Авария с подводной лодкой. Крупные аварии на подводных лодках в ссср и россии. На судоремонтных заводах

Сама по себе идея подводной лодки появилась ещё в XV веке. Пришла эта идея в гениальную голову легендарного Леонардо да Винчи. Но, опасаясь разрушительных последствий такого скрытного оружия, он уничтожил свой проект.

Но так всегда и бывает, если идея уже существует, то рано или поздно человечество ее воплотит. Уже больше полувека подводные лодки бороздят моря и океаны. И, конечно, периодически попадают в аварии. Особенную опасность в данном случае представляют атомные подлодки, оснащенные ядерными силовыми установками. Об их сегодня и поговорим.

USS Thresher

Первой затонувшей атомной подводной лодкой в истории стала американская USS Thresher, погибшая в уже далеком 1963 году. Построена она была тремя годами ранее и являлась первой в своем роде подлодкой типа «Трэшер».

10 апреля USS Thresher вывели в море, чтобы провести тестовые глубоководные погружения и проверить прочность корпуса. Около двух часов лодка погружалась и периодически передавала данные о состоянии своих систем в штаб. В 09:17 USS Thresher перестала выходить на связь. Последнее сообщение гласило: «… предельная глубина… ».

Когда ее нашли, то оказалось, что она развалилась на шесть частей, а все 112 челнов экипажа и 17 исследователей погибли. Причиной гибели лодки называют заводской брак в сварке корпуса, которые не выдержал давления, треснул, а попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание электроники. Расследование установит, что на верфях, где USS Thresher обслуживали был предельно низкий контроль качества, а кроме того, могли происходить сознательные диверсии. Это и стало причиной гибели подлодки. Ее корпус до сих пор покоится на глубине в 2560 метров к востоку от мыса Кейп-Код.

USS Scorpion

За всю историю Военно-морские силы США окончательно и бесповоротно потеряли всего две подлодки. Первой была упомянутая выше USS Thresher, а второй - затонувшая в 1968 году USS Scorpion. Подводная лодка затонула в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Буквально через пять дней после аварии она должна была вернуться на базу в Норфолк, но на связь не вышла.

На поиски USS Scorpion отправились 60 кораблей и самолетов, которые нашли немало интересного, в том числе затонувшую немецкую подлодку времен Второй мировой войны. Но вот искомая лодка обнаружилась только спустя пять месяцев на глубине в 3000 метра. Весь экипаж из 99 человек погиб. Причины катастрофы до конца неизвестны, но есть версия на что на борту лодки могла взорваться одна из торпед.

USS San Francisco


А вот случай с американской лодкой USS San Francisco - это как раз история чудесного спасения. 8 января 2005 года в 675 километрах к юго-востоку от Гуама произошло столкновение. На глубине 160 м San Francisco столкнулась с подводной скалой.


Скала пробила балластные цистерны, так что судно могло очень быстро пойти на дно. Но общими усилиями команды удалось сохранить плавучесть и поднять USS San Francisco на поверхность. Корпус оказался не пробит, да и ядерный реактор не пострадал.

При этом были и жертвы. Девяносто восемь членом экипажа получили различные травмы и переломы. Помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен умер от повреждений головы на следующий день.


Перейдем к советским подлодкам. Подводная лодка К-8, которая погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года, стала первой подобной потерей советского флота.

Причиной гибели стал пожар в рубке гидроакустиков, который начал быстро распространяться по воздуховодам и угрожал уничтожить все судно. Но спас простой человеческий героизм. Когда моряки из состава первой смены главной энергетической установки осознали, что огонь продолжает распространяться, они заглушили ядерные реакторы и задраили все двери в другие отсеки. Сами подводники погибли, но не дали огню уничтожить подлодку и убить остальных. А ядерный реактор не сделал в океан радиационных выбросов.

Выживших моряков принял на борт болгарский теплоход «Авиор», который как раз проплывал неподалеку. В борьбе с пожаром погиб капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов и 51 член его экипажа.

К-278 «Комсомолец»


Вторая затонувшая советская атомная подлодка. К-278 «Комсомолец» тоже сгубил пожар, который вспыхнул на ее борту 7 апреля 1989 года. Огонь нарушил герметичность лодки, которая быстро наполнилась водой и пошла ко дну.

Моряки успели отправить сигнал о помощи, но из-за поврежденной электроники, его смогли принять и расшифровать только с восьмого раза. Некоторым членам экипажа удалось выбраться и выплыть на поверхность, но они оказались в ледяной воде. В результате катастрофы погибли 42 моряка, а выжили - 27.

К-141 «Курск»


О загадочной гибели подводной лодки «Курск», странном поведении российской власти и вопросах, на которые пока никто не дал ответы, мы уже писали . Поэтому сейчас остановимся на основных моментах.

2 августа 2000 года в 11:28 системы крейсера «Петр Великий» зафиксировали сильный хлопок, вслед за которым судно немного встряхнуло. «Курск» участвовал с крейсером в учениях Северного флота и спустя шесть часов должен был выйти с ним на связь, но пропал.


Спустя почти двое суток подлодку найдут на глубине 108 метров, уже на дне. Погибли все 118 членом экипажа. Причины гибели «Курска» и сейчас остаются до конца не ясны, так как официальная версия о пожаре в торпедном отсеке, вызывает слишком много вопросов.

Украина вне конкуренции

Если какой-то вывод и можно сделать из всех этих историй, так это понять, что работа у подводников суровая и опасная. А с любой опасной работой украинцы справляться умеют. Поэтому, несмотря на то, что пока у нас подводного флота нет, это дело времени. Как только у Украины появятся свободные ресурсы на его создание и развитие, он будет создан.

А уж крепких моряков, чьи предки-казаки доплывали на чайках аж до Турции, а отцы и деды служили на советских подлодках, у нас найдется в достатке. В героях у Украины обычно недостатка нет.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла , построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации . На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма , с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море . Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, "Курск" внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий . В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа .

© Фото: public domain АПЛ К‑278 "Комсомолец"

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров . Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев", которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

© public domain


© public domain

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло . Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. "Академик Берг" ударил "К‑56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования .
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана , приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров . Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла , имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии , девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол" в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный . На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды , корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации через несколько дней.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80 , входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла : из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа , в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Спущенный на воду в 1959 году, «Скорпион» был предназначен в первую очередь для противолодочной борьбы с советскими подводными ракетными крейсерами. На нем также располагалась специальная группа русскоязычных лингвистов, занимавшихся прослушиванием радиопередач советских кораблей и других военных единиц.

Последнее задание началось 17 мая 1968 года. Под командованием командора Фрэнсиса Слаттери, «Скорпион» только что завершил трехмесячное плавание в Средиземном море в составе американского 6-го флота и возвращался в Норфолк, когда поступил шифрованный приказ. Вице-адмирал Арнольд Шад, командующий Атлантическими подводными Силами в Норфолке, передал новое задание для «Скорпион». Субмарине следовало полным ходом идти к Канарским островам, расположенных на расстоянии 1500 миль от восточного побережья Африки, для наблюдения за соединением советских кораблей, маневрирующих в восточной Атлантике юго-западней цепочки островов.

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев, остатки потерпевшего крушение «Скорпион» были обнаружены на океанском дне в Атлантике, на глубине около двух миль. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Пресс-секретарь коммандор Фрэнк Торп (Cmdr. Frank Thorp) во вторник обнародовал позицию ВМС США: АПЛ «Скорпион» затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки — Норфолк. » В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненой, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой «, заявил Торп.

Но фактически, «Скорпион» во время гибели был в центре сети высоко — технологического наблюдения, шла «холодная война», и не исключалось военное столкновение, которое, предположительно, закончилось соглашением между Соединенными Штатами и Советским Союзом, имевшим целью скрыть истинную картину происшедшего. Изучение сотен документов и интервью со множеством очевидцев событий и военнослужащих позволяет предположить сценарий, который драматично отличается от официальной версии ВМС :

Немногие посвященные в истину советские адмиралы вступили в контакт с высшими должностными лицами ВМС США, после чего Соединенные Штаты и Советский Союз пришли к договоренности никогда не раскрывать детали гибели «Скорпион» и советской ракетной подводной лодки K-129 , затонувшей в Tихом океане двумя месяцами ранее. Обнародование всех фактов, как они посчитали, могло бы серьезно осложнить американо-советские отношения. Адмирал, бывший старшим адмиралом в Пентагоне во время гибели «Скорпион», заявил в недавнем интервью, что ЦРУ выражало опасения, что субмарина, возможно, подвергалась опасности, что основывалось на перехвате радиообмена Советскоких военно-морских кораблей в Атлантике. » Имелся некоторый анализ связи ….свидетельствующий, что «Скорпион» был обнаружен советским соединением, они искали субмарину, и очевидно они напали на ее след… » заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани (Vice Adm. Philip Beshany). » Имелись некоторые предположения, что они не только проследили за субмариной, но и атаковали ее. «

Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила данных, подтверждающих нападение. Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что американское разведывательное сообщество рассматривало возможность конфронтации между «Скорпион» и Советскими военными кораблями. Командование ВМС организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после ее гибели, заявили корреспонденту “Пост- Интеллидженсер” некоторые из вышедших в отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения ВМС , и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в 1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды «Скорпион» вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина возвращается в базу…

Самый большой секрет, однако, принадлежал Советской стороне.

Никто в ВМС США — включая высших офицеров, пославших «Скорпион» на разведывательное задание — не знал в то время, насколько глубоко советская разведка проникла в секреты США. Коды подводной связи, благодаря варрэнт-офицеру флота Уолкеру (Warrant Officer Walker), с которым связан самый громкий шпионский скандал в истории ВМС США, возможно сыграли свою роль в трагедии «Скорпион». Торп отказался комментировать возможную связь между Уолкером и аварией «Скорпион».

Комиссия описала советское присутствие как неопределенные гидроакустические исследования, выполняемые двумя научно-исследовательскими судами и судном-спасателем подводных лодок в составе группы других кораблей. Выводы подразумевали, что советское соединение скорее проводило изучение звуковых эффектов в океанской среде, чем выполняло военное задание. Однако Бешани, руководивший в то время подводной войной, заявил в своем недавнем интервью, что должностные лица Пентагона были осведомлены о том, что Советы отрабатывали способы поддержания высокой автономности военных кораблей и субмарин в условиях осутствия доступа к иностранным морским портам.

Представители ВМС заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая передал сообщение командиру «Скорпион», которое указывало курс и скорость хода для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения задания.Также в 1968 году должностные лица ВМС сообщили, что только после 03.00 утра 22 мая — в день гибели «Скорпион» — командор Слаттери передал Шаду ответное сообщение о том, что «Скорпион» прибудет в Норфолк 27 мая в 01.00 пополудни. Позже, в том же 1968 году, после того, как стало известно, что субмарина находилась на выполнении » задания высшей классификации » прежде, чем погибла, должностные лица ВМС сообщили, что Слаттери доложил об окончании задания и возвращении домой. Текстам обоих сообщений был присвоен гриф «совершенно секретно». Но было ли задание «Скорпион» закончено в действительности?

Один из офицеров ВМС занимает ключевое положение в противоречии официальному заявлению ВМС , сделанному в 1968 году о том, что субмарина не находилась в непосредственном контакте с советскими кораблями в момент гибели. Лейтенант Джон Роджерс (Lt. John Rogers), офицер связи из штаб-квартиры подводных сил в Атлантике, служивший в Норфолке в 1968, был дежурным офицером в ту ночь, когда было получено сообщение Слаттери. Роджерс в 1986 году дал интервью журналисту Питу Эрли, в котором заявил, что сообщение Слаттери фактически содержало скорее рапорт о том, что за «Скорпион» начинают слежение советские корабли, чем сообщение о завершении задания. Роджерс умер в 1995 году, но его вдова, Бернис Роджерс, подтвердила в недавнем интервью, что ее муж сообщил ей о том, что «Скорпион» исчез при фактическом выполнении задания по слежению за советским соединением.» Мой муж был дежурным офицером в Центре связи подводных сил в ту ночь, когда пришло сообщение от Слаттери » — рассказала Бернис Роджерс — » Он знал то, что происходило. Мы говорили относительно этого с тех пор. «

Известно только то, что через пятнадцать часов после отправки заключительного сообщения, «Скорпион» взорвался в 06:44 пополудни и затонул на глубине свыше 2 миль приблизительно в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Что произошло со «Скорпион»? В течении почти трех десятилетий командование ВМС продолжало заявлять, что не представляется возможным идентифицировать «некоторые причины» потери «Скорпион» и отказывалось опубликовать заключение Следственной комиссии, ссылаясь на напряженность “холодной войны”. Комиссия в составе семи высокопоставленных военно-морских чиновников проводила слушания в течение лета и до конца осени 1968 года и в январе 1969 года завершило отчет, который сохранялся секретным в течение 24 лет.

В начале 1993 года ВМС рассекретили большинство заключений комиссии. Возглавлявший комиссию вице-адмирал Бернард Остин (Vice Adm. Bernard Austin) заключил, что наиболее убедительными и вероятными являются доказательства, указывающие на неисправность торпеды «Скорпион», которая совершила циркуляцию и взорвалась рядом с корпусом субмарины. Заключение комиссии основано частично на показаниях, указывающих на схожий случай, имевший место со «Скорпион» в 1967 году с невооруженной учебной торпедой, которая внезапно запустилась и была должна быть выброшена за борт. В качестве доказательств были рассмотрены фотографии места крушения, аудиозаписи катастрофы, а также детально изученные бумажные документы, включая документы и отчеты, отправленные с борта «Скорпион» почтой в течение первоначальной части операции в Средиземном море. В заключительном отчете из 1354 страниц, Следственная комиссия отклонила две альтернативных версии гибели «Скорпион» — утверждение вице-адмирала Шада и его сотрудников о том, что неустановленная техническая авария вызвала цепочку событий, приведших к массовому поступлению воды внутрь субмарины, и версию о том, что гибель «Скорпион» вызвана взрывом на борту субмарины. Комиссия также сделала заключение, что исключается возможность гибели «Скорпион» в результате действий противника.

В 1970 году другая комиссия ВМС завершила другой секретный отчет, который отрицал заключение Следственной комиссии. Вместо версии о случайном взрыве торпеды, новая группа предположила, что механическая авария вызвала неустранимое поступление воды. Этот отчет приводил большую часть доказательств и предположение о внутреннем взрыве аккумуляторной батареи, приведшем к поступлению воды внутрь прочного корпуса и затоплению субмарины. Однако, два старших офицера ВМС , принимавших участие в первоначальном расследовании катастрофы «Скорпион» летом 1968 года, сообщили «Пост-Интеллидженсер», что заключение Следственной комиссии о случайном ударе торпеды остается наиболее реалистичной реконструкцией, что подтверждается имеющимися акустическими записями момента аварии.

Записи, полученные на трех расположенных в Атлантике гидроакустических станциях — одна на Канарских островах и две поблизости от Ньюфауленда — зафиксировали одиночный резкий звук (шум), затем после 91 секунды тишины, последовал ряд быстро чередующихся звуков, соответствующих звуку разрушения отсеков корпуса и цистерн субмарины от давления воды. Джон Крейвен (John Craven), бывший в то время в ВМФ главным гражданским специалистом и экспертом по подводным технологиям, который руководил командой, обнаружившей обломки «Скорпион», сказал, что данные акустики практически подтверждают, что взрыв (одной из) торпед (а не разрушение корпуса из-за проникновения воды) потопил «Скорпион», убив в нем 99 человек. «Как только корпус начинает сдавливаться, остальные отсеки также сразу следуют за ним, резко сжимаясь,» — сказал Крейвен. «Никоим образом нельзя добиться того, чтобы корпус смялся, а затем наступила 91 секунда тишины, в ходе которой остальные части корпуса решают, а не попробовать им удержаться вместе.»

Отставной адмирал Бернард Клэри (Adm. Bernard Clarey), бывший в 1968 командующим подводными силами ВМС , также отклонил версию взрыва аккумуляторной батареи. Такая авария не могла бы сгенерировать выделяющуюся и акустическую энергию, зафиксированную на записях гидроакустических станций, заявил он корреспонденту «Пост — Интеллидженсер». И Крейвен и Клэри сказали в интервью, что доказательство поддерживает теорию о том, что одна из собственных торпед «Скорпион» взорвалась внутри корпуса.

В то время как среди американских подводников все эти годы ходили слухи о том, что «Скорпион» был подкараулен и потоплен советской подлодкой, никаких доказательств преднамеренного нападения не появилось. В заключении ВМС , сделанном после исследований в 1968 году говорится о том, что не имеется никаких доказательств каких-либо приготовлений СССР к военным действиям или кризисной ситуации, как могло ожидаться в случае предумышленного нападения на «Скорпион». Отчет Следственной комиссии умалчивал о том, могла ли субмарина затонуть после случайного столкновения. В то же время Торп, пресс-секретарь ВМС , заявил, что комиссией установлено, что «Скорпион» был на удалении 200 миль от советских кораблей в то время, когда произошла катастрофа.

Гибель «Скорпион» до сих пор остается тайной для семей и друзей членов его команды.

Последние секунды «Скорпион» (основано на гидроаккустической записи катастрофы «Скорпион», сделанной станцией СОСУС на Канарских Островах. Источник: Дополнительная запись слушаний Следственной комиссии главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС США)

18:59:35 — 1. Взрыв боеголовки торпеды с левого борта в середине субмарины вызывает стремительное затопление центрального поста и других отсеков в средней части подводной лодки. 2. Вода через переходной туннель поступает в реакторный и машинный отсеки.

19:01:06 — 3. Разрушилась переборка торпедного отсека, вызвав стремительное затопление.

19:01:10 — 4. Кормовая переборка машинного отсека разрушается, 85-футовая кормовая секция субмарины последовательно разрушается в направлении отсека дополнительных механизмов и реакторного отсека.

АМЕРИКАНСКИЙ ЖУРНАЛИСТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО СУБМАРИНА ВМС США БЫЛА УНИЧТОЖЕНА СОВЕТСКОЙ ПОДЛОДКОЙ.

(Статья в газете «Взгляд» 2012 года)

25-летнее расследование американского военного журналиста Эда Оффли, в ходе которого он пришел к выводу, что атомная субмарина ВМС США «Скорпион» была уничтожена советской подлодкой, вызвало скандал в США. Как утверждает публицист, это была «месть» советских подводников за гибель дизель-электрической подлодки К-129. После чего правительства СССР и США договорились сохранить тайну гибели обоих лодок, списав это на аварии.

В США прошла громкая презентация книги-расследования Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который 25 лет исследовал катастрофу американской атомной субмарины USS Scorpion (SSN-589).


«Гибель «Скорпиона» была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129 в марте 1968 года», – пишет Оффли. По его мнению, СССР (а теперь – Россия) и США уже более 40 лет скрывают этот факт, опасаясь осложнения двусторонних отношений.

История гибели «Скорпиона» в официальном изложении звучит так. В мае 1968 года команда субмарины, возвращаясь с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), получила новое задание – следовать на Канарские острова, где «в поле зрения разведки ВМС попало загадочное соединение советских кораблей».

Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев остатки потерпевшего крушение «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3047 метров в Атлантике с помощью глубоководного аппарата Triest II. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Была создана авторитетная комиссия по расследованию причин трагедии подлодки, которая в 1968 году закончила работу и констатировала, что лодка превысила предельную глубину погружения и затонула «по неизвестной причине». Однако такой вердикт не устроил ни родственников погибших моряков, ни общественность.

Были выдвинуты десятки версий, вот наиболее популярные из них: корабль мог столкнуться с советской субмариной или же погиб от взрыва собственной торпеды. По неустановленным причинам одна из находящихся в торпедном аппарате торпед пришла в боевое состояние. Командир приказал выстрелить ее за борт, но торпеда легла в циркуляцию вокруг субмарины и самонавелась на нее. В результате произошел взрыв, разрушивший прочный корпус лодки.


Пресс-секретарь ВМФ США командор Фрэнк Торп тогда заявил, что АПЛ Scorpion затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки Норфолк. «В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненной, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой», – заявил Торп.

С тех пор советские и американские высшие военные чины версию столкновения с советскими кораблями категорически отрицают и дружно утверждают, что в радиусе 400 км в районе гибели «Скорпиона» советских атомоходов не было.

Версия о взрыве торпеды позже подтвердилась, когда было проведено повторное обследование остатков АПЛ. Видеокамера «Триеста» запечатлела люки торпедных аппаратов, вырванных наружу мощным взрывом. То есть получилось так, что торпеда сработала внутри АПЛ (как в случае с гибелью российской АПЛ К-149 «Курск»).

Тем не менее в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе журналист Эд Оффли заявил: «22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими и советскими подводными силами».


«Возможно, что конфронтация между «Скорпионом» и советской подводной лодкой класса «Эхо-2» могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля», – пишет Оффли. Он подчеркивает, что «в любом случае, после того как «Скорпион» оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду и о К-129, и о «Скорпионе».

Кстати, сам журналист считает, что США не были причастны к гибели К-129 (за которую, якобы, советские подводники и «отомстили» американцам), но «многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон».

Согласно одной из версий, ракетная дизельная подлодка К-129, поднятая позднее на поверхность американцами в результате секретной операции, затонула после столкновения с американской субмариной USS Swordfish (SSN-579) 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в Тихом океане (то есть за три месяца до того, как затонула субмарина «Скорпион»).


Тогда погибли 97 советских моряков, тела которых с воинскими почестями были похоронены американцами. Документы и личные вещи погибших вместе с видеозаписью церемонии погребения власти США октябре 1992 года передали Борису Ельцину.

Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но, как сообщает РИА «Новости», он уже получил «десяток посланий» от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели «Скорпиона» не были тайной.

Между тем несколько ветеранов российского подводного флота, которых опросил журналист газеты ВЗГЛЯД, дали практически одинаковые комментарии к «версии Оффли», сводящиеся к двум пунктам: «Автор – конспиролог, желающий «срубить капусты» на давних трагедиях. О причинах гибели советской и американской субмарин можно говорить лишь предположительно».

6 октября 1986 года затонула советская атомная подводная лодка стратегического назначения К-219. Это была одна из самых опасных субмарин того времени. К-219 совмещала в себе подводную лодку и склад ракет, способный привести к концу света. Вскоре после погружения и отправки в сторону США в одной из шахт была обнаружена течь, которая в итоге привела к полной разгерметизации отсека. Вследствие чего ракета, находившаяся внутри, взорвалась, спровоцировав выброс огромного количества вредных веществ в океан. Сегодня мы расскажем о пяти не менее опасных субмаринах, оставленных на дне океанов.

Эта американская атомная подводная лодка погибла 10 апреля 1963 года в Атлантическом океане недалеко от Бостона вместе со всем экипажем. Сразу определить причину потопления было невозможно, потому что в какой-то момент связь с лодкой просто оборвалась. Впоследствии на основании многочисленных фотографий стало ясно, что, скорее всего, лодка разгерметизировалась и из-за попавшей внутрь воды произошло короткое замыкание, приведшее к остановке работы реактора.

Видео

USS Thresher

К-8. Погибла на учениях

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70». Ее задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. 8 апреля 1970 года в результате пожара в одном из отсеков лодка потонула недалеко от берегов Испании, где находится до сих пор. На лодке было четыре ядерных торпеды.

Видео

Подводная лодка К-8

К-27 - легендарная лодка

До своего крушения советская лодка являлась кораблем - лауреатом различных премий, из ее экипажа вышли адмиралы и Герои Советского Союза. Но из-за произошедшей на ней аварии в 1968 году субмарину было решено исключить из состава ВМФ и затопить в Баренцевом море. Атомный реактор законсервировали, лодка же была затоплена в Карском море и находится до сих пор на глубине 75 м. В 2013 году был принят проект о поднятии лодки со дна для дальнейшей утилизации.

Видео

Последний поход «Золотой рыбки» К-27

К-278 «Комсомолец» - подводная лодка третьего поколения

Этой советской подводной лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения - 1027 м. Она затонула в Норвежском море 7 апреля 1989 года. В одном из отсеков произошел пожар, вследствие чего она потонула со всем запасом торпедных снарядов.

Видео

АПЛ К-278 «Комсомолец»

К-141 «Курск»

Эта лодка затонула в Баренцевом море на глубине 108 м в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Подводная лодка затонула во время проведения учений. На борту лодки было 24 крылатых ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Выдвигается несколько версий гибели этой лодки, в том числе взрыв торпеды, взрыв на мине, торпедирование, столкновение с другим объектом.

Видео

Послевоенные потери подводного флота СССР
После окончания второй мировой войны началось новое противостояние – «холодная война». Не стреляли пушки, самолеты не бомбили противника, а корабли не обменивались артиллерийскими и ракетными залпами, но это не уберегало от потерь с десятками человеческих жизней. И одни из самых больших потерь на фронтах «холодной войны» понесли моряки-подводники.

В послевоенное время советский флот потерял погибшими девять лодок, в том числе три атомные. Кроме этого многие лодки получили серьезные повреждения, а атомная К-429 затонула, но в последствие была поднята и снова введена в строй. Первое время гибель подводных лодок в СССР касалась только дизельных субмарин. В период с 1952-го по 1968-й год погибло от различных причин шесть лодок, в том числе одна из них в базе, при этом при взрыве получили повреждения еще несколько лодок. Погибло в общей сложности 357 человек. Случались в этот период аварии и на атомных лодках, но все они обходились без «безвозвратных потерь» в технике.

Затонувшие подводные лодки СССР принадлежали разным флотам: по две лодки от Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота. 12-го апреля 1970-го года погибла советская атомная подводная лодка К-8, на борту которой в боевом походе случился пожар. Именно пожары стали, основной бедой советских подводников, регулярно вспыхивая на лодках различных проектов. Экипаж четверо суток боролся с огнем, но спасти лодку не смог, а пламя «забрало» жизни 52 членов экипажа.

На следующий год чудом не погибла атомная лодка К-56, получившая пробоину в результате в результате столкновения с научным судном «Академик Берг». Авария стоила жизни 27 морякам, задраившим отсек, и спасшим жизни остальных. Далее последовал продолжительный период затишья. Наибольшее количество затонувших подводных лодок СССР приходится на 80-е годы, ознаменовавшиеся гласностью и перестройкой. И если гибель 21-го октября 1981-го года дизельной лодки С-178 не вызвала резонанса (столкновение с грузовым судном), то гибель в октябре 1986-го года атомной К-219 имела большую огласку. В течение трех суток в Саргассовом море экипаж боролся с огнем, но лодку спасти не удалось. К счастью погибло только четыре человека.

В промежутке между двумя авариями, 24-го июня 1983-го года затонула К-429, вышедшая на испытания после проведения ремонта. В результате при погружении лодка набрала воды, а неправильные действия сборного экипажа привели к тому, что лодка легла на дно. На поверхность выбрались 104 человека, а еще 16 погибли. В дальнейшем лодку подняли и вернули в строй.

Но самая известная гибель подводной лодки в СССР случилась 7-го апреля 1989-го года, когда в результате пожара и последующего затопления затонула новейшая лодка «Комсомолец», возвращавшаяся с боевого дежурства. Жертвой аварии стали 42 моряка. Стоит отметить, что гибель подводных лодок в СССР происходила значительно чаще, чем в США, которые потеряли всего два своих подводных атомохода.

Не обошлось без потерь и в российское время. И если буксируемую на слом К-159 нельзя считать полноценной боевой лодкой, то гибель 12-го августа 2000-го атомного подводного крейсера «Курск» проекта 945А стало настоящей трагедией, которая привела к гибели 118 подводников.

Напоследок отметим, что затонувшие подводные лодки СССР располагаются во всех частях мира, от родных берегов до Саргассова моря, Гавайских островов и Бискайского залива, указывая на расположение линии фронта «холодной войны».