Плоскость. Прямая. Луч. Полные уроки — Гипермаркет знаний

Цель урока

  • освоить понятия плоскости, прямой, луча

Тип урока

  • получения новых знаний

Задачи урока

  • мотивировать учеников на изучение темы
  • понять, что такое плоскость
  • узнать, из чего состоит прямая и луч, как они изображаются
  • развить творческие навыки
  • повторить и закрепить полученные знания
  • получить навыки групповой работы

План урока

  • Приветствие и мотивация
  • Изучение нового материала
  • Работа в группах (закрепление знаний)
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

В одном из вагонов Мишка едет на дачу. Реши задачу самостоятельно.

В одном вагоне поезда едут 46 человек, а в другом – на 8 человек меньше. Сколько человек едут в двух вагонах?

На доске чертёж.

Что изображено на чертеже? (геометрические фигуры)

На какие группы можно разделить данные геометрические фигуры? (варианты детей могут быть различные)

По какому признаку фигуры разделены на 2 группы? (ответы детей: фигуры, состоящие из кривых линий и фигуры, состоящие из прямых линий)

А что такое прямая линия?

Знаете ли вы, в каких песнях упоминается один из объектов, о которых мы говорили на уроке? Например, в песне из м/ф "Бременские музыканты"

Использованные источники

1. Урок на тему "Точка. Прямая и кривая линии"

2. Презентация урока "Прямая.Луч.отрезок".

3. Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 24-е изд., испр. - М: Мнемозина, 2008. - 280 с.

4. Математика. 5 класс. Учебник. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. (2009, 270с.)

5. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И. (2009, 144с.)

Над уроком работали

Денисова Н.А.

Любименко В.В.

Ткачёва О.Н.

Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования

§ 1 Плоскость

Давайте посмотрим на поверхности стола или тетрадного листа, мы можем о них сказать, что они плоские, но плоскостью их назвать нельзя, потому что эти поверхности являются лишь частью плоскости, так как имеют края. А плоскость не имеет края, она безгранична и простирается во всех направлениях.

Построим отрезок АС и продолжим его в обе стороны за точки А и С по линейке. Получим прямую. Прямая не имеет концов, она бесконечна. Прямую обозначают двумя заглавными латинскими буквами (на рисунке вы видите прямую АС или СА) или одной маленькой латинской буквой (например, прямая а). Точки А и С лежат на этой прямой. Говорят, точки А и С принадлежат прямой АС.

Отметим точку В, не лежащую на прямой АС. Говорят, точка В не принадлежит прямой АС.

Если провести прямую на плоскости, то она разделит плоскость на две части - на две полуплоскости.

Если две прямые имеют одну общую точку, то говорят, что они пересекаются в этой точке. На рисунке прямые АВ и СD пересекаются в точке М.

Через две точки плоскости можно провести только одну прямую! Через одну точку можно провести бесконечно много прямых.

§ 3 Луч

Перейдем к следующему понятию - луч. Если на прямой отметить точку, то она разделит прямую на две части, каждую из которых называют лучом. Луч имеет начало, но не имеет конца. В отличие от прямой луч бесконечен только в одну сторону. Чтобы обозначить луч, надо назвать его начало заглавной латинской буквой и какую-нибудь точку на луче. Например, луч ВС. Начало луча в точке В, именно она пишется на первом месте.

§ 4 Практические задания

Давайте выполним несколько заданий по данному рисунку.

1) нужно назвать все прямые, которые изображены на данном чертеже.

2) какие точки не принадлежат прямой АК?

3) пересекаются ли прямая АВ и луч СD?

4) пересекаются ли прямая АВ и луч СЕ?

2) точки С, Е, D, Р

3) да. Так как луч СD берет начало в точке С и продолжается за точку D, тем самым пересекая прямую АК

При ответе на все эти вопросы, пересекаются ли прямые, отрезки и лучи, надо помнить: что прямая бесконечна, отрезок ограничен двумя концами, а луч имеет начало, но не имеет конца.

Список использованной литературы:

  1. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. - М: 2013.
  2. Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор - Попов М.А. - 2013 год
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор - Минаева С.С. - 2014 год
  4. Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. - 2010 год
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы - Попов М.А. - 2012 год
  6. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 270 с.: ил.

Использованные изображения:

Урок № 7 Плоскость. Прямая. Луч.

Цели: сформировать понятие плоскости, научить находить и называть прямую на чертеже, строить её по двум точкам; развивать правильную математическую речь, логическое мышление, умение аргументировать ответ, быстроту вычислительных навыков; воспитывать внимательность, аккуратность, повышать интерес к предмету.

Оборудование: плакат с прямой и точками на прямой и вне прямой, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

Организационный момент

I. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по вариантам (учащиеся выполняют работу на листках).

Вариант I

Вариант II

1. Запишите цифрами число:

а) сорок миллиардов сто миллионов пять;

б) 7 миллионов 37 тысяч;

в) 6027 тыс.

2. Начертите отрезки АВ и CD , если АВ = 27 мм, СD = 4 см 2 мм.

3. Выразите:

а) 3 км 54 м в метрах;

б) 504 дм в дециметрах и метрах.

4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 3?

1. Запишите цифрами:

а) двести миллиардов семь тысяч три;

б) 20 миллионов 4 тысячи;

в) 3108 тыс.

2. Начертите отрезки МК и СЕ , если МК = 3 см 4 мм, СЕ = 52 мм.

3. Выразите:

а) 4 м 5 см в сантиметрах;

б) 6085 м в километрах и метрах.

4. Сколько всего четырехзначных чисел, оканчивающихся цифрой 7?

Через 10–12 минут учащиеся сдают работу.

II. Устные упражнения (5 минут).

1. На доске написаны краткие условия задач № 73 и 72. Решите их устно.

2. Выполните № 84 (1–2 строка).

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока (учащиеся записывают тему в тетради).

2. Ещё раз прочитайте тему и скажите, о чем мы сейчас будем говорить? (О плоскости .) Правильно. Запишите первый пункт плана.

1) Плоскость.

Учитель: Прочитайте о плоскости в тексте учебника.

Ответьте на вопросы:

а) Какие предметы дают нам представление о плоскости?

б) Чем отличаются эти предметы от плоскости?

в) Какую важную мысль мы должны запомнить? (У плоскости нет края. )

Запишите это в тетради.

Учащиеся читают учебник и выполняют соответствующий чертёж, учитель показывает у доски:

а) начертим отрезок АВ;

б) продолжим по линейке в обе стороны;

в) получили новую фигуру – прямую, которая обозначается «прямая АВ » или «прямая ВА ».

Что мы должны знать о прямой?

1. Через любые две точки проходит единственная прямая.

г) Вывешивается плакат.

Какая фигура изображена на рисунке? Что вы скажете о точках А , В , С , D ? (Точки А, С лежат на прямой .) Как проверить, лежит ли на прямой MN точка D ? Точка В ?

д) Работа с книгой.

Учитель: Рассмотрите рисунок 13. Какие фигуры изображены на рисунке? (АВ и CD .) Принадлежит ли точка М прямой АВ ? Прямой CD ? Говорят так: «Прямые АВ и CD имеют одну общую точку, а следовательно, такие прямые называются пересекающимися».

Попробуйте сами сформулировать ответ на вопрос: «Какие прямые называются пересекающимися?».

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление.

а) № 75, 78 (устно), 77 (устно), 79.

б) № 87.

VI. Итог урока.

1. Ролевая игра.

Учитель: Сейчас к нам гости придут. («Главных героев» можно посадить за последние парты, чтобы они присутствовали на уроке. После записи домашнего задания «Отрезок», «Плоскость», «Прямая», выходят к доске.)

Плоскость: Я – Плоскость. Здравствуйте. Расскажите, что вы узнали обо мне. (Дети поднимают руки, «Плоскость» их спрашивает.)

Прямая: Здравствуйте, я – Прямая. (Спрашивает класс о себе).

Отрезок: Я – Отрезок, пришел к вам в гости. Здравствуйте.

Учитель: Что общего между отрезком и прямой? (Обозначается двумя буквами, через две точки можно провести только один отрезок и только одну прямую .)

Чем отличается отрезок от прямой? (Отрезок имеет два конца, а прямая не имеет концов. Отрезок не может продолжаться в обе стороны, а прямая неограниченно продолжается в обе стороны. )

2. Сообщение оценок.

VII. Домашнее задание: п. 3 (до определения луча), № 100, 105, 106 (в, г).