Неопределенная форма в русском языке. Что такое инфинитив в русском языке? Его функции и морфологические признаки. Инфинитив в роли определения

М. А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть “Собачье сердце”.

Произведение было написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой критикой реалий советской действительности 20-х годов.

Название повести “Собачье сердце” может быть истолковано по-разному. Первое, самое очевидное, – автор просто выбрал такое название исходя из описанных в произведении событий (герой живет с сердцем собаки). Также можно трактовать слово “собачье” и в переносном смысле, то есть “очень плохое” (например, “собачья жизнь”, “собачья работа”). Учитывая это значение, можно сделать вывод, что у Шарикова “собачье” сердце. Из доброго и симпатичного пса он превратился в злобного, корыстного и хамоватого недочеловека.

Тема произведения – это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики. Действие повести начинается с того, что профессор Ф. Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего “донора” – вора и пьяницу Клима Чугункина. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными. Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристает к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.

Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы – профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента. Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.

В произведении часто используется прием контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчеркивая недостатки и бессмысленность происходящего.

Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.

(3 оценок, среднее: 3.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Повесть “Собачье сердце” была крайне негативно принята критиками после ее написания, и лишь спустя несколько десятков лет она увидела мир....
  2. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...
  3. Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917...
  4. Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа села Бичевая Муниципального района имени Лазо Хабаровского края

УМК. Литература.9 класс 2 (ступень)

Урок (второй по теме) литературы в 9 классе по повести «Собачье сердце». На первом уроке ученики знакомились с биографией писателя, историей создания повести и её судьбой, анализировали ключевые эпизоды. Составляли характеристики персонажей. Выявляли авторскую позицию к проблемам, обозначенным в повести.

Литература:

1. УМК Литература

2. Приложение к журналу «Первое сентября». Литература

3. «Собачье сердце»

5. «Словарь терминов»

Разные точки зрения создают условия для активной дискуссии, в ходе которой ученики учатся излагать свои мысли, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы. А также выслушивать другую точку зрения, принимать её или оспаривать. Проблема переустройства мира – основная проблема второго урока (для рассмотрения этой проблемы с разных позиций на урок приглашён иерей прихода Сретенье Господне отец Максим).

Тема урока : Нравственная проблематика повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

· Осмысление содержания повести «Собачье сердце»

· Расширение и углубление представления учащихся о М.Булгакове как о мастере художественного слова.

· Умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи урока:

· Приобщить учеников к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

· Способствовать развитию умений формулировать проблематику произведения, аргументировать свою точку зрения.

· Побудить ребят к размышлению о нравственности.

Методические приёмы:

· Создание проблемной ситуации.

· Работа с текстом.

· Беседа по содержанию повести.

· Анализ ключевых эпизодов.

Оборудование:

Портретписателя, тексты повести, словарь литературоведческих терминов,

Фильм по повести «Собачье сердце».

Эпиграф:

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои

поступки. Высший капитал нации – нравственные качества народа.

Слова:

· Нравственность

· Гуманизм

· Сострадание

· Человеколюбие

Ход урока:

· Организационный момент.

· Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Сегодня состоится серьезный разговор на нравственную проблематику.

· Слово учителя.

· Проблема переустройства мира существовала во все времена. Люди мечтали о жизни без насилия и зла, воин и ненависти. Но мир был всегда несовершенен. Люди погрязли в грехах: предавали ближнего своего, убивали, доносили, из зависти и гордости не замечали чужих страданий, перестали уважать старших. Можно ли было спасти человечество от гибели? В чём его спасение?

· В чём видят спасение человечества представители православной церкви? Слово предоставляется Отцу Максиму.

· Вопрос: «Сущность восхождения Иисуса Христа на плаху». Не была ли напрасной его жертва?

· Учитель.

Итак, прошло более 2000 лет с момента распятия Христа. Стало ли общество лучше? И идея переустройства мира вновь овладевает умами отдельных личностей. В художественной литературе эта идея тот час нашла отклик. Среди писателей наметились разногласия: одни признавали революционное преобразование общества, т.е. смену строя насильственным путём, «загнать человечество в счастье» Другие приветствовали эволюционный путь развития общества, т.е. через духовное и нравственное воспитание.

Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - это попытка писателя показать, как отразится на обществе насильственное вмешательство в законы природы. Можно ли создать нравственное общество революционным путём? Максим Горький в 1918 году в статье «Несвоевременные мысли» называл В.Ульянова – Ленина великим экспериментатором над народом, сравнивая его с химиком, проводящим опыты.

Герой Булгакова не случайно носит фамилию Преображенский, это пластический хирург , занимающийся преобразованием внешности человека. И вот он решается на ещё один научный эксперимент.

· Создание проблемной ситуации:

Учитель ставит перед учениками следующие задачи (класс делится на микрогруппы, обсуждение, работа со словарём, высказывание своего мнения.)

· 1группа: выявить цель эксперимента профессора Преображенского.

· 2группа: что необходимо для воспитания нравственного человека?

· 3группа: в каких условиях находился «гомосапиенс» Шариков? Были ли созданы все условия для его нравственного развития?

· 4 группа: каков результат этого эксперимента? Почему он провалился?

После дискуссии, выступления групп слово предоставляется Отцу Максиму, который даёт ответ на проблемные вопросы урока:

· Что является основой нравственного воспитания?

· По каким законам должен жить человек?

· Можно ли насильственно создать идеальное общество и нравственную личность?

Итог урока. Слово учителя.

Мы не случайно сегодня говорили о нравственности. Вы на пороге взрослой жизни, вам не раз придётся принимать решения самим, без чьей – либо подсказки, делать выбор. От того, какими жизненными принципами вы будете руководствоваться, зависит ваша судьба, судьба ваших близких людей, судьба страны.

Повесть Булгакова, написанная в начале прошлого века, актуальна и в наши дни и служит предупреждением будущим поколениям. Булгаков предупреждает нас: «Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени». Автор повести считает, что новое общество должно придерживаться гуманистических принципов во взаимоотношении людей, которые основаны на уважении к своей культуре, труду, знаниям. Нравственность отстаёт, не соответствует новому строю, поэтому проблема сохранения, возрождения духовности, нравственности остаётся нерешённой.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем «шариковы» исчезнут из нашей жизни. Но так хочется верить, что это время настанет.

Отметки за урок:

Рефлексия: какая из проблем, поставленных М.Булгаковым в повести, показалась вам особенно актуальной в наше время? Чем затронула вас?

Домашнее задание: Написать эссе на тему (по выбору)

1. «Какие чувства вызывает Шариков-человек?»

2. «Каких людей олицетворяет герой повести Швондер?»

3. «Нравственное общество – это утопия или реальность?»

Приложение к уроку

Ожидаемые ответы микрогрупп (краткий комментарий по вопросам заданий)

· Цель эксперимента профессора Преображенского?

Профессор задумывает улучшить человеческую породу, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

· Что необходимо для нравственного воспитания человека?

Необходимы любовь, внимание, уважение, доброта и забота о младших и стариках, гуманное отношение к миру, честность и искренность во взаимоотношениях, взаимопонимание и взаимопомощь , умение сострадать, слышать и прощать..

· Были ли созданы условия для нравственного воспитания Шарикова?

Преображенский, будучи человеком интеллигентным, верит в силу искусства и добра. Он окружает Шарикова заботой и вниманием, пытается внушить ему правила поведения в обществе, приучить к культуре поведения. И он, и Борменталь не могут понять, почему невежество и грубость с приходом новой власти стали повсеместны, и стараются искоренить пагубные привычки донора в своём детище.

· Каков результат эксперимента?

Эксперимент провалился! Шариков, он же Полиграф Полиграфыч унаследовал самые худшие качества своих доноров: агрессивность , необразованность, бездуховность, грубость и хамство. Жизнь обитателей квартиры превратилась в сущий ад: брань, окурки на полу, зловоние. Уверенность Шарикова в своей правоте и безнаказанности находят поддержку в лице Швондера, председателя домкома , идейного наставника Шарикова. Шариков быстро усвоил главное правило хозяев жизни: грабь награбленное, дели всё поровну, уничтожай; из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от себе подобных, не признавая родства. Ему так и не смогли ни Преображенский, ни Борменталь, ни Зиночка привить такие понятия, как совесть, мораль, стыд, уважение к женщине. Подлость, ненависть, злоба –вот портрет нового человека. Благие намерения Преображенского обернулись трагедией, чуть не стоившей создателю жизни. Он успевает исправить свою ошибку, вернув Шарикова к прежнему своему состоянию.

· Почему эксперимент профессора Преображенского провалился?

Потому что нельзя насильственным путём создать идеальное общество. «Нельзя железной рекой загнать человечество в счастье». Там, где зло, насилие, не может быть речи о нравственной личности, о нравственном обществе».

М.Булгаков повестью «Собачье сердце» предупреждал о тех разрушительных преобразованиях, которые последуют после революции 1917 года. Результат её - тоталитарный режим, просуществовавший в нашей стране не одно десятилетие; укоренившаяся и повсеместная шариковщина, проявляющаяся в грубости и равнодушии чиновников по отношению к своему народу. И сегодня мы испытываем на себе результаты неудавшегося эксперимента по превращению в счастливую нацию. Шариковы проникли во все сферы жизни: судьи осуждают ни в чём не повинных людей, врачи отказывают в помощи больным, старики оказываются без крова и опеки близких, матери отказываются от своих детей, чиновники, глухие к нуждам народа, заботятся только о своём благосостоянии.

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

1.Вступление.

Проза М. А. Булгакова.

2. Основная часть.

2.1Повесть «Собачье сердце» — размышление над нравственной стороной жизни.

2.2 Сюжет произведения.

2.3 Образ профессора Преображенского.

2.4 Шариков — тип нового человека.

2.5 Швондер — представитель власти.

3. Заключение.

Социальный подтекст произведения.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Жизненный и творческий путь Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из крупнейших русских писателей, совпал с трагическими событиями истории нашей страны начала ХХ века. В его творчестве особенно ярко отразились социальные и нравственные противоречия эпохи. Проза писателя, сочетавшая необычным образом черты сатиры и фантастики, передавала его мировосприятие в период всеобщего беспорядка и хаоса. М. А. Булгакова более всего волновали нравственные проблемы, особенно обострившиеся в этот период истории.

Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Однако широкий круг российских читателей смог познакомиться с произведением только в 1987 году, когда повесть была опубликована в журнале «Знамя». В основе сюжета лежит

научный эксперимент талантливого профессора Преображенского, который путём хирургического вмешательства смог превратить собаку в человека. Новый человек, Шариков, быстро выходит из-под контроля профессора и начинает жить

своей жизнью. Шариков оказывается недалёким, грубым, жестоким созданием.

Профессор Преображенский — образ талантливого учёного и прекрасного человека. Он, несомненно, умён, образован, интеллигентен. Преображенский не только является светилом в своей области науки. Он культурный, тонко чувствующий искусство человек. Разносторонние интересы профессора не ограничиваются одной медициной. Он интересуется общественной жизнью своей страны, глубоко пере живая за её судьбу. Преображенский любит музыку, разбирается в ней, восхищается произведениями искусства. Он обладает гражданской смелостью, вступая в конфликт с представителями новой власти. В уста Преображенского Булгаков вкладывает свои мысли о советском строе и тех страшных событиях, которые происходят в России в эпоху революции. Однако этот прекрасный человек забыл о моральной стороне дела, когда взялся за эксперимент по созданию человека. Преображенский, не задумываясь, берёт на себя функцию творца, Бога, забыв, что человеку это не по силам. Трагедия профессора в том, что он не смог предвидеть последствия своих действий.

Произведение открывается монологом Шарикова — собаки, бездомной и несчастной. Читая эти строки, испытываешь сочувствие и жалость к бедному существу, обиженному людьми. Но, пересадив несчастному Шарику гипофиз рецидивиста и алкоголика Клима Чугункина, профессор оказал ему плохую

услугу. Превратившись в человека, Полиграф Полиграфович Шариков вызывает омерзение: «человек маленького роста … Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые слова Шарикова представляют собой грубые уличные выражения и ругательства. Он нагл, агрессивен, самоуверен. От человека Шариков взял худшие черты. Профессор Преображенский, увидев своё творение, сначала надеется перевоспитать Шарикова. Он пытается приучить его жить среди людей, обучить элементарным правилам поведения. Но всё напрасно. Клим Чугункии побеждает Преображенекого. Жизнь обитателей квартиры Преображенского превращается в кошмар. Шариков становится грозой не только профессора и его домочадцев, но и жителей всего дома. Наблюдая за ним, учёный понимает, к каким последствиям может привести деятельность Шарикова. С горечью профессор понимает свою ошибку и возвращает всё на свои места. Но в жизни подобные эксперименты не так легко исправить. Писатель предупреждает общество о том, что любые действия, от которых зависят судьбы людей, должны быть хорошо продуманны, а последствия предсказуемы. Размышления об ответственности за собственные поступки Булгаков переносит и на социальную почву. Перед его взором разворачивался великий социальный эксперимент, когда Советская власть пыталась создать новое общество пролетариев. Действуя жестокими методами, творцы революции, как и профессор Преображенский, не думали о последствиях. Швондер, представитель новой власти, не менее уродлив и неприятен, чем Шариков. Он так же глуп, недалек, бескультурен и одновременно злопамятен, жесток. Швондер считает, что он имеет право учить других и пытается воспитать из Шарикова истинного пролетария. Именно результат