Причины создания и особенности деятельности ордена доминиканцев. История создания ордена. Святые и блаженные доминиканцы

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе, в 1216 году утвержден папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви святого Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою. В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку, которая несет во рту горящий факел (отсюда и название их «Псы господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

На конец XX века в мире существуют 634 доминиканских монастыря, в которых находятся около 7000 монахов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся - что объясняется составом ордена - более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. СПб, 1912

Когда в 1221 году Доминик, в качестве генерала, председательствовал на 2-м общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.

Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении.

Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена.

В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции.

Г.Ч.Ли. История инквизиции в средние века в 2 томах. СПб, 1911

Далее читайте:

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Доминиканец в облачении

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты . Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса , Болонье для Италии , Кельне для Германии и Оксфорде для Англии . Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года , на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский . Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

Ссылки

  • Генеральный викариат Украины и России ордена доминиканцев св. Михаила Архангела (англ.) (польск.) (рус.) (укр.)
  • Официальная страница Ордена доминиканцев (англ.) (исп.) (фр.)
  • (рус.)

Доминиканский орден (лат. Ordo fratrum praedicatorum) является католическим и относится к одному из братств, проповедующих отказ от материальных благ и жизнь во славу Бога. Основан Доминго де Гузманом, монахом испанского происхождения, в 13 столетии. Другое название — Орден братьев-проповедников — было дано ему

Ордена францисканцев и доминиканцев

Эпоха возникновения нищенствующих орденов пришлась на конец 12 — начало 13 ст. В это время католическая церковь нуждалась в догматиках, которые вели бы постоянную непримиримую борьбу с ересями и еретиками.

Рассказ об орденах францисканцев и доминиканцев следует начать с того, что в эту эпоху появилась необходимость в священниках, которые бы не занимались светскими делами и вели роскошную жизнь, а, наоборот, презирали блага и были способны продемонстрировать простым людям свою чистоту веры на личном примере. Оба ордена стали известны своей строгостью и категорическим отрицанием и отречением от мирских благ.

Был создан в 1209 г. сыном богатого ассизского купца Джованни Бернардоне, который, будучи странствующим проповедником, объединил вокруг себя своих единомышленников и последователей в Италии около города Ассизи. Прозвище «Франциск» он получил за употребление французских слов в своих проповедях.

Основатель францисканцев выступал против стяжательства представителей католической церкви, продажи должностей и индульгенций. Из-за этого ему одно время запрещали проповедовать, однако в 1210 г. разрешили. Устав Ордена был основан на послушании, целомудрии и нищенском существовании, он был одобрен Папой Иннокентием 3-м. Традиционной стало просторное коричневое одеяние с капюшоном.

О популярности францисканцев свидетельствуют данные о широком распространении монастырей: уже к 1264 г. их насчитывалось 8 тыс., а количество монахов достигло 200 тыс. К началу 18 в. Орден насчитывал 1700 монастырей и 25 тыс. братьев. Францисканцами была создана система богословского образования, они активно занимались миссионерством и исследованиями.

Оба ордена — францисканцев и доминиканцев — были наделены Папой Римским функциями инквизиторской деятельности, которую активно осуществляли в европейских странах на протяжении многих лет, используя казни и пытки. Но в основном их деятельность была направлена на миссионерскую и проповедническую работу, развитие образования и науки.

Жизнь Св. Доминика

Основателем Ордена монахов-доминиканцев стал испанец Доминго де Гузман, который родился в 1170 г. в испанском городе Калереге. Его мать была известной благотворительницей, которая помогала бедным. Отец — дворянин Феликс де Гузман, его старшие сыновья последовали за своим братом и также вступили в Орден, позднее их примеру последовали 2 племянника.

Матери Доминго накануне основания Ордена приснился пророческий сон: из ее чрева вышла собака, держащая в пасти горящий факел, которому предстояло «зажечь» весь мир, а во лбу своего сына она увидела звезду.

Для обучения мальчика отправили к дяде, служившему приходским священником, где он провел 7 лет. Уже в те годы он проявлял аскетические наклонности, отказывался от комфортного ночного сна в кровати и предпочитал спать на полу.

В 14 лет он поступил в университет в Паленсии (королевство Леон). Это были годы, когда в Европе свирепствовал голод. И будущий основатель ордена продал свое имущество и книги, чтобы помогать милостыней бедным жителям. 6 лет он занимался изучением философии, культуры и искусства, музыки и пения.

В 1190 г. Доминика назначили канониром в Осме, расположенном недалеко от Каллерега, где он продолжил свои теологические исследования. Он был рукоположен в священники и прослужил здесь 9 лет. Все годы он много читал, живя в святости.

В 1203 г. он сопровождал епископа Диего в поездке в Лангедок для помощи в организации свадьбы короля. В этой поездке Доминик был возмущен большим количеством еретиков во Франции и поэтому примкнул по своим убеждениям к альбигойцам, где и получил название «Брата Доминика». Цистерцианцы переходили из города в город, проповедуя скромность и благородство. В одном из городов судьи провели «испытание огнем», пытаясь уничтожить рукописи, написанные Домиником и его противниками. И чудесным образом его тексты трижды вылетали нетронутые из пламени. Такое же чудо произошло и в Монреале.

Альбигойцы придерживались строгих правил, однако Доминик превзошел их своими стремлениями к жертвенности. Питался он в основном сушеной рыбой, хлебом и супом, вино разбавлял водой. Носил жесткую власяницу и цепь вокруг талии, спал очень мало и только на полу. При этом он был благожелателен и проявлял снисходительность к другим людям.

В 1206 г. после видения на праздник Святой Магдалины в городке Пруйль Св.Доминик понял, что он должен создать здесь женский монастырь, для чего в ближайшее время смог собрать 8 молодых монахинь. Первый доминиканский женский монастырь открылся 27 декабря 1206 г., их покровительницей стала Мария Магдалина.

В 1207 г., после смерти епископа Диего, Доминик собрал вокруг себя небольшую группу проповедников, которые примкнули к монастырю в Пруйле. Епископ Тулузы Фолкес и св. Доминик ходатайствовали к Папе римскому об образовании нового сообщества проповедников.

История создания ордена

В 1214 г. в южном французском городе Тулуза вокруг монаха Св. Доминика собралась община единомышленников, целью которых было проповедование Евангелие и приведение людей к Богу при помощи личного примера. Начальной целью основания был поход против альбигойцев. Эти действия растянулись впоследствии на 20 лет и привели к уничтожению нескольких тысяч людей, объявленных еретиками.

В 1215 г. Св. Доминик в Риме повстречался с Франциском Ассизским, основателем Ордена францисканцев. Они нашли много общего в вере и любви к Богу, которую проповедовали францисканцы и доминиканцы, ведя нищенскую и аскетичную жизнь. Братья обоих орденов несли простым людям слово Божие, способствовали распространению христианской веры и выступали против ереси.

Еще при жизни Доминик, имея на руках подготовленный устав Ордена доминиканцев, отправился в Рим для папского подтверждения. Однако по приезду выяснилось, что Иннокентий скончался. И только следующий Папа Римский утвердил устав Доминиканского Ордена в январе 1216 г. и взял его под свое покровительство. На тот момент в нем насчитывалось 16 братьев.

Доминика он вначале оставил на должности богословского советника в папском дворце, который также занимался и цензурой книг. В этом же году Св.Доминик совершил паломничество к великим христианским святыням. Находясь в базилике Св. Петра он получил видение, в котором апостолы Петр и Павел вручили ему книгу и повелели его проповедовать слово Божие как избранному для этой работы.

«Сеять семена слова Божьего…»

Когда папа Гонорий 3-й разрешил Доминику вернуться в Тулузу в мае 1217-го, состоялось его воссоединение с братьями по ордену. Основатель его представлял Орден Доминиканцев как возможность проповедования всему миру Евангелие в целях поиска и присоединения все новых своих последователей.

Перед началом большого похода все члены Ордена собрались в церкви Богородицы, где Св.Доминик ошеломил всех прихожан необычайной проповедью. Именно поэтому его изображение часто рисуют на картинах Успения Пресвятой Богородицы.

Пророчество апостолов исполнилось в полной мере: братья не рассеялись по свету, а приумножили свое количество. Достаточно быстро монастыри нищенствующих братьев-проповедников стали появляться на территории Франции, Испании и Италии, а затем и в остальных странах Средневековой Европы.

Для членов своего ордена Св.Доминик всегда был образцом для подражания. Он по-прежнему практиковал умерщвление плоти и бичевал себя до крови трижды каждую ночь: один раз для своего спасения, второй — за грешников, третий — за ушедших душ. Другие доминиканцы также делают это. В своих молитвах основатель ордена всегда обращался к Богу, оплакивая грешников.

Путешествие по Италии

Решением Доминика все братья были направлены в различные регионы Европы для расширения деятельности Ордена: 7 человек поехали в Парижский университет, 2 — в Сен-Ромен, 4 — в Испанию. В октябре 1217 г. Доминик вместе с сопровождающим направились в Рим пешком: они шли босиком, питались подаянием, ночевали в домах благочестивых жителей, рассказывая всем желающим о братстве и Боге. По мере продвижения к ним стали присоединяться желающие вступить в Доминиканский орден, количество последователей которого быстро увеличивалось.

После прихода в Рим, с разрешения папы Гонория братству была отдана старинная церковь Св. Сикстуса на Аппийской дороге вместе с постройками. На пожертвования верующих территорию братства расширили, чтобы здесь смогли жить монахи. Монастырь в Сан-Систо рос быстро, и в 1220 г. его возглавила Мать Бланш, а братья по Ордену переехали в старую Базилику Санта-Сабины, которая была им пожертвована Папой Римским. С тех пор управление Орденом на протяжении многих веков осуществлялось именно оттуда. Здесь же собралось первое Генеральное собрание Ордена Доминиканцев, второе — состоялось через год в Болонье. На них было решено, что все члены братства должны отказаться от своего имущества и жить только подаянием.

Последующие годы Св.Доминик активно проповедовал свои идеи, путешествуя по Италии, Франции и Испании. Он занимался основанием новых монастырей и посещением уже работающих, активно проповедуя свои взгляды и обличая еретиков. В каждом городке и селении он исповедовал всех желающих и объяснял «Слово Божие». Ночи проходили в молитве, а спал он всегда на голом полу. Постепенно его здоровье ухудшалось.

Последние годы жизни

К этому времени слава и усилия проповедников Доминиканцев увенчались большим успехом: в 8 провинциях Европы появились их монастыри. Летом 1221 г. на пути между Венецией и Болоньей Доминик подхватил сильную лихорадку из-за жаркой и влажной погоды и слег. Последние дни он находился в помещении конвента Св. Николая среди своих братьев и единомышленников.

В последние часы своей жизни Св. Доминик завещал своим братьям свято верить в Бога, соблюдать правила добровольной нищеты, подавая милостыню всем нищим. Он пообещал стать полезными для Ордена и после смерти и помогать делу даже более эффективно, чем при жизни. Доминик выразил желание быть похороненным «под ногами» своих братьев. В пятницу 6 августа 1221 г. в 6 часов вечера в возрасте 51 года он умер, протянув руки к небу со словами веры на устах.

С тех пор в этот день верующие отмечают праздник Преображения. Уже после смерти Доминика произошло странное событие. В 1233 г. его мощи было решено перевезти, после поднятия каменной крышки гроба в воздухе распространился нежный сладкий аромат, что посчитали чудом. Через год после этого Доминик был канонизирован церковью в Святые, его праздник отмечается 8 августа.

Герб и устав Ордена Проповедников

Существует несколько вариантов герба Ордена Доминиканцев: один черно-белый, где вокруг креста расположен девиз: «Восхвалять, благословлять, проповедовать!» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare). На другом изображена собака, несущая в пасти зажженный факел, что символизирует двойное предназначение ордена: нести просвещение в мир с помощью проповедования Божественной Истины и охранять веру католической Церкви от ереси. Благодаря этому появилось и второе неофициальное название ордена: «Псы Господни» (лат. Domini Cane).

Папа Римский утвердил устав доминиканского Ордена в январе 1216 г. и дал ему второе название «Ордена Проповедников». Во главе его становился избиравшийся пожизненно генеральный магистр, однако позднее для него был принят фиксированный срок. Также был основан в каждой стране провинциальный приор и общежитие для монахов. Общее собрание должно было проводиться каждые 3 года.

Уже к 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, а к 1256 г. количество монахов в ордене достигло 7 тыс. Жесткие правила нищенствования просуществовали 200 лет, и только в 1425 г. папа Мартин 5-й отменил правила Ордена Проповедников об отказе от имущества.

Традиционное облачение монахов-доминиканцев: белая туника, кожаный пояс с висящими четками, белая пелерина с капюшоном, сверху одевался черный плащ. После вступления в Орден все члены именуются братьями, принимая обет бедности. Данный обет означает полное отречение от любого имущества, после чего доминиканец должен был вести активную религиозную деятельность в мире, и мог существовать только на подаяние добрых людей. В обязанности братьев входили проповеди, исповедь и миссионерская деятельность.

В эпоху процветания в Доминиканском Ордене насчитывалось около 150 тыс. членов в 45 провинциях Европы и Азии. Главной задачей братьев оставалась миссионерская деятельность среди неверующих людей. Большое внимание уделялось церковным проповедям и богословию.

Орден доминиканцев с точки зрения педагогики

Начиная с первого общежития монахов в Тулузе, Доминик уделял большое внимание образованию своих братьев. На территории была своя библиотека, состоящая преимущественно из книг, подаренных епископом. Все новые члены братства начинали обучаться в епархиальной школе, которую возглавил А.Ставенсби, будущий архиепископ Кентерберийский.

При этом большое внимание уделялось духовной жизни братьев: теологическому, богословскому и лингвистическому образованию, созерцанию и апостолической деятельности. Доминик считал, что все братья должны получить степень бакалавра.

Начиная с 13 ст., когда была развернута широкая миссионерская деятельность по созданию монастырей, Орден постановил, что в каждом из них обучением должен заниматься преподаватель. Благодаря такому правилу, братья считались самыми образованными среди монахов, черпая знаний у известных профессоров и в среде студентов.

Орден доминиканцев с точки зрения педагогики играл большую роль, давая образование всем желающим примкнуть к данному братству. Была создана разветвленная сеть школ нескольких ступеней при монастырях, что позволяло готовить проповедников из своих рядов независимо от университетов. Существовали школы «средней ступени» для начального и «высшей ступени» для завершения образования. Акцент на учебе стал неотъемлемым правилом образования доминиканцев. В Орден со временем вступили некоторые профессора и ученые.

Специальные учебные заведения доминиканцев были созданы во многих городах Европы: Кельне, Болонье, Оксфорде и т.д. Начиная с 1256 г., папа Александр 4-й разрешил представителям Ордена францисканцев преподавать в университетах. Такая политика продолжалась и в отношении других братств. Со временем многие доминиканцы и францисканцы стали преподавателями и философами в учебных заведениях Европы, некоторые возглавляли кафедры богословия в крупнейших университетах Парижа, Праги и Падуи.

В 1232 г. была Папа Римский передал в ведение Ордена Доминиканцев инквизицию именно благодаря прекрасной образованности его членов и широкой эрудированности.

Знаменитые ученые и общественные деятели, которые прошли все ступени обучения в Ордене: Альберт Великий и Фома Аквинский, Джироламо Савонарола, Таулер и другие. Среди доминиканцев были и знаменитые художники: Фра Анжелико (1400-1455) и Фра Бартоломео (1469-1517), а также испанский инквизитор Т. Торквемада, создатель произведения «Молот ведьм» Я. Шпренгер.

Миссионерская деятельность

Главной целью Доминиканского Ордена было проповедование своих идей и приумножение числа последователей, основание новых монастырей и обителей. Среди славянских народов доминиканцы появились под предводительством Гиацинта Одровонжа, который впоследствии возглавил Польскую провинцию Ордена. Первые монастыри братьев были основаны в Киеве в 1240-е годы, а затем появились в Чехии и Пруссии.

Постепенно Доминиканский Орден развернул миссионерскую деятельность не только в Европе, но и в Азии и на Дальнем Востоке. После открытия Колумбом Нового Света, миссионеры-доминиканцы проповедовали Благую Весть американским индейцам, защищая их от действий колонизаторов. Самыми прославленными из них были Бартоломео де Лас Касас и Св. Людовик Бертранд.

Женская ветвь доминиканцев

В литературе, посвященной истории Церкви, используется также название «Второй орден» для женской ветви доминиканцев. Женские монастыри для доминиканок были учреждены еще Св. Домиником в начале 13 в. Одежда сестер — традиционная белая с черным плащом, основное занятие - рукоделие (шитье, вышивание и др.). Уже в 1259 г. «Второй Орден» принял строгий устав, однако позднее его условия смягчили.

Среди доминиканок самой известной стала Екатерина Сиенская (1347-1380), которая проводила активную миротворческую и политическую деятельность, занималась написанием сочинений. Самое известное из них «Диалоги о Провидении Божьем».

Доминиканцы в 20-21 ст.

В 20 столетии в рядах Ордена происходила реорганизация: были пересмотрены Конституция и правила, литургическая сторона жизни. Основной деятельностью остаются миссионерство и проповедование, их монастыри расположены в 40 странах мира, а доминиканец Г.Пир получил в 1958 г. Нобелевскую премию за гуманитарную работу, проводимую среди беженцев.

По современным данным Доминиканский Орден насчитывает около 6 тыс. мужчин-монахов и 3700 монахинь, а также 47 провинций и 10 викариатов. По прошествии 8 столетий существования братства его последователи в подражание святым апостолам живут общинами, соблюдая обеты бедности, послушания и целомудрия.

Просвещая всех и обучая любви и взаимной ответственности, члены Ордена проповедуют в мире Евангелие и стараются противостоять заблуждениям, совершенствуя умение отделять правду и ложь.

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Доминиканец в облачении

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты . Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса , Болонье для Италии , Кельне для Германии и Оксфорде для Англии . Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года , на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский . Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию, церковной истории и праву. Последние два - углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Облачение - белая туника, кожаный пояс с чётками, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

  • Бл. Фра Анджелико (1400-1455) - художник эпохи Раннего Возрождения
  • Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - философ -схоласт , богослов
  • Св. Доминик (1170-1221) - основатель ордена
  • Бл. Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский
  • Св. Маргарита Венгерская (1242-1270) - принцесса из династии Арпадов
  • Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский
  • Св. Мартин де Поррес (1579-1639) - врач, первый темнокожий американец, канонизированный католической церковью
  • Св. Раймунд де Пеньяфорт (1175-1275) - богослов и канонист
  • Бл. Генрих Сузо (1295/1297-1366) - поэт и философ-мистик
  • Св. Викентий Феррер (1350-1419) - философ, богослов и проповедник
  • Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - великий средневековый философ и богослов
  • Св. Яцек (1183/1185-1257) - миссионер

Известные доминиканцы

  • Анна Ивановна Абрикосовa (1882-1936) - деятельница Римско-католической церкви
  • Фра Бартоломео (1469-1517) - один из выдающихся представителей флорентийской школы живописи
  • Бенедикт XIII (папа римский) (1649-1730) - папа римский
  • Джордано Бруно (1548-1600) - учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог , энциклопедист , философ и педагог
  • Луис де Гранада (1504-1588) - богослов и один из великих мистиков Испании
  • Томазо Кампанелла (1568-1639) - философ, писатель-утопист
  • Жорж Коттье (род. 1922) - кардинал , теолог и философ
  • Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства
  • Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа
  • Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник
  • Луис де Леон (1528-1591) - поэт-мистик, религиозный писатель, переводчик священных текстов и литературных сочинений
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Жорж Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевской премии мира ()
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - составил себе известность распространением
Девиз Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (Laudare, Benedicere, Praedicare) Основатель Святой Доминик Дата основания 1214 Год утверждения 1216 Количество монашествующих 5742 (2017) Сайт op.org

Св. Доминик

Организация

В 2017 году орден насчитывал 5742 монаха (из них 4302 священника) , служащих в 554 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины .

Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. Доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия , изучение наук, образование, борьба с ересями , миссионерская деятельность.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам святой Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII-XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация .

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании , преследования в социалистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Доминиканцы в России и на Украине

Уже в 1233 году, всего через 17 лет после утверждения Ордена, святой Гиацинт основал доминиканский монастырь в Киеве ; впрочем, миссионерская деятельность ордена не вызвала благосклонности властей. На Украине доминиканские монастыри существовали в XIII-XVIII веках, на западно-украинских землях - до 1939 года.

С 1910 года московская католичка Анна Абрикосова , вдохновлённая трудами св. Екатерины Сиенской начала проповедь католичества в кругах московской интеллигенции; в 1911 году она стала терциаркой Ордена, а в 1917 году официально оформилась терциарская община доминиканок в Москве . В советское время большая часть сестёр, включая основательницу, была арестована и репрессирована.

После распада СССР и восстановления структур Католической церкви на постсоветском пространстве деятельность Ордена в России и на Украине также была восстановлена. В настоящее время доминиканцы на этой территории представлены Генеральным викариатом Ордена проповедников в России и на Украине св. Архангела Михаила . Действует несколько доминиканских монастырей, терциарских общин; в ряде католических приходов также служат священники-доминиканцы. В России доминиканцы окормляют приход Святой Екатерины в Санкт-Петербурге , приход Божией Матери Неустанной Помощи в Петрозаводске и храм Успения Пресвятой Девы Марии в Новочеркасске .

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника , кожаный пояс с чётками, белый скапулярий , белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (