Создание школ фабрично заводского ученичества. "трудные дети" педагогическая энциклопедия
Одним из вопросов при изучении истории семьи становится вопрос о том, как тот или иной человек, живя в одном населенном пункте, вдруг оказывается в другом. Многие, конечно, знают это из семейных преданий, от ближайших родственников и так далее. Но как быть тем, кто однажды упустил это из виду, а потом вдруг захотел выяснить обстоятельства, приведшие его предка в совершенно новое место жительства.
Причин, конечно, масса как в советские времена, так и в настоящее время.
Причины перемещения людей по стране
Раньше это было переселение крестьян из Малороссии и центральных губерний страны в поисках свободной земли, столыпинская аграрная реформа, потом пресловутое распределение, раскулачивание, репрессии, отток жителей малых населенных пунктов в города в поисках заработка, грандиозные стройки страны, поднятие целины, насильное переселение лиц немецкой национальности из западных регионов нашей страны, введение спецпоселений и т. д.
Набор в школы ФЗО
Но немногие знают, что в сороковые годы проводился процесс набора юношей в школы ФЗО в рамках обязательной трудовой мобилизации. Вот об этом сегодня и пойдет речь. Я расскажу вам, куда и откуда мобилизовывались подростки.
6 мая 1941 года исполнительный комитет Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся решил следующее: в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП (б) от 22 апреля 1941 года номер 1108 «О подготовке государственных трудовых резервов в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах в 1941 году» обязать городские и районные исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся призвать (мобилизовать) с 5 по 20 июня городскую, колхозную и другую сельскую молодежь мужского пола в возрасте 17 лет в школы ФЗО №№ 1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,13,15,18 и в возрасте 16-17 лет в школы ФЗО №№ 5,10,14.
Был утвержден план распределения призывной городской, колхозной и другой сельской молодежи по городам и районам Чкаловской области.
Согласно этому плану определялись районы, из которых шла вербовка молодежи и школы, которым требовалась эта молодежь. Итак, вчитайтесь внимательно, возможно, ваш родственник попал в Орск, Оренбург, Домбаровку и другие населенные пункты именно так.
Орские ФЗО
В школу № 10 нефтепромышленности г. Орска призывались парни из Александровского, Екатериновского, . Школе нужно было 170 человек.
В школу ФЗО № 14 металлистов Орска планировали набрать 155 учеников из самого города и Курманаевского района.
При плане 325 человек школа № 18 ФЗО строительного дела Орска набирала юношей из Асекеевского, Ташлинского, и Мордово-Боклинского районов.
В школу ФЗО № 9 горно-рудной промышленности города Орска мобилизации подлежали жители и Матвеевского районов.
А в школу № 1 строительного дела Орска требовалось аж 760 учащихся, поэтому и география мобилизуемых районов обширна -Бугурусланский сельский район, а также Буртинский, Гавриловский, Грачевский, Державинский, Краснопартизанский, Октябрьский, Мустаевский, Ново-Орский, Пономаревский районы.
В школы ФЗО города Чкалов (Оренбург) также набирали молодежь
В 11-ую железнодорожного транспорта шли работать жители районов Чкалова — Кировского, Дзерджинского, Кагановичского, а в 3-ю строительного дела -жители Чкаловского сельского района, а также Ново-Сергиевского, Переволоцкого, Покровского районов.
Соль-Илецкая школа фабрично-заводского обучения
В Соль-Илецке тоже была своя школа ФЗО № 6 угольной промышленности. В нее призывались мальчишки из Соль-Илецкого, Буранного, Ак-Булакского, Илекского и Краснохолмского районов.
ФЗО ст. Колтубанка Бузулукский район
Школа ФЗО № 15 строительного дела станции Колтубанка распахивала свои двери для юношей города Бузулука.
Медногорск
Город Медногорск и его школа ФЗО № 4 горно-рудной промышленности стала новым домом для мальчишек из Медногорска, Бугуруслана, Саракташского, Кувандыкского, Тоцкого районов.
Кваркено и ФЗО
Из молодежи Кваркенского и районов пополнились ряды школы ФЗО № 12 горно-рудной промышленности Кваркено.
Халилово
А школа ФЗО № 7 горно-рудной промышленности Халилово обрела своих учеников в , Сакмарском, Секретарском районах.
Адамовка
Школа № 8 горно-рудной промышленности Адамовки пополнилась из жителей и Бузулукского сельского районов.
Домбаровка
Школы ФЗО горно -рудной промышленности рабочего поселка Домбаровка набирали учащихся: 13-ая из Домбаровского и Сок-Кармалинского районов, 2-ая из Сорочинского, Троицкого, Шарлыкского районов.
Рассматривая процессы переселения в наш город жителей других населенных пунктов Оренбургской области, я первоначально недоумевала, так как в основном это были жители западных районов нашей области, вставал вопрос, почему они не осели в Оренбурге, например? Но Советский Союз вносил свои коррективы в планы граждан, распоряжаясь их судьбой как своей. Многие из мобилизованных тогда в июне 1941 года уже не вернулись ни в родные села, деревни, ни даже в Орск, Чкалов, Домбаровку, Адамовку, Халилово и другие населенные пункты, куда они призывались в порядке трудовой мобилизации — полегли на полях сражений. Но были и те, кто, пройдя все ужасы войны, все же вернулся. И такие в Орске, наверняка, были. Пришли с войны, встали у станка, проработав на предприятии, ставшем родным, уже до заслуженной пенсии.
Прадед моего мужа родом из Ивановского района Чкаловской области (ныне Красногвардейский район) по данным obd-memorial: obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6521185 .
Был ли его сын и дед мужа в числе мобилизуемых в 1941 году, еще предстоит выяснить, но, по крайней мере понятно, как житель Ивановского района мог оказаться у нас в Орске.
Примечание: не все районы сейчас существуют в тех границах, к которым мы привыкли. Некоторых МО вообще в данный момент в области не существует. На многие такие районы я сделала ссылки в статье. Но про некоторые, например, Екатериновский, Сок-Кармалинский, Секретарский я, к сожалению, еще не писала. Планирую это сделать в дальнейшем.
Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе . Готовили рабочих массовых профессий для строительства , угольной , горной, металлургической , нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения 6 месяцев.
В 1949 году школы ФЗО для угольной и горнорудной промышленности реорганизованы в горнопромышленные школы с 6 и 10-месячными сроками обучения. В 1955 году школы ФЗО для строительства реорганизованы в 10-месячные строительные школы, а с 1957 года - в 2-годичные строительные училища.
В −1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих.
См. также
- Школа фабрично-заводского ученичества (школа ФЗУ)
Напишите отзыв о статье "Школа фабрично-заводского обучения"
Примечания
Литература
- БСЭ . Народное образование в СССР. 1917−1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967.
Отрывок, характеризующий Школа фабрично-заводского обучения
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
– Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) , проф.-тех. уч. заведения. Созданы в окт. 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) одновременно с ремесленными училищами. Готовили рабочих массовых профессий низшей квалификации: плотников, каменщиков, штукатуров, забойщиков-крепильщиков и т. д. Срок обучения 6 мес. В школы ФЗО принималась в основном сел. молодёжь в возрасте 16- 17 лет, имеющая нач. образование. Наборы учащихся проходили в порядке мобилизац. призывов. Осн. кол-во уч. времени отводилось на производственное обучение, общеобразоват. подготовка не осуществлялась. Учащихся знакомили с общеполитехн. принципами произ-ва, общетехн. сведениями, осн. понятиями технол. процессов, чтением чертежей и т. д. В окт.-ноябре 1940 было создано 800 школ ФЗО (св. 258,6 тыс. учащихся).
В годы Вел. Отеч. войны школы ФЗО готовили рабочие кадры для оборонной пром-сти. Сокращая уч. время на теоре-тич. обучение и сохраняя полностью программу производств, практики, школы ФЗО осуществляли ускоренные выпуски учащихся за 2-3 мес. В 1940-41 они выпустили св. 645,2 тыс. рабочих, за годы войны - св. 1792,8 тыс. чел. (почти в 3 раза больше, чем ремесл. уч-ща). Школы ФЗО предоставляли учащимся полное гос. содержание, что было особенно важно в условиях воен. времени. В процессе производств, практики юноши и девушки изготовляли боеприпасы, режущий и измерит, инструмент для фронта, ремонтировали боевую технику, участвовали в восстановлении разрушенного х-ва.
В нач. 50-х гг. в школы ФЗО стали поступать в основном выпускники школ 7-леток; в связи с этим школы претерпевали серьёзные изменения. По их типу в 1953 открылись школы горнопромышленные, строительные, механизации с. х-ва с 6-месячным сроком обучения. В 1949-54 обучение в школах ФЗО и типа ФЗО продлено до 10 мес. При поступлении в них стали обязательными знания в объёме 7 классов. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. они были преобразованы в проф.-тех. уч. заведения.
Понеся огромные потери в годы Великой Отечественной войны, Советский Союз пошел на то, чтобы в течение трех лет не проводить всеобщий призыв в армию. Под страхом уголовного наказания молодежь призывного возраста была обязана трудиться на мирном фронте.
Александр II ввел повинность для всех
Впервые в истории воинского призыва, Петр Первый предпринял успешную попытку набора рекрутов в 1699 году. В 1705 году царь-реформатор, погрязший в многолетней войне с Карлом XII, объявил о первом всеобщем призыве, на основании которого была собрана регулярная армия, разгромившая шведов под Полтавой. А с 1 января 1874 года уже в эпоху царствования Александра Второго была введена всеобщая воинская повинность.
Закон 1939 года
В Советском Союзе довоенный призыв осуществлялся по закону о всеобщей воинской повинности от 1939 года, который не изменялся до 1949 года. Призывной возраст уменьшался с 21 до 19 лет, а тех, кто окончил средние школы, забирали в армию с 18 лет.
На мирные рельсы
Пойти на временную отмену призыва – стало беспрецедентным поступком советского руководства с момента образования Красной Армии в силу сложившихся тяжелых экономических обстоятельств, вызванных последствиями разрешений самой кровопролитной войной XX века. По официальным данным, количество погибшего населения в годы второй мировой войны составило более 30 миллионов человек, большая часть страны находилась в руинах, вся экономика и сельское хозяйство были поставлены на «военные рельсы», с которых надо было все заново переводить на мирное, гражданское строительство.
Атом и село
Молодые люди имели возможность ознакомиться через правительственную печать с несколькими указами Президиума Верховного Совета СССР, согласно которым их направляли в трудовую армию. Они ехали на стройки, занимали трудовые места на предприятиях тяжелой промышленности, восстанавливали разрушенные объекты по всей стране. Страна в первом послевоенном 1946 году активно вступил в атомную гонку, запустив атомный реактор – нужны были свободные рабочие люди для работы на разных секретных объектах, в том числе и атомных проектов. Помощь их была неоценимой. Страна переживала острую нехватку во всем: во многих регионах страны назревала угроза голодных эпидемий, люди питались, чем придется, не хватало продовольствия, в сельском хозяйстве была разрушена войной большая часть пахотных земель. В РСФСР по официальным данным количество больных дистрофией достигало 600 тысяч человек. Сельское хозяйство нужно было срочно восстанавливать. Невиданных размахов приобретает преступность, на борьбу с которой также направлялись призывники: они могли получать на милицейских должностях вполне хорошую по тем временам заработную плату – около 800 рублей (300 рублей получал обычный рабочий).
ФЗО – замена армии
Все подрастающее трудоспособное поколение было направлено на восстановление народного хозяйства. Более того, после 1948 года вплоть до 1953 года определенна категория юношей призывалась не в армию, а направлялись учиться в ФЗО согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1948 года «О призыве (мобилизации) в школы фабрично-заводского производства подлежащих призыву в армию граждан мужского пола, рождения 1928 года». Причем молодые люди, которые по тем или иным причинам пытались уклониться от этого типа призыва в школу, подлежали уголовной ответственности как лица, совершившие уклонение от прохождения действительной воинской службы.
Солдат было много
Вторая основная причина отмена призыва в армию – это огромная численность Советской армии, достигшей к 1945 году по количеству солдат 11,5 миллиона человек. Такой перебор был явно неподъемным для экономики страны. Кроме того, необходимость поддержания в боевой готовности в мирное время такого огромного количества солдат отпадала сама собой, так как правительство Советского Союза не планировало в ближайшие годы проведение широкомасштабных боевых действий. По решению Президиума Верховного Совета СССР с 1945 года начались увольнения из армии, которые продолжались вплоть до 1948 года: на тот момент количество военнослужащих в действующей армии составляли 2,874 миллиона человек.
След Жукова
Согласно данным, предоставленным начальником Главного мобилизационного управления штаба армии, по состоянию на 18 июня 1947 года количество демобилизованных солдат и сержантов составило 8 698 502 человека. Такое стремительное сокращение численности ряд историков связывают с тем, что популярность некоторых военачальником после победной война набрала среди населения невиданную силу, а в среде военных – особенно. Это вызывало обеспокоенность в Москве. Сохранение политического контроля над многомиллионной армией вооруженных солдат становилось важной проблемой. Необходимо было не только сократить количество солдат в несколько раз, но и провести определенную работу среди высшего командного состава: в 1946 году состоялось печально знаменитое «трофейное» дело в отношении маршала Георгия Жукова, который был смещен с поста командующего сухопутными войсками. А после этого была проведена реформа по сокращению количества военных округов.
Вторая попытка отмены
Вторая попытка отмена всеобщего призыва в России была предпринята в 1996 году: по закону, подписанному Президентом России Борисом Ельциным, страна отказывалась от всеобщей мобилизации с 1 марта 2000 года, но эти сроки потом передвинули на пять лет, а еще через пять лет от идеи перехода на контрактную службу пришлось отказаться совсем. Америка, ближайший союзник, а потом соперник Советского Союза отменила всеобщий воинский призыв в 1974 году. Этому примеру последовали еще ряд стран, где армия стала добровольной, оплачиваемой по контракту.
Расширяющееся фабричное производство требовало квалифицированных специалистов. Эту задачу успешно решал коллектив педагогов и мастеров производственного обучения школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданного в 1924 году и позднее преобразованного в профессиональное училище.
Мастерами и инструкторами производственного обучения были С.И.Ветрова, В.М.Ветрова, Н.М.Лаврентьева, М.К.Белозерцева, Л.П.Анисимова, М.Л.Можаева, А.Г.Вечернина, долгое время руководил училищем Д.Т.Шатали.
За годы существования из стен училища вышло немало помощников мастеров, ткачей, мотальщиц, прядильщиц, проборщиц, тростильщиц и других специалистов. Получив первоначальное профессиональное образование, многие выпускники в дальнейшем стали специалистами высшего класса.
Историческая справка:
Школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ (часто ошибочно - фабрично-заводское училище ) - основной тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год.
Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3?4 года. В школу принималась молодёжь 14-18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка.
В 1930-1939 годах обучение проходило в основном на базе 7-летней школы и, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5?2 лет. В 1940 году большинство школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО, сохранившись преимущественно в лёгкой и пищевой промышленности.
В 1959-1963 годах наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
За время существования школ ФЗУ было подготовлено около 2,5 млн квалифицированных рабочих.
Из воспоминаний Г.Г. Осипова:
В 1924 г. фабрика работала только в 1 смену, и было задействовано лишь 2/3 оборудования. Для того, чтобы запустить простаивающее оборудование, требовалась квалифицированная рабочая сила по всем профессиям.
В ноябре 1924 была организована Школа ФЗУ. В нее принимались дети рабочих фабрики и из окрестных деревень.
Первое время теоретические занятия проводились в детской школе. В последние годы занимались в узком корпусе фабрики. Срок обучения был 2,5 года. По спецпредметам преподавали главный инженер С.В. Мазурин, зав. ткацким производством А.Г.Смирнов и другие руководители цехов.
Общеобразовательные предметы преподавали педагоги детской школы. Практические занятия проводились на рабочих местах в цехах. Были выделены участки, комплекты, закреплены лучшие инструкторы по ткачеству А. Андреева, М. Дворецкова, Т.М. Легкова, с поммастерами занимался И.П. Калинин.
Перед выпуском из школы поммастера проходили стажировку на действующем комплекте под наблюдением поммастера.
Девушки на станках и машинах первое время работали под наблюдением инструкторов.
Школа ФЗУ с 1924 по 1941 г. в среднем ежегодно выпускала по 100-120 учеников по разным специальностям – ленточницы, банкаброшницы, прядильщицы, мотальщицы, ткачи и поммастера. По неполным данным с 1927 по 1941 г. было выпущено около 1500 человек.
С 1927 г. в школу ФЗУ ежегодно поступали девушки и парни из детских домов. Первые годы из-за отсутствия общежитий и квартир на территории фабрики, девушки жили в деревне Лепешки, а парни в деревне Путилово в частных домах. По мере строительства жилплощади на фабрике, ученики ФЗУ из детских домов и завербованные девушки из Рязанской, Курской, Воронежской и других областей расквартировывались в общежитиях в казармах и в домах по ул. Чкалова.
Ученики школы ФЗУ. 1926.
В центре - инструктор Калинин Иван Павлович
Группа ФЗУ. Сновальный отдел фабрики. 1925
Выпускники школы ФЗУ Вознесенской фабрики. Первый выпуск. 1927На фото: на переднем плане слева - Смирнов А.Г., зав. ткацким производством (преподавал ткачество), Мазурин Сергей Васильевич, главный инженер фабрики (крайний справа).
На снимке также: Борис Платонов, заведующий школой ФЗУ.
Ученики, слева-направо: Михайлов И., Макаров С., Ягодкина Д., Табакова М., Тихонова (Лебедева) Зинаида Кононовна, Иванов Н., Колокольников Ф., Осипов Георгий Георгиевич, Булкина, Е., Блинников Г., Иванова В., Стихарев В., Плотникова Е., Ветрова С., Колокольникова М., Плешаков Федор Андреевич, Майоров Степан Васильевич, Белов Н., Карташов А., Шапкина А., Соснова, Малышева П., Новикова, неизвестн., неизвестн., неизвестн., Никифоров Б.
Школа ФЗУ
Группа учеников ФЗУ на южном курорте. 1929
Сидят: Юшкин, Малышев, Болясников Алексей, Орлов Геннадий Федорович
Стоят: Прохоров, Коршунов В., Сидоров В., Хромов А., Васильев Н.
Ученики школы ФЗУ. 1931-1933
В первом ряду слева-направо сидят: Бесфамильнов, Глазов, Бахурин, Лебедев Н.;
2 ряд: Трусов Петр Иванович, Валентин Матвеевич Николаев (2-й слева), Полыгушин А., Шишкин;
3 ряд: Лодкин Л., Тюлюкин Н., Кулаков Т., И
гнатьев
Ученики ФЗУ. 1930Слева-направо стоят: Серисев, Ильин. С, Фомичев, Федоров,
сидят - Маркин, Кудрявцев, инструктор Иван Павлович Калинин, Якшин, В, Коршунов, неизвестный, Ильиных, Фомичев, неизвестный, Федоров
Группа фабзавуча в тренировочном цехе. 15 апреля 1937Сидят слева-направо: Мещанинов, неизв., Баскаков, Козычкин, Павлов, неизв., Плешаков Ф.А. (преподаватель), Майоров С.В. (инструктор), неизв., Воронин, Завьялов А., неизв., Андреев Ф.
Ученики ФЗУ. 1938
Слева-направо стоят: Майоров С.В. - инструктор, Кулагин, Елизаров, Прошин, Голубков, Мягков, Бохвалов, Тимофеев, Завьялов А.
Педагоги Школы Фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)
Ветрова София Ивановна Ткачиха |
Иванова Валентина Дмитриевна Политвоспитатель ФЗУ |
Юдин Иван Сергевич Начальник прядильного цеха, преподаватель ФЗУ |
Монахов Семен Ильич В 1928 г. окончил школу ФЗУ. |
Майоров Степан Васильевич Входил в агитбригаду "Синяя блуза" в конце 1920-начале 1930-х годов. |
Новиков Петр Васильевич Окончл ФЗУ в 1933 г. |
Петрова Зинаида Николаевна Воспитанница детского дома. |
Плешаков Федор Андреевич Начальник II ткацкого цеха, |
Трусов Петр Иванович Окончил ФЗУ в 1933 г. |
Лучшие выпускники Школы ФЗУ
Крылов Петр ДмитриевичОкончил ФЗУ на фабрике в 1928 г.
С 1929 по 1934 окончил Московский текстильный техникум.
По окончании техникума с 1934 по 1937 г. работал мастером приготовительно-прядильного цеха фабрики им. КРАФ.
С 1938 г. заведующий прядильным производством в Ореховском комбинате. В этот период окончил заочно текстильный институт.
В 1941 г. направлен в г. Ленинакан на должность зав. прядильной фабрикой.
С 1946 г. - главный инженер на комбинате в г. Ногинске.
С 1968г. главный инженер текстильного комбината г. Егорьевске.
С 1970 по 1972 г. директор фабрики "Красная поляна".
С 1972 - пенсионер по болезни
Орлов Геннадий ФедоровичУчился в ФЗУ с 1927 по 1929 г.
По окончании работал поммастера ткацкой фабрики на станках систем "Платт", "Иванова".
С 1939 - начальник 1-го ткацкого цеха.
С 1939 г. в армии, участник финской и Великой Отечественной войн. Пришел с войны в звании капитана.
С 1948 г. работал в РМО ткацкого цеха. В 1947-1949 гг. председатель фабкома.
С 1949 по 1952 г. секретарь партийной организации фабрики.
С 1952 по 1955 зам. директора фабрики, с 1955 по 1964 - начальник отдела снабжения.
С 1964 по 1967 - мастер производственого обучения ФЗУ.
С 1967-1972 - механик топливно-транспортного отдела фабрики.
С 1972 - на пенсии
М.К. Янгель
Смирнов |
Толотов |
Сморчков ФЗУ окончил в 1933. |
Полисонова |
Фетисова |
Лобова Тростильщица |
Осипов Работал ткацким поммастера в 1930 г. |
Потапов |
Барц Окончил ФЗУ в 1937 |
Чистяков Инженер, работал на прядильной фабрике, был начальником цехов, главным инженером. |
Панкратова Инженер-ткач. |
Панкратов Инженер-ткач, преподаватель по предмету "Ткачество" |
Бушуев В 1930 окончил ФЗУ |
Коноплев С 1950 работал возильщиком и заправщиком основ, в это же время учился в заочном текстильном техникуме |
Уколов С 1924 по 1929 - ткач фабрики |
Вечернее отделение Московского текстильного техникума было открыто в 1951 году. Большой вклад в его отделения внесла его руководитель Варвара Павловна Скуратова. За учебные парты сели начальники цехов, бригадиры и другие руководители, не имевшие специального образования
Малинкин Владимир Алексеевич
техник, преподавал в техникуме предмет "Прядение"
Девушки готовятся к урокам в вечерней школе рабочей молодежи
Здесь находилось профессиональное училище и общежитие девушек.
Здание бывшей школы в Заречном тупике (Отбельная казарма)
Занятие в классе Школы рабочей молодежи на фабрике им. КРАФ
В комнате общежития в Заречном тупике
На занятии в ФЗУ по предмету "ткачество".
Прядильщицы на занятии в ФЗУ
В комнате общежития. Ул. Чкалова, д.12
Хромов Н.Удивительные контрасты
Рейд «КП»
Есть у нас четыре удобных, благоустроенных общежития, в которых живут девушки, работающие на нашей фабрике. В общежитиях есть все: комнаты для жилья с современной удобной мебелью, помещения для учебы и отдыха, прекрасные бытовки.
11 ноября штаб «Комсомольского прожектора» провел рейд по общежитиям. И что же мы увидели?.. На первый взгляд, все вроде бы хорошо – отремонтированные здания, светлые чистые коридоры. В красных уголках уютно, на стенах плакаты, стенды, стенгазеты. В бытовых комнатах порядок и чистота. Задаем вопрос представителям администрации общежитий, кто же убирается, наводит порядок в этих помещениях? Оказалось, что девушки составляют график и сами убираются во всех помещениях.
Создавалось мнение, что мы зря сюда пришли. Но, увы, к нашему удивлению и сожалению «порядок» в некоторых жилых комнатах сразил нас наповал, но не всех. Вперед пошли самые стойкие и выдержанные.
Пробиваясь сквозь завесу сигарного дыма, мы вошли в комнату №2 общежития на улице Свердлова. Ребята открыли окна этого «вагона для курящих». Дым немного развеялся, но стены и мебель пропитались запахом никотина. И что же мы видим... Время 16 часов. Хозяев нет. В комнате беспорядок, кровати не убраны, всюду валяются белье, одежда, обувь и мусор. На столе гора грязной посуды. И завершает этот «ансамбль» ничем незаметная, обычная тарелка, переполненная окурками и пеплом.
Живет в этой комнате недавние выпускницы фабричного профессионального училища А. Дробина, В. Ляхова, Н. Зуденко, Г. Султанов. В комнате №14 аналогичная картина, и проживают в ней тоже недавние выпускницу ПУ фабрики Гросс, Батурина, Рыженко.
Можно еще привести примеры таких эффектных «комнат-курилок».
А вот Зося Маркович из комнаты №7 удивила нас своим поведением. Она грубо и бесцеремонно вытолкала из комнаты членов штаба «Комсомольского прожектора» и закрыла ее. Кстати, Зося Маркович – председатель совета общежития.
В общежитии на улице Чкалова перед глазами «прожектористов» предстала иная картина. В общежитии 22 комнаты, и во всех царит чистота и порядок. Чистота комнаты, ее уют – это лицо проживающих в ней людей. Девушки провели нас по всем комнатам, показали бытовки, красный уголок общежития, альбомы.
Завершили мы рейд «КП» в общежитии на Заречной улице. Это общежитие заняло первое место в смотре-конкурсе общежитий фабрики. Но и здесь были обнаружены некоторые изъяны. К примеру, комнату №88 можно представить, как эталон беспорядка и хаоса. В комнате чисто, но вещи, начиная от расчесок и бигудей и кончая одеждой, развешены, разбросаны, разложены в страшном беспорядке. Ну, а комната №73, в которой живут девушки В. Погорелова, Т. Тонкошкурова, В. Малинкина, В. Молчанова, явно относятся к серии уже известных «комнат-курилок». В такую комнату даже заходить неприятно. Войдя в комнату №90, «прожектористы» были окончательно сломлены нецензурным приветственным монологом Лиды Кот и решили закончить рейд по общежитиям фабрики.
По итогам рейда проведено заседание штаба «КП» и выпущено фотообвинение.
Воспитателям общежитий и ПУ следует улучшить эстетическое воспитание учащихся ПУ и девушек, живущих в общежитиях.
Хромов Н., начальник штаба «КП»