Отработка заданий егэ по обществознанию. Вопросы по обществознанию для подготовки к егэ. Иван, г. Иркутск

По обществознанию на высокий балл, либо стать призёром (победителем) олимпиады по данному предмету. Цель в обоих случаях одна: обеспечить ребёнку поступление в престижный вуз на актуальную специальность.

По мнению школьников и многих взрослых, обществознание является не самым сложным предметом. По этой причине сегодня ЕГЭ по обществознанию выбирает каждый второй выпускник. Действительно, благодаря общей эрудиции, неплохим знаниям в области истории и литературы, можно сдать ЕГЭ по обществознанию выше минимального порога. Однако добиться высоких результатов (от 75 баллов и выше) без тщательной подготовки невозможно. Ежегодно только в Москве 5% выпускников проваливают экзамен по обществознанию.

Итак, как выбрать репетитора ЕГЭ по обществознанию? Какие вопросы ему необходимо задать на первой встрече?

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? И где вы работаете?

Однозначно, это профильное образование, желательно педагогическое. Например, диплом по специальности по профилю «Обществознание», или «Обществознание и право», или . Приветствуется наличие сертификатов о повышение квалификации по профилю: «Углублённая подготовка учащихся к творческим заданиям ЕГЭ» или «Решение олимпиадных заданий».

Теперь разбёремся с местом работы. С подготовкой к и ЕГЭ лучше справится школьный учитель: он знает слабые стороны учеников, у него больше опыта работы с аудиторией данного возраста, он разбирается в детской психологии, он регулярно готовит школьников к ЕГЭ по обществознании.

Для подготовки к Всероссийской олимпиаде по обществознанию и «перечневым» олимпиадам лучше обратиться к вузовским преподавателям. Такой репетитор, как правило, ведёт несколько смежных дисциплин, например, политологию, историю и обществознание. У него выше квалификация, широкий кругозор, поэтому практической пользы от такого репетитора будет больше. Но ребёнок, с которым будет работать вузовский репетитор, должен очень хорошо понимать и любить предмет и не бояться нагрузок. Ведь олимпиадные задания выходят далеко за пределы школьной программы.

ВОПРОС ВТОРОЙ: Какие сложности существуют в заданиях ЕГЭ по обществознанию? Каковы критерии оценки развёрнутых ответов?

Чем больше нюансов и подводных камней сможет расписать репетитор, тем больше он знает о ЕГЭ по обществознанию.

Например, задания Ч1 так или иначе связаны с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. Но это не просто вопрос и варианты ответов. В заданиях №4-9; №11; №13-20 Ч1 могут быть несколько правильных ответов. Но сколько именно: 2, 3 или все 5, экзаменуемый должен понять самостоятельно. Более того, важно знать и нюансы оценивания таких заданий. Если в ответе указана одна лишняя цифра или наоборот одной цифры не хватает - снимается 1 балл. Если указаны 2 и более неправильных ответов - снимаются все баллы.

В задании №21 ответы могут быть разбросаны по всему тексту, важно внимательно прочитать текст. Многие совершают ошибку в структуре ответа, важно сформировать ответ в формате вопроса.

Или вот, отвечая на последний вопрос, выпускники используют Черновик, но забывают вписать в него тему эссе. А это прописано в условиях задания. При проверке эссе эксперт имеет полное право снять за эту «ошибку» балл(ы).

ВОПРОС ТРЕТИЙ: Какие УМК и дополнительные материалы будут использованы для подготовки выпускника к ЕГЭ по обществознанию? (Какими материалами вы пользуетесь при подготовке школьника к олимпиаде по обществознанию?)

Как признаются сами учителя и эксперты ЕГЭ по обществознанию, не один современный школьный учебник по обществознанию не способен полноценно подготовить школьника к сдаче ЕГЭ. Почему? А потому, что ЕГЭ по обществознанию - это междисциплинарный экзамен, который включает в себя разделы нескольких смежных наук, таких как право, философия, экономика, политология и социология. По этой самой причине в помощь выпускникам руководство некоторых школ частенько вводит дополнительные предметы или спецкурсы, как право, экономика, политология, социология и даже философия.

Учебники, пособия, энциклопедии, предложенные репетитором, должны быть не только по обществознанию. Это могут быть дополнительные учебники по праву, экономике, социологии, обязательно Конституция РФ. Учебники и пособия должны быть рекомендованы Министерством образования и науки России. Очень важно готовиться по новым книгам, в старых пособиях часто используются понятия и терминология, вышедшие из употребления.

Практику решения тестов можно наработать на заданиях прошлых лет ЕГЭ по обществознанию. Открытый банк заданий ЕГЭ - официальный источник тестов ЕГЭ от разработчиков КИМов (ФИПИ). Ответы и решения можно найти в пособиях по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Как и в случае с учебниками, необходимо пользоваться качественными решебниками, которые издают крупные издательства («Дрофа», «Просвещение» и т.д.).

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Как будут проходить уроки?

Опытные репетиторы отмечают, что на занятиях необходимо много времени уделять практике, а именно:

  • нарабатывать навык решения тестов;
  • больше разбирать задания повышенного, профильного уровня, так как на ЕГЭ часто попадаются вопросы сложнее, чем в методичках и тренировочных работах;
  • подготовка к обществоведческому эссе.

Про нюансы с тестовыми заданиями писали выше. Остановимся на втором пункте -сверхсложных заданиях. В заданиях КИМ ЕГЭ по обществознанию встречаются вопросы, ответы на которые изучают студенты гуманитарных специальностей аж на 2-3 курсе. Например, вопрос из модуля «Право» затрагивает тему видов юридических лиц, а именно коммандитное товарищество.

Далее. Каждый год в приложении к спецификации перечисляются нормативно-правовые акты из Конституции России, которые выпускник должен знать. Но учителя обществознания, которые не первый год готовят ребят к ЕГЭ по обществознанию, советуют просмотреть, а лучше выучить все 137 статей Конституции.

Нельзя набрать на ЕГЭ по обществознанию высокий балл, не уделив должного внимания подготовке к последнему заданию - обществоведческому эссе. И хоть эксперты и пишут, что работы, «написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету» получают наивысший балл, важно подстроиться под формат экзамена и особо не мудрить. У ЕГЭ своя специфика по темам и методам решения, и чтобы в итоге получить необходимый балл, ответ школьника должен соответствовать этим методам.

Во-первых, работа должна соответствовать заявленной структуре эссе: цитата - проблема, поднятая автором - смысл высказывания - точка зрения экзаменуемого - теоретическая аргументация - не менее 2-х примеров из истории, литературы, личной практики, которые подтверждают верность выше изложенных суждений - вывод.

Также важно соблюдать элементарные правила написания сочинения: выделять абзацы и соблюдать красную строку, использовать краткие, простые, но разнообразные по интонации предложения, составленные по схеме: «Я считаю, что…», «Я разделяю позицию автора…» или «В заключении делаем вывод…».

ВОПРОС ПЯТЫЙ: Будут ли домашние задания?

Домашние задания при подготовке к ЕГЭ по обществознанию с репетитором обязательны. Это не только решение тестов и задач, но и написание развёрнутых ответов, планов и обществоведческого эссе на заданную репетитором тему.

Работу проверяют два эксперта за сжатые сроки, часто оперируя размытыми критериями оценки. Вот, например, один из таких критериев: «могут быть приведены иные, близкие по значению примеры». Если эксперт сочтёт приведённый пример «близким по значению» баллы будут, в противном случае, можно незаслуженно недобрать задуманный порог. Оценка за эту часть работы очень субъективная. На апелляциях по обществознанию выпускникам удавалось набрать аж 12(!) дополнительных баллов, отстаивая и аргументируя свою точку зрения.

Ещё, опытные репетиторы советуют каждый день начинать с прочтения новостей. Источники должны быть серьёзные: федеральные издания, как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и РИА Новости», а также региональные СМИ. Для выпускника актуальны новости следующих рубрик: образование, общество, культура, политика, религия и международные отношения. Регулярный просмотр СМИ поможет привести хорошие примеры в заданиях Ч2 ЕГЭ по обществознанию. А также больше интересоваться историей, литературой и географией, потому что качестве примеров и аргументов приветствуются факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. А для этого нужен тот самый широкий кругозор, о котором мы писали в самом начале материала.

Ксения, г. Сосновоборск:
Напряжения не было практически, потому что экзамены, которые я сдавала до обществознания, показались довольно простыми. Самым тяжелым было ожидание начала. В аудиторию нас запустили в 9:15, а печатать КИМы начали ровно в 10. Так что мы сидели и ждали в гробовой тишине 45 минут, а потом еще 15 минут, пока распечатают КИМы и раздадут их нам.

Задания, как я и предполагала, оказались не трудными, пробники были куда сложнее. Неудобства доставляло в основном то, что все окружены камерами, за каждым из ребят внимательно наблюдает учитель - от этого становится не по себе.

За день до экзамена я пошла гулять, только вечером повторила немного всю теорию, решила не заморачиваться сильно, что советую сделать и будущим 11-м классам. За сутки много запомнить и выучить все равно не получится, готовиться нужно постепенно на протяжении всего года.
В плане самой подготовки ничего особенного где-то искать не нужно, главное слушать, что говорят учителя в школе.
Мне в этом году попалась именно та тема во второй части, которую я меньше всего понимаю - политика. Поэтому советую обратить внимание на западающие темы и не откладывать их на апрель-май.

Иван, г. Иркутск:

Комиссия сидела добрая и улыбчивая, обстановка была приятной, без ощущения надзора. Нас проверяли не строго, только провели металлоискателем и на этом всё, выворачивать карманы не заставили.

Сам экзамен не был таким уж сложным, всё оказалось таким, каким было в пробных вариантах.

Для того,чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно систематически повторять материал, желательно ещё записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ. Но это если вы считаете, что не подготовитесь достаточно хорошо с учителем, либо, если хотите быть на 100% уверены, что сдадите на высокий балл. Именно так я и сделал - занимался и в школе, и с репетитором. Плюс надо купить пособие на вариантов 50 и прорешать их все, выписывая неправильные ответы и приписывая к им нужный материал, чтобы повторять.Вероника, г. Омск:

Экзамен оказался таким, каким его и ждали. Волнение было, так как напрягали все эти камеры, металлоискатели, несколько учителей немного пугали.
Задания в первой части были аналогичные, как и в пробниках. Ничего неожиданного. Над второй частью нужно было посидеть и подумать. Конечно, страшно, оценивать свои примерные баллы, лучше подождать. Но надеюсь, что порог прошла.

Тем, кто сдает в следующем году совет: читайте как можно больше, ведь это не математика, в которой однотипные задания и можно подготовить себя ко всему. Решайте как можно больше вариантов, так вам будет легче

Арина, г. Пермь:

Мне экзамен показался несложным. Год подготовки дал результат, как, я думаю. Несложные задания части 1 и немного более сложные части 2 подбодрили меня, вселили уверенность, что я все смогу. Так и вышло. Я решила все задания. Едва успела до конца, но написала все, что хотела.

Во второй части возникли сложности с иллюстрациями примерами. Тема касалась права. Вот за эти ответы я немного переживаю.
В целом считаю экзамен терпимым, но некоторым моим одноклассникам работа показалась сложной. Но если готовится, то вполне реально хорошо написать

Яр, г. Санкт-Петербург:

Тестовая часть была простой, но мне, к сожалению, попалось достаточно вопросов по экономике, в которых я вообще не разбираюсь. В этом плане я очень «везучий человек».

В остальном даже письменная часть была проста, на мой взгляд. Так как у меня была задача просто сдать экзамен (я не гонюсь за баллами, потому что не собираюсь пока что поступать), то я её вообще не писал. Вышел из аудитории сразу же, как только сделал тест.

На экзамене не надо обладать какими-то специальными знаниями, которых не было в учебнике, поэтому мне он показался вполне по силам. Не понимаю, почему о ЕГЭ по обществу отзываются, как об одном из самых сложных.
Мне не понравилась разве что организация на экзамене, она очень сильно давит, это, пожалуй, единственное, из-за чего можно не написать достаточно хорошо. Сидишь под пристальными взглядами надзирателей, простите, организаторов, так ещё и камеры вдобавок. Это нереально давит и мешает. И даже если у тебя нет шпаргалок и телефона с собой, чувствуешь себя провинившимся котенком. Я считаю, что на обычном экзамене такую атмосферу создавать нельзя. Почему-то, никто о «презумпции невиновности» не вспоминает применительно к ученикам...Ева, г. Оренбург:

На обществознание шла, не особо волнуясь за экзамен, так как написала хорошо математику, а общество мне не понадобится для поступления. Организаторы в аудитории были очень добрые, все прошло спокойно, правда, в туалет, в который меня привели в первый раз, постоянно заглядывал надзиратель, хотя ещё даже не начался экзамен (это и правда очень напрягало).
Во второй выход, уже во время экзамена, меня проводили в другой туалет, с более спокойной «обстановкой».

Да, у меня были шпаргалки, и даже справочник, но я не воспользовалась ими, так как задания были не такими сложными, как в книжках и на известных сайтах подготовки к ЕГЭ. Лучше вообще не брать с собой ничего, вам будет спокойнее. Я очень боялась, что у меня выпадет что-нибудь из карманов.

Начался экзамен, момент истины. Все оказалось довольно простым, хотя меня смутили 3 задания из первой части (обязательно повторите ценные бумаги, федеральные и региональные налоги, избирательные системы и конституционное судопроизводство).
Во второй части попадались непростые задания, особенно план и №23,24 задания по тексту. Пришлось включать смекалку и придумывать на ходу. Будущим выпускникам советую решать больше заданий из второй части, именно решать, решать, решать, писать собственные планы, учить определения (хотя мне попалось очень простое – трудовой договор). Пишите эссе, не набивайте руку на один модуль (экономика, право и т.д.), пишите по разным высказываниям. Это поможет усвоить материал и научится размышлять.

Я, к примеру, всегда писала тексты по социологии, а на самом экзамене выбрала философию (про образование). И еще: готовьтесь не только по Баранову, смотрите различные видеоуроки, вебинары, читайте школьный учебник и другие справочники; изучайте СМИ, читайте историю, литературу, это поможет вам при составлении примеров во второй части; начните готовиться уже летом перед 11-м классом, активно уделяйте по месяцу на модуль, прогоняя два таких круга, а дальше, примерно с марта, только практика, практика, практика!

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

Материалы к экзаменам (11 класс)

Тематические тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию

В этом разделе размещены тренировочные тестовые задания ЕГЭ всех типов (A,B,C)сгруппированные по тематическим блокам: "Человек и общество", "Социальные отношения", "Политика", "Экономика", "Право". Первый файл в каждом тематическом блоке содержит тексты заданий, второй файл - ответы к заданиям.

1. Повторение всех параграфов одного из разделов по учебника.

2. Решение всех тестовых заданий соответствующего раздела.

3. Самопроверка по файлу с ответами, исправление ошибок.

4. Самоанализ ошибок (количество, возможные причины).

5. Повторное повторение тех параграфов раздела, с содержанием которых связано большинство ошибок.

6. Консультации с учителем по проблемным вопросам.

Памятки по выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию (С1 - С9)

Единый государственный экзамен по истории и обществознанию 2012:

демонстрационный вариант заданий по истории и обществознанию

  • демонстрационный вариант заданий единого государственного экзамена 2011 года,
  • кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2011 года - обратите внимание на разделы выбранного Вами предмета, включенные в экзамен, которые необходимо повторить
  • спецификация экзаменационной работы единого государственного экзамена 2011 года - материалы, предназначенные для учителей.

На сайте представлены контрольные измерительные материалы по истории, обществознанию и другим предметам.

ЕГЭ (обществознание): примеры заданий типа "С"

Третья часть (C) заданий ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемых развернутых ответов. Это практически ориентированная часть экзаменационной работы, дающая максимальное количество баллов за каждое задание.

Посмотреть

Последнее задание блока С предполагает изложение экзаменуемым своей точки зрения, позиции по поводу проблем, поднятых в приведенных высказываниях (экзаменуемый выбирает одно из шести высказываний разных мыслителей, связанных с такими гуманитарными науками как: философия, психология, социология, экономика, политология, правоведение, религиоведение и т.д.). Для подготовки к успешному выполнению заданий "С 9" учащимся предлагаются данные рекомендации (памятка).

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1 ,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91

Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой, социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему, выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.