Чем лечится гордость ума. Гордость, сокровищница духовной мудрости. Основные святоотеческие правила излечения страсти гордости

Страсть гордости сложна. Ее видов - множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого - обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия.


О гордости в Священном Писании сказано немало. Однако из его текстов ясно видно, что гордость не проявляется в чем-то одном. Потому святые отцы выделяют различные виды гордости, в зависимости от того, что становится объектом классификации.

1. По степени явности признаков (прп. Иоанн Лествичник, прп. Паисий Святогорец):

внешняя (видимая ) - «заметна и потому легко поддаётся врачеванию»;

скрытая (невидимая , внутренняя ) - «она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её»; ею страдают, в основном, люди духовной жизни.

2. По частям души, которые оказываются поражены гордостью (прп. Никодим Святогорец, свт. Нектарий Эгинский, старец Клеопа (Илие), свт. Николай Сербский):

гордость сердца (по свт. Нектарию Эгинскому);

гордость воли (прп. Никодим Святогорец, старец Клеопа (Илие));

гордость ума (гордыня ума ) - «сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым», «гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ум, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван?». «Гордость ума низвергла сатану во ад; гордость ума отлучила Адама и Еву от Бога; гордость ума подвигла фарисеев и книжников на убийство Господа. Гордость ума и до сего дня является главным червем греха».

3. По основанию гордости (прп. авва Дорофей, прп. Нил Сорский):

мирская - «та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его; <…>; тщеславятся какими-либо природными дарованиями: иной, например, тщеславится тем, что у него хорош голос и что он хорошо поёт, или что он скромен, усердно работает и добросовестен в служении»;

монашеская (иноческая ) - «та, когда кто тщеславится, что он упражняется во бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живёт и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы».

В зависимости от оснований, на которых укореняется гордость, святитель Феофан Затворник различает: тщеславие - «останавливается на предметах ничтожных, например, на силе тела, красоте, одежде, родстве и другом чем»; властолюбие - «обращается к степеням славы»;честолюбие - «обращается к степеням чести»; славолюбие - услаждается «молвою, говором и вниманием людей».

4. По стадиям гордости и по тому, против кого направлена гордость (прп. Иоанн Лествичник):начало гордости - «корень тщеславия»; средина - «уничижение ближнего , бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»; конец - «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав».


Старец Клеопа (Илие)

Эта классификация лежит в основе той, которую выделяет современный старец Клеопа (Илие). Особенность его деления заключается в том, что он выделяет: первая ступень - «гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом»; вторая ступень - «человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того»; третья ступень - «когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет»; четвертая ступень - «кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они»; пятая ступень - «человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы».

Епископ Варнава (Беляев) делит гордость на роды в зависимости от того, кого гордость искушает (прп. Иоанн Кассиан, прп. Паисий Святогорец): плотская - искушает «новоначальных и плотских»; духовная - искушает «мужей духовных и высоких», «тех, которые, победив предыдущие пороки, находятся уже почти на верху добродетелей». Этот род гордости «гибельнее первого бывает».

При этом относительно духовной гордости епископ Варнава отмечает, что и в ней можно отметить две степени. Первая степень духовной гордости - «грубее второй, потому что добродетели у нее главным образом внешние: пост, общая молитва в церкви, общее послушание». «Кто спасается на людях, тому бес всячески внушает, чтобы он совершал подвиг подчеркнуто напоказ, даже “с блеском”». Вторая степень духовной гордости - может проявляться «у затворников и живущих в одиночку». Эта степень «конечно, тоньше»: «Безмолвнику бесы стараются испортить дело тем, что сами тонко нахваливают его и стараются уверить, что высота добродетели дает ему возможность легко побеждать их (демонов)».

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что страсть гордости многоаспектна, многоструктурна и сложна.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что страсть гордости многоаспектна, многоструктурна и сложна. В понимании святых отцов и подвижников благочестия страсть гордости классифицируется, во-первых, по степени явности признаков; во-вторых, по частям души, которые оказываются поражены гордостью; в-третьих, по основанию гордости; и в четвертых, по стадиям гордости.

Однако следует заметить, что по классификации страстей, выделяемой святыми отцами, страсти располагаются по степени их возрастающей губительной опасности.

Однако следует заметить, что по классификации страстей, выделяемой святыми отцами, страсти располагаются по степени их возрастающей губительной опасности, и тщеславию отводят седьмое место, а гордости - восьмое.

Но устоявшаяся модель исчисления страстей в Церкви не является строго догматизированной. У святых отцов встречается плюрализм мнений на этот счет. Кто-то выделял страсти гордости и тщеславия, кто-то их наоборот объединял. Для того чтобы определить, насколько четко может быть проведено различие между страстями гордости и тщеславия и можно ли объединить эти две страсти в одну, следует, прежде всего, обратиться к классификациям страстей - семеричной и восьмеричной (то есть состоящей из семи или восьми частей).

«Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец».

Само указание на возможность различного исчисления страстей можно найти у преподобного Иоанна Лествичника , который соотносит страсти «тщеславие» и «гордость», указывая на их отличие не в сущности, а в степени выраженности, степени овладения ими человеком: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец».

Известный афонский старец преподобный Паисий Святогорец также считал, что гордость и тщеславие - это одна страсть. Так он пишет: «Гордость, эгоизм, тщеславие - это одна и та же страсть, только в разных ее оттенках и проявлениях».

А некоторые святые отцы, несмотря на устоявшуюся классификацию страстей, получившей достаточное распространение в Церкви, использовали свою собственную систему страстей. Так, например, преподобный Исаак Сирин выделял такие страсти как: славолюбие, сребролюбие, нерадение, печаль, гордыня и при этом не выделял тщеславие как отдельную страсть.


Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Марк Подвижник видит основание всех страстей в трех главных страстях - сребролюбии, тщеславии и сластолюбии, именуя их матерями всех пороков. При этом преподобный Марк в своих сочинениях выделяет гордость как самую опасную страсть. Преподобный Петр Дамаскин выделяет 299 страстей, насчитанных им в Священном Писании, и в качестве отдельных страстей он выделяет - тщеславие и гордость. При этом важно заметить преподобный Петр ставит тщеславие перед гордостью.

Рассуждению о соотношении гордости, тщеславия и славолюбия и попыткам определить сущность каждого из них посвящены некоторые труды преподобного Исидора Пелусиота . Так, он отмечает: «Божественно - делающему что-либо доброе не искать славы человеческой. Но если кто, делая, ищет ее, то и таковой славолюбив, а не тщеславен. Ибо не имеющий добрых дел, но ищущий неподобающей славы тщеславен, гордясь тем, чего не делает, и надмеваясь собою в чужом лице. Не славу одну надлежит называть тщетною (если согласиться на это, то и славолюбивого справедливо будет назвать тщеславным); но если взять слово в собственном его значении, кто не имеет добрых дел, желает же славы, того справедливо назвать тщеславным». Также он указывает: «Тщеславным же назвать должно того, кто готов хвалиться и тем, чего не делает; славолюбивым - того, кто величается тем, что делает; горделивым - того, кто, хотя делает, но хвалится сим, а других поносит». В то же время, как можно заключить по ряду мыслей, высказанных учителем преподобного - святителем Иоанном Златоустом, он последовательно не различает страсти гордости и тщеславия. Так, если в одном месте он называет «корнем и источником всякого беззакония» именно гордость, то в другом случае говорит о том, что «Причина всех зол - тщеславие…»

В творениях русских святых и подвижников благочестия можно видеть как объединение страстей гордости и тщеславия, так и различение особенностей каждой из них.

В творениях русских святых и подвижников благочестия можно видеть как объединение страстей гордости и тщеславия, так и различение особенностей каждой из них. Так, святитель Петр Могила в своем произведении «Православное исповедание Соборной Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» выделяет только грех гордости и дает ему определение.

В ряде сочинений святитель Тихон Задонский перечисляет страсти гордости и тщеславия, разделяя их: «Зло, кроющееся в сердце человеческом, есть высокоумие, гордость, тщеславие, самолюбие, славолюбие, самоволие, зависть <…>», а также: «Убежал ты от сродников и от мира, отрекись же от мира, который в сердце нашем живет, то есть от тщеславия, гордости, <…> и прочего, и блажен будешь».

Преподобный Амвросий Оптинский

Обращение к наследию преподобных Оптинских старцев также обнаруживает, что такие представители старчества, как преподобные Амвросий и Макарий не разделяли между собой страсти гордости и тщеславия. При этом можно видеть некоторую последовательность в развитии этих страстей, как ее представляет преподобный Амвросий Оптинский: «Тщеславие и гордость - одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость». Преподобный Макарий Оптинский просто отмечает: «Тщеславие и гордость - одной закваски».

Примечательно также, что в тексте Священного Писания на церковнославянском языке, традиционно ориентированном в словоупотреблении на греческий язык, находится минимальное количество контекстов, обозначающих именно тщеславие . Таково, например, поучение апостола Павла к Галатам и Филиппийцам: Не бываим тщеславни , друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5:26), ничтоже по рвению или тщеславию , но смиреномудрием друг друга честию болша себе творяще (Флп. 2:3). В отличие от более частотного употребления этого слова и однокоренных ему в Синодальном переводе Библии.

Исследователи этой проблемы отождествляют гордость и тщеславие, выделяя тщеславие как первый этап гордости.

Наконец, исследователи проблемы взаимоотношения страстей гордости и тщеславиясвященноисповедник митрополит Николай Могилевский и священник Владимир Демин считают, что различия между гордостью и тщеславием нет. Так митрополит Николай (Могилевский) пишет: «Что касается последней пары страстей - тщеславия и гордости, то они между собою связаны такой тесной связью, что нет возможности сделать точные разграничения между ними». Священник Владимир Демин делает интересное заключение: «Эти две страсти так соединены между собою, что… между ними нет почти различия. Тщеславие - это как бы первый период горделивой страсти, когда Божественная благодать стоит еще при дверях нашего сердца, ожидая покаяния и смирения. Гордость - это же второй период той же духовной болезни, когда наклон к духовной смерти делается все больше и больше, благодать Божия отступает, самолюбие становится основой и целю жизни». Т. е., по сути, исследователи этой проблемы отождествляют гордость и тщеславие, выделяя тщеславие как первый этап гордости.

Рассмотрев виды проявления гордости, будем считать и мы страсть тщеславия первым этапом развития страсти гордости, что не противоречит святоотеческой традиции. К такому же заключению, как видим, позволяет прийти и рассмотрение трудов русских святых отцов, которые не разделяли страсти гордости и тщеславия, используя их в основном их значении как тождественные понятия.

Талантливый человек, с отличием закончивший Афинскую Духовную Академию и долгие годы преподававший в ней, в возрасте, в сане архиепископа попал в серьёзную автокатастрофу. Врачи боролись за его жизнь и после пережитого он удалился на Афон, ища послушания у духовного наставника.

Как же принял его старец, после того как выслушал его?
- Хуже епископа только женщина, - ответил он и не хотел принимать пришедшего, но архиерей настаивал. Приняли его при условии что он откажется говорить до того дня пока ему не разрешат.
Потекли годы. К старцу приходили монахи и спрашивали совета: кто о молитве, кто о смирении и о прочем, а архиерею иногда хотелось поправить пришедших, особенно если кто-либо, по простоте своей, неверно цитировал святых, но ему была разрешена лишь молитва.
Не помню сколько лет молчал архиерей, но однажды старец сказал ему.
- Можешь говорить что хочешь.
Но епископ не захотел.
На вопрос почему он продолжает молчать, он ответил.
- Не знаю что говорить….
………
Не возьмусь судить, правдива эта история или выдумана (выдумка не исключена), но она оживила мои воспоминания, потому что (в начале 90-х) я сам находился в послушании и два первых моих духовника тоже запрещали мне говорить на религиозные темы, а я искренне не понимал почему мои попытки начать разговор: о молитве, о покаянии, о смирении и о ином полезном для души столь бесцеремонно останавливались? Я не понимал причины почему мне не дозволялось говорить о духовном? Сейчас же я весьма ясно осознаю пользу этих запретов смысл которых, по мере сил, раскрою в трёх пронумерованных темах ниже.
………
Вспоминаю и другую, весьма похожую на рассказанную мной в начале этой статьи историю, случившуюся в России. О ней также не возьмусь судить правдива она или нет, да это и не так важно. Эти истории могут помочь яснее настроиться на понимание внутренних механизмов происходящих в душе тех кто ради смирения ума, по послушанию, (но по сути, всё же, добровольно) на десятки лет готов увести сам себя в мысленную пустыню духа.
Некий архимандрит, в годы гонений на церковь после октябрьского переворота 1917 года поступил в послушание к Оптинскому монаху не имеющему иерейского сана. Монаха научили в тюрьме плести рыболовные сети и этим ремеслом он зарабатывал себе на жизнь по выходе из неё. Архимандриту было вменено в обязанность читать внутри себя молитву Иисусову и плести сети, и никаких дополнительных наставлений ему не давалось. Шли годы. Архимандрит роптал на однообразие своей жизни. Он был недоволен тем что его талант организатора пропадает зря, так что даже ездил к старцам того времени с просьбой чтобы сменили его послушание, но ему рекомендовали не уходить от простеца монаха.
Пришло время и архимандриту открылся тот вход в мир духов который открывается ЛИШЬ ТОЛЬКО тем кто умеет и любит уединённо молиться в течении десятков лет.
……….
Что красной нитью видится в этих двух историях?
Ясно видятся два пути духовного развития:
1) Духовное развитие через ум и через начитанность отцами и Писанием.
2) Духовное развитие через глубинное внутреннее преобразование своей души многолетней покаянной молитвой.
Надо ли говорить НАСКОЛЬКО последний путь плодотворнее и труднее первого, хотя, на первый взгляд, он несложен для интеллекта?
Что сложного из года в год и из десятилетие в десятилетие читать раз за разом внутри себя молитву не допуская внутрь разума своего входить НИКАКИМ размышлениям, в том числе и о духовном? Подобное достижение чистоты ума (ДУХОМ ПОКАЯНИЯ) несложно. Оно не требует почти никаких усилий для ментальности, но требует лишь большого терпения. Если же на практике так попытаться молиться (как бы находясь всё время в сердцевине некоей внутренней мысленной пустыни) хотя бы лет 20 и более, то получится столь серьёзная нагрузка для человека, что вынести это испытание без помощи от Бога не смог бы никто.
.
Конечно же, отсутствие основательных богословских знаний никак не является плюсом для молитвы. Незнание догматов это всегда плохо…., но ведь возникает и другой закономерный вопрос: а что всё таки хуже…., незнание догматов или их гордое толкование внутри себя?
………
А теперь о том почему мастера уединённой молитвы запрещают разговоры на духовные темы. Почему же(?) этот запрет столь оправдан как у греков так и в России, и о том какие изменения могут происходить внутри человека при условии что он МНОГО ЛЕТ МОЛЧИТ И МОЛИТСЯ.
.
1) ВНУТРЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ МОЛЧАНИИ И МОЛИТВЕ
О внутренних изменениях в отшельничестве трудно говорить с современниками потому что людям сложно верится в возможность открытой борьбы с духами тьмы в наше духовно слабое время. И ещё сложнее (современному гордому православному) поверить в возможность победы человека над падшей своей природой.
Много лет молчащего и молящегося, если он станет говорить правду, скорее заподозрят в выдумке, в психическом расстройстве, в самоутверждении или в духовной прелести, чем поверят ему.
Но оставим неверующих наедине с их неверием или, что вернее, наедине с их возношением над отшельниками - потому что неверующие сами избрали своё неверие в учителя себе, и они сами же будут нести ответ за избранный ими образ своих мыслей.
В уединении же на борьбу с человеком выходят падшие духи. Почему выходят? Да потому что подвижник не оставляет им выбора… Он жжёт и жжёт их своими молитвами и они выходят. Выходят не в видениях и страхованиях (о которых так приятно бывает читать скучающим современникам), но в коварстве и силе ложного Богоугождения, в силе ложной молитвы, в красочности ложных духовных представлений и прочем.
Вот с какого основания берёт своё начало запрет на разговоры о духовном в среде опытных в молитве пустынников… В уединении (при наличии опытного духовного руководства) человек опытно узнаёт НАСКОЛЬКО глубоко он сам закутан в ложь и в ложные представления: о Боге, о бесах, о ближних, о молитве и прежде всего - в бесчисленные ложные представления о себе самом.
А потом (очень и очень болезненный, очень и очень нескорый, очень и очень сложный процесс) душа может {с годами покаяния} получить от Бога Дар видеть себя и ближних наитием Святого Духа.
.
Присмотреться к миру…
Не жаждет ли мир живого чуда встречи с Богом, чуда настоящего, чуда не подразумеваемого в будущем, но чуда живой встречи сегодня, сейчас, при этой жизни?
Жаждет этого мир, но живая встреча с Богом возможна ЛИШЬ в (неумолимо покаянном) уединении своего сердца.
И что же начинает видеть в себе человек как только Дух Бога вселится внутрь его?
Человек начинает в себе самом видеть грех там где прежде он греха в себе не видел. А ведь как часто грех - признают в себе за добродетель или даже и за многие добродетели? Невольно вспоминаются слова Господа: «Если свет который в тебе тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6. 23)
Душа приобретшая способность к различению духов вдруг обнаружит что нет и не было никогда (не только в каком-то другом человеке, но прежде всего в ней самой) НИКОГДА и НИЧЕГО безгрешного. Душа начнёт всё яснее и яснее понимать что нет в ней ни единой минуты её прежней жизни и никогда не будет над которой не стоило бы горько плакать ей и иное, ещё более глубокое видение того вселенского греха, который при {тесном общении с людьми} увидеть в себе человеку невозможно.
И в этом Святом Безумии (направляемом Духом Бога) душа будет день и ночь непрерывно плакать о себе самой и о всём мире, видя благими ТОЛЬКО внушения Божии, видя благой ТОЛЬКО Его Волю, видя благим ТОЛЬКО Его Желание, ТОЛЬКО Его Действия. Себя же душа увидит совершенно тёмной, абсолютно неблагой и неспособной даже к малому какому-либо благу.
Но не только себя увидит душа неблагой, но увидит она гордость и неблагость в других людях. Увидит не для того чтобы вознестись над другим человеком (или над другими людьми), не для того чтобы осудить, но для того чтобы заплакать над другими точно также как плачет душа (Благодатью) и о себе самой.
И всё упростится… до предельно простой для всякого законно подвизающегося православного отшельника истины: «ВСЯК НЕПЛАЧУЩИЙ ДОСТОИН ПЛАЧА», как учил меня подвижник монах обучающий меня уединённой молитве на Алтае.
Мир безмолвника молитвенника - это особый мир. Мир в котором царствует ТОЛЬКО ЛИШЬ боль и тот покой что рождается ТОЛЬКО от боли покаяния. Покаяние - это Жизнь правильно молящегося. У правильно молящегося нет и не должно быть молитвы без многих слёз о себе самом и о мире. Таковы условия правильного безмолвия и правильной молитвы, в том числе и для тех кто вынужден молиться в миру - всякая молитва, должна быть пронизана болью о себе и слезами о других.
А теперь тот самый вопрос который я и хотел задать каждому читающему эти строки внимательно…
Станет ли истинно плачущий рассуждать о плаче? А о молитве? А о покаянии? А о отшельничестве? А о Боге? А о том как спасти ближнего?
Да и что рассуждать о чём-либо, если спасение души это труд?
Всмотрись в себя…
Если ты рассуждая о молитве и о Боге радуешься и любуешься собой, своим умом, своими качествами души, то знай наверняка, что рассуждает в тебе (пусть даже только мысленно) сатана… Даже не ты рассуждаешь, а сам дьявол. Только душе твоей дано ли видеть кому ты раб?
Возникает вопрос.
Почему же Бог всем не откроет явно льстивые дела дьявола в их сокровенностях?
Ответ простой.
А человек сможет ВЫНЕСТИ ту, весьма и весьма труднопереносимую неумолимую, боль что принесёт ему подобное раскрытие его греховности? А просит ли человек чтобы он видел грехи свои всегда не такими какими он сам их предполагает, но такими каковы они и есть перед Богом?
А если человек не просит видеть греха своего, то кто виновен в том что человек слеп?
Никто, кроме самого человека.

2) ПОЧЕМУ СМИРЕНИЕ (ПОКАЯННОЙ МОЛИТВОЙ) СОЗНАНИЯ СВОЕГО столь ЖИЗНЕННО ВАЖНО
Оно важно тем чтобы человек не остался в плену у ложных представлений: о Боге, о Писании, о наставлениях отцов, о мире, о себе и о прочем. Ничто кроме смирения ума не даст человеку возможности видеть что-либо правильно, а видеть правильно человек что-либо и правильно относиться к чему-либо, человек может лишь когда он подчинит свой разум - Разуму и Внушениям Бога. Другого пути к истине нет ни для кого. Или вселится в человека Господь, или … останется человек наедине сам с собою и с той ложью что он усвоил себе во время земной жизни, усвоил от прародителей начиная от самого Адама.
Да, так это и есть. Ложь в человеке древнее нашей личной истории и древнее той истории что нам известна. Для того и нужна Кровь Иисуса Христа - чтобы ложь была побеждена ещё более Древним Средством, Сами Богом, Его Жертвой за нас.

3) ЧТО ПРОИСХОДИТ с тем кто ПРИХОДИТ К «ПОНИМАНИЮ» СМЫСЛА ПИСАНИЯ (и наставлений отцов) ПОСПЕШНО
Он становится невольными устами и невольной силой сатаны присутствующей в нашем мире…., со всеми вытекающими печальными последствиями этого слепого рабства. Избавиться от этого рабства может лишь только тот кто заповедь о «нищете духовной» сумеет поставить внутри своего разума и чувств на первое место, тот кто {согласно учению отцов о спасении души} сумеет достичь искреннего убеждения что он «хуже всей твари».

Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!

М. Горький «На дне»

Т ы слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан. - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
К. Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

Что мы знаем о гордыне?

Это чувство, признаваемое низменным многими религиозными и философскими концепциями, имеет огромное количество проявлений в повседневной жизни. То, что для современного человека является нормой поведения, а часто и поощряется обществом, с давних времён являлось поводом работы над собой.

Самые древние собрания мудростей, дошедшие до наших дней, веды, содержат сорок признаков гордыни, и многие из них, с лёгкостью, может обнаружить в составе своей личности, практически каждый человек.


Удивительно, но в приведённых ниже признаках, мы не найдём предубеждённого отношения в современном мире: одни возносятся как добродетели, иные проповедуются в качестве гендерных признаков поведения, но, к сожалению, мало какие могут считаться лишним грузом, от которого стоит избавиться:

  • Я всегда прав.
  • Покровительственное отношение к другим и отношение свысока.
  • Чувство собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысли о том, что ты лучше других.
  • Хвастовство.
  • Умение поставить соперника в невыгодное положение.
  • Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя.
  • Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало.
  • Выставление напоказ достатка, одежды и прочего.
  • Непозволение другим помогать себе и работать с другими.
  • Брать на себя непосильную работу.
  • Работа без меры.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Обидчивость.
  • Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах.
  • Излишняя чувствительность или бесчувственность.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие.
  • Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это.
  • Ощущение своей никчёмности.
  • Непрощение себя и других.
  • Сотворение кумира из себя и из других.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование малых людей.
  • Невнимательность (при изучении шастр).
  • Наличие раздражительного тона.
  • Повышение голоса в злобе и досаде.
  • Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство и безумство.
  • Нечестность по отношению к себе и другим
  • Неспособность пойти на компромисс.
  • Желание всегда оставить последнее слово за собой.
  • Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию.
  • Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу.
  • Мысли о необходимости решать чужие проблемы.
  • Предубеждённость к людям по внешнему виду.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм, юмор, стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим.

Гордыня в практике йоги имеет свои проявления. Часто, добившись каких-либо духовных переживаний или сиддхи, человек раздувается от спеси и гордости. Он слишком много о себе думает, выделяет себя среди других, относится к окружающим с презрением, не может нормально общаться. Если некто наделён такими моральными добродетелями, как дух служения, готовность к самопожертвованию или брахмачарья, такой ученик может заявлять: «Я уже двенадцать лет соблюдаю брахмачарью, кто может быть чище меня? Четыре года я питался листьями и корешками, десять лет я бескорыстно работал в ашраме. Такого служения не демонстрировал никто, кроме меня».


Миряне чванливо гордятся своими богатствами, а садху и ученики - моральными добродетелями. Есть мнение, что гордыня - серьёзная преграда на пути, состояние, связанное с блокировкой вишуддха-чакры. Если не пытаться преодолеть гордыню, и оставить её себе как награду за труды, то вишудха будет являться тем пределом, до которого энергия практикующего сможет подняться по сушумне. В свою очередь, гармонизация всех чакр даст возможность практикующему концентрировать свою энергию в области верхних центров, что позволит сделать практики самопознания эффективнее.

Почему же стоит стремиться избавится от гордыни?

Гордыня, чувство собственной важности, является источником пагубных мыслей и эмоций. Когда человек ставит себя выше или ниже кого-либо, он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить словом, мыслью или поступком. Чувство собственной важности порождает подсознательную агрессию по отношению к миру. Чувство гордости означает, что человек ставит себя выше Вселенной и Бога. Он не желает принимать ситуации, не соответствующие его ожиданиям, своё понимание мира считает самым верным, стремится подчинить себе окружающий мир. Несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости.

Гордыня - это, прежде всего, результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Вся энергия человека, преисполненного гордыни, уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Это так же нелепо, как если бы клетка начала бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.

Гордыня, как и любое другое поведение человека, имеет свое позитивное намерение: это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир. Каждый человек хочет чувствовать, что живёт в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл, что его внутренний мир имеет право на существование. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это значит желать уничтожение миров других людей, их уникальности. Ведь если один лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Не желая принять мир другого человека, мы делаем свой собственный мир бедным и убогим.

Как же освободиться от гордыни?

Любить и принимать мир таким, каков он есть, не осуждая, не сравнивая и не обвиняя никого и себя в том числе. Следует научиться принимать любую ситуацию в своей жизни без претензий и обид, и благодарить жизнь за события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Известная поговорка: «Все что делается- к лучшему», наиболее полно раскрывает всю суть происходящего в жизни. Позитивные стороны в любой ситуации иногда очевидны, а иногда скрыты от нашего сознания, и понимание урока приходит позже.


Но иногда бывает так, что самостоятельно человек не может преодолеть это ограничение внутреннего мира. И в такой момент, очень важно уметь услышать «старших товарищей». Тех, кто уже преодолел подобные омрачения ума и двигается дальше на Пути самопознания.

Но самый действенный метод обуздания своей гордыни - это, конечно же, служение . Служение в полном смысле этого слова. Служение, не только своим близким и знакомым, а служение обществу, служение Миру. Попробуйте каждый день делать что-то не только для себя, но и для окружающих. И вы увидите, как Мир вокруг Вас сразу начнёт меняться.

Не даром мудрецы прошлого заповедали нам: «Измени себя - изменится Мир вокруг».

И всё же, гордость, особенно вначале пути, является мощным стимулом продвижения вперёд и серьёзным помощником в борьбе с препятствиями. Гордость от собственных заслуг в асанах и пранаямах, позволит практику не останавливаться на достигнутом, и продвигаться в их освоении. Гордость от усмирения плоти в еде и удовольствиях, не даст сорваться при первом мимолётном желании. И даже гордость от моральных добродетелей, будет являться двигателем в начале пути практика.

Проще воспринимать гордыню как ступень личной, внутренней эволюции человека, помогающей ему в начале и отмирающей, за ненадобностью в ходе развития.

Каждый человек живет в своем мире и создает свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и индивидуальность любого существа. Представим человеческий организм. В нем триллионы разных клеток и вместе их объединяет жизнь, стремление к целому, служение единому. На этом уровне все клетки равны между собой, нет клеток лучше или хуже.

Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой, но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма всё, что ей необходимо. Каждое живое существо, предмет - это частица Вселенной. Здесь все равны, всё в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому: к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. Каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития, все мы идём в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мире, но не за счёт возвышения над другими, потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счёт осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.


«Хотя бы кто безчисленные добрые дела сотворил и всякую добродетель совершил, а сам о себе высоко думает, такой всех беднее и окаяннее. Ничто не делает столь глупым, как высокоумие.

Гордость есть мать пороков

Если ты считаешь себя умным, то уже не умен. Гордость – доказательство скудости ума.

Кто действительно смиряет себя, тот никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и занята тем, что касается ее самой»

Святитель Иоанн Златоуст

О высокомерии

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «И если начало премудрости есть страх Господень, то начало глупости есть неведение Господа . Итак, если ведение Бога есть мудрость, а неведение – глупость, неведение же происходит от гордости (а начало гордости есть неведение Господа), то следует, что гордость есть крайняя глупость

Как скоро человек потеряет меру благоразумия, то по причине душевной слабости делается вместе и робким, и дерзким. Как тело, когда потеряет равномерное соединение жизненных сил, становится расстроенным и подвергается всяким болезням, так и душа, когда утратит свою возвышенность и смиренномудрие, впавши в некоторое болезненное состояние, делается и робкой, и дерзкой, и безумной, и, наконец, перестает узнавать саму себя. А кто не знает самого себя, как узнает то, что выше его? Как одержимый умопомешательством, когда не узнает себя, не знает и того, что у него под ногами, и как глаз, когда сам слеп, помрачает и все прочие члены, так бывает и с высокомерием. Потому высокомерные несчастнее и помешанных в уме, и глупых по природе. Они возбуждают смех подобно последним и неприятны подобно первым, и хотя столько же расстроены в уме, как помешанные, но не возбуждают столько сожаления, как те; они безумствуют, как и глупцы, но не заслуживают оправдания, как те, а внушают только одно отвращение. Имея недостатки тех и других, они лишены оправдания, подобно тем и другим, будучи смешны не только своими речами, но и всеми приемами. …Ведь ты не можешь волоса сделать белым или черным, а ходишь будто по воздуху, представляя себя владыкою всего? Тебе, может быть, хотелось бы, чтобы у тебя выросли крылья, чтобы не ходить тебе по земле; может быть, тебе желательно сделаться необыкновенным. А теперь разве ты не делаешь из себя чуда, когда, будучи человеком, замышляешь летать? Но, лучше сказать, ты летаешь уже внутренне, все тебя поднимает вверх. Как мне назвать тебя? Чем истребить твое высокоумие? Если я назову тебя пеплом, прахом, дымом и пылью, то я, хотя и назвал низшие предметы, но ни один не изображает тебя в точности, как я хотел бы, ведь я желаю представить всю надутость и пустоту людей высокомерных. Какой же нам найти образ, им соответствующий? Мне кажется, что они подобны зажженному льну. Как вспыхнувший лен, по-видимому, раздувается и приподнимается, но от легкого прикосновения руки опадает и оставляет самый мелкий пепел, таковы же и души высокомерных: их пустую надутость может смирить и уничтожить случайное прикосновение…

Как водяные пузыри скоро лопаются, так и высокомерные легко погибают. Если ты не веришь этому, то представь мне человека наглого и высокомерного и увидишь, что от случайного обстоятельства он приходит в большую робость, чем иной от падения. Как хворост быстро обращается в пепел, едва вспыхнет охвативший его пламень, а толстые деревья нелегко воспламеняются и долго поддерживают пламя, так души твердые и непоколебимые с трудом и воспламеняются, и сгорают, а над слабыми в одно мгновение времени совершается и то, и другое. Итак, зная это, будем упражняться в смиренномудрии. Нет ничего могущественнее его, оно тверже камня, крепче адаманта, ставит нас в большую безопасность, чем крепости, города и стены, будучи выше всех ухищрений дьявола, тогда как высокомерие делает нас доступными всяким случайным нападениям, лопаясь, как сказано выше, легче водяного пузыря, разрываясь скорее паутины и рассеиваясь быстрее дыма. Потому, чтобы нам утвердиться на твердом камне, отложив высокомерие, возлюбим смиренномудрие.

Хотя бы кто безчисленные добрые дела сотворил и всякую добродетель совершил, а сам о себе высоко думает, такой всех беднее и окаяннее.

Ничто не делает столь глупым, как высокоумие ».

О гордости


«Гордость – вершина зла. Для Бога ничто так не отвратительно, как гордость
. Поэтому Он еще изначала все так устроил, чтобы истребить в нас эту страсть. Из-за гордости мы стали смертными, живем в скорби и печали; из-за гордости жизнь наша протекает в муках и напряжении, обремененная непрестанным трудом. Первый человек пал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу.

Подлинно ничто так не отвращает милосердие Божие и предает так геенскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то, какие подвиги бы мы не совершали, воздержание ли, девство ли, молитву ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой.

Гордость есть мать пороков , от которой и дьявол сделался дьяволом, не будучи прежде таковым.

Гордость – это подводный камень, о который часто разбивались те, которые долго противились бурям страстей и разных искушений.

Если гордящийся добрым делом все тем губит, то какого наказания стоит гордящийся грешник? Такой человек не способен уже и раскаяться.

Если ты считаешь себя умным, то уже не умен. Гордость – доказательство скудости ума.

Гордый тех, которые почитают его, считает за ничто, а честь, которую они ему воздают, дорого ценит».

О смирении

«Итак, молю, сокрушим дух наш, смирим ум , и особенно теперь, когда время поста подает нам великое в этом пособие. Если мы приведем себя в такое расположение, то в состоянии будем и молитвы совершать с великой бодростью и снискать себе свыше великую благодать исповеданием грехов. А дабы увериться, что такие души угодны Владыке, послушай, как Сам Он говорит: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис.66, 2). Поэтому и Христос, беседуя с учениками, сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф.11, 29). Кто действительно смиряет себя, тот никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и занята тем, что касается ее самой. Что может быть блаженнее души, настроенной таким образом! Такой человек всегда сидит в пристани, безопасной от всякой бури и наслаждаясь тишиной мыслей. Поэтому и Христос сказал: и найдете покой душам вашим».

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым в прямом эфире телеканала «Союз» 1 декабря 2010 г.

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня у нас в гостях в студии в Андреевском монастыре настоятель храма Всех Святых в бывшем Новоалексиевском монастыре протоиерей Артемий Владимиров.

Здравствуйте, отец Артемий. Благословите наших телезрителей.

– Приветствую вас, дорогие друзья. И пусть наше собрание вечернее будет благословенно.

– Сегодняшний наш разговор пойдет о таких грехах, как тщеславие и гордыня. Отец Артемий, расскажите нам, что же такое тщеславие? Какие страсти сопровождают этот грех? Как с этим бороться?

– Неудобно об этом говорить, потому что я связан по рукам и ногам. Гордыня, тщеславие... И как больной показывает свои раны собратьям по несчастью, так и мне, думаю, это будет спасительно. Не зря же святой Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге говорит: «Не останется без награды тот, кто, сидя по уши в болоте, кричит из последних сил: «Не ходите моим путем! Вы можете погибнуть! Обходите болото!» – Бог не оставит этого бедного грешника без Своей помощи. Иногда очень полезно вдумываться в самые слова. «Тщеславие» – погоня за какой-то славой. Но какой? Божественной, нетленной, принадлежащей Отцу Небесному? Или иной, тщетной, суетной, ложной? Что же это за ложная, суетная слава? Это, конечно, желание прославлять самого себя, действовать во имя свое. Человек тщеславный не предстоит живому Богу, но он весь в плоскости внимания окружающих его людей: набирать свои очки, получать свои, хотя бы и духовные, дивиденды. Человек тщеславный не читал замечательное произведение братьев Стругацких «Трудно быть богом». Ведь таковой и стремится как пуп земли себя утвердить, и таким образом быть всем для окружающих его людей.

– А гордыня чем отличается от тщеславия? Или это две сестры?

– Сестры ли, или у них иное родство – тетушки и племянницы, – однако человек гордый может вовсе не искать общения с людьми: не всякому нужно выраженное одобрение, ободрение. Гордец упивается самим собою и без посторонней публики. Святые отцы говорят: «Гордость ума – самое страшное заболевание». Человек гордый чувствует мнимую самодостаточность; человек гордый, взирая на небо, готов уже произнести страшные слова того, кто упал с неба: «Вознесу престол свой выше престола Всевышнего». Гордец вполне последовательно доходит до отрицания бытия Божия, потому что он скрыто или явно обожествляет самого себя.

– Батюшка, но почему же нельзя на земле искать славы? Нельзя хорошо трудиться, хорошо исполнять свое дело?

– Вопрос – ради чего и ради кого ты это делаешь? Священное Писание дает прекрасное лекарство: «Господи, не нам, не нам, а имени Твоему дай славу». И поэтому стремясь трудиться, делая все с огоньком, с искоркою, качественно, я должен не ублажать самого себя: «Ай да Пушкин, ай да молодец!» (Александр Сергеевич не имеет к этому прямого отношения), но должен стараться своей деятельностью, словами, мыслями, начинаниями прославлять Того, Кто дает мне силы к осуществлению добра.

– Выходит, есть такие профессии, которыми православный человек не может заниматься?

– Профессия профессии рознь. Но сейчас мы говорим о внутреннем устроении. И оперный певец, и телекомментатор, и президент страны – каждый имеет свое поприще, свое служение. Во имя чего ты это делаешь? Думаю, что у христианина выражением его творческого кредо должны быть слова молитвы Господней: «Да святится имя Твое, Господи».

– Батюшка, а существует ли разница между гордыней и гордостью?

– К сожалению, мы не видим головокружительного падения, может быть, тогда бы мы учились больше – мы видим только взлеты.

– Видите, ум – чтобы размышлять. Да, вы правы. Кроме вашего канала, что еще можно найти поучительного на телевидении? Там, безусловно, зомбирование, но не желание чувства добрые в народе пробуждать.

– Итак, гордыня и гордость. Есть ли разница между этими понятиями?

– Я думаю, более лексическая, на словесном уровне. Хотя можно было бы и поразмышлять: гордыня, твердыня, гусыня. Существительные женского рода первого склонения, но в этом «-ня» я, например, чувствую что-то разросшееся, махровое, ставшее абсолютной доминантой личности. Гордость – это червячок, червоточинка. Подпитай ее тщеславием и получится эта «-ня» – такая гордыня, которую ни объехать, ни пройти.

– Батюшка, а давайте порассуждаем насчет женской гордости. Имеет ли она право на существование? Есть ли что-то общее с гордыней? Должна ли женщина обладать женской гордостью? Что это такое?

– Давайте рассуждать о соотношении гордости и достоинства личности. Достоинство, честь – это неотъемлемые качества нравственной личности. В чем оно, достоинство человека? В первую очередь, конечно, в его разуме, в его стремлении к добру, в умении различать добро и зло. В чем достоинство христианина? Конечно, в самом призвании служить Христу. Конечно, в искре духа Божиего, который каждому из нас ниспослан в таинстве Крещения и делает нас сугубо ответственными пред Богом. Женщина и ее достоинство, в моем понимании, – это ее непорочность, ее строгая нравственная жизнь, это ее подлинная скромность, это ее девичья добродетель, это ее материнство – все то, что делает ее прекрасной в очах людей и ангелов. Другое дело женское кокетство, опасная тема; я боюсь, что нас сейчас расстреляют прямыми вопросами из «голубого эфира». Она стремится производить впечатление на всех и вся вокруг себя: и мимо фонарного столба иная кокетка не пройдет, чтоб ему не подмигнуть. Воображение таково, что на когда на зимнем московском ветру раскачивается фонарь, лампочка ильича, ей уже кажется, что он к ней неравнодушен.

– Как же бороться с этими страстями?

– Бороться не на жизнь, а на смерть: мы потомки панфиловцев, нас мало, но позади Россия – ни пяди священной земли не отдадим врагу. Давайте вспомним тот замечательный рецепт, то спасительное лекарство, без которого, как уверяют нас святые отцы, спасение недостижимо – самоукорение. Это умение внутри себя поставить на место собственную гордость, умение обвинить себя во всех неприятных обстоятельствах. Самоукорение – признак нравственно просвещенной личности. Мы увидим, что не зря мать-Церковь заповедует нам непрестанную молитву, в которой обязательно присутствует словечко «гре-шного»: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Не будет этого самоукорения – будет то, что мы сейчас видим в наших новых москвичах: статическое электричество, при малейшем конфликте не то что неумение – нежелание сдерживаться, готовность выплеснуть весь негатив на соседа, зачастую ни сном, ни духом не понимающего, что у вас не все дома. Христианские добродетели отсутствуют, а есть агрессия. Сегодня так было бы важно нам вспомнить замечательный навык благочестивых предков – уметь пенять на самого себя, а не сваливать на здоровую голову собственные болезни.

– Батюшка, а каковы границы гордости? Можно ли гордиться Родиной, например?

– Спасибо, батюшка. К Вам вопрос с нашего интернет-форума от Михаила Георгиевича: «Как только захватывает на работе суета, сразу веду себя не по-христиански. Особенно трудно относиться к посторонним людям с любовью, без осуждения. Научите, как контролировать себя?» Уж вроде пока мы дома, мы христиане. А вышли в люди, и все с нас слетело...

– Иногда бывает наоборот. На людях, на мой взгляд, гораздо легче соблюдать корректность, английское сдержанное поведение, быть милым с дамами... А домой придет «мещанин во дворянстве», когда прячутся от него малые дети, животные. Он бьет кулаком по столу: «Кто в доме хозяин?» Не случайно англичане XIX века, о которых мы сегодня вспомнили, говорили: «Милосердие начинается с собственного дома» Если ты с домашними действительно хорош, то, соответственно, и в более широком кругу общения таким будешь. Ну а что касается контроля над самим собой, эта аскетическая добродетель называется «внимание» – себе внимай, за собой наблюдай, смотри на себя со стороны; это признак нравственно развитой личности. И наоборот, если ты жалок и смешон в глазах окружающих, если ты находишься в аффективном, страстном состоянии и не видишь далее собственного носа, тогда смотри телеканал «Союз» – он научит всему хорошему. Внимание к самому себе не означает быть излишне погруженным в собственные переживания. Здесь крайности вредны. Будем выбирать царский путь золотой середины, с молитвой к Богу, с любовью к людям.

– Батюшка, еще один наш телезритель задает вопрос на форуме: «А возможно ли непрестанно молиться? Ведь для этого нужно всегда думать о Боге. А во время работы или каких-то других дел очень трудно настроиться на духовное?» Это опять-таки вопрос о внимании.

– Если возможно непрестанно дышать, то еще легче непрестанно находиться в Божием присутствии. Пусть окруженный людьми ты не можешь проговаривать внутри себя полный текст молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Однако ты очень даже можешь, как Адам в раю, предстоять живому Богу, и шестым чувством, а оно есть сегодня у всех наших друзей, которые с нами общаются, ты можешь осязать, ощущать, разуметь, памятовать, что Бог на тебя смотрит. И если ты умеешь ходить пред Его Лицом, то есть контролируешь свои мысли и отгоняешь мысли нечистые, блудные, гордостные и злые, то через месяц-другой для тебя будет так же естественно памятовать о Боге и молиться Ему, как для собачонки дышать.

Ленинградская область на линии: «В порыве семейного скандала муж ушел к своей матери. Спустя немного времени он подал на развод. В нашем браке двое детей, два мальчика 10 и 8 лет. По решению суда причиной развода стало то, что мы не сошлись характерами. Вопрос: кто такой мировой судья? Чтобы кого-то разводить, он должен выяснить причины, сам должен быть семьянином, психологом, и, я считаю, в первую очередь он должен быть православным человеком».

– Я могу только обе руки поднять в пользу вашего мнения. Однако иные представители госструктур, которые, может быть, не слышали вчерашнего послания президента, зовущего нас в светлое настоящее, желающего, чтобы мы преобразовали всю нашу жизнь под знаком порядочности, чести и долга, могут сказать: «В твои лета как можно свое суждение иметь?» Если уж мы так размечтались, я бы посоветовал нашей правовой системе, Гражданскому кодексу, поучиться хотя бы у итальянцев. «Развод по-итальянски» – это двадцать лет ожиданий, каких-то процедур, это почти что невозможно. И мне очень жалко, что наши мировые судьи так легко идут на эти немирные решения. «Не сошлись характерами» – да чепуха все это. Молодые, здоровые, красивые, уже с детьми, и любви коса нашла на камень. Конечно, здесь судебное производство дает потачки человеческой гордости, тщеславию, безответственности. И не хватает, конечно, батюшки. Вот он и является, наверное, мировым судьей, который к миру призывает смотрящих друг на друга букой супругов. Вашего бы мужа на Исповедь, на беседу, пообщаться со священником. При том, что от священника требуются как раз те качества, о которых упомянула наша добрая собеседница, – выдержанность, мудрость, искренность и, конечно, готовность на своем личном фронте хранить единство любой ценой.

– Еще один вопрос к Вам из Владимирской области: «Объясните, пожалуйста – в третьей заповеди говорится: «Не поминай имя Господа твоего всуе». Мне непонятно, как это не поминать имя Господа «всуе» – в суете? Спасибо».

– Окруженные земной суетой, находясь в толчее пешеходного перехода или в магазине, мы всегда должны поминать нашего Господа, призывать Его: «Да святится имя Твое», «Иисусе Христе, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси нас». И душа будет лампадой, возжженной посреди окружающего мрака человеческих страстей. Поминание имени Иисуса Христа и вообще Божественных имен всуе есть бездушное, безмолитвенное, суеверное вращение имени Его в устах: «А где ваш портфель?» – «Да Бог с ним». Бог не с портфелем, а с тобою хотел бы быть, если бы ты так не суесловил. Ведь полный текст заповеди звучит так: «Не приемли имени Божия всуе, ибо не оставит Бог без наказания говорящих это, делающих так». А что за наказание? Полное бесчувствие. Между прочим, истинные христиане отличаются от лжебратии тем, как они произносят слово «Господь» – всегда трепетно, всегда благоговейно, всегда со смыслом: «Господь с тобою», «Слава Тебе, Господи», «Помилуй Бог». И напротив, те, кто лишь крещены, но не имеют веры и верности Христу, запросто склоняют во всех падежах имя Божие, часто еще путая его с именем лукавого. Мы это сразу подмечаем и внутренне настораживаемся – перед нами человек, чуждый святыне.

– Москва на проводе: «Батюшка, мы вас очень любим. Вы сейчас нас назвали телеприхожанами. Моей маме восемьдесят лет, она очень больна и не может ходить в церковь. Тем не менее, она каждое утро слушает передачи, молится вместе с батюшками, участвует в молитвах. Ей показалось очень странным, когда с экрана прозвучало, что мы, участвуя в этих молитвах, молимся телеэкрану, а не Богу. Она, конечно, и сама молится вечером, когда общается с Богом. Можно ли принять эти молитвы как посещение церкви?»

– В данном случае телевизионный экран является проводником Божественной благодати. Действительно, запечатленные там хитроумным плазменным способом лица священников, свеча, горящая на подсвечнике, икона возносят, возводят, возвышают наши мысли и чувствования к Отцу Небесному. С экрана льется звук – церковные песнопения или священные молитвословия. Таким образом, милая ваша мамочка, по старости сидя в кресле, как вот я сейчас перед вами, молится, крестится, внемлет тому, что она видит и слышит. И конечно, над ней раскрывается небо, Божия десница простирается с небес и благословляет ее. Если бы Останкинская башня захотела содействовать просвещению нашей империи, нашей великой страны, за два месяца общественная нравственность изменилась бы с минуса на плюс. Но это может быть материалом нашего следующего прямого эфира. А сегодня мы размышляем о человеческих страстях.

– Еще один вопрос, на этот раз из теплого Сочи: «У меня двое сыновей, старшему сорок три года, у него трое детей, чудесный сын. А младший мой бесится: он много пьет, избивает своего трехлетнего сына до синяков. Я ему пригрозила снять побои, если он не прекратит. Но, конечно, я никуда не пойду жаловаться, потому что он и так десять лет отсидел. Мне страшно за него. Но он грозит упрятать меня в психушку, говорит, что у него там знакомых много. Я понимаю, что у меня шикарная двухкомнатная квартира, они хотят ее забрать. И еще я в 61 год заканчиваю училище успешно. Он говорит: «Ты меня позоришь на весь город, все смеются, что ты в шестьдесят один год учишься!» (у меня есть уже один диплом, но я почему-то захотела медицинское окончить). Из-за него у меня столько болезней на нервной почве. Я хожу в Церковь постоянно, к «Неупиваемой Чаше». Помогите, скажите, что мне делать?»

– Спасибо вам за эту исповедь, мы сейчас всем миром помолимся за вас. Действительно, «в Сочи темные ночи», мы слышим это из вашего признания. Но оставлять безнаказанным вашего сыночка, потерявшего образ человеческий, нельзя. Ведь вашему внуку грозит психическая травма, не только физическая. Я категорически против ювенальной юстиции, это такая хищная птица, которая сейчас реет над Россией, но, конечно, против того, чтобы ребенок был вот так заживо истребляем как личность. Вам необходимо собрать родственников, по крайней мере, обратиться к умным людям, поговорить с местным священником. Властные структуры должны вмешаться, потому что вам нужно и саму себя защитить от происков тех, кто уже потерял и честь и совесть, а прежде всего вашего милого внучика спасать из беды, из этого огня. Здесь промедление смерти подобно.

– Вопрос с форума нашей программы, от Алексея: «Сегодня немало людей, которые трудятся в православных организациях: братствах, сестричествах. В том числе речь идет о тех людях, которые помогают при храмах. Это издательства, агентства, и прочее. Не секрет, что лукавый ополчается на этих людей, им кажется, что им завидуют. Посоветуйте, как с этим бороться?»

– Когда кажется, нужно просто перекреститься. Ведь очень опасно кажущееся принимать за действительность. А лукавый мозги запудрит, дай только ему волю через богатое воображение, творческую фантазию. Любому человеку, который имеет активную жизненную позицию и желает созидать, желает вводить в этот мир начала порядка, красоты и чистоты, конечно будут завидовать увальни, емельки, которые лежат на печках, те, кто может лишь перемалывать, и одновременно переламывать кости людям, но сам перстом не двигнет, чтобы сделать шаг на пути спасения. С этим можно просто смириться и не слишком много обращать внимания на досужие помыслы. Как говорят мудрые люди, всех слушать – с ума сойдешь. Другое дело, что выбрав благородное поприще церковного просвещения, важно, по слову апостола Павла, порабощать собственные страсти, дабы, проповедуя другим, самому не оказаться никуда не годным. Думаю, что это особая тема для прямого эфира: современное свидетельство о Христе, ибо это свидетельство не в словах, а в помыслах, чувствах, в устроении твоей души, в образе твоей жизни. Сегодня нам нужна незазорная, непорочная жизнь человека, который свидетельствует о Боге. А если мы стараемся идти тропой бескорыстной любви, будемте смотреть направо и налево. Если боишься, то и не делай – если делаешь, то и не бойся. А если ничего не будешь делать, то погибнешь. Вот и выбирайте.

– На связи Московская область: «У меня сын был венчан, и они с женой развелись. У них остался ребенок. Женой была дочь настоятеля храма. А сейчас он женат на другой, тоже венчан, и во второй семье у них все благополучно. Он очень хочет видеться с сыном и воспитывать его, но ему просто не дают. Долго очень рассказывать. Как поступить нам?»

– Мы можем догадаться сами, потому что это проза дня. Это знакомо всякому, кто не витает в облаках. Мы уже говорили примерно на эти болезненные темы. Как поступить вашему сыну? Он может действовать в рамках юридического поля. Оставаясь отцом, к великому сожалению разведенным, ему можно добиваться возможности видеть сына и путем судебным, тем более, что он может и должен оказывать нравственное влияние на него. Прежде всего нужно молиться, потому что жизни не будет, пока не умягчится сердце матери. O tempora, o mores! О времена, о нравы! Будем надеяться на лучшее. Жаль, что дети всегда остаются заложниками подобных ситуаций.

– Еще один вопрос с нашего форума от Алексея: «Известно, что курение – это грех. Бесспорно, оно отравляет тело курильщика, которое является храмом Божиим. А управление автотранспортом не является ли таким же грехом, ведь выхлоп автомобиля отравляет окружающий мир и тех, кто в нем. Является ли любовь к вождению страстью?»

– Если вы управляете фурой, которая рифмуется с известным словом (первое склонение, женский род), и эта фура не прошла никакого контроля на СО2 и дымит, как мартеновская печь, тогда действительно «кипит разум» в возмущении у прохожих и автолюбителей. Слов не хватит, чтобы высказать свое отношение к этому задымленному «запорожцу», который не может уже пройти ни тюнинга, ни пилинга, и вообще не поддается термической обработке. Но сейчас Владимир Владимирович понастроил таких заводов, что с колеи отечественного автопрома сходит конфетка, а не машина. И в погоне за чистенькой наглаженной Европой, которая даже шины моет с шампунем, у нас сейчас нет никакого задымления. Поэтому ваше волнение мне непонятно. Относительно выхлопной трубы некоторые говорят в отношении москвичей: «И дым отечества нам сладок и приятен». Ну а все, что не в меру, то от лукавого. Если вы сладострастно любите свой автомобиль, если вы шпарите по третьему транспортному кольцу, выезжая чуть ли не на встречку, чтобы и на других посмотреть, и самому покрасоваться, то это психология смертника. Великий грех – ставить под удар жизни окружающих, принося их в жертву своей автомобильной страсти. Давайте поспокойнее: тише едешь – дальше будешь, не уверен – не обгоняй.

– Снова Московская область: «Я бы хотела воспользоваться тем, что сегодня у вашего гостя филологическое образование, и задать ему литературный вопрос, касающийся романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Там на Патриарших прудах Воланд говорит о том, что был у Канта и тот привел ему шестое доказательство бытия Бога. Как я ни искала, я не смогла найти, как оно звучит».

– Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы – это остатки рая на земле. Когда мы смотрим на только что распустившийся бутон розы, покрытый каплями прозрачной росы, или когда мы смотрим в чистые глаза ребенка, не испорченные капризами, себялюбием, то видим шестое доказательство Божия бытия – совершенство творений: та чистота детских глаз, то благоухание прозрачных лепестков розы, которых не воспроизведет человеческая рука, не воспроизведет никакое человеческое искусство. Но это такой поэтический ответ. А вообще поменьше с Воландом общайтесь, потому что этот господин себе на уме. И, вызывая как будто бы симпатию у читателей, он на самом деле остается родным братом Мефистофеля, – а вы знаете, куда ведут пути, вымощенные такими благими намерениями Михаила Булгакова.

– Я бы современным детям не давал читать, но они смотрят фильмы, а в фильмах Маргарита, не успев одеться, летает на помеле. Изменилась эпоха. Помню, что десятиклассником я прочитал этот роман, и меня совершенно не заинтересовал его гротескный план, где демоническая активность выведена в живописных персонажах. Но я жадно впитывал все то, что связано с Евангельской историей, хотя до неузнаваемости искаженный Иешуа Га Ноцри Михаила Булгакова – это не Господь наш Иисус Христос. Но время было иное, мы тогда были полностью оторваны от Церкви, и по крупицам, сквозь чащу леса безбожия мы набирали эти золотники веры и выходили к Свету Божиему. Сейчас демонизирована атмосфера. Народ как бы просвещен поверхностным знанием Евангелия, но при этом полтергейст, Гарри Поттеры и прочая мешанина оккультно-языческого характера делают свое дело, поэтому сегодня нужно быть очень осторожными и мудрыми родителям, воспитателям и учителям так, чтобы сохранять внутренний мир ребенка от демонического вторжения.

– На связи Нижневартовск: «Я регулярно посещаю службы в Церкви. Но происходит такая ситуация: после службы у меня нервные срывы, происходят неприятности, начинаю драться, плакать, слезы. Это первый вопрос. И второй вопрос: поругался со своей девушкой после службы, и она сказала: «Будь ты проклят». Хотя после этого она у меня просила прощения, говорила, что забирает свои слова обратно».

– Дай вам Бог там, в Нижневартовске, во-первых, перезимовать, зима должна быть суровая. Во-вторых, быть немножко поспокойнее, потому что от христианина требуется прежде всего баланс чувств, ума и сердца. Если бы вы вовсе не ходили в храм, то было бы еще хуже. В том, что иногда после храма вы впадаете в беспокойное состояние, виноват не храм, но наша болезненная душа; она врачуется глубокой исповедью. Я очень рекомендую вам найти внимательного духовника, у вас в Нижневартовске есть очень хороший батюшка отец Димитрий – найдете, кто ищет, тот всегда найдет. И подозреваю, что эта гиперэмоциональность, о которой вы нам сказали с доверием, это плод каких-то жизненных ошибок. Подозреваю, что вы не находитесь в венчанном браке, и девушку, которую назвали своей, все-таки недостаточно любите, потому что не предложили ей супружество, не попросили ее руки. Соответственно, находясь в нечистом состоянии плотского, неосвященного сожительства, вы волей-неволей открыли створки вашего сердца демоническому действию, прорывающемуся сквозь такую немотивированную раздражительность – то смех, то слезы, то гнев, то еще что-то. Поэтому нужна исповедь. С девушкой надо разобраться, кто вы – друзья либо предназначенные друг другу две половинки; тогда надо повенчаться. И, конечно, сами старайтесь быть спокойнее, смотрите телеканал «Союз», он оказывает прекрасное терапевтическое воздействие на своих пользователей.

– Вопрос из Тольятти: «Я стараюсь делать шаги к Богу, читаю Евангелие, псалтирь, стараюсь узнать, что означает тот или иной праздник. Работаю в женском коллективе, иногда рассказываю о чем-то, иногда меня спрашивают, могу объяснить, что за праздник, иногда могу поспорить с неверующими, иногда даже злюсь на это. Не считается ли это гордыней, тщеславием? Ведь я же не учитель, сама еще мало знаю».

– Мой вам краткий совет: будьте солнышком. «Светить всегда, светить везде – вот лозунг твой и солнца». Если ваши коллеги считают вас верующей, они уже спрашивают с вас вдвойне. И то, что простительно для себя, вам никогда не простят, поэтому какое-то спорливое состояние, какая-то раздражительность для вас уже совершенно невозможны. Они смотрят на вас как на ту, о которой сказано у Александра Сергеевича Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Поэтому извольте быть приветливой, улыбчивой, радостной, да прибавьте к этому тактичность и деликатность. Очень опасно оказать медвежью услугу человеку: он не спрашивает вас, ему нужно заполнять какие-то бланки, а вы пытаетесь внушить ему, как хорошо Рождественским постом быть на этом, этом и этом богослужении. Здесь очень важно быть не в тягость, а в радость. Не случайно один деревенский батюшка из заброшенного медвежьего хутора произнес такую молитву: «Не суй меня, Господи, куды мене не просют». Будьте очень тактичны, деликатны, и я вам советую отвечать только на вопросы, но не спешите навязывать свои суждения окружающим.

– Батюшка, а стоит ли человеку, который только начал воцерковляться, апостольствовать?

– Я, честно говоря, и не знаю такого глагола «апостольствовать». Если речь идет о служении апостольском, служении словом, то, конечно, к этому нужно быть готовым, чтобы твое слово было чисто, ясно, просто и прекрасно, а главное – чтобы перед ним шло твое дело. Помолись немножко, обрети крылья мира и любви, и тебе будет дано сказать, что такое молитва. Смирись в каких-то сложных обстоятельствах, не дай хода раздражению – и опытом приобретенная кротость раскроет твои уста. То есть от дела к слову. Не случайно говорили древние: «Лучше дела без слов, чем слова без дела».

– Вопрос от Алексея: «Если Бог дает человеку полную свободу, свободу как личности, то почему Он определяет пол человека?»

– Гендерная политика. Знаете, какая сейчас идет на нас идет вражья конница? Если мы это прохлопаем, то вслед за секспросветом и ювенальной юстицией будет навязана в школе гендерная политика. Она сюда проходит под маркой равноправия женщины. У нас в стране женщины не то что равноправны, а на доске почета висят. Гендерная политика – это абсолютное смешение понятий, она будет провозглашать, что существует не два, а три, четыре, пять полов, и в двенадцать лет ты должен выбрать себе пол, и это может быть не мужской и не женский, а что-то посерединке. Не буду вас пугать, какие европейские страшилки сейчас уже действуют, например, в Чехословакии, Чехии, откуда народ бежит на Западную Украину, потому что уже не может воспитывать своих детей.

Господь Бог дал нам не полную свободу, а Он даровал нам свободу благого выбора. Он почтил нас самовластием, так, что каждый из нас в любой момент жизни может выбрать жизнь, а не смерть, добро, а не зло, свет, а не тьму. Что касается половой принадлежности, вы мужеский пол, и я, по счастью, мужеский пол, а нам задают вопрос прекрасные женщины. Это Божий дар, который, как пелось в песенке, «надо благодарно принимать». Мы не смутьяны и не бунтари, и нам уже – вслед за поэтом: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» – говорит митрополит Филарет: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана». Поэтому я – мужчина, слава Богу, ты – женщина, трижды слава Богу, ибо если бы не женщина, то я бы вообще не появился на этой грешной земле.

Последний вопрос, на связи Советск: «Я верующая, замужем, а муж мой неверующий. Сейчас Рождественский пост, и у нас возникают серьезные проблемы в связи с супружеской близостью. Я не знаю, что мне делать. Посоветуйте, батюшка».

– «Что мне делать, как мне быть, и как горю пособить?» Я должен похвалить наших сегодняшних зрителей. Они задают настолько важные, жизненные, животрепещущие вопросы, что наша передача по своей актуальности заменяет все новостные пакеты дня на официальном телевидении.

Что касается вашего вопроса – думаю, что надо все-таки уступать. Уступать, иначе он позеленеет и сбежит; надо просчитывать последствия. С другой стороны, купите ему гирьки, пусть он качается. Купите ему тренировочный костюм, пусть он качается, и скажите, что ему нужно бегать вокруг вашей пятиэтажки по десять-двадцать кругов: «О спорт, ты – мир! Движение – это жизнь». И если он, милый, будет немного так себя утруждать, может быть, охладит свой пыл на улице – минус двадцать шесть там. Не переживайте, кормите его повкуснее, он будет наш. Потому что путь к сердцу женщины лежит через цветы, а к сердцу мужчины через вкусный постный питательный ужин.

Я желаю вам, дорогие друзья, после нашего прямого эфира хорошенько поужинать за здоровье телеканала «Союз».

– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Я был очень рад встретиться: у батюшки всегда есть что вам рассказать. Поэтому надеюсь на наше следующее общение с друзьями, надеюсь, что мы никого не обидели, никого не смутили. И да благословит нас Господь на мирное движение к Рождеству Христову.

Дорогие друзья, мы на этом прощаемся. Спасибо вам за ваши вопросы. До новых встреч.

Беседовал Михаил Карелин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева

Первосвятитель

Патриархия. Ру

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечерни в день Рождества Христова Всех вас сердечно поздравляю с великим спасительным праздником Рождества Христова

Литературная страница

– Бог тебя благословит, сынок. – Отец Матта неплохо понимал греческий, как и бедуинский диалект арабского языка. Как-никак старец провел семь лет в Иудейской пустыне, в пещере рядом с монастырем Преподобного Георгия Хозевита. Он приехал в Иерусалим двадцать лет назад.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475