Что такое причастие в русском языке 7. Правописание с НЕ. Распространенные грамматические ошибки


Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Текст № 1.
Море
Море всегда разное, новое, (не) вида(н, нн)ое. Оно м..няе(т, ть)ся на глазах каждый час. То оно тихое, (светло)голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)синее, пламен,нн)ое, св..ркающее. То под свежим ветром станови(т, ть)ся вдруг (тёмно) индиговым, шерстя(н, нн)ым, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно пр..ображае(т, ть)ся. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зыбь. Резкая зелень гор..зонта стоит зубчатой стеной над бурыми обл..ками шторма. Малахитовые доски пр..боя, ра(з,с)машисто и(з,с)писанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разб..ваю(т, ть)ся о берег. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хр..нило в своих пространствах.
(По В. Катаеву)
Текст № 2.
Шум в ночи
Валентинка проснулась среди ночи от далёкого, (не)ясного шума. Она встр..воженно пр..слушалась. Шумело ровно, ш..роко, стремительно. Валентинка пр..встала. Может, ра(з, с)будить мать? (Тёмная) тёмная ночь гл..дела в окна. По стёклам шуршал дождь и тихонько постукивал по крыше.
Шум (не) затихал и (не) становился с..льнее. Валентинка успокоилась, но долго (не) могла уснуть. Что происход..т в сырой весе(н, нн)ей темноте? Что-то таинстве(н, нн)ое, что-то чудес(?)ное и немножко жу..кое...
Утром, проснувшись, она снова услышала тот же (моно)то(н,нн)ый шум.
(По Л.Воронковой)
Текст №3.
Приметы
Пр..мет так много, что о них можно было бы пр..думать целую книгу. В городах пр..меты нам не нужны. Огненную рябину зам..няет эм..лированная синяя т..бличка с названием улицы. Время узнае(т,ть)ся не по высоте солнца, не по пол..жению созвездий и даже не по петуши(н,нн)ым крикам, а по часам. Пр..дсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших пр..родных инстинктов погружа..(т,ть)ся в спяч(?)ку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостря..(т,ть)ся слух, зорче делае(т,ть)ся глаз, тоньше об..няние.
(По К.Паустовскому)
№ 31. Тема: Что такое причастие.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.
Широкое поле посп..вающей ржи бесновалось справа и слева... Молодые, упругие стебли не хотели ни пр..падать к земле, ни лома(т, ть)ся на самой серединe. Но иногда ветер бил в них сверху и раз..ед..нял разв..вал, образуя зав..хряющиеся воронки. Туча, илвущая над рож..ю, бесновалась ничуть не меньше. Она к..пела ч..рными клубами и клоч..ями как вода в огромном котле. Потом вдруг ч..рное брюхо тучи лопнуло и обн..жилось (иссиня) белёсое, дохнувшее холодом нутро. В тот же миг две крупные градины упали на дорогу а третья больно стр..льнула в плечо.
Дмитрий, закрыв руками темя, добежал до копны (прошло) годней соломы и зарылся в её сладк..ватую, пахнущую прелью середину.
То, что увидел Дмитрий, выбравшись из соломы, как бы даже осл..пило его. Никакой ржи вокруг ни справа, ни слева от дороги не было. Обильно перемеш..нная с избитой, измочал..нной соломой, обнажившаяся и замокшая, лежала земля. В к..леях дороги голубел не успевший ра..стаять, хранящий о..блески грозовой тучи град. То, что наделал град, было безобразно. Дождь хл..стал с нар..ставш..й силой ра..мывал верхний слой земли обн..жал вбитые в землю переломанные стебли и к..лосья.
(По В. СолоухинуЗадание 2. В тексте из предыдущего задания подчеркните волнистой чертой причастия.
Задание 3. Выберите из текста два любых причастия. Над одним надпишите признаки глагола (вид, время, возвратность); над другим - признаки прилагательного (число, род, падеж).№ 32. Тема: Причастный оборот.Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания. Графически выделите определяемое слово и причастный оборот.
1) Для внимательного охотника умеющего хорошо видеть и слышать особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. 2) Далеко видны в темноте окна лесного нашего домика, освещённые возле крыльца кусты сирени. 3) Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев покрытых потрескавшейся толстой корою. 4) На маленьких и больших лесных озёрах я не раз любовался гнездившимися там лебедями. 5) Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы окружавшие наш деревенский сад. 6) Множеством блёстков сверкает растянутая в лесу паутина.
(И. Соколов-Микитов)
№ 33. Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.
Задание 1. Выпишите из текста (из проверочной работы № 31) причастия, распределяя их по следующим группам: 1) действительные причастия настоящего времени; 2) действительные причастия прошедшего времени; 3) страдательные причастия настоящего времени; 4) страдательные причастия прошедшего времени. Выделите суффиксы причастий.
Задание 2. Какая группа причастий в предыдущем задании оказалась незаполненной? Напишите 2-3 своих примера причастий этой группы. Выделите суффиксы причастий.
Задание 3. Определите, от какой глагольной основы образованы причастия.
Порхающий -; TOC \o "1-5" \h \z Утеплившийся -;Критикуемый -;
Достигнутый - ;
Укрупнённый - .
№ 34. Тема: Полные и краткие причастия.
Задание 1. Какие из выделенных слов являются краткими причастиями? Подчеркните краткие причастия как члены предложения.
1) Чист и прозрачен воздух. 2) Необыкновеннырусская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! 3) У небольшого источника, возле которого был построен шалаш, качались высокие стройные деревья. 3) Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. 4) Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой увядающей листвою. 5) Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек. 6) Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. 7) Чуть-чуть дрожит её [собаки] хвост, приподнята передняя лапа, вытянута шея с красивой ушастой головою.
(И. Соколов-Микитов)
Задание 2. В предложениях из предыдущего задания над полными и краткими причастиями надпишите их непостоянные признаки.
Задание 3. Заполните пустые строки в морфологическом разборе причастия из приведённого ниже предложения. (Некоторые строчки в непостоянных признаках могут быть незаполненными!)
Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц.
(Г. Скребицкий)
__________________ - причастие (особая форма ________________).
1. Начальная форма - ________________________________.
Образовано от глагола ____________________ с помощью суффикса ____________.
2.Постоянные морфологические признаки: ______________________, _______________, ____________ вид, ______________ время.
3. непостоянные морфологические признаки: ________________ форма, ____________ число, __________ род, _____________ падеж.
4.Синтаксическая роль: относится к слову _____________________;
в предложении является ________________________.
№ 35. Тема: Буквы н и нн в причастиях.
Задание 1. Раскройте скобки. Подчеркните причастия как члены предложения.
1) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит краше(н, нн)ый борт корабля. 2) Высокие каме(н, нн)ые громады городских домов закрывают горизонт. 3) На опушках леса, над озарё(н, нн)ой водою громко поют соловьи. 4) Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ра(н, нн)ей утре(н, нн)ей зарёю. 5) В студё(н, нн)ые зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. 6) Под напором жизне(н, нн)ых соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок. 7) В самый торжестве(н, нн)ый час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. 8) Едешь, бывало, в санях по зимней снежной дороге в холодную утре(н, нн)ую ночь, услышишь шелест мёртвой дубовой листвы. 9) Я очень люблю письме(н, нн)ый стол, сдела(н, нн)ый руками дядюшки, и не расстаюсь с ним со времени счастливого детства. 10) Учё(н, нн)ые лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет.
(И. Соколов-Микитов)
№ 36. Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Задание. Раскройте скобки.
1) Ещё лежит на полях и в лесах (не) тронутый снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. (И. Соколов-Микитов) 2) И вот вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, (не) замерзающих морей. (Г. Скребицкий) 3) По сторонам толпились молодые березки, белые, с редкой позолотой ещё (не) облетевшей листвы. (Г. Скребицкий) 4) Нигде я не видел таких огромных, никем (не) тронутых муравейников, как в лесу у Петра Захаровича. (Г. Скребицкий) 5) Тем временем отец и Павлик, очевидно и (не) подозревавшие об опасности, занялись дыней. (В. Катаев) 6) Старший помощник и другой матрос продавали билеты. С разноцветными рулонами и зелёной проволочной кассой они обходили пассажиров, (не) успевших купить билеты на пристани. (В. Катаев)
№ 37. Тема: Типы речи. Повествование.Задание 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок.
Сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем, - весело сказала мама. - Погода чудесная!
Я поскорее позавтракал, захватил свои удочки, ведёрко и выбежал во двор. У крыльца уже стояла запряжённая лошадь. Вскоре вышли и папа с мамой. Мы все уселись и тронулись в путь.
Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке. На самом берегу её находилась водяная мельница. Мы оставили во дворе на мельнице лошадь, взяли из повозки удочки, ведёрки для рыбы и пошли удить.
Мы с папой размотали и закинули удочки.
Но вот поплавок моей удочки будто ожил. Он слегка шевельнулся, пуская вокруг себя по воде круги, шевельнулся ещё и ещё раз, потом стал медленно погружаться в воду.
Клюёт! Тащи! - взволнованно шепнул папа.
Я потащил. Ух, как тяжело! Удилище согнулось в дугу, а леска, натянувшись как струна, так и резал воду.
Сильная рыба, туго натянув леску, бросалась то в одну, то в другую сторону. Я никак не мог подтащить её к берегу. Наконец рыба показалась из глубины.
Я изо всех сил рванул удилище - раздался лёгкий треск, и в руках у меня остался обломанный конец. Другой конец вместе с поплавком и леской быстро понёсся по воде прочь от берега.
Тут мы все трое - папа, мама и я - со всех ног бросились через плотину на другой конец омута к кустам. На воде возле них слегка покачивается сломанный конец удочки. И поплавок тоже спокойно покачивается на воде.
Папа крадучись подошёл к берегу, вошёл по колено в воду и протянул руку к удилищу... и вдруг оно подпрыгнуло, как живое, и бросилось прочь. Папа за ним бултых прямо в воду. Весь мокрый выскочил на берег.
О радость, о счастье! В руках у него была обломанная удочка. Она сгибалась в дугу, и леска опять, как тугая струна, так и резала воду.
Напуганная рыба тянула вглубь и никак не шла к бepeгy. Но папа и не пытался пересилить её. Он то отпускал леску, то вновь слегка подтягивал. Папа старался утомить рыбу. А мы с мамой, затаив дыхание, следили за этой борьбой.
Наконец утомлённая рыба показалась на поверхности и даже немного повернулась на бок, блестя серебряной чешуёй.
Тогда папа осторожно передал мне обломок удилища:
Тащи, только потихоньку, не торопись.
Я схватил в руки удочку и, забыв всё на свете, изо всех сил потащил на берег. Рыба тяжело шлепнулась в траву и забилась, запрыгала в ней.
Мы подбежала к добыче.
Ну, поздравляю тебя: теперь ты - настоящий рыболов! - радостно говорила мама.
{По Г. Скребицкому)Задание 2. Составьте план текста. Запишите название пунктов плана в соответствии со структурой рассказа. Проставьте нумерацию пунктов в тексте.
Вступление.
Завязка.
Развитие действия.
Кульминация.
Развязка.________________________________
Заключение.__________________________________
Задание 3. Прочитайте текст. Озаглавьте его и напишите заголовок. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Письменно ответьте на вопросы, данные после текста.
Сначала отб..рают только что собра(н, нн)ые огур цы (не)больших размеров, цилиндрической формы. Затем промывают их в холодной воде и замачивают на 4-6 часов, а после замочки ещё раз промывают. Укладывают огурцы в банки. Предварительно на дно кладут спец..и и пряности. В качестве зелен.. можно положить любисток, эстрагон, которые пр.. дают огурцам пр..ятный пря(н, нн)ый аромат. Наполне(н,нн)ые банки заливают кипящим раствором соли. Наливать кипящий раствор нужно осторожно. После заливки банки следует накрыть прокипячё(н, нн)ыми крышками, закатать и поставить в холодное место. Hи в коем случае нельзя замораживать огурцы.Каков тип речи текста?
Каков стиль речи текста?
Выпишите из текста слова, указывающие на последовательность событий.
Какая форма глагола характерна для данного типа и стиля речи?.Например,
Какие слова помогают выразить рекомендательный характер содержания текста?

Причастие - это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?что делающий, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

К признакам глагола относятся

Вид (СВ и НСВ),

Переходность (признак актуален для действительных причастий),

Возвратность,

Время (настоящее и прошедшее).

Залог (действительный и страдательный).

В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.:Рабочие строят дом - Дом строится рабочими) - см. возвратность глагола.

К признакам прилагательного относятся

Падеж (у полных причастий),

Полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия - только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы СВ имеют только причастия прошедшего времени (то есть глаголы СВ не могут иметь никаких форм настоящего времени - ни в изъявительном наклонении, ни в причастных формах), глаголы НСВ могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы НСВ имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный),

непереходные глаголы НСВ имеют 2 причастия - действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший),

переходные глаголы СВ также имеют 2 причастия - действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

непереходные глаголы СВ имеют только 1 причастную форму - действительное причастие прошедшего времени (проспавший).

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие: мальчик, читающий книгу.

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов

Ущ-(-ющ-) для глаголов I спряжения: бег-ущ-ий, бега-ющ-ий,

Ащ-(-ящ-) для глаголов II спряжения: леж-ащ-ий, сто-ящ-ий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

Вш- для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный: чита-вш-ий,

Ш- для глаголов с основой на согласный: нёс-ш-ий.

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

Некоторые глаголы на -сти (вести, обрести) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут, основа прошедшего - обре-ла), ведший;

Глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий.

У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший, причём выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведённым правилом.

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса

Ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый,

Им- для глаголов II спряжения: хран-им-ый.

Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголовруководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).

Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.

Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый).

Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия:двигаемый и движимый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

Н(н)- от глаголов на -ать, -ять и -еть: прочита-нн-ый,

Ен(н)- от основ на согласный и -ить: унес-ённ-ый, построенный,

Т- от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголовполюбить, искать, брать.

У некоторых глаголов на -сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведённый, обретённый, спрядённый, украденный.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошопрода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо - письмо написано мною. Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- - прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении «пропускать воду» непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Цели:

  • дать понятие о причастии как части речи, причастном обороте,
  • научить различать действительные и страдательные причастия.

Ход урока

1. Вступительное слово:

Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного.

Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали?

Слайд 3.

Перед нами два автомобиля: один обгоняющий , другой обгоняемый .

К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи - причастиями.

Формулируем правило:

Слайд 4

Причастие самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию , объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой ? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Посмотрите:

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

2. Задание:

Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший,

Построенный, построить, постройки, построившие

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие

3. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

Слайд 5

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета :

  • обгоняющий автомобиль, который сам обгоняет;
  • ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета:

  • обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
  • правила дорожного движения, выученные учеником

4. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Проверим, как вы запомнили наши «дорожные знаки». Определите, какие причастия являются действительными , а какие страдательными .

Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

Слайды 8,9.

  1. Охлаждающий
  2. Договаривающийся
  3. Угнетаемый
  4. Остановившийся
  5. Разбившийся
  6. Изготовленный
  7. Изготовивший
  8. Наблюдающий
  9. Открытый
  10. Оштрафованный
  11. Охлаждённый
  12. Пересыпанный
  13. Покрашенный
  14. Подвозивший
  15. Буксируемый
  16. Остановленный
  17. Буксирующий
  18. Разбитый
  19. Движущийся
  20. Остановленный

Проверим себя : действительные 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 17, 19.

5. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной.

Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения за 2008 г.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11 .

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Слайд 14.

6. Что такое причастный оборот?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

Слайды 15,16.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми. Постановка запятых при причастном обороте зависит от его месторасположения по отношению к главному слову.

Слайд 17 .

Правило-светофор:

Слайд 18.

7. Тренировочная езда.

Ну теперь мы можем отправиться на учебном автомобиле в путешествие по тексту.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак "Запятая".

Слайд 19.

Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20.

Проверим себя:

Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

8. Подведём итоги.

Сегодня мы узнали, что такое причастие, учились различать действительные и страдательные причастия, узнали, что такое причастный оборот и как он выделяется на письме

Слайд 22.

9. Ну а теперь экзамен!

Теоретическая часть . Ответьте на вопросы:

  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  3. Какие признаки глагола есть у причастия?
  4. Какие причастия называются действительными?
  5. Какие причастия называются страдательными
  6. Назови суффиксы действительных причастий
  7. Назови суффиксы страдательных причастий
  8. Каким членом предложения могут быть причастия?
  9. Что такое причастный оборот?
  10. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Слайд 23.

Практическая часть .

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь пропущенные буквы.

Водитель автомобиля двигающегося по правой стороне дороги решил обогнать впереди идущий грузовик. Сначала он убедился, что сзади нет машины, намеревающейся приступить к обгону. Затем посмотрел вперёд и удостоверился, что он успеет завершить манёвр до того как поравняется с автомобилем, двигающимся по встречной полосе. Выполнивший все эти действия водитель уверенно осуществил обгон и продолжил движение. Шофёр соблюдающий правила дорожного движения никогда не создаст аварийную ситуацию на дороге.

На этом наше путешествие закончилось. До новых встреч!

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

Вконтакте

Морфологические особенности

Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.

Причастие

Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).

Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных , имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

Деепричастие

Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).

Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

Чем отличаются

В первую очередь, нужно отметить, что не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).

Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  • определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  • частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).

Суффиксы

Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

Вид Суффиксы Примеры
Совершенный -в, -вши, -ши Бросив, согнувшись, сберёгши
Несовершенный -а (-я); -учи (устаревшие формы) Считая, крадучись

Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.

Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.

Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:

  • заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
  • имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
  • бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.

Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.

Обратите внимание ! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.

Таблица 3

Таблица 4

Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя .

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Употребление одной и двух букв «н»

Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:

  • приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
  • зависимые слова: пропаренная в духовке;
  • суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
  • слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.

В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.

Обособление синтаксически конструкций

Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.

Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот . Приведем существующие в языке правила с примерами.

Причастный оборот

Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:

  • относится к личному : Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
  • стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
  • имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.

Деепричастный оборот

Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.

Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.

Сравните два предложения:

  1. Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
  2. Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).

В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является , который не обособляется.

Распространенные грамматические ошибки

Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:

Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.

Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:

Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.

Нередко путают страдательные и действительные причастия:

Среди лотерейных билетов был выигранный.

Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.

При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу . Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.

Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».

Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.

По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.

Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение

Причастный оборот

Вывод

Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет. Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное. Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.

Разработка урока с элементами занимательности в 7 классе на тему: «Грамматические секреты Причастия»

I Введение. Цели и задачи урока:
Цель данного урока – желание разобраться в следующих вопросах: можно ли заставить школьников учиться светло, радостно, без принуждения и надрыва? С помощью каких методов, средств зажечь в их глазах огонек жажды знаний? Что значит обучать творчески, с опорой на активные методы развития мышления? Думаю, известный поэт Роберт Рождественский очень точно и верно дал ответ на мои напряженные поиски интересной методики преподавания, на размышления о том, как заставить ребят слушать на уроке. Хочется словами великого человека выразить свою позицию:
Твердят:
«Вначале было Слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви…

Основная задача этой работы состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить скучный учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником. Учить творчески – нелегкая задача, ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Необходимо выбрать интересную методику объяснения, закрепления сложных тем, и корень учения может изменить свой вкус.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивная восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, взаимообучение учителя и ученика, урок открытых мыслей, урок – монолог, монолог лирического произведения и другие). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих подобным находкам и открытиям.
Чтобы добиться желаемого результата, необходимо изменить стиль общения с учащимися: научиться уважать незнание и непонимание ребенка, стараться найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения приказов учителя. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, - это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он прячет свое «я» под маской. Терпение, терпимость и безусловное приятие любого ребенка – залог успеха учителя.
Исходным в творческой работе является живое впечатление, наличие пережитого. Если ученик убеждается, что при выполнении упражнения учится размышлять, самостоятельно делать выводы, если очевидна для него значимость порученного дела, чувствуется связь с жизнью, он с особым желанием включается в работу.
Важны и условия, которые нужно создать учителю и остальным участникам педагогического процесса для развития ученика, его активности, самостоятельности, инициативы. Мне кажется, необходимым условием является раскрепощенность от страха получить плохую оценку, от нежелания выглядеть среди одноклассников смешным, нелепым. Уроки с творческим заданием, на которых учитель составляет вместе с учениками разноуровневые задания помогают каждому ребенку поверить в свои силы, выбрать то, что ему доступно, интересно, что получается, раскрыть внутренний потенциал, узнать себя с иной стороны.
Итак, цель творческих уроков состоит в том, чтобы заложить в ученике механизм саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности, самобытности. Нарисовать себе картинки - правила, «поиграть» всеми таблицами, придумать самостоятельно схему, составить упражнение – эта интересная методика, безусловно, помогает разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации.
Чтобы доказать свою точку зрения, хочется из своей педагогической копилки представить урок на тему: «Грамматические секреты причастия», главная цель которого разобраться в сложных вопросах о причастии, используя интересный, занимательный материал.

1.Назначение урока с элементами занимательности, его цели и задачи
Урок на тему: «Грамматические секреты причастия» , основанный на необычной организации учебного материала, - это иллюстрация к пониманию того, как можно выразить сотворчество учителя и ученика, превратив урок в театр, в котором режиссирует и играет не только учитель, но и его ученики. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут жизнью изучаемых по программе трудных причастий.
«Грамматические секреты причастия» - урок обобщения и систематизации полученных знаний. Этот урок – решение учителя творчески подойти к изучению сложного учебного материала о причастии, ведь тема всегда вызывает особую трудность у семиклассников

Основными учебными задачами урока являются следующие:
1.умение находить причастия и правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
2.учить конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
3.расширить знания о причастии как основном признаке глагола;
4.осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций;
5.развивать творческие способности учащихся;
6.учить грамотному употреблению причастий в речи.
Задания к уроку проектированы учителем совместно с учащимися. Это связано с потребностью в мотивированном отношении к данному уроку. Важно заметить, что грамматические сочинения: «Творческий портрет Причастия», «Автобиография слова – причастия» - побуждают учеников в своем воображении представить зрительный образ, картинку, которая помогает им запомнить главные отличительные черты причастия. Так, в увлекательной форме ребята, как настоящие эксперты, делились собственными исследованиями, пытаясь на слообразовательном уровне объяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Подобные творческие задания побуждают ребят глубоко аргументировать свою точку зрения.
Хочется подробнее остановиться на методических играх на уроке: «Домино. «Образование причастий»» и «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях»». Игры я придумывала вместе с ребятами. Это совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. Игру «Домино» мы придумывали так. Была поставлена задача: доступно и в игровой форме показать, как образуются причастия. Каждая игра требует неукоснительного выполнения правил, условий, тогда ты близок к успеху. Это самый верный, неоспоримый аргумент для каждого ученика для того, чтобы выучить все правила образования причастия. Так, мы видим, у школьника в созданной учителем особой обстановке появляется и активность, и самостоятельность, и увлеченность, и особая ответственность. Методическая игра «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях» предполагает уже другую форму работы: «в парах» (метод взаимопроверки). Роль учителя выполняет ученик – консультант, который достает карточки и называет условия орфограммы. Но главная его миссия в другом: он должен проверить работу одноклассников и оценить. Следует отметить, что ученик, чувствуя важность порученного дела, готовится самостоятельно или сотрудничая с учителем так, что свободно владеет сложным учебным материалом, может объяснить товарищу.
При ответах чувствуется глубоко аргументированная точка зрения. Подобный урок отвечает методическим требованиям уроков с элементами творческого подхода, ведь главная задача – учить детей сложным навыкам грамотного письма, учитывая их индивидуальность, особые интересы.

Тема урока «Грамматические секреты причастия»
Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать изученный материал;
2. Расширить знания о причастиях как основных признаках глагола;
3. Повторить правописание причастий и пунктуацию в предложениях с причастным оборотом;
4. Углубить знания об образовании причастий, правописании суффиксов;
5. Развивать творческие способности учащихся;
Учить грамотному употреблению причастий в речи.
Эпиграф к уроку .
Они (причастия) служат сокращением человеческого
слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов.

Ход урока
Вводная часть
Постановка целей и задач урока
На уроках, посвященных причастию, самой необычной,
вызывающей много разногласий и споров ученых, вы со¬брали достаточный материал и теперь мы проведем свое собственное расследование по делу: «Причастие - это форма глагола или самостоятельная часть речи». «Грам¬матические секреты причастия».
В начале всякого расследования необходимо ближе позна¬комиться с особой Причастие, на которую и заведено дело. Вы познакомите нас с грамматической биографией при¬частия, с версией о названии или ее имени, представите грамматический портрет этой загадочной особы.

Выступление Группы «Экспертов»
Биография Причастия
Версия о том, почему оно так названо.
Герб причастия.
Творческие портреты Причастия

Причастие - кораблик
Для меня причастие - это кораблик, играющий волнами в открытом океане. Этот океан называется Грамматика. Почему кораблик? Потому что главное в характере прича¬стия - стремительность, движение, ведь оно образовано от глагола, а от прилагательного - признак, качество это¬го движения - летящий, плывущий, тоскующий о Роди¬не. У меня кораблик - причастие может быть действи¬тельным (сам совершает действие) - плывущий, а стра¬дательным (когда ему помогают плыть солнышко и ве¬терок, он испытывает действие со стороны другого) - подгоняемый ветром.
Причастие – растение
Я представляю причастие в образе прекрасного растения. Объясню, почему так считаю. Почва - наука Граммати¬ка. Она взрастила разные части речи. Вот и глагол - ствол растения (основательный во всем и главный) появился из этой почвы. Для причастия глагол - тело, основа. А как может жить растение - глагол без души? И прилагатель¬ное, заботясь о растении, поливая его, согревая, подарила душу, наполненную признаками, качествами. Листочки - это грамматические признаки причастия: род, число, па¬деж, вид и время. У причастия нет будущего времени. Оно живет прошлым и настоящим. Грамматическая биография Причастия Причастие родилось в стране Грамматика. Отцом ее был Глагол, от которого она унаследовала совершенный и не¬совершенный вид, настоящее и прошедшее время, но, к сожалению, не переняла формы будущего времени. Мате¬рью была часть речи Прилагательное. От нее у причастия способность изменяться по падежам, числам и родам. Следует заметить, что Причастие - характерная особа. Часто меняет свое настроение. То оно действительное, то страдательное. В отличие от родителей имеет особые при¬меты: обозначает признак действия, имеет необычные, характерные суффиксы (-ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем, -им-, -т-, -нн-, -енн-). В настоящее время причастия прочно закрепились в на¬шей речи, сделав ее более выразительной и образной, а предложения более яркими, даже поэтичными. Сейчас она живет по постоянному адресу: страна Грамматика, город Морфология, улица Прилагательная.
История названия
Почему причастие так названо? Вы не задумывались? А
ведь и в названии - имени нет случайностей. При при¬
ставка, «при глаголе», так как основная его форма, но обо¬
значает не действие, а признак действия. Таким образом
приставка при- объясняет промежуточное положение.
Причастие - «при прилагательном» и «при глаголе». Ко¬
рень «часть» обозначает, что причастие - часть глагола,
так как от него образовано.
Автобиография причастия «Расскажи о слове-причастии»
Я, причастие(), происхожу из семьи
И () мой отец () оставил мне

Значение() , () время, () вид.

Мать ()оставила в наследство вопрос(),

Свою синтаксическую роль(), и научила изменяться по

(), _(). Сейчас я стою в форме

()рода, ()числа и () падежа.

Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство - ()

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1.Образование причастий. Правописание суффиксов
Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание

Задание для 1 группы
Завис…щие
вид…мый
Сто…щие недорого
кле…щие обои
выслуша…ые замечания (выслушать)

Колыш…щиеся от ветра
замеш…ое тесто (замесить)

Намас…ый блин (намаслить)

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1

Ущ-} Если от глагола
-ющ-} 1 спряжения

Ащ-} Если от глагола
-ящ-} 2 спряжения

Если глагол на –ать- или –ять, то пиши - -нн-,
на –ить-, -еть-, пиши - енн

2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы
образуй от данных глаголов причастия 1.спр.
писать – (пишущий)
3.Задание для 4 группы 2 спр.
строить - (строящий)
Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач
суффикс –ющ- 2. жал…щие осы
3. кол…щие дрова
4. по…щие мальчики
5.стел…щиеся растения
6.терп…щие

Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку.
2. Выделение причастного оборота запятыми.
Определения, выраженного причастным оборотом

А) Смышленый мальчик, / утомленный
(сообразительный,
понятливый)
математическими заданиями \ и убаюкиваемый
покачиванием вагона/, очень скоро уснул.

Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом)
б) Лукашка разглядывал прямо на него
х какую?
(надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями
(напоминавшая) названого брата.
кр.страд.
в) Цветник запущен, сорные травы сплелись
х
(сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не

Расчищенных и / уже давно не посыпанных песком.

Динамическая пауза. «Ответь на вопрос»

Как мы скажем об ученике, который читает книгу?
- о шаре, который летит?
- о девочке, которая бежит?
- о яблоке, которое краснеет?
- о море, которое бушует?
- о солнце, которое заходи в лес?

КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР№ 1
-ем- 1 спр. -им- 2 спр.
б) страдат. Причастия настоящ. времени
1 спр.
колебать - колеблемый
1 спр.
подгонять - подгоняемый
2 спр.
любить – любимый

Домино « Образование причастий»
1 комплект
писать – ущ-брить – ющ-лечить –-ащ-| ненавидеть – ящ- |гнать -им- |рассказать – ем-|склетить-
-енн- |завещать – анн-| настоять -янн-|

2 комплект

Зависеть - -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться - -ющ-| значить-ащ-| читать - -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять - -янн-| остричь - -енн-|

3 комплект пилить - -ящ-| дышать-ащ-| полоть - -ущ-|отвлекать - -ем-| видеть - -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- |

4 комплект
ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить - -ющ-| махать –- ущ-| гнать - -им-| рассказывать-ем-| склеить - -енн-| завещать-анн-| повеять --янн-|

Орфографическое лото «нн и н в причастиях»
Ученик-консультант а) есть зависимое слово
достает карточки б) приставка есть
с описаниями в) нет зависимого слова
условий г) от глагола соверш. вида
орфограммы д) слова - исключения
«н и нн в причастиях»,
и учащиеся закрывают
соответствующие
примеры слов –
причастий и от-
глагольных
прилагательных
Карточка – лото

Организова…ый купле…ый
жаре..ый в масле девочка причеса…а
некоше…ый юноша взволнова…
ране…ый перекраше…ый

Задание 2. Творческая работа «Наш маршрут»
Нужно дописать предложения, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помнить, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.
Мы идем по дороге()Наш путь лежит мимо памятника ()
Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно()
Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову()

Задание 3 «Помоги жителям Причастино»
Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота
«Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником»

Задание 4
Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные.
Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо,
ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е
Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го,
кло-ког-ущ-ему.
Задание 5
Составь с найденными
существительными как можно
больше словосочетаний с
причастиями

протекающий
ТОК
Меняющийся
маринованный
СОК
Разведенный

Задание 6
Составить рассказ на одну букву (букву п). В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию. Например, Принесенному письму порадовалась Полина.
Карточка - информатор № 2
Работа «в парах»
Правописание причастий.1 этап работы

1.Струи воды не__ скова__ые льдом вливались в свинцовые волны униза___ые мерца__имися звездами.

– 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком

1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый
недалеко от дороги.

2.Не__украше__ые броским цветом осени большие
, листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на
минуту были прекрасны.
3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка
осталась почти не__замече__ой
1 вариант. Найти в тексте причастный оборот,
Расставить знаки препинания.

2 вариант. Вставить пропущенные буквы.
Прокомментировать орфограммы: «н и нн в суффиксах
Причастий», «не с причастиями».

Карточка – информатор № 3

1. нет приставки, кроме не -НН-
1. есть приставка
2. не зависимых слов 2. есть зависимые слова
3. слова-исключения 3. есть –ован-
-еван-
4. краткие страдательные причастия 4. образовано от глагола совершенного вида
III. ОБОЩЕНИЕ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫВОДЫ
.
Данный рабочий материал по теме «Необычная страна Причастие» поможет каждому учителю русского языка провести уроки более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению темы, развить их творческие навыки.
Творческий подход в обучении позволяет ярче проявлять себя не только ученику, но и учителю. Он выступает на уроке в такие отношения с учеником, когда обе стороны начинают сотрудничать между собой. На таких уроках учитель становится коллегой ученика, пусть более старшим и опытным, одинаково с учениками заинтересованным в хороших результатах труда. Его роль – это не роль контролера или охранника напротив, учитель эмоционально поддерживает учеников, создает условия для успешной работы, дает консультации, подсказывает, как лучше выполнить то или иное задание, советует обратить внимание на чью-то интересную работу. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, обращать внимание на интересное предложение ученика, а при подведении итогов акцентировать внимание на вкладе каждого в успех общего дела.
Главная задача педагога, исповедующего творческое обучение, - содействовать ученику в преодолении пассивной позиции в учебном процессе, помочь открыть себя.
Только от учителя зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас, Трудно? А как же иначе? Таково наше высочайшее предназначение: светить, озарять, любить, облагораживать, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе вечное» в юных душах учителей, зависит, будет ли наша страна богата талантами.

Домашнее задание
Написать сочинение на тему, в которой должны быть причастия, причастные обороты.
Какую картину ты представляешь, когда говорят:
«Море и вечерний закат», «Лунная дорожка моря», «Березовая роща в лучах утреннего солнца», «Весенняя капель».
Например: я представляю родничок, то бурлящий, перекатывающий разноцветные камушки, то радостно журчащий своими переливами. А водичка, с такой любовью омывающая каждый камушек и заботливо оттачивающая их острые углы, тихо напевает убаюкивающую песенку весны

Список использованной литературы:
Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4
Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996
Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6
Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1
Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6
Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.