Ннгу им лобачевского официальный. Ннгу — нижегородский государственный университет им. н.и. лобачевского. Описание естественно-научных факультетов

Свет, преломленный и трансформированный осознанием (эмоциями, чувствами и сознанием) в цвет, является нам в виде нашего внутреннего наполнения, интравертной составляющей. Во внешней среде он обозначен другим понятием - ТОН (цветовой тон, ибо других, по сути, нет). Во внешней среде свет взаимодействует с объектами среды по определенным законам, обозначает среду и являет ее для нашего визуального восприятия. Это взаимодействие определяется такими принципами, как отражение, поглощение, содействие и влияние. В качестве законов к этим принципам мы можем вспомнить дифракцию, интерференцию и другие, но в данный момент нам важно несколько иное качество нашего восприятия тона - ИЛЛЮЗИЯ. Ибо именно иллюзия являет нам внешний мир в виде визуальных образов при нашем восприятии любой среды.

Все, что мы наблюдаем визуально - есть иллюзия. Мы видим не сам предмет, а свет, им отраженный и преломленный. Если предмет не освещен - он не существует для субъективного восприятия, хотя другими органами чувств мы можем определить его наличие и некоторые его свойства. Более того, даже если мы визуально наблюдаем объект - это вовсе не означает, что мы его "видим". Как часто вам приходится искать заварник, хотя он обычно всегда стоит под самым вашим носом?

Часто даже сама среда дает нам дополнительные искажения восприятия в виде тумана, дымки или подсветки объектов дополнительными источниками света. В основном это рефлексы, освещение объекта отраженным от других объектов светом.

В отношении свет-тьма мы можем сразу определить важные для понимания принципов и законов света и тона позиции. Свет - это поток, воздействие, тьма - это среда, на которую воздействует свет.

Понятие "тон" тесно связано с понятием "форма", ибо свет, будучи отраженным от разных поверхностей объекта по разному, образует тональные соотношения, воспринимаемые нами в виде визуальной иллюзии с названием "Форма объекта". Почему иллюзии, а не факта? Какова степень достоверности иллюзии? И почему мы не говорили об "иллюзиях" в цвете?

В том и вся разница между понятиями тона и цвета, что цвет воздействует на наши чувства и эмоции, а тон - на ментальную часть нашего сознания, на разум. О неточностях в восприятии цвета мы можем использовать термины "растворение", "неопределенность", а вот при восприятии тона наши термины более точны - "иллюзия", "визуальный обман - степень достоверности". Чувственная часть на любые такие замеры среагирует только количеством "ох" и "ах", практически не подлежащих измерениям. Разум же в своих понятиях может построить относительно точные для данной среды матрицы и шкалы, а следовательно, постоянно будет сталкиваться с разницей между ожидаемым и наблюдаемым.

Творчество подчиняется тем же законам. И цветовой составляющей нашей картинки мы воздействуем на эмоции и чувства зрителя, а тоновой частью - на разум и сознание.

На этом примере разделение весьма условное, но достаточно наглядное. Какая из половинок вам больше нравится? Думаю, что вы сразу определите "неполноценность" и той, и другой. И те же цветовые схемы из прошлой статьи настолько же неполноценны без тональной составляющей, без опосредования. И даже в отвлеченной схеме им можно придать некий опосредованный вид, изменяя тональную составляющую.

Естественно, при изменении цветового тона изменяется и восприятие цветовой составляющей. При этом его изменение в среде будет иметь один вид, а в нашем сознании - другой. Ибо любую, даже очень плоскостную среду мы склонны представлять прежде всего в виде пространственной иллюзии, и только потом свести до состояния плоскости. Даже на приведенных выше примерах с плоскостной расстановкой объектов можно попытаться увидеть пространственное движение объектов на зрителя и вглубь. Разумеется, это зависит не только от тона, но и от цвета... И в каких-то моментах вдруг сможете обнаружить, как ваш объект вдруг умудряется образовать "дыру" в пространстве, визуально размещаясь "позади" его же фона.

Два примера простейшей тонально-пространственной иллюзии. Хотя, думаю, в дальнейшем термин "иллюзия" нам следует заменить на "впечатление", или даже "восприятие". Во-первых, потому что такие илюзии для нас считаются нормой, а во-вторых, под термином "иллюзия" психологи, да и художники понимают немножко другой тип восприятия реальности.


Насыщенность цветового тона.

Под насыщенностью цвета следует понимать его максимальную цветовую составляющую, неопосредованное значение того или иного цвета. Понятно, что среда и другие источники света (и отражатели цвета) будут менять это значение в ту или иную сторону (темнее, светлее или получение дополнительных оттенков).

В привычной нам фотошоповской палитре мы сразу видим шкалу цвета, спектр. Это линейка справа. Она сохраняет правила присказки о цвете КОЖЗГСФ. И любая точка на этой шкале определяет нам наш выбор цвета как факт, в левой части таблицы определяемый правым верхним углом. Это точка максимально насыщенности цвета, где его цветовая (эмоционально-чувственная) составляющая полна по максимуму, а влияние тона (среды) практически отсутствует. Разумеется, и эта точка имеет также свой цветовой тон, который визуально светлее у желтого и голубого, и темнее у синего и красного. Разумеется, это все условно, иллюзорно, как и дальнейшие понятия насыщенности и яркости.

Количество цвета в определенном участке среды определяет насыщенность цвета, яркость цвета определяет дополнительный фактор в виде взаимодействия конкретного цвета с белым или другим, дающим в сумме белое свечение. Как наглядный пример - ваш экран монитора. Зеленые, синие и красные точки дают нам достаточный для наших рамок восприятия комплект свето-цветовой шкалы. И мало кто спрашивает, откуда на мониторе белый цвет, если нет такой экранной точки. И это тоже опосредованная иллюзия. Цветные точки всего четырех красок при визуально-оптическом смешении дают нам красивую журнальную картинку. В теории мы можем рассуждать понятиями цвета и тона достаточно точно, выстраивая мерительные линейки с математической точностью... Но как только дойдет до практики - тут же вмешается среда, а следовательно, и наша иллюзорность восприятия.

Как художнику или дизайнеру справиться с этой иллюзорностью? Как сделать свое восприятие сюжета "аналогичным" хоть чуть с восприятием зрителя? В этом художнику помогает прием использования СО-отношений.

Соотношения.

Любое измерение всегда требует свой эталон, относительно которого и будут производиться работы и замеры. Один метр (100см = 1000мм), дюжина (12 чего-то), попугаи (38 попугаев = 1 удав). Это примеры внешних эталонов. Любое искусство имеет свои внутренние, "встроенные в результат", эталоны. В живописи, например, в каждой картине есть своя шкала тональных и цветовых тонов, называемая гаммой, общим тоном (для цвета в живописи применяются такие термины как "колорит" и "валер").

Все цвета имеют тон. Это означает, что они могут быть определены как светлые или темные. Например, желтый, независимо от насыщенности, всегда находится в светлой области тонального спектра, красный же может располагаться в любой области в зависимости от насыщенности и чистоты. Умение оценивать тональность - необходимое качество хорошего акварелиста, и приведенные ниже упражнения призваны помочь в обретении этого умения.

Определить тон цвета не всегда просто. Сделать это несколько легче, если ограничить объем визуальной информации, сощурив глаза, и, конечно же, если сделать черно-белый снимок натуры (либо черно-белую копию цветной фотографии). Следующие упражнения помогут оценивать тон отдельно взятого цвета.

Упражнение 1. Сопоставление тонов

Попробуйте подготовить десять тонов от черного до почти белого с максимально равномерной их градацией. Необходимо начать с самого насыщенного цвета и постепенно осветлять его, добавляя все большее количество воды.

На листе акварельной бумаги вычертите десять небольших прямоугольников размером примерно 5x4 см. Насыщенным черным цветом закрасьте первый прямоугольник. Убедитесь, что цвет достаточно плотный, и только затем приступайте к более светлому тону. Выделите на палитре десять зон смешения и последовательно перенесите краску с предыдущей, всякий раз добавляя очередную порцию воды. Самый светлый тон будет почти прозрачным. Для получения равномерной градации на палитре вам наверняка придется то и дело возвращаться к предыдущим участкам смешения, добавляя то пигмента, то воды. Когда девять зон смешения на палитре будут представлять максимально равномерную смену тонов, закрасьте оставшиеся девять прямоугольников.

Упражнение 2. Соотнесение цветов с тонами

На другом листе бумаги закрасьте отдельные участки насыщенными яркими и бледными цветами. Когда краска высохнет, вырежьте прямоугольники и попытайтесь по тону совместить их с прямоугольниками, выполненными в предыдущем упражнении. Прикройте глаза, чтобы цвет не мешал делать верное сопоставление. Приведенный снимок иллюстрирует мою мысль.

Упражнение 3. Проверьте себя

Чтобы оценить точность собственных наблюдений, я сфотографировал в черно-белом цвете результат упражнения 2 (можно сделать копию на черно-белом ксероксе). Как видите, сопоставление насыщенного желтого (квадрат № 4) и красного (№ 2) достаточно точное, а вот синего (№ 1) и более бледного желтого (№ 8) далеко от идеала.

Использование тонов для передачи объема

Следующее упражнение развивает способность правильно оценивать градацию тонов. Вы увидите, как трансформируются тона в процессе их наложения - овладеть этим необходимо для понимания большинства описанных в этой книге изобразительных приемов.

Важно уметь оценивать тон, так как это позволяет правильно передавать тени и достоверно воспроизводить объем.

Создайте композицию из светлых и темных вещей. Чтобы легче было определять тона, выберите преимущественно белые или слабо окрашенные предметы простой формы, с четко выделенными плоскостями, например кубики или коробки. Чтобы немного усложнить задачу, пусть один кубик будет интенсивной окраски и станет своего рода цветовым акцентом.

Разместите объекты на одноцветном фоне, например, окрашенной стены и на плоской поверхности. Источник света (подойдет настольная лампа) установите с какой-то одной стороны, чтобы получились интересные тени. (Для достижения желаемого эффекта придется поэкспериментировать с различными положениями источника света и объектов.) Какие-то предметы разместите под наклоном, чтобы получилось сочетание темных и светлых плоскостей, отбрасывались тени разной интенсивности. В отдельных местах может присутствовать резкий контраст тонов, в других их смена едва уловима.

Начните со смешения пяти тонов одного цвета. В этом примере я использовал ламповую сажу с добавлением небольшого количества натуральной сиены, чтобы цвет был теплым и не тусклым. На палитре сложно определить тона, так что не забудьте опробовать их на кромке листа и подождите, пока не высохнут, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в действительности.

Материалы:
  • Карандаш НВ
  • Акварельные краски: ламповая сажа, натуральная сиена
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая, маленькая соболья

Композиция

В данном примере не составит особого труда оценить тона, определить обращенные к свету и затененные стороны, отбрасываемые предметами тени. Когда в группе присутствуют интенсивные цвета (здесь это красная коробка), рассматривайте предмет, прикрыв веки, что позволит уменьшить воздействие цвета и определить истинный тон. Для простоты объяснения обозначим каждый пример сверху вниз буквами от А до Е, а наклонно стоящую коробку на переднем плане - буквой F.

1
Карандашом НВ вычертите ребра коробок и границы теней, обращая внимание как на позитивные формы (сами коробки), так и на негативные (пространство между ними). Детали на данном этапе не важны - главное выявить плоскости объекта изображения.

2
Покройте самым светлым тоном (тон 1) все, что не является чисто белым (в данном примере - это верх коробки В). Дайте высохнуть.

3
Следующим светлым тоном (тон 2) покройте левую сторону коробки В и верх коробки D, поле бумаги вне конструкции из коробок, не тронутое вами на этапе 2. Воспользуйтесь кистью меньшего размера, чтобы аккуратно обозначить грани. Пусть краска высохнет.

4
Более темным тоном обладает красная коробка А. Воспользуйтесь тоном 3, чтобы закрасить эту коробку, а также тени, которые она отбрасывает на коробку В, тень коробки В на коробке С, тень коробки С на коробке D и все области, за исключением тех, которые, на ваш взгляд, имеют более светлые тона. Дайте высохнуть.

5
Наложите тон 4 на торец коробки В, боковые стороны коробки Е, покройте коробку F, обозначьте тень на полу и стене. Для очерчивания граней воспользуйтесь маленькой собольей кистью, а потом действуйте широкой. Тоном 4 покрываются также две треугольные тени, которые коробка А отбрасывает на коробку В, а коробка С - на коробку D.

6
Самый темный из подготовленных тонов положите на правую сторону коробки Е, верхнюю часть и сторону коробки F. Не обязательно продвигаться исключительно от светлых тонов к темным: тень от крышки коробки D была отмечена дополнительным тоном, занимающим промежуточное положение между тонами 4 и 5.

7
Теперь оцените градацию тонов. Помните, что светлые краски при их наложении на более темные дают относительно темный комбинированный тон. Я нанес второй слой тона 3 на сторону коробки А, тень на полу и стене, затененные участки коробки А и полностью на коробки Ей F.

8
Некоторые ребра коробок оказались скрытыми подслоями краски, а потому придется обозначить их с помощью тонкой кисти. Чтобы не смазать еще влажную краску, воспользуйтесь муштабелем. Я нанес дополнительный слой краски на длинную сторону коробки D и тем самым одновременно затемнил более светлую сторону коробки F. Я также добавил блик, который увидел на блестящей поверхности коробки С.

9
Наконец я решил, что тень на стене и полу должна быть темнее, и наложил дополнительный слой тона 2.

Округлые объекты

Следующая задача - оценка тональности объектов разнообразных форм и цветов.

Возьмите предметы простых, ясных форм и с диапазоном светлых и темных тонов. Например, яблоки - отличный образец светлых и умеренно темных тонов, лимон - носитель светлого тона, а баклажан обеспечит вас темным тоном.

Начните с определения самого светлого тона. Если какой-то объект блестит, на нем играют блики, то он должен быть обозначен самым светлым тоном. Отраженный свет может не быть совершенно белым, но казаться таким по контрасту с окружением. Чтобы определить его истинный цвет, вырежьте в белом листе бумаги отверстие примерно 5 мм в поперечнике и взгляните на отраженный свет через это отверстие. Закройте второй глаз и перемещайте лист так, чтобы был виден один только блик, и тогда вы поймете, белый он или несколько темнее по тону.

Как и в предыдущем случае, смешайте пять тонов одного цвета. Я в данном случае смешал голубовато-зеленую с небольшим количеством гуммигута.

Материалы:
  • Карандаш НВ или В
  • Предварительно растянутая шероховатая акварельная бумага 140 г/м2
  • Акварельные краски: голубовато-зеленая, гуммигут
  • Кисти: широкая акварельная, средняя круглая
Композиция

Помимо не очень отчетливых границ, данная группа предметов отличается как по цвету, так и потону, а поэтому необходимо оценить тона сквозь прикрытые веки. Помните, что отраженный свет влияет на прилегающие тени.

1
Карандашом НВ без нажима сделайте набросок композиции, проводя легкие, но ясные линии. Обозначьте тени и блики. Определите, какие участки объектов находятся в тени: на стыке, где одна плоскость переходит в другую, источник света уже не освещает часть предмета.

Национальный исследовательский Нижегоро́дский госуда́рственный университе́т и́мени Н. И. Лобаче́вского (Университет Лобачевского , ННГУ ) - крупнейший вуз Нижнего Новгорода , один из национальных исследовательских университетов России . Входит в число 21 российского университета - участника программы Правительства Российской Федерации по повышению международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров .

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
(Университет Лобачевского, ННГУ )
Оригинальное название Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Международное название National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Прежние названия Нижегородский народный университет, Горьковский государственный университет
Год основания
Тип государственный
Ректор Марков, Кирилл Александрович (врио)
Президент Стронгин, Роман Григорьевич
Научный руководитель Чупрунов, Евгений Владимирович
Студенты 30 000
Иностранные студенты >900
Расположение Россия Россия :
Нижний Новгород Нижний Новгород
Юридический адрес 603950, Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина , 23
Сайт www.unn.ru

Краткое описание

Был открыт 31 января (17 января по старому стилю) 1916 года , как Нижегородский народный университет. В период с 1932 по 1990 годы назывался Горьковский государственный университет . В 2009 году получил статус национального исследовательского университета России .

Включает 18 факультетов и образовательных институтов, 132 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов .

В настоящее время в университете обучается около 30 000 студентов, свыше 1000 аспирантов и докторантов , работает 1200 кандидатов и более 450 докторов наук. ННГУ является третьей по численности работников организацией в Нижнем Новгороде , уступая пальму первенства Горьковскому автомобильному заводу и Горьковской железной дороге .

Успехи ННГУ отмечены пятью звездами QS Stars в области образования, трудоустройства выпускников, инноваций, инфраструктуры. В числе первых 15 российских университетов ННГУ получил грант Правительства РФ для повышения международной конкурентоспособности и вхождения в ведущие мировые рейтинги (Проект 5-100) .

История

В 1918 году в Нижний Новгород эвакуируется . После слияния этого университета с этим институтом и с Высшими сельскохозяйственными курсами, он впервые в стране получает статус государственного университета.

В 1921 году происходит значительное сокращение количества факультетов . 4 мая 1921 года выходит постановление СНК РСФСР о ликвидации всех историко-филологических факультетов страны и организации на их месте факультетов общественных наук. Количество преподавателей в 1922 году сокращается с 239 до 156 человек.

  • Механико-машиностроительный институт (в 1934 году вошёл в состав ),
  • Химико-технологический институт (в 1934 году вошёл в состав Горьковского индустриального института),
  • Педагогический факультет в 1930 году выделен в ,
  • Агрономический факультет в 1930 году выделен в ,
  • Архитектурно-строительный факультет в 1930 году выделен в ,
  • Медицинский факультет в 1930 выделен в .

Уже через год, 11 ноября 1931 года, университет был образован вновь, включив 3-х факультета: физико-математический, биологический и химический. Учебно-научной базой стало здание бывшей духовной семинарии (ныне здание естественно-географического факультета Нижегородского государственного педагогического университета на площади Минина и Пожарского).

К 1932 году в составе ННГУ работали следующие отделения: физическое, механическое, зоологическое, ботаническое, химическое, математическое.

С 1938 года были установлены вступительные экзамены и впервые Горьковский университет провел набор первокурсников по конкурсу .

20 марта 1956 года указом президиума Верховного Совета СССР Горьковскому государственному университету присвоено имя Н. И. Лобачевского .

Рейтинги

ННГУ им. Н.И. Лобачевского входит в топ-800 лучших вузов мира согласно рейтингу QS World University Rankings 2016, в топ-300 престижного рейтинга THE BRICS & Emerging Economies Rankings 2017, в топ-100 рейтинга QS World University Rankings: BRICS 2016, занимает ведущие позиции во многих других международных и российских рейтингах. Также Университет Лобачевского впервые вошёл в топ-300 престижного предметного рейтинга QS World University Rankings 2017 по направлению «Физика и астрономия», заняв позицию в диапазоне 251-300. По другим направлениям университет в предметный рейтинг не входит.

Разработки

В октябре 2016 года представители университета сообщили о разработке уникальных керамических материалов для космических аппаратов, способных противостоять высоким температурам и радиации, обеспечив тем самым возможность межпланетных путешествий . Также учёные ННГУ реализуют проекты "Киберсердце" и "Кибертренер".

Проект "Киберсердце" предполагает разработку интеллектуальной программной системы получения, хранения и анализа кардиологических данных. Такая система будет включать программный комплекс, позволяющий проводить крупномасштабные вычисления, с высокой точностью воспроизводящие динамические процессы в сердце. При этом, аппарат способен в реальном времени получать достоверные данные о сердечной активности человека, а также проводить моделирование различных воздействий (электрических, механических, оптических и других), тестировать влияние медикаментов. Разработка способна распознавать сердечные заболевания на основе имеющейся базы данных.

«Киберсердце» имеет систему графической поддержки анализа данных в кардиологии, систему автоматической выработки методик возможного лечения конкретных пациентов, систему измерения ЭКГ с отправкой результатов по беспроводной сети.

Cистема "Кибертренер" ЭОС (Электромиографическая Оптическая Система) разработана для мониторинга, визуализации и корректировки активности мышц человека. Комплекс состоит из костюма с интегрированными мио-датчиками. Во время физической нагрузки система датчиков снимает информацию о загруженности интересующих мышц и проецирует изображение на очки дополненной реальности. Система тактильной стимуляции отдельных мышц может скорректировать движения в соответствии с записанным эталоном. Тренировка даже с персональным тренером не отражает объективной картины работы мышц человека.

Основанному в 1916 году как Народный университет, ННГУ им. Лобачевского повезло стать самым первым вузом Нижнего Новгорода. Сама же идея организации возникла значительно раньше - в 1896-м, когда готовилась к открытию очередная знаменитая на весь мир Нижегородская ярмарка. Затем это предложение прозвучало вторично - через десять лет, когда начинались революционные преобразования, в 1906-м. Однако до открытия пришлось ждать ещё десять лет. Сегодня ННГУ им. Лобачевского входит в число лучших университетов страны.

История

В 1918 году вопрос относительно подготовки специалистов для народного хозяйства региона встал наиболее остро. Решением Нижегородского губисполкома новый университет включился в сеть государственных вузов. В. И. Ленин подписал декрет, явившийся юридическим актом, таким образом узаконив рождение ННГУ им. Лобачевского.

С сентября 1918 года десять факультетов университета начали свою работу. Это факультет профессиональных знаний, агрономический, инженерно-строительный, механический, рабоче-энциклопедический, экономический, историко-филологический, биологический, физико-химический и математический. Чуть позже - через месяц - был открыт и медицинский факультет в Сормове, где начал работу филиал ННГУ им. Лобачевского с девятью факультетами.

Классический университет

Время в стране было крайне тяжёлое во всех отношениях, особенно в экономическом плане. Молодой Советский Союз только начал своё образование, преодолевая ужасную разруху. Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского едва не был закрыт. Однако содержание его взял на себя местный бюджет, именно потому удалось выстоять.

К тридцатым годам в стране началась индустриализация, и на базе некоторых факультетов были созданы узкопрофильные институты: медицинский, строительный, сельскохозяйственный, педагогический, химический и механико-машиностроительный. То есть классическим вузом Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского быть перестал. Положение усугубилось в 1931-м, когда в состав вуза был включён НИФТИ (физико-технический научно-исследовательский институт).

Вехи

Фундаментальное универсальное знание в 1931 году вуз стал нести уже как НГУ, тремя факультетами: химическим, физико-математическим и биологическим. Всё-таки первый советский университет (с 1918 года!) своё существование как классический вуз не прекратил. Имя великого математика он получил в 1956-м и с тех пор стал называться ННГУ им. Лобачевского. Нижний Новгород ещё более стал гордиться своим университетом, когда вуз получил ещё более высокую награду. В 1976-м ему вручили орден Трудового Красного Знамени.

Сегодня преподаватели ННГУ им. Лобачевского известны всему миру. Среди них более трёхсот тридцати докторов наук, девятнадцать членов-корреспондентов и действительных членов РАН. А ещё более тысячи кандидатов наук, сорок восемь заслуженных научных деятелей, сорок шесть лауреатов Государственных премий, Нобелевский лауреат - почётный доктор ННГУ им. Лобачевского. Факультеты этого вуза являются базой научного центра РАН.

Структура

ННГУ отнесён к числу ведущих и лучших университетов страны, он вошёл в топ-800 вузов мира (рейтинг QS World University Rankings). Сейчас в составе ННГУ восемнадцать факультетов и институтов и четыре больших НИИ. Кроме того, в структуре университета суперкомпьютерный центр.

Работают в системе вуза центр нанотехнологий, биомедицинский кластер, а в инновационно-технологическом центре - ядро инкубатора бизнеса. Кроме того, очень известен университетский тифлоинформационный центр, где обеспечивают компьютерную подготовку инвалидам по зрению. Работают интернет-центры. Преподаватели, аспиранты, научные сотрудники и студенты пользуются огромной фундаментальной библиотекой. На территории университета развернулся целый комплекс музеев, а также есть собственная типография и издательство. Гордость не только города, но и всей страны - ННГУ им. Лобачевского. Адрес университета: Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 23.

Победы

Тридцать тысяч человек из девяноста семи стран мира обучаются сегодня в ННГУ. Среди них более девятисот докторантов и аспирантов. Великолепная подготовка позволяет университету выигрывать международные и Всероссийские олимпиады студентов по самым различным дисциплинам. Филиалы ННГУ им. Лобачевского (их восемь: Арзамасский, Балахнинский, Борский, Выксунский, Дзержинский, Заволжский, Павловский и Шахунский) ничуть не отстают от основного вуза, их "питомцы" также являются победителями самых крупных конкурсных программ, которые направлены на развитие инноваций и российского образования.

Например, в 2006 году была победа в конкурсе среди семнадцати вузов России в приоритетном национальном проекте "Образование", а в 2009-м ННГУ получил категорию национального исследовательского университета. Было выиграно семь проектов, с помощью которых удалось привлечь ведущих учёных в российские вузы. Нижегородский университет победил в конкурсе, посвящённом развитию кооперации между высшими учебными заведениями и организациями, реализующими комплексные проекты создания высокотехнологичного производства. Сейчас ННГУ участвует в программе повышения конкурентоспособности наших вузов среди ведущих научных образовательных центров мира.

Магистратура

ННГУ им. Лобачевского приглашает абитуриентов в магистратуру на факультеты и в институты (всего их четырнадцать) по нижеперечисленным (выборочно) программам обучения.

1. Институт биологии и биомедицины (экзамен по биологии): иммунология и молекулярная биология, биохимия, нейробиология, биомедицина, микробиология и вирусология, биофизика, физиология животных и человека, физиология растений, ботаника, зоология позвоночных, зоология беспозвоночных, биология. Здесь шестьдесят бюджетных мест.

2. Радиофизический факультет (экзамен по радиофизике): радиофизические методы в экологии и медицине, компьютерная радиофизика, информационные системы и процессы, квантовая радиофизика, лазерная физика, акустика, физическая электроника, электромагнитные волны, статическая радиофизика, нелинейные волны и колебания, радиофизика. Здесь сорок бюджетных мест.

И ещё двенадцать факультетов и институтов ННГУ готовят будущих магистров в стенах Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Магистратура позволит обучаться на самом высшем уровне, какой существует в отечественном государственном профессиональном образовании. Преподают здесь опытные специалисты, научные светила и эксперты-практики. Выпускнику достанется один из самых престижных в стране дипломов. В магистратуру ННГУ им. Лобачевского могут поступать абитуриенты, уже имеющие диплом бакалавра или же диплом специалиста.

Электронное обучение

ННГУ им. Лобачевского очень широко использует принцип "открытого образования", в частности систему обучения посредством электронных и информационных технологий. Такой метод имеет огромное количество преимуществ, поскольку освобождает студенту очень много времени для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и на обучение или заниматься творческой научной работой. Что относится к электронному обучению? Прежде всего это самостоятельные занятия с материалами, содержащимися на электронных носителях - персональном компьютере, КПК, мобильном телефоне и так далее.

Консультации, советы, оценки студент получает у преподавателя-эксперта за счет дистанционного взаимодействия. Учебные материалы доставляются своевременно, и это тоже не отнимает время. К тому же уже давно существуют определённые стандарты на дистанционные средства обучения и спецификации на все учебные технологии и материалы. Электронное обучение ННГУ им. Лобачевского предоставляет не только в плане получения классического университетского образования, здесь налажено обучение на многих курсах, в том числе и подготовительных (плюс десять баллов к ЕГЭ!), и повышения квалификации, и многих других.

Плюсы дистанционного обучения

Преподавателям нравится эта форма работы потому, что она помогает формировать информационную культуру, овладевать современными технологиями, повышать эффективность обычной педагогической деятельности. Кроме того, развиваются все учебные веб-ресурсы: электронные учебники, технологии, спектр образовательных услуг.

Студентам эта форма обучения тоже очень по душе. Когда есть возможность из любой точки мира получить нужные или дополнительные материалы, что позволяют делать современные интернет-технологии, учёба будет двигаться легко и быстро, к тому же всегда есть возможность подкрепить полученные знания с помощью электронных пособий, сдать выполненное задание и посоветоваться онлайн с преподавателем.

Другие преимущества

Рядом с традиционным образованием электронное имеет длинный ряд значимых преимуществ. Это, прежде всего, касается свободы доступа, то есть студент может заниматься учёбой абсолютно в любом месте и даже без отрыва от профессиональной деятельности. Затраты на обучение значительно снижаются. Обучение проводится гибко в смысле последовательности и продолжительности изучения нужных материалов. Здесь студент выбирает самостоятельно, как именно и в какое время ему нужно учиться, то есть есть возможность адаптировать процесс обучения под собственные потребности.

Это очень удобно для инвалидов, для молодых мам с маленькими детьми, для нашедших себя в профессии и не желающих прерывать стаж. Дорогого стоит и возможность развиваться, идти в ногу со временем. Все пользователи дистанционных форм обучения - и преподаватели, и студенты - повышают и увеличивают знания и навыки соответственно стандартам и современным технологиям. Электронные курсы всегда позволят обновить учебный материал оперативно и своевременно. К тому же все студенты получают равные возможности, обучение не зависит даже от качества преподавания, хотя в ННГУ оно всегда на очень высоком уровне. И главное для студента - оценка знаний. Критерии при электронном обучении определены очень чётко.

Бакалавриат дистанционно

Электронное обучение основано на принципах самостоятельности под бдительным оком преподавателей. После зачисления студенты ННГУ им. Лобачевского получают доступ в сети Интернет к системе электронного образования ННГУ. Основным информационным ресурсом являются методически проработанные учебные материалы в электронном виде, по содержанию и объёму соответствующие всем требованиям образовательного стандарта России.

Изучение дисциплин движется по плану-графику. Студент должен самостоятельно освоить весь теоретический материал, содержащийся в электронных лекциях, консультируясь, если необходимо, с преподавателями, также он выполняет нужные практические задачи, лабораторные работы. После чего проходит тестирование и промежуточную аттестацию (зачёт или экзамен, здесь чаще всего тоже задействуются дистанционные образовательные технологии). Учебная деятельность каждого студента бакалавриата скрупулёзно документируется, преподаватели контролируют весь процесс обучения и оперативно корректируют его.

Очно и дистанционно

Самое интересное - то, что и студенты-очники в ННГУ им. Лобачевского обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий. Каждый студент имеет доступ к вышеназванным электронным управляемым курсам, а тестирование знаний уже традиционно проводится дистанционно.

Кроме будущих магистров и бакалавров, ННГУ им. Лобачевского готовит аспирантов и докторантов в специальном Институте аспирантуры и докторантуры, который был создан в 2003 году. Главной целью его является подготовка научных и педагогических кадров самой высокой квалификации, а вклад университета в общую систему научно-методической и информационно-аналитической работы просто огромен.

Научно-исследовательский физико-технический институт Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)

  • Конструкционные и функциональные металлические и керамические материалы
  • Радиационностойкая микро- и наноэлектроника.
  • Разработка изготовление гетероструктур на основе соединений A3B5 и создание полупроводниковых лазеров на их основе.

2.Результаты инновационной деятельности.

  • Технология создания износостойких композиционных керамик и изделий из них для высокоответственных пар трения, работающих в экстремальных условиях эксплуатации.
  • Технология создания квантовых гетероструктур для излучателей ближнего ИК-диапазона.
  • Новые оксидные керамики и новые методы порошковой металлургии для решения задач по иммобилизации и трансмутации ВАО.

3. Перечень патентов.

  • Патент №2427665 от 11.01.2010 г. «Способ изготовления высокопрочных и износостойких электротехнических изделий из хромовых или хромциркониевых бронз с нано- и микрокристаллической структурой» (Чувильдеев В.Н., Копылов В.И., Нохрин А.В., Лопатин Ю.Г., Смирнова Е.С., Грязнов М.Ю., Пирожникова О.Э.).
  • Патент Российской Федерации № 2400866, приоритет 22.05.2009, опубликовано 27.09.2010. Бюл. № 27. «Светоизлучающий диод» О.В. Вихрова, Ю.А. Данилов, М.В. Дорохин, С.В. Зайцев, Б.Н. Звонков, В.Д. Кулаковский, М.М. Прокофьева.
  • Патент №2411605 от 10.02.2011 г. «Способ изготовления миниатюрных периодических систем электровакуумных СВЧ приборов из меди с нано- и микрокристаллической структурой» (Чувильдеев В.Н., Москвичева А.В., Копылов В.И., Лопатин Ю.Г., Нохрин А.В., Пирожникова О.Э., Грязнов М.Ю.).

4. Перечень планируемых конференций по указанной тематике.
V Всероссийская конференция "Физические и физико-химические основы ионной имплантации", Н. Новгород, 2014г.
5. Партнеры - предприятия ГК «РОСАТОМ»
ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород», ОАО «Русский сверхпроводник», ПО «Маяк», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ФГУП «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова», ОАО «ВНИИХТ», ФГУП «ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е. Седакова», ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «ГНЦ НИИАР» и др.

Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) ННГУ, кафедры математического обеспечения ЭВМ (МО ЭВМ) и информатики и автоматизации научных исследов (ИАНИ)

1. Направления работы, интересные Росатому (для предприятий ГК Росатом: РФЯЦ-ВНИИЭФ, НИИИС им. Е.Ю.Седакова, «ОКБМ Африкантов»).

  • Разработка математических моделей и инструментальных средств для пакетов программ проектирования и имитационного моделирования на суперЭВМ - РФЯЦ-ВНИИЭФ
  • Разработка математических моделей и программных средств для решения прикладных оптимизационных задач с использованием теории графов- РФЯЦ-ВНИИЭФ
  • Разработка и реализация программной системы синтеза топологии интегральных схем - НИИИС им. Е.Ю.Седакова
  • Разработка и реализация диалоговых программных средств для планирования процесса изготовления СБИС»- НИИИС им. Е.Ю.Седакова
  • Разработка математической модели, алгоритмов и
    программных модулей для расчета оптимального производственного расписания- ОКБМ Африкантов.

Разработанные математические модели и реализованные программные средства позволяют решать прикладные оптимизационные задачи на графах, отображать сеточные данные средствами объемной графики, оптимизировать и адаптировать к вычислительным системам с гибридной архитектурой алгоритмов прямого решения систем линейных алгебраических уравнений.

Созданные программные продукты позволяют реализовывать синтез топологии интегральных схем, осуществлять оптимальное планирование процесса изготовления интегральных схем с субмикронными топологическими нормами, рассчитывать оптимальные производственные расписания.

Разработанные программные средства внедрены в пакеты базового программного обеспечения Заказчиков.

3. Перечень патентов.

Патентов нет, есть Свидетельства о государственной регистрации программ на ЭВМ, реализованных совместно специалистами ННГУ и Госкорпорации Росатом:

  • №2010614637 от 14 июня 2010г. ПО «Нагнетатель».
  • №201161445 от 6 июня 2011 г. ПО «Проектировщик-1».
  • № 2010614640 от 14 июня 2011 г. ПО «Заказ-О».

Механико-математический факультет ННГУ, НИИ механики

  • Прочность, ресурс, безопасность объектов атомной энергетики

2. Результаты инновационной деятельности.

  • Разработка современных математических моделей, численных алгоритмов и программных средств анализа напряженно-деформированного состояния конструкций с учетом развития и накопления повреждений с использованием вычислительных ресурсов современных многопроцессорных ЭВМ с массовым параллелизмом.
  • Создание автоматизированной системы (методические, программно-аппаратные средства, автоматизированный банк данных) обеспечения вычислительных комплексов 3D-инженерного анализа физико-механическими характеристиками конструкционных материалов.
  • Развитие методов математического моделирования подземных трубопроводных систем охлаждения различных потребителей и оборудования АЭС при действии эксплуатационных, сейсмических нагрузок и нагрузок характерных для аварийных ситуаций.