Сборник заданий по обществознанию гвэ

Структура и содержание экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответ на задание части 2 самостоятельно формулируется и записывается экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

В части 1 работы:

задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определенных умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

Часть 2 включает в себя одно задание с развёрнутым ответом. Задание-задача 26 требует: анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении задания проверяется умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

В таблице 2 представлена информация о распределении заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы

по уровням сложности

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Утверждено приказом
директора ФГБНУ «ФИПИ»
от 10.01.2018 г. № 3-П
Спецификация
экзаменационных материалов для проведения государственного
выпускного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (письменная форма)
для обучающихся по образовательным программам
ОСНОВНОГО общего образования

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Ответ на задание части 2 самостоятельно формулируется и
записывается экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения
проводится экспертами на основе специально разработанной системы
критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по её частям
с учётом максимального первичного балла за выполнение каждой части
работы даётся в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

1. Назначение экзаменационной работы
Государственный выпускной экзамен для обучающихся по
образовательным программам среднего общего образования (далее – ГВЭ-9)
проводится в соответствии с Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 26.12.2013
№ 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный
№ 31205) (с последующими изменениями).
Экзаменационные материалы позволяют установить уровень освоения
выпускниками
Федерального
компонента
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
по
обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Структура и содержание экзаменационной работы



К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа,
из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно,
если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается
невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного
ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них
указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21–25 ответ даётся в виде последовательности цифр
(например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
1

Часть
работы

Тип заданий

Часть 1 С кратким ответом
Часть 2 С развёрнутым ответом
Итого

Количество
заданий
25
1
26

Процент
Максимаксимального
мальный
первичного
первичбалла для
ный балл
каждой части
26
92,9
2
7,1
28
100

В части 1 работы:
– задания 1–20 представляют следующие разделы курса: человек и
общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера
политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти
линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем
представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные
содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы
место задания, проверяющего знание одного и того же компонента
содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной
работы;
– задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку
определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах
КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют
проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах
содержания.
Часть 2 включает в себя одно задание с развёрнутым ответом. Заданиезадача 26 требует: анализа представленной информации; объяснения связи
социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации
самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений,
объяснений, выводов. При выполнении задания проверяется умение решать
в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Отметка по
шкале
Первичный балл

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: уровни сложности
задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%); П –
повышенный (40–60%)

«5»
22–28
3

5. Продолжительность экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

6. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Общество
как
форма
жизнедеятельности
людей;
взаимодействие
общества
и
природы;
основные
сферы
общественной
жизни,
их
взаимосвязь
Биологическое и социальное в
человеке; личность; деятельность
человека и её основные формы
(труд, игра, учение); человек и его
ближайшее
окружение;
межличностные
отношения;
общение,
межличностные
конфликты, их конструктивное
разрешение
Общество и человек
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Общество и человек

Максимальный балл за
выполнение задания

Приложение
Обобщённый план варианта экзаменационной работы по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровень сложности
задания

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы,
подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по
пятибалльной шкале.

ГВЭ (письменная форма)

Коды проверяемых
умений

4. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной
работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 28 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается
1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет
ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более
ошибки. Задание 26 оценивается в зависимости от полноты и правильности
ответа: за полное и правильное выполнение выставляется 2 балла; при
неполном ответе – 1 балл.

Обществознание. 9 класс

Коды проверяемых
элементов
содержания

ГВЭ (письменная форма)

В таблице 2 представлена информация о распределении заданий
экзаменационной работы по уровню сложности.
Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы
по уровням сложности
КолиМаксималь- Процент максимального
Уровень сложности
чество ный первич- первичного балла за всю
заданий
заданий
ный балл
работу, равного 28
Базовый
16
17
60,7
Повышенный
9
9
32,1
Высокий
1
2
7,2
Итого
26
28
100

Проверяемые
элементы
содержания

Обществознание. 9 класс

1.2,
1.3,
2.1

1.1–
1.3,
2.6
1.1–
1.3,
2.3

В Приложении приведён обобщённый план экзаменационной работы.

Обществознание. 9 класс

Сфера духовной культуры и её
особенности; наука в жизни
современного
общества;
образование и его значимость в
условиях
информационного
общества; возможности получения
общего
и
профессионального
образования
в
Российской
Федерации; религия, религиозные
организации и объединения, их
роль в жизни современного
общества; свобода совести; мораль;
гуманизм;
патриотизм;
гражданственность
Сфера
духовной
культуры
(задание на анализ двух суждений)
Экономика, её роль в жизни
общества; товары и услуги, ресурсы
и потребности, ограниченность
ресурсов; экономические системы и
собственность;
производство,
производительность
труда;
разделение труда и специализация;
обмен,
торговля;
рынок
и
рыночный механизм
Предпринимательство;
малое
предпринимательство
и
индивидуальная
трудовая
деятельность; деньги; заработная
плата и стимулирование труда;
неравенство
доходов
и
экономические меры социальной
поддержки; налоги, уплачиваемые
гражданами; экономические цели и
функции государства
Экономическая
сфера
жизни
общества
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Экономическая
сфера
жизни
общества
(задание на анализ двух суждений)

ГВЭ (письменная форма)

Обществознание. 9 класс

13
2.1–2.6

Социальная структура общества,
семья
как
малая
группа,
многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте, социальные
ценности и нормы, отклоняющееся
поведение, социальный конфликт
и
пути
его
решения,
межнациональные отношения
Социальная сфера
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Социальная сфера
(задание на анализ двух суждений)
Власть; роль политики в жизни
общества; понятие и признаки
государства; разделение властей;
формы государства; политический
режим;
демократия;
местное
самоуправление; участие граждан в
политической
жизни;
выборы,
референдум; политические партии
и
движения,
их
роль
в
общественной жизни; гражданское
общество и правовое государство
Сфера политики и социального
управления
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Сфера политики и социального
управления
(задание на анализ двух суждений)
Право, его роль в жизни общества и
государства;
норма
права;
нормативный
правовой
акт;
признаки и виды правонарушений;
понятие и виды юридической
ответственности;
административные
правоотношения, правонарушения
и наказания; основные понятия и
институты
уголовного
права;
уголовная
ответственность
несовершеннолетних

ГВЭ (письменная форма)

6.1, 6.2,
6.4, 6.16,
6.17

Обществознание. 9 класс

Конституция
РФ;
основы 6.5–6.12
конституционного
строя
РФ;
федеративное устройство России;
органы государственной власти РФ;
правоохранительные
органы;
судебная
система;
взаимоотношения
органов
государственной власти и граждан;
права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии;
конституционные
обязанности
гражданина; права ребёнка и их
защита; особенности правового
статуса
несовершеннолетних;
механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и
гражданина;
международноправовая
защита
жертв
вооружённых конфликтов
6.3,
Понятие правоотношений, право на
труд и трудовые правоотношения, 6.13–6.15
трудоустройство
несовершеннолетних,
семейные
правоотношения,
права
и
обязанности родителей и детей,
гражданские
правоотношения,
права
собственности,
права
потребителей
(задание
на
обращение
к
социальным реалиям)
Право
6.1–6.17
(задание на анализ двух суждений)



на проверяемое умение
(задание на сравнение)
Различное содержание в разных

вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение
(задание
на
установление
соответствия)

ГВЭ (письменная форма)

Обществознание. 9 класс

Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение
(задание на установление фактов и
мнений)
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение

из списка)
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение
(задание на выбор верных позиций
из списка)
Различное содержание в разных
вариантах: задание ориентировано
на проверяемое умение (заданиезадача)

ГВЭ (письменная форма)

2.3,
2.6,
2.7

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Обществознание. 9 класс

Образец экзаменационного материала
для ГВЭ-9 (письменная форма) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует
номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от
номера соответствующего задания.

Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2
содержит 1 задание с развёрнутым ответом.
На выполнение работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут).
Ответы к заданиям 1–25 запишите в поля ответов в работе, а затем
перенесите в бланк ответов. Для этого в бланке ответов запишите номера
всех заданий в столбец следующим образом:
1)
2)
3)

24)
25)
Ответы к заданиям 1–25 запишите в бланк ответов справа от номеров
соответствующих заданий. В случае записи неверного ответа зачеркните его
и запишите рядом новый.
К заданию 26 следует дать развёрнутый ответ. В бланке ответов
укажите номер задания и запишите его полное решение.
Бланк ответов заполняется яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в работе и в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.

Общество в широком смысле представляет собой
1)
2)
3)
4)

Человечество в его прошлом, настоящем и будущем состоянии
группу людей, объединённых общей деятельностью
исторический этап развития человечества
культурные особенности людей

Ответ:
2

Человека от животного отличает
1)
2)
3)
4)

Стремление познать окружающий мир
использование природных объектов
способность приспосабливаться к условиям среды
инстинкт самосохранения

Ответ:
3

Анна и Серафима захотели отправиться в горы. Однако Анна предпочла
отдых на море, не уведомив об этом Серафиму. Серафима решила ничего не
говорить подруге, не обостряя отношений. Какую стратегию выхода из
конфликта иллюстрирует поведение Серафимы?
1)
2)
3)
4)

Желаем успеха!

ГВЭ (письменная форма)

Переговоры
компромисс
уход от ситуации
углубление конфликта

Обществознание. 9 класс

ГВЭ (письменная форма)

Верны ли следующие суждения об экономической сфере жизни общества?
А. Экономическую сферу жизни общества характеризуют отношения
собственности.
Б. Экономическая сфера связана с политической сферой жизни общества.
1)
2)
3)
4)

Среднее профессиональное
высшее
среднее общее
начальное общее

Повременная
комплексная
смешанная
сдельная

Ответ:
10

Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука использует специальные методы исследования.
Б. Наука – это деятельность, направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о природе и обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?
А. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осу