Осознание проблемы. Осознание - это что такое? Понятие, развитие процесса осознания

Недавно мы говорили о том, как долго может не уходить проблема . Если вы продолжаете биться головой об стену в разрешении какой-то ситуации, то возможно, пришло время что-то изменить.

Изучение и понимание

На решение любой проблемы или ситуации всегда отведено время. Например, изучение языка может занять несколько месяцев, но совершенствование знаний в этой области займет ни один год. И даже такой опыт не является гарантом глубинного познания. Думаю, вы знаете, в чем смысл выражения «иногда старость приходит сама», когда мудрость так и не появляется.

Такие же принципы верны и в отношении жизненных ситуаций. Вы можете часто сталкиваться с изменами или денежными долгами, хронически страдать какими-то болячками или до конца жизни так и не найти ответы на свои самые важные вопросы. Осознание проблемы отличается от ее изучения, причем в корне. Бывало ли у вас в школе такое ощущение, что вроде бы все выучили, а задачки не решаются и только потом, через какое-то время до вас, пардон, доходит, что к чему? Это как раз и есть глубинное понимание.

Осознание проблемы подразумевает, что вы не просто посмотрели на ситуацию или поучаствовали в ней, вы ее пережили , пронесли через себя, и теперь сама проблема перестала существовать. Она стала для вас понятной. Если у вас нет 20 лишних лет на понимание того, что происходит вокруг вас, то можно воспользоваться одним нехитрым способом.

Станьте учителем

Есть такой анекдот среди учителей: «какой тупой ученик! 100 раз объяснял, а он все равно дуб дубом. Я уже сам понял, а он никак». А теперь внимание: если вы хотите в чем-то разобраться, сделайте себя в этой области специалистом.

Не бойтесь, что вам будут говорить: вот, куда ты полез! И без тебя специалистов хватает. И вообще не тебе людей учить — и все в таком духе. Это все пустые разговоры советчиков, которые сами в жизни палец о палец не ударили, чтобы чего-то достичь. А если быть до конца откровенным, то эти люди всего лишь озвучивают слова ваших внутренних страхов . И только.

Теперь ближе к делу и как конкретно это сделать. Необязательно бросать работу, семью и друзей, чтобы научиться чему-то новому. Если вы не умеете зарабатывать деньги, напишите книгу о том, как их заработать. Если не можете заставить себя вести здоровый образ жизни или похудеть, заведите онлайн-дневник , где подробно расписывайте каждый этап, что нужно для того, чтобы похудеть или бросить курить . А если не знаете, как наладить семейную жизнь, поучите свою подругу или друга, как это сделать. Серьезно.

Осмысление

Маленький секрет: давая советы другим, вы даете их на самом деле себе , а объясняя проблему на бумаге, она становится простой. Пробуйте все на своей собственной шкуре. Никто не рождается президентом, им становятся. Поэтому выговаривайтесь, изучайте и давайте советы.

Необязательно показывать кому-то свои записи или настаивать на выполнении рекомендаций. Учите других людей жизни для себя самого . Поверьте, все книги, которые пишут писатели, они их пишут для себя, а уже потом для других. Блоги в сети создают для самореализации и уже потом для того, чтобы их читали. Именно в такой последовательности.

Задумайтесь над таким вопросам: зачем люди рожают детей? И еще один: зачем люди занимаются творчеством? В этих глобальных процессах заключается осознание мира. Но чтобы его осознать, в нем нужно родиться .

Посетите сайт анестезиологов , если вы хотите пообщаться с врачами и коллегами.

Разные источники предлагают совершенно разные алгоритмы работы с проблемами. Есть простые алгоритмы (в 4 шага), есть достаточно сложные (более 10 шагов, с использованием математических моделей). Я задумался над задачей разработать простой, понятный алгоритм, который можно было бы использовать в работе и повседневной жизни. В результате проштудировал кучу литературы по техникам работы с проблемами и смежными вопросами, проанализировал кучу сайтов (в большей мере поверхностно затрагивающих эту тему) и разработал свой алгоритм. Он выглядит так:

Общий алгоритм работы с проблемой.

Осознание проблемы;
Определение проблемы (формализация);
Анализ проблемы;
Постановка задачи;
Решение;
План действий;
Контроль результата;

Шаг 1: Осознание проблемы

Чтобы начать решать проблему, необходимо сначала осознать её наличие, признать её существование. Осознание проблемы — начало её решения. На этом шаге необходимо преобразовать «скрытую» (неосознаваемую) проблему в «явную» (осознаваемую) — Что есть сейчас? Например: «Умею ли я решать проблемы?»

Шаг 2: Определение проблемы

На этом шаге происходит формализация проблемы:

Что из себя представляет проблема?
В чем именно она заключается?

Например: формулировка «План не выполняется» — не является формализованной проблемой, а если сфорулировать её так — «План выполняется на 50%», то проблема становится более определенной.

Шаг 3: Анализ проблемы

На этом шаге производится анализ формализованной проблемы:

поиск причин возникновения проблемы
выделение главных причин — декомпозиция проблемы
декомпозиция главных причин на составляющие

Для анализа проблем разработано множество инструментов визуализации, наиболее известными из которых являются:

Логическое дерево
Карты ума — Mind Maps
Диаграммы причин и результатов (схема Исикавы «рыбий скелет», диаграмма Рассеивания, график связей и др.)

При этом чаще всего используются принципы мозгового штурма.

Чем пользоваться, какой инструмент выбрать — дело личное. Мне больше всего понравилась диаграмма Исикавы «Рыбий скелет», но т.к. программные решения для реализации такой диаграммы не существуют она не имеет большого распространения. Описывать подробно использование приведенных инструментов я не буду, т.к. в сети ты её можешь найти самостоятельно.

Шаг 4: Постановка задачи

На этом шаге тебе надо составить четкое описание задачи, условий её выполнения и конечного результата. На этом этапе применяются такие техники как:

SMARTирование целей
Specific (понятная, конкретная), c применением 5W — What (что)? Why (почему)? Who (кто)? Where (где?) Which (требования и ограницения)?
Measurable (измеримая), т. е. имеет параметры измерения;
Achievable (достижимая), т. е. её можно достигнуть, но приложив усилия;
Relevant (актуальная), т. е. её выполнение приведет к результату;
Time bound (ограниченная по времени), т. е. имеет срок выполнения;

Декомпозиция цели (можно использовать Логическое дерево, Карты ума, схему Исикавы) на подзадачи
Небольшие задачи выполнить легче
Подзадачи взаимно независимы
Их решение позволяет достигнуть промежуточных результатов

Приоритезация используется после декомпозиции задачи — известная матрица Эйзенхауэра, в которой все дела делятся на:
Важные и Срочные
Важные и Не Срочные
Не Важные и Срочные
Не Важные и Не Срочные

Также следует также различать Цели и неЦели, о которых я писал на своем сайте.

Шаг 5: Решение

На этом шаге происходит поиск и выбор решения (-ий). Инструментов и техник поиска решения существует множество, я приведу наиболее популярные:

Мозговой штурм — метод поиска решения путем генерации большого количества идей. Здесь важно соблюдать принципы:
Фиксировать идеи на бумаге;
Чем больше идей — тем лучше;
Полный запрет на критику;
Техника Диснея — довольно известная и широко применяемая в коучинге техника, которая была разработана Уолтом Диснеем и применяется в его компании. Она подразумевает 3 типа состояний человека:
Мечтатель,
Реалист,
Критик

Мозговой штурм проводится в 4 этапа: 1. Постановка проблемы → 2. Генерация идей → 3. Группировка идей → 4. Отбор.

Техника Диснея использует также 4 этапа: 1. Мыслитель генерирует идею → 2. Реалист обдумывает как эту идею реализовать → 3. Критик оценивает реализацию и указывает на риски → 4. Реалист дорабатывает реализацию и передает её на исполнение.

В коучинге техника Диснея используется для решения реальных проблем клиента (Чемпиона), при этом человек последовательно находится в каком-то одном состоянии.

В случае, если поиск решения дал несколько вариантов, необходимо выбрать единственно верный. Решение может быть выбрано:

На основе имеющихся ограничений (это м.б. имеющиеся ресурсы — материальные, денежные, временные, моральные, этические или какие-либо еще);
С учетом соответствия задаче (важно не уйти в сторону от цели);
С учетом оценки рисков (SWOT-анализ);
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

Сильные и слабые стороны описывают внутреннюю среду (в нашем случае это преимущества и недостатки конкретного варианта решения), а возможности и угрозы описывают внешнюю среду (в нашем случае это какие дополнительные возможности или риски возникают при выборе того или иного варианта решения).

Шаг 6: План действий (Action Plan)

На данном шаге разрабатывается план действий — это карта или пошаговая инструкция, которая:

помогает идти к цели,
помогает действовать, а не сомневаться (решение уже принято),
помогает исключить (или обойти) препятствия,
соблюдать сроки

План действий включает ответы на вопросы 5W и содержит:

Цель
Действие
Результат
Срок
Ответственный

Пример простого плана действий:

Цель — купить книгу N
Действие #1 — найти ближайшие книжные магазины и уточнить наличие книги
Результат — адрес ближайшего книжного магазина, в котором книга есть
Срок — 1 час
Ответственный — Я
Действие #2 — сходить в выбранный магазин и купить книгу
Результат — книга приобретена
Срок — сегодня
Ответственный — Я

Шаг 7: Контроль результатов

На данном шаге происходит контроль результатов и, в случае необходимости, корректировка плана действий. При контроле результатов обратите внимание на причины невыполнения плана и если они такие:

Не успел
Небыло времени
Не знал что делать
Забыл

то это Легенда (или попросту Отмазки). Запомни эти 2 простые формулы:

РЕЗУЛЬТАТ = Намерение + ДЕЙСТВИЕ
Желание + Легендаотмаз = НеРЕЗУЛЬТАТ

Успехов тебе в решении проблем и достижении результатов. Но если что — обращайся, потренирую.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Есть несколько фундаментальных и важных условий для самого успешного решения своих проблем:

  1. Абсолютное принятие проблемы.
  2. Отказ от поиска ВИНОВНЫХ и понимание, что все проблемы ты создал себе сам! Метафора картошки, которая гниет.
  3. Понимание ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА вам эта проблема, чему вы через нее должны научиться?

Эта позиция ускоряет проработки в ДЕСЯТКИ раз!

А самое главное – это должно быть глубоко бессознательное ощущение. Просто сказать себе сознательно, что я принимаю эту проблему – просто бессмысленно.

Пример 1. Было буквально вчера

Клиент, с которым поработали, потом он ушел. Потом опять пришел, осознав, что сам ничего не хочет менять и мы начали, т.е. продолжили.

Работа шла неплохо, но переломный момент произошел, когда клиент пришел ко мне улыбающийся и сказал, я наконец-то понял, что Я САМ СОЗДАЛ СЕБЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ и я сам могу очень легко их решить!

Раньше было отношение к проблемам, как к чему-то тяжелому, сложному, неподъемному. А теперь, настолько все легко и просто.

Сразу ощутилось резкое движение вперед и легкость в проработке.

Пример 2. Показательный случай.

Клиент ходил 5 лет к психотерапевтам, чтобы решит одну глобальную проблему. Был у 12 человек. Я 13-й.

В итоге мы с ним работали довольно удачно по модулю, человек получал огромные инсайты, изменения, но каждый раз, приходя ко мне, сообщал, что все вернулось назад. Конечно мы потом вышли на то, что он сам не хочет меняться. Но это не главное.

Главное то, что в один день он пришел и осознал смысл моего посыла, который я постоянно пробрасывал ему и пытался его на это вывести: “Ты сам создал все свои проблемы. Ты их владелец и ты сам можешь ими управлять.”

Это был переломный момент, когда человека ОСЕНИЛО, он сидел и с таким воодушевлением рассказывал, как его ошарашило, что он все время пытался уничтожить свои части, а в итоге оказалось, что их надо принять и теперь ОН ПОНЯЛ наконец ВСЕ. И довольный убежал)))

Я могу рассказать еще ОЧЕНЬ много таких историй. Но, думаю вам этого уже достаточно.

При этом везде происходит КВАНТОВЫЙ СКАЧОК, человек не постепенно осознает это, а в один миг!

Просто возьмите для самого себя и проверьте себя по этим ПРИНЦИПАМ:

1. Подумайте о своей проблеме, как она проявляется, что она из себя представляет, как она ощущается.

2. Представьте свою жизнь со-стороны, отстраненно посмотрите на то, как эта проблема ВСЮ ВАШУ ЖИЗНЬ вас преследует, а вы с ней боретесь или отвергаете.

3. Насколько вы принимаете эту проблему прямо сейчас? 1-10?

4. Как вы думаете, КТО ответственен за все эти проблемы? Родители? Мир? Государство?

5. Зачем вам НУЖНА эта проблема? Чему бы вы никогда не научились, если бы этой проблемы не было?

6. Опять проверьте, насколько вы принимаете свою проблему? 1-10?

ФУРШЕТ. 100 вопросов и ответов от людей: (жми!)