Шел я однажды из госпиталя в свою. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Сочинение на тему: Шёл я однажды из госпиталя в свою часть и увидел ветряную мельницу при дороге

Образец и пример сочинения № 1

Великая Отечественная война стала ужасным бедствием для нашего народа. Погибли миллионы людей – никогда уже невозможно вернуть их. Разрушены города, уничтожены уникальные памятники культуры. Семьи остались без крова, государство обеднело. Некому было растить хлеб и овощи на некогда оккупированных территориях: фашисты угнали трудоспособных людей в рабство в Германию.

Именно этой проблеме – выживанию в экстремальных условиях, созданных войной, — посвятил свой рассказ Андрей Платонов. Автор пишет о том, как в деревне, где не осталось ни одного трудоспособного человека, нашли способ все же вспахать поле под огород, чтобы 45 человек могли выжить в голодное время. Один из стариков придумал использовать для обеспечения ход плуга полуразрушенную, но все же рабочую мельницу. Платонов описывает оригинальную задумку деда Кондрата Ефимовича и самоотверженный труд двух подростков-инвалидов, которые соорудили плуг на ветряной тяге и обслуживали его. Спокойно, но со сдержанной болью пишет автор о людях – без сомнения, дорогих и близких тем, кто остался, — которых угнали фашисты, и неизвестно, увидят ли мальчики и дети своих матерей.

Автор считает, что наш народ обладает несгибаемой волей и сметливым умом, это и помогло нам победить в страшной войне. И поспорить с этим невозможно: история свидетельствует за мнение А. Платонова. Не только солдаты на поле битвы, но и те, кто остался в тылу: дети, подростки, старики, — делали всё, что могли, для победы, напрягали свои силы и ум, чтобы не сдаваться.

В книгах о войне мы часто встречаем рассказы о мужестве и упорстве и солдат, и тех, кто не воевал. Например, в книге В. Астафьева «Пастух и пастушка» можно прочитать и о буднях солдат, и о трудовых буднях жителей советских сел и маленьких городов, об их тяжелом труде и неистребимой надежде на будущее.

История моей семьи тоже хранит немало воспоминаний о тяжелых военных годах. Моя прабабушка в то время была молодой девушкой и работала на ткацкой фабрике: она по многу часов в день ткала шелк для парашютов. Как бы она ни уставала, она старалась работать на нескольких станках и очень качественно, ведь от прочности ткани зависит жизнь десантника. Прабабушка была уверена, что своей ударной работой она приближает нашу победу, и, конечно, она была права.

Наш народ пережил многие испытания, потому что не боялся трудностей и никогда не падал духом. А еще потому, что у нас есть много умных и изобретательных людей, старающихся придумать что-нибудь, что позволит все же выжить и выполнить свою задачу.

Образец и пример краткого сочинения № 2 на тему: Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Как написать мини сочинение с планом

Андрей Платонович Платонов — один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку. В прочитанной мною статье автор поднимает проблему бесчеловечности войны.

В небольшом, но очень содержательном тексте Андрей Платонович повествует о жестокости немецких солдат: «…Он заморился здесь на немецких военных работах: там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание, и стал с тех пор чахнуть». Также автор пишет о тяготах военных лет, выпавших на долю тех, кто в виду состояния здоровья не участвовал в сражениях: «…как закончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнем делать… Нам зерно надо с базы возить — от нас тридцать два километра». Позиция автора выражена очень четко и понятно.

Он утверждает, что война никого не щадит, даже инвалидов и стариков. Так и героям рассказа, которые не в состоянии работать, приходиться брать в руки орудия труда и пахать, чтобы прокормить себя и других. Я полностью согласна с мнением А. П. Платонова, война, на самом деле, очень жестока со всеми.

Она отнимает у людей все, что согревает душу и помогает сохранять веру в лучшее, рушит все прекрасное. Порой война вынуждает человека идти на грязные поступки, на которые он не отважился бы пойти в мирное время. Она губит в нем все человечное, иссушает его нравственную сущность. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Во-первых, произведение этого же писателя, А. П. Платонова «Возвращение». Капитан Иванов после демобилизации армии возвращается домой. Его встречает жена и двое заметно повзрослевших детей: Настя и Петрушка. В последнем отец замечает явное очерствение. Петрушка долгое время рос без папы, он привык делать всю мужскую работу по дому самостоятельно, без чьей-либо помощи. Война отняла у юноши детство: игры в прятки, догонялки, игрушки.

Беззаботная пора прошла бесследно, а возможно ее и не было. Поэтому он и стал жестким и черствым. Во-вторых, роман Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром». В произведении идет речь о войне в Афганистане. В результате одной из этнических чисток во время правления Талибана хазареец Хасан, брат главного героя Амира, вместе со своей женой хазаркой погибают. Но остается их сын Сохраб. У мальчика никого не осталось, он потерял самых близких людей — родителей.

Будучи сиротой его помещают в детский дом. Сохраб испытывает много горестей во время этой страшной войны. Он также становится жертвой детской проституции. Именно об этих грязных поступках я и говорила, ведь в мирное время мальчик ни за что бы на это не согласился. Но во время войны, у него не остается выбора: либо смерть, либо рабство. Его детская психика сломлена. У него нет никого, кому бы он мог рассказать о своей беде, никого, кто бы мог его защитить, оказать помощь.

А все это из-за страшного слова «война» . Текст заставил меня задуматься об этой страшной поре. Мы живем в мирное время, мы можем учиться, заниматься тем, чем хотим, развиваться, а ведь во время войны ничего этого сделать нельзя. Война отнимает все эти возможности у человека, вместе с надеждой на лучшее. Поэтому так важно поддерживать мир на земле, особенно сейчас, когда он стал таким зыбким.

Образец и пример краткого сочинения № 3 на тему: Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Аргументы из литературы. Проблема текста

Что объединяет людей в годы войны? Такова проблема, которая привлекает внимание советского писателя и публициста А.П.Платонова.

«Ветер-хлебопашец» — произведение, в котором автор повествует нам случай из жизни одного солдата. По пути из госпиталя в часть тот случайно встречает пятнадцатилетнего пахаря, обрабатывающего землю под озимь и желающего помочь своему погорелому селу дожить до лета да посеять на обрабатываемом им поле разные огородные культуры.

В мельнице работает второй малый на вид такой же молодой, но более истощалый и немощный. Андрей Платонович, отмечает отношение этих двух парней к своей работе. Оба прекрасно понимали ее важность, несмотря на все трудности и отсутствие необходимого инвентаря. На них держится всё село, на них надеются оставшиеся сорок три души.

Нельзя не согласиться с позицией автора. В годы войны каждый гражданин страны, выполняя общее дело, стремится к победе, к одолению врага и к скорейшему восстановлению своего села, города, страны от последствий войны. Именно в этот период наиболее сильно ощущается братство народа.

В подтверждение этой мысли обращусь к произведению «Война и мир» Л.Н.Толстого. Весь сюжет эпопеи строится вокруг Отечественной войны 1812 года. Вспомним момент, когда Наташа Ростова, уезжая из осажденной Москвы, уговаривает отца отдать подводы раненным солдатам, несмотря на то, что всей семье пришлось потерять свое имущество. Телеги самые обычные, просто был выбор: думать о себе или о других. В жестких военных условия Наташа пожертвовала богатством своей семьи ради спасения незнакомых ей людей. Данный пример ярко иллюстрирует нам единство народа в военные годы.

Обратимся к другому временному промежутку, к Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Крестьянка Степанида, героиня повести «Знак беды» В.Быкова, во время войны борется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взорвать мост, и чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя. Степаниды погибла, но сломить ее дух, унизить, победить врагам не удалось. Проанализировав данное произведение, мы убедились, что наш народ осознавал важность общего дела и благодаря этому смог преодолеть самые сложные испытания.

Подводя итог вышесказанному, мы убедились, что жители нашей страны пережили много кровавых и страшных моментов в истории, но никогда не боялись трудностей и не падали духом.

Образец и пример краткого сочинения № 4 на тему: Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Самые страшные периоды нашей истории запомнились не только количеством погибших людей, не только масштабом разрушений, но и силой духа, а также смекалистостью русского человека. Как люди выживали в годы войны?

На этот вопрос отвечает в своем тексте А.П. Платонов. Повествование ведется от лица солдата, ставшего свидетелем того, насколько упорным, ответственным и жизнелюбивым может быть человек. Не секрет, что в годы войны приходилось выживать и справляться со всеми трудностями без надежды на помощь. Раскрывая проблему, рассказчик приводит в пример жителей одной из деревень, пострадавших от нападения фашистов.

При условии, что в живых остались двое совсем молодых и покалеченных парней, а также несколько детей и стариков, мало способных на какую-либо деятельность, в деревне работала мельница и продолжалась работа на поле. Два молодых человека, переживших жесточайшее нападение немцев и оставшихся почти в полном одиночестве, взяли на себя ответственность прокормить себя и еще 43 души. Для этого они, последовав совету мудрого старика, смогли продолжить пахотную деятельностью, движимые одним лишь желанием дожить до лета.

Писатель обращает наше внимание на стойкость этих ребят, покалеченных, но не сломленных войной. Несмотря ни на что у них было желание жить и давать жизнь остальным. А.П. Платонов считает, что в тяжелые годы войны люди находили в себе силы проявлять изобретательность. Оказавшись, казалось бы, в самом тяжелом и отчаянном положении, не имея никаких средств для выживания, они находили способы преодолевать трудности и при этом помогать себе и окружающим.

Мнение писателя мне понятно, и я тоже считаю, что стойкость, упорство и жизнелюбие русского человека – это исключительное явление. В годы войны все выживали как могли, и в самые тяжелые и, казалось бы, безвыходные моменты нашим людям помогала их смекалка и настоящая любовь к жизни. Так, например, в истории существует знаменитый летчик, Алексей Петрович Маресьев, история жизни которого описана в повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Оказавшись в лесу без какой-либо надежды на спасение, со ступнями, требующими скорой госпитализации, этот герой не падал духом и двигался навстречу к людям. Его способы выживания и защиты от зверей могут вызвать лишь восхищение. Алексей был движим желанием выжить и отомстить врагу, и это помогло ему сохранить свою жизнь и вернуться в кабину истребителя. Характер поведения людей во время войны показан так же в рассказе В. Шукшина «Далекие зимние вечера».

В то время, когда под Москвой шли тяжелые бои, в далекой сибирской деревне справлялась с голодом и холодом русская семья. Чтобы поесть, мать принесла муку и кусок мяса, а затем вместе со своим сыном отправилась на поиски дров. Пережив жуткий холод и накормив семью, женщина принялась шить одежду своему ребенку. Отчаяние и страх не захватили наших героев: они жили и верили в победу своих соотечественников, пользуясь всеми благами жизни и утешая себя мыслью о том, что солдатам в окопах гораздо тяжелее. Таким образом, можно сделать вывод, что в тяжелые годы войны выживать приходилось с помощью смекалки, упорства и стремления увидеть победу своих соотечественников над фашизмом.

Исходный текст в полной версии для сочинения ЕГЭ

Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Я шел уже не в первый раз, а в четвертый, но в прежние случаи мы на месте обороны стояли: откуда ушел, туда и ступай. А тут нет.

Иду я обратно к переднему краю и чувствую, что блуждаю. Однако иду пока, чтоб найти место, где верно будет спросить.
И вижу я ветряную мельницу при дороге. В сторону от мельницы было недавно какое-то село, но оно погорело в уголь, и ничего там более нету. Но мельница тихо кружится по воздуху. Неужели, думаю, там помол идет? Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них. Значит, думаю, нужно солдату вперед скорее ходить, потому что позади него для народа настает мир и трудолюбие.

Подле мельницы я увидел, как крестьянин пашет землю. Я остановился и долго глядел на него: мне нравится хлебная работа в поле. Крестьянин был малорослый и шел за однолемешным плугом натужливо, как неумелый или непривычный. Тут я сразу сообразил один непорядок, а сначала его не обнаружил. Впереди плуга не было лошади, а плуг шел вперед и пахал, имея направление вперед на мельницу. Я тогда подошел к пахарю ближе на проверку, чтобы узнать всю систему его орудия. На подходе к нему я увидел, что к плугу спереди упряжены две веревки, а далее они свиты в одно целое и та цельная веревка уходила по земле в помещение мельницы. Эта веревка делала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. А за плугом шел малый лет не более пятнадцати и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела вдоль тела.

Я подошел к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. Пахарю и правда шел шестнадцатый год, и он был сухорукий: потому он и пахал с натужением. Мельница находилась близко от пахоты – саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надежной веревки.

Заинтересовавшись, я пошел на мельницу и узнал весь способ запашки сухорукого малого. Дело было простое, однако же по рассудку и по нужде правильное. Внутри мельницы другой конец той рабочей веревки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жернов. Теперь жернов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. А веревка, накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. Тут же по верхнему жернову неугомонно ходил навстречу круга другой человек; он сматывал веревку обратно и бросал ее наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца веревки, чтобы шло натяжение плуга.
Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный.

Я опять направился наружу. Скоро плуг подошел близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и упряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.
Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из нее за собой другой конец веревки. Потом вместе с пахарем они вдвоем поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь плуг и начать свежую борозду.

Они, оказывается, мягчили почву под огород. Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только малолетних детей и престарелых стариков и старух. Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.
– Нас тут двое работников на всем нашем погорелом селе, – сказал мне сухорукий. – Мы одни и можем еще терпеть работу, а у других силы нету – они маленькие дети. А старым каждому по семьдесят лет и поболее. Вот мы и делаем вдвоем запашку на всех. Мы здесь посеем огородные культуры.
– А сколько ж у вас всего-то душ едоков? – спросил я.

– Всего-то немного: сорок три души осталось, – сообщил мне сухорукий. – Нам бы только до лета дожить… Но мы доживем: нам зерновую ссуду дали. Как покончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнем делать – легче будет, а то силы мало: у меня одна рука, у того грудь болит… Нам зерно надо с базы возить – от нас тридцать два километра.

– А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? – спросил я.
– Не осталось, – сказал мне он. – Скотину немцы поели, лошади пали на ихней работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.
– Проживете теперь? – спросил я у него.

– Отдышимся, – сказал мне парень. – У нас желание есть, видишь – пашем вот вдвоем да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять – пятнадцать, а где их взять!..
– А это кто же вам придумал такую пахоту? – спросил я.

– Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит – всю вселенную знает. Он нам сказал – как надо, а мы сделали. С ним не помрешь. Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться. Слова да гуторы доведут до каморы. И жалко мне было сразу разлучаться с этим пахарем. Тогда – что же мне делать? – я поцеловался с ним на прощанье, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного немца. Мы с пахарем живем одним делом.

Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Я шел уже не в первый раз, а в четвертый, но в прежние случаи мы на месте обороны стояли: откуда ушел, туда и ступай. А тут нет.
Иду я обратно к переднему краю и чувствую, что блуждаю. Однако иду пока, чтоб найти место, где верно будет спросить.
И вижу я ветряную мельницу при дороге. В сторону от мельницы было недавно какое-то село, но оно погорело в уголь, и ничего там более нету. Но мельница тихо кружится по воздуху. Неужели, думаю, там помол идет? Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них. Значит, думаю, нужно солдату вперед скорее ходить, потому что позади него для народа настает мир и трудолюбие.
Подле мельницы я увидел, как крестьянин пашет землю. Я остановился и долго глядел на него: мне нравится хлебная работа в поле. Крестьянин был малорослый и шел за однолемешным плугом натужливо, как неумелый или непривычный. Тут я сразу сообразил один непорядок, а сначала его не обнаружил. Впереди плуга не было лошади, а плуг шел вперед и пахал, имея направление вперед на мельницу. Я тогда подошел к пахарю ближе на проверку, чтобы узнать всю систему его орудия. На подходе к нему я увидел, что к плугу спереди упряжены две веревки, а далее они свиты в одно целое и та цельная веревка уходила по земле в помещение мельницы. Эта веревка делала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. А за плугом шел малый лет не более пятнадцати и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела вдоль тела.
Я подошел к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. Пахарю и правда шел шестнадцатый год, и он был сухорукий: потому он и пахал с натужением. Мельница находилась близко от пахоты – саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надежной веревки.
Заинтересовавшись, я пошел на мельницу и узнал весь способ запашки сухорукого малого. Дело было простое, однако же по рассудку и по нужде правильное. Внутри мельницы другой конец той рабочей веревки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жернов. Теперь жернов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. А веревка, накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. Тут же по верхнему жернову неугомонно ходил навстречу круга другой человек; он сматывал веревку обратно и бросал ее наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца веревки, чтобы шло натяжение плуга.
Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный.
Я опять направился наружу. Скоро плуг подошел близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и упряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.
Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из нее за собой другой конец веревки. Потом вместе с пахарем они вдвоем поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь плуг и начать свежую борозду.
Они, оказывается, мягчили почву под огород. Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только малолетних детей и престарелых стариков и старух. Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.
– Нас тут двое работников на всем нашем погорелом селе, – сказал мне сухорукий. – Мы одни и можем еще терпеть работу, а у других силы нету – они маленькие дети. А старым каждому по семьдесят лет и поболее. Вот мы и делаем вдвоем запашку на всех. Мы здесь посеем огородные культуры.
– А сколько ж у вас всего-то душ едоков? – спросил я.
– Всего-то немного: сорок три души осталось, – сообщил мне сухорукий. – Нам бы только до лета дожить... Но мы доживем: нам зерновую ссуду дали. Как покончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнем делать – легче будет, а то силы мало: у меня одна рука, у того грудь болит... Нам зерно надо с базы возить – от нас тридцать два километра.
– А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? – спросил я.
– Не осталось, – сказал мне он. – Скотину немцы поели, лошади пали на ихней работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.
– Проживете теперь? – спросил я у него.
– Отдышимся, – сказал мне парень. – У нас желание есть, видишь – пашем вот вдвоем да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять – пятнадцать, а где их взять!..
– А это кто же вам придумал такую пахоту? – спросил я.
– Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит – всю вселенную знает. Он нам сказал – как надо, а мы сделали. С ним не помрешь. Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.
Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться. Слова да гуторы доведут до каморы. И жалко мне было сразу разлучаться с этим пахарем. Тогда – что же мне делать? – я поцеловался с ним на прощанье, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного немца. Мы с пахарем живем одним делом.

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте А. П. Платонов поднимает проблему преодоления жизненных трудностей в годы войны.

В истории нашей страны было огромное количество военных конфликтов, которые затрагивали жизни простых людей, и судьба им приготовила нечеловеческие испытания. Рассказывая о жизни русских людей на войне в годы Великой Отечественной вонй ы, Платонов обращает внимание читателя на стойкость и преданность нашего народа. Так, автор анализируемого текста описывает детей на войне, используя эпитеты в предложении 22 («истощалый и немощный»). Они позволяют показать писателю, что дети, несмотря на свой возраст и физическое истощение, тоже делают всё возможное, чтобы выжить в это непростое время. Иллюстрируя действия людей на войне (предложение 59) , Платонов использует противопоставление , чтобы продемонстрировать взаимоподдержку солдат и тружеников тыла.

Я полностью разделяю позицию А. П. Платонова. На мой взгляд, усилия, приложенные русскими людьми в годы Велиокой Отечественной войны, сильно поспособствовали победе в войне.

На уроках литературы я познакомился с произведениями, поднимающими проблему жизненных трудностей в годы войны. Обратимся к «Повести о настоящем человеке», написанной Борисом Полевым. Автор рассказывает о советском летчеке Алексеее Мересьеве, который оказывается подбитым немцами. Очутившись в лесу, он, голодный и израненный, чудом добираеся до ближайшего населенного пункта, откуда его отправляют в военный госпиталь. Доктор со

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Когда свои войска наступают, солдату не с руки бывает попадать в тыловой госпиталь. Лучше всегда на месте, в медсанбате, свою рану перетерпеть. Из госпиталя же долго нужно идти искать свою часть, потому что она, пока ты в госпитале томился, уже далеко вперед ушла.

Шел я однажды из госпиталя в свою часть и увидел ветряную мельницу при дороге. В сторону от мельницы было недавно какое-то село, но оно погорело. На мельнице три крыла целые, а остальные повреждены.

Ну, я гляжу, мельница тихо кружится по воздуху. Неужели, думаю, там помол идет? Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них. Подле мельницы я увидел ещё, как крестьянин пашет землю под озимь.

Крестьянин был малорослый и шел за плугом натужливо, как неумелый или непривычный. Тут я заметил, что впереди плуга не было лошади, а плуг шел вперед и пахал, имея направление вперед, на мельницу. Я тогда подошел к пахарю ближе и увидел, что к плугу спереди упряжены две веревки, а далее они свиты в одно целое, и та веревка уходила по земле в помещение мельницы. Эта веревка давала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. А за плугом шел малый, лет не более пятнадцати, и держал плуг за рукоятку одной своей цравой рукой, а левая рука у него висела свободно, как сухорукая.

Я подошел к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. Пахарю и правда шел шестнадцатый год, и он был сухорукий. Мельница находилась близко от пахоты - саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надежной веревки. Я пошел на мельницу и узнал весь способ запашки. Дело было простое. Внутри мельницы другой конец той рабочей веревки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жернов. Теперь жернов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. А веревка накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. Тут же по верхнему жернову неугомонно ходил навстречу кругу другой человек. Он сматывал веревку обратно и бросал ее наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца веревки, чтобы шло натяжение плуга.

Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный. Я опять направился наружу. Скоро плуг подошел близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку. Пряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве. Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из нее за собой другой конец веревки. Потом вместе с пахарем они вдвоем поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь там плуг снова и начать свежую борозду. Я им тут помог.

Больной малый после упряжки плуга опять пошел на мельницу на свое занятие, и работа немного погодя началась снова. Я тогда сам взялся за плуг, и пошел в пахоте, а сухорукий следовал за мной и отдыхал.

Они, оказывается, мягчили почву под огород на будущее лето. Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только малолетних детей и изнемогших от возраста стариков и старух. Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного.

Нас тут двое работников во всем нашем погорелом селе, - сказал мне сухорукий. - Мы одни и можем еще терпеть работу, а у других силы нету - они маленькие дети. А старым каждому по семьдесят лет и поболее. Вот мы и делаем вдвоем запашку на всех.
- А сколько ж у вас всего-то душ едоков? - спросил я у сухорукого парня.
- Всего сорок три души осталось, - сообщил мне сухорукий. - Нам бы только до лета дожить... Но мы доживем: нам зерновую ссуду дали. Как закончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнем делать: легче будет, а то силы мало - у меня одна рука, у того грудь болит... Нам зерно надо с базы возить - за тридцать два километра.
- А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? - спросил я у сухорукого.
- Не осталось. Скотину немцы поели, лошади пали на работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.
- Проживете теперь? - спросил я.
- Отдышимся, - ответил мне сухорукий. - У нас желание есть: видишь - пашем вот вдвоем да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять - пятнадцать, а где их взять! Кое-кто от немцев с дороги сбежит - тот воротится, запашку с весны большую начнем, ребятишки расти будут... Старики вот только у нас ветхие, силы у них ушли, а думать они могут...

А это кто ж вам придумал такую пахоту? - спросил я.
- Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович. Он нам сказал - как надо, а мы сделали. С ним не помрешь. Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться. И жалко мне было сразу разлучаться с этим сухоруким пахарем. Я поцеловался с ним на прощание, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от врага. Мы с пахарем живем одним делом.

Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Поляризация - хорошо известное свойство электромагнитных колебаний размещаться в одной определённой плоскости. (2)Когда вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о линейной поляризации, вектор вращается по окружности - о поляризации круговой. (3)Вращение может происходить по часовой стрелке либо против часовой стрелки - соответственно, различаются право- и левополяризованные лучи.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Говоря об ориентации и вращении вектора электромагнитного поля, различают поляризацию линейную и круговую, право- и левополяризованные лучи.

2) Когда вращение происходит по часовой стрелке, говорят о правополяризованных лучах, когда вращение происходит против часовой стрелки - о левополяризованных лучах.

3) Вектор электрического поля волны может находиться всё время в одной плоскости, а может вращаться по окружности, следовательно, различают линейную и круговую поляризации.

4) В зависимости от ориентациии электромагнитного поля поляризация может быть линейной и круговой, в зависимости от направления вращения вектора электрического поля лучи бывают право- и левополяризованными.

5) Если вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о правополяризованных лучах.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

кроме того,

например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛЕ, -я, ср.

1) Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю.

2) Обрабатываемая под посев земля, участок земли. Ржаное п.

3) Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное, хоккейное п. Лётное п.

4) Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.). Геологи летом в поле.

5) Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Силовое п. П. тяготения.

6) перен., чего или для чего. Область деятельности, поприще. Обширное п. деятельности.

7) Основной цвет, фон под узором. Жёлтые цветы по голубому полю.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

низвЕденный

ободрИшься

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Виновник случившегося отвернулся, пряча свой ПУГЛИВЫЙ взгляд.

Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ вид.

После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.

Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.

Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

пусть ПОПРОБОВАЕТ

из белого ТЮЛЯ

нет спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Капри расположено в Тирренском море - самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.

2) Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

3) В журнале «Этнографическом обозрении» Д. Н. Ушаков опубликовал статьи о поверьях русских крестьян.

4) И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

5) Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.

6) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполняют методом лазерного гравирования.

7) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

8) Все, кто вспоминал А. П. Чехова, отмечали его интеллигентность.

9) Вспоминая о том, как создавался роман «Анна Каренина», Л. Н. Толстой говорил, что главной в произведении для него была «мысль семейная».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

просл..влял

возр..ждение

дов..рять

погл..тить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..скочил, о..бросил

пр..вратил, пр..высил (скорость)

и..брать, ра..пугать

н..право, п..днимать

пр..берёг, пр..одолел

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

капризн..чать

неулыбч..вый

сирен..вый

угодл..вый

подмарг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

получ..нный

знач..мый

подозрева..мый

помо..шь (руки)

обогрева..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Надеяться на чудо нам (НЕ)ПРИХОДИЛОСЬ, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.

Эта задача так и (НЕ)РЕШЕНА учениками.

(НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.

С утра до утра шёл (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

(В)ВИДУ сложности предстоящего маршрута было решено (ВСЁ)ТАКИ не включать подростков в состав туристической группы.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.

4) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

5) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите дифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди поэтов Серебряного века А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Шёл я однажды из госпиталя в свою часть и увидел ветряную мельницу при дороге. (2)В стороне от мельницы было ещё недавно какое-то великое село, но оно погорело, и ничего там более нету. (3)На мельнице три крыла целые, а остальные повреждены. (4)Ну, я гляжу, мельница тихо кружится по воздуху. (5)Неужели, думаю, там помол идёт? (6)Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них.

(7)Подле мельницы я увидел ещё, как крестьянин пашет землю под озимь. (8)Крестьянин был малорослый и шёл за плугом натужливо, как неумелый или непривычный. (9)Тут я заметил, что впереди плуга не было лошади, а плуг шёл вперёд и пахал, имея направление на мельницу. (10)Я тогда подошёл к пахарю ближе и увидел, что к плугу спереди упряжены две верёвки, а далее они свиты в одно целое, и та цельная верёвка уходила по земле в помещение мельницы. (11)Эта верёвка давала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. (12)А за плугом шёл малый, лет не более пятнадцати, и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела свободно, как сухорукая.

(13)Я подошёл к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. (14)Пахарю и правда шёл шестнадцатый год, и он был сухорукий. (15)Мельница находилась близко от пахоты - саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надёжной верёвки.

(16)От своего интереса я пошёл на мельницу и узнал весь способ запашки. (17)Дело было простое и правильное. (18)Внутри мельницы другой конец той рабочей верёвки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жёрнов. (19)Теперь жёрнов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. (20)А верёвка накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. (21)Тут же по верхнему жёрнову неугомонно ходил навстречу кругу другой человек, он сматывал верёвку обратно и бросал её наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца верёвки, чтобы шло натяжение плуга.

(22)Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный.

(23)Я опять направился наружу. (24)Скоро плуг подошёл близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и пряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.

(25)Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из неё за собой другой конец верёвки. (26)Потом вместе с пахарем они вдвоём поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь там плуг снова и начать свежую борозду. (27)Я им тут помог. (28)Сам взялся за плуг и пошёл в пахоте, а сухорукий следовал за мной и отдыхал.

(29)Они, оказывается, мягчили почву под огород на будущее лето. (30)Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только нерабочие души: малолетних детей и изнемогших от возраста стариков и старух. (31)Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. (32)Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.

- (33)Нас тут двое работников во всём нашем погорелом селе, - сказал мне сухорукий. - (34)Мы одни и можем ещё терпеть работу, а у других силы нету - они маленькие дети. (35)А старым каждому по семьдесят лет и поболее. (36)Вот мы и делаем вдвоём запашку на всех, мы здесь посеем огородные культуры.

- (37)А сколько ж у вас всего-то душ едоков? - спросил я у сухорукого парня.

- (38)Всего-то немного: сорок три души осталось, - сообщил мне сухорукий. - (39)Нам бы только до лета дожить... (40)Но мы доживём: нам зерновую ссуду дали. (41)Как закончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнём делать: легче будет, а то силы мало - у меня одна рука, у того грудь болит... (42)Нам зерно надо с базы возить - от нас тридцать два километра.

- (43)А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? - спросил я тут у сухорукого.

- (44)Не осталось. (45)Скотину немцы поели, лошади пали на работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.

- (46)Проживёте теперь? - я у него спросил.

- (47)Отдышимся, - ответил мне сухорукий. - (48)У нас желание есть: видишь - пашем вот вдвоём да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять - пятнадцать, а где их взять! (49)Кой-кто от немцев с дороги сбежит - запашку с весны большую начнём, детишки расти будут... (50)Старики вот только у нас дюже ветхие, силы у них ушли, а думать они могут...

- (51)А это кто ж вам придумал такую пахоту? - спросил я.

- (52)Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит - всю вселенную знает. (53)Он нам сказал - как надо, а мы сделали. (54)С ним не помрёшь. (55)Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

(56)Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться.

(57)И жалко мне было сразу разлучаться с этим сухоруким пахарем.

(58)Я поцеловал его на прощание, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. (59)Он кормит мир, а я берегу его от врага. (60)Мы с пахарем живём одним делом.

(По А. П. Платонову)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пахарем, которого встретил рассказчик, был пятнадцатилетний сухорукий крестьянин, оставленный немцами в селе из-за своей инвалидности.

2) Немцы угнали из села всех взрослых людей, за исключением маленьких детей и больных чахоткой.

3) Дед Кондрат Ефимович придумал, как при помощи верёвки, привязанной к мельничному валу, тянуть пахотный плуг.

4) Там, где не хватало верёвки, пахарь запрягал в плуг единственного в селе племенного жеребца.

5) Единственное, на что рассчитывали пахарь и его напарник на мельнице, - это прокормить себя.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8, 12 и 22 содержится описание.

2) Предложения 18-21 объясняют содержание предложений 16, 17.

3) Предложения 23, 24 содержат рассуждение.

4) В предложениях 25-28 содержится повествование.

5) В предложениях 48-49 представлено описание.

23. Из предложений 47-50 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Герой текста А. П. Платонова "Ветер-хлебопашец" поражается встретившимся ему жителям села. Лучше узнать об их жизни помогает особая форма речи - (А)___ (предложения 33-55). Речи юного пахаря свойственна непринуждённость и в то же время серьёзность, что достигается за счёт использования таких лексических средств, как (Б)___ ("погорелом" в предложении 33, "нету" в предложении 34, "не помрёшь" в предложении 54) и (В)___ ("культуры" в предложении 36, "на шариковых подшипниках" в предложении 41). Описывая столь необычного пахаря, автор использует синтаксическое средство - (Г)____ ("как неумелый или непривычный" в предложении 8, "как сухорукая" в предложении 12)».

Список терминов:

1) метафора

3) противопоставление

4) фразеологизмы

5) разговорные и просторечные слова

6) сравнительный оборот

7) риторическое обращение

8) градация

9) специальная лексика

Вариант 24

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

чтобызато

низведённый

123 или любая комбинация этих цифр

гарантированный

попробует

1234 или любая комбинация этих цифр

произошёл

превратилпревысил

245 или любая комбинация этих цифр

сиреневый

значимый

детишкистарики

непробудная

234 или любая комбинация этих цифр

Проблема

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.

2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Андрей Платонов
Ветер-хлебопашец

Когда свои войска наступают, солдату не с руки бывает попадать в тыловой госпиталь по нетрудному ранению. Лучше всего на месте в медсанбате свою рану перетерпеть. Из госпиталя же долго нужно идти искать свою часть, потому что она, пока ты в госпитале томился, уже далеко вперед ушла, да еще ее вдобавок поперек куда-нибудь в другую дивизию переместили: найди ее тогда, а опоздать тоже нельзя – и службу знаешь, и совесть есть.

Шел я однажды по этому делу из госпиталя в свою часть. Я шел уже не в первый раз, а в четвертый, но в прежние случаи мы на месте обороны стояли: откуда ушел, туда и ступай. А тут нет.

Иду я обратно к переднему краю и чувствую, что блуждаю. Однако иду пока, чтоб найти место, где верно будет спросить.

И вижу я ветряную мельницу при дороге. В сторону от мельницы было недавно какое-то село, но оно погорело в уголь, и ничего там более нету. Но мельница тихо кружится по воздуху. Неужели, думаю, там помол идет? Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них. Значит, думаю, нужно солдату вперед скорее ходить, потому что позади него для народа настает мир и трудолюбие.

Подле мельницы я увидел, как крестьянин пашет землю. Я остановился и долго глядел на него: мне нравится хлебная работа в поле. Крестьянин был малорослый и шел за однолемешным плугом натужливо, как неумелый или непривычный. Тут я сразу сообразил один непорядок, а сначала его не обнаружил. Впереди плуга не было лошади, а плуг шел вперед и пахал, имея направление вперед на мельницу. Я тогда подошел к пахарю ближе на проверку, чтобы узнать всю систему его орудия. На подходе к нему я увидел, что к плугу спереди упряжены две веревки, а далее они свиты в одно целое и та цельная веревка уходила по земле в помещение мельницы. Эта веревка делала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. А за плугом шел малый лет не более пятнадцати и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела вдоль тела.

Я подошел к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. Пахарю и правда шел шестнадцатый год, и он был сухорукий: потому он и пахал с натужением. Мельница находилась близко от пахоты – саженей в двадцать всего,

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".