Механизмы творчества методы активизации творческого мышления. Методы поиска новых идей и решений. Правила для участников мозговой атаки таковы

Через творческие занятия человек способен выражать себя, демонстрируя свои личностные качества, таланты и навыки. Также при помощи творчества можно проявить свою индивидуальность и степень значимости. Развитие творческих способностей во многом способствует глубокому познанию окружающей действительности, а также своего внутреннего мира.

Рис. Методы активации творческого мышления

Особенности творческого мышления

Способность к адаптации

Заключается в умении и моделировать будущие ситуации, выстраивая обстоятельства так, как это необходимо в конкретный момент. Человек способен легко переключать свое внимание на другую точку зрения и обрабатывать большой объем поступающей информации.

Гибкое восприятие

Люди, обладающие гибким восприятием окружающего мира, могут без труда изменить свой взгляд на тот или иной объект (явление). Они всегда готовы к всестороннему рассмотрению обстоятельств. Благодаря этому люди с гибким восприятием могут повысить степень уникальности любого объекта (явления), а также найти для него новые области применения.

Многогранность

Подразумевает широкий кругозор и стремление к рассмотрению ситуаций с необычных и не свойственных им сторон. Например, человек будет считаться многогранной личностью, если способен создавать лайфхаки - маленькие хитрости, с помощью которых можно облегчить какую-либо работу.

Нетривиальность

Это качество заключается в желании и умении создавать уникальные вещи. И неважно, что это будет. Возможно, стихотворение, картина или какое-нибудь устройство. Смысл остается одинаковым. Человек способен раскрывать свой потенциал, создавая уникальные идеи и/или предметы. Но есть одной условие: созданная в процессе творчества вещь должна обязательно представлять ценность.

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно . Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  • «Изменение условий задачи»
    Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого
  • «Активная фантазия»
    Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?
  • «Мозговой штурм»
    Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их. Кстати,

Кто-то пишет замечательные картины, кто-то с помощью зарифмованных строк создает настоящие поэтические шедевры. Искусство живет в каждом. человек способен делать поистине поразительные вещи!

05.05.2017 3408 +6

Процесс Управления Релизами состоит из следующих видов деятельности:
разработка политики в отношении релизов и их планирование;
компоновка и конфигурирование релизов;
тестирование и приемка релизов;
планирование развертывания релизов;
оповещение, подготовка и обучение;
распространение и инсталляция релизов.
В действительности эти виды деятельности не располагаются в хронологическом порядке. Определение политики и планирование релизов могут проводиться раз в полгода или в год, в то время как другие действия могут проводиться ежедневно.
Управление релизами

Успешное проведение Управления Релизами зависит от входной информации, поступающей из других процессов ITIL, и от взаимодействия с этими процессами (рис.
1). Главными являются интерфейсы со следующими процессами.
Управление Конфигурациями
Управление Конфигурациями отвечает за регистрацию доступных версий программного и аппаратного обеспечения в базе данных CMDB в качестве Базисных Конфигураций. Программы, включаемые в Библиотеку DSL, и аппаратные средства для DHS регистрируются в CMDB с согласованным уровнем детализации. Мониторинг статуса, выполняемый Процессом Управления Конфигурациями, отражает статус каждой Конфигурационной Единицы, например, «В активном использовании». «В разработке», «В тестировании», «В запасе» или «В архиве».
Управление Изменениями
Деятельность по распространению (тиражированию) релизов контролируется Процессом Управления Изменениями. Кроме того, Управление Изменениями гарантирует, чтобы было проведено адекватное тестирование релизов. Управление Изменениями также принимает решение о количестве изменений, которые могут быть скомбинированы в одном релизе. Управление Изменениями определяет процедуры, обеспечивающие авторизацию изменений, включая анализ степени воздействия и анализ необходимых ресурсов. В большинстве случаев Руководитель Процесса Управления Релизами несет ответственность за внедрение программных и аппаратных изменений и он обычно участвует в работе Консультативного комитета по изменениям.
Управление Уровнем Услуг
ИТ‐сервис обычно включает в себя инфраструктурное аппаратное обеспечение вместе со стандартным или разработанным собственными силами программным обеспечением. Управление Релизами отвечает за ввод в работу программных и аппаратных средств и отслеживает соглашения о доступности программных средств, заключенные в рамках Процесса Управления Уровнем Услуг.
Виды деятельности
На рис. 2 показаны виды деятельности в рамках Процесса Управления Релизами и их связи с жизненным циклом изменения.
Виды деятельности по управлению релизами

Виды деятельности
Выработка политики в отношении релизов и планирование Руководитель Процесса Управления Релизами разрабатывает политику в отношении релизов, определяя когда и каким образом производится конфигурирование релизов. Значительные релизы могут планироваться заранее, одновременно с присвоением номера версии, чтобы в определенные моменты времени можно было рассмотреть возможность внесения изменений. Руководитель Процесса Управления Релизами также определяет, на каком уровне Конфигурационные Единицы могут распространяться независимо друг от друга (релизные единицы). Это зависит от:
Потенциального воздействия релиза на другие компоненты.
Количества человеко‐часов и времени на компоновку и тестирование
раздельных изменений, в сравнении с усилиями, необходимыми для их объединения и одновременного внедрения.
Трудности инсталляции на местах пользователей. Возможно, что инсталлировать полную программу легче благодаря наличию для этого стандартных методов.
Сложности взаимосвязей между новым программным и аппаратным обеспечением и остальной частью ИТ‐инфраструктуры ‐ чем легче изолировать программные или аппаратные средства, тем легче их тестировать. Перед планированием релиза необходимо собрать информацию о жизненном цикле внедряемого продукта, а также обо всех подготовленных к сдаче в рамках данного релиза продуктах, описании соответствующих ИТ‐услуг и их уровней и данные об авторизации соответствующих Запросов на Изменения (RFC) и т. д. При планировании релиза рассматриваются следующие вопросы:
координация содержания релиза;
разработка графика ввода релиза;
согласование графика, территориальных объектов, на которых произойдет распространение релиза, и организационных единиц;
посещение объектов для определения реально используемых аппаратных и программных средств;
разработка плана оповещения (коммуникаций);
согласование ролей и ответственностей;
получение подробных коммерческих предложений и переговоры с поставщиками о новых аппаратных и программных средствах, а также услугах по их инсталляции;
разработка планов на случай возврата к исходному состоянию;
разработка плана обеспечения качества релиза;
планирование приемки релиза руководством и пользователями.
Результаты этой деятельности представляют собой часть плана проведения изменения и включают планы релиза, планы тестирования и критерии приемки.

Проектирование, компоновка и конфигурирование
Рекомендуется выработать стандартные процедуры проектирования, компоновки и конфигурирования релизов. Основой релизов могут быть наборы компонентов (Конфигурационных Единиц - CI), разработанные внутри организации или закупленные у третьей стороны и прошедшие этап конфигурирования. Руководства по инсталляции и конфигурированию релизов должны рассматриваться как часть релиза и в качестве Конфигурационных Единиц должны включаться в число объектов, находящихся под контролем Процессов Управления Изменениями и Управления Конфигурациями. Перед инсталляцией на месте рекомендуется настроить и протестировать все аппаратное и программное обеспечение в «лабораторных условиях». Компоненты программных и аппаратных средств необходимо тщательно конфигурировать и зарегистрировать, чтобы обеспечить возможность их многократного воспроизведения. Необходимо разработать рабочие инструкции таким образом, чтобы каждый раз воспроизводился один и тот же набор компонентов. Часто в резерве имеются стандартизированные аппаратные средства, которые используется только для компилирования или создания образов ПО. Для надежности желательно, чтобы эта часть процесса была автоматизирована. Необходимые для этого программные и аппаратные средства также попадают в сферу действия Процесса Управления Релизами. В среде разработки программ такая деятельность называется Управлением Компоновкой и входит в зону ответственности Управления Релизами.

План возврата к исходному состоянию
В плане возврата к исходному состоянию на уровне релиза в целом определяются действия, необходимые для восстановления услуг в случае сбоя во время внедрения (имплементации) релиза. Ответственность за разработку планов возврата несет Процесс Управления Изменениями, но Управление Релизами должно оказывать в этом помощь для обеспечения практической реализуемости этих планов. В частности, при внедрении пакетного релиза, объединяющего несколько Запросов на Изменения (RFC), может возникнуть необходимость координации различных планов возврата для этого релиза. Если возникает сбой Полного релиза или Дельта‐релиза, рекомендуется свернуть релиз полностью до Прежнего стабильного состояния. На случай невозможности полного свертывания релиза должны существовать Планы восстановления на случай чрезвычайных обстоятельств для возобновления предоставления услуг. Требования плана возврата к исходному состоянию, такие как создание резервных копий и обеспечение запасного сервера, рекомендуется выполнять заранее. В случаях, если внедрение может занять больше времени, чем предполагается, и если задержка может поставить под угрозу нормальное предоставление услуг, в план возврата должен включаться крайний срок, определяющий время приведения в действие плана возврата. Это требуется для своевременного возобновления услуг (например, не позднее 7:00 в понедельник). План возврата к исходному состоянию должен включаться в анализ рисков изменения и должен быть одобрен пользователями. Реальная компоновка релиза может включать компилирование и связывание программных модулей, или наполнение баз данных тестовыми данными, или такими данными, как таблицы почтовых индексов, налоговых ставок, часовых поясов и валютных курсов, а также информацией о пользователях. Часто это выполняется автоматизированными инсталляционными скриптами, хранящимися в Библиотеке DSL вместе с планами возврата. Полные релизы должны отражаться в базе CMDB как Стандартные Конфигурации для облегчения конфигурирования в будущем. Планы тестирования должны включать тестирование и приемку по качеству программного и аппаратного обеспечения, процедур, инструкций по операционной деятельности и сценариев (скриптов) развертывания перед выходом релиза и, возможно, оценочные испытания после внедрения релиза. Должно также проводиться тестирование инсталляционных скриптов. Для этого требуется следующая информация:
определение релиза;
график ввода релиза;
инструкции по конфигурированию и компоновке релиза;
описание позиций, требующих приобретения или лицензирования, с
приложением графиков закупки;
автоматизированные инсталляционные скрипты и планы тестирования;
исходные копии кодов программ для включения в библиотеку DSL;
планы возврата к исходному состоянию.

Планирование внедрения
Составленный на предыдущих этапах план теперь дополняется информацией о действиях по внедрению.
Планирование развертывания релиза включает:
составление графика, а также перечня задач и требуемых людских ресурсов;
составление перечня инсталлируемых и снимаемых с использования Конфигурационных Единиц, с указанием способа вывода из операционной среды;
составление плана действий для каждого территориального объекта с учетом запаса времени на развертывание и часовых поясов, если речь идет о географически распределенных организациях;
рассылку уведомлений о релизе и другие контакты с вовлеченными сторонами;
составление планов закупки аппаратного и программного обеспечения;
закупку, размещение на хранение, определение и регистрацию всех новых CI для данного релиза в базе CMDB;
планирование встреч с руководством, управляющими подразделениями, персоналом по Управлению Изменениями и представителями пользователей.

Существует несколько способов осуществления развертывания:
полное развертывание релиза ‐ подход «большого скачка»;
поэтапное развертывание релиза, включающее несколько разновидностей:
- функциональное наращивание, когда все пользователи получают
одновременно новые элементы функциональности;
- наращивание по объектам, когда развертывание ведется от одной группы
пользователей к другой
- эволюционное развертывание с поэтапным расширением
функциональности.
Оповещение, подготовка и обучение
Персонал, находящийся в контакте с заказчиками (Служба Service Desk и Управление Взаимоотношениями с Заказчиками - CRM), операционный (обслуживающий) персонал и представители пользователей должны быть в курсе планов внедрения и его возможных последствий для повседневной деятельности. Для этого можно организовать совместное обучение, сотрудничество и совместное участие в приемке релиза. Необходимо согласовать распределение ответственностей, с соответствующим уведомлением каждого. При поэтапном развертывании релиза пользователи должны быть проинформированы о планах и времени, когда для них будут доступны новые функции. Необходимо заранее информировать весь задействованный персонал об изменениях в Соглашения> об Уровне Услуг (SLA), Операционных Соглашениях об Уровне Услуг (OLA) и Внешних Договора> (UC).
Распространение релизов и инсталляция
Управление Релизами осуществляет мониторинг процессов логистики/материально‐технического обеспечения по закупке, хранению, транспортировке, поставке и передаче программного и аппаратного обеспечения. Этот процесс поддерживается процедурами, регистрационными записями и такими сопроводительными документами, как упаковочные листы, что необходимо для предоставления достоверной информации в Процесс Управления Конфигурациями. Склады аппаратного и программного обеспечения должны быть надежными и доступными только для авторизованного персонала.
Для распространения и инсталляции программного обеспечения рекомендуется, по возможности использовать автоматизированные инструментальные средства. Это позволит сократить время, необходимое для распространения ПО, и повысить качество при сокращении затрат на ресурсы. Часто такие инструментальные средства также облегчают проверку успешности инсталляции. Перед началом любой инсталляции необходимо проверить, удовлетворяет ли среда, где предполагается внедрение релиза, необходимым требованиям, таким как достаточное дисковое пространство, безопасность, требованиям к окружающей среде или ограничениям эксплуатационных условий, например кондиционирование воздуха, площадь помещения, источники бесперебойного питания (UPS), сете вое питание и т. п.
После инсталляции необходимо обновить информацию в базе данных CMDB для облегчения проверки лицензионных соглашений.

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Логика

ЛЕКЦИЯ № 3

3.1.МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Случай при решении творческих задачи и (изобретательстве) имеет большое значение. Но для того, чтобы случайность состоялась, крайне важно, чтобы она произошла с подготовленным человеком и в том момент, когда он решает соответствующую случаю задачу. Чтобы увеличить вероятность встречи с нужной случайностью, следует увеличить количество собственных действий, экспериментов и проб.

Метод проб и ошибок - ϶ᴛᴏ самый древний метод создания технических систем (метод решения любых творческих задач). Метод подкупает своей простотой и надежностью – взял, примерил, отбросил и т.д. Метод проб и ошибок и сегодня остается самым распространенным среди изобретателœей и рационализаторов.

Выявлено, что для того, чтобы сделать этим способом хотя бы одно изобретение среднего уровня, требуется совершить многие сотни и даже тысячи проб. Талантливый изобретатель успевает в уме за короткое время перебрать десятки, а то и тысячи вариантов.

Т.Эдисон, использующий в своем творчестве в основном метод проб и ошибок. Чтобы увеличить эффективность данного метода А. Эдисон создал целый институт экспериментаторов, которые искали нужный материал для нити накаливания электрической лампы, провели многие тысячи опытов.

Но к серединœе ХХ века стало очевидно, что даже самое полное использование людских ресурсов не может обеспечить необходимых темпов производства изобретений.

Возникла крайне важно сть в разработке технологии (методологии) производства изобретений.

Долгое время внимание исследователœей было сосредоточено на психологии изобретательства. Считалось (да и по сей день считается), что главное - ϶ᴛᴏ мыслительные процессы, происходящие в мозгу изобретателя. Исследуя их, надеялись понять, как проявляется новая идея. Но существенных успехов на этом пути не было достигнуто. Нужен был другой подход.

3.2. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Критика или боязнь критики служат помехой творческому мышлению. В случае если человек считает, что его идея плоха, он не захочет высказывать ее в слух. В этом случае многие потенциально хорошие идеи оказываются навсœегда потерянными. Чтобы устранить препятствия, вызываемые боязнью критики при высказывании идей, и был разработан метод мозгового штурма (метод мозговой атаки).

Метод прямой мозговой атаки. Основателœем современных методов мозговой атаки Алекс Осборн, который создал школу подготовки изобретателœей и разработал метод мозговой атаки – эффективный способ решения творческих задач. Этот метод оказался универсальным и применимым не только в технике, но и во всœех других сферах человеческой деятельности: в экономике, бизнесе, социологии, военном делœе, уголовном розыске, сфере обслуживания и т.д. Этот метод можно использовать в сочетании с другими эвристическими методами творческой деятельности.

А Осборн считал, что творческие способности есть у всœех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителœем. А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, он считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми.

Для проведения мозговой атаки по решению творческий задачи подбирают коллектив , состоящий из двух групп людей по 3 – 10 человек в каждой. Одна группа ʼʼгенераторов идейʼʼ только выдвигает идеи без права их критики. Другая группа ʼʼэкспертовʼʼ выносит коллективное суждение о ценности выдвинутых идей.

В состав группы генераторов идей включаются лица, легко и плодотворно генерирующие идеи, обладающие фантазией и творческим воображением.

В группу экспертов включаются люди с аналитическим складом ума, более компетентные в области создаваемого технического объекта.

В группу генераторов идей желательно включить:

Специалистов-смежников (конструкторов, экономистов, экологов и т.д.), которые обеспечат комплексное и всœестороннее рассмотрение задачи;

Людей ʼʼсо стороныʼʼ, не имеющих никакого отношения к решаемой задачи;

Женщин, которые оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревновательности среди мужчин.

Правила для участников мозговой атаки таковы:

Нужно стремиться высказывать максимальное количество идей, отдавая предпочтение их количеству, а не качеству. При этом можно выдвигать любые идеи, в т.ч. фантастические и нереальные, шуточные. Чем фантастичнее идеи, тем сильнее сказывается их действие на процесс генерации последующих идей. ʼʼБезумныеʼʼ идеи - ϶ᴛᴏ катализаторы, без которых не возникнут ʼʼцепныеʼʼ реакции творчества, без которых будет труден путь к хорошим идеям;

Во время сеанса абсолютно запрещена критика высказанных идей;

Способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры;

Нужно стремиться развивать, комбинировать и улучшать высказанные идеи, получать от них новые ассоциативные идеи;

Между участниками сеанса должны быть свободные, демократические, дружественные и доверительные отношения.

Успех поиска во многом зависит от того, как организуется мозговая атака.

Руководитель творческой группы заранее (за 2-3 дня) приглашает на сеанс его будущих участников, чтобы они смогли за это время подумать и настроиться. Иногда он заранее обсуждает с некоторыми из участников постановку задачи.

Полная продолжительность сеанса не должна превышать 1,5 – 2 часа, из которых:

1) 5 – 10 минут идет на представление участников совещания друг другу и на их ознакомление с правилами проведения мозговой атаки;

3) процесс мозговой атаки занимает 20 -30 минут;

4) 30 - 45 минут затрачивается на составление отредактированного списка идей.

Обычно сеанс проводится в изолированном помещении за ʼʼкруглымʼʼ столом. Во время сеанса участников угощают кофе или чаем.

Весьма повышает эффективность работы участников сеанса показ натурных образцов, макетов и эскизов технического объекта͵ который требуется улучшить.

Успешность и результативность мозговой атаки во многом определяется опытом, эрудицией и искусством руководителя творческой группы. Во время сеанса он обеспечивает соблюдение правил участниками без всяких приказаний и критических замечаний. Он обеспечивает непрерывность высказывания идей, заполняет образовавшиеся паузы поощрительными репликами, шутками, следит, чтобы обсуждение не шло в чересчур прагматическом и узком направлении. Вместе с тем, он следит за регламентом совещания и периодически сообщает сколько минут осталось до конца сеанса.

После завершения сеанса и небольшого перерыва производится быстрое коллективное редактирование полученного списка идей (полученного в виде стенограммы, либо с помощью магнитофона и т.д.).

Эксперты очень тщательно анализируют и оценивают представленные идеи, подразделяют их на подгруппы:

1) наиболее приемлемые и легко реализуемые;

2) наиболее эффективные и перспективные;

3) малозначимые.

Двойная прямая мозговая атака. Суть метода состоит в следующем. Всем участникам заранее высылаются пригласительные билеты, в которых указана цель и основные правила предстоящей сессии. Оптимальное количество участников от 20 до 60 человек. Продолжительность сессии 5-6 часов. Работа идет в четыре этапа:

1 этап : осуществляется постановка творческой задачи.

2 этап : коллективное генерирование идей по правилам прямой мозговой атаки.

3 этап: во время перерыва (1,5 – 2 часа) участники сессии в непринужденной обстановке обсуждают и критикуют идеи, высказанные на втором этапе.

4 этап: после перерыва вновь происходит коллективное генерирование идей, но с учетом высказанных в перерыве критических замечаний.

Метод обратной мозговой атаки. В его базе лежит закономерность прогрессивной конструктивной эволюции технических объектов, согласно которой переход к новым образцам и поколениям техники происходит путем выявления и устранения недостатков (дефектов) в уже существующих. В отличие от метода прямой мозговой атаки, целью этого метода является составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта путем всœесторонней, ничем не ограниченной критики. На сеансе обратного мозгового штурма ведется анализ слабых мест и дефектов объекта (технологического процесса, машины или ее узла и т.д.), которые крайне важно устранить. После рекомендаций экспертов проводится прямой мозговой штурм по ликвидации и устранению вскрытых недостатков.

Метод обратной мозговой атаки направлен в основном на усовершенствование и доработку имеющихся технических решений.

Метод массовой атаки. Метод предназначен для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы (5-6 человек в группе). При этом назначается руководитель всœей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Оперативные группы проводят самостоятельные сессии по методу прямого мозгового штурма. Обычно для работы групп дают 15 минут. Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать время, выделœенное для их генерирования.

Основной недостаток метода: большие ʼʼинформационные шумыʼʼ и ответвление внимания отдельных участников из-за большого количества людей, присутствующих в аудитории.

3.3.МЕТОД ИНВЕРСИИ

Прием инверсия или обратная аналогия означает – выполнить что-нибудь наоборот. Стоит сказать, что для него характерны выражения: перевернуть вверх ʼʼногамиʼʼ, вывернуть наизнанку, поменять местами и т.д. Этот прием может означать, что если объект рассматривается снаружи, то возможно, мы достигнем желательного результата͵ если будем его исследовать изнутри. В случае если какой-то объект расположен вертикально, то применение инверсии означает, что его следует поставить горизонтально – и наоборот. Инверсия предполагает возможную замену подвижной части неподвижной, отказ от симметрии в пользу асимметрии, переход от растяжения к сжатию. Инверсные понятия – приемник и передатчик, модулятор и демодулятор, электрогенератор и электродвигатель.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всœего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.

К примеру, ведется поиск прочности изделия, и для этой цели стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, к примеру, уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример.
Размещено на реф.рф
Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целœесообразно рассматривать данный же объект с внутренней стороны.

Этот метод часто называют методом обращения. А.Ф. Эсаулов в связи с анализом метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: Гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести ʼʼВне Землиʼʼ он писал, что ʼʼпридумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…ʼʼ.

Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), а также распространения диалектического подхода к анализу объекта исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединœения и разъединœения элементов системы и т.д.). Метод инверсии в поисках истины ʼʼобъединяетʼʼ в процессе мышления ʼʼсвязанные противоположностиʼʼ анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта͵ увеличение или, напротив - уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединœение и объединœение, конвергенцию (сужение поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска), в случае если не удается решить задачу сначала до конца, то попытайтесь решить задачу от конца до начала.

Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, найти оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Недостатки и ограничения применения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базовых знаний, умений и опыта.

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" 2017, 2018.

Как вы думаете? Мы часто слышим этот риторический вопрос, но никогда не задумываемся о его сути. А действительно – как? В раннем детстве родители помогают нам научиться ходить, говорить, в школе педагоги учат писать, читать, считать. Но учат ли нас думать? Это случается крайне редко, потому что большинство педагогов просто не знают, как этому научить.

А ведь согласитесь, мышление – очень важный психический процесс, можно сказать, определяющий нашу человеческую сущность. Но, может быть, человек от рождения обладает этой способностью и учить его ничему не нужно, просто кто-то рождается более умным, кто-то менее?

В различной литературе и на сайтах интернета можно найти много информации о том, как правильно организовать внимание, как научиться эффективно использовать , а вот об управлении информации практически нет. Почему? Потому что и сами ученые толком не разобрались в том, что такое мышление.

Тайна рождения мысли

Определение мышления как опосредованной психической деятельности по анализу, обобщению и синтезу информации не делает этот процесс понятнее. Как рождается мысль – до сих пор остается тайной.

Современная нейрофизиология досконально изучила устройство головного мозга и нейронов – клеток, отвечающих за психические процессы. Эти процессы, в том числе и мышление, не что иное, как обмен электрохимическими импульсами между нейронами. Причем перемещается этот импульс с весьма приличной скоростью – 100 м/сек. Прохождение импульса вызывает возникновение связей между волокнами нервных клеток и образование нейронных сетей. Чем больше импульсов проходит по цепям нервных волокон, тем сложнее нейронные сети и сложнее наша психическая деятельность (и мышление в том числе).

Это все кажется вполне понятным. Но где здесь мысль? Вот это-то до сих пор и неясно. Ведь наши мысли – это сложные системы образов, чувств, слов, они подвижны и чрезвычайно разветвлены. Человек очень редко думает только об одном, обычно в его мозгу крутятся сразу несколько мыслей. Одна выходит на первый план, но остальные не исчезают в глубине нейронных сетей. Мы можем думать одновременно над темой доклада на совещании и о том, что пора бы начальнику подкинуть премию, потому что сыну надо новую спортивную форму, и не забыть бы обновить абонемент в свой спортклуб, а еще вспоминаем, что у свекрови день рождения. И так далее. Мысли накручиваются друг на друга как снежный ком и не поддаются попыткам их организовать.

Можно ли это сделать, если мы не понимаем, как вообще протекает мышление, как рождаются мысли? Без всякого сомнения, можно.

Выдающийся английский физик и математик Оливер Хевисайд писал: «Разве должен я отказаться от обеда лишь потому, что не понимаю, как происходит процесс пищеварения?»

Что нужно для организации мышления

Мышление и его эффективность зависят не только и не столько от наших , сколько от стимула, то есть от потребности в мыслительном процессе. Наш мозг не любит тратить энергию по пустякам. Если в решении задачи нет, то возникает ситуация, описанная в поговорке про барана и новые ворота. Чтобы включить, активизировать наше мышление, заставить мозг работать – требуется 3 условия.

Проблема

Мысль рождается там, где есть проблема, которая требует решения. Причем не тот, кто нашел ответ на сложный вопрос, а тот, кто его поставил. Недаром говорят, что правильно сформулированная задача – это половина ее решения.

Мы часто мечтаем о спокойном, беспроблемном существовании, а оно не только уныло, но и грозит умственной деградацией. Наличие же проблем стимулирует мыслительную деятельность, поддерживает мозг в тонусе. Оказавшись перед необходимостью решить сложную задачу, наш мозг начинает активно работать:

  • накапливает нужную информацию;
  • сопоставляет ее с имеющейся в памяти;
  • анализирует;
  • сравнивает;
  • ищет наиболее подходящие пути решения.

Не случайно креативы – люди с высоким творческим потенциалом – постоянно ищут и ставят перед собой новые, все более сложные задачи. Им без этого скучно.

Кстати, жизненно важная или просто интересная проблема активизирует не только мышление, но и подстегивает деятельность всех физиологических систем организма: сердце работает энергичнее, живее бежит насыщенная адреналином кровь, повышается общий тонус, даже иммунитет улучшается. То есть проблема бодрит, а найденное верное решение еще и приносит удовлетворение и чувство гордости.

Информация

Наш мозг постоянно получает и обрабатывает не только данные, поступающие извне, но и уже имеющуюся информацию:

  • любое знание – это база, строительный материал для мышления;
  • информация – то, с чем совершаются мыслительные операции.

Это горючее для мозга. В настоящее время у человека большие возможности в получении новых знаний. Часть из них, конечно, оседает в нашем мозгу непроизвольно. Мы смотрим сериалы, читаем новости, общаемся с друзьями в сети. Но если мы поступающую к нам информацию не осмысливаем, не включаем в мыслительную деятельность, она в нашей памяти не сохраняется, так как мозг оценивает ее как ненужную. Наиболее ценны сознательно полученные знания, нужные, полезные, участвующие в решении проблем.

Конечно, наши умственные способности не связаны напрямую со знаниями и тем более не тождественны им. Эрудированный вовсе не значит умный. Но без знаний умственные способности просто не проявятся, а мышление останется примитивным и непродуктивным. Каким бы талантливым ни был кулинар, он не испечет пирог без муки. А человек, не обладающий знаниями, не придумает ничего стоящего.

Техника

Мышление, как любая деятельность, требует навыков, то есть владения приемами, методами, какими-то особыми «фишками». Поиски эффективных техник мышления начались еще в эпоху Античности, более 3 тыс. лет назад. Но особенно энергично это направление в психологии мышления стало развиваться с начала прошлого века.

Именно тогда перед людьми встали такие проблемы, решение которых требовало повышения интенсивности мыслительного процесса, а старые методики оказались уже малоэффективными. Требовалось что-то особенное, такие методы, которые позволили бы мысли вырваться за рамки привычных шаблонных решений. В середине XX века разработкой методов активизации мышления занимались лаборатории при военно-промышленном комплексе, конструкторские бюро крупных фирм, закрытые НИИ. В настоящее время эти методы не только доступны всем желающим повысить эффективность мышления, но и активно популяризируются.

Инструментальные методы

Инструменты – это некие приспособления, которые облегчают человеку деятельность. Например, забить гвоздь кулаком сложновато, а молотком – без проблем. Да и землю копать проще не руками, а лопатой, а еще лучше экскаватором.

Вот инструментальные методы и есть набор таких схем, инструментов, которые помогают решить стоящие перед человеком задачи. Их удобно использовать, чтобы применить готовую схему, не требуется интеллект гения, вполне достаточно среднего уровня.

Но у инструментальных методов есть свои недостатки – они узкоспециализированные, то есть предназначены для решения проблем одного типа или в одной области. Универсальными эти методы не назовешь:

  • «Теория решения исследовательских задач» (ТРИЗ) Г. Альтшуллера предназначена для проблем научно-технического или конструкторского характера.
  • Методика «Бином фантазии» Дж. Родари работает преимущественно в области литературного творчества.

Но все же пользоваться инструментальными методами активизации мышления не только можно, но и нужно, так как они организуют наше мышление, создают условия и для решения задач, и для саморазвития человека. Вот примеры таких «инструментов».

Метод алгоритма

Этот метод не только самый известный, но и один из старейших. Его разработку связывают с именем узбекского ученого IX века Аль-Хорезми. Первоначально метод алгоритма применяли только для решения арифметических задач, но позднее его стали использовать значительно шире. Он опирается на логику, а эта строгая наука очень высоко ценилась, как и логическое мышление.

Метод алгоритма сводится к решению задач поэтапно, следуя четкой последовательности действий. Имея готовый алгоритм, можно с легкостью решить сложную задачу, переходя от одного простого действия к другому. Это очень удобный метод, и часто мы, столкнувшись с какой-то проблемой, обращаемся к справочникам, спрашиваем совета у друзей, занимаемся поисками информации на сайтах в надежде найти тот самый алгоритм – правильную последовательность простых действий, необходимую для решения нашей проблемы. Но метод алгоритма имеет целый ряд недостатков.

  • Универсального алгоритма для решения любой проблемы нет, хоть его искали не одну сотню лет.
  • Алгоритмы строго специализированы и служат для решения только стандартных однотипных задач.
  • Метод алгоритма, так же как и строгое логическое мышление, не годится для решения творческих задач, не имеющих однозначного и единственно верного решения.

Однако этот метод успешно используется и в современном мире, а в школьном обучении он едва ли не единственный способ активизации мышления.

Метод фокальных объектов

Этот более оригинальный и интересный метод, разработанный немецким математиком Ф. Кунце, предназначен для решения проблем, связанных с усовершенствованием какого-то объекта с целью придания ему новых качеств и свойств. В настоящее время он эффективно используется в изобретательском деле и в разработке новых видов товаров народного потребления. Суть метода состоит в том, чтобы путем присоединения к исходной вещи свойств или признаков случайных объектов усовершенствовать или видоизменить ее.

Например, мы хотим усовершенствовать настольную лампу. Для того чтобы придумать что-то интересное и оригинальное, нужно выполнить следующие мыслительные действия:

  • Поместить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию в фокус внимания. Фокальный объект у нас – лампа.
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу, просто назвав наобум и т. п.). Допустим, это будут роза, одеяло, мобильный телефон.
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Роза – красивая, пахнет, растет, имеет колючки и т. д. Одеяло – теплое, мягкое, им можно укрываться, оно прямоугольное. Мобильник – переговорное устройство, есть дисплей, можно выйти в интернет, можно слушать музыку и т. д.
  • Полученные признаки перенести на фокальный объект и получить новые сочетания. Например: лампа красивая, хорошо пахнет, имеет колючки, может расти.
  • Новые сочетания осмыслить, проанализировать, добавить что-то еще. Зафиксировать все интересные идеи.
  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации.
  • В итоге у нас может получиться настольная лампа, совмещенная с обогревателем, ароматизатором и аудиопроигрывателем.

Перебор вариантов можно продолжить, выбрав другие случайные объекты и наделив фокальный объект новыми свойствами. Рано или поздно обязательно найдется какое-нибудь гениальное решение и будет изобретена вещь с уникальными свойствами и качествами. А до этого можно поразвлекаться занимательной, веселой игрой, в которую превращается метод фокальных объектов. Как показывает опыт, в нее с увлечением играют как дети, так и взрослые.

К инструментальным методам относится:

  • морфологический анализ, разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки;
  • решетка ФКБ Р. Вона;
  • «Бином фантазии» Дж. Родари;
  • ТРИЗ Г. Альтшуллера.

Подобные техники помогают решать задачи в определенных сферах, но не являются универсальными.

Универсальные или психологические методы

Эти методы не дают готовых рецептов, но они действительно активизируют мышление, заставляют нашу мысль свернуть с проторенной дороги стандартных, шаблонных решений. Психологические техники направлены на изменение типа нашего мышления с логического на творческое. В результате этого они позволяют решать казалось бы неразрешимые задачи и находить пути выхода из безвыходной ситуации.

Эти методы необычны, нередко они вызывают недоумение, но главная их цель – воздействовать не только на сознание, но и на подсознание, подключить к поиску решения воображение и интуицию.

Маевтика Сократа и SCAMPER

Одним из первых универсальных методов стала маевтика, разработанная еще Сократом. Маевтика с древнегреческого – «повивальное искусство». С помощью этого метода, как считал Сократ, можно помочь человеку родить идею, решение, скрытое от его самого знание, так же как повивальная бабка помогает роженице произвести на свет ребенка.

Суть данного метода в том, чтобы задавать себе вопросы, касающиеся проблемы. Правильно поставленные вопросы:

  • помогут человеку организовать мышление;
  • прекратят беспорядочное, а нередко и паническое метание мыслей;
  • помогут найти правильное решение сложной задачи.

В XX веке метод вопросов Сократа неоднократно дорабатывался, в результате чего появилось несколько родственных ему методик. Вся сложность в том, чтобы правильно подобрать вопросы. В результате получил распространение список универсальных вопросов А.Осборна, позднее объединенных в систему SCAMPER.

Техника SCAMPER основана на убеждении, что все новое – вариация уже существующего. Каждая буква в этой аббревиатуре представляет собой отдельный метод, по которому вы можете работать с характеристиками проблемы.

В русском варианте это могут быть следующие вопросы:

  • Что вы можете заменить?
  • Как вы можете скомбинировать вашу проблему с чем-то другим или скомбинировать отдельные подпроблемы?
  • Что вы можете адаптировать к вашей проблеме? Можно ли как-то изменив ситуацию адаптировать проблему к себе?
  • Что вы можете добавить к чему-то существующему?
  • Что вы можете заменить в уже существующем порядке?
  • Как вы можете применить эту идею в другом месте?
  • Что вы можете исключить из этой идеи?
  • Как можно изменить порядок?
  • И что произойдет, если посмотреть на проблему с другой стороны?

Прежде чем применять схему SCAMPER, необходимо четко определить проблему, которую требуется решить, или идею, которую необходимо разработать. Это может быть все что угодно: проблема в личной жизни, в бизнесе, продукт, процесс, сервис, который вы хотели бы усовершенствовать.

Стратегия «трех стульев»

Создателем этого метода является У. Дисней – основатель всемирно известной студии мультфильмов. Дисней был творческим человеком и тогда, когда он не был еще известен и богат, разработал методику, позволяющую не просто заставить человека мыслить творчески, но и активизировать его мышление.

Одна из трудностей решения сложных проблем состоит в том, что человек видит задачу только с одной стороны, изменить ракурс зрения бывает крайне сложно. Дисней предлагает интересный способ.

Представьте, что в вас живут три личности со своими взглядами на мир и конкретно на стоящую перед вами проблему:

  • Мечтатель. Он способен рождать самые фантастические и бредовые идеи, полет его фантазии ничем не ограничен. Посмотрите на проблему взглядом Мечтателя, предложите самые невероятные мысли и способы ее решения.
  • Реалист. Это человек дела, он прагматик и с этой точки зрения смотрит на проблему и фантастические идеи Мечтателя. Он анализирует каждую из них и примеряет к проблеме.
  • Критик. Он ищет трудности, подводные камни в каждом варианте, предложенным Реалистом и Мечтателем. Он должен не просто дать оценку возможности реализации идей, а постараться найти все, что может этому помешать.

Разделить свою личность на три составляющие может быть весьма непросто, поэтому Дисней советует воспользоваться тремя стульями. Поставив их в разных углах комнаты, привязать к каждой позиции и по мере необходимости пересаживаться со стула Мечтателя на стул Реалиста, а с него на место Критика.

На стратегию У. Диснея похожа методика «Шесть шляп мышления» известного исследователя творчества Э. де Боно. Только применяется она чаще при групповом обсуждении проблемы.

К психологическим методам можно отнести:

  • «рефрейминг» и ассоциативные методики;
  • метод аналогий и визуализацию;
  • «мозговой штурм» и интеллект-карты Т. Бьюзена;
  • метод кластеров и синектику.

А еще больше появляется модификаций этих методов и совершенно новых разработок. Ведь психологические способы не только активизируют мышление, но и развивают творческие способности личности, повышают уровень креативности и пробуждают потребность к .

Что же в итоге: мы управляем мышлением, или оно нами? Узнайте из видео.