Анализ лирического произведения по плану. Анализ лирического произведения. Рифма, способы рифмовки

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Заинская СОШ№2»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА - торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ - проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ - отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА - тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ - надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие - аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок - «Анна Каренина»
  4. Заголовок -символ - «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования - «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок - оксюморон (совмещение несовместимого) - «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция - «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие - антитеза (союзные и бессоюзные) - «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня - крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение - «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие - «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие - «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие - «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место - Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой - высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил»)
Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
психология: герои Достоевского)

3. Литота - преуменьшение - (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза - служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально - стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа - недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

  • синэстетические (Розовый запах шалфея);
  • постоянные (фольклорные) - добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные - веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) - Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна - молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива - эмблема мира, перчатка - вызов ссоры.

10. Повтор - необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора - единоначатие) - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора - (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) - горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) - мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю природы.

12. Градация
Не час, не день, не год пройдет
Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть - тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
Что ищет он в стране далекой - Что он ищет в далекой стране - т.е. порядок слов.

15. Эллипсис - пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

Размер - ямб - (2,4,6,8,10)
- хорей (1,3,5,7,9)
- дактиль (1,4,7,10,13)
- амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
- анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет - хорей - 1,3,5,7 - четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье - 2,4,8 - четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

В) РИФМА.

Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
Женская - предпоследний слог последнего слова.
Дактирическая - третий слог с конца.
Гибердактирическая - 4 слог с конца.

Рифма бывает:
Точная далекой - родной
Неточная - далекий - родной

Богатая - гребя - гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
Бедная - гребя - дитя

Грамматическая (части речи).
Неграмматическая

Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
- парный;
- перекрестный;
- кольцевой
н/р: одинокий
голубой
далекой перекрестная
родной

Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ - (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения - пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора - это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний - главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

  • Восхищение солнечным и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» - это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну - с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле - метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение - это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб - один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтар ным бл еском»;
  • «по утр еннему сн егу»;
  • «прозр ачный л ес»;
  • «н етер пел иво»;
  • «весёл ым тр еском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

План анализа лирического произведения

1. Дата написания стихотворения с использованием фактического материала.

2. Биографический комментарий.

3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

4. Идейное содержание:

а) ведущая тема;

б) основная мысль;

в) эмоциональная окраска чувств;

г) внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

5. Анализ структуры произведения:

а) основные образы;

б) основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, олицетворения, оксюморон, перифраза);

в) речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический вопрос, рефрен);

г) стихотворный размер, рифма;

д) звукопись (аллитерация, ассонанс);

е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

Помните:

2.При анализе нельзя забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в ключевых словах, с помощью которых и выражается переживание лирического героя.

3. Излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя; объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства.

4. Обязательно надо рассказать о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение. Какие строки показались вам наиболее значительными и почему?

Некоторые литературоведческие термины. Раздел «Лирика»

Лирика - один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жиз­ни, собственное «я» поэта. Охватывает множество стихотворных жанров: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение и т.д. Любое явление и собы­тие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности авто­ра, обретает общечеловеческое значение.

Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, пережи­вания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отож­дествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Мотивы образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей.

Тема - круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Пафос (от греческого pathos - страдание, вооду­шевление, страсть) - это эмоциональная направленность произведе­ния (трагический, героический, сатирический пафос и др.).

Жанры лирики:

    Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. («Вольность»)

    Элегия - жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. («Погасло дневное светило»)

    Послание – обращение к другому лицу. («К Чаадаеву»)

    Эпиграмма сатирическое стихотворение, адресованное к определенному лицу. («На Воронцова»)

    Эпитафия - надгробная надпись или стихотворение, посвященное памяти усопшего.

    Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества. («Песнь о вещем Олеге»)

    Романс - стихотворение лирического или героического содержания, сочиненное для исполнения в качестве музыкального произведения.

    Сонет - стихотворение из 14 строк. (Подробно см. далее)

    Сатира обличает и высмеивает пороки людей и общества. (Стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся»)

    Лирические стихотворения

    Мадригал - небольшое и хвалебное лирическое стихотворение, близкое по структуре эпиграмме, но противоположное ей по содержанию.

    Стансы - это емкие стихотворения с замкнутыми (законченными по смыслу и синтаксически) строфами по четыре ямбических стиха в каждой, насыщенные размышлениями о жизни. («В надежде славы и добра...»)

    Белый стих - нерифмованный стих.

    Кантата - жанр лирического произведения, создаваемого к торжественному случаю. («Леда» Пушкин)

Изобразительно-выразительные средст­ва

1. Тропы - это обороты речи, в которых слова и выраже­ния употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-либо отношении.

Тропы:

    Эпитет -эмоционально-окрашенное определение предмета (явления), подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. задумчивых ночей », « парус одинокий ») . В народно-по­этическом творчестве распространены так называемые „постоянные эпитеты": добрый молодец, красна девица.

    Олицетворение - вид тропа, когда свойствам неживого предмета приписываются свойства живого. ( Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается ра­дость (Пушкин).

    Метафора - троп, в котором употребляются слова и вы­ражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют оба члена сопоставления („Как крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора - это скрытое сравнение, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Напр.: Очарованный поток " Жуковский; Живая колесница мирозданья " Тютчев.)

    Сравнение - троп, в котором одно явление или поня­тие объясняется посредством сопоставления его с дру­гим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, будто, словно. («Анчар, как грозный часовой, стоит» Пушкин).

    Метонимия (от греческого metonumia - переиме­нование) - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии яв­ление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи. („Я три тарелки съел" (Крылов) слово „тарелка" обозначает одновремен­но два явления - кушанье и тарелку.)

    Синекдоха - один из видов метонимии, в основе ко­торого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними со­отношения. Иначе говоря, сло­весный прием, посредством которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­бые ..." (Лермонтов), т. е. здесь имеется в виду офицеры.)

    Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небе­сами , уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).

    Аллегория - троп, основанный на замене абстрактного понятия или мысли конкретным изображением предме­та или явления действительности. По-другому – иносказание. (Используется в баснях, притчах и в лирике. Напр., под образом кинжала подразумевается образ поэта.)

    Перифраз - один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки. (царь зверей вместо лев)

2. Стилистические фигуры - это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания определенной художественной выразительно­сти. Суть их состоит в особом синтаксическом построе­нии речи.

Стилистические фигуры:

    Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный или политический. (Сюжет басни Крылова «Волк на псарне» вызывает в памяти события Отечественной войны, изгнание Наполеона из России.)

    Антитеза - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление образов, предметов или явлений. («Город пышный, город бедный » Пушкин).

    Анафора - повтор частей относительно самостоятель­ных отрезков, иначе анафора называется единоначалием. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди , когда снега метут. Жди , когда жара». К.Симонов)

    Противоположная анафоре эпифора - повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.

    Риторическое обращение - придание авторской инто­нации торжественности, патетичности, иронии и т. п. « О вы, надменные потомки ...» (Лермонтов).

    Риторический вопрос - такое построение речи, при ко­тором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усили­вает эмоциональность высказывания. ( И над отечест­вом... взойдет ли наконец прекрасная заря? (Пушкин).

    Рефрен - строка или группа строк, повторяющаяся после очередной строфы стихотворения. (У Лермонтова в стихотворении « Люблю я Кавказ » названная строка повторяется в конце каждой строфы - это и есть рефрен.)

    Оксюморон - соединение логически несовместимых понятий. («живой труп», «весело грустить»)

    Инверсия - нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок. Иначе говоря, обратный порядок слов. ( Люблю Отчизну я , но...» Лермонтов - правильный порядок: я люблю Отчизну.)

    Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ. (стройные белые березы - стройные, юные девушки)

    Эллипсис - фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, пропуск в речи какого-нибудь легко под­разумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: Богаты мы, едва ли (...) с колыбели (Лермон­тов). Пропущен глагол - вышли.

    Градация - стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

    Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я вла­дею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

    Гипербола (от греческого hyperbole - преувеличе­ние) - художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. ( По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А.Ахматова).

    Литота - понятие, противоположное гиперболе, т.е. художественное преуменьшение . (Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А Грибоедов).

    Анаколуф - стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения. Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа ». Чехов)

3. Звукопись:

    • Аллитерация - повторение согласных звуков, пре­имущественно в начале слов. П о р а, п е р о п окоя пр осит...» Пушкин. )

    • Ассонанс - повторение гласных звуков, преимуще­ственно ударных, в стихотворной строке.

Особенности поэтической речи и стихосложения

Стих - строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe - букв, поворот) - в стихосложении - группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика - от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы - четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

I. Строфика:

    Терцет - трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.

    Катрен (четверостишие) - простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

    Пятистишие (квинтет) - строфа из пяти стихов

    Октава - восьмистишие ABABABCC

    Онегинская строфа - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

    Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

II . Метрика - наука о стихотворных размерах

Стопа - повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.

Стихотворные раз­меры силлабо-тонического стиха.

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

    Хорей - размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)

    Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)

Пиррихий - стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей - стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

    Дактиль - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).

    Амфибрахий - трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).

    Анапест - трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).

III . Рифма - созвучие концов стихов.

Рифмы:

    Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

    Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

    Закрытая рифма - рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

    Открытая рифма - рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

IV . Рифмовка:

Парная рифмовка - в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема - АА.

Перекрестная - в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема - АБАБ.

Кольцевая - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.

Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема - ААББ.


Введение

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лири­ческое произведение - это прежде всего картина внутрен­ней жизни человека, его индивидуальных конкретных пережи­ваний.

Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школь­ники учатся разбираться в человеческом характере, сокровен­ных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нрав­ственных критериев свои поступки.. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии учащиеся старших классов, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические пред­ставления.

Поэтические тексты - совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школы познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать худо­жественной речью в ее высшем воплощении.

Добиваясь эмоционального отношения учащихся к художе­ственным произведениям и в особенности к лирической поэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях воз­никают эмоции в процессе восприятия произведений искусства и что в искусстве постигается учащимися с затруднением.

Очевидно, что восприятие художественных произведений происходит, прежде всего, путем осмысления их, и первым необходимым условием возникновения эмоции при знакомстве с художественным произведением является глубокое понимание конкретно-исторического содержания, выраженного в художест­венной форме.

Актуальность работы состоит в том, именно в школе посредством лирики мы можем научить видеть прекрасное в обыденном, то, что не замечается. Но самое главное, именно лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.

Цель данной работы – изучить методику анализа лирического произведения на примере творчества А.А. Ахматовой.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задач:

Охарактеризовать основные положения методики изучения лирики -

Рассмотреть принципы анализа лирического произведения в школе

Описать методику школьного анализа стихотворений А.А. Ахматовой.

Научная новизна заключается в том, в исследовании изучались основы работы над лирическим произведением в школе.

Теоретическая значимость основана на системности подхода к изучению лирики.А.Ахматовой.

Результаты работы могут быть использованы при работе в школе- это и является практической значимостью.

В подготовке к работе исполь­зовались литературоведческие работы: В. И. Сорокина «Теория литературы», В. В. Виноградов «Сюжет и стиль», Г. А. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе», сборник статей «Теория литературы» под ред. Абрамовича, Эльсберга и др., книгу Н. Я. Мещеряковой «Изучение стиля писателя в средней школе».и др методистов

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Методика изучения лирики

1.1 Стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе

Лирика как литературный род противостоит- эпосу, и драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей степени учитывать родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону жизни, то лирика - человеческое сознание и подсознание, субъективный момент. Эпос и драма изображают, лирика выражает. Можно даже сказать, что лирика принадлежит совсем к другой группе искусств, чем эпос и драматургия - не к изобразительным, а к экспрессивным. Поэтому к лирическому произведению, особенно что касается его формы, неприменимы многие приемы анализа эпи­ческих и драматических произведений, и для анализа лирики лите­ратуроведение выработало свои приемы и подходы.

Сказанное касается в первую очередь изображенного мира, кото­рый в лирике строится совсем не так, как в эпосе и драме. Стилевая доминанта, к которой тяготеет лирика. - это психологизм, но пси­хологизм своеобразный. В эпосе и отчасти в драме мы имеем дело с изображением внутреннего мира героя как бы со стороны, в лирике же психологизм экспрессивен, субъект высказывания и объект пси­хологического изображения совпадают. Вследствие этого лирика ос­ваивает внутренний мир человека в особом ракурсе: она берет по преимуществу сферу переживания, чувства, эмоции и раскрывает ее, как правило, в статике, но зато более глубоко и живо, чем это делается в эпосе. Подвластна лирике и сфера мышления; многие лирические произведения построены на развертывании не переживания а размышления (правда, оно всегда окрашено тем или иным чувством). Такая лирика («Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Дума» Лермонтова, «Волна и-дума» Тютчева и т.п.) называется медитативпой. Но в любом случае изображенный мир лирического, произведения - это прежде всего психологический мир.

То же самое можно сказать и о встречающихся в лирических произведениях деталях портрета и мира вещей - они выполняют в лирике исключительно психологическую функцию. Так, «красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице» в стихотворении А. Ахматовой «Смятение» становится ярким впечатлением лирической героини, косвенно обозначая напряженность лирического переживания; в ее же стихотворении «Песня последней встречи» предметная деталь («Я на правую руку надела Перчатку с левой руки») служит формой косвенного выражения эмоционального состояния.

Наибольшую сложность для анализа представляют те лиричес­кие произведения, в которых мы встречаемся с некоторым подобием


сюжета и системы персонажей. Здесь возникает соблазн перенести на лирику принципы и приемы анализа соответствующих явлений в эпосе и драме, что принципиально неверно, потому что и «пссвдосюжет», и «псевдоперсонажи» имеют в лирике совсем другую природу и другую функцию - прежде всего опять же психологическую. Так, в стихотворении Лермонтова «Нищий», казалось бы, возникает образ персонажа, у которого есть определенное социальное положе­ние, внешность, возраст, то есть приметы бытийной определенности, что характерно для эпоса и драмы. Однако на самом деле бытие этого «героя» несамостоятельно, призрачно: образ оказывается лишь частью развернутого сравнения и, стало быть, служит для того, чтобы более убедительно и экспрессивно передать эмоциональный накал произведения. Нищего как факта бытия здесь нет, есть лишь отвергнутое чувство, переданное с помощью иносказания.

В стихотворении Пушкина «Арион» возникает нечто вроде сю­жета, намечена какая-то динамика действий и событий. Но бессмыс­ленно и даже нелепо было бы искать в этом «сюжете» завязки, кульминации и развязки, искать выраженный в нем конфликт и т.п. Событийная цепь - это осмысление лирическим героем Пушкина событий недавнего политического прошлого, данное в аллегоричес­кой форме; на первом плане здесь не поступки и события, а то, что этот «сюжет» имеет определенную эмоциональную окрашенность. Следовательно, и сюжет в лирике не существует как таковой, а вы­ступает лишь средством психологической выразительности.

Итак, в лирическом произведении мы не анализируем ни сюже­та, ни персонажей, ни предметных деталей вне их психологической функции, - то есть не обращаем внимания на то, что принципиаль­но важно в эпосе. Зато в лирике принципиальную значимость при­обретает анализ лирического героя. Лирический герой - это образ человека в лирике, носитель переживания в лирическом произведе­нии. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обоб­щение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным авто­ром. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний, но тем не менее различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех слу­чаях, так как в каждом конкретном произведении автор актуализи­рует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирический герой - это не только автор, но и всякий, читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. В ряде случаев лирический герой лишь в очень слабой мере соотносится с реальным автором, обнару­живая высокую степень условности этого образа. Так, в стихотворении Твардовского «Я убит подо Ржевом...» лирическое повествовние ведется от лица павшего солдата. В редких случаях лирически герой предстает даже антиподом автора («Нравственный человек Некрасова). В отличие от персонажа эпического или драматического произведения лирический герой не обладает, как правило, бытийное определенностью: у него нет имени, возраста, черт портрета, даже неясно, к мужскому или женскому полу он принадлежит. Лирический герой почти всегда существует вне обычного времени пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда».

Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции. В лирике чаще, чем в эпосе и драм применяются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образа часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла.

Стилевые доминанты лирики в области художественной речи -это монологизм, риторичность и стихотворная форма. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено на монологе лирического героя, поэтому нам нет необходимости искать в нем речь повествователя (она отсутствует) или давать речевую характеристику персонажей (их тоже нет). Однако некоторые лирические произведения построены в форме диалога «действую­щих лиц» («Разговор книгопродавца с поэтом», «Сцена из «Фауста» Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» Лермонтова). В этом случае вступающие в диалог «персонажи» воплощают в себе разные грани лирического сознания, поэтому не имеют своей собственной речевой манеры; принцип монологизма выдерживается и здесь. Как правило, речь лирического героя характеризуется литературной правильностью, поэтому анализировать ее с точки зрения особой ре­чевой манеры также нет необходимости.

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

Когда строку диктует чувство.
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.