Сцены партизанской войны в войне и мире. Партизанская война в романе война и мир - сочинение по литературе. На что рассчитывали французы

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил написание одного из самых глобальных произведений - романа-эпопеи «Война и мир». Он поднимает многие важные моменты, которые касаются как гражданских, так и военных людей. Отдельное место писатель выделяет для описания партизанской войны, которая стала решающим фактором в победе над французами в 1812 году.

Во все времена считалось, что войну выигрывают не столько фронтовые бойца, сколько партизаны. Ведь они действуют спонтанно, не следуя каким-то определенным военным законам и правилам. Их действия заставили правительство официально признать участие партизанских отрядов в войне. Лев Николаевич Толстой говорит о том, что люди, борющиеся в качестве партизан - авантюристы по натуре, которые не бояться действовать. Яркими представителями этого движения в романе «Война и мир» выступают Долохов и Денисов, которые не собираются объединяться с другими союзническими странами. Они прекрасно знают правила поведения на войне, но это не мешает им лихо пробираться во вражеский стан и наносить ощутимый ущерб.

Также война способна объединять людей, которые, скорее всего бы никогда не встретились, а, даже если бы встреча состоялась, то точно не разговаривали бы друг с другом. Ярким примером можно считать отношения Денисова и Тихона, которые почти сразу нашли общий язык. Несмотря на то, что порой они действуют разными методами, герои способны договориться и находят друг в друге положительные моменты. Но все же в некоторых моментах их мнения полностью расходятся. Так, поймав «языка» и поняв, что тот ничего не знает, Тихон тут же его убивает и ничуть не сожалеет о содеянном. А Денисов в свою очередь не может совершить бессердечное убийство и отдает пленных под расписку. Причем оба понимают, что будь они на их месте, о пощаде можно было бы даже не заикаться.

Большинство людей, которые служат в партизанских отрядах, прекрасно понимают это и все другие тяготы и опасности, с которыми придется столкнуться. Они уверены в том, куда идут. Но бывает, что попадаются совсем молодые люди, которые еще толком ничего не знают о военных действиях: именно поэтому они думают, что это все одна сплошная игра. Также думал и Петя Ростов, которые пришел к партизанам с романтическими идеями. Но совсем скоро молодой герой все же понял, что такое настоящая война. Но даже такие романтичные особы кое в чем схожи с другими представителям партизанства. Все, кто когда-либо был в их числе, приходили по доброе воле, потому что желали защитить свое отечество, свои дома и семьи. Если сказать, что никто из них не боялся, то это будет ложью, ведь страх - это нормальное состояние, при тех обстоятельствах, когда его можно обратить в нужное дело. Однако никто ни на минуту не сомневался в том, должен ли он находиться среди партизан или нет.

Таким образом, в романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой уделяет большое внимание партизанской войне, считая, что это ключевой момент для победы над вражескими силами. Писатель показывает, как люди себя ведут в тех или иных условиях, и как война

Отношение Л. Н. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну "самым гадким делом в жизни", противоестественным, чудовищным по своей жестокости, "целью которого является убийство", орудием - "шпионство и измена, обман и ложь, называемые военными хитростями". Война, по мнению Толстого, несет лишь насилие и страдания, разъединяет людей и ожесточает их, заставляет преступать общечеловеческие нравственные законы.. . И в то же время Толстой, будучи патриотом, воспевает войну, "не подходящую ни под какие прежние предания", войну партизанскую, "начавшуюся со вступления неприятеля в Смоленск" и, по мысли автора, явившуюся одной из главных причин поражения французов в России и гибели наполеоновской армии. Толстой характеризует эту "войну не по правилам" как стихийную, сравнивая ее с дубиной, "поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил <...> гвоздившей французов <...> пока не погибло все нашествие". Порожденная "чувством оскорбления и мести", личной ненависти к французам, которую испытывали и жители Москвы, покидавшие свои дома и уезжавшие из города, чтобы не покориться армии Наполеона, и мужики, сжигавшие все свое сено, чтобы оно не досталось французам, идея этой войны постепенно охватила все слои общества. Пробудившееся национальное самосознание, нежелание быть побежденными Наполеоном объединили различные сословия в борьбе за свободу и независимость России. Именно поэтому партизанская война столь разнообразна в своих проявлениях, так непохожи друг на друга и партизанские отряды: "были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами; были одни казачьи <...>были мужицкие и помещичьи". Великая армия Наполеона уничтожалась по частям, тысячи французов -отсталых мародеров, фуражиров - были истреблены партизанами, их многочисленными "мелкими, сборными, пешими и конными" отрядами. Герои этой войны -представители различных сословий, имеющие мало общего, но объединенные общей целью защиты родины. Это дьячок, "взявший в месяц несколько сот пленных", гусар Денис Давыдов, "которому принадлежит первый шаг" в узаконивании партизанской войны, старостиха Василиса, "побившая сотни французов", и, конечно, Тихон Щербатый. В образе этого партизана Толстой воплощает определенный тип русского крестьянина, не кроткого и смиренного, как Платон Каратаев, а необычайно смелого, не лишенного доброго, нравственного начала в душе, но во многом действующего инстинктивно. Потому он с легкостью убивает французов, "худого им не делает, но мародеров десятка два побил". Тихон Щербатый, "один из самых нужных, полезных и храбрых людей в партии", отличается ловкостью и смекалкой: "никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов". Но в то же время безрассудная жестокость Тихона, имевшего обыкновение не приводить языков и не брать пленных, но избивавшего врагов не из-за ненависти и злобы, а в силу своей неразвитости, противоречит гуманистическим убеждениям Толстого. С этим героем, как и с Долоховым, командовавшим небольшой партией и бесстрашно отправляющимся на самые опасные вылазки, связана своеобразная идеология партизанской войны, отраженная еще в словах князя Андрея: "Французы разорили мой дом, они враги мои, они все преступники. Их надо казнить". Долохов считал "глупой любезностью", "рыцарством" оставлять в живых французов, которые все равно "помрут с голоду или окажутся побитыми другой партией". Однако такой герой, как Денисов, отпускавший пленных "под расписку", "не имевший на совести ни одного человека" и "не желавший марать честь солдата", а также Петя Ростов, "чувствовавший любовь ко всем людям", испытывавший жалость к Винсенту Боссе, юному барабанщику, взятому в плен, воплощают толстовские идеи гуманизма, сострадания и любви к людям

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

События, происходившие в России в 1812 году, воспевали поэты всех поколений потомков. За несколько месяцев Наполеон привел французскую армию под стены Москвы. Бонапарт ликовал, на всем пути наступления, выигрывая или проигрывая сражение, ему удавалось истреблять русских солдат. Но столкнувшись с гневом народным, французы проиграли военную кампанию. Партизанская война в романе «Война и мир» пересказана Львом Толстым в исторических деталях с акцентом на героизме простых мужиков, проявленном в борьбе за Родину.

На что рассчитывали французы

Армия Наполеона была хорошо вооружена. За плечами боевых формирований были десятки побед над соседними государствам, сильными крепостями и укрепленными городами. Главнокомандующий, готовясь к наступлению, выбирал самый удобные возвышения, сухие пригорки, привольные равнины, где можно было выгодно для своего войска построить боевые шеренги и спрятать конницу. Французы любили неожиданные маневры и делали их мастерски.

Последние годы показали, что нет в Европе более могущественной армии. Завоевав очередную страну в доблестном сражении, победители не встречали серьезного сопротивления со стороны мирного населения. Поверженный враг капитулировал, подданные беспрекословно слушали власть. Такой расклад дел после победы стал привычным для французов. Войдя в Москву, Наполеон думать не мог, что жители поведут себя иначе.

Как зарождалось народное сопротивление

Лев Толстой с грустью патриота описывает пожар древнего города. Люди жгли все, что могло представлять для врага стратегическую ценность. Наполеоновская армия тащила за собою мощный обоз, состоящий из рогатого скота и лошадей. Надо было кормить не только солдат, а животных, которые тянули технику, везли солдат, служили едой.

В одночасье враг столкнулся с проблемой нехватки сена. Крестьяне предпочитали сжечь свой урожай, только бы ничего не досталось врагу. Наполеон обиделся, о чем исторически свидетельствуют его письма императору Александру I. Бонапарт указывал, что мужики не соблюдают военных правил, жгут провизию и запасы на зиму, чтобы французским конным дивизиям нечем стало кормить лошадей.

Наполеон решил отступить на зимнюю стоянку по другой дороге, не разоренной его солдатами в период наступления. Мужики встретили врага воинственно, самые слабые массово деревнями уходили вглубь леса пересидеть беду, увозя с собой все съестное. Когда кушать было нечего, ничего не оставалось, как нападать на отступающие французские обозы. Сначала нападения носили хаотический характер.

Развитие партизанской войны

Многие раненные русские офицеры, как Пьер Безухов, оказались в лесной чаще вместе с прятавшимися людьми. Боевые солдаты не могли сидеть, сложа руки, они владели знаниями войны, имели солидный боевой опыт. Военные часто становились во главе мужиков, чтобы со знанием дела вести их в бой.

Об отряде Дениса Давыдова ходили легенды, офицер сплотил людей, ввел военную дисциплину. В партизанском формировании Денисова была своя кавалерия, санитарная часть, разведка, обеспечение. Мужики проходили солдатские учения, чтобы овладеть мастерством ведения ближнего боя в лесной чаще и сохранить жизнь товарищей.

Толстой упоминает о курьезных реальных случаях. Известно об одном партизанском отряде времен Отечественной войны 1812 года, во главе которого стоял священнослужитель. А в другой деревне ополчением руководила молодая женщина, она вошла в историю, как Старостиха.

Партизаны, рассыпавшись сотнями отрядов и тысячами маленьких команд по всему пути отступления вражеской армии вдоль дороги, надкусывали ее по чуть-чуть. Французские солдаты, привыкшие смыкаться в боевой шеренге, не знали как вести борьбу против вил и дубинок. Между тем, поток отступавших захватчиков таял. Партизаны развеяли миф о непобедимости Наполеона. Почувствовав свою организованную силу, партизаны превратились из прятавшейся толпы в грозную освободительную стихию.