_ла нос при улыбк_ каждое ее движение (с)разу становилось заметным пр_тягат_льным а сама она образцом для подр_жания. Даже ее м_неру задумавшись пр_хватывать зубами пушистый хвост_к косы переняли все у кого были косы…...
(По Л.Улицкой)

Ключ к тексту №4

– Можно мне пойти домой? – прошептала Таня.
– После четвертого урока ты пойдешь домой! – твердо сказала учительница.
В первый раз в жизни Таня столкнулась с чужой волей, с насилием в его самой легкой форме. До этого момента желания окружающих и ее собственные желания счастливо совпадали, и ей в голову не приходило, что может быть иначе. Оказывается, это и была взрослая жизнь – подчинение чужой воле. С этого момента оказалось: чтобы по-прежнему быть счастливой, надо быть уверенной, что ты сама желаешь именно того, чего от тебя требуют взрослые. Она, разумеется, этого не думала; скорее эта идея накрыла ее сверху и начала подминать под себя.
До конца четвертого урока она просидела на парте в столбняке, не выходя даже на перемены. Девочки, от которых она ждала дружбы, оказались злыми обезьянами: они скакали вокруг нее, дергали за косы, тыкали пальцами и обидно смеялись. Таня силилась понять, за что они ее ненавидели, и не догадывалась, что они таким способом лишь выражают интерес к ней. Она и представить себе не могла, что через несколько месяцев эти же самые девочки будут отчаянно ссориться между собой и даже драться за право стоять с ней в одной паре, дежурить по классу и просто идти по коридору.
Таня, как выяснилось, обладала редким и трудноопределимым качеством: все, что она ни делала, – завязывала бант, обертывала тетрадь, стряхивала с рук капли воды после мытья, морщила нос при улыбке, – каждое ее движение сразу становилось заметным, притягательным, а сама она – образцом для подражания. Даже ее манеру – задумавшись, прихватывать зубами пушистый хвостик косы – переняли все, у кого были косы…

ТЕКСТ №5

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правописание приставок; суффиксы и окончания существительных; суффиксы и окончания прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н – нн в прилагательных, причастиях и наречиях; правописание наречий; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; различение на письме не и ни.

Основные пунктограммы: однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обособленные согласованные определения; обособленные приложения; обособленные обстоятельства; уточняющие члены предложения; обороты, вводимые сравнительными союзами; сложное предложение.

Словно услыш_в голос учит_ля мальчик оглянулся на конц_ртмейстера маленькую седенькую Марью Филипповну она дала ля для настройк_ мальчик подкрутил колки и достав носовой платок ра(с,сс)телил его на подбородк_ где скрипка сопр_касается с ше_й. Тишина секунды перед музыкой что лед_нят и покал_вают и (на)конец бурное вступление форт_пьяно.
Едва вступила скрипка я поняла что это настоящее по той бе(с,сс)ильно р_внивой тоске которую я испыт_ваю всегда когда музыка прон_кает в душу (без)спросу (по)тому (что) (в)роде(бы) имеет право как человек еще (не)давно любимый имеющий ключ_ от твоей кв_ртиры и возможность войти туда когда вздумает_ся.
(С)начала скрипка только проб_вала голос (н_)ви(н,нн)ый и хрупкий. Она спраш_вала себя и отвечала себе и была правдива и открыта (до)конца как светлая девочка. Было и коке_ство там но грац_озное почти детское коке_ство. Вот она запела полным голосом ра_катилась протяжным к_нтральто но скоро стала взб_раться (в)верх (на)ц_почках зам_рая заманивая кого(то) и (по)тревожному ходу коротко обрывающ_хся ша_ков становилось ясно что это рисков_(н,нн)ая игра. Потом наступила жу_кая короткая пауза и скрипка вдруг заголосила исто_ными воплями и на самом мучит_льном хриплом стон_ ее оборвало форт_пьяно бурливым па(с,сс)ажем катящ_мся (в)низ в басы и там в басах долго топталась м_лва перемал_вала чужое (н_)счастье...… Пока звучало форт_пьяно мальчик достал из к_рмана сурдинку надел на струны и когда скрипка вступила (в)новь она уже была интриган(?)кой и голос ее звучал вкра_чиво и коварно и все она лгала все лгала. О то была опас_ная игра!
(По Д.Рубиной)

Ключ к тексту №5

Словно услышав голос учителя, мальчик оглянулся на концертмейстера – маленькую седенькую Марью Филипповну: она дала ля для настройки, мальчик подкрутил колки и, достав носовой платок, расстелил его на подбородке, где скрипка соприкасается с шеей. Тишина, секунды перед музыкой, что леденят и покалывают, и наконец бурное вступление фортепьяно.
Едва вступила скрипка, я поняла, что это настоящее, по той бессильно ревнивой тоске, которую я испытываю всегда, когда музыка проникает в душу без спросу, потому что вроде бы имеет право, как человек, еще недавно любимый, имеющий ключ от твоей квартиры и возможность войти туда(,) когда вздумается.
Сначала скрипка только пробовала голос, невинный и хрупкий. Она спрашивала себя и отвечала себе и была правдива и открыта до конца, как светлая девочка. Было и кокетство там, но грациозное, почти детское кокетство. Вот она запела полным голосом, раскатилась протяжным контральто, но скоро стала взбираться вверх на цыпочках, замирая, заманивая кого-то, и по тревожному ходу коротко обрывающихся шажков становилось ясно, что это рискованная игра. Потом наступила жуткая короткая пауза, и скрипка вдруг заголосила истошными воплями, и на самом мучительном, хриплом стоне ее оборвало фортепьяно бурливым пассажем, катящимся вниз, в басы, и там, в басах, долго топталось: молва перемалывала чужое несчастье… Пока звучало фортепьяно, мальчик достал из кармана сурдинку, надел на струны, и, когда скрипка вступила вновь, она уже была интриганкой, и голос ее звучал вкрадчиво и коварно, и все она лгала, все лгала. О, то была опасная игра!

ТЕКСТ №6

Основные орфограммы: проверяемые, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова; проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правописание приставок; правописание собственных наименований; суффиксы и окончания существительных; суффиксы и окончания прилагательных; суффиксы и окончания глаголов; н – нн в прилагательных, причастиях и наречиях; правописание наречий; слитное и раздельное написание не с различными частями речи; правописание предлогов и союзов; различение на письме не и ни.

Основные пунктограммы: тире между подлежащим и сказуемым; однородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; обособленные согласованные определения; обособленные приложения; обособленные обстоятельства; уточняющие члены предложения; обороты, вводимые сравнительными союзами; сложное предложение.

Про то что в (М,м)ертвом море можно читать газету написа(н,нн)о во всех справочниках всех пут_водителях всех брош_рах всех стран мира на всех мысл_мых языках. Для наглядност_ часто печатают и фотографию (н_)кто толстый в очках улыбаясь покач_ваясь на воде как если бы он сидел дома в кресл_ действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва(ли) (н_)половина стр_дальцев (на)всегда вылечивается после мес_чного курса на (с,з)дешних курортах. Курорты (н_)дешевы но кам_нистые берега обширны пусты(н,нн)ы и бе_платны для всех а езды сюда от Иерусалима сорок минут.
С детства помню вопрос из Занимательной географи_ в каком море нельзя утонуть? Утонуть в (М,м)ертвом море правда так же затруднит_льно как нырнуть с надувным кругом вода в десять раз соло(н,нн)ее (С,с)ред_земноморской выталкивает (на)верх. За(то) если капля ее поп_дет в глаз человек потом годы ра(с,сс)казывает об этом пр_ятелям наглядно изобр_жая перенесе(н,нн)ые им ужасы и муки. На вкус она горька и соло(н,нн)а так что этого то(же) (н_)забуд_шь. Купальщики (н_)брызгаются а торжестве(н,нн)о и стра(н,нн)о плавают в сидяч_м положени_ как если бы под ними были (н_)вид_мые стулья. На берегу к_русели с прес_ной водой после моря и душа ощущение полного перерождения как(будто) вам дали новое легкое (н_)ноше(н,нн)ое тело с ш_лковой кож_й. И (н_)возможно (н_)вспомнить (н_)задумат_ся о темн_м смысл_ сказк_ о ворон_ который должен был куда(то) слетать и пр_нести мертв_й воды и живой воды что(бы) во_кресить убитого. И (н_)возможно (н_)думать о всех и_целениях во_крешениях пр_ображениях которыми полна история этой земли.
(По Т.Толстой)

Ключ к тексту №6

Про то, что в Мертвом море можно читать газету, написано во всех справочниках, всех путеводителях, всех брошюрах всех стран мира на всех мыслимых языках. Для наглядности часто печатают и фотографию: некто толстый, в очках, улыбаясь, покачиваясь на воде, как если бы он сидел дома в кресле, действительно читает. Мертвая вода – самое действенное в мире средство от кожных болезней, и едва ли не половина страдальцев навсегда вылечивается после месячного курса на здешних курортах. Курорты недешевы, но каменистые берега обширны, пустынны и бесплатны для всех, а езды сюда от Иерусалима сорок минут.
С детства помню вопрос из «Занимательной географии»: в каком море нельзя утонуть? Утонуть в Мертвом море, правда, так же затруднительно, как нырнуть с надувным кругом: вода в десять раз солонее средиземноморской, выталкивает наверх. Зато если капля ее попадет в глаз, человек потом годы рассказывает об этом приятелям, наглядно изображая перенесенные им ужасы и муки. На вкус она горька и солона, так что этого тоже не забудешь. Купальщики не брызгаются, а торжественно и странно плавают в сидячем положении, как если бы под ними были невидимые стулья. На берегу карусели с пресной водой, после моря и душа ощущение полного перерождения, как будто вам дали новое, легкое, неношеное тело с шелковой кожей. И невозможно не вспомнить, не задуматься о темном смысле сказки о вороне, который должен был куда-то слетать и принести мертвой воды и живой воды, чтобы воскресить убитого. И невозможно не думать о всех исцелениях, воскрешениях, преображениях, которыми полна история этой земли.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны

«Средняя общеобразовательная школа №50 с углубленным изучением отдельных предметов»

Приложение к рабочей программе

Оценочно-методические материалы

по предмету "Русский язык"

для учащихся 3Г класса

Составитель:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Амирова Милявша Мидхатовна

Набережные Челны

2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание оценочно-методических материалов по русскому языку для 3Г класса составлено в соответствие с требованиями ФГОС к предметным и метапредметным результатам учащихся. Для выявления текущих результатов обучения используются письменные контрольные диктанты с грамматическим заданием. Контрольные диктанты взяты из сборника контрольно-измерительных материалов авторов Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой и проводятся в тетради для контрольных работ по русскому языку. Контрольная работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.

По результатам работы каждому учащемуся выставляется оценка по предмету русский язык, которую учитель заносит в классный журнал.

Структура контрольной работы:

Каждая контрольная работа состоит из двух частей: диктанта и грамматического задания. Кроме того, проводятся контрольное списывание.

Каждая контрольная работа разработана по определённой теме и проводится с целью проверки уровня освоения как отдельных тем, так и курса русского языка в целом за определённый период.

№ контрольной работы

Тема

Цель

Входной контрольный диктант по теме: «Слово в предложении и тексте».

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по темам 2 класса.

Контрольный диктант за 1 четверть по теме: «Слово. Предложение. Текст».

Определить уровень сформированности знаний,умений,навыков по теме «Слово. Предложение. Текст» в 3 классе

Контрольное списывание

Контрольный диктант за 2 четверть по теме: «Главные части в средствах языка»

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по теме «Главные части в средствах языка» в 3 классе

Контрольный диктант за 3 четверть по теме: «Падежные формы имён существительных и прилагательных».

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков по теме «Падежные формы имён существительных и прилагательных» в 3 классе

Контрольное списывание

Определить уровень сформированности навыков внимательного чтения и списывания, уровня графической и орфографической зоркости.

Контрольный диктант за год «Повторение пройденного»

Определить уровень сформированности знаний, умений, навыков за 3 класс.

Итоговая комплексная работа

Определить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов обучения в 3 классе.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Составлено на основе требований методического письма № 1561/14 от 19.11.98 г.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи. Контрольная работа оценивается отметкой.

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Нарушение правил орфографии при написании слов;

Пропуск и искажение букв в словах;

Замену слов;

Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

Предложения записано с заглавной буквы;

Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

Два исправления;

Две пунктуационные ошибки;

Повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

Повторение одной и той же буквы в слове;

Недописанное слово;

Перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

Дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Контрольное списывание

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

Предварительный просмотр:

Сентябрь (вводный диктант)

Цели:

Совершенствовать навыки письма текста под диктовку;

Ориентироваться в условиях проявления орфограмм в корне слова;

Проверить умение обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы, решать орфографические задачи;

Проверить умение анализировать слова по составу, определять части речи в словосочетаниях и предложениях.

Кросс.

В субботний солнечный день школьники участвуют в спортивном празднике.

Кто победит в кроссе? Первым легко и красиво бежит Илья Михайлов. За ним Руслан Тучков и Анна Шипова. Ребята любят спорт.

Судьи вручают им призы. Молодцы! Болельщики несут цветы. У всех радостные улыбки.

Грамматическое задание

1. Фонетический разбор слова день

2. Анализ слов по составу:

школьники, субботний, несут

3. Определить части речи и главные члены в первом предложении.

Контрольный диктант за 1 четверть

Цели:

Проверить умение выделять главные члены в предложениях;

Проверить умение проводить фонетический разбор слов, определять части речи в словосочетаниях и предложениях.

Байкальский заповедник

Байкальский заповедник находится вдоль побережья озера Байкал. Однако он не имеет выхода на берег озера. В лесах здесь много редких зверей и птиц. Среди них воробьиный сыч и соболь. Животные получают помощь от человека.

А чем интересна ваша местность? Изучайте природу России. Не наносите ей вред!

Грамматическое задание

1.Сделайте звукобуквенный анализ слова.

I вариант - коньки,

II вариант - ёлка.

2.Прочитайте слова. Подчеркните проверяемые орфограммы в корнях каждого слова. Подберите к ним проверочные слова.

поздний - ...

колосок - ...

скользкий - ...

сторожить - …

3. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях:

I вариант - Цветёт липа.

II вариант - Поспевает рожь.

Контрольный диктант за 2 четверть

Цели:

Совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами под диктовку;

Совершенствовать навыки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов, способы проверки двух безударных гласных в слове;

Совершенствовать навык анализа словосочетания.

Автопробег

В субботу дан старт автопробегу по местам боевой славы России. Многие семьи чтут память о погибших на войне. На своих автомобилях они едут от города к городу.

Во время войны наши воины защищали эту землю. Они не дали врагу захватить страну.

Молодёжь несёт к памятнику цветы. Все машины гудят. Вечная память защитникам Отечества!

Грамматическое задание

1. Решить орфографические задачи:

1 вариант 2 вариант

б…р…да ст…р…на

2. Анализ слов по составу:

1 вариант - молоденький, осинки, снегопад

2 вариант - берёзки, гигантский, лесоводы

3. Анализ словосочетания:

1 вариант - подбежал к проруби

2 вариант - гулял с собакой

Контрольный диктант за 3 четверть

Цели:

Совершенствовать навыки письма текста с изученными орфограммами в разных частях слова под диктовку;

Проверить умение распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня, правописание гласных в приставках.

Мыши

С давних времён люди не любили мышей и боролись с ними. Чем это объяснить? Грызуны могут переносить опасные болезни. Они съедают любые продукты. Мыши могут погрызть всё на своём пути.

Позднее мышь стала объектом серьёзного изучения. Русский учёный Илья Мечников сделал важное научное открытие. Оно оказало большую помощь в сохранении здоровья человека. Учёные много узнали о строении и работе сердца.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены:

1 вариант 2 вариант

Он не любит света. Ими он разгребает землю.

Этот зверёк умещается на ладони. Живёт крот отшельником в своих владениях.

2. Анализ слов по составу:

1 вариант 2 вариант

подземное зверёк

в шёрстке маковое

дождевой ящерица

лягушонок разгребает

Итоговый контрольный диктант

Цели:

Проверить уровень освоения программы по русскому языку и сформированность следующих предметных результатов:

Вычленение общих способов решения орфографических задач и использование их при письме;

Применение правил правописания (в объёме содержания курса 3 класса);

Осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;

Каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст.

Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Её мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошёл сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.

Но скоро небо прояснилось. Засияло яркое солнце. С деревьев ещё капали дождевые капли. Душистою смолою и сосновыми шишками запахло в лесу.

Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса.

Грамматическое задание

1. Полный анализ простого предложения по членам предложения:

1 вариант 2 вариант

Полярные совы живут в тундре. В воздухе раздаётся пересвист птицы.

2. В какой строчке записаны однокоренные слова, выпиши их и выдели корень.

а) коробка, коробочка, корковый;

б) вязанка, вяжет, вязал;

в) лесной, лесничий, лестница;

г) солнце, солнышко, солнечный.

3. Выпишите из слов глагол.

а) лес; в) беречь; б) речь; г) мель.

4. В какой из строчек ь является во всех словах разделительным. выпиши эти слова.

а) печенье, соль, мальчик;

б) соловьи, ручьи, осенью;

в) веселье, маленький, мель.

Контрольное списывание №1

Ночка укатила за леса, за горы. Утренней прохладой в воздухе пахнуло. Серые туманы поднялись в долинах. Звёздочки погасли. Молодой и рогатый месяц побледнел и меркнет. С высоты небесной видит он, что тучки все бегут к востоку. Весело и бодро всплывает солнце золотое. Яркими лучами будит оно речку, поле, луг и рощу. Будит птиц на ветках и зверя в чаще. Говорит всем нежно солнце золотое: «Отдохнули - пора и за дело!» (по К. Ушинскому). (70 слов)

Задания

Текстовое задание: озаглавьте текст.

Проверьте написанное и оцените результат

списывания (нет ли пропусков букв, слогов, знаков внутри предложений; нет ли замены одной буквы другой; все ли слова написаны правильно).

Грамматические задания

1) определите вид первого предложения по цели высказывания и по интонации;

2)найдите нераспространённое предложение, подчеркните в нём сказуемое;

3) подчеркните основу в третьем предложении, выпишите словосочетания;

4) укажите над каждым словом второго предложения из второй части, какой частью речи оно является;

5) найдите в предложениях и выпишите словосочетание, состоящее из глагола и имени существительного в предложном падеже;

6) укажите время над глаголами в пятом предложении;

7) подберите и запишите однокоренные слова к слову солнце;

8) подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении;

9) подчеркните образное словосочетание, имеющее значение «молодой месяц».

Контрольное списывание №2

Я прислонился к ёлке и стал слушать певчего дрозда. Дрозд пел на самой верхней еловой свечке. Выше его было только небо. А в небе - звезда. Дрозд высвистывал. Свистнет и помедлит. Будто прислушивается: так ли свистнул? Ещё свистнет и опять помедлит: так ли отозвалось эхо? И вдруг трель - будто стёклышки посыпались с ёлки! Слышно даже, как язычком прищёлкивает. Рад, наверное, что и свистнуть сумел и эхо отозвалось как надо (Н. Сладков). (69 слов)

Задания

Текстовое задание: озаглавьте текст, запишите заголовок.

Орфографическое и оценочное задания: проверьте написанное и оцените результат списывания (нет ли пропусков букв, слогов, знаков внутри предложений; нет ли замены одной буквы другой; все ли слова написаны правильно).

Грамматические задания

1) укажите над каждым словом первого предложения часть речи;

2) подчеркните во втором предложении грамматическую основу; определите падеж имён существительных в этом предложении;

3) выпишите из третьего предложения слово, в котором звуков больше, чем букв;

4) подберите к каждому имени существительному четвёртого предложения однокоренное имя прилагательное и запишите их.


Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

Анды — самые высокие горы А мери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант - Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).

Всегда на службе

С давних времён собаки жили рядом с человеком. Они по­могали людям пасти скот, охотиться, перевозить грузы.

И сегодня эти умные остаются нашими верными помощниками. Собаки служебных пород участвуют в спасе­нии людей, охраняют границы страны, помогают задержи­вать опасных правонарушителей. На Крайнем Севере ездовые собаки могут перевозить людей и грузы по глубокому снегу и бездорожью. Собаки-поводыри служат надёжными помощни­ками слабовидящим людям.

Много профессий освоили наши четвероногие герои. Но во все времена люди особенно дорожили главным собачьим призванием - быть настоящим другом. (80 слов)

Слова для справок: поводыри, профессий, призванием.

Грамматические задания:

  1. Определите спряжение глаголов в четвёртом предложе­нии. Выделите окончания глаголов.
  2. Разберите по составу глаголы: помогали, перевозить, задерживать.
  3. Глаголы живут, дорожат, служат, помогают запиши­те в форме 2-го л. ед. ч. Выделите окончания.

Баобаб

На жарких просторах Африки растут баобабы. У деревьев очень толстый ствол и мощные корни. Весной на ветвях сна­чала появляются не листья, а . Они раскрываются но­чью. Опыляют их летучие мыши. С рассветом большие белые цветы увядают.

Листья баобаба поедают африканские слоны, а плоды де­рева очень любят обезьяны.

Служит баобаб и людям. Из мякоти плодов готовят напи­ток. Его вкус напоминает лимонад. Поэтому баобаб иногда на­зывают лимонадным деревом. Из переработанной коры изго­тавливают бумагу и одежду. Нередко в пустых стволах огромных деревьев люди устраивают жилища. (82 слова)

Слова для справок: баобабы, переработанной.

Грамматические задания:

  1. Выполните полный синтаксический разбор первого предложения.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор глагола съели.
  3. Подберите антонимы к глаголам: идёт, строит, гово­рит, радуется. Определите спряжение всех глаголов.

Гроза

Тишина. Кажется, всё в природе замерло. Замолчали пти­цы. Даже листочки на осинке не дрожат. На солнце наползает тяжёлая серая туча. Она, как чудовище, пожирает солнце.

Вдруг налетел ветерок. Он становится сильнее. Вот уже порывы ветра сгибают деревья до земли. По листьям, кры­шам, дорожкам забарабанили крупные капли дождя. Раздал­ся гром. Его раскаты разлетелись по окрестности. Небеса раз­резает молния. По земле запрыгали ледяные шарики. Это град. усиливается и льёт стеной.

Внезапно всё стихает. Лучи солнца пробиваются сквозь тучи. О дожде напоминают только ручейки. (82 слова)

Грамматические задания:

  1. Определите спряжение глаголов во втором абзаце.
  2. Разберите по составу слова: замолчали, наползает, сги­бают.
  3. Разберите стихает как часть речи.

Ураган

Однажды мы с ребятами играли в прятки. Вдруг на улице потемнело, поднялся ветер. В воздухе кружилась пыль, лома­лись ветки, с деревьев падали гнёзда. Нам стало страшно, но мы не двигались с места. Шум нарастал с каждой секундой. Вокруг всё грохотало, летали доски и куски железа.

Но вот шум и треск стали удаляться. На улице посветлело, шум утих. Тёмная масса ушла к лесной полосе. Дома стояли без крыш и окон. Страшно смотреть! Ветер и нас потрепал не­много, но никто с улицы не уходил. (82 слова)

Слова для справок: немного, никто.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста предложение с тремя грамматиче­скими основами. Составьте его схему.
  2. Выполните синтаксический разбор выделенного пред­ложения. Выпишите словосочетания.
  3. Разберите слово посветлело как часть речи.

Весенний сад

Ясное весеннее утро. Солнце запускает свои длинные лас­ковые руки в окна домов. Сегодня мы с семьёй собираемся съездить в деревню и насладиться красотой сада.

Весной, когда зацветают яблони и вишни, сад особенно хо­рош. Выходишь, а он встречает тебя пышным облаком цветов. Пахнет свежей зеленью, влажной землёй, ароматом цветов. Над распустившимися бутонами слышится весёлое гудение пчёл, ос и шмелей. Среди деревьев летают птицы в поисках пищи. Лёгкое дуновение ветерка шевелит ветки. Лепестки цветов срываются и кружат в медленном вальсе. Ты замира­ешь и любуешься этой красотой. (84 слова)

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор десятого предложе­ния. Выпишите словосочетания.
  2. Разберите как часть речи слова: слышится, любуешься.
  3. Найдите в тексте и выпишите по одному глаголу в форме:

а) II спр. наст. вр. 2-го л. ед. ч.;

б) I спр. наст. вр. 2-го л. ед. ч.;

в) II спр. наст. вр. 3-го л. мн. ч.

Плещеево озеро

На юге Ярославской области лежит озеро Плещеево. По его берегам раскинулись островки лесов. В тихих водах отрази­лись белокаменные стены древних храмов и монастырей.

Здесь издавна селились люди. Название озера встречается в старинных сказаниях и былинах русского народа.

На Плещеевом озере юный царь Пётр создавал потешную флотилию. Это были первые военные корабли - «прадедуш­ки» современных российских боевых судов.

На живописном берегу озера стоит небольшой город Пере- славль-Залесский. Его герб украшают две маленькие рыбки. Это переславские ряпушки. Они обитают только в одном месте на Земле - в Плещеевом озере. (85 слов)

Слова для справок: старинных, Переславль-Залесский.

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Выпишите из текста четыре-пять глаголов с орфограм­мой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». До­кажите правильность написания.
  3. Определите спряжение глаголов в четвёртом абзаце. Выделите окончания глаголов.

Ключевская сопка

Полуостров Камчатка - край суровый, заповедный. На его уникальной территории расположены сотни потухших и десятки действующих вулканов. Самая высокая «огнеды­шащая гора» называется Ключевская сопка. Мощный вулкан просыпается почти ежегодно. Он выбрасывает облако газа и пепла на высоту в несколько километров. Из кратера с ог­ромной скоростью вылетают раскалённые камни. Широкими огненными ручьями вниз по склону стекает кипящая жидкая лава. Земля гудит под ногами. Грохот от извержения разно­сится по окрестности.

Глядя на грозное природное явление, невольно думаешь о том, как удивителен и загадочен , в котором мы живём! (85 слов)

Слова для справок: расположены, раскалённые.

Грамматические задания:

  1. Разберите по составу глаголы: выбрасывает, стекает, думаешь, вылетают.
  2. Выполните морфологический разбор слова жизнь.
  3. С помощью приставки образуйте от глаголов-исклю­чений на -ать однокоренные глаголы и запишите их в форме 3-го л. ед. ч.

Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом.

Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы.

Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина…

Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом.

(По В. Бурлаку)

Грамматическое задание

по итогам 3 четверти

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

(По Г. Скребицкому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм

3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца

(диктант) в 6 классе

по итогам года

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом.

Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками.

Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь.

Грамматическое задание

1.Озаглавьте текст

2. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца

3. Разберите по составу слова: масляными, набежали

4. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 7 классе

по итогам 1 четверти

Ночь. Осенняя темная ночь в деревне. Все в этой ночи неизвестно Биму. Собаки вообще не любят путешествовать ночами, разве что бродячие, избегающие людей. Это собаки, потерявшие веру в человека. А Бим… Что и говорить! Бим сомневался пока. Да и Алеша – такой хороший человек.

Сомнения прервал голос Алеши, закричавшего во весь голос. Бим радостно подбежал и вошел за ним в сени. Алеша уложил собаку на место, подоткнул сено с боков, приласкал Бима и ушел спать. Все затихло. Не слышно ни трамвая, ни троллейбуса, ни гудков. Началась новая жизнь.

(По Г. Троепольскому)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 7 классе

по итогам 2 четверти

Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом.

Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного.

А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа . Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Выполните синтаксический разбор 5 предложения из 3 абзаца

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

по итогам 1 четверти

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные , вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи (1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;

2. Выполните морфемный разбор слов: 1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый; 2 вариант - дающая, сохраняется, долго

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

по итогам 2 четверти

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло , что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником , когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не исчезли , когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст

2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах

3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)

4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца

Контрольная работа по русскому языку

(диктант) в 8 классе

по итогам 3 четверти

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.