Формирование и развитие внимания кратко. Приемы развития внимания. Развитие постпроизвольного внимания у взрослых

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности - внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип - рассеянность . Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.

Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял.

Третий вид невнимательности - результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания:

  • приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
  • упражнять произвольное внимание;
  • добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу;
  • связывать внимание с требованиями дисциплины и т.п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности - ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

Под развитием внимания подразумевается 1 процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания . Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой . Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:
- речь, развиваемая под воздействием обучения;
- копирование (подражание) поведения взрослых людей;
- умственная деятельность.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, -подчеркнуто обращенных к нему. Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной .

На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание. Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди». Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня Зарождение средства регуляции своим -внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.

7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом негативно сказываются на характеристиках .

Индивидуальные особенности внимания обусловлены особенностями нервной системы:

    Сильный тип нервной системы – высокая концентрация и устойчивость внимания; слабый тип – низкая концентрация и устойчивость;

    Подвижный тип нервной системы – высокая переключаемость внимания; инертный тип - низкая переключаемость.

Одним из индивидуальных особенностей внимания является рассеянность . Рассеянность в одних случаях обусловлена низкой концентрацией и устойчивостью внимания (неспособность сконцентрировать внимание), в других случаях – низкой переключаемостью (неспособность переключить внимание).

Глава 2. Способы развития внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

Различают естественный и искусственный пути развития внимания . Естественный путь обусловлен медленными биологическими процессами развития самой психики человека. Искусственный же путь предполагает интенсификацию развития за счет различных психологических приемов и технологий и требует периодического закрепления приобретенных качеств. Наиболее существенное влияние на развитие внимания оказывают факторы:

    речь, развиваемая под воздействием обучения;

    копирование (подражание) поведения взрослых людей;

    умственная деятельность.

В процессе развития внимания выделяют несколько стадий. На 1-й стадии имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии весомую роль в развитии внимания играет невербальное поведение

взрослых (мимика, жесты, позы), а также паралингвистические параметры их речи

(интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращенных к нему. Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной эмоциональности.

На 6-й стадии все еще преобладает непроизвольное внимание. Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди». Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня Зарождение средства регуляции своим мышлением -внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.

7-я стадия характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания.

Существуют различные тесты на внимание и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что они как интересны, так и полезны для общего развития ребенка. Подобные тесты можно (и нужно) использовать также и для более взрослого населения.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет определенные этапы развития. Ниже этапы представлены невольной вниманием, а высшие -произвольный. Непосредственное внимание - это также ниже форма ее развития по сравнению с опосредованным.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в ричиши культурно-исторической концепции их формирования. По его мнению, история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, и ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Л. Вигогський пишет о том, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, в которой существует двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. Второй ряд - это язык взрослого, слова, которые им произносятся и выступают в роли стимулов - указаний, которые направляют непроизвольное внимание ребенка.

Процессы произвольного внимания, направляемых языке взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, используя то же средство овладения вниманием в отношении самой себя, ребенок переходит к управлению своим поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований, последовательность развития детского внимания выглядит так.

1. Первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективной, врожденной признаки непроизвольного внимания ребенка. Ребенок сначала реагирует только на внешние раздражители, причем только в случае их резкого изменения (неожиданные громкие звуки, переход из тьмы к яркому свету и т.д.). Начиная с третьего месяца, ребенок все больше интересуется объектами, которые связаны с ее жизнью. В пять-семь месяцев ребенок может долго рассматривать определенный предмет, ощупывать его. Особый интерес проявляет ребенок в ярких, блестящих вещей. Это позволяет говорить о достаточном уровне развития у ребенка непроизвольного внимания.

2. Конец первого года жизни. Возникает ориентировочно-дослиднинька деятельность как средство будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Появляются зачатки произвольного внимания, что связано с процессами воспитания ребенка. Взрослые постепенно приучают ребенка выполнять не то, что она хочет, а то, что ей нужно делать. Начинает проявляться сознание, хотя еще в примитивной форме.

4. Второй - третий год жизни. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В ходе игры ребенок учится координировать свои действия в соответствии с задачами игры и ее правил. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появляется способность направлять свое внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Ребенок знакомится со все большим количеством предметов и явлений, постоянные беседы с родителями, игры, в которых дети подражают поведение взрослых, манипулирование предметами - все это обогащает опыт ребенка, развивает его интересы и внимание.

6. Пять - шесть лет. Основной особенностью этого этапа является неустойчивость произвольного внимания. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители, внимание достаточно эмоциональной-ребенок все еще плохо владеет своими чувствами. В отличие от произвольного внимания непроизвольное внимание достаточно устойчивой, длительной и сосредоточенной. Постепенно путем упражнений и волевых усилий развивается способность управлять своим вниманием.

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания происходит за счет дисциплинированности, что способствует формированию контроля за собственным поведением. В начальных классах у ребенка преобладает непроизвольное внимание и она еще не может полностью контролировать своего поведения на уроках. Поэтому учитель должен стремиться сделать свои уроки яркими, эмоциональными, часто менять форму подачи учебного материала. Это также обусловлено преобладанием в этом возрасте наглядно-образного мышления.

В старших классах произвольное внимание достигает достаточно высокого уровня развития. Старшеклассник может достаточно долго сосредотачиваться на определенных видах деятельности, контролировать свое поведение. В этом возрасте на качество внимания влияют не только условия воспитания, но и возрастные особенности, связанные с физиологическими изменениями, происходящими в этот период. Это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, снижением работоспособности.

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Обычно возникновению непроизвольного внимания способствует целый комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны, но условно их можно разделить на четыре категории.

1. Причины, связанные с характером внешнего раздражителя. Сюда включают силу, или интенсивность, раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение – громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах – невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя.

2. Причины, связанные с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

3. Причины, связанные с общей направленностью личности. То, что интересует больше всего и что составляет сферу интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если человек сталкивается с этим случайно. Общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказывается на возникновении непроизвольного внимания.

4. Чувства, которые вызывает воздействующий раздражитель. То, что интересно, что вызывает определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Л. С. Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно.

Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, – в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции

Существует еще один вид внимания, этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Но в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время, в отличие от произвольного внимания, здесь нет или почти нет волевых

Развитие внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В 5–7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально – он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируются усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13–15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй – этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.