Сценарий линейка ты же выжил солдат. Учительские университеты. Наш земляк – участник Курской битвы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Ковылкинского муниципального района

Республики Мордовия

«Ты же выжил солдат…»

Руководитель: Звонарева Екатерина Александровна

п.Примокшанский

1.Введение______________________________________________3

2.Основная часть_________________________________________

3.Выводы ________________________________________________8

5.Список литературы_______________________________________10

6. Приложение ____________________________________________11

Введение

Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием в истории нашего государства. По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда - либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Советский Союз вынес эту тяжелую и длительную войну. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах, частично разрушили или сожгли 1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества.

В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.

Забывать об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права, поэтому я и выбрала эту тему для своей исследовательской работы.

Цель и задачи моей работы :

Изучить историю жизни ветерана Великой Отечественной войны, нашего земляка- Дёмина Михаила Степановича.

Воспитать у сверстников чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своей страны, народа, а также чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины

Объект исследования:

Объектом моего исследования являются собранные материалы о земляке - ветеране Великой Отечественной войны

Предмет исследования:

Методы исследования:

В исследовании был использован метод опроса, интервью, источниковедческий анализ. Проводилась работа с материалами из сельской библиотеки.

Тема моей исследовательской работы очень узкая, она касается только одного земляка – ветерана нашего поселка. Поэтому обобщено информации относительно немного. В своей работе я использовала воспоминания ветерана, материалы, накопленные в сельской библиотеке. Документы, которые хранятся в семейных архивах родственников.

Самое главное, я поняла, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

2.Основная часть

2.1.Наш земляк – участник Курской битвы.

Я хочу рассказать о жителе нашего посёлка, ветеране Великой Отечественной войны, Дёмине Михаиле Степановиче, который смог пройти все тяготы войны и дожил до нашего времени. Это мужчина сильный духом и жизненной энергией. В этом году ему исполнилось 90 лет. Всякий раз, вспоминая войну, мы неизбежно возвращаемся к её началу.

Родился Михаил Степанович 16 февраля 1925 годав селе Самаевка Ковылкинского района, в семье рабочих. Война началась, когда Михаилу Степановичу было 17 лет. К этому времени он закончил Самаевскую школу и поступил в фабрично- заводское училище.

Михаил Степанович вспоминает, что по местному радио поступило неожиданное сообщение о том, что 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города. Как было страшно это слышать людям! Внезапность удара имела большое значение. Русские держались с твёрдостью и упорством.

Война это всегда горе для всех. Двух его братьев в первый же день забрали на войну. Старший брат Николай воевал с Германией, а потом его перевели на восток воевать с Японией, а средний брат Ефим воевал под Москвой. Подошёл призывной возраст и Михаила Степановича.

Свой боевой путь он начал в 18 лет, т.е. в 1942 году он попал на Донской фронт. В течение двух с половиной месяцев был на передовой, участвовал в боях под Сталинградом. Затем был направлен в батальон, который дислоцировался на Орловско-Курской дуге. Здесь вскоре начались ожесточенные бои.

Михаил Степанович был танкистом и принял участие в сражении под Прохоровкой. Он с ужасом и болью вспоминает: «Страшно было. Неба не было видно, горели танки, в небо шел дым, копоть, к концу дня на поле остались обгорелые останки танков, их было около тысячи, немецких и наших. А сколько в этих танках погибло людей!». И мне хочется рассказать вам историю, которая мне запомнилась на всю жизнь, и до сих пор снится мне во снах: «Моя основная профессия- это танкист. А вообще судьба была странная, она бросала меня с фронта на фронт, из положения в положение. Но в основном я танкист, наиболее тяжелые события для меня связаны с моим танком. По нам начали бомбить. Снаряд пробил нам бак. Топливо вылилось в танк. А вот следующий снаряд пришелся мне в плечо, я боль даже не почувствовал. Он прошел вскользь, но ямка у меня тут осталась. В танке была темнота. Но мы уже научились видеть в темноте. Следующий снаряд вошел моему товарищу в руку. Потом я увидел как он хрипит, снаряд ударил его в горло. Командир вытащил его на улицу и потащил к другому танку. Наш танк был подбит уже, он не двигался. Мы остались вдвоем с товарищем. Но в это время фашисты ударили по нашему танковому полку, мы стояли метрах в 15- 20 от него. Снаряды взрывались фонтанами и после этого я уже их не видел (раненого и командира) их наверное там убило. Вот в этом бою я и получил тяжелое ранение и меня отправили в госпиталь в г.Кузнецк Пензенской области. Затем я был направлен в батальон для выздоравливающих».

В минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб Михаил Степанович писал письма домой матери и братьям на фронт. Написанные письма складывал в “солдатский треугольник”, писал адрес назначения, вместо обратного адреса писал № полевой почты. О чём думал солдат, когда, склонившись над листом бумаги, торопливо сочинял письмо домой? Он спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная забота Михаила Степановича – успокоить близких, сообщить, что он жив, здоров, воюет, бьёт врага, и заверить, что вернётся с победой.

Отдых солдатам был необходим, хотя бы короткий. Иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение. И тогда звучали на войне шутки, пелись весёлые песни. При встрече Михаил Степанович исполнил нам известную любимую песню «Катюша». Песни во время войны поднимали настроение.

После выздоровления он был направлен в 3 танковую гвардейскую часть, в Белоруссию. Там он и узнал об окончании войны. Хотя все давно знали, что день победы близок, но всё же утро 9 мая произвело большие изменения в душах людей. Прошёл страх, пришло спокойствие, пришла радость, пришёл мир, вселился покой. Было обыкновенное солнечное утро 9 мая. Вдруг поступило сообщение из штаба: "Победа! Победа!" Все радостные, со слезами на глазах выбежали на улицу. Это были слёзы радости, все обнимались и целовались. Для Михаила Степановича это был самый счастливый день в его жизни.

После окончания войны Михаил Степанович вернулся в родное село и трудился на благо родного колхоза. В 1952 году Михаил Степанович создал семью. В браке у него родилось 2сына и 2 дочери.

Нам было понятно насколько Михаилу Степановичу было тяжело вспоминать о тех страшных военных годах.

Сквозь слёзы ветеран вспоминал о самой кровопролитной в истории человечества войне. Сколько молодых, ни в чем не виновных солдат погибло? Матери со слезами на глазах провожали своих сыновей на фронт. Они не могли подумать, что видят своих сыновей последний раз. Каждая мать надеялась и верила до последнего, что именно её сын сможет отстоять свое Отечество, выдержит тяготы войны, и вернется домой. Но, увы, вернулись десятки, а то, и меньше.

Участник Великой Отечественной войны ветеран Дёмин Михаил Степанович награждён боевыми наградами, которые напоминают ему о славных страницах борьбы с врагами Отечества, а именно:

Награды:

орден Отечественной войны II степени,

медали «Курская битва 1943-2003» к 60-летию курской битвы,

«Фронтовик 1941-1945гг.»,

«25 лет Победы в Великой Отечественной войне»,

«60 лет Победы».

3. Выводы

При изучении и анализе сохранившихся в архиве документов и наград ветерана, я узнала:

О тяжелых испытаниях, которые легли на плечи нашего земляка в военные годы;

Судьба Дёмина Михаила Степановича, судьба всех тех, кто защищал свою Родину - яркое отражение истории нашей страны.

Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
По словам Михаила Степановича, война оставила глубокий след в его душе, подорвала его здоровье. Она научила его по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала его волевым человеком, серьезным, и ответственным.

При беседе с ветераном я переживала страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи его воспоминаний хотелось заплакать от гордости за него, за то, что у нас счастливое детство.

4. Заключение

Тема трагической судьбы людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится война, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.

Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы, погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!

Девятое мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Для нашей Родины всегда будет светлым майский день 1945 года. И наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кто воевал, защищал Родину от врагов, кого нет с нами, кто погиб на этой войне, ведь без их мужества и стойкости не было бы нас!

«Я знаю поздно или рано,

Лавиной в сердце хлынет грусть,

Уйдут из жизни ветераны

И вздрогнет горестная Русь!

Не потому, что тяжко будет

Без дедов продолжать житье,

А потому, что эти люди

Из пепла вынесли её».

5.Список литературы

    Архивные документы и фотоматериалы ветерана ВОВ.

    Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.

    Г.К.Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».

    История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.

    Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.

    Е. В Малашевич «1418 дней Великой Отечественной Войны». Москва- Феникс. 2010год.

    Большая Российская энциклопедия. Научно – редакционный совет. Москва. Научное издание. 2004год.

    Великая Отечественная война, 1941-1945: Словарь- справочник под общ. Редакцией М.М. Кирьяна1985 год. Стр 240-242

    Летопись Великой Отечественной 1941-1945 Краткая иллюстрированная история для юношества В. Таборко 1985год. Стр 188.-196.




Прошли годы, десятилетия, изменилась планета, а с ней жизнь людей, их мысли, мечты и ожидания.

Чем дальше вглубь истории отходят буренные годы Великой Отечественной войны сорок первого - сорок пятого годов минувшего столетия, тем величественнее возникает перед новым поколением россиян подвиг нашего народа, - неисчерпаемый источник вдохновения и гордости грядущих поколений.

Сценарий праздника Победы поможет организаторам в выборе форм и методов работы, посвященных увековеченью памяти погибших, оказанию почестей живым воинам-освободителям.

Материал, использованный в сценарии, посвященному дню Победы, будет содействовать сохранению памяти о знаменитых боевых и трудовых традициях русского народа, патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан; окажет содействие формированию национальной гордости за героический подвиг земляков, сохранению исторической правды.

Надеемся, что культурно-художественные мероприятия, подготовленные на основании этого сценария, подарят как их участникам, так и присутствующим, хорошее расположение духа, яркие впечатления, духовное удовлетворение, будут стимулировать задуматься над настоящим нашей страны.

Сценарий ко дню Победы подойдет для проведения в школах, колледжах, институтах, в Домах культуры, и т.д. Он не сложен в постановке, хотя и требует тщательной подготовки.

Звучат позывные праздника, на сцену выходят парень и девушка – ведущие концерта.




ВЕДУЩИЙ: Дорогие освободители нашего города, ветераны войны, все, кто пережил те великие Дни Победы! Мы поздравляем всех с величественным праздником - шестьдесят девятой годовщиной Победы!

Без объявления исполняется композиция "Ты же выжил, солдат"

ВЕДУЩАЯ: За наш родной край героически боролись десятки военных соединений. Мужественно обороняли родную землю партизаны и подпольщики. Уже с первого дня войны - кто на фронте, а кто в подполье, тылу, как могли, боролись за освобождение своего города от ненавистного врага. Они были частью того большого народа, который стал главным творцом Победы.

ВЕДУЩАЯ:
За мужество и отвагу, проявленных в боях за нашу землю, сотни солдат и офицеры отмечены орденами и медалями. Наш город благодарен своим освободителям. Сегодня их осталось немного, но мы будем помнить каждого из них.

ВЕДУЩИЙ: Давайте искренними аплодисментами поприветствуем в нашем зале героев-освободителей нашего города!

Звучит музыка, в зале включается свет, зрители аплодируют, дети вручают цветы ветеранам.

ВЕДУЩИЙ: Подвиг освободителей, их героизм - немеркнущий пример для нынешних и грядущих поколений.

Честь и слава всем воинам, всем труженикам тыла, которые своей кровью, преданностью, самопожертвованием, каждую минуту приближали День Победы.

Звучит песня "От героев былых времен"

Песня иллюстрируется видеорядом, состоящим из фотографии ветеранов, которых уже нет в живых.

ВЕДУЩАЯ:
Будем верные памяти тех, кто погиб в боях, защищая родной край, кто так и не дожил до светлых дней освобождения! Почтим их память минутой молчания.

Звучит метроном, зрители встают

ВЕДУЩИЙ: Мы будем помнить всех погибших - они будут жить вечно.

Ведущие уходят за кулисы, звучит фонограмма: вой ветра, немецкое радио. Декорация – пружинная кровать без постели, опущенная оконная рама. На кровати сидит молодая женщина, она держит тетрадку и карандаш, пишет письмо на фронт.

Сцена "Письмо Мишеньке"




ЖЕНЩИНА: Дорогой мой Мишенька! Из города уехали многие...Когда немцы вошли в огород, сразу немцы приказали сдать приемники, теперь я не буду знать, как обстоят дела на фронте.

Город наполнен гитлеровцами, они ведут себя как беззаботные победители, которые осуществляют легкий поход. Они кричали из кузовов машин, которые въезжали в огород: "Juden kaput!" ("Евреям конец!". Начались расстрелы жителей, евреев сгоняют в гетто, убивают детей, стариков, женщин... Фашисты вывозят в Германию молодежь, и принуждают работать на них.

Милый, боюсь, что и меня ждет эта участие. Не знаю, встретимся ли мы когда-нибудь снова....

Милый, жил ли ты? Где ты? Мнет так страшно... Что же мнет теперь слушать?.... Я буду слушать свое сердце....

(звучит фонограмма бьющегося сердца, женщина уходит со сцены, продолжает свистеть ветер.)

ВЕДУЩАЯ: Старая бумага сворачивается на сгибах, продавленных почти 70 лет тому назад.

ВЕДУЩАЯ: Благодарим семьи, которые сохраняют старые фотографии, фронтовые письма, награды и передают их внукам, правнукам. Из этой семейной маленькой памяти составляется наша большая история.

ВЕДУЩИЙ: О своем прадедушке, летчике Петрове вам расскажут его правнуки – Олег и Анна Петровы.

Звучит рассказ о прадедушке, затем дети исполняют песню «Прадедушка»

Звучит фонограмма, исполняется песня «Синий платочек"

Выстрелы, бомбардировки, звучит печальная еврейская мелодия, на сцену выходит солдат – еврей. Он попал в родной город после оккупации.

СОЛДАТ-ЕВРЕЙ: С большим трудом я добрался до родной улицы, остановился... Передо мной лежат руины знакомой с детства улицы. Вот институт, в котором учился, вот театр. Все разрушено, слизано черным языком пламени. Тяжелые предчувствия сдавливают грудь: где моя сестра, родные, друзья, знакомые?

Вот родительский дом, целые стены, целы крыша и ставни. Мое сердце тревожно забилось. Я зашел в дом, в котором прожил 22 года и не узнал его - все уничтожено, разгромлено. Сосед рассказал, что немцы убили маму, сестру, отца распяли на кресте, это в них называлось римской казней. А маленьких брата и сестру отправили в детский дом.

(Громко звучат взрывы, выстрелы)

СОЛДАТ-ЕВРЕЙ:
Снова атака! Сейчас, ребята, подождите...
(Выстрел, солдат падает раненный, медсестричка оттягивает его, бинтует)

ВЕДУЩАЯ: Михаил Шеер погиб смертью храбрых, в боях за родной город…

Звучит песня "Смуглянка"

ВЕДУЩАЯ: 957 дней и ночей наш город находился в оккупации, не утихала борьба с грозным врагом. Отчеканивался 1944 -и, хотя еще не утихали пушки, еще смерть хохотала вслед - уже полноправно вступала в поединок надежда, уверенность в победе. Наши войска, победным шагом шли к Берлину!

ВЕДУЩИЙ: И он наступил, этот переломный момент войны.
Мысли, что враг отступает, давали больше сил не только тем, кто дрался на фронтах, но и тем, кто стоял возле станков, рыл окопы в тылу, кто партизанил в лесах. Враг, как тот облезлый пес, поджав хвост, убегал в свою берлоги.

ВЕДУЩАЯ:
А мы гнали его, несмотря на мороз и усталость. И всегда, всегда с нами была песня - и в бою и в тылу, так как лишь с песней вырастают крылья.

Белорусская народная песня "Ой в луге при дороге".




На сцену выходят в военной форме парень и девушка


ВЛАДИМИР:
Ну, здравствуй, Ирина. Война закончилась, и я рад, что мы остались живые.

ИРИНА: И я рада. А помнишь, шесть цветков в венке, который я сплела на нашем выпускном вечере – нас ведь было шестеро друзей, а теперь нет больше наших друзей. Из нашего дружеского веночка остались только мы, лишь две цветка. Ах, война, война проклятущая, что ты наделала? Забрала мечты, надежды и даже жизнь.

ВЛАДИМИР:
Мы освободили Харьков, Полтаву, прошли всю Украину, Молдову и вышли на государственную границу. Мы шли плечо к плечу - россияне и белорусы, украинцы и казахи, грузины и молдаване.

ИРИНА: Мы растеряли друзей в боях,
И долго раны еще не заживали
Мы шли в бой, преодолевая страх,
Так как верили в победу, и точно знали:
Что нас ждут, те, кто любит нас,
Кто нам доверил жизнь свою, свободу.
Мы знали, нашей победы наступит час
Победы нашего свободного народа.

Звучит песня "Если бы не было войны".

ИРИН: Ты пришла, Победа, и большего счастья не надо,
чем послушать тишину, вглядываясь в синее небо. Тишину разорвали величественные салюты. Ты пришла, Победа, и нам этот день не забыть никогда!

ВЛАДИМИР:
Идут годы, летят десятилетия. Все меньше ветеранов остается среди нас. Но, можно ли забыть тех, кто за месяц, за день до конца войны погиб, оставшись навсегда молодым...

ВЕДУЩАЯ: можно ли не помнить тех, кто ценой своей жизни приближал этот священный день...

ВЕДУЩИЙ: можно ли не кланяться тем, кто остался жить, восстанавливать будущее, призывая нас - никогда не допустить войны.

ВЕДУЩАЯ:
Именем женщины, которая овдовела,
Именем матери, которая от печали поседела,
Именем сына, который отца не знал,
Именем отца, который в бою смертном упал,

ВЕДУЩИЙ:
Именем, еще не родившихся,
Сном грудных детей не встревоженных
Чернуха: Клятву павшим героям даем,
Что на земле мир святой

Все вместе:
ЗБЕРЕЖЕМ!!!

ВЕДУЩАЯ:
Большая Победа! Озаренная искренними улыбками, омытая святыми слезами... Через тысячи малых побед, ты пришла к нам весенним, солнечным днем девятого мая далекого сорок пятого года!

Это благодаря тебе мы имеем возможность в мирном городе праздновать годовщину освобождения родной земли. Это благодаря тебе внуки твои могут сказать: "Это моя земля, этот мой город!»




ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы по-разному относимся к политическим деятелям той эпохи, к их решениям и практическим действиям, но не подлежит сомнению одно: советские солдаты (армия СССР), имея союзниками армии цивилизованных государств мира, осуществила подвиг столетий, которому нет, и не будет цены,- она победила фашизм.

И День Победы в человеческом сознании стал светлым и радостным праздником, который ознаменовал конец самой большей кровопролитной и разрушительной войны и установлению долгожданного мира.

ВЕДУЩАЯ: Уважаемые господа! Мы еще раз поздравляем всех с праздником. Пусть всегда наш край будет процветающим городом России, где свято берегут традиции и с верой и надеждой смотрят в будущее. Пусть всегда согревает нас тепло солнечного, мирного дня. А сегодня вечером в честь воинов-освободителей города, ночное небе пусть озарит праздничный салют!

Счастья всем, мира и солнца!

В сценарии могут быть использованы также вот такие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»

Сценарий

«Солдат войны не выбирает»

(встреча-реквием)

г. Троицк, 2016 год

Цель:

Формировать представление о событиях Афганской войны, ликвидации вооружённого конфликта в Чеченской республики.

Задачи:

- воспитывать чувства патриотизма, ценностного отношения к историческим событиям своей страны;

Способствовать воспитанию готовности к защите Родины, выполнению служебного долга;

Способствовать развитию чувств сострадания, сочувствия, понимания.

На ММК надпись «Солдат войны не выбирает».

(Демонстрируется видеоролик «Посвящение»)

Ведущий: Получают мальчики повестки,

И уходят в армию служить.

Есть обязанность у них такая -

От врага Отчизну защитить.

Матери сыновей провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-женски жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают,

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной.

А сынок в граните остаётся,

Остаётся вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой - матерью, потерявшей единственного сына при выполнении интернационального долга.

Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

(На экране ММК демонстрируется видеоролик «Молитва»)

Ведущий 1: 27 декабря 1979 года. По радио и телевидению Советского Союза с утра передают сообщение ТАСС.

Ведущий 2: Согласно договорённости между Советским Союзом и правительством дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка идемократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Чтец 1: Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: Летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем ни строки,

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить...

Звучит песня «Едут на войну пацаны»».

(На ММК демонстрируются видеоролик «Едут на войну пацаны»)

Ведущий 1: Как гарант стабильности и спокойствия в стране, на землю Афганистана временно введена 40-я Армия. Так началась «афганская война».

Ведущий 2: Война, которая многих обрекла на пожизненные страдания и опустошения души, а кого-то погребла в азиатских песчаных пустынях и на горных перевалах.

Чтец 2: Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя.

Та память нам не надоела,

Как мыслят «некие друзья».

Её события и даты,

Огнём вошли в сердца людей,

Ещё живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Ведущий 1: Дорогие друзья! На нашу встречу мы пригласили участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

Ведущий 2: Участник боевых действий на Северном Кавказе -

Терегулов Алексей Николаевич.

Ведущий 1: Председатель комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимир Иванович.

Ведущий 2: Педагог-организатор школы № 7 Щеглова Зоя Ивановна и учащиеся школы.

Ведущий 1: Слово предоставляетсяпредседателю комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимиру Ивановичу.

(Представление гостей.

Выступление председателя комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимира Ивановича)

Ведущий 1: Любая война - это насилие. Можно спорить насколько необходимо было участие советских войск в «афганской войне». Но был дан приказ, а приказы не обсуждаются.

Ведущий 2: Солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, офицеры разных подразделений честно, мужественно и героически выполняли интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

Чтец 3: О, сколько было подвигов на свете,

Они уже в предание отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Звучит песня «Ты же выжил, солдат».

Ведущий 1: Почти 10 долгих лет шла «необъявленная война» в Афганистане.

15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Свой воинский интернациональный долг солдаты и офицеры выполнили честно, мужественно и героически.

Ведущий 2: Для многих это страшное время стало синонимом войскового товарищества, проверенного леденящим дыханием гор. Их солдатская дружба крепнет с каждым годом.

Чтец 4: На земле, изувеченной язвами мин,

Измождённые, злые как черти,

Ветераны боёв возвращаются в мир

На правах победителей смерти.

Вот поднялся наш лайнер,

Мы вышли в зенит,

Жизнь и смерть - мы раздвинули грани.

Только тело на север, на север летит,

А душа? А душа остаётся в Афгане...

Звучит песня «Уходим»

(На ММК демонстрируются видеоролик «Уходим с востока»)

Ведущий 1: 27 лет прошло, как закончилась война в Афганистане для советского народа. Но почему так волнуются мамы, провожая своих сыновей в армию?

Ведущий 2: Каждое поколение сдаёт свой экзамен на прочность и наступает тот час, когда российские солдаты и офицеры будут выполнять свой воинский долг, когда в полной мере надо взять на себя ответственность за Россию, за народ.

Чтец 5: Сегодня вновь в смятение нервном

Тревожно по земле идут...

В огне Кавказ, Чечня пылает...

И мамы не смыкают глаз,

Их дети снова погибают

В который раз, в который раз.

Воюют правнуки и внуки,

Воюют на своей земле,

Узнав военную науку,

Не по наслышке - на себе.

Вздыхают деды - ветераны:

«Лихой опять нагрянул час -

И кровь, и смерть, и в сердце раны,

Неужто мало было нас?»

Ведущий 1: В 1994 году над молодой Россией нависла угроза возрастающих терроризма и преступности в Чеченской Республике. Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чечне, разрешить её мирным путём.

Ведущий 2: Однако надежды не оправдались. В этих условиях оставался единственный путь восстановления конституционного порядка в Чечне –

это разоружение бандформирований. Возникла необходимость ввода частей Вооружённых сил Российской Федерации на территорию Чеченской Республики.

Чтец 6: Кавказские горы, колючие скалы,

Опять перестрелка и взрывы гранат.

На этой войне мы узнали немало,

Немало погибло здесь наших ребят.

Мы пишем домой, как спокойна округа,

Что редко касается службы война,

Что пуля, убившая старого друга,

Случайно до нас долетела она.

Когда-нибудь правду об этом узнают

И наши родные, что ждут нас в дали,

О том, как в Кавказских горах умирают

Дозорные нашей Российской земли.

Звучит песня «Чечня в огне»

(На ММК демонстрируются видеоролик).

Ведущий 1: Десятки тысяч искалеченных судеб. Десятки тысяч не вернувшихся домой солдат и офицеров. Не обошли стороной наш город и район ни война в Афганистане, ни ликвидация вооружённого конфликта в Чеченской Республике. 178 солдат и офицеров участвовали в боевых действиях на афганской земле. Пятеро земляков домой не вернулись.

Ведущий 2: В ликвидации вооружённого конфликта в Чечне приняли участие 560 троичан. Восемнадцать из них никогда не переступят порог родного дома. Имена погибших земляков увековечены на стеле мемориального памятника воинов - интернационалистов.

Ведущий: Давайте вспомним поимённо

Тех, с кем навеки сроднены,

Кто был частицей батальона,

А стал частицей тишины.

Давай, не чокаясь, ребята,

Выпьем молча и до дна

За офицера и солдата,

За тех, кого взяла к себе война.

Звучит песня «Ты знаешь, так хочется жить».

(На ММК демонстрируются слайды с фотографиями погибших воинов - интернационалистов).

Чтец 7: В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи,

Пусть расправит неяркий их свет

Ветеранов усталые плечи.

Поколение, не знавшее войны,

Как свою - вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

(На экране ММК демонстрируется слайд «свеча»).

(Звучит песня «Они рядом с нами»)

Ведущий 1: У каждого из нас есть свой долг. Долг перед страной, родителями, любимыми, друзьями, долг перед своей совестью.

Ведущий 2: Выполняя свой долг перед Родиной, пусть всегда наши мальчики возвращаются домой живыми и невредимыми.

Звучит песня «Я служу России».

(На экране ММК демонстрируются слайды о Российской Армии)

Ведущий 1: Время - справедливый судья, искусный лекарь. Что бы сегодня ни говорилось об афганской войне, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, выполняют приказ своей Родины.

Ведущий 2: Солдат войны не выбирает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть - жизнью.

Ведущий 1: С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические события Афганистана и Чечни. Поколение, живущее в мирное время, всегда должно помнить тех ребят, которые верили в справедливость и правоту государства, отдавая здоровье и жизнь.

Ведущий 2: В нашей памяти они останутся Солдатами своей Родины. И сколько бы лет ни минуло с начала войны, мы будем оплакивать её безвинные жертвы и воспевать подвиг Солдата, исполнившего свой воинский долг и ушедшего в бессмертие.

Звучит песня «Птицы белые».

Ведущий: Гремят истории колокола, взывая к памяти моей,

И в них набаты жестоких битв, и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостережение,

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Звучит песня «Есть только миг».

ГУ «Аршалынский отдел образования»
ГУ «Константиновская средняя школа»

Интегрированный урок
о Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат!»

Подготовили учителя:
учитель литературы - Коробкина О.В.
учитель музыки - Биденко А.А.
учитель ИЗО - Гричуха Т.Б.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей.

: Задачи урока

 формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
 способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них
 содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, ИЗО)

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943).
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка готовности учеников к уроку, запись домашнего задания (Выучить наизусть стихотворение по изученной теме, см. учебник). Предложить делать записи по ходу урока: фамилии писателей, исполнителей песен, названия стихов и песен.
2. Объявление темы урока, целей. Слайд.
3. Эпиграф. Слайд.
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас
4. Проблемные вопросы:
- Нужны ли - Нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы? Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
А вот на эти вопросы попрошу ответить сейчас:
- Каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, вы помните?
- А какие песни о войне знаете? Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами, исполнителями песен, услышите стихи и песни о Великой Отечественной войне. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

5. Обзор книжной выставки по теме урока – библиотекарь школы.

Ученица
Пусть с малых лет учили нас прилежно,
Что мы скорбеть над павшими должны,
Я не могу заплакать безутешно.
Я никогда не видела войны.

Я никогда не видела сражений
И никогда не видела побед,
Не видела потерь и поражений.
Я заслужила право плакать? Нет!

И потому всегда глотаю слёзы,
Услышав даже слово о войне.
По выражению глаз, сухих, серьёзных,
Порой с ошибкой судят обо мне.

Порой меня считают бессердечной
И говорят, что я не понимаю
Тот подвиг незабвенный, бесконечный.
А я молчу и лишь в душе рыдаю…

Я сердцем верю: кровь лилась недаром,
Но голос мой не тронет тишины.
Кто помнит - знает, как я благодарна,
Что никогда не видела войны.
(Ася Апанасенко)

6. Вводное слово учителя по теме урока.
.
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Радуясь лету и миру
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова.
(звучит голос Левитана)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала весна.
Недруг лихой, вероломный,
Встал у советских ворот,
тучей угрюмой и темной
К нашему солнцу плывет

До стихов ли, до песен ли в такое тяжкое время? Время показывает, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном Вов.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Учитель Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
Учитель изо В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Родина-мать зовет!».
Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени

Учитель изо Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Плакат-символ того времени «Родина-мать зовет» можно было увидеть всюду, а из всех репродукторов-громкоговорителей звучала песня «Священная война». СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет» и

Учитель литерат Война длилась четыре страшных года-1418 дней и ночей. Более20 миллионов сынов и дочерей потеряла страна в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.
Поэты и писатели. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Те, кто не были на фронте, не могли не писать о войне, потому что в то время не было темы более важной. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш. СЛАЙД – репродукция Х.Якупова «Фронтовые зарисовки» - краткая беседа.

За победу заплачено дорогой ценой. На фронт уходили молодые мужчины и совсем юные, о которых скажет потом поэт того поколения Н. Майоров, погибший в феврале1942года
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

Поэты и писатели старшего поколения не были на фронте из-за своего преклонного возраста, но и их искусство было боевым и действенным. Одним из известных поэтов был во время войны Михаил Исаковский. СЛАЙД - портрет.

Многие его стихотворения стали популярными песнями. Сегодня мы поговорим только о двух: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату».

В стихотворении «Враги сожгли родную хату» Исаковский рисует типичную картину того страшного времени: солдат с победой возвращается домой, а дома - нет, семьи – нет. Правдиво показано горе человека, прошедшего все муки ада во время войны и не нашедшего родного очага после возвращения. По воспоминаниям того времени, многие плакали, слушая песню на эти стихи.
-Какое произведение вы изучали с подобным сюжетом? («Судьба человека»)
Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД – репродукция Ст. Косенкова «На пепелище».

Учитель изо- Что объединяет стихотворение и произведение живописи? Можно ли считать его иллюстрацией к стихотворению?

Позже появились стихи и песни с другой интонацией, с другой мелодией. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одно из таких стихотворений поэт Алексей Сурков, находясь на фронте, написал своей жене, фактически это было письмо в стихах. СЛАЙД - портрет Суркова.

Позднее оно было напечатано под названием «В землянке», написана музыка, и стихотворение стало популярнейшей песней, которую пели и на фронте в минуты отдыха, и в тылу. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении Леонида Осиповича Утесова, но сначала несколько слов об исполнителе.
Леонид Осипович Утесов - это известнейший в свое время советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР. Надо сказать, что артисты также не остались во время войны в стороне от общего дела. Они приближали победу своим трудом: создавали фронтовые бригады, выезжали в действующую армию с концертами, поддерживали моральный дух солдат. Леонид Осипович Утесов с эстрадным оркестром только за первый год войны дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. В репертуаре артиста постоянно появлялись новые песни, только что созданные фронтовыми поэтами. Популярность Утесова в годы войны была необычайная. Послушайте песню «В землянке». СЛАЙД с портретом Утесова и песней.

Слайд с портретом Симонова. Перед вами поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Он посвятил стихотворение своей жене, актрисе Валентине Серовой, но как только стихотворение было напечатано, этот факт уже не имел ни для кого значения. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам. На стихи была написана музыка, и оно стало песней.
(Чтение стихотворения или прослушивание):
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
-Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
СЛАЙД портрет Друниной.

Женщина на войне Женщинам на фронте было тяжелее, чем мужчинам, но они сознательно шли на трудности и лишения ради Отчизны, потому что так были воспитаны, так понимали свой долг.
Поэтесса Юлия Друнина после начала Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале, потом была санитаркой пехотного полка, получила звание «старшина медслужбы». Дважды была ранена, затем контужена и в ноябре 1944 года признана негодной к несению военной службы. Поражает ее настойчивость быть там, где и мужчинам-то приходилось несладко. Опыт войны лег в основу творчества поэтессы, а писать она начала еще на фронте. В стихотворении 1942 года она ясно определила причины, побудившие ее, дочь учителя истории и школьного библиотекаря, выпускницу московской школы№131, пойти на фронт.

Ученик:
- Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»
Не могла сыскать.
Учитель изо (Прекрасная Дама – символ женственности в поэзии Блока, вы познакомитесь со стихами о ней в 11 классе).

Репродукция картины В.Артамонова «На дорогах войны» - беседа: Кто изображен на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Друниной «Я ушла из детства»?

Слайды Дети ВОв
Учитель: Дети и война-несовместимое сочетание слов,но война соединила их.
Дети войны…Они рано и быстро постарели. Не детская это тяжесть-война, а они хлебнули ее полной мерой! Дети своего народа,они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти,и многие из них воевали, погибли,стали Героями. Среди них Марат Казей,Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и многие другие.

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать!Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!(Леонид Татаренко)

Учитель: В воспоминаниях известного детского писателя Юрия Яковлева есть такие строчки: «В моем путевом блокноте есть запись: могилка в лесу.Наташа Новикова.6 лет. Убита фашистами.» Вы спросите,какой же подвиг она совершила, шестилетняя девочка,еще не покинувшая мир сказок и игр,Она не стреляла в фашистов, не взрывала мосты. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг.
Агния Барто.

Ученик:Глаза девчонки семилетней,
как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая,тяжкая тоска.
Она молчит,о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь,не восемь,
а много, много горьких лет…
гибли дети,старики, женщины.Казалось, фашисты воюют со всем миром.

Иосиф Уткин(погиб в 1944г.) «Я видел сам…»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Что б то, что я увидел сам,
Свершили люди,а не звери!
Не верю, нет! Но тише, тише…
Я видел сам…я видел их-
Невинных, мертвых и нагих
Штыками проткнутых детишек!
И, как слепой. Руками шаря,
Не веря собственным глазам.-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи, я видел сам…
Учитель: Муса Джалиль-писатель,поэт,который знал о войне не понаслышке. В первый же день войны ушел в ряды Красной армии,а в июне 1942г. Тяжело раненный попал в плен,был в концлагере затем в тюрьме Маобит в Германии. Там он написал цикл стихов «Маобитская тетрадь». Поэта казнили в 1944г.,а в 1956г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец «Варварство » видео

Учитель: Дети воевали на фронте, работали и погибали в тылу.А еще ждали,ждали своих отцов и матерей,верили в их победу и писали им письма…
Елена Благинина «Письмо солдату»
Ученик:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невридимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький,голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя,конечно,поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть!

Казахстан-фронту.видео фильм: учитель: В годы войны Казахстан послал на фронт около 1 млн.200тыс. человек.512 казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза,а летчики Бегельдинов, Бяда, Луганский, Павлов- дважды Герои. (на фоне песни «Журавли»)
- Кого из ветеранов нашего села вы знали?
Слайд фото ветеранов, музея.
Казахстанские писатели и поэты писали о войне. Это Жамбыл Жабаев, Габиден Мусрепов, Абдильды Тажибаев в ст. «Казахи под Москвой» писал:

Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла

Уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Учитель изо
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Учитель И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.(слайд «Вечный огонь») .
Зажигают свечу и зачитывают цитаты из своих сочинений о войне.

Слайд «Вечный огонь на Мамаевом кургане».

Учитель: Мамаев курган можно поистине считать огромной братской могилой, в которой покоятся тысячи героических защитников Сталинграда. Из уроков истории вы помните, какое значение имела Сталинградская битва для Великой Отечественной войны. Неслучайно на Мамаевом кургане воздвигнут целый мемориальный комплекс в память о героических подвигах советских воинов. Вечный огонь, горящий там, как будто говорит нам, ныне живущим: «Помните! О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, пожалуйста, помните!»
Минута молчания
. Но вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец «Ветеранам войны посвящаю…»
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордиться ими вся страна-
Они свободу отстояли.

Все меньше остается их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года…

Идут ветераны в строю,
На них ордена и медали,
И те,что добыли в бою,
И те, которыми позже их награждали…

Если вы помните, я поставила в начале урока вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете сейчас ответить.
- Нужны ли были стихи и песни на войне?
- Только ли о войне они были?
- Нужны ли стихи, песни, фильмы о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со Дня Победы?

Вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках идет война, но люди не должны смириться с этим, они будут бороться за мир. Только всегда нужно помнить о цене победы.
- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЫТИЩИНСКИЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ «МЕЧТА»

ТЫ ЖЕ ВЫЖИЛ, СОЛДАТ…

Сценарий театрализованного представления, посвященного празднованию праздника День Победы

Музыкальный руководитель ЦРИ «Мечта»

г.Мытищи

2012 год

Праздник проводится в АКТОВОМ ЗАЛЕ ЦРИ «МЕЧТА»

АУДИТОРИЯ: воспитанники ЦРИ «МЕЧТА» и приглашенные гости.

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА: рассказать зрителям о подвигах русского народа, о героизме и мужестве солдат и детей, ровесников воспитанников. Вызвать сопереживание с героями песен и стихов. Напомнить о великой ПОБЕДЕ.

В зале на задней стене прикреплен ЭКРАН, на который в момент представления будут проецироваться слайды. С обеих сторон экрана прикреплены рисунки воспитанников, георгиевские ленты, цветы, сетка маскировочная.

На площадку выходят две ДЕВУШКИ. На экран, закрепленный вдоль стены проецируются слайды «МИРНАЯ ЖИЗНЬ». Исполняют стихи Р.Рождественского

ДЕВУШКА Снова дралась во дворе?

ДЕВУШКА Ага! Мама, но я не плакала!

Вырасту – стану моряком, я уже в ванне плавала!

ДЕВУШКА(«мама») Боже, не девочка, а беда, сил моих больше нету!

ДЕВУШКА(«дочь») Мам, а вырасту я когда?

ДЕВУШКА(«мама») Вырастешь, ешь котлету.

ДЕВУШКА(«дочь») Мама, а купим живого коня?

ДЕВУШКА(«мама») Коня?! Да, что же это делается?

ДЕВУШКА(«дочь») Мама, а в летчики примут меня?

ДЕВУШКА(«мама») Примут, куда ж они денутся!

Ты же из каждого, дочь моя, душу сумеешь вытрясти.

ДЕВУШКА(«дочь») Мам, а правда, что будет война и я не успею вырасти?

ДЕВУШКИ уходят. На площадку выходят «ДАЧНИЦЫ». На экран проецируются слайды «ДАЧА,ЛЕС,ЦВЕТЫ»

ДАЧНИЦА Итак, приезжайте к нам завтра на дачу!

У нас васильки собирай хоть охапкой

Сегодня прошел замечательный дождик

Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.

На Пушкино в девять идет электричка

Послушайте, вы отказаться не вправе

Кукушка снесла в нашей роще яичко

Чтоб вас с наступающим счастьем поздравить.

Вам будет на сцене лесного театра

Вся наша программа показана разом

Чудесный денек приготовлен на завтра

И гром обеспечен и дождик заказан!

На последней строфе выводится фонограмма «ШУМ ДОЖДЯ,ГРОМ» постепенно выводится в «АРТОБСТРЕЛ».Дачницы уходят с площадки.

ФОНОГРАММА «АРТОБСТРЕЛ,НАЛЕТ,ВЗРЫВЫ».Выход мальчиков в военной форме. Под песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!» проходят и в определенный момент прощально машут руками и поворачиваются спиной к зрителям. СЛАЙДЫ 15-20

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите вы... И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

На площадке остаются пять ЮНОШЕЙ, двое поворачиваются к зрителям.

ЮНОША В час испытаний поклонись Отчизне

По–русски, в ноги и скажи ей:

Мать! Ты жизнь моя, ты мне дороже жизни

ЮНОША С тобою жить!

С тобою умирать!

ЮНОША Люби ее, клянись как наши деды

Горой стоять за жизнь ее и честь

Чтобы сказать в желанный час победы:

И моего тут меда капля есть!

НОМЕР «ЗАЧЕТЫРЕ ДНЯ ДО ВОЙНЫ» Используется реквизит «ОРДЕНСКИЕ ПЛАНКИ» Слайды 21-23 (все ушли с площадки)

Песня «РУССКОЕ ПОЛЕ» СЛАЙДЫ 24-30 . ВЫХОД ДЕВУШЕК в платках и ЮНОША в народном костюме.

ЮНОША Ни тучки- с утра погода

И значит снова тревоги

Октябрь сорок первого года

Неспешно плывет по Волге

Радио, черное блюдце

Тоскливо рычит несчастья

Опять города сдаются

Опять отступают части.

Не быть стране под врагами

А быть ей доброй и вольной

Покуда пшеница с вами

Покуда хлеба довольно!

НОМЕР «ТАНКИ» ЛЮБЭ - «А поле боя держится на танках».

А поле боя держится на танках,

Взревут моторы и сверкнёт броня.

По грязи, по оврагам полустанков,

Прорвут любую линию огня. И дрогнет враг от танковой атаки,

Р убеж непроходимый будет наш.

По сотне грамм из запылённой фляги,

За танк родной поднимет экипаж. И за Урал седой творца победы,

Танкисты не забудут помянуть.

Пускай без нас скучают лазареты,

Приказ получен завтра снова в путь.

Уходят танки стройные колонны,

уходят танки в ковылях сухих.

И над землёй от битвы раскалённой,

Зарницы звонко провожают их. А танк он не за звёзды на мундире,

Под Прохоровкой ранен был в бою.

Спасибо тебе Т-34, за боевую молодость мою. Приказ получен с песней под тальянку,

Танкистам эх, закат или рассвет.

И по другому не бывает, нет.

Ведь поле боя держится на танках,

И по другому не бывает, нет.


Перед девочками выходят юноши и держат в руках черные балки (как винтовки). СЛАЙДЫ 31-36 . МАЛЬЧИКИ в конце номера собирают(из балок) противотанковые «ежи»,ставят их на сцену. Девушки ушли.

ЮНОША Сгорели в танках мои товарищи(СЛАЙД 37)

До пепла, до золы дотла.

Трава, пол-мира покрывающая

Из них, конечно, проросла.

Мои товарищи на минах

Подорвались, взлетели ввысь,

И много звезд -далеких, мирных

Из них, моих друзей, зажглись!

ВСЕ УШЛИ. «ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ЕЖИ» остаются на площадке. СЛАЙДЫ 38-40 «КОНЦЕРТ В ОКОПЕ». Выходят ЮНОША и ДЕВУШКА.

ЮНОША Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

ДЕВУШКА Со штыком и пулей вместе

Песня жалит, песня бьет

Подпевают нашей песне

Пулемет и самолет!

ЮНОША и ДЕВУШКА уходят.На площадку выходят «ПАРТИЗАНЫ» с гармошкой и гитарой. Один с забинтованной головой, другой с «раненой» рукой на перевязи. Они исполняют песню «В ЗЕМЛЯНКЕ» музыка К. Листова, слова А.Суркова. В момент исполнения проецируются слайды 41-44(либо попурри

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Приход военного почтальона приносит письма(треугольные).СОЛДАТЫ получают письма, разворачивают, «читают». Проецируются СЛАЙДЫ 45-48)

НОМЕР «ПОЗОВИ МЕНЯ ТИХО ПО ИМЕНИ»(музыка И.Матвиенко, слова А.Шаганова)

Позови меня тихо по имени
Ключевой водой напои меня
Отзовется ли сердце безбрежное
Несказанное, глупое, нежное
Снова сумерки входят бессонные
Снова застят мне стекла оконные
Там кивают сирень и смородина
Позови меня, тихая Родина
Позови меня, на закате дня
Позови меня, на закате дня
Позови меня, грусть печаль моя, позови меня
Знаю, сбудется наше свидание
Затянулось с тобой расставание
Синий месяц за городом прячется
Не тоскуется мне и не плачется
Колокольчика ль дальнее эхо ли
Только мимо с тобой мы проехали
Напылили кругом, накопытили
Даже толком дороги не видели
Позови меня, на закате дня
Позови меня, грусть печаль моя, позови меня
Позови меня, на закате дня
Позови меня, грусть печаль моя, позови меня
Позови меня тихо по имени
Ключевой водой напои меня
Знаю, сбудется наше свидание
Я вернусь, я сдержу обещание...

ПОЧТАЛЬОН читает стихи. СЛАЙДЫ 49-54

ПОЧТАЛЬОН В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта!

Я только раз увидел рукопашный

Раз- наяву. И сотни раз -во сне….

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Фонограмма ФАНФАРЫ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» .СЛАЙДЫ 56-59

ОБЩИЙ ВЫХОД ВСЕХ.

ЮНОША Война, проклятая война!

Кому она нужна- скажите?

Ведь жизнь на радость нам дана…

От войн, от бед ее храните…

ЮНОША В девяностых рождены

Войны не знали мы, но все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

ЮНОША Не знаем пушек канонады

Не знаем ужасов блокады

Одно мы знаем: нам не надо!

Войны не надо!

ВСЕ Нет! Не надо!

ПЕСНЯ «Ты же выжил, солдат!» (ФОНОГРАММА )

Пролетели года,
Отгремели бои,
Отболели, отмаялись
Раны твои,
Но, великому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Говорят, что не плачет
Солдат - он солдат,
И что старые раны
К ненастью болят.
Но вчера было солнце
И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра?

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Посмотри же, солдат, -
Это юность твоя,
У солдатской могилы
Стоят сыновья.
Так о чем же ты думаешь,
Старый солдат?
Или сердце болит,
Или раны горят...

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

Ты же выжил, солдат,
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил,
И хоть насмерть стоял.
Отчего же ты замер -
На сердце ладонь?
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь.

После песни все участники исполняют песню «МОЯ РОССИЯ» Музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой.Все машут георгиевскими ленточками, ветками сирени(цветов), флагами России. СЛАЙД 61

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей

Кто выходит

слайд

Музыка,

шум, фон свет

ответственный

Примечание

КРИСТИНА и ГАЛЯ

Слайды с 1 по 5

Иванцова О.Д.

Попова Е.И. и АЛЬБИНА

6-14 последний СИРЕНЬ

Шум дождя

взрывы

Попова Е.И.

ХОВАНСКИЙ

АЛЕКСАНДРОВ

ГОЛЕНКОВ

ГОЛУБЯТНИКОВ

ГРИЦАЕВ

ПАЛАТНЫЙ

Слайды 15-20 последний ВАГОН с СОЛДАТАМИ

«До свидания,

мальчики»

Иванцова О.Д.

Реквизит ОРДЕНСКИЕ ПЛАНКИ

ГРИЦАЕВ

ГОЛУБЯТНИКОВ

АЛЕКСАНДРОВ

ГОЛЕНКОВ

ХОВАНСКИЙ

21-23

За четыре дня до войны

Иванцова О.Д.

БАЙКОВА

СУХОЛИТКО

ХВОСТЕНКО

КРИСТИНА

СВЯТЧЕНКО

КАРАПУЗОВ

24-30

Русское поле

Воспитатели

ПАЛАТНЫЙ

ХОВАНСКИЙ

АЛЕКСАНДРОВ

БЕЛЯКОВ

РЫЖОВ НИКОЛАЕВ

31-36

Последний

БЕЙ,ФАШИСТОВ

ЛЮБЭ «А ПОЛЕ БОЯ ДЕРЖИТСЯ НА ТАНКАХ

ПАЛАТНЫЙ

37 слайд

РЫЖОВ

ИЛЮХОВА

Нагорный

ГРИЦАЕВ

РОГОВ

САВИЦКИЙ

38-40

41-44

В Землянке

(поют)

Иванцова

Колерова

Гитара

Гармошка

Перевязь

НАГОРНЫЙ

МАСКОВ Егор

45-48

Позови мен тихо по имени

Письмо треугольные

МАСКОВ

49-55

СТИХИ

ВЫХОД ВСЕХ

56-60