Деятельностный подход в обучении на уроках окружающего мира

"Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который

мы не в состоянии использовать?
Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то этого достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что, если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня." (Гёте)

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

Часто в преступную деятельность несовершеннолетние вовлекаются через дружеское общение со сверстникамии старшими приятелями, уже ступившими на

уголовную стезю. Определительную роль здесь играет боязнь подростка прослыть - предателем, трусом. К счастью не все ребята поддаются на такую агитацию
Порой подростки идут на преступление под влиянием взрослых. Руками несовершеннолетних взрослые совершают иногда опасные преступления, оставаясь втени, чтобы избежать ответсвенности. А сами подростки идут навсречу таким покровителям, получая от них вознаграждение.
Вопрос: 1) Что вы посоветовали молодому человеку,который попал подвлиянием преступной группы
2) Сформулируйте правила поведения, которых следуетпридерживаться, чтобы предохранить себя от вовлечения в преступную деятельность.
Вопрос по обществоведению

Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!!! Само задание: "В России

переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные...

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.. . По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве.. . к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

2. На смену командной пришла рыночная экономика.

3. И.Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

Цель:

  1. Обеспечить усвоение знаний о замкнутом круговороте путем смены экосистемы;
  2. Учить анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания путем решения проблемных вопросов;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения: компьютер, экран, проектор, компакт-диск «Мир природы» автор: Г.О. Аствацатуров и др., магнитофон, учебник «Окружающий мир» Обитатели Земли, 3 класс, 2 часть, автор: А.А. Вахрушев, Атлас Самарской области (растения и животные, занесенные в Красную книгу), таблицы экосистемы, иллюстрации, макеты поверхности Земли, сухие грибы с деревьев, схемы экосистем, раздаточный материал с заданиями для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Настроимся на урок. Упражнение «Сотвори в себе Солнце» (релаксация).

(Магнитофон. Включена музыка. Руки вытянуты на парте ладонями вверх)

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка стала еще больше.

Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость , тепло, свет, нежность, ласку .

Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны вверх).

2. Блиц-опрос.

– Урок наш начнем как всегда с блиц-опроса.

– Дополните фразы названиями составных частей экосистемы.

  1. Часть экосистемы, в которой расположены корни растений – это …(почва).
  2. Обитатели экосистемы, к которым относимся и мы с вами – …(потребители).
  3. Жидкая часть экосистемы – …(гидросфера).
  4. Обитатели экосистемы, которые дают всем организмам кислород – …(производители).
  5. Самая твердая часть экосистемы – …(литосфера).
  6. Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества – …(разрушители).
  7. Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов – …(атмосфера).

– Предлагаю задание для каждого ряда. Составьте из этих организмов цепь питания. Кому я дам карточки, тот со своего ряда выбирает еще 3 человека, и уже вместе составляете цепь питания. (Детям даются карточки).

1 ряд: растение → кузнечик → скворец → сокол
2 ряд: водоросли → рачки → карась → щука
3 ряд: ель → жук-усач → дятел → ястреб

– Определите, к какой экосистеме относятся эти организмы?

1 ряд: экосистема луга,
2 ряд: экосистема озера,
3 ряд: экосистема леса.

Задания по рядам.

– Определив названия, вы встаете:

1 ряд – лесных производителей,
2 ряд – лесных потребителей,
3 ряд – лесных разрушителей.

Ель, белка, дятел, береза, дождевой червь, ястреб, микробы, лось, белый гриб, дуб, мышь. (Учитель читает вслух. Определяя названия, дети встают по рядам - физкультминутка).

3. Актуализация знаний.

– На прошлом уроке мы с вами изучали потребителей и разрушителей лесной экосистемы. Сейчас посмотрим фрагмент фильма «Живая и неживая природа», чтобы вспомнить пройденный материал. (Компакт-диск «Мир природы». Приложение 1 )

– Расскажите о роли птиц в экосистеме леса. (Рассказ ученика в Приложении 2 ).

– Расскажите о взаимоотношениях деревьев и жуков-короедов. (Рассказ ученика в Приложении 3 ).

– Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.

Расскажите о разрушителях лесной экосистемы. (Рассказ ученика в Приложении 4 ).

– Только лесная экосистема имеет замкнутый круговорот веществ. Остальные: озеро, болото, луг – имеют незамкнутый круговорот веществ, поэтому превращаются друг в друга и стремятся к лесу.

4. Постановка проблемы.

– На с. 63 прочитайте диалог Миши и Лены.

– Чтобы ответить на вопрос Лены, нужно посовещаться в четверках.

Итак, озеро начинает зарастать и превращаться в болото, болото – в луг, а луг – в лес.

Проблемный вопрос: Выходит, в конце концов все вокруг покроется лесом?

– Как же вы ответите на проблемный вопрос? (Оформление доски в Приложении 5 ).

(Дети совещаются в четверках и отвечают, что безлесные участки появляются снова и снова, т. к. пожары, наводнения, вырубка леса, ураганы и другие причины разрушают экосистемы.)

Что нам сегодня предстоит выяснить?

Какие беды происходят с лесом и как их лечит природа.

Попробуйте сформулировать тему урока,

Как природа залечивает раны.

5. Совместное открытие знаний.

  1. Что разрушает экосистему леса?
    с.63 задание 1: Посмотрите на рисунки и напишите, как появляются безлесные участки.
  2. Как природа залечивает раны?

Работа в группах.

– Каждой группе адресовано письмо. Ответьте: как природа залечивает раны?

1 группа: пожары (костер)
2 группа: наводнения
3 группа: ураганы
4 группа: вырубка леса

Пожары (костер)

Деревья сгорели. Животные погибли или разбежались.

ОДНАКО: Почва обогатилась золой, т.е. неорганическим веществом. В почве остались семена трав. Как природа залечивает раны после пожаров?

Наводнения

Затопило лес.

ОДНАКО: Образовалось лесное озеро. Как природа залечивает раны после наводнений?

Ураганы

Сломаны деревья. Разрушена почва.

ОДНАКО: Сохранилась трава и мусорщики. Почва обогатилась неорганическими веществами. Как природа залечивает раны после ураганов?

Вырубка леса

Деревья вырубили. Обмелели реки. Ушли животные.

ОДНАКО: Остался кустарник. Есть птицы, насекомые. Как природа залечивает раны после вырубки леса?

Дети работают в группах. (Фотографии работы в группах в Приложении 6 ). (Включена запись птичьих голосов на магнитофоне.)

Итак, какие у вас есть предположения решения данной проблемы? Как вы ответите на вопрос урока: Как природа залечивает раны? Давайте выслушаем ваши версии.(Материал выступлений групп в Приложении 7 ).

Дополнения к выступлениям групп. (Материал дополнений учителем выступлений групп в Приложении 8 ).

– Какой вывод мы сделаем из всего сказанного?

Вода и огонь разрушают экосистемы. Но природа умеет их восстанавливать. Влияние человека на природу со временем возросло. И теперь ей стало трудно исправлять ошибки людей.

6. Первичное закрепление. (Обучение способам применения знаний).

Как люди могут помочь природе?

Для этого нужно знать и главное выполнять правила, которые помогают природе залечивать раны.

– Поработайте в парах. С. 66 задание 4: Попробуйте выбрать из списка советов те, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов – один правильный. Обведите только правильные советы. (Проверка правильных ответов).

7. Домашнее задание.

–v Желающие, нарисуйте плакат, призывающий бережно относиться к природе. А кто желает, напишите призывы, как люди могут помочь природе.

8. Подведение итогов урока.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  • Что разрушает экосистему леса.
  • Как природа залечивает раны.
  • Как сохранить лес.

Чьи версии подтвердились?

9. Заключение.

– Прочитайте эти слова:

НАША ПЛАНЕТА – ГЛАВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА МИРА.

– И в заключение я хочу вам поведать одну историю.

Однажды на берегу солнечно-лазурного моря один человек нашел старинный сундук . Поднял тяжелую заржавевшую крышку, а там… В сундуке было несметное богатство . В красных рубинах бушевало неугасающее пламя, бриллианты и жемчуга коварно заманивали в свои прекрасные сети.
Быстро промчался не один десяток лет. Каждый день Человек брал из сундука по одной монетке или камешку…
Как-то раз Человек приказал подать тот самый старинный сундук. Где-то на дне огромного сундука лежало несколько монет да десяток камней. Вот все, что осталось от несметного богатства.
Может ли это быть в реальной жизни? Может……..
Наша планета – главная сокровищница мира. Если каждое поколение людей будет «уносить с собой» по камешку, то вскоре «сокровищница» опустеет.
Чтобы этого не произошло ,
чтобы на земле можно было жить,
мы должны сохранить нашу планету.

– Давайте задумаемся, может быть, за последние недели, с лица Земли исчезло еще одно животное, еще одна птица, еще одна морская звезда или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле?

– На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Г.А.Сборщикова»

г. Перми

Урок по окружающему миру по теме

«Природные экосистемы Пермского края».

Педагог - учитель начальных классов

Тетерина Юлия Германовна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32

Имени Г.А.Сборщикова» г. Перми

Тема урока: Природные экосистемы Пермского края.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  1. Повторить понятие «экосистема», «природная экосистема», «искусственная экосистема».
  2. Знать составляющие части экосистемы.
  3. Познакомиться с экосистемами Пермского региона.
  4. Приводить примеры представителей экосистем самостоятельно и с помощью справочной литературы.

Метапредметные результаты:

  1. Классифицировать объекты природы по их роли в экосистеме.
  2. Выявлять существенные признаки объектов природы.
  3. Осуществлять самопроверку.
  4. Рассказывать о представителях экосистемы, используя дополнительную литературу.

Личностные результаты:

  1. Осознавать необходимость бережного отношения к природе.
  2. Понимать необходимость соблюдения правил работы в коллективе.
  1. Организационный этап.

Класс делится на 4 группы. В группе выбирается командир. Каждая группа получает определенный набор карточек.

  1. Актуализация знаний.

На доске карточки: ЛУГ ЛЕС БОЛОТО ОЗЕРО

Посмотрите на карточки внимательно и попробуйте сформулировать тему урока самостоятельно.

/природные экосистемы/

Я запишу тему на доске, но, обратите внимание, точку не ставлю. А почему, вы ответите сами чуть позже.

Что общего в этих понятиях?

/названия природных экосистем, которые мы изучили/

Какой ещё вид экосистем мы изучили?

/искусственные экосистемы/

Чем различаются природные и искусственные экосистемы?

искусственных экосистемах круговорот замыкает человек/

Что такое экосистема?

/единство живой и неживой природы/

Найдите на ваших карточках определение понятия и заполните её.

Экосистема – единство ______________ и _________________природы, в котором сообщество живых___________________разных «профессий» способно поддерживать__________________________.

/живой, неживой, организмов, круговорот веществ/

Из каких частей состоит экосистема?

/воздух, почва, производители, потребители, и т.д./

Дополните таблицу составляющих частей экосистемы, дописав названия отсутствующих. Например:

Почва

Воздух

Догадайтесь, о какой составной части я говорю. Ответив на мои вопросы, вы проверите, правильно ли вы заполнили таблицу.

Обитатели экосистемы, к которой относимся и мы с вами.

/потребители/

Часть экосистемы, в которой расположены корни растений.

/почва/

Жидкая часть экосистемы.

/вода/

Обитатели экосистемы, которые живут в почве и дают растениям питательные вещества.

/разрушители/

Часть экосистемы, которая состоит из смеси газов.

/воздух/

Разделите части экосистемы на две группы. Объясните.

/живая и неживая природа/

Назовите ещё раз роли живых организмов в экосистеме.

/потребители, производители, разрушители/

Для чего в экосистеме нужны производители?

/превращают минеральные вещества в органические/

Какова роль потребителей?

/потребляют органические вещества/

Разрушителей?

/превращают органические вещества в минеральные/

Какова же роль содружества живых организмов в экосистеме? Почему экосистема может долго существовать без посторонней помощи и вмешательства?

/поддерживается круговорот веществ/

Что произойдет с экосистемой, если круговорот не будет полностью замкнут?

/превратится в другую экосистему/

Найдите у себя на столе карточки с замкнутой и не полностью замкнутой экосистемами. Определите, какая таблица показывает замкнутую экосистему. Подпишите в прямоугольниках «профессии» обитателей экосистемы.

Подпишите, передачу каких веществ показывают стрелки.

Вернёмся к карточкам, с которых начали урок. Расположите карточки в определенном порядке. Объясните.

/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ ЛЕС – если эти экосистемы незамкнуты, то их смена происходит таким образом/

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к не полностью замкнутым?

/ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ/

Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

/круговорот в ней полностью замкнут/

Сейчас я раздам командам наугад карточки с названиями экосистем, а вы должны показать без звуков, какая экосистема вам досталась.

/ после показа проводится обсуждение признаков экосистем, по которым они узнавались/

  1. Изучение нового материала.

А сейчас поиграем в игру «Один лишний». Важно помнить, что оставшиеся объекты должны обладать общим свойством.

На доске карточки с изображениями дерева, черепахи, медведя, зайца, лося.

Первый лишний – дерево, т.к. остальные объекты –

Это животные.

Второй лишний – черепаха, т.к. не водится

В природных экосистемах Пермского региона.

Вы помните, что я не поставила точку после темы урока. Глядя на изображения объектов природы, попробуйте окончательно сформулировать тему урока.

/«Природные экосистемы Пермского края»/

Все ли из изученных экосистем представлены в природе нашего края?

/ответы детей различны/

Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, нам нужно получить дополнительную информацию. Какие источники помогают вам в этом?

/ответы детей/

Сегодня на уроке мы будем использовать справочную литературу. У вас на столах лежат учебные пособия, в которых собрана информация о природе Пермской области. Воспользуемся ими. Откройте содержание книги «ГЕОГРАФИЯ». Есть ли в ней глава, посвященная озерам? Болотам?

/да/

На какой странице находится нужный материал?

/стр.57/

Откройте. Найдите выделенное жирным шрифтом слово ОЗЕРО.

Прочитайте.

Сколько озер известно на территории региона?

/около 750/

На странице 60 найдите выделенное слово БОЛОТО. Прочитайте.

Из книги « Твое Прикамье» запишите названия самого большого озера и болота.

/Самое большое по площади озеро –

Чусовское, самое глубокое – Рогалек,

Самое большое болото – Большое Камское/

На странице 72 «ГЕОГРАФИИ» вы найдете немного информации о лугах нашего края. А почему ее немного вы мне скажете сами.

/ Общая площадь всех лугов невелика/

Какая же экосистема из изученных нами наиболее широко представлена на территории нашего края?

/леса/

Заполните таблицы «ЭКОСИСТЕМЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ».

Разделитесь в команды и попробуйте самостоятельно «добыть» информацию о представителях этой экосистемы. Заполните таблицу.

Сравним, что успели узнать об обитателях лесов нашего края команды.

/выслушивается ответ представителя любой

Команды об одной экосистеме, другие команды дополняют ответ/

На доске я поместила карточки с изображениями обитателей лесов Прикамья (лиса, сосна, заяц, ель, лось, рябина, медведь).

На какие две группы их можно разделить?

/производители и потребители/

Какой группы живых организмов не хватает?

/разрушители/

Какие разрушители наиболее известны в наших лесах?

/грибы/

Отгадайте несколько загадок о грибах. Если отгадываете, то карточка появляется на доске.

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду. / Боровик/

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. / Подберёзовик/

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу./ Опята/

Теперь можно утверждать, что на уроке была найдена информация о представителях трех «профессий» живых организмов самой распространенной экосистемы нашего региона?

/да/

А теперь откройте оглавления всех 3 книг. Прочитайте названия глав находящихся:

«ГЕОГРАФИЯ» стр.216

«ЖИВОТНЫЕ ПРИКАМЬЯ» стр. 130

«РАСТЕНИЯ ПРИКАМЬЯ» стр. 155

Что объединяет все эти главы?

/они посвящены охране природы Пермского края/

Что мы с вами можем сделать для того, чтобы природа нашего края

не страдала от деятельности человека?

/ответы детей/

  1. Итог урока.

Чему был посвящен наш урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Закончить урок мне хотелось бы словами Мамина – Сибиряка: «Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче… И нужно быть просто человеком, который не забывает своей семьи, любит свою родину и работает для своего Отечества».

Литература:

  1. «Твоё Прикамье. Береги свой дом». /Эколого- краеведческая хрестоматия/. Пермь. Издательство «Пушка». 2005.
  2. «Животный мир Прикамья».Пермское книжное издательство.1989г.
  3. «Животные Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
  4. Верещагина В.А., Колясников Н.Л. «Растения Прикамья». Пермь. Издательство «Книжный мир».2001г.
  5. Вахрушев А.А., Алтухов С.М., Раутиан А.С. «Обитатели земли», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.2006г.
  6. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Обитатели земли». Учебник – тетрадь для 3 класса. 2006г.

Живые организмы в их взаимодействии и факторы неживой природы — вот из каких частей состоит экосистема . Существенным в этом определении является то, что эта совокупность должна рассматриваться применительно к определенной территории или ареалу. Некоторые части экосистемы , касающиеся ее биотической составляющей, могут меняться или отсутствовать.

Почва

В состав практически любой почвы входит земля. У любого водного объекта есть дно, как составляющая системы, это и есть земля. Она самая твердая часть экосистемы.

Кроме этого, почва важнейшая часть экосистемы . Во-первых, в ней живут организмы, которые перерабатывают органические вещества в неорганические. Во-вторых, в ней накапливаются вещества, которые по каким-либо причинам не могут быть переработаны. В-третьих, в ней располагается корневая система растений, она является основанием, на которое опадают останки живых организмов и продукты их жизнедеятельности и так далее.

Также в любую входит вода, в том или ином качестве. Даже в пустыне, она присутствует. Вода — это жидкая часть экосистемы и то, из чего растения синтезируют при помощи солнечной энергии кислород. Вода, кроме всего прочего, сама по себе сфера обитания, защищает землю от эрозии, живые организмы от перепадов температур и давления. Она основной «хранитель» питьевых ресурсов для человека.

Кто важнее

Сказать, что почва важнейший элемент , а другие нет, было бы неправильно. Потому речь и идет о системе, где каждый элемент важен. Потеря или замещение какого-либо из них может привести к необратимым последствиям для всего комплекса.

Экологические проблемы в настоящее время являются одними из самых актуальных и приоритетных на планете. Большое внимание уделяется тому, как люди используют озерные экосистемы, леса. За большой наукой кроются термины, знать которые сегодня должен не только школьник, но и каждый уважающий себя взрослый человек. Мы часто слышим "загрязнение экосистемы", что это означает? Из каких частей состоит экосистема? Азы дисциплины дают уже в начальной школе. Как пример можно выделить тему "Экосистема леса" (3 класс).

Почему возникла экология как наука?

Это сравнительно молодая биологическая дисциплина, которая появилась вследствие стремительного развития трудовой деятельности человечества. Усиленное природопользование привело к дисгармонии между людьми и окружающим миром. Термин "экология", предложенный Э. Геккелем в 1866 году, дословно с греческого переводится как "наука о доме, местообитании, убежище". Другими словами, это учение о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания.

Экология, как и любая другая наука, возникла не сразу. Потребовалось почти 70 лет, чтобы появилось понятие "экосистема".

Этапы развития науки и первые термины

В XIX веке ученые накапливали знания, занимались описанием экологических процессов, обобщением и систематизацией уже имеющихся материалов. Стали появляться первые термины наки. Например, К. Мебиус предложил понятие "биоценоз". Под ним понимается совокупность живых организмов, которые существуют в одинаковых условиях.

На следующем этапе развития науки выделяют основную измерительную категорию - экосистему (А. Дж. Тенсли в 1935 г. и Р. Линдерман в 1942 г.). Ученые занимались изучением энергетических и трофических (питательных) процессов обмена на уровне живых и неживых составляющих экосистемы.

На третьем этапе анализировалось взаимодействие различных экосистем. Затем все они были объединены в такое понятие, как биосфера.

В последние годы наука главным образом делает акцент на взаимодействии человека с окружающей средой, а также на разрушительное влияние антропогенных факторов.

Что такое экосистема?

Это комплекс живых существ с ареалом их обитания, который функционально объединен в единое целое. Между этими экологическими компонентами обязательно существует взаимозависимость. Между живыми организмами и средой их обитания есть связь на уровне веществ, энергии и информации.

Термин впервые был предложен в 1935 году британским ботаником А. Тенсли. Он же определил, из каких частей состоит экосистема. Русский биолог В.Н. Сукачев ввел понятие "биогеоценоз" (1944 г.), которое является менее объёмным по отношению к экосистеме. Вариантами биогеоценозов могут быть ельник, болото. - океан, река Волга.

Все живые организмы могут испытывать на себе влияние биотических, абиотических и антропогенных экофакторов. Например:

  • лягушка съела комара (биотический фактор);
  • человек промок под дождем (абиотический фактор);
  • люди вырубили лес (антропогенный фактор).

Составляющие

Из каких частей состоит экосистема? Есть два основных компонента или части экосистемы - биотоп и биоценоз. Биотоп - это место или территория, в котором обитает живое сообщество (биоценоз).

В понятие биотопа вкладывается не только сама среда обитания (например, почва или вода), но и абиотические (неживые) факторы. К ним можно отнести климатические условия, температуру, влажность и т. п.

Структура

Любая имеет видовую структуру. Она характеризуется наличием определенных разновидностей живых организмов, которые могут комфортно существовать именно в этой среде. К примеру, жук-олень обитает в гористой местности.

Все виды живых организмов распределены в экосистеме структурировано: горизонтально или вертикально. Вертикальная структура представлена растительными организмами, которые в зависимости от нужного им количества солнечной энергии выстраиваются в ярусы или этажи.

Часто школьникам в тестах дают задание распределить этажи в экосистеме леса (3 класс). Нижний этаж - это подстилка (подвал), которая образуется за счет опавших листьев, хвои, мертвых организмов и т. п. Следующий ярус (приземный) занимают мхи, лишайники, грибы. Чуть выше - травы, кстати, в некоторых лесах этого этажа может не быть. Дальше идёт ярус кустарников и молодых побегов деревьев, за ним - малые деревья, а самый верхний этаж занимают большие, высокие деревья.

Горизонтальная структура представляет собой мозаичное расположение разных видов организмов или микрогрупп в зависимости от их пищевых цепочек.

Важные характеристики

Живые организмы, населяющие определенную в целях сохранения своей жизнедеятельности питаются друг другом. Так образуются пищевые или трофические цепи экосистемы, которые состоят из звеньев.

К первому звену относятся продуценты или организмы, которые производят (продуцируют), синтезируют органические вещества из неорганических. К примеру, растение потребляет углекислый газ и выделяет в процессе фотосинтеза кислород и глюкозу - органическое соединение.

Промежуточное звено - редуценты (сапротрофы или деструкторы-разрушители). К ним относятся такие организмы, которые способны разлагать остатки неживых растений или животных. В результате происходит превращение органического вещества в неорганическое. Редуцентами являются микроскопические грибы, бактерии.

Третье звено представляет группа консументов (потребителей или гетеротрофов), к которой относится и человек. Эти живые существа не могут синтезировать органические соединения из неорганических, поэтому получают их в готовом виде из окружающей среды. К относятся растительноядные организмы (корова, заяц и пр.), к последующим порядкам - плотоядные хищники (тигр, рысь, лев), всеядные животные (медведь, человек).

Виды экосистем

Любая экологическая система является открытой. Она также может существовать в изолированном виде, границы ее размыты. В зависимости от размера выделяют совсем маленькие или микроэкологические системы (ротовая полость человека), средние или мезоэкологические системы (опушка леса, залив) и макроэкологические (океан, Африка).

В зависимости от способа происхождения, выделяют спонтанно созданные или естественные экосистемы и искусственные или рукотворные. Примеры экосистем естественного образования: море, ручей; искусственных - пруд.

По расположению в пространстве различают водные (лужа, океан) и наземные (тундра, тайга, лесостепь) экологические системы. Первые, в свою очередь, подразделяются на морские и пресноводные. Пресноводные могут быть лотическими (ручей или река), лентическими (водохранилище, озеро, пруд) и заболоченными угодьями (болото).

Примеры экосистем и их использование человеком

Человек может оказывать на экосистему антропогенное действие. Любое использование природы людьми оказывает воздействие на экологическую систему на уровне региона, страны или планеты.

В результате чрезмерного выпаса скота, нерационального природопользования и вырубки лесов происходит разрушение сразу двух мезоэкосистем (поле, лес), а на их месте образуется антропогенная пустыня. Таких примеров экосистем, к сожалению, можно привести очень много.

Большое значение в региональном масштабе имеет то, как люди используют озерные экосистемы. Например, при тепловом загрязнении в результате сброса в озеро подогретой воды происходит его заболачивание. Гибнут живые существа (рыбы, лягушки и т. п.), активно размножаются сине-зеленые водоросли. В озёрах сосредоточен основной мировой запас пресной воды. Следовательно, загрязнение этих водоемов ведёт к нарушению не только региональной, но и общемасштабной экосистемы мира.