Греческие колонии на берегах средиземного. Греческие колонии на берегах средиземного и черного морей. Из Греции в колонии ввозилось

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1) западное – остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2) северо-восточное – Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3) южное – северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§3. Греческие колонии на территории скифов
(северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах – амазонках – появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей (ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2) колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3) в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4) жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.

Урок № 2

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник А А Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, общеобразовательных учреждений, М: Просвещение 2004 год; историческая карта «Древняя Греция»; раздаточный материал; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Основные понятия: колония, Эллада, эллины.

Ход урока:

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2 мин.

15 мин.

Вопрос классу

Фронтальный опрос с места.

Работа с картой.

И ндивидуальный опрос у доски .

И ндивидуальный опрос.

20 мин.

Слайд №1

Если затруднились.

Стр.72, п3.

Слайд №2

Слайд №3

Дополнительно: стр. 144 – 145 п.1 уч.

Слайд №4

Работа с текстом учебника.

Слайд №5

Учащиеся работают с картой.

Слайд №6

Слайд №7

Стр. 146 уч.

Слайд №8

Читаем II фрагмент источника.

Доп. стр.145 п.2 уч.

Слайд №9

3 мин.

I Орг.момент

Приветствую учащихся и проверяю готовность к уроку.

II Проверка домашнего задания

Ребята к ак вы думаете, где мог произойти такой разговор отца с сыном: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы. Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»

Хорошо. Почему в Спарте, как вы это определили?

Где располагалась Спарта?

Как назывался полуостров?

Области завоеванные дорийцами?

Каким был состав населения Спарты? На какие группы делилось? Чем о тличалось положение спартанцев, илотов и периэков ?

Каким было управление в Спарте?

Карточки с текст ом , в котором необходимо исправить ошибки.

«Спартой управляли цари, которых выбирали на народном собрании. Голосование происходило путем поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов».

Как воспитывали юношей спартанцев?

Какую цель преследовало такое воспитание?

Кроссворд.

    Основное занятие спартанцев. Что воспитывали с детства и чему посвящали всю жизнь.

    Как спартанцы начали называть покоренное население?

    Неполноправные жители Древней Спарты, занимающиеся ремеслом и торговлей.

    Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы, такая речь называлась…

    Название полуострова куда вторглись завоеватели дорийцы?

    Один из самых крупных греческих полисов располагающийся в Южной Греции?

III Изучение нового материала

План: 1. Причины переселения греков в другие страны.

    В каких местах греки основывали колонии.

Тема нашего сегодняшнего урока «Греческая колонизация».

Вспомните что такое колония? Где мы встречались с этим понятием?

Подумайте на ваш взгляд, что нам предстоит сегодня выяснить?

Наша цель ответить на эти вопросы. В конце мы к ним вернемся.

Итак, что же заставляло греков покидать свою Родину и основывать колонии? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к историческому источнику.

После обсуждения учитель подводит итог.

Причины создания колоний: - угроза голода;

Долговое рабство;

Малоземелье;

Борьба между демосом и аристократами;

Развитие торговли.

Читают отвечают на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию?

Каковы направления греческой колонизации?

Обратите внимание, как на карте обозначены колонии. Направление греч. колонизации: Северное Причерноморье, Малая Азия, Северная Африка, Южные Апеннины, Северо-Западное Средиземноморье.

Что ввозили и что вывозили греки из колоний?

Какие места выбирали греки для основания колоний?

Обращаю внимание учеников на иллюстрацию ( стр. 145 учебника ) .

По каким признакам вы определили, что это колония, а не полис на Балканском полуострове?

Что доказывает, что перед нами греческая колония?

IV. Закрепление полученных знаний

Возвращаю детей к вопросам, поставленным в начале урока.

V. Домашнее задание : § 32. Пункт 3 параграфа дается для самостоятельного чтения.

Отвечают: такой разговор мог произойти в Спарте.

Упоминание об илотах; «воруй но не попадайся»

На юге Греции;

Пелопоннес;

Лакония и Мессения.

(2ой ученик проверяет, исправляет ошибки).

См. приложение №1

Ученики находят ошибки устно их исправляют, объясняют.

См. Прил. №2

Отвечают на вопросы вписывают ответ по цепочке.

Война, илоты, периэки, лаконичной, Пелопоннес, Спарта.

Записывают тему в тетрадь.

К.-поселения основанные древними народами в чужих землях.

Высказывают предположения .

Называя ответы, подтверждают цитатами из источника.

См.Приложение №3

кружком; стрелочками.

Заполняют таблицу. См. приложение №4

Колонии могли возникнуть только на побережье с удобными бухтами, в которые могли причалить корабли, с хорошими плодородными землями, на которых можно было выращивать пшеницу, с источниками пресной воды (например, в устье реки).

Отвечают на вопросы .

Вывод:

Слайд № 10

Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке до н.э. греки основали множество колоний. Но где бы они ни жили, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Сами себя греки называли эллинами, а Грецию – Элладой.

Конспект урока

по истории

Агафонова Юлия Борисовна

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока : комбинированный.

Цели урока: сформировать представление об эпохе Великой греческой колонизации.

Задачи урока:

Обучающие : дать представление о греческой колонизации, продолжить формирование представления о Древнем мире.

Развивающие : продолжить развитие умения анализировать историческую ситуацию, выявить:

Воспитывающие: дать оценку причин процесса миграции древних греков и характера отношений греков и варваров.

Вводимые понятия : колония, колонизация, Эллада, эллины, метрополия.

Оборудование: Вигасин А.А и др. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение. Карта «Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.

План урока

    Причины греческой колонизации.

    Основание колоний.

    Жизнь в колониях.

    Северное Причерноморье.

Ход урока.

I .Вступительная часть.

Представьте себе ситуацию, некий путешественник рассказывает вам о дальних землях, которые он когда-то видел. И вы услышите примерно следующее «А ещё есть на севере земли, где в непроходимых лесах обитают рыжеволосые будины, поедающие шишки. А в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) - аргипеи, питающиеся только молоком и черешней. В самих горах обитают люди с козьими ногами. А ещё есть земли, где живут громадные муравьи величиною с собаку. Живут они в песчаной местности, роют себе жилище под землёй и выносят на поверхность золотой песок». Представьте себе, какой странный рассказ. Первое, что вам придёт в голову, что этот путешественник никаких далёких стран не видел и скорее всего не покидал пределы собственного дома, поэтому и рассказывает вам небылицы. Но ведь именно такие небылицы передавали друг другу в качестве правдивых рассказов древние греки, так что же получается, греки никогда не покидали пределов своих полисов. Нет, греки были очень смелыми путешественниками, просто далеко не все земли они видели сами, поэтому верили слухам, но уж те государства, с которыми они торговали и воевали, греки изучили досконально. А ближайшие территории греки не только изучали, но и активно заселяли.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего мира основывал свои колонии.

Выслушав ответы, учитель сообщает: « В период с VIII-VI века до н.э. греки организовали великое множество поселений на территории других государств. Поселения эти назывались колонии. И сегодня мы поговорим об этом процессе»

II . Изучение нового материала.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.

Постановка проблемы.

Казалась, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Некоторые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. Люди уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Но почему греки в таком количестве покидали свои полисы? Почему происходило это переселение, и к каким результатам привело?

III . Получение нового знания.

Посмотрите, в названии темы и пункта плана у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходимо записать в тетрадь.

Давайте вспомним, какие группы населения проживали в греческих полисах? (ответыучеников). Вы назвали группы, занимавшие разное положение . Но покидали Грецию представители всех групп. Как вы думаете, почему?

После того как будут высказаны предположения, учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы.

Представьте себе, что вы оказались в Коринфе-богатом торговом городе. Здесь собрались несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает Родину.

Я – Бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах. Каменистая малоплодородная почва. Сколько не работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду своё счастье.

У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю не стать бы рабом должником. Решил я бросить заложенный участок и родную деревню.

Тут к разговаривающим крестьянам подходят два хорошо одетых грека.

Мы торговцы. Верные люди рассказали нам, что в заморских странах охотно меняют пшеницу на греческие товары. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешивается ткач-ремесленник.

Я навсегда покинул родной город, так как я поднял демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали вверх, и мне пришлось бежать.

Почему греки покидали свои полисы?

Ученики должны назвать следующие причины:

1). Нехватка земли.

2). Угроза голода.

3). Угроза долгового рабства.

4). Стремление разбогатеть.

5). Борьба демоса и знати.

Названные причины необходимо записать в тетрадь.

И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. По разным причинам вы вынуждены покинуть родину. Решение принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учителя – помочь выстроить план действий по выводу колоний.

Посмотрите внимательно на карту (учебник стр.151).

Афинский мыслитель Сократ, шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Подумайте, что он имел ввиду?

Действительно, греческих колоний было много, но можно выделить основные направления, куда греки отправлялись чаще всего.

Определите эти направления по карте. Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное.

Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюстрацию (учебник Вигасина А.А и др.) и опишите место расположения будущего города. Почему колония строилась на берегу моря? (для удобства торговли). Что продавали и покупали греческие купцы?

Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков.

Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему? Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. Данный вопрос можно рассмотреть на основе чтения текста учебника (стр. 152-154).

Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию - Элладой.

Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом? (Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию).

Греческие колонии становились независимыми городами-государствами-полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает «мать-город».

Учитель задаёт вопросы: «Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?»

В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. (Колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих осознать себя единым народом, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло).

Подведение итогов урока.

Почему происходило переселение, каковы были результаты?

Домашнее задание: 32, вопросы и задания к параграфу устно, задания в рабочей тетради.

Литература .

    А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

    Хачатурян В.М. Древняя Греция: История, быт, нравы. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

    Школьная энциклопедия. История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

И карийцев из мест их торговли. Несомненно, еще в глубокой древности сидонские корабли с матросами, собранными с разных частей малоазийского приморья и соседних островов, уже плавали через Геллеспонт (Дарданеллы), основывали поселения на том маленьком море, которое называется теперь Мраморным, и вели прибыльную торговлю с дикими туземцами. Достоверно и то, что индийские и ассирийские товары провозились через Армению на южный берег Черного моря и что там были рынки для торговли ими. Но когда проникли на берега Черного моря греки, торговля там стала деятельнее и поселения их стали распространять культуру между варварским туземным населением.

Греческие колонии. Карта

Греческие колонии южного берега Чёрного моря

Еще в начале VIII века, около 785 (756?) года до Р. X., милетские мореплаватели основали колонию на полуострове, вдающемся в Черное море на южном его берегу, неподалеку от устья реки Галиса. Очень может быть, что здесь до этого уже была ассирийская фактория, и что милетские торговцы приобрели ее покупкою или вообще какою-нибудь полюбовною сделкою. Как бы то ни было, но милетцы основали на полуострове подле мыса Сирия город Синоп; полуостров образовал и с западной и с восточной стороны хорошие гавани; а перешеек, соединявший его на юге с материком, был так узок, что легко было перегородить это место стеною, и она обеспечила колонию от набегов. Положение колонии Синоп было чрезвычайно удобно для торговли, и сама по себе местность была богатая: у берегов было много рыбы; при мягкости климата, превосходно росло оливковое дерево; соседние горы, покрытые густыми лесами, были богаты железом, а жившие дальше в горах воинственные туземцы приводили в город на продажу много пленных.

И вообще в той части южного берега Чёрного моря географические условия были выгодными. Потому через тридцать лет после возникновения Синопа была основана дальше на восток, в богатой железом стране халибов, и другая греческая колония, Трапезунт (около 756, по другим данным – около 700 до Р. Х.). Одновременно с нею была основана на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) для охранения черноморской торговли колония Кизик. Она была построена на круглом полуострове, который соединялся с материком лишь узким перешейком; впоследствии, через перешеек прокопали ров, и полуостров стал островом. Туземцы были покорены греками и возделывали нивы и виноградники своих господ, но не были обращены в рабство, а находились в состоянии, подобном крепостному.

Греческие переселенцы из Кизика основали (около 700 г.) колонию на Проконнесе, одном из тех островов Пропонтиды, которые теперь называются Мраморными и по которым сама она называется Мраморным морем. Около того же времени безопасность прохода через Дарданеллы была упрочена для милетских кораблей построением двух укрепленных портовых городов на этом проливе – Абидоса и Пария; через несколько десятилетий был построен там третий город, сначала называвшийся Питиуссой («Сосновым городом»), впоследствии Лампсаком. В каппадокийских храмах «Сирийской богини» греки видели служительниц, иеродул, одетых в мужское платье и вооруженных, совершающих шумные обряды и военные танцы; из этого возникли у них легенды о том, что амазонки , с которыми сражались Геракл и Тесей , жили на Фермодоне.

Кроме торговой предприимчивости, милетяне могли основывать свои колонии на севере и по другому мотиву: быть может, их переселенцы удалялись туда от войн, опустошавших запад Малой Азии. На эту мысль наводит дошедший до нас отрывок из военной элегии Каллина Эфесского, жившего около 730 года. Он убеждает греков бесстрашно биться для защиты «детей и молодых жен», обещает вечную славу тем, которые падут в битве. Мы видим из этого, что какие-то сильные враги нападали тогда на малоазийские колонии эллинов . Быть может, это были те скифские племена, треры и киммерийцы, которые не раз опустошали Малую Азию и раскидывали свой окруженный телегами стан на полях по Каистру. Они разрушили Синоп вскоре после того, как он был основан. Милетяне вновь построили эту колонию через 150 лет после разрушения.

Греческие колонии Северного Причерноморья

Греческие колонии южного берега Черного моря быстро богатели. Это ободрило милетян основать поселения на западном и на северном берегах его, у широких устий рек, где много рыбы, и на обширных, удобных для земледелия равнинах. Они построили (между 600 и 560 гг. до Р. Х.) в дельте Дуная колонии Истр, Томы, Одесс; на севере оттуда, в богатом рыбою лимане Днестра – Тирас (нынешний Аккерман). В северном углу Черного моря, где сближаются низовья Буга (Гипаниса) и Днепра (Борисфена), в которых много очень хорошей рыбы, греки среди роскошных нив и лугов основали Ольвию («Город Изобилия»). Они вывозили из этих колоний огромное количество вяленой, рыбы в сирийские и малоазийские города, и черноморская рыба стала там одним из главных видов пищи небогатых людей.

Руины греческой колонии Ольвия

Греческие колонисты перенесли свои легенды и в те далекие страны. Остров, лежащий перед устьями Дуная, стал у них островом Левкой («Белым островом»), на который был перенесен после своей смерти герой Троянской войны Ахилл и где он вел счастливую загробную жизнь. Полоса твердого песку на приморье к югу от Ольвии была, по мнению колонистов, стадией, на которой быстроногий герой занимался гимнастическими играми; и моряки молились ему, чтоб он дал им счастливое плавание. Скалистые берега и дикие нравы населения Таврического (Крымского) полуострова долго казались грекам опасными; но наконец они построили на восточном его берегу колонию Феодосию, а у входа в Меотиду (Азовское море), на таврическом берегу, Пантикапей (Керчь) с крепким акрополем; на другом берегу пролива, называвшегося у них Босфором Киммерийским, на мысе устья Гипаниса (Кубани), они основали колонию Φанагорию. Пантикапей стал одним из центров культа Деметры .

Руины греческой колонии Пантикапея

Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов , безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы. Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.

Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

Наконец милетяне основали поселения и на восточном берегу Черного моря, в стране воинственных племен Кавказа. Они построили там города Фасис и Диоскурию, ставшие рынками товаров внутренней части Азии. Теперь все Черное море было охвачено греческими колониями. Торговля на нем получила очень большое развитие. Колонии деятельно обменивались товарами между собою и с Милетом. В колонии шли большие караваны из дальних стран: в Ольвию и Танаис они везли продукты Урала и Сибири, в Диоскурию металлы Армении, драгоценные камни, жемчуг, шелк, слоновую кость Индии. В середине VI-го века Милет был метрополией 75 или 80 греческих колоний, подобно ему энергичных; а некоторые из них даже превосходили его великолепием и богатством.

В Древней Греции к VI в. до н.э. сложилось множество независимых государств (полисов). Греки были высокоразвитым народом. Они были хорошими воинами, умелыми торговцами, искусными ремесленниками. Кроме того, греки были отличными мореплавателями. Их жизнь во многом была связана с морем. Потому что Греция была со всех сторон окружена морями (см. карту). Земля Греции покрыта горами, часто по морю было добираться быстрее, чем по суше. Греки хорошо изучили окружающие их моря.

События

VIII-VI вв. до н. э. - Великая греческая колонизация.

Колонизацией греки называли основание новых поселений - независимых полисов в дальних землях.

Метрополией (дословно переводится как «город-мать») назвалось то государство, которое основало колонию. Колония не становилась зависимой от метрополии, это было самостоятельное государство.

Зачем греки основывали колонии?

  • Греция - небольшая страна. Когда увеличивалось население, сложно было его прокормить. Не хватало хлеба, к тому же в гористых районах его было очень сложно выращивать.
  • В Греции нередки были столкновения знати и демоса. Проигравшая группировка часто изгонялась из полиса и вынуждена была искать новое место жительства.

Где греки основывали колонии?

  • Все колонии Древней Греции были приморскими.
  • Греки основывали новые полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей, по берегам Европы, Азии и Африки.

Известные греческие колонии (см. карту):

Запад - Сиракузы, Неаполь, Массилия.

Восток - Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Соседями греков в этих краях были скифы.

Юг - Кирена.

Из колоний греки везли:

  • зерно,
  • металлы,
  • рабов.

Из Греции в колонии ввозилось:

  • оливковое масло,
  • вино.

Как повлияла колонизация на жизнь древних греков?

  • Развивались ремёсла,
  • повысился уровень жизни,
  • новый приток рабов,
  • расширился кругозор греков.

Участники

Рис. 1. Колонии Греции ()

Греки научились строить прочные деревянные корабли. Купцы везли на них изделия ремесленников и другие греческие товары в заморские страны. Шерстяными тканями славился Милет - греческий город в Малой Азии. Лучшее оружие производили в городе Коринфе, а лучшие гончарные изделия - в Афинах.

Сначала купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам для обмена товарами с местными жителями. Затем греческие торговые города стали основывать свои постоянные колонии на побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 1).

В Греции было много желающих переселиться в колонии: ремесленников, надеявшихся найти там хороший сбыт своим изделиям, крестьян, потерявших землю, людей, вынужденных бежать со своей родины. Борьба демоса и знати в греческих полисах заставляла многих греков покидать родину. Гесиод писал, что бедняки уезжали, «чтобы от долгов освободиться и голода злого избегнуть». При победе знати ее противники вынуждены были бежать, спасаясь от мести победителей. Демос, добившись власти, изгонял враждебных ему аристократов. «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял», - писал изгнанный аристократ.

Город, основывающий новую колонию, отправлял туда целую флотилию военных и торговых кораблей (рис. 2).

Рис. 2. Греческий торговый корабль ()

В чужой стране греки захватывали земли возле удобной бухты или в устье реки. Здесь они строили город и окружали его крепостной стеной. Переселенцы устраивали ремесленные мастерские, обрабатывали около города землю, разводили скот, торговали с племенами, жившими в глубине страны. У местных племен греки приобретали рабов. Часть рабов оставляли работать в колониях, а часть отправляли для продажи в Грецию.

Многие колонии не уступали по величине большим городам Греции. Греки не удалялись далеко от моря. Один древний писатель сказал, что они сидели на берегу моря, как лягушки сидят вокруг пруда.

В Греции благодаря торговле с колониями увеличился спрос на ремесленные изделия, а это способствовало дальнейшему развитию в ней ремесел и торговли. Стали быстро расти греческие города, расположенные возле удобных гаваней. Привоз рабов из колоний вел к развитию в Греции рабовладения.

Хотя греки расселились на огромной территории, они продолжали говорить на родном языке. Себя они называли эллинами, а свою родину - Элладой. В странах же, где возникли колонии, распространялась греческая культура - эллинизм.

На берегах Черного и Азовского морей сохранились развалины древних греческих городов - остатки крепостных стен, домов, храмов. Археологи находят среди развалин и в гробницах монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке. Часть изделий изготовлена здесь, а часть привезена из Греции. На берегу Керченского пролива стоял один из наиболее древних и крупных греческих городов на юге нашей страны - Пантикапей (рис. 3).

Рис. 3. Пантикапей (Реконструкция) ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Xtour.org ()
  3. Historic.ru ()

Домашнее задание

  1. Найдите на карте и опишите местоположение крупнейших греческих колоний: Массилия, Тарент, Сиракузы, Кирена, Милет.
  2. Назовите основные причины основания греческих колоний.
  3. Какой образ жизни вели греки на чужбине?
  4. Как повлияло распространение греческой культуры на местное население?