К какому лицу за помощью обращается башмачкин. Акакий Башмачкин. Сочинение. Другие сочинения по этому произведению


В самом начале повести «Шинель» нам кажется, что Гоголь просто смеется над своим персонажем. Он награждает его самым незвучным именем Акакий, в добавок к такому же отчеству. Автор объясняет, что назвать по-другому было нельзя, потому что Акакий родился 23 марта, а в этот день согласно календарю были именины Моккия, Сессия и Хоздазата. Нелепые имена не понравились матери главного героя, поэтому она решает назвать сына в честь отца, решив с горечью, что судьба у него видно такая.

Имя «Акакий» - означает «не делающий зла, невинный, незлобивый».

Главный герой – это бедный чиновник в Петербурге, лет за пятьдесят. У Акакия Акакиевича нет ни семьи, ни детей, ни друзей, ни даже своего дома. Он живет на съемной квартире со своей хозяйкой. За долгие десятилетия усердной службы Акакий заработал только чин титулярного советника, т.е. «заслужил пряжку в петлицу, да нажил геморрой в поясницу». В департаменте он получает мизерное жалование в размере четыреста рублей в год. Денег едва хватает на пропитание, на работу он ходит в старом поношенном вицмундире, который полинял и утратил свой изначальный зеленый цвет, превратившись в рыже-мучной.

На службе его никто не уважает, ни коллеги, ни начальники. Из-за крайней нищеты он вынужден носить старую шинель, которая прохудилась и перестала согревать в морозные дни. Капот, как называли его сослуживцы, был частым предметом для насмешек. Злее всего издевались молодые чиновники. Они рассказывали про Акакия выдуманные истории, о злой хозяйке, которая его бьет, сыпали ему на голову бумажки. Но титулярный советник относился ко всему равнодушно, лишь ревностно продолжал он заниматься любимым делом – переписыванием. Единственная лишь просьба его была в момент самой невыносимой шутки: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Одного молодого человека тронули эти слова, жалость к этому кроткому существу проснулась в нем. Он перестал общаться с товарищами, которые продолжали издеваться над Акакием. Потом много раз молодой чиновник с содроганием вспоминал, сколько в людях может быть бесчеловечия, свирепой грубости и жестокости, в тех же самых людях, которые считаются в свете честными и благородными.

В повести Гоголь продолжает пушкинские традиции, развивая тему «маленького человека», который приходит к конфликту с бездушным и жестоким миром, отнимающим смысл жизни. В случае с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, главным героем повести, смыслом становится шинель, которую он приобрел путем многих жертв, самоограничения и откладывания денег в течения многих месяцев. Для воплощения мечты – покупки новой шинели, ему пришлось уменьшить свои и без того скудные расходы, а иногда и голодать. Поэтому для Башмачкина потеря самой дорогой вещи в его жизни становится настоящей трагедией. Не найдя участья в своем горе, он заболел ангиной и умер в горячке. Он погибает в неравной схватке с жестоким, равнодушным миром. У Гоголя герои данного типа либо умирают, либо сходят с ума, как например, Поприщин «Записках сумасшедшего» тоже кстати титулярный советник. Они бессильны что-либо изменить в своей жизни. Лишь после смерти Акакий Акакиевич мстит своим обидчикам. Душа его обретает покой только после того, как он возвращает себе украденную шинель.

Создавая образ тихого, скромного и безответного труженика, Гоголь призывает нас не просто к сочувствию, а к человечности. Акакий Акакиевич никому не желал зла, несмотря на чин низкого ранга, он заслуживает право на счастье, потому что он в первую очередь человек. В заключительном эпизоде повести звучит мысль автора о том все люди равны, отличие лишь в шинелях, а человеческая суть у всех одна.

Обновлено: 2017-10-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...» Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева. Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего маленького героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа «маленького человека» сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей.

«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...».
Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значительным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности «маленького человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потряса- ющим души изображением порой самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н. В. Гоголь. Ве^-личайшая заслуга Гоголя перед русским обществом, на мой взгляд, состоит не столько в том, что он вывел правдивые картины русской жизни в «Ревизоре» и «Мертвых душах», и даже не в том, что сумел одним разом посмеяться над всем дурным, что существовало в современной ему России, сколько в том, что он создал бессмертный образ Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести «Шинель».

В основе замысла Н. В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. Всю свою жизнь Акакий Акакиевич проводит в «переписываньи» бумаг на службе, и герой вполне доволен этим. Более того, когда ему предлагают занятие, требующее того, «чтобы переменить заглавный титул, да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», бедный чиновник пугается и просит избавить его от этой работы. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать.

Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. И вот исчезает с лица земли «существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание...» Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека» становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из «Медного всадника», осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I, лишь системы ценностей этих двух героев различны.

История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему. Но Гоголь - мастер художественного обобщения. Он сознательно подчеркивает: «в одном департаменте служил один чиновник...» Так возникает в повести обобщенный образ «маленького человека», тихого, скромного человека, жизнь которого ничем не примечательна, но который, однако, тоже обладает собственным достоинством и имеет право на свой мир. Может быть, поэтому мы в конце концов жалеем уже не Акакия Акакиевича, а «бедное человечество», И вероятно, потому наш гнев вызывает не грабитель, а «значительное лицо», не сумевшее пожалеть несчастного чиновника.

И еще в конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир.
Н. В. Гоголь делает тон повествования комичным. В тексте сквозит постоянная ирония над Башмачкиным, даже дерзкие мечты его оказываются не чем иным, как стремлением непременно пустить мех куницы на воротник. Читатель должен не только войти в мир Акакия Акакиевича, но и ощутить неприятие этого мира. Кроме этого, в повести есть и авторский голос, и Н. В. Гоголь становится, таким образом, как бы посланником русской гуманистической традиции. Именно от имени автора говорит тот молодой человек, который, неудачно пошутив над Акакием Акакиевичем, «много раз содрогался потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным».

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» явно прослеживаются два аспекта авторского осуждения мира. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более, на мой взгляд, существенно обращение Н. В. Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» [ 2 ]

ит в «переписываньи» бумаг на службе, и герой вполне доволен этим. Более того, когда ему предлагают занятие, требующее того, «чтобы переменить заглавный титул, да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», бедный чиновник пугается и просит избавить его от этой работы. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать.

Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. И вот исчезает с лица земли «существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание...» Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.

Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт «маленького человека» становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из «Медного всадника», осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I, лишь системы ценностей этих двух героев различны.

История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему. Но Гоголь - мастер художественного обобщения. Он сознательно подчеркивает: «в одном департаменте служил один чиновник...» Так возникает в повести обобщенный образ «маленького человека», тихого, скромного человека, жизнь которого ничем не примечательна, но который, однако, тоже обладает собственным достоинством и имеет право на свой мир. Может быть, поэтому мы в конце концов жалеем уже не Акакия Акакиевича, а «бедное человечество», И вероятно, потому наш гнев вызывает не грабитель, а «значительное лицо», не сумевшее пожалеть несчастного чиновника.

И еще в конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир.
Н. В. Гоголь делает тон повествования комичным. В тексте сквозит постоянная ирония над Башмачкиным, даже дерзкие мечты его оказываются не чем иным, как стремлением непременно пустить мех куницы на воротник. Читатель должен не только войти в мир Акакия Акакиевича, но и ощутить неприятие этого мира. Кроме этого, в повести есть и авторский голос, и Н. В. Гоголь становится, таким образом, как бы посланником русской гуманистической традиции. Именно от имени автора говорит тот молодой человек, который, неудачно пошутив над Акакием Акакиевичем, «много раз содрогался потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным».

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» явно прослеживаются два аспекта авторского осуждения мира. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более, на мой взгляд, существенно обращение Н. В. Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами.

/ / / Образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель»

Повесть Николая Гоголя « » наиболее ярко показала нам проблему «маленького человека» в обществе. А главный герой произведения – Акакий Акакиевич Башмачкин стал олицетворением того самого «маленького человека».

Уже первые строки повести говорят нам, что судьба главного героя решена. Первое, что кидается в глаза – выбор имени. Гоголь с иронией описывает момент выбора имени ребенку. Из всех представленных имен: Моккий, Соссий или Хоздазат – Акакий было самое подходящее. Поэтому было решено назвать ребеночка Акакием в честь его отца.

Акакию Акакиевичу было пятьдесят лет. С виду он был невысокого роста, с лысиной на лбу. Всю свою жизнь он проработал мелким чиновником в одной из городских канцелярий. Его основной задачей было переписывание бумаг. Стоит отметить, что Башмачкину очень нравилась его работа. У него были даже любимые буквы, которые он писал с особым старанием.

Как и все «маленькие люди», главный герой боялся проявить инициативу, его пугало любое новое дело. Однажды новый директор канцелярии, видя старания Акакия Акакиевича, решает его вознаградить и дать работу посложнее. Нужно было прочитать статью и изменить глаголы, где нужно. Немного подумав, Башмачкин сказал, что будет лучше, если он просто что-то перепишет.

Его мизерное жалование не позволяло ему делать дорогих покупок. Он многие годы ходил в зеленом пиджаке, которое уже казался рыжевато-мучного цвета. В один из дней, Акакий Акакиевич решать заказать себе новую шинель. Нужно сказать, что это решение далось ему не просто. Он дважды просил портного подлатать его старую шинель, но портной не хотел браться за работу.

Башмачкин начинает экономить на всем, чтобы собрать нужную сумму денег. И вот шинель готова. Это событие стало настоящим праздником в жизни главного героя. Новая шинель словно открыла ему дверь в новую жизнь. Он даже решает пойти на вечер, чтобы «вспрыснуть» новую вещь. Там он становится главным действующим лицом. Впервые за всю свою жизнь Акакий Акакиевич позволил себе развлечься. Поздним вечером по дороге домой на Башмачкина нападают грабители и отбирают шинель. С этого момента жизнь главного героя превратилась в ад. Ни кто не понимает его трагедии. Он пытается найти помощи, но бюрократический аппарат «раздавливает» его.

Простудившись, Акакий Акакиевич умирает. Его смерть замечают только на четвертый день, но никто не сожалеет о случившемся. Тем временем, призрак Акакия Акакиевича начинает мстить своим обидчикам, срывая с них шинели. Он успокаивается только тогда, когда отбирает шинель у генерала, который прогнал его.

Таким был итог жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

Современным школьникам не всегда понятен язык и слог знаменитых писателей прошлого, поэтому некоторые произведения сложно дочитать до конца. Но ознакомиться с классикой необходимо, к тому же подобные рассказы входят в школьную программу. Что же делать? Узнать сюжет знаменитого произведения Николая Васильевича Гоголя поможет краткий пересказ «Шинели».

Знакомство с главным героем

Им является Акакий Акакиевич Башмачкин. Почему у героя такое имя и отчество, мы вам сейчас расскажем.

Младенец родился в ночь на 23 марта. Тогда малышей называли исключительно по именам святых: Дула, Варахасия, Трифилия, Соссия, Моккия - одним из этих имен должна была наградить мать своего сына. Но ей ни одно не понравилось, поэтому женщина решила назвать мальчика по отцу, то есть тоже Акакием. Фамилия у них была Башмачкины.

Мальчик рос и превратился во взрослого человека, которого теперь все назвали Акакием Акакиевичем. Он поступил на службу в департамент, где трудился потом много лет, но за эти годы не смог заслужить уважение не только сослуживцев, но даже обслуживающего персонала: швейцары даже не здоровались с ним, как будто не видели.

Сотрудники открыто подтрунивали над Акакием, ему приходилось терпеть их издевки. Они могли кинуть ему на голову изорванные бумажки и сказать, что это снег. На такое отношение к себе он лишь робко просил, чтобы люди не делали этого.

Краткий пересказ «Шинели» продолжается описанием внешнего вида и характера неприметного героя. Он был невысокого роста, лысоватый.

Работа

Акакий Акакиевич много лет служил статским советником. В его обязанности входило переписывание бумаг. Ему очень нравилась такая работа. Писарь старательно выводил каждую букву, было видно, что некоторые являются его любимицами.

Пожалуй, единственным, кто хорошо относился к статскому советнику, был его начальник. Он пытался давать Акакию более сложные задания с целью повысить того в должности. Но Башмачкин, пытаясь выполнить, потел над ними и просил вернуть ему прежнюю работу.

Она была несложной, но и платили за это соответствующе - немного. Поэтому чиновник довольно плохо одевался. Про это вам поведает краткий пересказ «Шинели».

Мечта

Костюм писаря был небогатым, а шинель и вовсе представляла собой печальное зрелище. Акакий Акакиевич уже не раз относил ее в починку к одноглазому портному Петровичу. В последний раз тот сказал, что ставить заплатки на шинель уже невозможно, так как она скоро рассыплется. Портной резюмировал, что необходимо купить новую, и стоит она 150 рублей. По тем временам это были большие деньги, поэтому Башмачкин очень расстроился. Ведь в Санкт-Петербурге, где он жил, стояли суровые зимы, и без теплой верхней одежды писарь бы просто замерз. Таких денег у чиновника не водилось, но ему была необходима шинель. Краткий пересказ повести расскажет, как Башмачкин вышел из положения.

Он подумал, что если Петрович сошьет одеяние, то оно обойдется в 80 рублей. Однако у чиновника было только 40. И то он их откладывал с большим трудом, экономя на всем. Но писарю повезло: начальник прибавил ему жалование. Теперь вместо сорока он получал целых 60 рублей. Чтобы хватило на обновку, статский советник должен был еще сократить свои расходы, поэтому теперь жил впроголодь. Однако уже через 2-3 месяца нужная сумма была накоплена.

Радость Башмачкина

Краткий пересказ «Шинели» дошел до того позитивного момента, когда настал час исполнения мечты статского советника. Вместе с Петровичем они пошли покупать сукно и все необходимое для создания обновки. За свою работу портной, как и обещал, взял 12 рублей. Зато в результате получилась теплая модная вещь. Своей работой Петрович был очень доволен. Он обогнал Акакия окружными путями, чтобы, идя ему навстречу, еще раз полюбоваться тем, какой справной получилась вещь.

Большое впечатление произвела и на сослуживцев модная добротная шинель. Краткий пересказ повести продолжается тем, что, когда Башмачкин пришел на работу, все стали рассматривать обновку и поздравлять его. Затем кто-то сказал, что это событие необходимо отметить. Чиновник не знал, как быть. Но ему на выручку пришел коллега, который объявил, что по этому поводу всех приглашает к себе. К тому же у того был день рождения, который нужно было отметить.

Если бы только знал Акакий Акакиевич, чем это закончится для него, вряд ли бы пошел. Краткий пересказ рассказа «Шинель» поведает читателю о последующих событиях.

Крушение мечты

Наш герой прибыл по указанному адресу. Здесь было весело. Сначала все разговаривали, обсуждали обновку Башмачкина, затем пошли за стол. Люди выпивали, шутили. Чиновнику было хорошо в компании. Но часы уже пробили полночь, поэтому он решил пойти домой.

Вино сыграло свою роль: Акакию было хорошо и весело, он даже хотел приударить за встречной женщиной, но та быстро ушла. Однако вскоре рядом с ним оказались две подозрительные личности. Один из этих прохожих толкнул статского советника и снял с него шинель.

Башмачкин пытался догнать грабителей, найти защиты у будочника, но все было тщетно. Тот посоветовал бедолаге завтра сходить к надзирателю и все рассказать ему. Несчастный так и сделал. Но ни надзиратель, ни вышестоящие чиновники не помогли ему. Мало того, «значительное лицо», у которого писарь пытался искать защиты, накричал на него и выгнал.

Кончина

От такой несправедливости Башмачкин побрел домой в своей старой ветхой одежонке, глотая морозный воздух. Поэтому он простудился, тяжело заболел и вскоре скончался. Этим почти заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь написал в 1842 году, но и сейчас этот рассказ актуален.

С тех пор дух Акакия Акакиевича иногда являлся прохожим и требовал у них шинель. А с того «значительного лица» призрак стащил этот предмет верхней одежды и с тех пор перестал являться людям, успокоившись. Этим заканчивается повесть и ее краткий пересказ.

«Шинель» по главам

Рассказ на главы, но можно условно разбить его на 5 частей и раскрыть очень кратко основное содержание каждой.

Так, из первой мы узнаем о рождении и наречении Акакия, о его скромной одежде и работе. Во второй рассказывается, как Башмачкин пришел к Петровичу, чтобы он починил шинель. Третья глава поведает о том, что портной посоветовал Акакию Акакиевичу обзавестись новым пальто. Четвертая глава рассказывает, как веселый вечер закончился грустно для нашего героя, и он пытался искать защиты у высоких чинов, но ему никто не помог. В пятой части повести мы узнаем о кончине писаря и о том, что его призрак часто являлся гуляющим по Петербургу и требовал верхнюю одежду.

На этом заканчивается краткий пересказ. «Шинель» Гоголь задумал как «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, и у него это получилось. Только вот очень жаль главного героя - маленького, неприметного, который никому не делал плохого, а сам терпел обиды, и его недолгое счастье превратилось в настоящую трагедию.