Какие бывают личные проблемы. Психология решения личностных проблем. Возникновение психологических трудностей

Как приготовить варенье из хурмы на зиму – лучшие советы, секреты и пять превосходных рецептов варенья из хурмы.

Сколько бы видов ягод и фруктов не произрастало на матушке-земле, наши хозяюшки каждому из них найдут применение. Так и в случае с хурмой.

Сегодня опытные домохозяйки опробовали и этот южный сахарный плод и вынесли радужное заключение: варенье из хурмы бесподобно! Из этого солнечного плода получается просто сказочная медовая заготовка на зиму.

Для тех, кто не знает, спешим сообщить, что страна обитания хурмы - Турция, Египет, Армения, Испания, Грузия и другие жаркие южные страны.

Польза хурмы для человеческого организма заключается в большом содержании в ней антиоксидантов и витаминов, пищевых волокон и пектина. Содержание таких веществ способствует улучшению пищеварения и налаживает работу желудочно-кишечного тракта.

Благодаря высокому содержанию в ней витаминов C и P хурма способствует укреплению сосудов и предотвращает их ломкость.

Сахароза и фруктоза, содержащиеся в хурме, позволяют достаточно быстро утолить голод и при этом не употребить много ненужных калорий.

Хурма содержит железо, золу, воду, фосфор, магний, калий, кальций, белки и углеводы. Для человеческого организма в одном плоде хурмы содержится почти весь набор необходимых витаминов и микроэлементов.

Витамин A в составе хурмы улучшает работу печени, зрения и даже половых желез.

В косметологии хурму можно применять в качестве масок для вялой кожи, склонной к угревой сыпи.

Можно бесконечно перечислять полезные свойства хурмы, но есть у этого плода и противопоказания. Так, с применением хурмы необходимо быть осторожными тем, кто страдает сахарным диабетом или непроходимостью кишечника. Особое внимание стоит уделять продуктам, несовместимым с хурмой. Таковыми являются вода и молоко.

Во всех остальных случаях мы предлагаем вам пробовать хурму как в свежем виде, так и запасаться ею на зиму в виде ароматного варенья.

Как подготовить хурму к варке варенья

Хурма спеет с октября по ноябрь и появляется на полках наших магазинов именно в этот период, радуя нас всю зиму. Именно в эту пору мы и предлагаем вам приготовить солнечное варенье из хурмы. Выбирать хурму нужно по ее внешнему виду. Спелый плод имеет упругую мягковатую поверхность и будто бы прозрачную тонкую кожицу. Листики у спелой хурмы должны быть сухими и иметь коричневый цвет. Зеленая плодоножка говорит о том, что хурма неспелая.

Для варенья наиболее подходящим считается сорт хурмы, именуемый "королек".

Купленные плоды необходимо очистить от листиков и тщательно промыть проточной водой.

Терпкость плодов можно убрать, опустив их на полчаса в теплую воду. Хурма к приготовлению варенья готова.

Посуда для варки варенья из хурмы на зиму

Для варки варенья из хурмы подойдет любая алюминиевая или эмалированная кастрюля. Главное, чтобы ее емкость соответствовала количеству заготовленных плодов. Баночки для варенья из хурмы подойдут от 0,5 л и больше. Не забудьте банки тщательно вымыть и простерилизовать (обдать кипятком).

Необходимо также подготовить ложечку и тарелку для снятия пенки с варенья.

Для того чтобы вязкие сорта хурмы избавить от вяжущего свойства, необходимо перед варкой заморозить плоды на полчаса-час в морозильной камере.

Для очень сладких сортов хурмы сахара можно брать в половину меньше, чем указано в рецепте.

Если хурма для варенья не очень сочная, то рекомендуется сначала сварить сироп из сахара и воды.

Для улучшения вкуса варенья попробуйте добавлять различные специи: ванилин, бадьян, гвоздику. Это значительно оттенит вкус заготовки и сделает ее необычной.

Хурма имеет свойство пригорать, поэтому варить ее нужно на очень медленном огне, постоянно помешивая.

Рецепт №1. Простой рецепт варенья на зиму из хурмы

Самое простое варенье из хурмы потребует от вас всего лишь час вашего времени. А в результате вы получите необыкновенное варенье со вкусом необычного меда. Вашим малышам и остальным домочадцам придется по нраву такое лакомство.

Ингредиенты:

Хурма - 1 кг.,

Сахар - 1 кг.,

Вода - 2 ст.,

Лимонная кислота - 0,5 ч.л.

Способ приготовления простого варенья из хурмы:

Хурму тщательно вымыть и снять с нее шкурку. Плоды порезать на небольшие кубики и сложить в отдельную посуду.

В кастрюльке для варенья сварить сироп из сахара и воды. После того как сладкая жидкость закипит, в нее можно опускать кусочки хурмы и варить варенье на медленном огне в течение 50 минут. Не забывайте периодически помешивать массу и снимать с нее пенку.

За десять минут до готовности в варенье необходимо добавить лимонной кислоты и проварить его, также периодически помешивая.

Готовое варенье снимаем с огня, остужаем до средней температуры и разливаем по баночкам. Закупоренное варенье убираем на хранение в прохладное место.

Приятного вам аппетита!

Рецепт №2. Варенье из хурмы с лимоном

Такое варенье порадует вас замечательным медовым вкусом с примесью лимонной кислинки. С таким лакомством вы можете готовить любую выпечку и радовать своих близких зимними вечерами.

Ингредиенты :

Хурма - 2 кг.,

Сахар - 1 кг.,

Лимон - 1 шт.

Рецепт приготовления варенья из хурмы с лимоном:

Хурму тщательно промыть, отделить плодоножки, подсушить и поместить в морозильную камеру на час. После этого плоды необходимо достать, разморозить естественным путем и очистить от кожуры и семян. Хурму нарезаем кубиком, выкладываем в емкость для варки варенья и пересыпаем сахаром.

Всю плодовую массу заливаем небольшим количеством теплой воды (1 стакан) и отставляем будущее варенье на час-полтора в сторону.

По истечении времени варенье ставим на огонь и доводим до кипения. Варим хурму на медленном огне не менее часа.

Тем временем лимон очищаем от кожуры и семян и нарезаем мелким кубиком. За 15 минут до готовности добавляем в варенье измельченный лимон и провариваем его, периодически помешивая.

Готовое варенье в горячем виде разливаем по горячим банкам и закатываем крышками.

Приятного вам аппетита и душевных зимних вечеров!

Рецепт №3. Варенье из хурмы с апельсинами

Тем, кто не знает, спешим сообщить, что хурму можно сочетать с любыми сезонными плодами. В данном случае речь пойдет о сочетании плода с цитрусовыми, а именно, апельсином. Такое варенье получится ярким, ароматным и бесподобно вкусным.

Ингредиенты:

Хурма - 1 кг.,

Сахар - 0,75 кг.,

Апельсин - 3 шт.

Способ приготовления варенья из хурмы на зиму:

Плоды хурмы промываем, очищаем от семян и кожуры и нарезаем кубиком. Если вы желаете получить более однородное варенье, то можно хурму прокрутить через мясорубку или перемолоть блендером. Закладываем мякоть хурмы в кастрюлю и засыпаем сахаром.

Апельсины пропускаем через соковыжималку и заливаем получившимся соком подготовленную хурму. Цедру апельсина мельчим и всыпаем туда же.

Варенье ставим на огонь и доводим до кипения, после чего огонь уменьшаем и варим варенье не менее 20 минут. Не забывайте постоянно помешивать ароматное варенье и снимать с него пенку.

После 20-минутной варки огонь выключаем и даем варенью остыть. Теперь можно провести второй этап варки. Снова возвращаем варенье на огонь и варим его после закипания еще 10 минут. Готовую массу разливаем по баночкам и закатываем крышками.

Необычное варенье в зиму готово! Приятного аппетита!

Рецепт №4. Варенье из хурмы с желатином

А такой рецепт варенья из хурмы позволит вам не затрачивать свое драгоценное время. Мы попробуем приготовить варенье из хурмы в обычной хлебопечке. И поверьте, варенье приготовленное по этому рецепту, будет еще и лучше, чем сваренное традиционным способом.

Ингредиенты:

Хурма - 1 кг.,

Сахар - 0,5 кг.,

Желатин - 1 пакетик.,

Сок лимона - 75 гр.

Способ приготовления варенья из хурмы с желатином:

Хурму моем и подсушиваем. Снимаем с плодов кожицу и очищаем их от плодоножек и семян. Разрезаем ароматную хурму на кубики и закладываем в чашу хлебопечки.

Из лимона выжимаем сок и заливаем его к хурме. Туда же всыпаем сахар.

Теперь выставляем на хлебопечке режим "Варенье" и включаем аппарат. Необходимо следить за временем варки. За 10 минут до конца процесса добавляем к варенью желатин (желирующий порошок) и перемешиваем массу.

Горячее варенье разливаем по баночкам и плотно закатываем крышками.

Необычное варенье из хурмы готово. Приятного вам аппетита и вкусного зимнего чаепития!

Рецепт №5. Варенье из хурмы с пряностями

А такое варенье из хурмы благодаря добавленным в него специям, станет отменной начинкой для различной домашней выпечки. Просто пальчики оближешь! Да и гости останутся приятно удивлены вашими кулинарными способностями.

Ингредиенты:

Хурма - 1 кг.,

Сахар - 700 гр.,

Гвоздика - 3 шт.,

Бадьян - 3 шт.,

Ванилин - на кончике ножа.

Как приготовить варенье из хурмы на зиму:

Плоды хурмы тщательно вымыть и освободить от кожуры, плодоножек и семян. Порезать фрукт кубиками и заложить в емкость для варки варенья.

Пересыпаем хурму сахаром и отставляем в сторону на час-два для того, чтобы хурма пустила сок.

Как только появится сок хурмы, можно ставить варенье на огонь. Доводим массу до кипения и, убавив огонь, варим не менее 40 минут.

По истечении этого времени добавляем все необходимые специи и кипятим варенье еще пять минут. Теперь снимаем горячее варево и даем ему остыть (не менее 2 часов).

После того как варенье примет комнатную температуру, можно снова вернуть его на огонь и поварить еще десять минут, периодически помешивая. Готовую ароматную массу разливаем по горячим баночкам и плотно закрываем крышками. Такое варенье однозначно подарит вам хорошее настроение серыми снежными вечерами.

Приятного вам аппетита и доброго здоровья!

Хурма моментально привлекает к себе внимание на магазинных полках и на рыночных прилавках. У нее красивый оранжевый цвет и приятный аромат. Но этим достоинства этого фрукта не исчерпываются. Хурма - кладезь витаминов и микроэлементов: калий, йод, магний, бета-каротин. К тому же хурма поможет иммунитет укрепить и настроение поднимет.
Для варенья из хурмы подойдет любая хурма.

Но если вам попались терпкие, вяжущие фрукты, то советую порезать хурму на кусочки и убрать в морозилку на сутки. Это избавит от вязкости. Потом хурму нужно разморозить и готовить по рецепту. Еще один способ борьбы с вязкостью хурмы - обработка крепким алкоголем. Но я бы не рекомендовала применять этот способ в данном случае, если варенье будут есть дети. Все-таки это варенье варится недолго, алкоголь за это время не успеет испариться.

Мне попалась сладкая хурма, поэтому я пропустила процедуру заморозки. Очищенную от кожицы хурму я нарезала кубиками и засыпала сахаром. Оставила на два часа. За это время хурма дала сок, который полностью растворил сахар.


Промытый лимон ошпариваю кипятком и вместе с цедрой нарезаю на небольшие кусочки.
Я цедру не срезаю - мне так больше нравится. Но если боитесь, что цедра будет горчить, то снимите ее.


Лимон вместе с выделившимся соком складываю в небольшую кастрюльку и заливаю водой. Нужно совсем чуть-чуть воды, только чтобы покрывала кусочки цитруса. После закипания варю три минуты.


Хурму перекладываю в кастрюлю, вливаю воду (100 мл) и довожу до кипения на медленном огне.

Базовыми проблемами психологии личности являются:

Проблема структуры личности;

Проблема мотивации поведения;

Проблема развития личности;

Проблема психического здоровья и психопатологии.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории «тип личности». Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе «от частного к общему», второй - к априорным, опирающемся на принцип «от общего к частному».

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных и социогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана с рядом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и развития. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. «Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности… а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути - активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм». Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс «овладения все более совершенными способами» познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как «субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни». Основной характеристикой субъекта является «переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя».

Человек как субъект проходит три уровня развития:

Первый уровень характеризуется тем, что «субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей».

Второй уровень означает, что личность начинает выступать как «субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий», она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

Личность на третьем уровне развития «становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества».

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности. Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1) диагноз необходим для планирования лечения; 2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия: 1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный); 2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека - параноидный, депрессивный, шизоидный и прочее.

Уже из спектра общеупотребительных значений и смыслов слова «личность» как бы просвечивает центральная проблема психологии личности - найти тот механизм, который обеспечивает единство множественности проявлений человека в отношениях с другими людьми. С другой стороны, общий смысл слова указывает и на происхождение самого этого механизма: психическое отражение многообразия взаимоотношений между людьми, взаимоотношений человека с разными типами социальных общностей, его включающих. Об этом же свидетельствуют и клинические наблюдения нарушений личностных механизмов. К таковым в первую очередь могут быть отнесены феномены множественности личности и деперсонализации.

Деперсонализация - нарушение, характеристическим признаком которого является чувство отчуждения собственной личности, сопровождаемое жалобами на трудность описания своего состояния, квалификацией его восприятия как необычного. В медицинской литературе разграничивают 3 вида деперсонализации в зависимости от локализации чувства отчуждения в психическом пространстве. Первый вид характеризуется тем, что на фоне инфантильности и склонности к реакциям страха чувство отчуждения захватывает конативную сферу. Преобладает чувство утраты активности - возникают переживания, что все действия, поступки, движения, речь совершаются как бы автоматически, помимо собственной воли. При усугублении этого нарушения возникает чувство раздвоения, больные отмечают, что у них сосуществуют как бы две личности, два ряда душевных процессов развиваются параллельно. Утрачивается чувство реальности своего физического и психического существования. Вся жизнь представляется сном. При втором виде деперсонализации на фоне повышенной чувствительности отчуждение захватывает когнитивную сферу. Появляется чувство потери индивидуальной специфичности, разрыва социальных коммуникаций. Больные начинают воспринимать себя не такими, как прежде, оскудевшими интеллектуально и духовно, в конце концов безликими людьми. Третий вид - это психическая анестезия (anaestesia psychica dolorosa); наиболее характерным для нее является феномен отчуждения высших эмоций. В инициальной стадии преобладает чувство эмоциональной недостаточности, притупленности чувств. В дальнейшем наступает полное бесчувствие к близким людям, утрата способности переживать удовольствие и неудовольствие, радость, любовь, ненависть и грусть.

Еще более демонстративными в отношении обнаружения зависимости личностных структур от отражения внутригрупповых взаимодействий оказываются явления множественности личности. У человека, страдающего такого рода нарушением, в разные периоды жизни проявляются как бы разные личностные структуры, обладающие высокой сложностью и целостностью. Каждая из таких «временных» личностей позволяет человеку переживать чувства и побуждения, которые его «главная» личность отвергает и игнорирует.

Психология личности прямо касается проблем, волнующих каждого человека. Это проблемы жизни человека среди людей, нравственного поведения, воспитания детей, поиска смысла жизни и многие другие.

Вместе с тем студент, впервые знакомящийся с данной областью исследований, должен столкнуться с серьезными трудностями. Они обусловлены состоянием современной психологии личности. Достаточно сказать, что, несмотря на большую работу, проделанную философами и психологами по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения его пока нет.

Задача студента, впервые знакомящегося с психологией личности, составить общее представление о той реальности, которая называется личностью, а также о тех вопросах, которые ставит и решает общая психология при изучении и осмыслении этой реальности.

Экология сознания: Чем личностная проблема отличается от жизненной задачи? Зависит ли способность к решению таких проблем от образования и уровня интеллекта? Какие этапы предполагает процесс решения личностных проблем

Чем личностная проблема отличается от жизненной задачи? Зависит ли способность к решению таких проблем от образования и уровня интеллекта? Какие этапы предполагает процесс решения личностных проблем? На эти и другие вопросы отвечает кандидат психологических наук Наталья Кисельникова.

Психология решения личностных проблем - это область, которая находится на стыке двух других областей в психологии. Это психология мышления, которая занимается непосредственно решением задач, и психология личности, или конкретно тот раздел, который касается психологии жизненного пути личности, различных трудных жизненных ситуаций, кризисов и так далее.

Выделение какой-то отрасли в психологии предполагает, что у нее есть свой предмет изучения - для этой отрасли это, собственно, личностные проблемы. И прежде чем ответить на животрепещущий для всех вопрос «А как же их решить?», нужно понять, что это такое вообще. Что, собственно, мы решаем. И на бытовом уровне этим словосочетанием очень часто пользуются если не просто люди, то, во всяком случае, психологи-практики, особенно консультанты, психотерапевты - довольно расхожее словосочетание. Если вы захотите найти определение этому словосочетанию, то ни в одном словаре и ни в одном викисловаре в интернете вы не найдете этого определения, что довольно удивительно, потому что это, по-моему, самое любимое занятие ученых - давать определения.

Существует негласная договоренность между специалистами, что есть такое понятие, все мы примерно думаем об одном и том же. Но ученых такая ситуация, конечно, не устраивает, они хотят разобраться всегда, четко понять, в чем состоит суть явления, и для этого сначала разводятся понятия «проблема» и «задача».

Существует понятие «жизненная задача», которая стоит перед человеком, и он ее каким-то образом решает или не решает. А существует понятие «проблема». И надо сказать, что понятия «задача» и «проблема» существуют не только для личности, но и в психологии мышления: люди, которые исследуют способность решать задачи и проблемы, - тоже есть такое разграничение задачи и проблемы.

В качестве таких характеристик, очень важных для проблемы, выделяется ее сложность, противоречивость, непрозрачность условий - человек может не знать всех обстоятельств этой проблемы, и они могут раскрываться только по ходу решения. Это динамичность, то есть проблема сама по себе может развиваться, особенно если она очень сложная и задействует много внешних обстоятельств жизни.

Все эти характеристики тоже свойственны и личностной проблеме как одному из видов проблем. Особенно такая характеристика, как «сложность», «комплексность», выступает на первый план. Потому что проблема - любая, в частности, личностная - похожа на очень сложный механизм, в котором много рычажков, много колесиков. И очень часто человек, который не является специалистом в этой области, не может точно предсказать, какие колесики закрутятся, если он потянет за какую-то веревочку или подкрутит какой-то рычажок. Реакция может быть настолько цепной, что в итоге человек может получить совершенно не тот результат, который он думает получить.

Эту историю мы часто наблюдаем у клиентов, которые приходят к психотерапевту и просят сделать с ними что-то, чтобы жизнь, как им кажется, стала лучше. Но опытный специалист знает, что, избавив человека от одной проблемы, можно запросто привести его к другой. Например, клиент думает, что если он станет более уверенным в себе, то жизнь его изменится в лучшую сторону и все станет прекрасно.

Но по ходу работы выясняется, что за такой сдержанностью в поведении или неуверенностью очень часто скрывается высокий уровень агрессии.

Как только человек приобретает уверенность в себе, его отношения с людьми начинают резко портиться, потому что он выпускает наружу эмоции, которые раньше сдерживал и прятал под маской неуверенности.

Это один из простых примеров, а проблемы бывают гораздо более сложные. Поэтому вопрос решения проблемы далеко не такой простой, как вопрос решения какой-то жизненной задачи. И если говорить об определении личностной проблемы - что это такое, собственно? Есть понятие трудности, есть понятие трудной жизненной ситуации. Есть очень много как будто похожих явлений, которые тоже могут быть отнесены к личностной проблеме. У психологов есть понятие «личностный смысл». Оно очень тесно связано с мотивами, потребностями, ценностями человека. Фактически это ответ на вопрос: а что для меня значит нечто? Что для меня значит этот предмет? Что для меня значит этот человек? Для меня лично. Не для кого-то там. Это личностный смысл какой-то части реальности.

Личностную проблему - один из вариантов ее понимания - понимают как ситуацию, в которой человек испытывает очень большие затруднения или даже не имеет возможности реализовать свой личностный смысл, найти его или каким-то образом изменить, чтобы его внутренние ощущения гармонии, комфорта появились или вернулись.

Практические исследования в области психологии решения личностных проблем в России, к сожалению, не проводились. У нас пока не существует никаких эмпирических исследований на нашем материале. Но за рубежом эти исследования имеют уже больше 30 лет багажа, хотя с понятиями там все так же плохо, как и у нас. Тем не менее было выявлено несколько интересных фактов о людях, которые демонстрируют хорошую и не очень хорошую способность решать личностные проблемы. В частности, было установлено, что люди с хорошей способностью решать личностные проблемы более независимы в принятии решений, у них лучшие показатели по физическому здоровью, они чувствуют себя более уверенно и имеют более позитивный образ себя.

Интересен также факт, что решение сложных, в том числе сложных личностных проблем мало зависит от уровня интеллекта. Хотя, казалось бы, это прямая связь. На бытовом уровне кажется, что чем умнее человек, тем лучше он решает какие-то проблемы, в том числе и личностные. Оказалось, что это вовсе не так и, скорее всего, способность хорошо решать сложные проблемы связана с устойчивостью к неопределенности, то есть к непредсказуемости условий, к неясности будущего.

Есть люди с довольно хорошо развитым интеллектом, которые дезорганизуются в ситуации, когда человек не знает, что его ждет. И его интеллектуальные схемы, привычные способы решения оказываются неэффективными. В то же время человек с не таким хорошо развитым интеллектом, но с большей устойчивостью к той самой неопределенности вполне эффективно и успешно справляется.

Еще одна интересная гипотеза, которая проверялась в ходе исследований, была о том, что, вероятно, люди с техническим образованием будут лучше решать личностные проблемы, чем гуманитарии, потому что у них хорошие аналитические навыки. Этих различий тоже не было выявлено, от направления образования эта способность не зависит. Что касается самого процесса решения и результата решения личностной проблемы, то, очевидно, каждый человек так или иначе является интуитивным решателем: все мы сталкиваемся с этими проблемами и как-то пробуем их решить, эффективно или нет.

Но есть и профессионалы в этой сфере. Они относятся, безусловно, к психотерапевтам, к психологам-консультантам, к коучам. В предмет их деятельности входит решение проблемы, и существуют определенные технологии решения проблем, которым можно и нужно обучать. Не все направления психотерапии и консультирования действительно проблемно ориентированные. Есть очень большое количество процессуально ориентированных школ, которые не ставят непосредственно задачу решать проблемы клиента, за клиента или вместе с клиентом. Они ставят перед собой цель, скорее, вести клиента на этом пути.

Тем не менее хорошим результатом психотерапии очень многие специалисты считают именно решенную проблему, если человек приходил с таковой.

Решение проблемы предполагает несколько этапов. Они не специфические для личностной проблемы - они точно такие же, как и для любой другой проблемы: это постановка целей, определение условий, планирование - выдвижение гипотезы и планирование решения, это его реализация и проверка результатов. Но личностная проблема характеризуется очень часто тем, что все эти этапы спутаны. Они не идут последовательно, а человек может перескакивать, пропускать какие-то этапы, возвращаться. Это очень часто происходит из-за того, что человек эмоционально включен в эту проблему. И проблема тем и отличается, что не может быть задана извне, как задачка: такие условия - приди к такому результату, найди неизвестное. Проблема в принципе возникает только тогда, когда человек ее осознает как таковую. Специалист, который помогает человеку решить проблему, как раз обладает такой схемой внутри своей головы и помогает человеку пройти от начала до конца или хотя бы до момента осознавания проблемы, что тоже часто является необходимым для ее решения и для изменения ощущения человека. опубликовано