Современные ученые по изучению арктики. Справка. История освоения Арктики

Арктика покорилась человечеству на рубеже XIX и XX веков. Этот труднодоступный край исследовался смельчаками из множества стран: России, Норвегии, Швеции, Италии и т. д. История открытия Арктики - это не только научная, но и спортивная гонка, которая продолжается и по сей день.

Нильс Норденшельд

Полярник Нильс Норденшельд (1832-1901) родился в Финляндии, принадлежавшей тогда России, однако, будучи шведом по происхождению, свои экспедиции проводил под шведским флагом. В молодости он много бывал на Шпицбергене. Норденшельд стал первым путешественником, «занявшимся» ледяным щитом Гренландии. Все известные исследователи Арктики начала XX столетия заслуженно считали его крестным отцом своего ремесла.

Главным достижением Адольфа Норденшельда оказалась его экспедиция по Северо-восточному проходу в 1878-1879 гг. Пароход «Вега» первым за одно путешествие прошел вдоль северных берегов Евразии и полностью обогнул огромный материк. Заслуги Норденшельда оценены потомками - его именем названы многочисленные географические объекты Арктики. Это в том числе и архипелаг неподалеку от Таймыра, а также залив около Новой Земли.

Роберт Пири

Имя (1856-1920) - особое в истории полярных экспедиций. Именно он - первый исследователь Арктики, который покорил Северный полюс. В 1886 году путешественник вознамерился пересечь Гренландию на санях. Однако в той гонке он уступил Фритьофу Нансену.

Тогдашние исследователи Арктики были экстремалами в еще большем смысле, чем сейчас. Еще не существовало современного оборудования, и смельчакам приходилось действовать почти вслепую. Вознамерившись покорить Северный полюс, Пири решил обратиться к быту и традициям эскимосов. Благодаря «культурному обмену» американец отказался от использования спальных мешков и палаток. Вместо этого он стал прибегать к практике строительства иглу.

Главное путешествие Пири - его шестая экспедиция по Арктике в 1908-1909 гг. В состав команды вошло 22 американца и 49 эскимосов. Хотя, как правило, исследователи Арктики отправлялись на край земли с научными задачами, предприятие Пири состоялось исключительно благодаря желанию поставить рекорд. Северный полюс был покорен полярниками 6 апреля 1909 года.

Рауль Амундсен

В первый раз Рауль Амундсен (1872-1928) побывал в Арктике в 1897-1899 гг., когда он принимал участие в бельгийской экспедиции, в которой был штурманом одного из кораблей. После возвращения на родину норвежец стал готовиться к самостоятельному путешествию. До этого исследователи Арктики в основном отправлялись в путь вместе с большими командами на нескольких судах. Амундсен решил отказаться от подобной практики.

Полярник купил небольшую яхту «Йоа» и собрал небольшой отряд, который смог бы самостоятельно прокормить себя собирательством и охотой. стартовала в 1903 году. Стартовой точкой норвежца была Гренландия, а финальной - Аляска. Таким образом, Рауль Амундсен первым покорил Северо-Западный проход - морской путь через Канадский Арктический архипелаг. Это был невиданный успех. В 1911 году полярник первым в истории человечества достиг Южного полюса. В дальнейшем Амундсен увлекся использованием авиации, в том числе дирижаблей и гидросамолетов. Исследователь погиб в 1928-м, разыскивая пропавшую экспедицию Умберто Нобиле.

Нансен

Норвежец Фритьоф Нансен (1861-1930) занялся исследованием Арктики буквально из спортивного интереса. Будучи профессиональным конькобежцем и лыжником, он в 27 лет решил пересечь на лыжах огромный ледниковый покров Гренландии и с первой же попытки вошел в историю.

Северный полюс еще не был покорен Пири, и Нансен решил достичь заветной точки, продрейфовав вместе со льдами на шхуне «Фрам». Корабль оказался в ледяному плену к северу от Команда полярника отправилась дальше на санях, однако в апреле 1895 года, достигнув 86 градуса северной широты, повернула назад.

В дальнейшем Фритьоф Нансен не участвовал в первопроходческих экспедициях. Вместо этого он погрузился в науку, став выдающимся зоологом и автором десятка исследований. В статусе известного общественного деятеля Нансен боролся с последствиями Первой мировой войны в Европе. Он помогал беженцам из разных стран и голодающим Поволжья. В 1922 году норвежский исследователь Арктики удостоился Нобелевской премии мира.

Умберто Нобиле

Итальянец Умберто Нобиле (1885-1978) известен не только как полярник. Его имя связано с золотой эпохой дирижаблестроения. Амундсен, который загорелся идеей воздушного перелета через Северный полюс, познакомился со специалистом в области аэронавтики Нобиле в 1924 году. Уже в 1926-м итальянец в компании скандинавского аргонавта и американского эксцентричного миллионера Линкольна Эллсворта отправился в эпохальный полет. Дирижабль «Норвегия» проследовал невиданным прежде маршрутом Рим - Северный полюс - полуостров Аляска.

Умберто Нобиле стал национальным героем, а дуче Муссолини сделал его генералом и почетным членом фашистской партии. Успех побудил строителя дирижаблей организовать повторную экспедицию. На этот раз первую скрипку в мероприятии играла Италия (воздушное судно полярников также было названо «Италией»). На обратном пути с Северного полюса дирижабль потерпел катастрофу, часть экипажа погибла, а Нобиле был спасен изо льдов советским ледоколом «Красин».

Челюскинцы

Подвиг челюскинцев - это уникальная страница в истории освоения полярных рубежей. Он связан с неудачной попыткой наладить навигацию по Северному морскому пути. Ее вдохновителями были ученый Отто Шмидт и капитан-полярник Владимир Воронин. В 1933 году они снарядили пароход «Челюскин» и отправились в экспедицию вдоль северных берегов Евразии.

Советские исследователи Арктики стремились доказать, что Северный морской путь можно пройти не только на специально подготовленном корабле, но и на простом сухогрузе. Безусловно, это была авантюра, а ее обреченность стала ясна в Беринговом проливе, где задавленное льдами судно потерпело крушение.

Экипаж «Челюскина» спешно эвакуировался, а в столице была создана правительственная комиссия, занявшаяся организацией спасения полярников. Людей вернули домой по с помощью самолетов. История «Челюскина» и его экипажа покорила весь мир. Летчики-спасатели первыми получили звания Героев Советского Союза.

Георгий Седов

(1877-1914) связал свою жизнь с морем еще в юности, поступив в ростовские мореходные классы. Прежде чем стать исследователем Арктики, он участвовал в русско-японской войне, во время которой командовал миноносцем.

Первая полярная экспедиция Седова произошла в 1909 году, когда тот описал устье Затем он обследовал Новую Землю (в том числе ее Крестовую Губу). В 1912 году старший лейтенант предложил царскому правительству проект санной экспедиции, целью которой был Северный полюс.

Власть отказалась спонсировать рискованное мероприятие. Тогда тот собрал деньги за счет частных средств и все-таки организовал путешествие. Его корабль «Святой Фока» был заблокирован льдами у Новой Земли. Затем Седов заболел цингой, но все равно в сопровождении нескольких товарищей отправился на санях к Северному полюсу. Полярник умер в пути неподалеку от острова Рудольфа, где его и похоронили.

Валерий Чкалов

Чаще всего русские исследователи Арктики ассоциируются с кораблями, санями и собачьими упряжками. Однако свой вклад в изучение полярных просторов внесли и летчики. Главный советский ас (1904-1938) в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Напарниками комбрига по миссии стали второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. За 63 часа самолет АНТ-25 проделал путь длиною в 9 тысяч километров. В Ванкувере героев ждали репортеры со всего мира, а президент США Рузвельт лично принял летчиков в Белом доме.

Иван Папанин

Почти наверняка Иван Папанин (1894-1896) - самый известный советский исследователь Арктики. Его отец был севастопольским портовым рабочим, поэтому неудивительно, что мальчик с раннего детства загорелся морем. На севере Папанин впервые оказался в 1931 году, посетив на пароходе «Малыгин» Землю Франца-Иосифа.

Громоподобная слава к исследователю Арктики пришла в 44-летнем возрасте. В 1937-1938 гг. Папанин руководил работой первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». 274 дня четверо ученых провели на льдине, наблюдая за атмосферой Земли и гидросферой Северного Ледовитого океана. Папанин дважды становился Героем Советского Союза.



Георгий Ушаков и Николай Урванцев в палатке во время североземельской экспедиции. Фото: РИА Новости

Николай Николаевич Урванцев — выдающийся геолог и географ-землепроходец. Урванцев стал одним из основателей города Норильска и первооткрывателем Норильского рудного района и Архипелага Северная земля, автором многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы.

НИКОЛАЙ УРВАНЦЕВ

Урванцев происходил из небогатой купеческой семьи из города Лукоянов Нижегородской губернии. В 1915 году, под влиянием лекций и книг профессора Обручева «Плутония» и «Земля Санникова», Урванцев поступил на горное отделение Томского технологического института и уже на третьем курсе занялся исследованием горных образцов, привезенных из экспедиции. К 1918 году в Томске, по инициативе профессоров института, был создан Сибирский геологический комитет, в котором стал работать Урванцев. На лето 1919 года комитет наметил план проведения поисков и исследований на уголь, медь, железо, полиметаллы в ряде мест Сибири. Финансировал экспедицию адмирал Колчак: экспедиция отправлялась в район Норильска на разведку каменного угля для кораблей Антанты, доставляющих адмиралу оружие и боеприпасы. Считается, что именно Урванцев добился от Колчака финансирования экспедиции, за что позднее был репрессирован. В 1920 году экспедиция Урванцева на западе полуострова Таймыр в районе реки Норильской обнаружила очень богатое месторождение каменного угля. В 1921 году было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины. Зимой того же года Урванцев исследовал все окрестности Норильска и составил подробную карту. Экспедицией на том месте, где в будущем появится город Норильск, был построен бревенчатый дом, который сохранился и поныне. Его и сейчас называют «домом Урванцева». С этого дома началось строительство современного города Норильска.
Летом 1922 года исследователь проплыл на лодке по реке Пясине и побережью Ледовитого океана до Гольчихи в устье Енисея. Между островом Диксоном и устьем Пясины Николай Николаевич обнаружил почту Амундсена, посланную им в Норвегию со шхуной «Люд», которая в 1919 году зимовала у мыса Челюскина. Почту Амундсен отправил со своими спутниками Кнутсеном и Тессемом, которые прошли полярной ночью 900 километров по снежной пустыне. Сначала умер Кнутсен. Тессем в одиночку продолжал путь, но тоже погиб, не дойдя двух километров до Диксона. За это путешествие Русское географическое общество присудило Урванцеву Большую золотую медаль имени Пржевальского. А за находку почты Р. Амундсена он был награжден норвежским правительством именными золотыми часами.
До 1938 года Урванцев руководил научной экспедицией Всесоюзного арктического института на Северной Земле, экспедицией по поиску нефти в Северной Сибири, стал доктором геолого-минералогических наук, был назначен заместителем директора Арктического института и награжден орденом Ленина. Однако первая экспедиция, профинансированная Колчаком, не была забыта: в 1938 году Урванцев был репрессирован и осужден на 15 лет исправительных лагерей за вредительство и соучастие в контрреволюционной организации. Ученый был этапирован в Соликамские лагеря. После отмены приговора и прекращения дела в феврале 1940 года он вернулся в Ленинград и принял приглашение на работу в ЛГИ, но в августе 1940 года вновь был арестован и осужден на 8 лет. Отбывать срок Урванцеву пришлось в Карлаге и Норильлаге, где он стал главным геологом «Норильскстроя». Им были найдены месторождения медно-никелевых руд горы Зуб-Маркшейдерской, Черногорское, Имангдинское, рудопроявление реки Серебряной. Вскоре Урванцев был расконвоирован и совершил научную поездку на север Таймыра. «За отличную работу» освобожден досрочно 3 марта 1945 года, но оставлен в ссылке при комбинате. В 1945-1956 годах Николай Николаевич возглавлял геологическую службу Норильского ГМК. После реабилитации, в августе 1954 года, вернулся в Ленинград, где весь остаток жизни работал в НИИ геологии Арктики.
Знаменитый полярник, получивший прозвище «Колумб Севера», был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью им. Пржевальского, большой золотой медалью Географического общества СССР, получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и первого почетного гражданина Норильска и Лукоянова. Его именем названы набережная Урванцева в Норильске, улица в Красноярске и Лукоянове, мыс и бухта на острове Олений в Карском море и минерал урванцевит из руд Талнаха. О нем написана книга П. Сигунова «Сквозь пургу». История жизни Николая Николаевича легла в основу сюжета фильма «Сибирью очарованные». Умер Николай Николаевич Урванцев в 1985 году в возрасте 92 лет. Урна с прахом ученого, в соответствии с его завещанием, захоронена в Норильске.



Фото: В. Барановский/РИА Новости

ГЕОРГИЙ УШАКОВ

Знаменитый советский исследователь Арктики, доктор географических наук и автор 50 научных открытий родился в деревне Лазаревское, ныне Еврейская Автономная область, в 1901 году в семье хабаровских казаков и в первую свою экспедицию отправился в возрасте 15 лет, в 1916 году, с выдающимся исследователем Дальнего Востока, писателем и географом, Владимиром Арсеньевым. С Арсеньевым Ушаков познакомился в Хабаровске, где учился в Коммерческом училище. В 1921 году Ушаков поступил во Владивостокский университет, но окончить его помешала начавшаяся Гражданская война и служба в армии.
В 1926 году Ушакова назначили руководителем экспедиции на остров Врангеля. С той поры Георгий Ушаков навсегда связал свою жизнь с Арктикой. Он стал первым ученым, составившим детальную карту острова Врангеля, первым губернатором островов Врангеля и Геральда, он изучил быт и обычаи эскимосов. К 1929 году на острове был налажен промысел, исправлена и дополнена карта берегов острова Врангеля, собран большой научный материал о природе и экономических возможностях островов, об этнографических особенностях эскимосов и чукчей, об условии навигации в этом районе. На острове также была организована метеорологическая служба, впервые проведена топографическая съемка и описание острова, собраны ценные коллекции минералов и горных пород, птиц и млекопитающих, а также гербарии. Одним из первых в отечественной этнографии было проведено исследование быта и фольклора азиатских эскимосов. В июле 1930 года Ушаков отправился совместно с Николаем Урванцевым покорять Северную Землю. За два года они описали и составили первую карту громадного арктического архипелага Северная Земля. В 1935 году Ушаков возглавил Первую Высокоширотную экспедицию Главсевморпути, на ледокольном пароходе «Садко», когда был установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом, определены границы континентального шельфа, установлено проникновение теплых вод Гольфстрима к берегам Северной Земли, открыт остров, названный именем Ушакова. Ушаков стал одним из основателей Института океанологии АН СССР, инициатором переоборудования теплохода «Экватор» («Марс») во всемирно известное научное судно «Витязь».
За выдающиеся достижения Ушаков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Его именем названы несколько морских судов, горы в Антарктиде, остров в Карском море, поселок и мыс на острове Врангеля. Ушаков скончался в 1963 году в Москве и завещал похоронить себя на Северной Земле. Его последняя воля была выполнена: урну с прахом выдающегося землепроходца и первооткрывателя доставили на остров Домашний и замуровали в бетонную пирамиду.


Участники экспедиции 1930—1932 гг.: Н. Н. Урванцев, Г. А. Ушаков, С. П. Журавлев, В. В. Ходов. Фото: Wikimedia Commons

ОТТО ШМИДТ

Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии, профессор, академик АН СССР, член-корреспондент АН УССР, Герой Советского Союза, исследователь Памира и Севера родился в 1891 году в Могилеве. Окончил физико-математическое отделение Киевского университета, где учился в 1909—1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в теории групп.
В 1930—1934 годах Шмидт руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Челюскин» и «Сибиряков», который совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути, от Архангельска до Владивостока, за одну навигацию. В 1929-1930 годах Отто Юльевич возглавлял две экспедиции на ледоколе «Георгий Седов». Целью этих плаваний было освоение Северного морского пути. В результате походов «Георгия Седова» была организована научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. «Георгий Седов» также обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли. В 1937 году Шмидт руководил операцией по созданию дрейфующей станции «Северный полюс-1», за что Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда». В честь Шмидта названы «мыс Шмидта» на побережье Чукотского моря и «остров Шмидта» в Карском море, улицы в России и Белоруссии. Институту физики Земли Академии наук СССР присвоено имя О. Ю. Шмидта, а в 1995 году Российской академией наук учреждена премия имени О. Ю. Шмидта за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.


Фото: РИА Новости

ИВАН ПАПАНИН

Дважды Герой Советского Союза, исследователь Арктики Иван Папанин прославился в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. В течение 247 дней четверо бесстрашных сотрудников станции «Северный Полюс-1» дрейфовали на льдине и вели наблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. Станция была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены экспедиции получили звезды Героев Советского Союза и научные звания. Папанин стал доктором географических наук.
В годы Великой Отечественной войны полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Папанин организовал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирала.
Прославленный полярник получил девять орденов Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Октябрьской Революции и орден Красной Звезды. Его именем назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. В честь 90-летия Папанина российский полярник, друг Ивана Дмитриевича, С. А. Соловьев выпустил конверты с его изображением, в настоящее время их осталось немного, они хранятся в частных коллекциях филателистов.


Фото: Яков Халип/РИА Новости

СЕРГЕЙ ОБРУЧЕВ

Выдающийся российский, советский геолог и путешественник, член-корреспондент АН СССР, второй сын В.А.Обручева, автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония», с 14 лет принимал участие в его экспедициях, а в 21 год провел и самостоятельную экспедицию — она была посвящена геологической съемке окрестностей Боржоми. Окончив в 1915 году физико-математический факультет Московского университета, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но уже спустя два года отправился в экспедицию в район среднего течения реки Ангары.
Работая в Геологическом комитете ВСНХ СССР, Обручев проводил геологические исследования на Среднесибирском плоскогорье в бассейне реки Енисей, выделил Тунгусский каменноугольный бассейн и дал его описание. В 1926 году им был открыт полюс холода Северного полушария — Оймякон. Также ученый установил золотоносность рек бассейнов Колымы, Индигирки, в районе Чаунской губы и обнаружил месторождение олова. Экспедиция Обручева и Салищева 1932 года вошла в историю освоения Севера и полярной авиации: впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съемки для исследования обширной территории. В ходе его Салищев составил карту Чукотского округа, которая также изменила ранее существующие карты.
Экспедиции и работы Обручева были уникальны для того времени. В 1946 году выдающемуся ученому была присвоена Сталинская премия, его наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком почета». Обручев — автор ряда научно-популярных книг: «В неизведанные края», «По горам и тундрам Чукотки», «В сердце Азии», а также «Справочника путешественника и краеведа». Имя ученого носят горы в Чаунском районе Магаданской области, полуостров на Южном острове и мыс Северного острова Новой Земли, речка (Сергей-Юрюс) в бассейне верховий Индигирки и улица в Ленинграде.


Фото: читать-онлайн

Люди жили на побережье Северного Ледовитого океана примерно еще 30 тысяч лет назад. Свидетельства этому нашли ученые (стоянки древних в долине реки Усы в Коми и устье реки Яна в Якутии). Много веков подряд и по сей день коренные народности Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков, хотя и проживает их здесь не так уж много.

Среди европейцев эта территория на протяжении многих лет считалась «мертвой землей», не приспособленной для жизни. Однако по мере развития судоходства и торговли в Арктику стало отправляться множество экспедиций. В 10 веке норманны открыли Гренладию, а, начиная с 12 века, русские моряки последовательно стали осваивать северные пространства — ими были открыты Новая Земля, острова Вайгач и Колгуев.

Природные географические зоны в районах Северного и Южного полюсов носят названия Арктика и Антарктика соответственно. Это тысячелетние царства снега и льда, которые всегда манили к себе ученых, исследователей и путешественников. Именно с ними связаны беспримерные случаи проявления отваги, смелости и мужества.

Западноевропейские исследователи в 16-17 веках предпринимали попытки пройти вдоль Америки и Евразии северо-западными и северо-восточными маршрутами. Однако продвинуться дальше Новой Земли на восток и восточной части архипелага Канады на западе не смогли.

Русские поморы обогнули Таймырский полуостров во время плавания вдоль сибирского побережья в 17 веке. Пролив между Азией и Америкой в 1648 году был открыт благодаря Семену Дежневу. В результате масштабных работ, проведенных в Арктике Великой Северной экспедицией (С.И. Челюскин, Х.П.Лаптев, Д.Я.Лаптев, С.Г.Малыгин и др.), на карту были нанесены практически все подробности северного побережья Азии.

Экспедиция В.Чичагова отправилась в Центральную Арктику по инициативе М.Ломоносова. Важные открытия 19 и 20 веков в этом регионе связаны с именами русских мореплавателей: Ф.П.Врангеля, М. Геденштрома, Э.В.Толля, Ф.П.Литке, П.Ф.Анжу, П.К.Пахтусова, В.А.Русанова, Г.Я.Седова и др.; австрийских: Ю.Пайера и К.Вайпрехта; американских: Дж.Де-Лонга; норвежских: Ф.Нансена; английских: Джона Росса, Джеймса Росса, У.Парри, а также экспедиций, посланных на поиски пропавшей в 1845 без вести экспедиции Дж.Франклина.

Кто все-таки первым открыл те или иные северные земли или области в Северном Ледовитом океане – часто вопрос довольно непростой ввиду того, что каждый из путешественников внес свою лепту, иногда одна и та же область открывалась дважды. Например, до сих пор идут споры о том, кто же первым побывал на Северном полюсе. Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг его в 1908 г., а его соотечественник Роберт Пири — в 1909 г., но ни тот, ни другой, не предоставили неопровержимых доказательств, и у ряда ученых их отчеты вызывают сомнения.

Норденшельд в 1878-1879 гг. прошел северо-восточным проходом с запада на восток. На запад этим же путем прошла в 1914-1915 гг. экспедиция Б. Вилькицкого. Благодаря русским морякам, в результате этого сквозного плавания была доказана возможность путешествий по Северному морскому пути. Кстати, в 1913 году Вилькицкий открыл Северную Землю.

Что касается исследований Антарктического континента, то днем его открытия в истории считается 28 января 1820 года. Именно тогда русские моряки под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева впервые ступили на землю шестого континента Земли. До этого отыскать Южный материк безуспешно пытались многие географы и путешественники.

Затем в эти места отправились экспедиции английских и американских мореплавателей, которыми были открыты острова Аделейд, Земли Жуанвиля, Луи Филиппа, Виктории, Адели и Клари, а также Уилкса, прибрежные острова, и т.д. После плаваний американца Уилкса и англичанина Росса в период 1838-1842 гг. наступил период затишья в исследованиях, который растянулся почти на полвека.

Вновь Антарктика стала вызывать интерес в 19 веке, когда из-за хищнического истребления уменьшилось количество китов в Арктике, и китобои обратили свой взор на Южную часть Земли.

В последующий период деятельность людей здесь была довольно интенсивной: многочисленные экспедиции, создание наземных станций, международные исследовательские проекты.

Арктику и Антарктику иногда путают, потому что эти слова звучат похоже. «Арктика» с греческого переводится как «медведица», или «находящаяся под созвездием Большой Медведицы». А слово «Антарктика» означает «противоположная Арктике». Другими словами, это два полюса, находящиеся друг против друга — Крайний Север и Крайний Юг.

В Арктике теплее, но Антарктика больше по площади. В районе Северного полярного круга есть коренное население, на южном континенте – никто постоянно не живет. Климат на обоих полюсах весьма суровый, природные условия, растительный и животный мир уникальны.

Здесь ведутся всевозможные научные исследования. В присутствии на Южном континенте и в Арктике заинтересованы самые разные страны. Ведущая роль в Арктике принадлежит России.

Арктика является самым северным регионом земного шара. Эта полярная территория до сих пор остается неизведанной до конца, привлекая внимание исследователей из разных стран мира.

Самые известные исследователи Арктики в мире

История Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился в 1872 году. Свое первое путешествие в Арктику он совершил в период с 1897 по 1899 годы, тогда он являлся штурманом корабля, участвовавшего в бельгийской экспедиции. По возвращению, норвежец организовал собственное путешествие, купив себе яхту «Йоа» и набрав небольшую команду, чтобы отправиться в плавание. Путешествие началось в 1903 году в Гренландии.

Главная заслуга Руаля Амундсена заключается в покорении Северо-Западного прохода - морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. В 1911 году Руаль Амундсен стал первым полярником, которому удалось достичь границы Северного полюса.

История Фритьофа Нансена

Фритьоф Нансен родился в Норвегии в 1861 году, его интерес к Арктике возник в ходе спортивной карьеры. Профессиональный конькобежец и лыжник пересек Гренландию на лыжах, тем самым став первым человеком, совершившим подобное путешествие. Позже, собрав команду, Фритьоф на трехмачтовой шхуне «Фрам» отправился к Северному полюсу.


Когда судно было заблокировано ледяными глыбами, Нансен вместе с командой продолжил путь на санях, достигнув 86-го градуса северной широты. После этого путешествия жизнь Нансена не была связана с экспедициями: он посвятил себя науке и политике и в 1922 году был удостоен Нобелевской премии.

История Умберто Нобиле

Умберто Нобиле родился в 1885 году в Италии, он прославился как создатель дирижаблей. В 1926 году Умберто Нобиле начал путешествие вместе с американским миллионером Линкольном Эллсвортом на дирижабле.


Воздушное судно успешно долетело до Аляски, а Умберто Нобиле получил статус национального героя. После этого строитель дирижаблей повторил путешествие, однако судно потерпело крушение. При этом Умберто Нобиле удалось спастись.

Российские исследователи Арктики

История Челюскинцев

В 1933 году мореплаватели Владимир Воронин и Отто Шмидт отправились в уникальную экспедицию на пароходе «Челюскин» по северным берегам Евразии.


Их цель заключалась в том, чтобы доказать возможность прохождения Северного морского пути на простом пароходе и при отсутствии специального снаряжения. Попытка была неудачной и «Челюскин» был заблокирован льдами в Беринговом проливе. К счастью, команду удалось спасти.

История Георгия Седова

Георгий Седов родился в 1877 году и с юношеских лет связал свою жизнь с морем. Перед тем как заняться исследованием Арктики, он принимал участие в русско-японской войне, командуя миноносцем.


Первое путешествие он совершил в Якутию в 1909 году, в котором подробно изучил устье реки Колымы. После он отправился исследовать Новую Землю. В 1912 году за счет частного финансирования он организовал плавание на корабле «Святой Фока», который был заблокирован ледяными глыбами на границе с Новой Землей. Завершить эту экспедицию Георгий Седов не смог, так как погиб от переохлаждения на пути к Северному полюсу.

История Валерия Чкалова

Призвание к Валерию Чкалову пришло в возрасте 52-х лет, когда смог совершить первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Весь полет занял 63 часа: на самолете АНТ-25 Чкалов вместе с командой пролетел 9130 км.


История Ивана Папанина

Советский исследователь Арктики Иван Папанин родился в 1894 году в семье севастопольского портового рабочего. Первый его поход на север состоялся в 1931 году во время исследования Земли Франца-Иосифа на пароходе «Малыгин».


В период с 1937 по 1938 годы Папанин являлся руководителем дрейфующей станции «Северный полюс». На льдине команда провела 274 дня. Иван Папанин дважды получил степень Героя Советского союза.

Во все времена человек стремился к познанию мира. Редакция сайт предлагает вам узнать о самых известных путешественниках в мире, которых влекли неведомые дали.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

20 сентября 1934 г. ледорез «Ф. Литке» вернулся в Мурманск, за одну навигацию пройдя Северным морским путем. Знаменитый пароход немало потрудился, исследуя Арктику, как и его тезка, адмирал и ученый Федор Петрович Литке.

Ледорез «Ф. Литке» в Архангельске, 1936 г.


В 1955 г. советские полярники установили мировой рекорд. Впервые в мореплавания надводное судно достигло координат 83°21" северной широты, не дойдя до северного Полюса 440 миль. Он оставался непобитым многие годы – впоследствии подобный поход оказался по силам только ледоколам, оснащенным ядерной энергетической установкой. Чести поставить этот рекорд удостоился ледорез «Литке» – корабль, прослуживший в строю российского, а потом и советского флота уже более 40 лет. Ледорез «Литке» хоть и находится несколько в тени своего старшего и более могучего собрата по полярному мореплаванию – макаровского «Ермака», однако потрудился для нужд обширного арктического хозяйства немало, пережив три войны, множество сложнейших полярных экспедиций и проводок караванов.

Этот без преувеличения заслуженный корабль был назван в честь человека, посвятившего практически всю свою жизнь изучению морей и океанов, и Арктики в том числе. Федор Петрович фон Литке – адмирал, ученый и исследователь – много сделал для того, чтобы белых пятен, обрамляющих Российскую империю на Севере, стало значительно меньше. Именем этого выдающегося мореплавателя, основателя Русского Географического Общества и был назван в 1921 году ледорез канадской постройки, бывший до этого несколько месяцев «III Интернационалом», а еще ранее – «Канадой».

Эстляндские корни

Предки Федора Петровича Литке, эстляндские немцы, приехали в Россию в первой половине XVIII столетия. Дед будущего адмирала Иоганн Филипп Литке, будучи лютеранским пастором и ученым богословом, прибыл в Санкт-Петербург приблизительно в 1735 году. Он поступил на должность конректора в академической гимназии, где, согласно контракту, должен был отработать 6 лет. Иоганн Литке, наряду с весьма незаурядными умственными способностями, обладал довольно неуживчивым характером, что вызывало конфликты с коллегами. Вскоре ему пришлось оставить место службы и уехать в Швецию.

Однако Россия все-таки оставалась для него удобным местом для проживания и деятельности, и ученый-богослов в 1744 г. возвращается обратно, уже в Москву. Авторитет его как духовного лица, ученого остается высоким, поэтому Иоганн Литке избирается пастором в новой немецкой общине Москвы. Интересно, что Иоганн Литке содержал академическую школу, где проходил обучение немецкому языку не кто иной, как юный Григорий Александрович Потемкин. Иоганн Филипп прожил в России достаточно долгую жизнь и умер в 1771 г. от чумы в Калуге. У Ивана Филипповича Литке, как его называли на русский манер, была большая семья: четверо сыновей и дочь. Отцом прославленного мореплавателя и основателя географического общества был второй сын Петр Иванович, который родился в 1750 году.

Подобно многим детям иностранцев, он уже полностью обрусел. Петр Литке получил достойное образование и в молодые годы предпочитал военный мундир мантии ученого. Он принял участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг., где отличился в сражениях у Ларге и Кагуле. Петру Ивановичу Литке довелось служить адъютантом у князя Николая Васильевича Репнина, фигуры внушительного влияния в царствование императрицы Екатерины II. Впоследствии ему довелось служить управляющим в многочисленных княжеских имениях, потом он перешел в Таможенное ведомство, занимая там довольно значительные должности. Петр Литке скончался в 1808 году, будучи членом Коммерц-коллегии.

Подобно своему отцу, Петр Иванович Литке также имел многочисленное потомство, состоявшее из пяти детей. Младшим из них и был родившийся в 1797 г. сын Федор Петрович. Анна Ивановна фон Литке, урожденная Энгель, супруга Петра Ивановича, скончалась спустя два часа после родов. Будучи еще совсем не старым вдовцом и имея на руках пятерых детей, барон ожидаемо принял решение жениться во второй раз. Отношение к потомству от первого брака у молодой жены, добавившей еще троих детей, было весьма суровым, поэтому, когда Федору исполнилось семь лет, его отправили на учебу в частный пансион некоего Майера. Качество обучения и воспитания в этом заведении оставляло желать лучшего, и неизвестно, как сложилась бы судьба и интересы Федора Литке, если бы из пансиона его не забрали. Отец его умер, а мачеха после смерти мужа отказалась платить за обучение пасынка.

Мальчику едва исполнилось десять лет, когда его взял к себе домой брат матери Федор Иванович Энгель. Дядюшка был высокопоставленным чиновником, членом Государственного совета и директором Департамента польских дел. Он был обладателем внушительного состояния и вел активную светскую жизнь, в которой времени на взятого в дом племянника никогда не хватало. Достоянием Федора Ивановича Энгеля, помимо всего прочего, была и порядочная по тем временам библиотека. Книги там были собраны в большом количестве, но довольно бессистемно. Федор Литке, будучи в юные годы личностью любознательной, не отказывал себе в удовольствии читать все, что попадалось под руку. И не всегда, как потом отмечал сам адмирал, прочитанное было полезного содержания.

Так, фактически предоставленный самому себе, мальчик прожил в дядюшкином доме два года. В 1810 г. его старшая сестра Наталья Петровна фон Литке вышла замуж за капитана 2 ранга Ивана Саввича Сульменева и взяла к себе в дом младшего брата. Только тут Федор, наконец, почувствовал себя в кругу семьи. В доме сестры он мог часто видеть морских офицеров, слушать разговоры на морскую тематику, постепенно все более его увлекающую.

Возможно, тесное общение с мужем сестры во многом и определило дальнейший жизненный путь будущего адмирала. В 1812 году, когда началась Отечественная война, отряд канонерских лодок под командованием Сульменева находился на рейде Свеаборга. К нему приехала супруга, взявшая с собой и младшего брата. Давно заметив, что юноша «заболел» морем, Сульменев решил развить эту полезную тягу у своего юного шурина. Вначале он нанял для него учителей по различным наукам, а потом взял к себе в отряд гардемарином. Федор Литке стал моряком и оставался верен своему выбору всю оставшуюся жизнь.

Моряк

Уже в следующем 1813 году новоиспеченный гардемарин отличился при осаде Данцига во время заграничного похода русской армии, проходя службу на галете (парусно-гребном судне небольшого водоизмещения) «Аглая». За проявленное мужество и самообладание Литке был награжден орденом Святой Анны 4 степени и произведен в мичманы.


Федор Петрович Литке, 1829 г.

Закончилась эпоха наполеоновских войн, а морская служба Литке продолжалась. Молодому человеку уже мала была Балтика – его тянуло на широкие океанские просторы. И скоро он получил возможность встретиться с ними не только на страницах книг и атласов. Иван Саввич Сульменев, узнав, что знаменитый в тогдашних флотских кругах капитан 2 ранга Василий Головнин готовится отбыть в кругосветную экспедицию на шлюпе «Камчатка», порекомендовал ему Федора.

Головнин был известен своим плаванием на шлюпе «Диана», проходившем в весьма сложных международных условиях. Недавние союзники, Россия и Англия после заключения Александром I Тильзитского мира с наполеоновской Францией фактически пребывали в состоянии войны. «Диана», прибыв в Южную Африку, оказалась интернированной британской эскадрой, базировавшейся в здешних водах. Головнину удалось обмануть своих стражей, и шлюп благополучно ускользнул. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Василию Головнину довелось провести почти два года в японском плену. Все свои многочисленные приключения этот незаурядный офицер описал в «Записках», которые пользовались огромной популярностью. Находиться под командованием такого прославленного офицера было большой честью, и свой шанс попасть в экспедицию Федор Литке не упустил.

Кругосветные экспедиции еще не стали обыденным явлением в русском флоте, и каждая из них являлась событием выдающимся. 26 августа 1817 г. шлюп «Камчатка» отправился в свое двухлетнее плавание. Он пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и, преодолев водные просторы Тихого океана, прибыл на Камчатку. Дав кратковременный отдых экипажу, Головнин продолжил выполнение поставленной задачи. «Камчатка» побывала в Русской Америке, посетила Гавайские, Молуккские и Марианские острова. Затем, пройдя Индийский океан, достигла мыса Доброй Надежды. Дальше была уже знакомая Атлантика. 5 сентября 1819 г., спустя два года с небольшим, шлюп «Камчатка» благополучно вернулся в Кронштадт.

Столь продолжительная экспедиция оказала колоссальное воздействие на формирование Федора Литке как моряка. На «Камчатке» он занимал ответственную должность начальника гидрографической экспедиции. Молодому человеку приходилось заниматься различными измерениями и исследованиями. В ходе продолжительного плавания Литке интенсивно восполнял пробелы в собственном образовании: изучал английский язык и другие науки. В Кронштадт из экспедиции он вернулся уже лейтенантом флота.

Любопытной деталью было то обстоятельно, что во время своей кругосветки он познакомился и подружился на всю жизнь с Фердинандом Врангелем, не менее выдающимся русским мореплавателем. Врангель, совершив еще одно кругосветное путешествие, дослужится до адмирала, станет правителем Русской Америки в 1830–1835 гг., много времени посвятит исследованию побережья Сибири.

Василий Головнин был доволен своим подчиненным и дал ему блестящую рекомендацию, в которой охарактеризовал Федора Литке как прекрасного моряка, исполнительного и дисциплинированного офицера и надежного товарища. Благодаря мнению авторитетного моряка и незаурядным личным качествам, лейтенант Федор Литке в 1821 году получил ответственное задание: возглавить экспедицию на малоизученную в то время Новую Землю. Ему тогда было 24 года.

Исследователь Арктики

Новая Земля, несмотря на то, что была в давние времена известна русским поморам и новгородским купцам, все еще не подвергалась серьезному и систематическому исследованию. В 1553 г. эту землю наблюдали с бортов своих кораблей моряки трагически закончившейся английской экспедиции под командованием Хью Уиллоби. В 1596 г. известный голландский мореплаватель Виллем Баренц в попытке разыскать Северный проход к богатым странам востока, обогнул северную оконечность Новой Земли и перезимовал в тяжелейших условиях на ее восточном побережье.

У самой России долгие годы не доходили руки до исследования этого полярного архипелага. Лишь в царствование Екатерины II, в 1768–1769 гг., экспедиция штурмана Федора Розмыслова составила первое описание Новой Земли, получив много достоверной информации, дополненной сведениями от местного населения. Однако к началу XIX века этот регион все еще оставался малоизученным. Точная карта берегов Новой Земли отсутствовала. Чтобы исправить такое упущение, в 1819 году туда была направлена экспедиция под командованием лейтенанта Андрея Петровича Лазарева, родного брата М. П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, адмирала и Главного Командира Черноморского флота. Задачи, поставленные лейтенанту Лазареву, были весьма обширными, при этом для их выполнения ставились весьма ограниченные временные рамки. Требовалось произвести съемку Новой Земли и острова Вайгач всего за одно лето. Миссия Лазарева закончилась неудачей: большая часть экипажа его корабля по возвращении в Архангельск оказались больны цингой, а трое скончались во время плавания.

Теперь же эту нелегкую задачу поручили выполнить Федору Литке. Учитывая опыт предыдущего, неудачного, предприятия, цели, поставленные лейтенанту Литке, были более скромными. Требовалось осуществить съемку по возможности большей протяженности береговой линии Новой Земли и произвести гидрографические исследования. При этом строго предписывалось не оставаться на зимовку.

Для экспедиционных целей был специально построен 16-пушечный бриг с характерным названием «Новая Земля» водоизмещением около 200 тонн, длиной 24,4 метра, шириной 7,6 метра и осадкой 2,7 метра. Бриг имел усиленный набор корпуса, подводная часть была обшита медными листами. На тот случай, если «Новой Земле» все же придется остаться на незапланированную зимовку, на нее был погружен строительный лес и кирпичи для оборудования жилища. Объем трюмов позволял взять провиант из расчета запасов на 16 месяцев. Под командованием Литке находился экипаж из 42 человек.

Экспедиция началась 27 июля 1821 года. Лейтенант взялся за дело основательно и без спешки. Требовалось разобраться в совершенно не знакомой обстановке, ведь Литке не имел опыта плавания во льдах. К тому же нужно было испытать мореходные качества вверенного ему корабля. Бриг «Новая Земля» был построен на совесть – в этом его экипаж имел возможность неоднократно убедиться впоследствии. В Горле Белого моря «Новая Земля» села на не обозначенную на имеющихся картах мель – с большими усилиями экипажу удалось с нее сняться. В целом итог первого плавания был удовлетворительным. Были уточнены координаты Канина Носа, долгота которого отличалась от указанной на картах на один градус, проведены и другие исследования и измерения. Опыт, полученный в 1821 году, был учтен в составлении планов на экспедицию следующего 1822 года.

До начала августа 1822 г. экспедиционный бриг исследовал и описывал некоторые районы Мурманского берега, а затем двинулся к Новой Земле, основному объекту исследований. Был проделан значительный объем работ: произведена опись берега Новой Земли к югу от Маточкиного Шара вплоть до Южного Гусиного Носа и от горы Первоусмотренной до мыса Нассау, ошибочно принятого Литке за мыс Желания. Дальнейшему продвижению на север препятствовали льды, и 12 сентября «Новая Земля» отправилась в Архангельск. Результаты деятельности экспедиции были высоко оценены в Адмиралтействе. По итогам двух лет работы Федор Петрович Литке был представлен к званию капитан-лейтенанта, его офицеры награждены орденами, а нижние чины удостоены денежных премий.

Экспедиция 1823 г. стала испытанием на прочность как самого корабля, так его экипажа. Закончив работы по описанию Мурманских берегов, 30 июля бриг отправился к Новой Земле. В конце лета при сильном северо-западном ветре «Новую Землю» выбросило на камни. Был поврежден руль, вокруг корабля, по словам Литке, плавали обломки киля. Он приготовился уже отдать приказ срубить мачты, однако мощная волна стянула бриг на чистую воду. Поврежденный корабль вынужден был вернуться в Архангельск. Несмотря на сложные условия, в которых оказалась экспедиция, исследовательские работы продолжались даже по пути домой: было описано северное побережье острова Колгуев. В Белом море наспех отремонтированную «Новую Землю» подстерег шторм, вновь повредив руль. Только выучка и самообладание экипажа предотвратили гибель корабля.

На следующий 1824 год Литке планировал очередную, четвертую, экспедицию в район Новой Земли. Его корабль был отремонтирован и приведен в полный порядок. 30 июля этого года бриг отправился в свое очередное арктическое плавание. В начале августа он был уже у Новой Земли, однако дальше на север продвинуться не удалось. Ледовая обстановка в этом году оказалась неблагоприятной, и экипаж занялся ее изучением. Четыре экспедиции к Новой Земле получили крупные научные и исследовательские результаты, сам Федор Литке приобрел неоценимый опыт плаваний в полярных широтах. Обладая прекрасной памятью и отличным литературным языком, он соединил свои впечатления и наблюдения в книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению императора Александра I на военном бриге «Новая Земля» в 1821, 1822, 1823, 1824 гг. капитан-лейтенантом Федором Литке».

Вторая кругосветка

После своего возвращения с Севера, составления отчетов и рапортов Литке был назначен командиром строящегося на Охтинской верфи шлюпа «Сенявин». Вместе с другим шлюпом под названием «Моллер», которым командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Станюкович (впоследствии адмирал и отец известного писателя-мариниста Константина Михайловича Станюковича), они должны были совершить плавание к Камчатке и обеспечить затем защиту русских интересов в северной части Тихого океана. Инструкция Адмиралтейства, впрочем, строго не предписывала взаимодействия между двумя кораблями.

В мае 1826 г. трехмачтовый 300-тонный шлюп был спущен на воду на Охтинской верви и перешел для дооснащения в Кронштадт. В плавание к далеким тихоокеанским рубежам готовился экипаж из 62 человек. Кроме того, на борту было 15 мастеровых, которых предполагалось отправить в Охотск и Петропавловск. Погрузив все необходимые запасы, 20 августа 1826 г. «Сенявин» отправился в свой долгий поход.


Евгений Валерианович Войшвилло. Шлюп «Сенявин»

Первой остановкой на пути был Копенгаген, где закупили теплую одежду и ром. Там же «Сенявин» дождался «Моллера», который покинул Россию несколько позже. Затем в конце сентября русские корабли прибыли в Портсмут. Литке посетил Лондон, где приобрел некоторые астрономические приборы, которые были опробованы им в Гринвичской обсерватории. Дальше был путь через Атлантический океан, и в конце декабря 1826 г. русские моряки увидели Рио-де-Жанейро. Следующий этап пути: мыс Горн был обойден в начале февраля уже следующего, 1827, года. Во время сильного шторма оба корабля потеряли друг друга, и, когда 18 марта «Сенявин» зашел в бухту Вальпараисо, он увидел «Моллера», уже отбывающего на Камчатку.

В апреле Литке вышел на своем шлюпе в направлении Аляски. 11 июня «Сенявин» прибыл в столицу русских владений в Америке – в Новоархангельск, где сдал на берег предназначающиеся для этого города грузы. Остаток лета и начало осени «Сенявин» находился в водах, прилегающих к Аляске, посещал Алеутские острова. В октябре шлюп зашел в Петропавловск-Камчатский за почтой.

После этого Литке повел свой корабль в тропические воды. Русских моряков ждали экзотические Марианские и Каролинские острова с их буйной палитрой красок. До весны 1828 г. «Сенявин» находился в южных широтах, производя различные исследования, высаживая ученых на многочисленные острова, собирая образцы флоры и фауны.


Карта кругосветного плавания шлюпа «Сенявин»

Летом Литке снова пришел к берегам Камчатки, производя исследования этого отдаленного края. «Сенявин», пройдя Берингов пролив, углубился на несколько миль в Северный Ледовитый океан, а потом повернул на юг. В сентябре 1828 г. шлюп вернулся, наконец, в Петропавловск, где к этому времени уже стоял «Моллер». Оба корабля начали готовиться к возвращению в Кронштадт. В октябре этого же года корабли покинули ставшее уже для них привычным побережье Камчатки и двинулись в обратный путь.

Путь этот проходил через Филиппины и Суматру. С одного из многочисленных островов «Сенявин» снял потерпевшего крушение английского матроса, но в качестве переводчика этот «робинзон» совершенно не годился, поскольку за два прожитых на острове года не удосужился освоить язык местных туземцев. В августе 1829 г. шлюп «Сенявин» благополучно вернулся в родной Кронштадт.

Собранный в трехгодичной экспедиции материал был просто огромен, и Федор Петрович Литке немедленно занялся его обобщением и систематизацией. По возвращении он был представлен к внеочередному воинскому званию и получил эполеты капитана 1 ранга. В 1835–1836 гг. вышел капитальный труд «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.». Он был переведен на многие европейские языки, и его автор стал знаменит. Русская Академия наук удостоила эту книгу полной Демидовской премии, а самого Федора Петровича избрали членом-корреспондентом академии.

Наставник, адмирал и ученый

Известность в ученых и военно-морских кругах, авторитет и популярность преподнесли Федору Петровичу Литке необычный сюрприз. 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает его флигель-адъютантом, а в конце года – воспитателем своего сына, Великого князя Константина Николаевича. Император желал, чтобы Константин непременно стал моряком. На этой должности Федор Петрович пробыл долгих 16 лет. С одной стороны, такая близость к двору была почетной обязанностью, с другой – в экспедиции Литке больше не ходил.


Сергей Константинович Зарянко. Портрет Ф. П. Литке

Великий князь трудами и стараниями своего наставника и воспитателя действительно полюбил море и впоследствии возглавил Морское ведомство. Константин Николаевич слыл либералом, провел довольно много реформ и преобразований, в том числе отменил телесные наказания. При нем военная служба на флоте была сокращена с 25 до 10 лет. Но это будет гораздо позже. Федор Петрович Литке, несмотря на вынужденную сухопутную жизнь, не оставил своей научной деятельности. По его инициативе в 1845 году было образовано Русское Географическое Общество, где он занял должность вице-председателя. Председателем являлся Великий князь Константин Николаевич. Первое заседание общества состоялось 7 октября 1845 года.

Военная карьера Литке шла успешно: в 1835 г. он стал контр-адмиралом, в 1842-м – получил звание генерал-адъютанта, а в следующем 1843 году – вице-адмирала. Константин Николаевич вырос и готовился возглавить Морское ведомство. Федора Петровича Литке в 1850 г. назначают главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В 1852 г. мореплавателя наградили Орденом Святого Александра Невского.

Накануне Крымской войны вице-адмирал Литке оказался главным командиром уже Кронштадтского порта. В начале 1854 года на специальном совещании у Великого князя Константина Николаевича, где обсуждались планы по противодействию союзной эскадре, чье появление на Балтике ожидалось в ближайшие недели, Литке высказался за оборонительный характер стратегии применения Балтийского флота. Главные силы его оставались на якорях в прекрасно защищенных гаванях Кронштадта и Свеаборга. Впоследствии ни обстрелы, ни демонстрация самых серьезных намерений не помогли англо-французскому командованию достичь поставленных целей. Захват небольшой крепости Бомарсунд на Аландских островах был их главным и, пожалуй, единственным крупным успехом. Заслуги Литке в организации обороны Кронштадта были оценены – его возводят в полные адмиралы и назначают членом Государственного совета.

Научную деятельность Федор Петрович не оставляет. В 1864 г. его избирают на должность президента Академии наук. На этом посту Литке служил почти 20 лет, пока его в 1873 году не сменил другой выдающийся русский ученый – Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. В 1881 г., почти лишившийся слуха и зрения, Федор Петрович Литке отошел от дел в Академии наук. Скончался мореплаватель и ученый 8 августа 1882 г. и похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя Литке было не единожды запечатлено на географических картах, в честь него в 1873 г. учреждена золотая медаль за выдающиеся исследования в области географии. В 1946 году указом Совета Министров СССР эта почетная награда была восстановлена. Имя Федора Литке нес на своем борту многие годы корабль, сделавший для России в Арктике не намного меньше, чем сам адмирал, в чью честь он был назван.

Ледорез «Литке»

В 1909 году знаменитая британская верфь «Виккерс» по заказу Канады построила судно для работы в заливе Святого Лаврентия. Многоцелевой корабль под названием «Эрл Грей» имел водоизмещение в 4,5 тыс. тонн и предназначался для перевозки пассажиров и грузов. При необходимости он мог осуществлять и охрану рыбных промыслов. Необычным элементом конструкции корабля была острая носовая оконечность, где толщина обшивки достигала 31 мм. По замыслу создателей, такой острый и крепкий нос должен был резать лед, позволяя судну вклиниваться в образовавшуюся трещину и далее раздвигать льды корпусом. Поэтому детище британской верфи называли не ледоколом, а необычным термином «ледорез». Для плаваний в тяжелых арктических условиях первоначально «Эрл Грей» не предназначался.


Ледорез «Эрл Грей», 1910 г.

С началом Первой мировой войны Россия высказала желание приобрести несколько кораблей, пригодных для ледового плавания. Одним из них и был «Эрл Грей», которого после покупки переименовали в более благозвучную «Канаду». Ледорез поступил в распоряжение Управления морского транспорта Беломор-Мурманского района. Уже поздней осенью 1914 г. «Канада» приступила к проводке русских и союзнических транспортов через Белое море в Архангельск.

9 января 1917 г. ледорез наткнулся на подводную скалу, не обозначенную на карте, и от полученной пробоины затонул на рейде Иоканги. Корабль вскоре подняли и в июне того же года поставили на ремонт. В октябре 1917 г. на «Канаде» было смонтировано вооружение, и она была включена в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В начавшейся вскоре Гражданской войне ледорезу тоже довелось поучаствовать. Прибывшие для «союзнической» поддержки англичане по-хозяйски распоряжались на русском Севере. «Канада» была ими передана в распоряжение морских сил Белого движения. В марте 1920 г. во время эвакуации из России «просвещенные мореплаватели» и командование Белого движения увели часть русских кораблей за границу. Экипаж «Канады», сочувствовавший большевикам, саботировал это мероприятие. Более того, ледорез вступил в перестрелку с уходящим на Запад бывшим соратником – ледокольным пароходом «Козьмой Мининым». Считается, что это единственный артиллерийский бой ледоколов в полярных широтах.

В апреле 1920 г. «Канада» стала вспомогательным крейсером красной Беломорской флотилии. В мае пароход-ледорез переименовывают в «III Интернационал». В 1921 году его передают в ведомство Мортранса. 21 июля этого же года кораблю присваивается имя «Федор Литке» в честь адмирала, мореплавателя и главы Русской Академии наук. В годы восстановления разрушенного Гражданской войной хозяйства «Ф. Литке» довелось работать не только в Арктике, но и в Балтийском и Черном морях.

В 1929 году он находится в Арктике уже практически постоянно. За рискованный переход к острову Врангеля ледорез был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 г. совершил переход из Владивостока в Мурманск за одну навигацию. В 1936-м вместе с ледокольным пароходом «Анадырь» осуществил проводку на Тихий океан эсминцев «Сталин» и «Войков».

Мирный труд ледореза был снова прерван – началась Великая Отечественная война. 25 июля 1941 года уже не молодой корабль был вновь призван на военную службу. Ледорез получил тактическое обозначение СКР-18, на нем были установлены сначала два 45-мм орудия, которые были заменены на 130 мм. В дополнение к этому имелось несколько пулеметов. Корабль выполнял в первую очередь свою непосредственную задачу: проводку караванов из Карского в Белое море и обратно.

20 августа 1942 года СКР-18 был атакован германской подводной лодкой U-456, однако сумел избежать попаданий торпед. В конце войны, когда надобность в сторожевых кораблях снизилась, ледорез возвращают в оперативное подчинение Главного управления Северного морского пути. После окончания войны ветеран Арктики вернулся к научной деятельности – на его борту осуществлялись высокоширотные экспедиции. Лебединой песнью старого ледореза был поставленный в 1955 году рекорд арктического плавания, когда «Ф. Литке» достиг координат 83°21" северной широты. Этот рекорд долгое время оставался не перекрытым. Но годы брали свое, и под их натиском отступал даже металл – 14 ноября 1958 года ледорез «Федор Литке», считавшийся к тому времени уже безнадежно устаревшим, вывели из активной эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.


Ледокол «Федор Литке», спущенный на воду в 1970 г.

Традицию продолжил новый ледокол «Федор Литке», который вступил в строй в 1970 году и проводил железнодорожные паромы через Амур. Выведен из состава флота в 2014 г. Пройдет время, и, может быть, новый ледокол с именем Федора Петровича Литке, русского мореплавателя, адмирала, ученого, вновь будет прорываться сквозь льды, как и его предшественники.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter