Геннадий коваленко, виктор смирнов легенды и загадки земли новгородской. Кончанские вечевые сходы Совет господ (300 золотых поясов)

«Како избра Бог страну нашу на последнее

время, и грады почаша бывати по местом,

преже Новгородчкая волость и потом

Киевская».

Русские летописцы

Приднепровский союз Руси, созданный тремя племенами: русами, полянами и северами в VI веке для защиты от нападений кочевников Причерноморской степи, могущественных обров-аваров, стал после их ухода расширять свою власть на территорию рек бассейна Днепра, а потом на полуночные страны. Покорение северных чужеродных племен проходило с помощью варягов, преимущественно западно-словенских, поскольку в Восточную Европу стало переселяться множество прибалтийских и полабских словен, называемых у нас кривичами (единокровными), родимичами (родственными), просто словенами, волынянами, вятичами.… С помощью варягов-воинов, пришедших «из-за моря», собиралась Русью и дань с подчиненных племен. К началу IX века возникла своеобразная федерация, называвшаяся «Русской землей». «В Русскую землю вошел ряд союзов словенских и инородческих племен, покоренных Русью на протяжении VII-IX веков» (Б. Рыбаков. Киевск.Русь и русск. княж-ва., с.89).

Около середины IX века в Русской земле наступил хаос. Только что собранная из разнородных племен, она полностью распалась на составные части. Импульсом для хаоса послужил погром в это время южной Приазовской Руси хазарами в союзе с греками-византийцами. Уже в середине IX века хазары наложили дани на вятичей, затем полян, северов и даже родимичей. Только русы-кияне послали хазарам вместо дани меч в знак непримиримого противоборства и войны.

Разгром на юге опорного союза Руси послужил детонатором для севера и привел к настоящей «катастрофе». В 859 году восстали все полуночные племена: «изгнаша варяги за море и не даша им дани, и начаша сами в собе володети и городы ставити!… И не бе в них правды, въста родъ на родъ..., и воевати начаша сами на ся». В итоге, вся Русская земля погрузилась в пучину всеобщего хаоса. Была она «велика и обильна, а наряда в ней – не было».

Для подавления всеобщего восстания полуночных племен варяжские новгородцы во главе с посадником Гостомыслом призвали в 862 году к себе на помощь из Западной Руси ругского князя Рюрика (Сокола) с огромным варяжским войском. Поскольку власть этого князя была общепризнанной, вполне вероятно, что Рюрик был благословен на карательный поход жрецами храма Святовита на острове Ругов. Гася всеобщее восстание племен после высадки в Ладоге, Рюрик направил дружины варягов в Полоцк (подавлять восставшую литву), Изборск (подавлять чудь), Белоозеро (весь), Ростов (мерю), Муром (мордву). Масштаб операции по «замирению» чужеродных племен, как можно видеть, был крупнейшим. Естественно, продолжалась она долго, более 20 лет. Сам Рюрик погиб «в войне в Кореле», гася там восстание корелы и еми в 879 году.

Из всего этого хаоса, раздрая и войн в известиях проглядывают сведения о появлении в полуночных странах городов («начаша городы ставити»). Они возникли после 859 года очевидно как крепости для защиты ильменских словен и кривичей (имена городов – словенские) от восставших инородцев-аборигенов. До этого времени (с VII-VIII вв.) укрепленные городки-погосты видимо представляли собой небольшие кромы-склады (фактории) для собираемой с племен дани («и не даша им дани»). Хотя призванные варяги действовали поначалу не как завоеватели, а как «помощники» ильменских словен, они в итоге круто изменили ситуацию.

В Новгороде пришедший из Ладоги Рюрик разгромил в 872-75 годах местную словенскую оппозицию во главе с Вадимом Храбрым и взял власть в свои руки. В 872 г. «оскорбишася новъгородци, глаголюще: «Яко быти нам рабомъ и много зла всячески пострадати от Рюрика и рода его». А в 875 г. «избежаше из Новагорода в Киевъ много новгородских мужей» (Никон.лет.).

Хаос середины IX века и свержение варягами-словенами местных властителей племен имели огромные последствия для всей Русской земли. Судя по описанной ситуации, именно в это время в каждом из указанных "племенных центров" была насажена власть бояр словено-варяжской Господы («яко быти всем рабом», которая много позднее обнаруживается в Новгороде («300 золотых поясов»), а также в Пскове, Ростове, Суздале… Вот когда новая городская власть стала разделять общинные земли племен в частные владения (как это было у западных словен). Именно западно-словенские варяги, резко сменив форму землевладения, принесли в 862 году на Русскую землю новый общественный строй – феодализм, хотя и своеобразный, особенный – «городской», феодально-коллективный (бояре держались вместе в городе-центре, а не рассыпались по землям в отдельных замках).

На юге борьбу за свободу словенских племен возглавил «князь рустей» Оскольд. Был он либо местным воеводой-ругом (имя – от древнего слова «сколота» - издевка, зубоскальство, или от реки Оскол), либо варягом, может быть даже присланным Рюриком («скальд» - сказитель). Видимо при Оскольде у киян, черниговцев, переяславцев, а затем и в других племенных центрах юга по примеру севера возникла также власть Господы (300 бояр), которая обнаруживается позднее у киян, рязанцев…

В итоге в русских летописях стали «пропадать» племена, а вместо них появляться города, горожане. Они и начали владеть племенными землями: вместо русов стали упоминаться кияне, вместо полян – переяславцы, вместо северов – черниговцы, у словен – новгородцы, у кривичей – полочане, смоляне, у вятичей – рязанцы, москвичи, а еще псковичи, белозерцы, ростовцы, суздальцы, галичане, володимерцы…

300 «ЗОЛОТЫХ ПОЯСОВ». ИСКОНА

Опорные грады-крепости появились еще в языческий период как небольшие племенные центры с различными функциями: оборонительной, культовой, административной, складской.… Создавало эти центры все население племени или волости. При развитии феодальных отношений с конца IX-X вв. (разделении земель в частную собственность, с появлением князей, бояр-землевладельцев, потом ремесленников, купцов), возле градов-крепостей возникли торговища, торгово-ремесленные посады. Владельцами прежних племенных центров оказались Совет Господ в 300 бояр- землевладельцев («золотые пояса»), а также представители разраставшегося племени князей-рогволдовичей.

Южные города Руси были поначалу преимущественно укрепленными святилищами богов (культовые центры) с вечевыми площадями (административные центры) и кромами (склады, осадные клети). Некоторые укрепленные святилища появились еще до нашей эры.

Киев. В VI-Х веках на месте Киева постепенно сложилось гнездовье из пяти различных по назначению крепостей. Грады эти на вершинах гор окружили ожерельем-короной глубокую долину речки Киянки.

Борустень, Боруск, Боричев - исконное священное ядро русов (городище на Замковой горе). "Стень" по-древнерусски - идол, кумир, символ, а "Бор" (словенск. Боревит, греч. Борес, германск. тоже Бор) - главный бог индоевропейцев: творец вселенной, создатель всего сущего, отец германского Тора, может быть и русского Перуна. Святилище Бора занимало середину Замковой горы, вокруг был кром, а на переднем отроге горы - "Клинце" - искони размещалась вечевая площадь. С Клинца от вечевой площади вел мост через Боричев ров на узкую гору Вздыхальницу (Боричев увоз), а далее либо на Киевскую гору, либо вниз в долину Киянки.

Борустень (Бор-рус-стень) был главным священным центром борустенитов – древнейших жителей Днепровских берегов (Геродот упоминает их с V в. до н.э., как и реку Борустень, Борисфен). В начале нашей эры римляне находят здесь борусков (бор-русков, очевидно, борусцев Влесовой книги). Наконец, наши летописи сообщают о Боричеве ("piu"-речь, "речут" - говорят, называют), - городе борцов.

Киянов, Киев упоминается под 989 годом (ПСРЛ,27). Возник перед указанной развилкой Боричева увоза в 385 году (Соф.,I лет.,с.5) у истока речки Киянки как форпост перед Боричевым. Возможно стал затем укрепленным двором-замком князя Кия, поскольку в последующие века место это опять принадлежало князьям (Святославу, Игорю, Ольге...).

Детинка – второй форпост возле городка Киева и Боричева, очевидно предназначался для проживания княжеской дружины ("детские" - молодые воины). Детинка поверху (по террасе) соединялась с городком Киевом.

Хоривица – крепость наверху "Вознесенского спуска". Это самое высокое место Киева ("гхоре" - гора по индоевроп.). На Хориве, кстати, находилась западнее Жидовская слобода. А остатки городовой стены X в. археологи обнаружили ближе к Киянке. Здесь князья возвели позднее несколько храмов, так что место это и крепость вероятно также принадлежали князьям.

Щекавица - крепость наверху Щекавицкой горы. Возможно здесь находился княжий двор Вещего Олега (наверх ведет какой-то ритуальный путь - "Олегова могила").

Все пять крепостей были соединены друг с другом стенами-перемычками, образуя замкнутое кольцо укреплений. А в Долине Киянки в середине ожерелья крепостей население Киева и окрестностей отсиживалось во время нападений на город многотысячных смертоносных орд кочевников (хазар, угров, печенегов).

996 г. - "Володимер … творяше праздник велик, 300 берковсков меду россыти, и сзьва бояры своя, и старейшины своя, и посадникы своя, по всем градом своим, роздавше 300 гривен убогым. И праздновал князь 8 дни" (Новг.,Тверск.лет). Здесь косвенно проглядывает число княжеской администрации.

1018 г. "В оном великом городе Китаве (Киеве), который есть столица тамошнего царства, находится более 300 церквей и бывает 8 торжищ, народ же - неведомый". Еггард Урагский косвенно сообщает здесь о киевской боярской общине начала XI века (Татищев, ИР, I, 198). Это она построила 300 домовых церквей дополнительно к княжеским – после крещения Руси в 988 году. Отметим, что киевская боярская община была равновеликой боярской администрации великого князя (равновесие власти).

1037 г. При строительстве Верхнего Киева (городов Владимира и Ярослава) разбивка территории производилась греческой царской саженью: 300 саженей было крестообразно отмерено от средокрестия (стоял деревянный крест) до возводимых Золотых, Киевских, Лядских и Жидовских ворот. С этого времени языческий Киев окончательно уступил место христианскому.

1078 г. Владимир Мономах поднес отцу Всеволоду Ярославичу 300 гривен золота.

Переяславль - древнейший священный центр племени полян. "Перей" – видимо полянский бог войны: Перевит - у словен, Перенос (Арес) – у северных причерноморских греков, Арей - у скифов, сарматов, аланов, роксаланов, росомонов... Наши летописцы затуманили имя города, сообщив, что он "перея славу", но от кого - не объяснили.

Поляне были когда-то крупным восточно-словенским племенем: "палы" упоминаются Диодором Сицилийским в I в. до н.э., а "спалы" - Плинием в нач. н.э. Вероятно, от их названия происходит слово "исполины". Находясь на юго-востоке, поляне первыми встречали потоки кочевников Причерноморской степи: возможно еще сарматов, готов, гуннов, обров, позднее болгар, угров, хазар. Кочевники сильно истребили это некогда могучее племя, так что полянам пришлось отступить на северо-запад от Дикого поля и примкнуть к также отошедшим от степи борускам-русам. Так что наша былинная богатырша Поляница оказалась вынужденной прийти с Дикого Поля поближе к Киеву при Владимире Солнышко.

Чернигов - священный центр племени северов, - потомков древних будинов ("сеу" - по скифо-ирански черные, "буди" - укр. живи, существуй, будинок - жилище). На месте племенного центра вероятно поклонялись доброму Чернобогу ("гов" - от говеть, благоговеть). В 1701 году при копке земли под колокольню Борисоглебского монастыря в центре города был найден идол из чистого серебра такой величины, что гетман Мазепа велел сделать из него Царские врата в иконостас монастырского собора (Марков. О городах Черниг. губ., с.12).

Священными центрами южных словенских племен древлян, уличей, тиверцев,.. были Коростень (поклонялись Коре или Кору, словенск. - Коревиту), Святославль, Ярославль (на Сане; поклонялись Яровиту), Витичев (град богов), Родень –поклонялись богу Роду), Туров, Галич, Пресечен,.. Богам поклонялись еще вероятно в языческих поначалу "медицинских центрах": Овруче, Моравийске, Кобуде, Кудине, Зудечеве, Кольце, Выри, Рае, Гнойнице, Песьих Костях…

Северные и восточные города появились преимущественно как кромы (склады, осадные клети) с вечевыми площадями внутри или снаружи (административные центры). Святилища богов находились рядом или поблизости и были открытыми (на холмах, в рощах и проч.)

Новгород возник вместо племенного центра Словенска, существовавшего на берегу Ильмень-озера до сер. IX века. Там на Перыни В.Седов открыл остатки святилища Перуна. Перед Словенском появился княжий двор Рюрика (Рюриково городище), который и позднее был загородным двором новгородских князей.

Новгород построен в начале IX века очевидно ваграми-вагрягами ("новгородцы преже бо беша варяги") и другими переселенцами-словенами. Опору города составили три крома: два на левом берегу Волхова - Чудской и Людин, третий на правом - "Паромоний двор" (у парома). Два левобережных крома с вечевой площадью между ними были объединены в 1116 году в единую крепость "Детинец". На правом берегу вечевая площадь сохранялась на "Ярославле дворе". К Новгороду, в основном на торговую сторону, постепенно переселилось население с берега Ильмень-озера и Словенск исчез.

1014 г. "Ярославу же живущу в Новегороде и уроком дающу дань Кыеву 2000 гривен от года до года, а 1000 Новегороде гридем раздаваху; и тако даяху въси князи Новгородстии..." (Новг.лет. ст.и мл. изв.,с.168). Указана простая гривна, дешевле серебряной в 10 раз.

1016 г. "И собра (Ярослав) вои 4000: варяг бяшеть тысяща, а новгородцев 3000, и поиде на нь (Святополка. Там же, с.175). По разверстке каждый боярин, очевидно, вооружил и выставил 10 воинов.

1030 г. Ярослав.., "прииде к Новгороду, собра от старосты и поповы детей 300 учити книгам" (Тверск. лет.)

1031 г. Гася ссору с новгородцами, немецкие купцы предлагали откуп - "300 золотых поясов", - говоря, что это "лучшее, что у нас есть". Им ответили, что Новгород в этом не нуждается. Ученые-историки сделали отсюда правдоподобный вывод: "0собую популярность имеет сообщение о "300 золотых поясах", упомянутых в качестве главного органа Новгородской республики в донесении немецких купцов рижскому магистрату... Полагают, что в Совете Господ Новгорода было 300 бояр" (Янин В. В кн."История СССР",1.1970. с.49).

Ладога . На карело-финском языке ladwa или Lаdune означает склад с товарами. Град возник на мысу при слиянии Ладожки и Волхова близ Ладожского озера. В 1114 году новгородский посадник Павел устроил на приступе мощный каменный вал. Позднее городок был уже весь обнесен каменной стеной. Крепость всегда была кромом. Вечевая площадь, святилище (Ладе?) и торговище находились снаружи крепости.

Подобными Ладоге, как грады-кромы возникли также другие городки Новгородской земли: Копорье, Ям, Корела, Орешек.., а далее – Торжок, Волоколамск, Белоозеро, Суздаль...

Ростов. - 121б г. "Бой был великому князю Константину Всеволодовичу с братом своим Юрьем... А были с ним два богатыря: Добрыня Золотой пояс, да Александр Попович…" По другой версии "Ту же бе и Тимоня Золотой пояс" (Тверск., Устюжско-Арханг.лет.). Бояре Ростова тоже носили золотые пояса.

Владимир . - 1186 г. "Посласта ис Проньска к Володимерю к великому князю Всеволоду Юрьевичю помощи просяще; он же посла к ним володимерскоя дружины 300 рати и рады быста" (ПСРЛ, 18, Симеон.лет.,с.31)

Рязань. -1096 г. Новгородский князь Мстислав "сотвори мир с рязанцы" (ПВЛ,ч.I, I950,с.170). "В Рязани сложилась какая-то правящая группа: с "рязанцами" приходится вступать в соглашения, князья ведут переговоры с горожанами, заключают мир". "Безусловно, уже со времени основания Рязани ее обитатели обладали какой-то формой общей организации, административно-судебного управления, которая решала вопросы войны и мира" (Даркевич В., Борисович Г. Древн. столица Рязанской земли, М.,1995, с.23,24).

1235 г. "Коли ставили по-первых прадеди паши Святую Богородицю князь великий Ингвар, киязь Олег, князь Юрьи, и с ними 300 бояр, мужий 600..."(АИ, I,с.2)

Москва . – 1367 г. На свадьбе князя Дмитрия (Донского) тысяцкий Василии подменил княжеский большой золотой пояс на меньший, а украденный передал своему сыну Микуле. У московских бояр тоже были золотые пояса.

1408 г. Хану Едигею был выдан откуп в 3000 рублей серебром и он отошел от осажденной. татарами Москвы (Соф.лет.). Здесь просматривается вероятная разверстка откупа на 300 бояр Москвы, известным, очевидно, по числу татарам.

В Залесской земле существовали и грады-святилища: Перевитск, Дедославль, Переяславль Залесский, Переяславль Рязанский, Ярославль, Судиславль, Белые Боги и др.

Псков возник на месте поселения сэту (ныне печеры) где-то в VШ веке при слиянии рек Псковы и Великой. Древнесловенское имя "Плесков" говорит о языческих ритуальных игрищах, плясках (с рукоплесканиями) – вероятно, в честь бога Траяна или Триглава (после крещения заменен Троицей). Крепость была двойной: в тылу - кром, впереди в детинце - святилище с ритуально-вечевой площадью. В конце Х века вечевая площадь была расширена устройством на приступе мощного каменного подпорного вала Персей (груди города). Имя "Перси" повлияло в XI веке на смену названия города "Плесков" на Прьсков, затем Псков.

12б5 г. "Въбегоша во Псков литвы с 300, и з женами, и з детми, и крести их Святослав с попы..." По другим известиям "Того же лета некий князь литовский имянем Домант.., прииде въ Псков со всем родом своим" (Пск, Волок., Пермск.лет.).

1431 г. "На весну псковичи, наяша мастеров 300 муж, и заложиша город новый на реке на Гдове", а гдовичи "даху Пскову триста рублев в камену стену" (Пск.лет,I,с.39, лет.2, с.125). Здесь просматривается община Пскова в 300 бояр.

1460 г. Псковичей покинул князь Александр Черторыйский: " А двора eго кованой рати боевых людей 300 человек, оприч кошевых, и поеха изо Пскова" (Пск.лет.I).

1510 г. - Взявший Псков великий московский князь Василий Ш "велел у себя быти посадником псковским, и детем посадничьим, и бояром, и купцом, и житейским людем.., кои были лучшие люди и... (они) нача скручатися к Москве тое же нощи со женами, и з детми, и животы лехкие взяша с собою, а протчее все пометав.., и взяша тогда пскович 300 семеи. И тогда отняшеся слава псковская" (Пск.лет.3).

Старый Изборск (Труворово городище) IX-XIII вв. раскопал В.Седов. В IX веке град предоставлял собой мысовую крепость (защита), посреди которой была круглая, очевидно, вечевая площадь, окруженная клетями (осадные кромские клети числом около 50). Святилище находилось снаружи на Жаравьей горе ("жар", "яр" говорит о боге Яриле, Яровите). На "Словенском поле" между крепостью и святилищем существовал посад. Подобными Древнему Изборску как городки-кромы возникали и другие крепости Псковской земли: Камно, Остров, Гдов...

У нас нет сведений о числе боярских общин в Чернигове, Полоцке, Владимире Волынском, Галиче... Однако известно, что бояре там

противостояли иногда князьям, "своевольно" собирая свои веча, принимая свои решения и выполняя их. Некоторые из этих стольных городов: Галич, Ростов… "выходили" на рубеж создания боярских республик, наподобие Новгородской, Псковской.

В 1024 году к Ярославу Мудрому прибыл от варягов князь Шимон, в крещении Симон. Он привез с собой золотую корону и золотой пояс, снятые им дома со статуи Христа. Золотые пояса носит и ангельское воинство – чины "власти" и "господства". Вполне возможно, что западно-словенские витязи-варяги, ставшие вместе с русскими рыцарями (после крещения 988 года) боярами-землевладельцами главных стольных городов Руси, начали с 1024 года носить золотые пояса в знак признания Христа, перехода из язычества в христианство. Однако есть смутные сведения, что золотые пояса носили еще язычники-старейшины западных словен. Так Оттон Бамбергский в нач. ХП века задабривал богатых язычников Щетина золотыми поясами, богатыми одеждами, красивой обувью (Житие Оттона. А.Котдяревский. Сочинения. Сб.ОРЯС,т.49.с.352-353).

ИСКОНА .

В самом центре Русской земли существовал городок с чудесным названием "Искона". Стоял он на речке Исконе, а вокруг была волость Искона (ныне - восточная часть Можайского района Московской области). Волость принадлежала Смоленску и еще в середине ХП века отсюда поступала значительная дань смоленскому князю Ростиславу. Городок стоял, вероятно, между деревнями Сергово и Долгинино в I км. от впадения Исконы в реку Москву (городище Сергов курган). Он как бы "прятался" в стороне от большой путевой реки, более того, в XI-XIII веках здесь не было транзитных дорог, - всюду простирались болотистые трясины, жуткая лесная глухомань.

Исконскую волость населяли тогда кривичи, пришедшие с запада. Они были язычниками и оставили после себя языческие могилы. Близ Сергово, Шишиморово, Савиново, Красный Стан археологи недавно раскопали более 30 курганов кривичей XI-XIII вв. Но наряду с ними были обнаружены курганы ХП-ХШ веков язычников-вятичей, пришедших с востока. Вятичи бежали сюда, очевидно, от Юрия Долгорукого, захватившего в 1146 году языческую Московь, - землю вятичей-московлян в среднем течении Москвы-реки. А.Арциховский раскопал здесь языческие курганы XIII, даже XIV вв.

В исконской таежной глуши как бы скопились последние язычники двух племен: кривичей с запада и вятичей с востока. Язычество преобладало здесь до середины XIII века, пока в соседнем Можайске не появился смоленский князь Федор Чермный (Рыжий) и не крестил можайцев. Наконец, в середине XIV века Исконской слободкой и землями вокруг владел уже не кто-нибудь, а великий московский князь Дмитрий Донской. В 1389 году Духовной грамотой он подарил слободу и ее земли своей супруге княгине Евдокии.

Вокруг Исконы уже давно, с XI-XII в.в. существовало плотное кольцо русских христианских княжеств: Смоленское, Новгородское, Владимирское, Рязанское, Черниговское. Города их были "наполнены" христианскими храмами с крестами. А в центре этого кольца полтретья столетия (2,5 века) как в последнем костре медленно угасало, теснимое со всех сторон, исконное русское язычество.

В этой связи может быть интересно одно предположение. В Переяславле Русском, после крещения полян в 988 году, на месте святилища Перея (Арея) был поставлен городской соборный храм во имя Архангела Михаила - предводителя небесного воинства. Он, очевидно, "перенял славу" полянского бога войны. Причем в Переяславле, а не в Киеве, была поначалу учреждена кафедра митрополита крещеной Руси.

Спасая кумира Перея, - чего не успели сделать в стольных городах русов и северов (в Киеве златоусого Перуна утопили в Днепре, в Чернигове серебряного Чернобога успели лишь тайно закопать в землю), - язычники-поляне вероятно увезли его еще в 988 году на север за Лес, основав там у Клещина озера новый Переяславль (Залесский). Однако уже в начале XI века, после крещения Залесской земли, Перея были вынуждены перевезти к вятичам, где был основан третий Переяславль на Оке (Рязанский).

Вятичи, как известно, дольше всех сопротивлялись распространению новой тогда интернациональной религии. Но в середине ХП века, после появления Рязани и крещения рязанцев. язычники-вятичи от Переяславля бежали не только на юг и восток, но и на запад по Протве, в верховья реки Москвы. Возможно, они увезли с собой идола Перея "за границу" Рязанщины на окраину Смоленской земли в глушь Исконы. И кажется уже не случайно, а "ритуально" последние угольки языческого костра на Исконе загасил в середине-конце ХIV века святой и воинственный московский великий князь Дмитрий Донской.

Геннадий МОКЕЕВ

Политический строй Новгоробоярской республики. ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ.

Посадник Архиепископ Тысяцский Князь

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова "посадить"; обычно великий киевский князь "сажал" своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой Правительства, в его руках были управление и суд.

Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Архиепископ имел даже свой полк. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: "Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать. Даже резиденция князя находилась вне кремля на ярославовом дворище Торговой стороне, а позднее -- в нескольких километрах от кремля на Городище.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немепкошведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.

Киевское княжество. Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути " из варяг в греки"; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель преемников Киевской державы,

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора "Слова о полку Игореве" к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

18 сентября продут выборы в Госдуму. Мы решили не обходить тему выборов стороной и оглянуться назад, вспомнив, как менялось отношение к выборам в России за её историю.

Хотели как лучше…

Как рассказывает нам «Повесть временных лет», первые выборы на Руси случились еще в девятом столетии. «Центр земли русской», Великий Новгород – их родоначальник. Жители города собирались на большой, как поле, площади и слушали умудренного годами старца, который стоял в центре, на небольшом возвышении, и глаголил умные мысли. Если тот изрекал то, что нравилось - народ скандировал, громко кричал, топал ногами, одобрительно покрикивал. Если идеи старца приходились не по вкусу, рев толпы был неодобрительным. Вот так, не совсем цивилизованно по современным меркам, зато всем миром, решали, кому княжить в Новгороде. На одном из народных сборищ в 862 году и решили пригласить управлять городом варяга Рюрика. Уж очень надеялись на него и его братьев наши предки – думали, будет княжить так, что всем междоусобицам придет конец. Но не вышло. Братья Рюрика умерли, и он стал единоличным правителем Новгорода. Правил он авторитарно, сам издавал все законы. В общем, демократии у жителей древнего Новгорода не получилось.

«300 золотых поясов»

Спустя три столетия попытка реанимировать выборы была предпринята на той же площади – любили новгородцы эксперименты в политике. Новгородское княжество теперь - феодальная республика. Здесь правит не простой люд, выходя на вече, а «300 золотых поясов» – как сказали бы сейчас, городская элита. Право быть «золотым» переходило по наследству в знатных родах, так что простолюдину нечего было и мечтать о таком звании. «Пояса» из знатных боярских родов решали все государственные проблемы, они же выбирали из «своих», главу исполнительной власти. В итоге, отдельные боярские семьи стали властвовать над отдельными частями Новгорода. Куда уж тут до нужд народа и государства! Простое население все больше увязало в бесчисленных податях, процветали коррупция и беззаконие.

Отсутствие выбора

Хотя в упомянутые ранее эпохи все и было не благополучно, но неблагополучие это было самолично избранное. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое – выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях – технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских – в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить.

Очень приятно, Царь!

К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему. А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит.

После смерти Ивана IV положительной динамики в выборной истории тоже не наблюдается. В смутное время Лжедмитрий I, захватил Москву, правил ей абы как, раздавал какие-то сомнительные поручения своим любимцам, а сам предавался разврату. После и Лжедмитрий II – «тушинский вор» – подоспел. Когда ополчение Минина и Пожарского боролось за Москву, управлением занимался временный правительный орган – «Совет Земли Русской».

В следующие века выборная модель была упразднена на Руси. Самоуправление наблюдалось только на нижнем уровне, «на местах». В XVIII веке, например, аристократы выбирали предводителей дворянства.

Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались. Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории.

Перелом

После революции 1905 года было созвано аж 4 думы подряд. Именно тогда россияне впервые уразумели, что такое предвыборная кампания. А так же поняли, что обещанное, не значит выполненное. Особенно отличился непостоянством в этот период Александр Григорьевич Булыгин (он разрабатывал по заданию императора проекты «законосовещательного органа народного представительства»).

В 17-ом году направо и налево раздавались призывы и щедрые посулы о «народной власти», но на деле все вышло иначе. Поначалу люди действительно выбирали своих руководителей – проводились советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако не прошло и года, как к власти пришли люди, которые оставались у руля государства семь десятилетий. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Вопрос в том насколько это народное гуляние было «выборами» по факту – «неизбрания» не случалось, а все кандидаты и победители утверждались заранее руководством.

Богоматерь Знамение. Новгородская икона XII в.

Предание гласит, что горожане отбивались три дня и стали изнемогать. В ночь перед четвертым днем новгородский архиепископ Иоанн услышал глас: «Иди на Ильину улицу в церковь Спаса и там возьми икону Пресвятая Богородицы и вознеси ее на забрало, и она спасет Новгород!» На следующий день икону вознесли на стену у загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами. Здесь она попала под дождь стрел, одна из которых поразила лик Богоматери. Тотчас на суздальцев «напало одурение», они пришли в беспорядок, начав стрелять друг в друга. Ободренные новгородцы ударили на них и разбили наголову. Все поле вокруг города было покрыто трупами. Полон был таким, что суздальских пленников продавали по две ногаты, то есть дешевле овцы.

Потерпев страшное военное поражение, Андрей Боголюбский нашел другой способ воздействия на Новгородскую республику, полностью перекрыв ей подвоз хлеба. Голод оказался сильнее, чем суздальские мечи, и вскоре, смирив гордыню, новгородцы запросили у Боголюбского мира. Храброго князя Романа, который руководил обороной города, новгородцы прогнали и пригласили на княжение сына Андрея Боголюбского.

Торжествующий Боголюбский отменил большинство новгородских свобод и заявил, что берет управление в свои руки. Не помогло и ходатайство избранного новгородцами архиепископа Иоанна. По приказу князя новгородские полки отправились воевать против Киева, где потерпели поражение.

Неизвестно, как долго терпели бы новгородцы попрание своих древних свобод, но судьба распорядилась по-своему. В 1174 году в ближайшем окружении владимиро-суздальского князя возник заговор. Летней ночью заговорщики ворвались в спальню Андрея Боголюбского и убили его.

Сказания о новгородской жизни

За что князь Владимир покарал боярина Ставра?

В цикле былин о Владимире Красно Солнышко есть Сказание о новгородском боярине Ставре, которого киевский князь посадил в погреб (погреба в то время служили тюрьмами). Ставр на пиру у Владимира принялся хвастаться своим богатством, перед которым меркло все великолепие князя киевского: «В Но-вегороде живу да я хозяином, я хозяином живу да управителем, и полным лицом живу доверенным … Ой, глупые бояре неразумные, они хвалятся городом Киевом… Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? У меня, де, боярина Ставра, широкий двор не хуже города Киева: а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболях, пол. Середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

Разошедшийся Ставр хвалится еше и своей молодой женой Василисой Микуличной, которая славна не только красотой, но и умом и может провести кого угодно, хотя бы и самого Владимира Красно Солнышко. Не стерпев похвальбы боярина, великий князь велит заточить Ставра.

Дабы вызволить супруга, Василиса Микулична переодевается мужчиной и совершает такие невероятные подвиги, что восхищенный князь Владимир хочет выдать за «неведомого молодца» свою дочь. Тут Василиса открывает правду о себе и просит великого князя освободить Ставра, а тому ничего не остается делать, как выполнить ее просьбу.

На первый взгляд этот сюжет выглядит вполне сказочным, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что у него есть вполне реальная основа. Новгородская летопись от 1118 года рассказывает: «Тем же летом привел Владимир с Мстиславом всех бояр новгородских в Киев и приводил их к честному кресту, и отпустил домой, а иных у себя оставил; и разгневался на то, что грабили Даньслава и Ноздрьчу, и на сотского на Ставра и заточил всех».

Спрашивается, за что же был заточен Ставр и другие новгородские бояре? Есть предположение, что поводом для расправы послужили беспорядки в Новгороде, вызванные массовым падежом скота. (Это та самая история с «пошибанием» свиней и лошадей, рассказанная в берестяной грамоте № 954, о которой пойдет речь ниже.)

Однако подлинная причина конфликта между киевским князем и новгородскими боярами во главе со Ставром коренилась гораздо глубже. К этому времени Владимир Мономах отозвал из Новгорода сына Мстислава, а тот передал новгородский стол своему сыну Всеволоду. Новгородцы воспользовались этой ситуацией, чтобы ограничить власть юного князя, а заодно и урезать его доходы. В ответ Мономах решил показать Новгороду «кто в доме хозяин», заставив новгородских бояр принять присягу верности, а наиболее строптивых, включая сотского Ставра, подверг суровому наказанию.

Этот исторический эпизод и лег в основу былины о Ставре Годиновиче. И хотя былина соединила в одно лицо Владимира Святого и Владимира Мономаха и разукрасила рассказ фантастическими деталями, однако суть ревнивых взаимоотношений Киева и Новгорода в ней отражена абсолютно верно.

Новгородское вече и 300 золотых поясов

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.

Кто же были эти люди, именуемые «золотыми поясами»?

В.О. Ключевский считал, что 300 золотых поясов - это вся правительствующая знать города: отуличанских старост до бояр, не заседавших в Совете господ. С великим русским историком не согласен академик В.Л. Янин, который считает, что 300 золотых поясов - это и есть новгородское вече, на которое собирались владельцы 300-400 усадеб. В качестве доказательства Валентин Лаврентьевич приводит ограниченные размеры вечевой площади, которая не вместила бы большое число людей.

Датский историк Кнуд Расмуссен посвятил этой проблеме специальное исследование, в котором доказывает, что вече и 300 золотых поясов - это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования.

Итак, однозначного ответа нет. И не только на этот вопрос. Хотя о знаменитом новгородском вече написано множество книг и статей, ученые продолжают спорить о его действительной роли в жизни новгородского государства. Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий.

Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства.

Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой площади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой.

Текст приводится по изданию: Коваленко Г.М., Смирнов В.Г. Легенды и загадки земли Новгородской. — М.: Вече, 2007.

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам. Кто же были эти люди, именуемые «золотыми поясами»?

В.О. Ключевский считал, что 300 золотых поясов — это вся правительствующая знать города: от уличанских старост до бояр, не заседавших в Совете господ. С великим русским историком не согласен академик В.Л. Янин, который считает, что 300 золотых поясов — это и есть новгородское вече, на которое собирались владельцы 300—400 усадеб. В качестве доказательства Валентин Лаврентьевич приводит ограниченные размеры вечевой площади, которая не вместила бы большое число людей. Датский историк Кнуд Расмуссен посвятил этой проблеме специальное исследование, в котором доказывает, что вече и 300 золотых поясов — это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования. Итак, однозначного ответа нет. И не только на этот вопрос. Хотя о знаменитом новгородском вече написано множество книг и статей, ученые продолжают спорить о его действительной роли в жизни новгородского государства.

Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий. Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства. Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой плошади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой. Посреди вечевой площади возвышался помост, на который поднимались ораторы. Помост назывался «степенью», вероятно, отсюда пошло название «степенный посадник», то есть посадник, который вел народное собрание. Городское вече принимало законы, приглашало князя или изгоняло его, решало вопрос о войне и мире, вершило суд по важнейшим преступлениям, связанным с лишением жизни и конфискацией имущества, избирало посадника. Выражаясь современным языком, вече соединяло в себе сразу две ветви власти — законодательную и судебную.

Решения веча назывались приговором, все они протоколировались вечевым дьяком, который затем скреплял документ свинцовой печатью. Приговор определялся на слух, по силе криков. Когда мнения расходились, консенсус достигался кулаками и кольями. В отличие от современных демократий, когда избранный чиновник выходит из-под контроля избирателей вплоть до следующих выборов, вече могло в любой момент изгнать плохого управленца. Нередко отстранение от власти сопровождалось побоями, конфискацией имущества, а для некоторых коррупционеров карьера и вовсе завершалась падением с Волховского моста. Не этим ли объясняется почти образцовое состояние городского хозяйства Новгорода? Сравнительной чистотой и опрятностью Новгород выгодно отличался от утопавших в нечистотах европейских городов, включая Париж и Лондон.

Город состоял из пяти концов (Плотницкий, Славенский, Людин, Загородский и Неревский). Все концы имели свои веча, которые представляли их интересы на общем вече. Свои уличанские веча имели городские улицы. В деятельности кончанских и уличанских вечевых собраний было гораздо меньше политики, на них обсуждались те вопросы, которые сейчас принято называть «коммуналкой» — состояние мостовых, распределение повинностей, улаживание споров между соседями и т.д. Но именно на этом уровне закладывались основы местного самоуправления — корневая система любой демократии. Для отправления текущих дел кончанское вече выбирало старосту. Староста правил не один, а при содействии наиболее именитых граждан, которые составляли кончанскую управу.

Власть веча не ограничивалась городской чертой. Она простиралась на огромные земли республики, делившиеся на пятины и области. В них были свои малые столицы: Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога, имевшие свои веча, но в общих делах они подчинялись приговору новгородского веча. «На чем старшие сдумают, на том и пригороды станут». За пять веков роль веча менялась, и сам этот институт власти тоже менялся. Были спокойные веча, решавшие рутинные вопросы, но были и веча бурные. Историки нередко сравнивают вече со спектаклем, поставленным кучкой новгородской знати. Разумеется, бояре стремились управлять народным собранием. Но нередко в самой элите возникал раскол, и тогда народная стихия выходила из-под контроля, страсти выплескивались наружу, в ход шли кулаки и колья, и только вмешательство духовенства могло остановить кровопролитие. Вечевая традиция не прервалась даже после присоединения Новгорода к Москве. Хотя городские веча больше не собирались, но многие «жилищно-коммунальные» вопросы горожане по-прежнему решали сообща. В этом смысле уличанские веча можно считать предшественниками современной системы местного самоуправления.