Потопление корабля. Пять самых больших кораблей, потопленных советскими подводниками. Остров разрушенных кораблей на Бермудах

Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.

До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации. Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь. В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.

Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей - боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.

Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.

На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.

1. Карибское море, район Больших Антильских островов

Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.


Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.

В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.


Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.

На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:

  • Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
  • Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
  • Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
  • 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
  • Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.

По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.

2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук

В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.


В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.


По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.

Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.

3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа

Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.


Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.


Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:

  • Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
  • Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
  • 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.

4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл

Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.


Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески. Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган. А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.


Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:

  • Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
  • Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
  • Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
  • Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
  • Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.

5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.


Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.


К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил

В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.


Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.

Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.


Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:

  • Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
  • 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
  • Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
  • Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
  • Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
  • Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.

7. Эгейское море, район греческого острова Фурни

Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.


Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.

Несколько дней назад военнослужащие Российской Федерации затопили списанный большой противолодочный корабль «Очаков», для того чтобы заблокировать выход нескольким украинским судам из озера Донузлав в Крыму. Подобные действия в истории мирового флота далеко не редкость, так что предлагаю вам узнать еще несколько довольно любопытных историй затопления военных кораблей.

В истории российского флота самый известный подобный случай произошел в 1854-1855 годах во время Крымской войны. Этот конфликт, спровоцированный Британией, Францией и Османской империей, с самого начала развивался не в пользу России. Иностранный десант, высадившийся в Евпатории в первый день осени 1854 года, быстро продвигался вдоль побережья Крыма в сторону Севастополя. А состоявшаяся 20 сентября битва на Альме закончилась поражением русский войск.

Российское командование, понимая, что ситуация может стать критической, приказало затопить на входе в Севастопольскую бухту несколько старых кораблей. В то время уже появились паровые судна, а потому отпадала необходимость в парусниках. Их и решили пусть под воду, чтобы перекрыть флоту интервентов возможность проникнуть в бухту.

Первые семь судов были затоплены 11 сентября. В ноябре-декабре ушли на дно еще два, в феврале 1855 года – шесть. А 27 августа был затоплен весь остальной флот – русские войска покинули Южную часть города. Они вернулись туда лишь в 1856 году после Парижского конгресса.

В 1905 году в бухте Севастополя был открыт памятник затопленным кораблям – одна из визитных карточек города.

Крейсер «Варяг». 1904 год

Не менее известный случай сознательного затопления российских кораблей состоялся 9 февраля 1904 года в акватории корейского порта Чемульпо (сейчас – Инчхон). Это был первый день Русско-японской войны. Ночью несколько миноносцев Страны Восходящего Солнца провели торпедную атаку на российские корабли, стоявшие на внешнем рейде города Порт-Артур, а в полдень начался бой между крейсером «Варяг», поддержанным канонерской лодкой «Кореец», и японской эскадрой, состоящей из четырнадцати судов.

За время короткого неравного боя крейсер «Варяг» получил множество повреждений, а 31 член его экипажа был убит. Поняв, что дальнейшее сопротивление невозможно, капитан корабля Всеволод Руднев отдал приказ вернуться на рейд в Чемульпо, где «Варяг» был затоплен, а «Кореец» — взорван. Пущен на дно был также российский пароход «Сунгари», находившийся в порту.

Подвиг российских моряков, затопивших судна, но не сдавших их противнику, был с восторгом воспринят по всему миру, в том числе, и в Японии, где после войны даже построили музей памяти русских героев. Газеты разных стран пестрили новостями про судьбу «Варяга», а наших моряков принимали с почестями по всей протяженности их маршрута домой в Петербург.

Песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», кстати, не российского происхождения, а немецкого. Стихотворение, легшее в ее основу, написал австрийский поэт Рудольф Грейнц по мотивам прочтенных в прессе новостей. Произведение стало известным в России в переводе Евгении Студенской. Музыку же сочинил музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев.

Затопление Флота открытого моря. 1919 год

А в 1919 году по схожей причине затопили свои боевые корабли и немцы. Первая Мировая война обернулась для Кайзеровской Германии поражением. Страна, которая в течение нескольких столетий могла похвастаться самой сильной армией в Европе, вообще потеряла право на создание собственных вооруженных сил. А оружие, находившееся на ее территории, подлежало передаче другим государствам. В том числе, интернированию подвергли и немецкий Флот открытого моря – несколько десятков боевых кораблей, считавшихся гордостью Германии.

Пока союзники решали между собой судьбу этого флота, корабли находились в бухте Скала-Флоу на Оркнейских островах, где на тот момент располагалась главная база британских ВМС. На суднах оставались немецкие экипажи, а общее командование осуществлялось контр-адмиралом Людвигом фон Ройтером. Последний принял решение затопить свой флот в преддверии подписания Версальского мирного договора, чтобы он не достался союзникам.

В 10:30 утра 21 июня 1919 года фон Ройтер отдал приказ затопить все корабли Флота открытого моря. Матросы подняли на своих суднах военно-морские флаги Германии и открыли кингстоны. Британцы, совершенно не ожидали подобного хода событий, а потому не успели помешать планам немецких моряков. Им удалось спасти лишь 22 судна, 52 ушло под воду.

Парадоксально, но британское командование восприняло новость о затоплении немецких кораблей с большим облегчением. Ведь их теперь не нужно было делить между союзниками, что позволило избавиться от долгих споров по данному вопросу. В Германии же Людвига фон Ройтера и его подчиненных приняли как героев.

Затопление французского флота в Тулоне. 1942 год

А в 1942 ситуация была кардинально иной. Германия, оправившаяся от поражения в Первой Мировой войне, снова стала обладать самой мощной армией на континенте и вернула себе былую политическую мощь. К этому времени она успела захватить или подчинить себе практически всю Европу, в том числе, и Францию, которая бы разделена на оккупированную немцами территорию и небольшое государство-сателлит в южной части страны, контролировавшее также часть французских колоний в Африке.

Но в ноябре 1942 года английские и американские войска при поддержке французских патриотов оккупировали Северную Африку. При этом они заключили договор с командующим ВМС вишистского режима Франсуа Дарланом о том, что он становится лидером на освобожденной территории. Взбешенный этими соглашениями Гитлер, приказал ввести немецкие войска в остатки континентальной Франции, а также захватить флот, стоявший на базе в Тулоне.

Германские солдаты начали наступление на Тулон в 4 часа утра 27 ноября 1942 года. Узнав об этом, руководство французского флота, находившегося в порту Тулона, приняло решение затопить корабли, чтобы они не достались немцам. Под воду в ту ночь ушло 77 судов. Нацисты успели спасти лишь 3 эсминца, 4 подводные лодки и 40 малых судов. Часть флотилии смогла вырваться из окружения и достичь освобожденного союзниками Алжира.

Затопление кораблей на озере Донузлав. 2014 год

Озеро Донузлав является одной из наиболее удобных природных гаваней Крыма. В советские времена оно стало одной из баз Черноморского флота СССР, а после 1991 – Украины. А во время Крымского кризиса 2014 года на Донузлаве началось противостояние между российскими и украинскими военными.

В начале марта 2014 российский флот заблокировал в Донузлаве два украинских военных корабля. А утром 6 февраля эта блокада была усилена затоплением двух старых судов ЧФ РФ – большого противолодочного корабля «Очаков» и спасательного буксира «Шахтер». До этого большая часть Черноморского флота ВМФ Украины успела покинуть Крым и прибыть в Одессу.

Противолодочный корабль Очаков перекрывает вход в озеро Донузлав.

Далеко не каждый корабль после крушения оказывается на морском дне. Некоторые из них застревают на мели.

World Discoverer
Судно было построено в 1974 году. Построили его для круизов в полярных широтах. Изначально корпус корабля делался таким образом, чтобы судно легко могло справляться с полярными льдами. 30.04.2000 г. судно попало на риф, который не был обозначен на карте, и получило повреждения «несовместимые с жизнью».
Капитан корабля, чтобы предотвратить гибель людей и не дать судну затонуть, решил посадить его на мель. WorldDiscoverer в дальнейшем был разграблен авантюристами. В данный момент судно – популярнейшее место для почитателей морского романтизма.





Mediterranean Sky
Корабль построен на верфях Ньюкасла в 1952 г. Использовался он в качестве круизного лайнера. Последний круиз MediterraneanSky состоялся летом 1996 г. В дальнейшем компанию, которой принадлежал корабль, постиг финансовый крах, и судно было арестовано.

В 1999 г. Судно перевели к берегам Греции. Через три года оно начало медленно набирать воду, и по этой причине было отбуксировано на мелководье. В 2003 г. MediterraneanSky опрокинулось на один бок и остается в таком положении по сей день.





Captayannis
Греческий корабль, использовавшийся для перевозки сахарного песка. В 1974 г. Судно попало в шторм и столкнулось с танкером, который повредил его корпус. В результате чего образовалась брешь и корабль начал набирать воду.
Капитан направил Captayannis на мель, где судно застряло. На следующий день корабль опрокинулся. В этом положении он находится и сейчас. Местные жители именуют его «сахарным судном» и показывают туристам, у которых он пользуется популярностью.

В результате танкер не пострадал. Судебные тяжбы продолжались достаточно долго, а «сахарный» корабль тем временем превратился в дом для морских обитателей и птиц.



America
Корабль построен в США 31.08.1939 г. При его спуске на воду присутствовала жена тогдашнего президента Элеонора Рузвельт. В первое плавание судно отправилось летом 1940 г. Однако уже через год его реквизировали ВМС США и переоборудовали под военные цели. Участвовал во Второй мировой войне (1941-1946) под названием «Уэст Пойнт»
После окончания военных действий America выполняла межконтинентальные пассажирские рейсы. После чего корабль продали грекам, те в 1993 году перепродали его в Тайланд. Во время буксировки судна до места назначения случился шторм, в результате которого оборвался трос, и America была выброшена на мелководье около Канарских островов. Через пару лет кормовая часть лайнера отломилась и затонула.



La Famille xpress
Корабль-призрак польского производства был построен в 1952 г. был продан в СССР и служил в ВМФ России до 1999 года. У нас в стране он именовался «Форт Шевченко», далее судно продали, после чего оно получило свое теперешнее имя.

LaFamilleExpress потерпел кораблекрушении по неизвестным причинам. Доподлинно известно лишь то, что судно попало на мелководье в 2004 г. Виной тому злополучный ураган «Френсис». Случилось это в Карибском море около острова Кайкос. Попытки вытащить корабль не были предприняты. Теперь судно служит местной достопримечательностью для любопытных туристов.



Olympia
Это коммерческий грузовой корабль. Когда судно совершало рейс из Кипра в Грецию, на него совершили нападение пираты и благополучно его захватили. Это случилось в 1979 году, корсары посадили судно на мель в заливе острова Аморгос. Власти пытались его оттуда вытащить, но попытки не увенчались успехом. Сейчас корабль является местной достопримечательностью.





HMAS Protector
Корабль «HMAS Protector» – приобретение правительства Южной Австралии еще в 1884 году для защиты береговой линии от возможных атак. Корабль прошел Первую мировую войну и почти прошел Вторую. По иронии судьбы, судно погибло от столкновения с буксиром в июле 1943 года на пути к Новой Гвинее. Ржавеющие останки корабля до сих пор можно наблюдать на том же месте.



Пароход «Барон Гауч»
Данный корабль перевозил мирных беженцев в первую мировую войну. Погиб он из-за халатности экипажа. Наблюдающий отлучился со своего поста, и судно нарвалось на мину. Оно затонуло практически моментально, похоронив вместе с собой несколько сотен пассажиров. Случилось это около берегов теперешней Хорватии.



Судно «Semiramis» (остров Андрос, Греция) Это пассажирское судно, которое теперь выглядит как мрачный корабль-призрак, село на мель у греческих берегов в 1954 году.

У многих такие выражения как «кораблекрушение» или «затонувшее судно» ассоциируются ссокровищами и пиратами. Пиратство уже давно минуло, а вот затонувшие из-за аварий корабли находят каждый год.

Продолжаем тему кораблей, в прошлых выпусках рассказывали о самых больших корабельных винтах , здесь же пойдет речь об утопленных судах. Согласно данным ООН, более трех миллионов кораблей таятся на дне океанов. Некоторые из них утонули из-за войн, другие из-за погоды, или несчастных случаев, а некоторые были сознательно уничтожены. Вашему вниманию представляется десять захватывающих историй десяти затонувших суден.

В водах Каймана Брас, в 150 милях к югу от Кубы и на 40 - 90 футов под водой находится Фрегат 356, затонувшее судно, которое раскололось надвое. Построенное Советами в начале 1980-х (последняя стадия холодной войны) судно было передано кубинскому флоту и готовилось вступить в эксплуатацию после развала СССР. По истечении 10 лет военный корабль был куплен правительством Кайман. Вскоре, в неравном бою с природой (сильным штормом) судно потерпело поражение и ушло под воду. Фотограф Марк Лайтфут объясняет: «Ахиллесовой пятой» судна был его основной компонент- алюминий- он и послужил причиной гибели


Абу Галава Шивейя - риф в египетском Красном море с бирюзовой «встроенной» лагуной в его средине. Название места переводится, как “Маленький Отец Бирюзового Открытого моря.” Вокруг затонувшей в этом месте яхты ходит множество слухов и легенд


Местные гиды полагают, что это - остатки американской парусной шлюпки, которая утонула в 2002, но Рик Веркоэ, инструктор по подводному плаванию, утверждает, что это - раковина Эндимиона, австралийская яхта, которая легла в свою водянистую могилу в 1998, очевидно после навигационной ошибки.


Свипстейкс, Тобермори, Онтарио.

Двадцать футов под водой – хорошо видимый с поверхности в Тобермори – лежит на дне корабль Sweepstakes, 119-футовая канадская шхуна, которая использовалась, чтобы транспортировать уголь. После 18 лет службы она была повреждена около Острова Бэй и отбуксирована к Большой Гавани.


Российская Авария, Южнегипетское Красное море.

Этим судном была Ханка, российское судно шпион, которое затонуло в 1982. Советы начали использовать коммерческие суда и рыболовецкие траулеры для сбора информации с 1950-ых и очевидно установили наблюдение за соседней авиабазой Раса Карма Милитэри в Йемене. Там же судно и утонуло


Военный корабль США Юта, Перл-Харбор. Судно в 521 фут длиной изначально было военным, но было позже перевооружено и переоборудовано в учебных целях. В роковой для судна день, ничто не остановило торпеду, запущенную японцами. Корабль ушел под воду в течении нескольких минут


Шесть офицеров и 52 матроса умерли на Юте в тот день, 54 человека все еще погребены в ржавой, полузатопленной громадине. Общественности доступ не разрешен, а на Ford Island установлен мемориал. Его можно посетить, если Вы сопровождаетесь уполномоченными военнослужащими.


P29, Мальта оказался на дне океана совсем недавно. P29 был уничтожен в сентябре в 2007в Марфе Пойнт в Мальте. Это морское патрульное судно, 167 футов длиной. Информации об истории судна катастрофически мало, но при погружении на месте аварии изучаются различные интересные места, включая узкие проходы, через которые можно плавать; изобилие кнопок, рычагов, шаблонов и других инструментов все еще остаются объектами изучения.

Военный корабль США Аризона, Перл-Харбор

Памятный Мемориал был построен на затонувших остатках военного корабля США Аризона, линкор класса Пенсильвании, построенный в первом десятилетии 20-ого столетия, встретил свой трагический конец в Перл-Харборе. Когда бомбы, запущенные от десяти японских самолетов, ударили судно 608 футов длиной, об него остались лишь обломки, свидетельствующие о существовании судна.


Giannis D. Египетское Красное море. Следующее затонувшее судно - любимое место погружения в египетском Красном море. Построенный в Японии в 1969, Giannis D первоначально назвали Shoyo Maru; оно было продано в 1975году. 300-футовое грузовое судно было переименовано в Markos – прозвище, которое все еще можно разобрать на корпусе судна.


Буксирное судно Rozi, Мальта Не много известно об этом бывшем буксирном судне за исключением того, что оно было уничтожено в 1992 в популярном для погружения месте - Сиркеввы в Мальте. Много туристов, вероятно, посетят судно, которое абсолютно не повреждено, за исключением пропеллеров и двигателя.

Принц Альберт, Роатан, Гондурас. Преднамеренно уничтоженный в 1987 владельцем Coco View Resort в Гондурасе, островное грузовое судно, известное благодаря богатому событиями прошлому его владельцев. Оно использовалось никарагуанцами, чтобы перевозить беженцев, бегущих из их разрываемой войной страны.


140-футовый танкер был лишен жизнии оставлен, частично погруженный в воду.


Перейдем к самому знаменитому затопленному кораблю, который был обнаружен лишь недавно. На его поиски ушло много лет - это Титаник

До 1961 года Донузлав был полноценным озером, отделенным от вод Черного моря земляным перешейком. Но в результате строительства военно-морской базы в перешейке был прорыт канал 200-метровой ширины, поэтому озеро Донузлав превратилось в технический водоем, хотя название свое сохранило. Сегодня озеро отделено от «большой воды» косой, а искусственный канал позволяет кораблям ВМФ выходить в открытое море. До недавних пор здесь функционировала Южная военно-морская база Украины — именно ее и стремились заблокировать во избежание вооруженного конфликта российские военные.

Впрочем, затопление кораблей как стратегический маневр известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее, искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.

Расположение затопленного противолодочного корабля «Очаков» в фарватере озера Донузлав. Прибрежные участки канала перекрыты двумя меньшими судами.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав — это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания — ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.

Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в историю, но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли вой-дут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830—1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами — при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.


Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Всего в 1861—1862 годах было затоплено 24 блокшива, в основном — китобойные суда, благодаря чему удалось замедлить поставки припасов армии Конфедерации.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения — ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия — еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами — подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857—1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд — это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города — поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.


Строительство «барьеров Черчилля» между двумя островами Оркнейского архипелага. Блокшивы еще не убраны.

Оркнейский лабиринт

Второй по известности инцидент с затоплением кораблей произошел значительно позже — уже в XX веке. Гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах на протяжении обеих мировых войн была основной базой Королевских военно-морских сил Великобритании и, соответственно, привлекательной целью для немецких войск.

Правда, самое известное затопление произошло в Скапа-Флоу в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря (такое официальное название носил ВМФ Германии) был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы — скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все оружие было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы. Полгода флот содержался в Скапа-Флоу под надзором британцев, а 21 июня 1919 года внезапно (!) синхронно начал тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны — что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать (хотя и стреляли с берега по пленным кораблям, требуя закрыть кингстоны) — фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем. Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала как благо — он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.


Но это была не стратегия, а скорее крайнее средство, чтобы суда не достались врагу. Подобных случаев история знала сотни — вспомнить хотя бы легендарный крейсер «Варяг» или затопление французского флота в Тулоне в 1942 году. Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление — именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев — нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом. С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок — и заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oak был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу — погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало. А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.


Мост, проложенный по блокшивам с одного Оркнейского острова на другой.

История, история

История знала более полусотни случаев стратегического затопления блокшивов. В 1861—1862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации. В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood — в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок. В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два их них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта, — лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу. Еще позже, в апреле 1941 года, Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов — как итальянских, так и немецких. В общем, перечислять случаи стратегического затопления можно бесконечно. Но вернемся к Крыму.


Современный вид «барьеров Черчилля».

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960—1970-х годах было построено семь таких кораблей — шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент — это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам — от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, — а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва — сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация — это сложнейшая инженерная операция.


Чтобы перекрыть оставшуюся часть прохода, рядом с «Очаковым» затопили спасательное буксирное судно «Шахтер» длиной 69,2 м, а спустя шесть дней — еще один списанный корабль, 41-метровый водолазный бот «ВМ-416» 1976 года постройки. Затопление позволило перекрыть фарватер и заблокировать в бухте суда украинского ВМФ. К настоящему времени они мирно перешли к Черноморскому флоту — блокировка не позволила вести активные боевые действия. В конце июля начались работы по подъему «Очакова» и освобождению прохода; предположительно операция завершится к концу осени.

События в Крыму показали, что затопление кораблей может сработать как маневр и в наше время, причем как маневр мирного плана. Он направлен в первую очередь на предотвращение боевых действий. Впрочем, будем надеяться, что даже такие маневры никогда больше не понадобятся.