Что такое инфантильность. Инфантильность: что же это такое? Как все начинается

Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона.

Считается, что именно на эту смоковницу залез мытарь (сборщик налогов) Закхей, чтобы увидеть Христа.

«Смоковница Закхея» представляет собой , имеет высоту 15 м при диаметре кроны в 25 м и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 м.

На высоте 4 м единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов. Единственный ствол имеет внутри открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения единственного ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус.

Отмечается массовое отмирание скелетных и обрастающих веток. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности данного дерева.

История

Участок земли с «деревом Закхея» площадью 1,1 га был приобретен в 1886 г. афонским иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко.

В 1883 г. арихимандрит , осмотрев «найденные на холме его подземные древности», отметив: «холм для покупки - всенепременно».

Сначала Иоасаф планировал на этом месте создать «Троице-Михайловский Русский общежительный монастырь в Иерихоне». На участке остался разведенный отцом Иоасафом апельсиновый сад и несколько построенных им глинобитных зданий.

Однако позднее у отца Иоасафа испортились отношения с , и он был вынужден срочно покинуть . Перед отъездом он подарил участок (ИППО) — российской общественной организации, которая скупала и осваивала земли в Палестине. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича.

После октябрьской революции 1917 г. в России, утраты интереса к палестинской недвижимости и раскола ИППО, значительная часть которого оказалась в эмиграции, принадлежность иерихонского участка России была поставлена под сомнение.

В 1995 г. глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России.

В 2008 г. в связи с изменениями в палестинском законодательстве участок был перерегистрирован на Правительство РФ, но уже с соблюдением всех требований действующих в Палестине земельных законов. В новых регистрационных документах четко фиксируется расположение «библейской смоковницы» - главной ценности этой территории - в границах участка Правительства РФ.

Подборка соответствующих документов в июне 2008 г. была передана мэром Иерихона Хасаном Салехом председателю Счетной палаты РФ, председателю ИППО Сергею Степашину.

18 января 2011 г. был открыт новый музейно-парковый комплекс в Иерихоне на участке, принадлежащем Российской Федерации. На торжественной церемонии присутствовали президент России, глава палестинской национальной администрации, руководитель Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, прибывший в Палестину по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также другие известные люди.

Музейно-парковый комплекс расположен в самом центре Иерихона на так называемом «иосафовском» участке площадью около 10 га.

Дмитрий Медведев и Махмуд Аббас осмотрели выставочные залы музея, а также совершили прогулку по парку, где растёт двухтысячелетнее дерево - Смоковница Закхея - библейская святыня, являющаяся местом поклонения христианских паломников всего мира.

Евангельский сюжет

Дерево Закхея упоминается в Новом Завете. Согласно Священному Писанию, Закхей (греч. Ζακχαῖος, ивр. זכי) был мытарем, или сборщиком налогов.

Когда Христос направлялся в Иерихон, где жил Закхей, то последний, будучи небольшого роста, но желая хоть издалека увидеть , влез на смоковницу. Христос заметил его, обратился к нему со словами:

«Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

Глубоко тронутый Закхей с радостью принял Христа в своем доме и дал обещание раздать нищим половину имения, а также вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей.

В доме Закхея ввиду недоумения народа (почему был выбран дом именно мытаря, ненавидимого евреями за несправедливые сборы налогов в пользу римлян) Христос сказал знаменательные слова: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», этим давая шанс всем спастись.

Фотогалерея



Полезная информация

Древо Закхея
Смоковница Закхея
Библейская смоковница,
сикомора, фикус сикомора
лат. Ficus sycomorus
семейство Тутовые (Moraceae)

Расположение

Иоасафовский участок (площадь более 15000 кв. м) расположен в центре современного Иерихона на ул. Айн-Султан, к северо-западу от «Дворца Московийского», примыкает к древу Закхея и богат остатками византийской эпохи.

Цитата

«Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19,1-10)

Именно с ней сравнивает паломническую поездку один из наших собеседников — иерей Сергий Ксенофонтов, клирик Духосошественского собора. Помните, зачем мытарь Закхей залез на смоковницу? Чтобы лучше видеть Спасителя (см.: Лк. 19, 4). А зачем собираемся в паломническую поездку мы? Этот вопрос лучше задать себе вовремя. Не там, а дома. Не накануне отъезда, а раньше.

Дело в том, что далеко не каждый пассажир паломнического автобуса и постоялец монастырской гостиницы — постоянный прихожанин храма, по-настоящему воцерковленный человек. По словам руководителя паломнического центра «Странник» при саратовском храме в честь Рождества Христова Дениса Лукьянова , таких в группе бывает хорошо если треть. Что же касается оставшихся двух третей — среди них, по словам Дениса, есть разные люди:

— Есть те, кто не перешагнул еще порога Церкви, но искренне интересуется историей и культурой России, значит, и историей Церкви тоже. Это очень благодарные слушатели и зрители; для многих из них такие поездки становятся началом воцерковления; через год-другой они, возможно, проделают тот же путь, но уже иначе, он станет для них духовным путем. Труднее с теми, кто едет «загадать желание», кто считает, что пребывание в Дивеево или в Оптиной пустыни должно способствовать разрешению каких-то его проблем. Такие люди зациклены на своей боли и не хотят подумать ни о чем, кроме нее. Им непременно нужно увезти домой что-то вещественное — воду из источника, землю — они уверены, что это должно им помочь, и легко впадают в обыкновенный магизм. А где магизм, там уже нет благоговения перед святыней, нет любви ко Христу.

— Но разве не бывает так, что человек поехал к преподобному Серафиму или к Александру Свирскому — от большой беды, от тяжелой скорби… и именно там осознал необходимость принадлежности к Церкви и больше от нее уже не отпадает?

— Бывает, но редко. Реже, чем в первом случае — с «чисто познавательным» интересом.

***

Беседу с отцом Сергием Ксенофонтовым мы начали с такого вопроса:

— Зачем вообще ехать в паломничество? Ведь молиться тем же святым можно и дома!

— Если мы желаем хотя бы в какой-то мере подражать святым угодникам, то именно атмосфера того места, где они спасались, поможет нам преодолеть временной разрыв и уже не просто узнать — сердцем почувствовать их подвиг. Так же и евангельские события мы по-особому переживаем, сердцем чувствуем — пребывая на Святой Земле. Паломничество делает нас соучастниками происходившего. Это дает нам возможность духовного изменения, сообщает особую напряженность нашей духовной жизни. И там же мы получаем помощь: человек, служивший миру проводником к Божией благодати, освятил то место, где пребывал и трудился, в месте этом — особая благодать, и мы, находясь там, получаем реальную, ощутимую помощь.

Законы духовной жизни таковы, что человек должен все время находиться в движении. Это все равно, что подниматься по эскалатору, идущему вниз: остановился — тут же съехал, и трудно опять подняться туда, где был. Паломничество — тот случай, когда духовное движение выражается в передвижении физическом, и здесь можно вспомнить начальника мытарей Закхея (см.: Лк. 19 , 4-9), внезапно влезшего на смоковницу: этим поступком закончилось его прежнее благополучие, началась иная жизнь. Паломничество — это отказ от самоуспокоенности, к которой часто приводит привычная, хорошо обустроенная жизнь, это труд, который человека изменяет. В старину это был настоящий подвиг: паломничество было сопряжено с огромными трудностями и опасностями. Сегодня мы путешествуем с комфортом, не подвергая себя лишениям, и все же паломничество остается лучшим способом собраться воедино, задействовать все — и ум, и душу, и тело — в необходимом человеку труде.

— Вы совершили немало паломнических поездок вместе с прихожанами; скажите, к каждому ли из них относимо то, что Вы сказали выше?

— Действительно, не каждый паломник осознает цель и смысл своего передвижения в пространстве. Многие ездят из года в год, но лучше как христиане от этого не становятся, это очень печально наблюдать. А кто-то, напротив, съездил один раз, и эта поездка сдвинула, изменила всю его жизнь.

Паломническая поездка — не самоцель, ее нельзя воспринимать как нечто, действующее автоматически: «Вот, съезжу — и сам изменюсь, и все изменится». Паломничество — это один из способов, данных нам, чтобы изменить себя. Но изменять себя — это нелегкий труд, и не все к нему готовы. У многих появляется соблазн подменить его имитацией. Совершить некое действие и надеяться, что само это действие, без твоего глубокого участия, без твоей жертвы и труда, тебя изменит или даже даст тебе какие-то особые права. Даже право называться православным! Иной человек называет себя православным, а если спросишь его, почему он таковым себя считает, выясняется: во-первых, когда-то в детстве крещен, а во-вторых, в позапрошлом году ездил в Дивеево или в Санаксары.

Путешествие ко святым местам не может заменить постоянной церковной жизни, более того: оно обессмысливается, если человек не ведет и не намерен впредь таковую жизнь вести. Любое серьезное дело должно характеризоваться постоянством, иначе ему грош цена. А христианство — это самое серьезное дело, которым только можно заниматься, потому что цель его — спасение души и будущая жизнь вечная. Постоянная приходская жизнь — свидетельство развития христианина, а паломничество — часть этой жизни, причем даже и не самая важная. Самая важная — это Евхаристия, Причастие, самое тесное соединение человека с Богом из возможных в земной жизни. А паломничество — средство вспомогательное.

— Поговорим о других крайностях. Я знаю одну женщину, прихожанку саратовского храма, которая всю свою небольшую зарплату изводит на поездки, влезает в страшные долги, обделяет близких, но вновь куда-то едет и едет и твердит всем, что иначе нельзя спастись.

— Это искажение духовной жизни может быть связано еще и с постоянным чувством беспокойства, вины и страха: я что-то такое недоделал, и Господь меня теперь не помилует, а чтоб помиловал — надо немедленно куда-то бежать, ехать, словом, сделать рывок. В результате внутренняя жизнь человека превращается из спокойного, хотя и всегда трудного и совсем не быстрого восхождения, в какие-то рывки и прыжки.

— Отец Сергий, многие ведь едут в то же Дивеево или куда-то еще от чувства неудовлетворенности, недостаточности: «Здесь, в Саратове, в саратовских храмах, я не могу получить чего-то такого, что непременно получу там». Но разве это не от самого человека зависит — что именно он получит в ближайшем от его дома храме?

— Иные еще говорят, что никто из саратовских священников не может ответить на их вопросы. Но это самообман: они не ответов на свои вопросы таким образом ищут, а подтверждения собственным ответам, уже сложившимся. Такой паломник будет ездить до тех пор, пока не найдет подтверждения тому, что давно уже сам для себя решил. Чувство неудовлетворенности — оно ведь потому и возникает у человека, что никто не хочет встать на его сторону, поддержать его в сделанных уже выводах — о себе, о других, о жизни вообще и о жизни церковной. По сути, это поиск ложного самоуспокоения. И это именно соблазн! Потому что человек полностью подвержен своей воле и не допускает действия воли Божией, и в этом состоянии оказывается во власти искусителя. Как пишет апостол Иаков, Бог не искушается злом и сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (Иак. 1 , 13-14). Труд и расходы, связанные с паломничеством, оправдывают в глазах человека его собственные действия, и он не замечает, что ходит по краю. Это становится особенно опасным в связи с распространением лжестарчества и иных видов скороспелого духовного учительства, что, впрочем, отдельная тема.

— С чего, на Ваш взгляд, должно начинаться паломничество?

— Духовное путешествие начинается в душе человека, и начинается задолго до того, как он сел в автобус или в поезд. Это постановка цели: куда, зачем я еду, какую пользу мне это принесет. То есть как оно приблизит меня к Царству Божиему. Очень важно получить благословение Церкви в лице священника. Это приобщение благодати Божией. Приобщение заключается и в отслуженном молебне, и в молитвенном подвиге, о котором тоже лучше спросить священника: многие почему-то думают, что паломничество освобождает от повседневного молитвенного подвига и от поста даже: мы, дескать, путешествующие. А в старину богатые люди, даже цари, в паломничество шли пешком, босиком, ели по дороге одни сухари и пили только воду. Сегодня от нас этого не требуется, но ту тяготу, которая нам по силам, мы должны на себя взять — ради Того, Кого хотел видеть влезший на дерево Закхей.

***

Мне хочется добавить кое-что к словам моих собеседников. Когда человек, даже и далекий от Церкви, вдруг ловит себя на странном, но настойчивом желании съездить на место подвигов великого святого, когда этот человек, неожиданно для себя самого, пытается искать у святого помощи — это ведь совершенно неслучайно, на самом деле. Душа — по природе христианка — чувствует, что ей надо, чувствует помимо сознания. Другой вопрос — чем продолжится этот первый контакт.

Фото с сайта www.photoukraine.com

Газета «Православная вера» №14 (490)

В прошлое воскресенье мы с вами слышали Евангелие о том, как Господь входит в Иерихон, а при входе в город исцеляет слепца. Слух о появлении человека, который может исцелять, быстро разносится по городу, молва о нём распространяется всё больше и больше, и огромная толпа народа выходит встречать Иисуса. Сегодняшнее Евангелие продолжает это повествование. Оно посвящено Закхею, очень яркому образу Священного Писания.

Это продолжение истории о прозрении, о том, как Господь заметил ещё одного человека, жаждущего прозреть, Закхея, который залез на дерево, чтобы увидеть Господа. Как слепой захотел увидеть и увидел, так же захотел увидеть и Закхей, и увидел. А увидел он удивительным образом.

Христос входит в Иерихон. Слово Иерихон и имя Иисус мы уже и раньше встречали в Священном Писании. Однажды другой Иисус, Иисус Навин, подходил к Иерихону. Он должен был взять этот город, окружённый высокими стенами, стоящий на пути богоизбранного народа, преграждая ему путь в Землю Обетованную. Иерихон стоял перед ними непреодолимым препятствием, как некий символ твердыни греха. Священное Писание повествует о том, как, обойдя вокруг стен Иерихона, Иисус Навин с молитвой протрубил в трубы, и стены Иерихона упали, открыв путь к Сионским горам. Иерихон действительно находится в низине, и путь в Иерусалим - это как бы образ восхождения в Царствие Небесное, восхождения души христианской от низменного к высшему, восхождения каждого человека от греха к добродетели.

Итак, Господь входит в Иерихон, окружённый толпой людей, которые видели исцеление слепца. Среди них был и Закхей, мытарь, но не простой мытарь, а начальник мытарей, человек очень богатый. Богатство его складывалось в результате того, что он обижал своих ближних: собирая деньги для римских оккупантов, он на самом деле большую часть оставлял себе, обирая вдов и никого не щадя. Вместе с богатством он приобрёл и власть, и высокое положение в обществе, но вот любви народа не приобрёл. В духовном смысле мытари были отринуты израильским обществом.

Народ толпится, теснится, Закхей слышит о том, что пришёл в город Тот, Кого почитают Мессией, о Ком говорят, что Он - Сын Давидов. Об этом возвестил слепец: “Обетованный пророк, Сын Давидов идёт…”. И понятно, что народ собирается и встречает Его как Мессию. А Закхей не может пробиться через толпу людей, стена стоит перед ним, стена из его грехов фактически, потому что каждый человек несёт на себе отпечаток своей злости, ненависти и корысти. Стоит эта стена и не пускает Закхея ко Христу, не даёт возможности увидеть Его.

Рвётся к Нему Закхей, но пробиться не может, как часто и мы не можем ничего с собой сделать в состоянии греховного пленения, когда даже самые мелкие грехи настолько могут побеждать нас своей властью, что мы остаёмся совершенно беспомощными. Чувствуем, что рядом, совсем близко проходит Господь, но не способны ничего сделать, настолько нас связали наши грехи.

И вот тут Закхей совершает один простой, но очень важный поступок: он взбирается на смоковницу, чтобы хотя бы издали увидеть Христа. Маленький, видимо, неуклюжий человек, потому что он не может увидеть Христа из-за голов людей, взбирается на дерево и тем самым лишается всего того, что приобрёл своим неправедным богатством. В этот момент он становится смешным и абсолютно беспомощным в глазах всего народа.

Над человеком, который взбирается на дерево, начинают смеяться и бросать в него камнями, он уже никто, он лишился своего величия. В этот момент Закхей забывает, кто он и как к нему должны относиться люди, ему безразлично, что он смешон, жалок, глуп и ненавидим теми людьми, которые его окружают, потому что все знают, что он награбил свои богатства…

Он совершенно не думает об этом, потому что сейчас самое главное для него - это увидеть Господа. Он не думает о том, что может нелепо выглядеть со стороны, как мы часто думаем: “А как на нас посмотрят? Как этот мой шаг поймут остальные люди?”. Такие вопросы, не дающие человеку поступить по Христу, по совести, по правде Божией, задаёт себе тот, кто живёт ложной жизнью. А Закхей перестаёт заботиться о том, что о нём будут думать, он забывает обо всём на свете, ему важно только одно - увидеть Христа. Но на самом деле ведь не только ему это важно…

Это был человек, облечённый властью, живущий по законам мира сего, как и мы с вами чаще всего живём по законам мира сего, а не по законам Божьим. Законы мира сего очень жёсткие, они не дают человеку свободы, не позволяют расслабиться и быть самим собой. А Господь как раз даёт нам такую возможность. И более того, Он нас как бы вынуждает быть самими собой: никогда не надевать на себя маску, никогда не играть чужую роль, вообще ничего в жизни не играть, никаких ролей, а всегда и постоянно быть самими собой. И чаще всего это есть самое невыносимое для нас.

Представьте себе на минуту, что стоящие здесь в храме увидят нас такими, какие мы есть на самом деле. Страшно подумать, что люди будут знать, кто я есть в данную минуту. Вот так, заглядывая иногда в себя, нам и самим неприятно смотреть, и даже на исповеди мы не всегда имеем мужество до конца раскрыть себя перед Богом, потому что это ужасно неприятно.

Но в тот момент, когда человек думает только о том, как на него посмотрит Господь, Господь смотрит на него, как Он посмотрел и увидел Закхея, который забрался на дерево, приподнялся над землей, стал выше. Господь замечает его и говорит: “Мне надо быть в твоём доме”. Господь, Который ни в чём не нуждается, Который ничем не ограничен и не связан, должен быть в доме Закхея, обязан к нему придти… “Мне надо быть у тебя в доме, скорее слезай. Я к тебе иду, ни к кому другому”… Такое ощущение, что весь путь в Иерихон Господь проделал специально, чтобы придти в гости к этому странному человеку, что бы крепость его греха была сокрушена любовью Христовой.

И Закхей в полном раскаянии говорит очень важные слова: “Если я кого обидел, я вчетверо воздам”. Он приносит такие глубокие плоды покаяния, готов всю свою жизнь поменять только из-за того, что почувствовал, - именно к нему идёт Господь. Он преодолел своё собственное греховное состояние, сумел расколоть своё каменное сердце, сокрушить твердыню своего греха, эти стены Иерихонские, просто смирением, согласием быть грешником, смешным и нелепым, но только со Христом.

И Христос говорит о нём: “Это сын Авраама”. Закхей - сын Авраама, потому что Авраам так поступал, как и нам следует поступать: когда Господь его звал, он тут же слышал Господа и сразу отзывался: Это я, Господи… На каждый звук голоса Господня, - это я! И вот Закхей поступил, как Авраам, он услышал, как идёт Господь, он своей жизнью откликнулся, влез на дерево и тем самым сказал: “Вот он я, Господи, посмотри на меня”.

Это Евангелие даёт нам возможность увидеть, как Господь каждого из нас ищет, как Он к каждому из нас грядёт, как каждый из нас Им любим. Для каждого из нас Господь проделывает этот тяжелейший путь из Иерихона в Иерусалим, чтобы этот путь был проделан вместе с Ним и нами, чтобы с этого момента, когда мы встретили Господа, мы пошли в Иерусалим, стремились бы в Царствие Небесное, оставили бы всё на свете, смогли расколоть себя до конца и сказать эти слова: “Я вчетверо отдам Господу, чтобы Твоя милость и Твоя любовь никогда не отступала от меня”.

И нам бы, как Закхею, постараться возвыситься до того, чтобы Господь нас заметил. А возвышение наше - в нашем смирении, когда мы поднимаемся над толпой страстей, шумом и гамом человеческих мнений и суждений, когда мы не заботимся о том, что думают о нас другие люди, не примериваем чужие одежды, когда мы не стараемся внешне быть хорошими и выставить напоказ то, что нам никогда не принадлежало, а ходим перед Богом, как ходил Авраам. Тогда Господь приходит в наш Иерихон, чтобы каждого из нас найти, как Он нашёл Закхея. И найти нас возможно только тогда, когда мы подобно Аврааму, на каждый Его призыв можем сказать: Это я, Господи. Аминь.

Рассказ гида Александра о ветхозаветном, новозаветном и немного о современном городе Иерихоне

Иерихон является местом ветхозаветных событий и новозаветных событий. Ветхозаветные события следующего содержания. Народ Божий еще находится на той стороне, на Иорданской, стороне – моавской стороне. Уже преставился Моисей. Приемником Моисея стал праведный Иисус Навин, великий полководец. И он посылает двух соглядатаев, чтобы посмотреть Иерихон.

Иерихон – славный укрепленный город, которому ничего не страшно, никакие осады, потому что внутри его бьют подземные источники прекрасной воды, земля есть, хоть она выглядит как очень сухая, но тем не менее, растет тут все: и баклажаны, и бананы, и все, что хочешь, все, что нужно для счастья. Помидоров еще нет, потому что их еще не привез с Нового света Колумб. Но, в общем-то, множество фруктов, овощей – благодать. Скотина у них тоже есть внутри стен, то есть они могут целый век прожить внутри стен и вообще не выходить за город.

Иисус Навин посылает посмотреть, каков этот город, какая это земля. Соглядатаи входят в город, и их сразу замечают, потому что они и одеты по-другому. Хананеи, живущие в Иерихоне, понимают, что подошли израильтяне к Иордану на той стороне. Принимает этих соглядатаев грешная женщина – блудница по имени Раав. И вот эта Раав говорит соглядатаям: «Наш народ в трепете от того, что сделано было вашим Богом с египтянами сорок лет назад». Так это было. Исход – эти десять казней, особенно последняя – умерщвление всего первородного.

В трепете были хананеи, но не распахнули врат своего города, чтобы сказать: «Приидите, благословенные от Господа, и научите нас пути истинному», — не сделали, потому что у них страх животный. Страх животный, что их просто сотрут с лица земли евреи, сокрушат их кости, а вот отказаться от своего образа жизни…

Что за образ жизни хананеев, что является главным отличием хананейского жития от праведной жизни? Телевизор смотрят?…)) Ну, в каком-то смысле, да… это образное высказывание, оно подходит, потому что в телевизоре, можем сказать, есть все: вся помойка Земли есть в телевизоре, но иногда можно узнать и что-то полезное, но все-таки больше «помойки». Да, конечно, если на помойке порыться, можно тоже найти иногда, что-то выбросили хорошее. Другой факт – насколько это удобно? Вот действительно, живут хананеи, мы могли бы это так охарактеризовать, в условиях вседозволенности – а это самое страшное.
Конечно, когда мы говорим: вот десять заповедей, да? По сути, кроме пятой заповеди и четвертой, все заповеди сформулированы в отрицании: «Аз есмь Господь Бог твой, да НЕ будут тебе бози ины разве Мене», «НЕ сотвори себе кумира… и всякого подобия, да НЕ послужиши и НЕ поклонишися ему», «НЕ прелюбы сотвори», «НЕ укради», «НЕ убий», «НЕ послушествуй на ближнего…» и так далее: НЕ, НЕ, НЕ… И вот мы знаем, что детей тяжело воспитывать сплошными отрицаниями, нет-нет, да нашалит. Но это дитя, а когда взрослый, это может быть очень серьезное что-то.

Господь наш Иисус Христос суммировал заповеди положительно, двумя. Какое ключевое слово? Возлюби. «Возлюби Господа Бога твоего всей душой твоей, всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Он эти слова не впервые сказал в Новом Завете, потому что это цитата из Ветхого, из Второзакония, пророка Осии. Когда любишь, то не делаешь худо.
А хананеи этого не хотят, кроме Раав блудницы. Она говорит: «Я знаю точно, что вы возьмете наш город…» Прозорливая, и в чем главное ее достоинство – в том, что она покаялась. Это самое главное ее достоинство. Покаяние – это есть путь правильный. Она стала матерью Вооза! Вот вчера мы говорили о Воозе и Руфи моавитянке, помните? Она родила Вооза, то есть блудница, хананеянка, жена – праматерь Иисуса Христа по плоти… Удивительно! Это не единственный случай такого грешного, обращенного к покаянию, жития, которое во благо. Есть и другие такие примеры.

Мы с вами очень стремительно перескакиваем на новозаветную тематику, я еще вернусь к Ветхому Завету. Мы подходим к храму пророка Елисея и к месту, где мы вспоминаем обращение новозаветного покаявшегося грешника Закхея мытаря, бывшего представителя налоговой инспекции, который брал лишнее. Он низок ростом, забрался на дерево, потому что сердце его к покаянию обратилось. Пойдемте, вспомним это обращение.

Братья и сестры, мы не говорим во что бы то ни стало, что эта «коряга» есть то самое дерево… но это образ, чтобы мы поняли, как это все было. А это есть то самое дерево в плане разновидности. «Смоковница» по-русски – это «ягодичное дерево», по-славянски, а «смоковница» по-славянски – это «инжир». То есть это родственники. Вот эти плоды похожи на инжир, но они не такие сочные, как инжир.

Конечно, самое главное не в дереве, а в том, что этот человек не просто покаялся на словах, как это у нас бывает, а он сразу клятву дал. Пол-имения (а он весьма богатый человек) – нищим, а если кого чем обидел – воздаст четверицею, то есть Закхей себя, по большому счету, приговорил к нищете. И есть такое более позднее предание, что Закхей впоследствии стал епископом Кесарийским. Мы его увидим здесь в росписи, как епископа.

Храм в честь ветхозаветного героя Елисея. Когда Иисус Навин взял с израильтянами Иерихон, он полностью уничтожил город и никого не пощадил кроме Раав блудницы и ее семьи и проклял это место. Он сказал: «Проклят тот, кто осмелится восстановить Иерихон. Он поставит основание на первенце своем, врата построят на последнем сыне». Так и случилось впоследствии. Но уже в Ветхом Завете Господь сменил гнев на милость по отношению к этому городу, потому что уже в Ветхом Завете у нас пророк Елисей, возвращаясь от восхождения на колеснице своего учителя с той стороны Иордана, приходит в Иерихон и молится за местный народ и за то, чтобы Господь оздоровил источник горький, бросив туда миску с солью. И Господь оздоровил по молитвам своего угодника Елисея воду.

А Господь наш воплощенный Бог Иисус Христос исцелял слепых здесь в Иерихоне…

Господь Иисус Христос исцеляет слепых. Одна из храмовых икон

…и призывал, но не просто призывал, но еще и побывал в доме покаявшегося грешника Закхея мытаря. Евангелие, которое мы слышали, это то Евангелие, которое читается, когда приходит батюшка освещать наши дома, потому что это есть посещение Божие. Освящение дома – это посещение Божие. Неоднократно мы потом должны это посещение поддерживать, читая дома Евангелия, молясь Богу, поя тропари, держа иконный угол живым с зажженной лампадкой. Тогда будет действительно Христос у нас в доме, если мы будем те самые выздоровевшие, покаявшиеся грешники…

Это патриаршее подворье святого пророка Елисея и одновременно это приход иерихонских христиан – православных арабов, нескольких также русскоязычных православных жен, в основном… Службы совершаются здесь по воскресным дням и по праздникам… Иерихонские христиане не многочисленны, к сожалению, может быть, их всего около двухсот. Правда, здесь зимой население увеличивается, в том числе, и христианское, потому что наступает дачный сезон. Зима в Иерихоне очень мягкая и приятная, здесь всякие цитрусовые, бананы растут… Лето, конечно, здесь считается самым жарким в мире. Самый низкий город, самый древний и самый жаркий.

…И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его…