Выразительные возможности русского синтаксиса кратко. Презентация на тему: Основные выразительные средства синтаксиса. Элективный курс по русскому языку на тему: Выразительные средства синтаксиса

Тема 6.4. Выразительные возможности русского синтаксиса

Одна и та же мысль должна быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. При этом исходя из того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Вместе с тем, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, крайне важно узнать, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделœению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателœей, к примеру, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но всœе молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).

Одно из ярких синтаксических средств – парное соединœение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруᴦ.

Тема 7. Нормы русского правописания

Тема 7.1. Принципы орфографии и пунктуации

Тема 6.4. Выразительные возможности русского синтаксиса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 6.4. Выразительные возможности русского синтаксиса" 2017, 2018.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное - восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например , в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке.. .» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вон счастье мое - на тройке
В сребристый дым унесено... -

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва » в последней строфе:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
.. -

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную » молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.

Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
-

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам ».

Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).

Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.

Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Например:

По холмам - круглым и смуглым,
Под лучом - сильным и пыльным,
За плащом - рдяным и рваным.
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгучим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
(М. И. Цветаева)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм , многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация , оксюморон , именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Например:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.
. (M. Ю. Лермонтов);

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то.

Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто? » А.Грибоедов).

Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.

Например:
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Эх, тройка! Птица тройка!
(Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая
! (К. Д. Бальмонт)

М.В.Ломоносов писалписал о риторическом обращении так: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».

Обращение - яркое выразительное средство в художественной речи.

Если в разговорной речи основная функция обращений - наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы - особенно поэтических - характерны распространенные обращения.

Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.

Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.

Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.

Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Одна и та же мысль может быть выражена при помощи самостоятельных простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания.

Цель простых предложений - подчеркивать самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные детали. Кроме того, высказывание, выраженное простыми предложениями, носит характер лаконичной, зачастую непринужденной разговорной речи. Такова проза А.С. Пушкина, А.П. Чехова.

Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, тщательно увязаны друг с другом в единое сложное целое и выступают как его органические элементы. Сложные предложения дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.

Анализируя изобразительно-выразительные средства синтаксиса, необходимо выяснить, какую роль играют различные элементы поэтического синтаксиса, стилистические фигуры.

Использование приема инверсии (перестановки слов) приводит к логическому или эмоциональному выделению тех элементов высказывания, которые для автора в условиях данного контекста наиболее значимы и на которых он хочет остановить внимание читателей, например, у И.С. Тургенева: Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она; живого голоса ждала эта чуткая тишина - но все молчало.

Бессоюзие придает речи быстроту, стремительность, энергичность: Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет… (П.), а многосоюзие замедляет речь, делает её главной: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…(Л.).

Одно из ярких синтаксических средств – парное соединение однородных членов предложения . Этот приём используется в текстах художественного и публицистического стилей как одно из выразительных языковых средств. Очень часто в роли однородных членов выступают антонимы: Ничего не дается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. (А. Герцен).

Парцелляция – расчленение единой синтаксической структуры предложения с целью более эмоционального, яркого его восприятия: Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей. Всё живое вокруг.

Выразительные возможности русского синтаксиса.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Выразительные возможности русского синтаксиса огромны. Образованный человек, как мы уже говорили, использует в своей речи разнообразные синтаксические конструкции, отбирает из возможных вариантов тот, который наиболее уместен в данной ситуации для передачи крайне важной информации.



В разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные (отсутствие тех или иных членов восполняется мимикой, жестами);

Реже употребляются сложные (преимущественно бессоюзные).

Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей.

В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи.

Значительно богаче и разнообразнее по своим стилистическим особенностям сложноподчинённые предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей.

В русском языке существуют параллельные синтаксические конструкции. Проиллюстрируем синтаксический параллелизм простыми примерами:

1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию.

2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию.

3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию.

4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии.

5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию.

6. После прочтения рукописи редактор написал рабочую рецензию.

7. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи.

Как видим, существование параллельных синтаксических конструкций связано преимущественно с разнообразием способов выражения действия в русском языке. Чаще всœего оно выражается спрягаемой формой глагола (1-й пример), но может быть выражено деепричастием (2-й пример), причастием (3-й пример), отглагольным существительным (4-й пример, неопределённой формой глагола (5-й пример), причём придаточная часть сложного предложения может заменить глагольное сказуемое (5-й пример). Важно подчеркнуть, что подобные замены приводят не только к появлению новых оттенков значения, но и к изменению стилистической окраски высказывания: спрягаемые формы глагола не имеют функционально-стилевой закреплённости, причастия и деепричастия являются книжными формами, а отглагольные существительные придают речи канцелярскую окраску.



Немалое значение имеет и эстетическая сторона речи: её не украшают отглагольные существительные, в особенности те, которые возникли в результате «расщепления» сказуемого (4-й пример), они придают высказыванию тяжеловесность.

Избирая ту или иную конструкцию, мы, конечно, исходим из её конкретного значения, стилистической окраски и особенностей текста. Так, в 1-м и 5-м примерах подчёркнуто главное действие (прочитал), сообщение о нём в придаточной части предложения (в 5-й конструкции) способствует актуализации этой глагольной формы, которая при этом обретает бОльшую самостоятельность.

Остановимся более подробно на некоторых параллельных синтаксических конструкциях. Большие возможности для стилистического выбора предоставляет синонимия причастных оборотов и придаточных определительных частей сложноподчинённых предложений: Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом . – Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент. Преимущество первой конструкции – в её лаконизме, вторая же акцентирует внимание на действии, указанном в придаточной части сложного предложения; первая тяготеет к книжным стилям, вторая стилистически нейтральна. Из этого, однако, не следует, что для письменной речи всегда предпочтительнее причастный оборот.

Деепричастные обороты имеют параллельные синтаксические конструкции среди придаточных частей сложноподчинённого предложения и членов простого предложения. Проиллюстрируем это примерами:

Случаи синонимии деепричастных оборотов и придаточных частей сложноподчинённых предложений и членов простого предложения не исчерпываются приведёнными примерами, однако и их достаточно, чтобы убедиться в разнообразии синонимических конструкций этого типа. Придаточные предложения в сравнении с деепричастными оборотами кажутся значительнее, последние же формулируют мысль более экономно, но придают речи книжную окраску.

Анализируя употребление в речи причастных оборотов, грамотный человек может заметить ошибки в образовании причастий и устранить их, заменив эту конструкцию придаточным определительным предложением. Рассмотрим примеры такой правки.

Синтаксис русского языка, кроме того, располагает множеством эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций. Так, разнообразными модально-экспрессивными значениями характеризуются инфинитивные предложения, обладающие окраской разговорности: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Не скрыть, // Не спрятать изумления //Ни горновым, ни мастерам (В. Федоров).

Эмоционально-оценочное отношение к содержанию высказывания можно выразить с помощью восклицательных предложений: Какой красивой кажется мне жизнь, когда я встречаю в ней беспокойных, неравнодушных, увлеченных, ищущих, щедрых душою людей! (В. Чивилихин); предложений с инверсией: Судьбы свершился приговор! (М. Лермонтов), сегментированных и парцеллированных конструкций: Зима — это так длинно, так бесконечно; Тал, где мы будем жить, лес настоящий, не то что наша роща... С грибами, с ягодами (В. Панова) и др.

Оживляет повествование, позволяет передать эмоционально-экспрессивные особенности речи автора, ярче показать его внутреннее состояние, отношение к предмету со-общения прямая и несобственно-прямая речь. Она более эмоциональна, выразительна и убедительна, чем косвенная. Для примера сравним отрывок из рассказа А. П. Чехова «Дорогие уроки» в первой и второй редакциях:

Воронов приказал просить, и меньше, чем через минуту, в кабинет вошла молодая, очень прилично и изысканно одетая барышня.

— Проси, — сказал Воронов.

И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня.

Придают высказыванию живость, подчеркивают динамизм изложения определенно-личные предложения; большой смысловой емкостью и выразительностью отличаются номинативные; разнообразные эмоции выражают вокативные и другие предложения: Всей земли народ // Пусть тревогу бьет: // Будем мир беречь! // Встанем, как один, — // Скажем: не дадим // Вновь войну зажечь (А. Жаров); Эх, дороги! //Пыль да туман, // Холода, тревоги // Да степной бурьян (Л. Ошанин); — Верочка, скажи-ка Аксинье, чтобы она отперла нам калитку! (Пауза.) Верочка! Не ленись же, встань, милая! (А. Чехов).

Выразительные возможности синтаксических (как и, других) средств языка актуализируются благодаря различным стилистическим приемам использования их в речи. Вопросительные предложения, например, являются средством выразительности, если они не только содержат побуждение к получению информации, но и выражают разнообразные эмоционально-экспрессивные оттенки (Разве это утро?; Так ты не придешь?; Опять этот противный дождь?); пробуждают у адресата интерес к сообщению, заставляют задуматься над поставленным вопросом, подчеркивают его значимость: Далеко ли уплывешь на волне кризиса?; Тяжела ли сумка почтальона?; Светит ли нам тепло?; Укрепит ли позиции СНГ? (таковы некоторые заголовки статей). Привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства способствуют риторические вопросы, широко используемые в публичных выступлениях: Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?

Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира"? (А. Н. Толстой).

В практике ораторского искусства выработался особый прием использования вопросительных предложений — вопросно-ответный ход (говорящий ставит вопросы и сам на них отвечает): Как же эти обыкновенные девушки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И армия, в свою очередь, не была готова к ним, потому что в большинстве девушки шли добровольно (С. Алексиевич).

Вопросно-ответный ход диалогизирует монологическую речь, делает адресата собеседником говорящего, активирует его внимание. Диалогизация оживляет повествование, придает ему выразительность.

Таким образом, выразительность речи может создаваться самыми обычными, стилистически немаркированными языковыми единицами благодаря умелому, наиболее целесообразному использованию их в контексте в соответствии с содержанием высказывания, его функционально-стилевой окраской, общей экспрессивной направленностью и целевым назначением.

В качестве средств речевой выразительности в определенной ситуации преднамеренно используются отступления от норм литературного языка: употребление в одном контексте единиц разной стилистической окраски, столкновение семантически несоединимых единиц, ненормативные образования грамматических форм, ненормативное построение предложений и др. В основе такого употребления лежит сознательный выбор языковых средств, базирующийся на глубоком знании языка 1 .

Добиться речевой выразительности можно лишь при правильном соотношении основных аспектов речи — логического, психологического (эмоционального) и лингвистического, что определяется содержанием высказывания и целевой установкой автора.

Примечание:

1. Определить, является ли ненормативное употребление языковых средств стилистическим приемом или речевой ошибкой, можно лишь на основании речевой ситуации, контекста высказывания и целевой установки автора.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Приложение

Все остальные.

За тайные мучения страстей,

Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Ты наденешь рукавицы,

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

Не убей последнего тайменя,

Не губи последнего болотца,

Загнанного волка пощади,

Г. (А.К. Толстой)

Афоризм

Ж. Если стало темнее вокруг,

И клубятся туманы в лугах,-

Раскинувши ветви широко,

Он входит глубоко- глубоко.

  1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

Ответы:

(градация) .

градация (зевгма) . перечисление градация, многосоюзие ) (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Вышла круглолицая луна.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Будто бы кого-то ждут они…

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Первым разоренным очагам:

Селенье, рощу под холмом

В толковом словаре слово «угасать» «угасать»

Вдали от света и искусства,

Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА

Купцова Е.Ю., учитель русского языка, МОУ «Гимназия № 1», г. Балаково

Пояснительная записка

В последние годы русский язык в глазах учащихся предстает как трудный и неинтересный предмет. Учащиеся при ответственной коммуникации не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной (особенно поэтической), публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию. Однако ни в ВУЗе, ни в школе курс стилистики не предусматривает формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и распознаванием экспрессивной лексики. Считается, что ученики должны догадаться об ее присутствии в речи. А ученики, не зная формы искусствоведческих терминов, не замечают их. Выразительность речи для них пропадает.

Различные эмоциональные чувства и вообще экспрессия в речи выражается с помощью интонации, благозвучия, экспрессивных морфем, частиц, лексических синонимов, экспрессивного конструирования предложений (стилистических фигур).

Речь бывает насыщена перечисленными средствами выразительности речи в большей или меньшей степени в зависимости от стиля речи. Деловой стиль – нулевая экспрессия, в научном экспрессивные средства встречаются в научно-популярном стиле, в публицистике в зависимости от жанра – от нуля до исключительной выразительности, в поэтическом насыщенность зависит от индивидуальной манеры автора – от автологии до символичности.

Главное, на что необходимо обратить внимание в первую очередь в процессе обучения выразительности речи, – это обеспечение более глубокого и полного понимания школьниками смысла слов, обладающих эмоционально-экспрессивной и стилистической окрашенностью, а также слов с отвлеченной семантикой. Именно в 12-13 лет человек отличается наибольшей восприимчивостью к усвоению лексического богатства родного языка. И если в этот период школьник недополучит наиболее актуальный, наиболее содержательный и выразительный лексико-фразеологический материал, то позднее этот пробел будет трудно восполнить.

Для этой цели подбирается «высококачественный» дидактический материал в виде микротекстов и отдельных предложений насыщенных «образной» лексикой, и также тексты художественной, публицистической, научно-популярной литературы, в которых авторы добиваются лексико-грамматическими средствами особенной художественной выразительности с помощью стилистических фигур, то есть речевых средств, не предусмотренных обязательными требованиями нормы, а целиком зависящих от степени речевого мастерства автора.

Такой дидактический материал целиком служит принципу оценки выразительной функции грамматических форм, усвоению прагматической стороны речи.

Ученики должны знать выразительные средства речи, узнавать их в тексте, понимать их лингвистическую форму, чувствовать их экспрессивную суть и уместность в данном тексте.

Изучение же синтаксического строя языка играет важную роль в развитии речи учащихся, так как на уровне синтаксиса предложения, текста учащиеся реализуют все свои знания и умения, полученные при изучении других разделов науки о языке. Немаловажным разделом синтаксиса русского языка с точки зрения проблемы развития речи учащихся является учение о «второстепенных членах предложения», так как изучение второстепенных членов предложения помогает ученикам осознать смысловое назначение различных грамматических форм и, следовательно, понять, какими средствами пользуется язык для выражения тех или иных синтаксических отношений, что, в свою очередь, будет способствовать развитию речи, сознательному использованию средств языка для выражения оттенков мысли.

Данный курс является предметным, расширяющим материалы базовой общеобразовательной программы, общеучебные навыки учащихся, а также позволяющим им судить об особенностях и достоинствах речи изучаемых в школе авторов литературных произведений.

В рамках программы выделяются два основных направления:

Практическое – совершенствование связной речи учащихся, выработка у них навыков и умений логического, эмоционального изложения мысли.

Исследовательское – содержание курса направлено на формирование способностей учащихся самостоятельно исследовать тексты художественных и публицистических произведений.

Цели курса:

  1. научить видеть художественную ценность слова в процессе обучения синтаксису русского языка.
  2. добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи курса:

  1. систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах, наиболее используемых в русской речи;
  2. научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка;
  3. прививать любовь к красоте родного слова, его силе, величию;
  4. воспитание общей речевой культуры.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  1. самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в «целом» слове, в предложении, тексте;
  2. осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  3. обогащение словарного запаса;
  4. умение работать с книгой.

Литература

  1. Аспектные и толковые словари.
  2. Выразительности образной речи. «Учитель», 2000
  3. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966
  4. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Приемы и средства.
  5. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997
  6. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.

Произведения художественной литературы, изучаемые в курсе средней школы, художественная публицистика – основной источник для работы по данному курсу.

Дидактический и справочный материал.

Форма итоговой отчетности учащихся – исследовательская работа по использованию в речи стилистических фигур и лексических микросистем для создания экспрессии, представляемая на итоговую конференцию.

Текущая проверка усвоения материала – изложение, во время которого внимание учащихся должно быть направлено не только к лексико-фактологическому содержанию текста, но и к наиболее ярким экспрессивным языковым средствам.

Прилагаемый дидактический материал – не традиционные упражнения на вставку пропущенных букв и знаков препинания. Он направлен на распознавание синтаксических конструкций, выражающих экспрессию только синтаксической формой, способствующих развитию образного мышления учащихся и используемых в художественной прозе, стихах и публицистике.

В рамках данной работы нельзя рассмотреть все существующие в русском языке стилистические фигуры. Здесь приведены наиболее употребляемые и часто встречающиеся.

Учебно-тематический план

ИТОГО

8 часов

Приложение

Выразительные средства синтаксиса

«Однородные члены предложения».

1. Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.

Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н.Гоголь)

Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.

2. Запишите предложения в такой последовательности:

С двумя рядами однородных членов;

С тремя рядами однородных членов;

Все остальные.

Укажите стилистические фигуры, встречающиеся в данных предложениях.

Аромат воздуха – нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)

Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А.Пушкин)

Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду.

За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.

«Обособленные члены предложения».

1. Выпишите три предложения с метафорами в причастном обороте.

И старый клен, о лете сожалея,

Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть. (Васильев)

Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к проселку, багрово- алая парча. (Прокофьев)

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины. (Тютчев)

Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)

2. Выпишите три предложения с деепричастным оборотом, распространяющим развернутую метафору.

Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака. (Баратынский)

С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)

Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)

Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)

Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)

3. Определите функцию зевгмы, сделайте структурный анализ.

В Италии никогда не перестают созревать апельсины и художники. (Паустовский)

Паровоз и проводница взвыли одновременно. (Думбадзе)

Старик пил чай с женой и с лимоном.

За все, за все тебя благодарю я,

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов, за клевету друзей. (М.Ю. Лермонтов).

4. Определите количественный состав и функцию сложной антитезы.

Грубым дается радость, нежным дается печаль. (С. Есенин)

Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. (Черкасов)

И многим это сердце обещала и никому не отдала. (М.Ю. Лермонтов).

«Главные и второстепенные члены предложения».

1. Укажите, какой частью речи выражен и каким членом предложения является эпитет. Произведите синтаксический разбор трех предложений.

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и нежней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней. (Блок)

И над озером серебряным камыши, склонясь, шепталися. (С. Есенин)

Землей пережита пора роскошных сил и мощных трепетаний. (А.К. Толстой)

Стали сосны сдержанней и глуше, все о чем- то шепчутся во сне. (Исаковский)

Вечер был задумчив и прекрасен, и заря, как летняя, тепла. (Блок)

Материалы для работы над связным текстом.

1. Прочитайте текст, укажите его стилистическую отнесенность, назовите использованные в нем фигуры.

Пять чувств у человека есть…

Но сколько в нас таится их

Не учтены ни долг, ни честь,

Ни чувство интуиции.

И кроме чувства высоты,

Нам всем ничуть не менее

Знакомо чувство красоты

И чувство отвращения.

И чувство локтя - наконец,

Что гонит чувство страха?!

А чувство юмора - венец,

С которым - хоть на плаху.

Средь чувств, которым нет цены,

Могучих и несметных,

И чувство собственной вины-

Редчайшее у смертных! (Николаев).

Оглянись, русский человек на древние гордые кремли твоих городов, на детей наших, взирающих на тебя с надеждой, на молчаливые тени предков твоих, на каждый полевой цветок, еще не оскверненный мертвым дыханием вражеских машин. И пусть львиный гнев родится в твоем богатырском сердце.

Подымись во весь рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России! (Леонов).

Ты наденешь рукавицы,

Дверь откроешь, выйдешь в сени-

Тонко скрипнут половицы,

Улетят с крыльца синицы

В оснеженные сирени.

Хлынет в ноздри воздух синий,

На ресницы ляжет иней.

Лыжи под гору скользнут…

Мост, как кошка, спину выгнет,

Щелкнет дятел, белка прыгнет,

Зайцы в ельнике мелькнут.

Вспыхнет солнечное пламя,

Обожжет морозом щеку,

Лось лиловыми глазами

На тебя посмотрит сбоку. (Ковалев)

2. Укажите, какая стилистическая фигура использована в данных текстах.

А . Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечность. (Л.Толстой)

1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Б . Я прошу тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болотца,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

Отчего щемит в моей груди. (Куняев)

В . Рыбу ловят в океанах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах (Чехов)

  1. Зевгма. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Антитеза.

Г. Не для тебя ль по скалам бегут и брызжут водопады? Не для тебя ль в ночной тени вчера цветы благоухали? Из синих волн не для тебя ли восходят солнечные дни? (А.К. Толстой)

  1. Антитеза. 2. Градация. 3. Многосоюзие. 4. Риторическое обращение.

Д. Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит.

Афоризм

1. Зевгма. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Многосоюзие.

Е. О низкие характеры! Они и любят, точно ненавидят. (Достоевский)

1. Хиазм. 2. Антитеза. 3. Многосоюзие. 4. Градация.

Ж. Если стало темнее вокруг,

Если гаснет звезда за звездою,

Если скрылась луна в облаках

И клубятся туманы в лугах,-

Это стало темней пред зарею. (Майков)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

З. Хотя страшился он сказать, не трудно было б отгадать, когда б…но сердце, чем моложе, тем боязливее и строже хранит причину от людей своих надежд, своих страстей. (Лермонтов)

1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

И. Развесистый дуб на холме зеленеет,

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко- глубоко.

И пусть над вершиной проносятся тучи,

Пусть ветры над ним завывают,-

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают. (Исаковский)

  1. Повторы. 2. Многосоюзие. 3. Умолчание. 4. Символ.

К. А впрочем, я слишком много болтаю, оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. (Достоевский)

1. Повторы. 2. Градация. 3. Хиазм. 4. Анафора.

Ответы: А. 2; Б. 4; В. 1,2; Г. 4; Д. 3; Е. 2; Ж. 2; З. 3; И. 4; К. 3.

3. Указать в данном тексте все имеющиеся известные вам стилистические фигуры.

До чтения ли, до письма было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается, когда черные кусты смородины опушаются белым пухом распускающихся сморщенных листочков, когда все скаты гор покрываются подснежниками и тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтого и белого цвета; когда ползут везде свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаясь в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, пчелы зажужжат; когда и луч солнца дрожит, пробиваясь сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. (С.Аксаков)

Эльбрус сверкал чистейшей двуглавой белизной на бархатном звездном небе бесконечности. Он звал к себе.

А зачем человеку все-таки нужно идти в горы, карабкаться с уступа на уступ, по непроходимым тропинкам, ежеминутно рискуя поплатиться головой за любую свою неосторожность (градация) .

Человека всегда тянет к вершине. Он жертвует собой, но идет сантиметр за сантиметром, отвоевывая высоту, утверждая мужество своего духа (градация ). С вершины виден мир и возможности человека (зевгма) . Об этом знают альпинисты и поэты. Они первыми замечают, как из-за горизонта выкатывается солнце и первый его луч приветствует их дерзость (перечисление ). Это ощущение ни с чем не сравнимо. Ради него можно идти на любой риск, потому что благородству порыва нет смерти, потому что за покоренной вершиной встает новая, более высокая и прекрасная высота на пути к бесконечному совершенству (градация, многосоюзие ) (М. Дудин)

Ночь как будто черная дыра.

Облака прозрачны, словно дым.

Вышла круглолицая луна.

Светят звезды над крыльцом моим.

Тихо сосны во бору стоят,

Речка шепчет берегам,

Ветра шорохи чуть слышные летят

По густым высоким камышам.

Ярко светят дальние огни

Там вдали за реченькой- рекой.

Будто бы кого-то ждут они…

Одиночество…Одни лишь мы с тобой. (Екатерина Григорьева, 9 А).

Фрагмент урока «Стилистические фигуры»

Далее подробней остановимся на синтаксических конструкциях, которые могут иметь экспрессивную значимость только при наличии определенной лексики, выражающие экспрессию только синтаксической формой. Эти конструкции используются в прозе, стихах, публицистике. Возьмем предложения с однородными членами. Для них характерно то, что экспрессивную нагрузку несут стилистические фигуры: перечисление, градация, антитеза, зевгма.

Не утомленную, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной,

Не безнадежную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов,

В шуршанье чащ, дождей качании,

В простом спокойствии отца,

В сосредоточенном молчании

Мир создающего творца. (И. Снегова)

Учащимся предлагается записать текст под диктовку, указать сколько здесь рядов однородных членов и назвать стилистическую фигуру, использованную в этом предложении. Предполагаемый ответ – в этом предложении два ряда однородных членов – определения и дополнения, использована фигура перечисления.

Фигуру перечисления можно встретить в одном предложении с фигурой градации. Градация – «стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи». Различают градацию восходящую – климакс, нисходящую – антиклимакс.

С наслаждением он отыскал место на подушке, плотнее закутался мягким одеялом, которое было теперь на нем вместо разорванной шинели, тихо вздохнул и заснул глубоким, крепким, целебным сном. (Достоевский)

Данные в этом предложении однородные определения имеют лексическое значение свойств, из которых последующие подчеркивают, усиливают предыдущие.

Что вы говорите! Этот немец бедный, одинокий, убитый человек – и вам его не жаль? (Тургенев)

Ученикам предлагается определить, где они встречают восходящую, а где нисходящую градацию, объяснить свой выбор.

И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя под землю. (Бунин)

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).

Анализируя это предложение ученики говорят, что здесь три ряда однородных членов, использованы фигуры перечисления и нисходящая градация.

Если фигуры перечисления, градации уже могут быть знакомы учащимся, то такие фигуры как зевгма, хиазм, сегментация и другие для многих являются неизвестными. Тем не менее, эти фигуры очень интересны по-своему и придают речи экспрессивную окраску. Прежде чем приступить к работе, даем определение зевгмы, приводим примеры.

Зевгма – экспрессивное построение фразы с однородными членами двух видов:

  1. опущение глагола, от которого зависят однородные члены предложения перед вторым и последующими однородными.

Шла, шла. И вдруг перед собою

С холма господский видит дом,

Селенье, рощу под холмом

И сад над светлою рекою. (А. Пушкин)

  1. лексическая многозначность глагола, от которого зависят однородные члены предложения.

Разговор мальчиков угасал вместе с огнями. (И. Тургенев)

В толковом словаре слово «угасать» разъясняется как переставать гореть, переставать светить и переносно ослабевать, исчезать. Однородные члены, относящиеся к глаголу «угасать» , каждый по-своему реализует одно из его лексических значений. В этих случаях зевгма может быть использована с расчетом на комический эффект, возникает экспрессия смешного.

В данном предложении обратим внимание учеников, что зевгма использована вместе с анафорой (единоначатием).

Вдали от света и искусства,

Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои златые годы. (Ф. Тютчев)

Работая над предложениями с однородными членами, выделим еще одну фигуру - антитезу, фигуру контраста, которая также служит для усиления выразительности. Ее могут образовывать однородные члены, если они являются соединенными попарно антонимами. Антитеза может быть выражена целым предложением и даже законченным текстом.

Не все ль равно, один иль много этих дней. (А. Фет)

Глаза ее смеялись, а ему казались они страшными, до того они были потрясающе прекрасны: серые, большие, холодноватые. (А.Н.Толстой)

Простая антитеза основана на одной антонимической паре, сложная – на двух и более, используется при развернутой контрастной характеристике двух объектов.

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон коварна и зла. (М. Лермонтов)

Фигура речи, состоящая в обратном, крестообразном расположении элементов двух словосочетаний, объединенных общим членом, или крестообразным расположением частей сложного предложения, называется хиазмом. Она встречается нечасто, но обратить на нее внимание будет небезынтересно.

Справедливость без силы и сила без справедливости одинаково ужасны. Мы на много не отваживаемся, не потому что оно трудно; оно трудно потому, что мы на него не отваживаемся. (Афоризм)