Психология управления зарождается в. Управленческая психология (Психология управления). Психологические аспекты основных функций управления

В современных условиях все большую актуальность приобретают проблемы управления на различных уровнях от микроуровня (микрогруппа) до макро (общечеловеческого, глобального) уровня. С одной стороны управленческая деятельность является одним из старейших видов социальной деятельности человека и появляется с момента осознания им себя как существа социального. Первыми управленцами в первобытном обществе с полным правом можно считать вождей племен. С другой, научный подход к управленческой деятельности, рассмотрение ее как специфической профессиональной деятельности формируются в начале XX столетия и связан с именами Фредерика Уинслоу Тейлора и Анри Файоля.

Ф. У. в своих работах «Управление фабрикой», «Принципы научного менеджмента» сформулировал основные принципы управленческого труда. А. Файоль в 20-х годах XX столетия публикует книгу «Основы менеджмента», в которой излагает основные принципы менеджмента. А. Файоля считают основоположником новой научной отрасли менеджмента, а его книга стала классической по теории менеджмента Благодаря А. Файолю, управление стали считать специфическим вид управленческой деятельности.

Термин «психология управления» в научный оборот вводится также в 20-е годы XX столетия. Это обусловлено резким возрастанием роли субъективного фактора в управленческой деятельности и влиянием на эффективность.

Необходимо определиться с содержанием основных понятий управленческой деятельности, а соответственно - и с основными категориями психологии управления как науки.

Менеджмент - от англ. глагола «to manager - управлять. Поэтому часто менеджмент отождествляют с управлением вообще. Но, на наш взгляд, категория «управление» более широкое понятие. Если основоположниками менеджмента как теории управления считать Ф.У. Тейлора и А. Файоля, то менеджмент в большей степени уделяет внимание рассмотрению проблем управления в сфере экономики, в сфере производства. Но существует сфера культуры, политики, военное дело и др., требующие также осуществления управленческой деятельности. Более подробно проблемы психологии менеджмента будут рассмотрены в третьем вопросе.

Проблемы государственного, военного управления рассматривались, еще задолго до основоположников менеджмента в трудах древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Демокрита, древнекитайского философа Конфуция. Достаточно привести пример труда Н. Макиавелли «Государь», в котором рассматриваются, в том числе и социально психологические аспекты власти, как одной из форм управленческой деятельности.

С позиции менеджмента управление - это процесс проектирования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации. В теории менеджмента управление в большей мере исследуется с точки зрения конкретной ситуации, возникающей в практике управления, то есть как искусство управления.

Экономисты склонны трактовать управление как способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках.

Правоведы рассматривают управление как государственное правовое регулирование с помощью законов и административного воздействия.

Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами и т.п.

Существуют другие позиции и подходы, отражающие разнообразное отношение к управлению. Часто вместо категории управление используются понятия: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т.п.

Руководство рассматривается в большей степени как административная деятельность, направленная на координацию людей при их совместном достижении определенных целей.

На первый взгляд можно отождествить эти понятия, что в большинстве случаев и делается. Но мы бы развели эти понятия. Управление и руководство присуще любой социальной системе. Но их соотношение зависит от соотношения демократических и административных начал. Если в социальной системе преобладают административные начала, то ей в большей степени присуще руководство, если демократические - управление.

Процесс управления фактически присущ всем организованным системам: биологическим, техническим, социальным и др.

Психология управления как наука делает упор на рассмотрение социального управления.

Специфической чертой социального управления является то, что оно в свою очередь является достаточно сложным системным социальным явлением и его основными компонентами выступают либо отдельные индивидуумы как члены различных социальных организаций, либо группы людей.

Если хоть один из этих признаков отсутствует, система начинает давать сбои и, в конечном счете, разрушается. В свою очередь наличие их позволяет изучать систему, а знание и учет законов и закономерностей санкционирования - повышать ее эффективность.

Психологию управления следует рассматривать как особую прикладную междисциплинарную науку, рассматривающую общие психологические аспекты социального управления во всех сферах жизнедеятельности человека.

Любая отрасль научного познания становится самостоятельной наукой лишь тогда, когда она четко определяется с объектом предметом исследования, основными направлениями, формирует свой категоричный аппарат. Рассмотрим эти основные элементы.

При определении объекта психологии управления как науки сложились две основные точки зрения.

На наш взгляд, более оптимальной является вторая точка зрения, рассматривающая взаимодействие в системе: «человек - человек» и соответствующих подсистемах, где главным элементом выступает человек, либо создаваемые им структуры.

Психология управления - это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса. Но оно достаточно сложно для восприятия (см.: Урбанович А.А. Психология управления.-Минск: Харвест, 2001).

Возникновение и развитие психологии управления как науки было обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Среди которых следует выделить:
- потребности практики управления;
- развитие психологической науки;
- развитие и усложнение структуры социальной организации.

Возрастанием роли человеческого фактора в теории и практике управления.

Не претендуя на истину в последней инстанции, мы считаем, что под психологией управления как наукой следует понимать междисциплинарную отрасль психологического знания, изучающую психические особенности и закономерности воздействия субъектов управления на ооъекты с целью оптимизации этого прогресса.

Так как социальное управление - предмет изучения многих наук, психология управления тесно взаимосвязана с такими отраслями научного знания^как социология, общая психология, социальная психология, политология, философия, юриспруденция, культурология, педагогика, кибернетика, синергетика, эргономика и экономика под углом зрения их управленческих возможностей.

В своем становлении и развитии психология управления как наука прошла ряд этапов.

Давая краткую характеристику первому этапу, образно можно пол черкнуть, что первым гениальным менеджером был Великий творец, сотворивший наш мир затри дня, который мы уже около шести тысяч лет стараемся переделать, к сожалению, не всегда лучшим образом.

Как только человек осознал себя существом общественным, появилась потребность в практике, науке и искусстве управления.

Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, свидетельствуют, что древние менеджеры широко использовали такие элементы управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египта стали возможными благодаря организационным талантам древних строителей.

При археологических раскопках г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс законов царя Вавилона Хаммурапи, жившего около 4 тыс. лет назад. Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.

Освоение новых технологий и методов управления в древние времена шло различными приемами и способами:
- путем обмена или заимствования идей;
- с помощью силы;
- с помощью торговли.

Марко Поло, например, вывез из Китая идею использования бумажных денег взамен золотых и серебряных монет; торговыми путями попали в Европу принципы банковской системы.

Значительный вклад в развитие науки об управлении обществом „несли мыслители Древней Греции и Рима. Афинский философ Сократ считался непревзойденным мастером искусства диалога (его именем назван один из методов искусства управления). Другой афинский мыслитель-историк современник Сократа Ксенофонт определял управление людьми как особый вид искусства. Ученик Сократа Платон ввел понятие специализации. В 325 г. до нашей эры Александр Македонский создал орган коллегиального планирования и управления войсками-штаб.

Древняя Греция представила нам две системы методов управления: демократическую афинскую и тоталитарную спартанскую. Элементы Этих систем встречаются и сегодня.

В рамках этого этапа выделяют три управленческие революции:
- первая связана с возникновением власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения;
- вторая связана с именем вавилонского царя Хаммурапи и представляет собой образцы светского аристократического стиля управления;
- третья относится к времени царствования Навуходоносора II и представляет собой соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

На втором этапе, свойственный общественным отношениям коллективизм, в его примитивной, грубой, зачастую принудительной форме сменяется индивидуализмом. Это дало толчок к развитию идеи гуманизма, учений о естественном праве и общественном договоре, идеи раннего либерализма.

Дж. Локк Т. Гоббс исповедуют буржуазные свободы, частные формы жизни, равенство стартовых возможностей людей, приоритет прав личности по отношению к обществу, что оказывает значительное влияние на развитие науки управления. По их мнению, основой социального управления должен выступать общественный договор, за соблюдением которого должно следить государство.

На третьем этапе значительный вклад в развитие науки управления внесли Ж.Ж. Pуcco, Вольтер, Д. Дидро, Э. Кант.

Четвертый этап развития науки управления связывается с четвертой революцией в области управления, обусловленной зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации Значительный вклад в развитие теории экономического и государственного управления вносят А. Смит, Д. Рикардо Ч. Беббиджу.

А. Смит обосновал идею способности рыночной системы к саморегуляции о разумности минимального воздействия государства на экономику. Впоследствии это положение было использовано одним из авторов «немецкого экономического чуда» XX века Людвигом Эрхардом.

Ч. Беббиджу разработал проект «аналитической машины», с помощью которой уже тогда управленческие решения принимали более оперативно.

Пятый этап развития связан с такими именами классиков менеджмента, как Ф.У. Тейлор и А. Файоль, М. Вебер, Ф. и Л. Джилберты, Г. Форд. Появление научных теорий управления было обусловлено бурным развитием новых технологий, невиданными ранее масштабами производства. Эти факторы со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем на разработку практических рекомендаций.

Ф. Тейлор возглавил движение научного управления, разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

А. Файоль - основоположник административной школы управления. Он разработал вопросы, связанные с ролью и функцией управления. А. Файоль выделил 5 основных функций управления, выделил психологические факторы повышения производительности труда. Сформулировал 14 принципов управления.

Благодаря А.Файолю, управление стало признаваться самостоятельной и специфической профессиональной деятельностью, а психологии управления становится самостоятельной отраслью научного познании.

Особенностью этого этапа является то, что именно в этот период предпринимаются первые серьезные шаги по объединению усилий управленческих, социологических и психологических подходов. На смену персонифицированным отношениям в управлении приходит понят «человек экономический».

Слабым звеном сторонников классической школы являлось представление о том, что существует единственный способ достижения эффективности производства. Поэтому их целью было стремление найти этот метод.

Шестой этап развития связан с именами Э. Мэйо, А. Маслоу, Ч. Барнарда, Д. Мак Грегора. На смену «человеку экономическому» приходит «человек социальный». Основателями этой школы считаются Э. Мэйо и Ч. Барнард. В частности Э. Мэйо выявил, что группа рабочих - это социальная система, которая функционирует в соответствии с опрИ деленными закономерностями. Действуя определенным образом на пу систему, можно значительно улучшить результаты труда.

Ч. Барнард стал одним из первых теоретиков деятельности организации, определив сущность внутриорганизационного взаимодействия как сотрудничество.

Большой вклад в развитие школы человеческих отношений внесли А. Маслоу, разработавший иерархическую теорию потребностей, и Д. МакГрегор, разработавший теорию характеристики работников, теорию «X» и теорию «Y».

Позже появилась количественная школа, связанная с применением математики и компьютеров в социальном управлении.

Седьмой этап характеризуется тем, что, начиная с 60-х гг. психологический подход полностью охватил всю область социального управления. Управленческие проблемы получают серьезное развитие в работах известных американских, английских, немецких исследователей Г. Минц-бсрга, П. Друкера, Г. Саймона, С. Арджириса, Т. Питерса, Р. Уотермена, Н. Зигерта, Л. Ланг, К. О"Делл, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса и др.

Представители системного подхода рассматривают субъект, объект управления, сам процесс управления как системное явление. Организация рассматривается как открытая система.

Ситуационный подход не отрицает системного, но делает упор на учет конкретных ситуационных факторов, возникающих в процессе управленческой деятельности. Эффективность управления определяется гибкостью системы управления, ее способностью адаптироваться к конкретной ситуации.

Эмпирический (прагматический) подход - его суть состоит в изучении и распространении конкретного управленческого опыта, с использованием соответствующих методик.

Количественный подход связан с использованием в управлении знаний математики, статистики, кибернетики, достижений науки и техники, внедрением компьютерных технологий. Количественный подход нашел свое отражение в ряде управленческих концепций.

Следует выделить также основные функции психологии управления:
- Познавательная - изучение основных психологических особенностей управления как специфической сферы профессиональной деятельности, определить ее роль и значимость в развитии организаций, групп.
- Оценочная - выявление соответствия или несоответствия системы управления основным тенденциям общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам сотрудников.
- Прогностическая - направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.
- Образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в распространении управленческих знаний через систему учебных заведений, раз личных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров. Приобретение знаний, умений и навыков практического осуществления управленческой деятельности.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы управляющую и управляемую, которые необходимо рассматривать так относительно самостоятельные подсистемы с присущими им своими особенностями. Каждая из них имеет многоуровневую иерархически структуру, в каждом ее звене имеются свои направления соответствущих связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Помимо объекта («О») и субъекта («S») управления, управленческого взаимодействия (отношений), цели, внешней и внутренней контрольных связей, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления, как правило, можно классифицировать по их общим значениям.

Наряду с функциями следует выделить принципы социального управления. Они выступают в качестве фундаментальных положений поя хологии управления и носят объективный и универсальный характер. А.Файоль одним из первых сформулировал 14 основных принципов управления.

Подходы к рассмотрению этого вопроса также весьма разнообразны. Остановимся на одном из них, в частности В.И. Кноринга.

В США управленческий персонал подразделяется на 18 рангов. С 1-го по 8-й - низший персонал (конторские служащие, машинистки, стенографистки), их руководители (supervisors) занимают должности от 9-го до 12-го ранга, руководители среднего звена (manager) - с 13-го по 15-й, а высшие руководители аттестуются на должности 16-18-го рангов (executives) (см.: Мартынов С:Д. Профессионалы в управлении. Л., 1991). На Западе менеджер не является первым руководителем или предпринимателем, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений. В европейско-американском понимании директор (первый руководитель) должен заниматься в основном стратегическим управлением, а оперативное управление он возлагает на заместителей (см.: Мескол М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994).

Таким образом, основные задачи управления и его составной части организации - решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация эффективного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальнным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Характеризуя социальное управление, следует подчеркнуть одну из его главных особенностей и сложностей. В системе социального управления субъект и объект управления могут меняться местами, субъект может одновременно выступать объектом, а объект субъектом управления.

План:

1. Психология управления как отрасль практиче­ской психологии. 2. Предмет современной психологии управления. 3. Методы современной психологии управления, их краткая характеристика.

1. Современная психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро разви­вающуюся отрасль прикладной психологии.

Психология управления как специфическая от­расль практической психологии возникла почти одно­временно с появлением профессии менеджера и про­фессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального обще­ства. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов:

    Как сделать управление эффективным?

    Каким образом максимально использовать в про­изводстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

    Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Можно сказать, что психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господству­ющей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стре­мящихся наиболее полно раскрыть собственные возмож­ности с максимальной пользой для себя и для дела.

Таким образом, психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе - современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в тео­рии, важно, что это работает на практике и приносит поль­зу, - такой весьма прагматический и, конечно, не бесспор­ный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессио­нальных психологов: «У нас много разных средств для ре­шения проблем - что-нибудь кому-нибудь время от време­ни помогает» обрела реальный смысл.

Сам предмет психологии - человек и его психика, внутренний мир, поведение, деятельность, общение - явле­ние неоднозначное и неодноплановое. Сегодня мы вряд ли понимаем природу человека лучше (даже несмотря на по­пытки ее искусственного изменения), чем древнегреческие философы. Она остается такой же тайной, какой является происхождение жизни. Человек с его внутренним миром - существо очень сложное, грубо говоря, не вмещающееся в теоретические концепции и построения. Это лишает нас возможности получить какие-то окончательные ответы на поставленные вопросы. Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции человека в психологии вызвано вполне объективными причинами.

2. Предмет психологии управления

Психология управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии явля­ется проблема человеческих взаимоотношений. Следовате­льно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодей­ствий с точки зрения ситуаций управления, менеджмен­та, и в этом - специфика ее предмета. Раскроем данное положение более подробно и рассмотрим, какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте нахо­дятся в поле зрения психологии управления.

Разберемся с основными понятиями данной дисциплины и в первую очередь с категорией «управление», которое весьма неоднозначно понимается в повседневной жизни. Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на систему (объект управления) в интересах его эффективного функционирования и развития. Управление как функция производства: особая специфическая деятельность, особая функция производства, возникшая в процессе разделения труда. Управление как наука – это специфическая самостоятельная область человеческого знания о законах организации производства с целью повышения его производительности. «Управлять - значит, приводить к успехам других» (Зигерт В., Ланг Л.). «Управление есть настраивание других людей на труд» (Якокка Л.). «Управлять - значит, приводить сотрудников к успе­хам и самореализации» (Вудкок М., Френсис Д.). «Управление есть делание чего-то руками других лю­дей» (Питерс Т., Уотермен Т. В)

Другими важнейшими категориями данной науки являются: организация, система. Организацией в психологии управления принято понимать объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Система – это множество элементов, находящихся в связях друг с другом, которое образует определенную целестность, единство.

Основные разделы психологии управления это:

    Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.

    Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

    Коммуникативные умения менеджера.

    Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Психология управления рассматривает эти проблемы с практической точки зрения. Познакомимся с ними по­ближе.

Итак, психология управления занимается изучением психологических механизмов управления. Психология интересна и полезна в основном потому, что, управляя персоналом, менеджеры убеждаются в том, что в большинстве случаев даже ясно выраженное, прямое и конкретное распоряжение в рамках условий подписанного контракта может быть выполнено по- разному разными людьми, в разные сроки, с разным качеством, а иногда не выполняется вообще. Сами субъекты управления, наблюдая за собой и другими менеджерами, чувствуют, что распоряжения и инструкции для подчиненных нередко содержат эмоциональные, личностные компоненты, казалось бы не требуемые в контексте делового взаимодействия.

Таким образом, реальная практика управленческого взаимодействия содержит выраженный психологический компонент, и менеджеры рассчитывают на то, что психологическая наука предоставит им такие знания и технологии, которые позволят более эффективно реализовать профессиональную управленческую деятельность.

В соответствии с теорией психического отражения, имеющей глубокие корни в отечественной психологической традиции, изменение характеристик системы может происходить и происходит вследствие взаимодействия системы с внешней средой, а также подсистем внутри системы. В данном случае будет рассматриваться второй случай. Результатом взаимодействия является взаимное отражение, т.е. фиксация в своих состояниях взаимодействующими подсистемами некоторых характеристик друг друга.

В ситуации управления управляющую подсистему (менеджеров) интересуют технологии такого взаимодействия, которое бы обеспечило приобретение управляемой подсистемой (персоналом) некоторых целенаправленно заданных характеристик. В более удобном для понимания виде задача менеджмента состоит в том, чтобы знать характеристики персонала на данный момент, знать и организовать взаимодействие так, чтобы произошло нужное изменение. Но персонал состоит из разных людей, имеющих свои индивидуальные особенности. К тому же управление чаще осуществляется в отношении группы в целом, а не каждого отдельного лица, и эта группа имеет свои социально-психологическе особенности вследствие групповой принадлежности предприятию, гендерные, этнические, религиозные и прочие характеристики. Следовательно, задача управления становится очень сложной.

В психологии известен ряд форм психологического воздействия, в которых реализуются прямые и косвенные методы, используемые менеджером при решении задач управления персоналом. Характер влияния формы управленческого взаимодействия обычно не анализируется менеджерами, хотя такой анализ позволил бы как оценить эффективность управленческого воздействия в разных ситуациях, так и оптимизировать работу менеджеров.

Существует множество причин психологического порядка, обусловливающих отрицательный результат управленческого воздействия. Вот только некоторые из них:

  • непонимание (неполное понимание) исполнителем содержания инструкции, распоряжения;
  • непонимание (неполное понимание) того, что можно было бы назвать духом распоряжения, т.е. представлений менеджера о форме исполнения персоналом распоряжения;
  • превышение в требованиях возможностей исполнителя (общекультурных, коммуникативных, скоростных, интеллектуальных и др.);
  • бессознательное сопротивление из-за несоответствия требования глубинной мотивации исполнителя;
  • сознательное уклонение из-за несоответствия требований целям исполнителя;
  • дезорганизация деятельности, вызванная стрессом, утомлением, иными неблагоприятными состояниями, испытываемыми исполнителем до поступления распоряжения или спровоцированными самим менеджером;
  • сознательное уклонение вследствие давления, оказываемого значимой группой.

Если бы руководитель в каждом отдельном случае управленческого взаимодействия знал заранее, на какие барьеры натолкнется его распоряжение, он смог бы достаточно легко их обойти. Но поскольку часто он не знает о них, а иногда барьеры возникают непредвиденно в процессе работы, руководитель попытается добиться выполнения своего распоряжения, исходя из своих представлений о персонале и используя те способы воздействия, к которым он привык и (или) которые хорошо зарекомендовали себя в его жизненном и профессиональном опыте. Эти виды воздействия при всем их многообразии можно сгруппировать по двум основаниям: открытость или закрытость намерений менеджера для персонала и преимущественное использование эмоциональных или рациональных средств в управленческом взаимодействии. Этот подход можно представить с помощью мэппинг-технологии, которая неоднократно будет использоваться в пособии (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Д - давление; М - манипуляция; В - влияние; У - собственно управление

Прежде чем дать характеристику этих видов психологического воздействия, обозначим общую структуру воздействия в последовательности этапов:

  • 1) намерение субъекта воздействия;
  • 2) организация воздействия, т.е. основной способ воплощения намерения в деятельности;
  • 3) реализация намерения в тех или иных способах и в тех или иных формах;
  • 4) принятие воздействия реципиентом;
  • 5) изменения характеристик установок или поведения реципиента;
  • 6) восприятие и оценка результатов произведенного воздействия субъектом управления;
  • 7) изменения в состоянии субъекта воздействия как следствие воспринятых эффектов осуществленного воздействия.

Таким образом, на этапе организации воздействия вопрос о том, раскрывать ли свои намерения (мотивацию, цели, их обоснованность) реципиентам, является ключевым. Этот вопрос может быть решен сознательно или по сложившейся привычке к открытости или закрытости взаимодействия (за исключением особых случаев, например дефицит времени, когда руководство осуществляется обычно директивно без разъяснения намерений и это нормально воспринимается реципиентами). Гораздо важнее причины, по которым решение о закрытости или открытости намерений принимается в обычных условиях. Можно с достаточной степенью уверенности полагать, что это решение зависит от отношения субъекта управления к человеку. Если человек в системе производства и управления воспринимается как винтик, фактор, средство, то тратить силы и время на раскрытие перед ним смысла требований необязательно - основными видами воздействия при этом будут давление и манипуляция. Если же человек рассматривается как ресурс, а тем более как капитал, ценность, то выбираются такие формы воздействия, как влияние и собственно управление.

Здесь пока не рассматривается вопрос, как и насколько адекватно могут воспринимать реципиенты намерения субъекта управления. Это отдельная задача. Пока охарактеризуем формы воздействия со стороны субъекта управления.

  • 1. Психологическое давление. Субъект управления не обнаруживает своих подлинных намерений, его распоряжения высокоэмоциональны. Закрытость - следствие отношения к исполнителю (низкая оценка, недоверие, пренебрежение). Эмоциональность - следствие личностной, а не деловой позиции, неуверенности (часто закрытость - следствие неуверенности в силе собственных аргументов), желания внести дополнительный энергетический импульс в работу исполнителя, напугать, преодолеть начавшееся или предполагаемое сопротивление.
  • 2. Манипуляция. Субъект управления сознательно скрывает свои подлинные намерения, дает ложные основания своим распоряжениям, инструкциям. Иногда, когда говорят о манипуляции, подчеркивают односторонность интересов субъекта воздействия. Это не всегда так. Дело в том, что за манипуляциями всегда стоит убежденность субъекта манипуляции в собственном превосходстве над реципиентом. И он в принципе может исходить из соображений пользы и для реципиента. Но тот, по мнению субъекта, из-за возрастной, интеллектуальной или иной ограниченности не в силах понять замысел субъекта или свою собственную выгоду, поэтому приходится просто заботиться о нем, не вступая в конструктивный диалог.
  • 3. Психологическое влияние. В случае осуществления психологического воздействия такого рода субъект воздействия не скрывает своих намерений, но, так как преобладает эмоциональная компонента, они могут не излагаться содержательно, детализированно - о них реципиент может легко догадаться. Акцент на эмоциональной составляющей делается субъектом в силу личной вовлеченности в цели и содержание деятельности, о которой идет речь, а также желания сделать эту деятельность эмоционально привлекательной для реципиента, исполнителя.
  • 4. Собственно управление. Намерения субъекта управления открыты. Он уверен в своих аргументах, имеет позитивные цели, готов к конструктивному диалогу с исполнителем, которого воспринимает как человека, способного понять идеи и аргументы, принять цели, способствующие развитию организации. Субъект управления мыслит рационально, разрабатывая надежные алгоритмы работы. Так же как давление нередко поддерживает манипуляцию, с помощью влияния может быть усилена действенность того воздействия, которое здесь называется собственно управлением.

В реальной практике управления вряд ли часто встретятся воздействия, построенные в чистом виде по одному из перечисленных типов. Более распространены, безусловно, смешанные типы, образно представить которые можно, воспользовавшись рис. 1.4.

Рис. 1.4. Экспертная оценка реального психологического воздействия по типу собственно управления (а) и по манипуляционному типу (б)

В заключение отметим, что психологическое воздействие в управлении может быть спонтанным, привычным, стереотипным и планируемым, реализуемым на основе предварительно созданной модели. Процесс такого моделирования полезен и интересен, так как строится по определенным правилам и включает в себя не только слова и действия субъекта управления, но и специально организованные социально-психологические, дизайнерские, сенсорные факторы, усиливающие управляющее воздействие за счет психологических составляющих.

Просмотр текста файла: index.html (представлен текст без форматирования)

Введение…………………………………………………….……………………………….

1. Психология управления: ее объект и

предмет………………………………………

2. Психологические закономерности

управленческой деятельности……………….

2.1. Психология управления на пороге третьего

тысячелетия………………………

3. Личность как объект

управления…………………………………………………….

1. Понятие личности и

ее структура………………………………………………….

2. Некоторые

психологические школы изучения личности………………………

3. Мотивация как фактор

управления личностью…………………………………

4. Психология конфликта

………………………………………………………………..

4.1. Природа и социальная роль конфликтов.

Причины их возникновения……..

4.2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей

в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………………….

Введение

Психология

управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при

решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Личность

работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая

психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая

группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической

психологией.

Отличительную

особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является

организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это непросто

совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,

симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну

организацию,

подчиняющихся правилам и

нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в

соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и

корпоративными требованиями.

нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические

отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это

управленческие отношения людей.

Социально-психологические

отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами

и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность,

делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с

деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент

целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть

психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив

выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ

в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в

организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру

и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность моей

работы подтолкнувшие меня к более

тщательному изучению психологии управления.

1. Психология

управления: ее объект и предмет

психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не

проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального

отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника

организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении

особенностей данной организации.

психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом

изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной

группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия

каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему

порядку работ,

когда участники связаны друг с

другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и

ответственностью перед законом.

изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и

юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых

ориентирована на корпоративно полезные цели.

к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере

свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л.

И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

Психология деятельности

руководителя; - психология личности руководителя; - психологические проблемы

подбора руководящих кадров; - психолого-педагогические проблемы подготовки и

переподготовки руководящих кадров.

Психологи

В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов

и взаимоотношений в них людей;

психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и

все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это

совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; -

психологические проблемы лидерства; - проблемы мотивации поведенческих актов

субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в

предмет изучения психологии управления органично входят традиционные

социально-психологические явления (лидерство, психологический климат,

психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности

(психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей

психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория

развития), и других прикладных направлений психологии.

специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении

представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К

их числу относят следующие:

повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех

уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения,

принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление

стрессов и другое;

повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого

персонала;

Поиск и активизация

человеческих ресурсов организации; - оценка и подбор (отбор) менеджеров для

нужд организации; - оценка и улучшение социально-психологического климата,

сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология

управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку

менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую

культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и

практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует

отнести: - понимание природы управленческих процессов; - знание основ

организационной структуры; - четкое представление об ответственности менеджера

и ее распределении по уровням ответственности; - знание способов повышения

эффективности управления; - знание информационной технологии и средств

коммуникации, необходимых для управления персоналом; - умение устно и письменно

выражать свои мысли; - компетентность в отношении управления людьми, отбора и

подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и

межличностных взаимоотношений среди работников организации;

способность планировать и прогнозировать деятельность организации с

использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать

свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в

Развитое

представление об особенностях организационного поведения, структуре малых

групп, мотивах и механизмах их поведения.

2. Психологические

закономерности управленческой деятельности

Как известно,

управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в

своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику

психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К

числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон

неопределенности отклика. Другая

его формулировка - закон

зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их

психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в

разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может

приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов

управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной

конкретной деловой ситуации и как результат - к использованию моделей

взаимодействия,

неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому

состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

Закон неадекватности отображения человека

человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может

постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы

достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Это объясняется

сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в

соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты

своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может

находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального,

эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более

того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его

особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к

манипулированию людьми.

значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя

достаточно полно.

образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе,

что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то

подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и

т.п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не

таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его

видели другие.

менее любой человек как частный представитель объектов социальной реальности

может быть познан. И в настоящее время успешно разрабатываются научные принципы

подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно

отметить, в частности, такие, как принцип

универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди,

занятые не своим делом"); принцип

развития ("способности развиваются в результате изменения условий

жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок"); принцип

неисчерпаемости ("ни одна

Закон неадекватности самооценки. Дело

в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность

двух компонентов - осознаваемого

(логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного,

интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой

так, как надводная и подводная части айсберга.

Закон расщепления смысла управленческой

информации. Любая управленческая информация (директивы,

постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную

тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице

управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями

используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению

различий толкования информации, с другой - различиями в образовании,

интеллектуальном

развитии, физическом и,

тем более, психическом

состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение

смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она

проходит.

Закон самосохранения. Его

смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта

управленческой деятельности является сохранение его личного социального

статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.

Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой

деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При

высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к

человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности

возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм

часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и

ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не

срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой

деятельности.

управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими

законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых

принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи

имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера,

законы Мерфи и другие.

2.1. Психология

управления на пороге третьего тысячелетия

мировых социально-экономических процессов с неумолимой логикой дает понять, что

проблемы современного управления уже не решаются на основе жестко

дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не

дает даже удовлетворительных результатов.

Уходящая

в прошлое парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее

основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой

сложной системы достаточно

изучить свойства ее частей.

Новая парадигма требует понимания отдельных элементов на основе анализа

динамики системы в целом.

Традиционная

модель управления внимание менеджера нацеливала почти исключительно на

экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и

социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей менеджера и

социальные задачи - обеспечение

занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.

система мышления оперировала принципами неограниченного роста, который

понимался в чисто количественных терминах - как максимализация прибыли и

увеличение валового

национального продукта. Новая система мышления оперирует понятием

"равновесие", т.е. такого состояния общества, при котором

удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих

поколений на достойную жизнь. Менеджер, действующий в рамках новой концепции

мышления, будет исследовать влияние любых действий с точки зрения их

последствий для состояния равновесия.

3. Личность как объект управления

3. 1. Понятие личности и ее структура

вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого

менеджер имеет в виду прежде всего - личности или группу? Трудно однозначно

ответить на этот вопрос, а может

быть, верно и то и другое?..

Во многих пособиях по

менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения,

так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу,

организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп

и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные

характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Крупнейшей

заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его

личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь

использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении

личности.

подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед

производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения.

Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему

без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский

менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он

получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало

помогли ему в его всемирно известной карьере. Теперь уже одной интуиции, личной

заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о

личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в

ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу

управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в

70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу

человеческих ресурсов". Суть этих изменений в том, что люди - персоны, личности

Рассматриваются как конкурентное богатство

компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются и существуют

оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно

как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы "Мацусита"

является: "Фирма сначала производит квалифицированных людей, а потом

продукцию".

Личность

человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и

волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ

Н.А.Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и

рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до

конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир.

Человек - микрокосм и заключает

в себе все".

претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые

общепринятые положения.

следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек",

"личность", "индивидуальность".

Человек - это

родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на

отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому

роду. Человек - это специфическое, уникальное единство

биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется

биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть

социума и продукт общественного

развития.

Личность - это

самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек -

носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в

котором проявляется

его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к

определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность - это

единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также

своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические

данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание

семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие

жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак

личности.

интересно происхождение самого слова "личность". В русской

литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную

характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что

этим словом обозначается

"отношение одного лица к другому". Тут же дается норма того времени:

"Никакая личность не должна быть терпима в службе". Дано и второе,

видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова "личность" - "колкий отзыв на

счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не

переходить на личности").

Этимологический анализ

происхождения термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово

"личность" восходит к корню "личина", маска,

"накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском,

personnalite во французском, Personlichkeit в немецком - все эти термины

происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersu - маска,

характерная для бога

потустороннего мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", говорить

отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре.

Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и

одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось

гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был носителем

прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характера - он не

имел общественной маски.

с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В

психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно

личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от

животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития,

т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная отличительная

характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного

сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе

трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве,

личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре

собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.),

для которого

личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в

управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность

Это прежде всего индивидуальность, как бы

стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно

отдающий себя служению

обществу.

В целом, структура личности

может быть - в

теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же,

весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия,

мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные

установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент,

сочетание ролей, самосознание).

3. 2. Некоторые психологические школы изучения

личности

Проблема

личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов.

Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и

применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл

Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся

психологи);

2) теория научения, или поведенческая школа (к

теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б.

и Б. Ф. Скиннера);

3) теория роста, или "гуманистическая

психология" (яркими представителями которой являются американские

психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Психоанализ

основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (185G

1939). В последние годы в России,

после отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть его

работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему

читателю (наиболее полное собрание его сочинений - Лондонское - включает в себя

24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить

его идеи, следует, конечно, проработать такие его произведения, как

«"Я" и "Оно"», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу»,

«Толкование сновидений».

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой

индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая

Доктрина психического детерминизма. Она гласит,

что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее

воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие,

даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или

бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины,

разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое

психическое явление

имеет под собой определенную причину.

доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более

значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и

вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные

детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и

инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя

из этого, фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и

выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался

упорядочить. Так родилась "структурная гипотеза" организации

психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три

ипостаси, инстанции: "Ид" (Id), или "Оно", "Эго" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго"

(Super-Ego), или "Сверх-Я".

первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она

содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти

целиком бессознательно. "Эго", наоборот, подчиняется принципу

реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает

эффективные способы общения с внешним миром. "Супер-Эго" - это собственно

моральные принципы человека,

определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа

поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из "Ид", а из

Психология управления - это отрасль психологической науки, которая изучает личность и социальные группы в системе управления трудовым коллективом, она призвана анализировать личностные и групповые функции с целью решения поставленных задач.

Психология управления в качестве объекта изучения рассматривает разные формы активности людей в сфере совместной работе по производству духовных и материальных ценностей, которые нуждаются у централизованной организации управления.

Предметом этой отрасли научных знаний является совокупность способов и приемов управления отдельными людьми или группами, свойства и процессы людей, которые в разной степени и разными способами проявляют себя как личности в процессе общего взаимодействия.

Сейчас личность работника изучается многими психологическими дисциплинами: общей труда, инженерной психологией, социальной и педагогической психологией. При этом отличительной управления является то, что объект ее изучения концентрируется на организованной деятельности людей. Под этой деятельностью понимается не просто совместная работа, а объединения людей на основе общих интересов, ценностей, симпатий, целей в одну группу, подчиняющуюся правилам и нормам этой организации.

Люди в этой группе выполняют совместную работу согласно определенным экономическим, технологическим, правовым, организационным и корпоративным требованиям. Нормы организации предполагают особые психологические отношения в коллективе между его отдельными членами - управленческие отношения.

Управленческие отношения координируют совместную делая ее логичной и организованной, что помогает добиваться более высоких производственных результатов. Психология управления рассматривает каждого отдельного работника как элемент социальной группы, только в рамках которой можно понять его поведение.

В психологии управления актуальна не проблема соответствия работника выбранной профессии, а проблема соответствия определенного работника той организации, в которой он работает или хочет работать. Поэтому объектом этой дисциплины выступают не просто отношения между людьми в коллективе, а отношения людей в рамках их принадлежности определенной организации, то есть в таких условиях, когда действия людей предписываются и подчиняются общему порядку. Частью психологии управления является психология переговоров, которая существенно помогает улучшать отношения между работниками предприятия.

Объектом психологии управления выступают люди, которые входят в финансовом и юридическом отношении в организации, чья деятельность направлена на достижение корпоративно полезных целей.

В области торговли отношения между людьми и в коллективе исследует и координирует психология трейдинга. Эта дисциплина занимается изучением эмоционального, психологического состояния трейдеров во время торговли, анализирует, насколько сознательно они мыслят и грамотно принимают решения.

Самыми актуальными для организации психологическими проблемами являются такие: повышение компетентности руководящих работников всех уровней, повышение эффективности подготовки и переподготовки руководящего состава, поиск человеческих ресурсов организации, подбор управленческого персонала для предприятия, улучшение психологической атмосферы внутри коллектива организации.