Ускорение развития общества. Влияние информации на ускорение развития общества. После изучения темы учащиеся должны

Китайская династия Мин - одна из известнейших правящих династий в Китае, она была основана Чжу Юаньчжаном и стала последней из этнических китайских династий правившей Китаем с 1368 по 1644 гг.

До нее правящей элитой была монгольская династия Юань, а после того, как Мин пала, у власти оказалась маньчжурская династия Цин. Династию Мин еще называли Великой Минской Империей.

Приход династии Мин к власти

До прихода династии Мин, Китай был неотъемлемой частью монгольской империи. Притеснения китайцев, разложение экономики и прочие недовольства правящей династией привели к восстанию крестьян. Среди повстанцев был и Чжу Юаньчжан.

В начале восстания он был нищим крестьянином, но женитьба на дочери одного из руководителей повстанцев, а также военные успехи скоро сделали его лидером движения.

Именно под его началом был захвачен город Нанкин, ставший впоследствии столицей империи. Потомки первого императора правили Китаем на протяжении 276 лет.

Реформа управленческой системы Китая

Основатель династии Чжу Юаньчжан не был из «шэньши» (одно из четырех сословий в императорском Китае, выходцы из него становились госслужащими) и не стремился соблюсти интересы этой прослойки общества.

Более того, он считал опасной власть чиновников в управлении Китаем, особенно в рамках той реформы государственного аппарата, которую Чжу Юаньчжан задумал совершить. При династии Мин была упразднена даже должность, бывшая при всех императорских дворах - должность канцлера и главного советника императора по всем вопросам политики.

Доселе Китай еще не ведал столь жестокого обращения с высокопоставленными подданными императора: телесные наказания и избиения палками на глазах всех придворных стали нормой, а бывало, что прямо в кабинете нового чиновника для устрашения подвешивали чучело его казненного предшественника.

Такой деспотический метод управления требовал от правителя физической и моральной стойкости, бескомпромиссности и суровой жесткости, но не все могли справиться с соблазном роскошества жизни во дворце, и со временем власть сосредоточили в своих руках не кто иные, как евнухи.

Развитие экономики в эпоху правления Мин

Это был период бурного развития всей экономики Поднебесной: производство бумаги, фарфора и текстиля, сельское хозяйство, добыча железа, судостроительство быстро набирали обороты. Обмен с другими странами в культурных и экономических областях так же стал расширяться.

В июле 1405 г. флотоводец Чжэн Хэ впервые возглавил эскадру из 208 кораблей с 28 тысячами матросов. Китайцы уверены, что Чжэн Хэ открыл Америку за целых 70 лет до Колумба.

Династия Мин была первой династий, при которой появились зачатки капитализма и первые товарно-денежные отношения, похожие на современные. Во время начальных годов правления династии Мин Чжу Юаньчжаном было принято решение снизить налоги, а так же привлечь население к выращиванию новых видов сельскохозяйственных культур, ввезенных в страну с других континентов - таких, как томаты, кукуруза, арахис и табак.

В Китае про династии Мин открылись первые мануфактуры с десятком и более ткацких станков, на которых трудились наемные работники. В стране вырос объем производства различных товаров. В географических точках, имеющих удобное сообщение, были сформированы коммерческие центры, появились и первые города, что экономика и культура процветали: Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.

Падение власти Мин

В 1616 г. вождь потомков чжурчжэней Нурхаци, провозгласив себя ханом, основал династию Цин («Золотая»). Так появилась типично приграничная маньчжурская империя. Экономический кризис, настигший Китай, засуха, произвол чиновников породили восстание крестьян, которое не могла подавить ослабшая армия. Буквально за два дня повстанцы захватили столицу и последний минский император Чунчжэнь повесился на дереве в императорском саду.

  • Одна из главных достопримечательностей Пекина сегодня - это Запретный Город, который был официальной резиденцией династии Мин.
  • Современные историки оценивают эпоху Мин как одну из ключевых в развитии Китая - десятилетия развития науки, экономики, социальной стабильности характеризуют этот период.
  • Комплекс мавзолеев и гробниц династии Мин сегодня культурное наследие охраняемое ЮНЕСКО - это 40 квадратных километров дворцов, выстроенных для загробной жизни императоров.
  • Мин - это последняя династия в Китае, которая состояла из китайцев, последующая была из маньчжуров.

ДИНАСТИЯ МИН

Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей Востока, хотя бы понаслышке знают о знаменитых на весь мир драгоценных вазах эпохи Мин. Однако вряд ли большинство читателей могут назвать имя хотя бы одного «минского» императора.

Императорская династия Мин не может похвастаться родоначальником-небожителем. Историкам достоверно известно, что ее основателем был человек из плоти и крови, более того, он даже не имел благородного происхождения. В прошлом буддийский монах, выходец из социальных низов, Чжу Юаньчжан, возглавил повстанческую армию во время крестьянского восстания, победа которого и положила начало новой династии. Начавшая это восстание секта Минцзяо проповедовала скорое пришествие восстановителя справедливости, Князя Света, Мин-вана. После захвата Пекина вождь повстанцев Чжу Юаньчжан провозгласил, что отныне Поднебесная будет называться Да Мин - Великая империя Света. Естественно, этим он хотел подчеркнуть, что император - тот самый Князь Света, о котором говорилось в пророчествах. Новая династия получила название Мин - Светлая.

Китайские летописи нередко упоминают Чжу Юаньчжан как жестокого правителя, однако обстановка, в которой ему приходилось действовать, требовала самых решительных, иногда жестоких действий. За короткое время минские войска изгнали с территории Китая монголов и завершили объединение страны. Однако окончательное избавление от власти монгольских феодалов и верных им местных властителей из окраинных провинций произошло лишь почти 20 лет спустя после основания династии Мин. Кроме того, существовала угроза нового вторжения монгольских ханов на территорию Китая. В пределах Поднебесной было неспокойно: чтобы захватить власть, Чжу Юаньчжану пришлось преодолевать сопротивление соперничавших группировок повстанцев, среди которых было немало могущественных феодалов.

Деятельность Чжу Юаньчжана сделала его весьма популярным среди малообеспеченных слоев населения. Прежде всего, как сказали бы сегодняшние политтехнологи, он себя удачно позиционировал. Новый император не скрывал, что он «простой человек с правого берега реки Хуанхэ», а главной своей задачей считал необходимость «охранять народ и привести его к благоденствию». Император часто посещал деревни, иногда сам пахал землю, приглашал во дворец уважаемых старцев и расспрашивал их о жизни крестьян. Ведь в Поднебесной эпохи Мин земледелие, пусть это не покажется странным, считалось наиболее почетным занятием. Крестьянам, в отличие от торговцев, разрешалось носить шелковую одежду, они пользовались всеобщим уважением.

Аграрная политика первого императора династии Мин сводилась к увеличению доли крестьянских дворов и усилению строгого контроля за распределением казенных земель. При нем осуществлялась раздача земли безземельным и малоземельным крестьянам, практиковалось переселение крестьян на пустующие земли, создание опекаемых казной военных и гражданских поселений. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще освобождались от налогов. «Лучшая политика заключается в заботе о народе, а забота о народе выражается в умеренных налогах», - говорил Чжу Юаньчжан. Отдельные указы первого императора династии Мин могут показаться утопическими. Но они вполне соответствовали духу времени и культуре Китая: «В каждой стодворке нужно выбрать старых, либо увечных, не способных работать людей и приказать мальчишкам водить их. Эти люди должны держать в руках деревянный колокольчик и выкрикивать слова, да так, чтобы народ слышал, произносимые ими слова, убеждающие людей быть добрыми и не нарушать законы. Эти слова таковы: будь послушен и покорен отцу и матери, почитай и уважай старших и высших, живи в мире и согласии с односельчанами, воспитывай детей и внуков, спокойно занимайся каждый своим делом, не совершай дурных поступков…»

Все эти меры в немалой степени способствовали тому, что к императорской власти стали относиться с уважением, а государство с каждым годом все более крепло. Сам бывший бедняк, Чжу Юаньчжан не доверял чиновникам - выходцам из помещичьей среды. По данным историков, за годы его правления более 10 тысяч чиновников были казнены за хищения и взяточничество. Впрочем, нельзя считать Чжу Юаньчжана идеальным правителем, ставившим нужды народа превыше собственных. Известно, что родственники императора получали во владение обширные уделы, в которых чувствовали себя практически независимыми. При жизни императора это служило гарантией их лояльности, но после его смерти стало причиной смуты и нового витка борьбы за власть.

В 1398 году, после смерти императора, на престол взошел его внук, Чжу Юнь-вэнь. Он попытался обуздать взбунтовавшиеся уделы и ликвидировать наиболее опасные из них, однако эта политика вызвала волну сопротивления. Властители уделов (ваны) не собирались расставаться ни с богатствами, ни с властью. В результате вспыхнула война центральной власти с мятежниками, получившая название Цзиннань (1399–1402). Победителем в борьбе за трон Поднебесной стал предводитель мятежников, один из сыновей Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (1402–1424). В разных источниках встречаются различные имена китайских императоров, что объясняется довольно просто: во-первых, у каждого из них было по нескольку имен, причем настоящее произносить вслух запрещалось. А после смерти они получали еще одно - священное имя. Во избежание путаницы мы будем называть нового императора династии Мин Чэнцзу. Его политика во многом походила на политику отца, и ее идеологическое обоснование было таким: «Небо поставило государя, чтобы он заботился о народе… - говорилось в императорском указе. - Став императором, я думаю о том, чтобы довести народ до всеобщей радости… Если хоть один человек не получит того, что ему необходимо для жизни, то это будет моя вина…» Звучат эти слова крайне привлекательно, но не стоит забывать, что их пишет человек, развязавший гражданскую войну, в ходе которой развитие страны затормозилось… Однако надо отдать должное императору - он стремился (и небезуспешно) исправить положение: запретил все второстепенные работы и даже приказал сократить добычу золота и серебра, поскольку «народу нужны не драгоценности, а пища».

В 1405 году из Китая в Индию был отправлен огромный флот из 60 больших кораблей с 28 тысячами моряков, солдат и купцов. Император Чэнцзу поставил перед адмиралом Чжан Хэ задачу восстановить торговые связи с Западом в обход блокированного монголами Шелкового пути. За тридцать лет Чжан Хэ совершил семь плаваний в Индийский океан, его корабли достигли Аравии и Африки. С этого времени южный морской путь стал основной дорогой, связывавшей Запад (в китайском понимании) и Дальний Восток.

Чэнцзу прославился и обустройством Поднебесной. В годы его правления проводились крупные ирригационные и строительные работы. Большое внимание уделялось системе государственных зернохранилищ, созданной еще при Чжу Юаньчжане. Во время большой засухи 1428 года правительство по низким ценам продавало рис из зернохранилищ. Нехватка продовольствия не сказалась на простых людях, но так не могло продолжаться бесконечно. Рост количества жителей привел к тому, что земля уже не могла прокормить все население страны. По всему Китаю люди были вынуждены бродяжничать в поисках пищи, многие становились разбойниками… Уже при императоре Инцзуне голод превратился в настолько серьезную проблему, что стал темой особых докладов. Императорскому трону угрожало восстания голодающих, которые приобретали угрожающий характер. К примеру, восстание в Хубэе продолжалось три года (1464–1467), а число повстанцев достигло 400 тысяч.

В немалой степени продовольственному кризису способствовало засилье чиновников. Хотя основатель династии изрядно потрудился, изгоняя коррумпированных должностных лиц, бюрократическая машина оставляла массу лазеек, которыми пользовались на местах власть имущие. Император мог издать тысячу указов, запрещающих грабеж крестьян, но реально исполнялось лишь весьма незначительное их количество.

Династия Мин прошла такой же цикл, как и другие царствующие до нее дома. От правителей, действительно пекшихся о народе и государстве, власть переходила к безвольным личностям, не имевшим ни желания, ни сил управлять государством. Со времен Сянь-цзуна (1465–1487) императоры проводили большую часть времени в гаремных покоях, зачастую передав управление делами гаремным евнухам. Сянь-цзун лишь единожды принял секретаря Государственного совета, а Уцзун (1506–1521), пребывавший на троне 16 лет, ни разу не удосужился встретиться с министрами… Многоженство привело к тому, что императорский клан неимоверно разросся, число родственников императора превышало 20 тысяч человек, количество князей и принцесс исчислялось сотнями, а число обслуживавших двор евнухов доходило до ста тысяч. В таких условиях, естественно, и казенные земли, и казна открыто расхищались всеми, кто имел к ним доступ. Особую, крайне влиятельную группу при императорском дворе составляли евнухи, пользовавшиеся такой властью, что до императора не доходили никакие неугодные им доклады. Они жестоко мстили всем, кто осмеливался критиковать коррупцию при дворе. В правление императора Ши-цзуна (1521–1566) некоторые честные чиновники, подавая доклады, заранее готовились к смерти или кончали жизнь самоубийством при передаче послания, чтобы не попасть в руки тех, против кого боролись. Противостояние чиновников с незапятнанной репутацией и евнухов длилось практически всю историю династии Мин.

Таким образом, конец династии был закономерным следствием ее существования. Некоторые современные ученые считают, что причиной упадка стал предшествовавший ему подъем, породивший серьезные демографические проблемы. В период наибольшего расцвета династии Мин развивались мануфактуры, производившие шелк, фарфор и оружие, строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и располагая монополиями в целых отраслях, например в разработке руд. Торговля сосредоточилась в 33 крупных городах, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Все это способствовало поднятию уровня жизни и резкому увеличению рождаемости, что, в свою очередь, через некоторое время становилось причиной острой нехватки продовольствия. Императоры и чиновники оказывались бессильны перед этой проблемой. Вспыхивали восстания, появлялся очередной претендент на роль основателя новой династии, обещавшей решить все проблемы…

…В Пекине, к северу от бывших императорских дворцов, до сих пор можно увидеть искусственно созданный горный хребет. Когда-то это место назвали Мэйшань (Угольная гора), поскольку здесь ссыпали уголь на случай неприятельской осады. Позже сюда перенесли большое количество земли, из которой образовалась гора с пятью вершинами. На ее склонах посадили сосны и кипарисы, что необыкновенно украсило это место. Отсюда и произошло новое название этого места - Цзиншань (Гора прекрасного вида). С этой рукотворной горой связана наиболее трагическая страница истории династии Мин.

Минская империя под конец своего существования переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы приводили к обнищанию и разорению китайских крестьян. В некогда цветущих провинциях свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку.

В стране росло недовольство существующим порядком вещей, вспыхивали восстания. Возможно, императорам династии Мин удалось бы справиться с крестьянами, но к ним присоединились правительственные солдаты, прекрасно умеющие обращаться с оружием.

В ходе целой череды восстаний на первый план выдвинулся вождь крестьянской революции Ли Цзычэн (1606–1644). Его повстанческий отряд, вступавший в ожесточенные схватки с регулярной армией, к концу правления династии Мин стал самой крупной военной силой в Китае. Повстанцы расправлялись с наместниками, императорскими родственниками, крупными чиновниками и помещиками, отбирали у них землю и распределяли ее между крестьянами. Неудивительно, что армия Ли Цззычэна не знала недостатка в добровольцах, стремившихся ко всеобщей справедливости и, что вполне естественно, к отстаиванию собственных прав на землю.

Весной 1644 года армия Ли Цзычэна переправилась через реку Хуанхэ, а затем из провинции Шаньси направилась к столице династии Мин (с 1421 года) - Пекину. Подойдя к его главным воротам, повстанцы стали громко кричать императорским солдатам, находившимся на городских стенах: «Открывайте ворота, иначе не ждите пощады!» Не получив ответа, восставшие поднесли лестницы и решили взять штурмом городские ворота. Их усилия увенчались успехом: вскоре они оказались во Внешнем городе.

Эта весть дошла до императора, носившего имя Сыцзун (Чжу Юцзянь). Он совершенно не ожидал внезапного вторжения в Пекин восставших крестьян, поэтому спешно собрал своих приближенных и осведомился, известно ли им, что восставшие уже овладели Внешним городом. Чиновники и придворные не знали, что на это ответить. Тогда император спросил, какой план защиты города от мятежников предлагают сановники, и один из них самоуверенно заявил: «Не беспокойтесь, Ваше величество. Мы будем сражаться даже на улицах и никогда не предадим родины». Тем временем восставшие крестьяне, сминая заслоны императорских войск, неодолимо приближались к Запретному городу.

В эту ночь император не мог уснуть: его не покидала тревога за свою жизнь. Утром к нему явился евнух и принес страшную новость: мятежники проникли во Внутренний город. Императорские войска бежали, и придворные советовали императору последовать их примеру. Однако Сыцзун, воспитанный на примерах из жизни великих предшественников, придерживался другого мнения, считая бегство недостойным правителя.

В то утро впервые в истории династии министры и придворные не явились на звук колокола, означавший начало аудиенции у императора. Тогда он снял с себя все украшения и богатые императорские одеяния, надел простой желтый халат и в сопровождении преданного евнуха Ван Чэнъэня покинул дворец, направившись на гору Цзиншань, где с самого возвышенного места стал наблюдать за происходящим. Пекин произвел на императора страшное впечатление: повсюду пылали пожары, разрозненные императорские войска в беспорядке отступали и разбегались, повстанцы захватывали все новые и новые кварталы…

Возможно, именно тогда Сыцзун понял, что эпоха правления династии Мин ушел в прошлое. Вернувшись во дворец, император выпил несколько чашечек вина и повелел позвать свою семью и любимых наложниц. Положение казалось безвыходным: с минуты на минуту повстанцы могли ворваться во дворец и взять императора и его родных в плен. Сыцзун не питал иллюзий относительно того, как мятежники поступят с ним и его близкими, поэтому он решил не дожидаться смерти, а уйти из жизни добровольно. Своим троим сыновьям император повелел спасаться бегством. Затем, повернувшись к императрице, тихо произнес: «Все кончено». Его жена простилась с Сыцзуном и сыновьями и первая ушла из жизни, повесившись на собственном поясе. Сыцзун понимал, что времени осталось совсем мало. Ему требовалось все мужество, чтобы сделать то, что он собирался… Император послал за своей пятнадцатилетней дочерью. Обращаясь к ней, отец сказал: «Почему ты родилась в таком несчастном отчем доме?» Девочка дрожала от страха, прекрасно понимая, что ее ожидает. Прикрыв рукавом халата глаза, Сыцзун нанес дочери удар мечом, но, как оказалось, не смертельный. Девушка упала и медленно умирала от потери крови. Император был уже не в силах нанести второй удар. Судьба сыграла с ним злую шутку, заставив собственными руками убить тех, кого он любил. Наложница Юань также должна была лишить себя жизни. Она решила повеситься, но не смогла этого сделать: страх смерти сковал ее волю. Император вновь поднял меч… Теперь он остался один.

В ужасе от содеянного и того хаоса, который охватил Пекин, император направился к воротам Аньдин, через которые покинули Запретный город три его сына. Возможно, он еще надеялся спастись. Но ворота были завалены камнями и землей, и открыть их не представлялось возможным.

Сыцзун, последний император династии Мин, известный также как Чжу Юцзянь, понял, что настал его черед. Выйдя из дворца, он направился к подножию горы Цзиншань, сделал из пояса петлю и повесился на кривом стволе ясеня. То же самое сделал евнух Ван Чэнъэнь, оставшийся верным своему повелителю до последней минуты жизни. Это произошло утром 26 апреля (19 марта по лунному календарю) 1644 года.

Впоследствии возникло множество красивых легенд о кончине императора. В одной из них говорится, что к халату императора был пришит кусок шелка, на котором начертано его предсмертное покаяние: «Прошло 17 лет с тех пор, как я взошел на трон, а теперь мятежники вторглись в мою столицу. Так как мои добродетели незначительны и сам я был негодным человеком, я навлек на себя гнев Неба. К тому же я был обманут своими приближенными. И вот после своей земной жизни я, пристыженный, направляюсь к своим предкам в мир теней. Возьмите мою корону, обмотайте мое лицо моими волосами, разрубите тело на куски, если пожелаете этого, но не делайте зла народу. Пусть мои подданные вновь объединятся вокруг наследника».

В том же стиле якобы было написано и послание, адресованное вождю повстанцев Ли Цзычэну. В нем говорилось о том, что во всех бедствиях Китая виновны недобросовестные чиновники. Император будто бы обратился к вождю повстанцев со словами: «Народ не заслуживает наказания, потому что он ни в чем не виноват, и дурное обращение с ним было бы полнейшей несправедливостью. Я потерял государство, наследие моих предков. Со мной заканчивается императорский род, который продолжили столько предков-императоров до меня. Хочу закрыть глаза, чтобы не видеть разрушенной империи или страну под властью тирана. Я отказываюсь от жизни, потому что не желаю быть ею обязанным последнему и самому презренному из моих подданных. Не могу более показывать свое лицо перед теми, которые, будучи моими детьми и моими подданными, являются теперь моими недругами и изменниками».

Жизнь императора прервалась в 36-летнем возрасте. Его гибель вызвала широкий отклик в сердцах все еще хранивших ему верность людей. А поскольку в то время одним из проявлений преданности правителю считалось самоубийство главы семьи вместе со всеми родственниками, то, согласно китайским источникам, со смертью Сыцзуна покончило с собой около 80 тысяч человек.

Через несколько часов после самоубийства императора войска Ли Цзычэна заняли Пекин. Тело правителя Поднебесной было снято с дерева и положено в гроб для нищих, под его голову подсунули камень, а сверху императора накрыли простой циновкой - так восставшие выразили свою ненависть к тирану. Со смертью Сыцзуна закончилось правление китайской династии Мин.

Восставшие недолго радовались своей победе. В Китай вторглись войска маньчжуров. Ли Цзычэн вынужден был оставить столицу, в которой находился около 40 дней. В 1645 году он пал смертью храбрых в бою с врагами.

Правители маньчжурской династии, покорившие Китай, поклонялись духу последнего китайского императора. Кривой ясень, на котором он повесился, старательно оберегался как историческая реликвия. Ствол дерева заковали в железную цепь - так был «наказан» ясень за гибель последнего императора династии Мин.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел иудаизм, но об этом чуть

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

Выходные данные сборника:

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Фомин Игорь Николаевич

директор, Общество с ограниченной ответственностью «ОргЦентр

ЭнергоКБ», г. Москва

IMPACT OF INFORMATION ON THE ACCELERATION OF THE DEVELOPMENT

Igor Fomin

Director, Limit liability company "OrgCentr EnergoKB", Moscow

Аннотация

В статье рассматривается роль информации в обществе и ведется анализ влияния объема генерируемой, хранящейся, передаваемой и обрабатываемой информации на темпы развития общества. Особое внимание уделяется рассмотрению категорий «время», «информация», «общество» как составляющих единой информационной системы Вселенной. Рассматриваются вопросы нелинейности развития социальной информационной системы и взаимное влияние времени, информации и общества согласно теории С.Капицы об анализе общества как сложной устойчивой сетевой системы.

Abstract

The article examines the role of information in society and impact analysis is the amount of data stored, transmitted and processed information on the rate of development. Special attention is paid to the categories of "time", "information", "society" as a single component of the information system of the universe. The problems of non-linearity of social information system and the mutual influence of the time, information and society according to the theory of the analysis S. Kapitsy society as a complex network system stable.

Ключевые слова: информация; время; общество; информационная система.

Keywords: information; time; society; information system.

Мировое общество в конце XXвека столкнулось с новыми явлениями: появление компьютеров, формирование постиндустриальных информационных обществ. Информатизация общества затронула все направления человеческой деятельности. Человечество десятки тысяч лет прожило в первобытном состоянии, тысячи лет в состоянии доиндустриального общества, пару сотен лет в эпоху индустриального общества и сейчас шагнуло в стадию постиндустрии. Скорость, с которой меняется общество, техника и технологии, глубина влияния их на повседневную деятельность человека превзошла воображение фантастов.

Совсем недавно от теоретических исследований до технических инноваций проходили сотни лет, поскольку техника и технология существенно отставали от фундаментальной науки. Теперь же динамика развития бизнеса и интеграции требует использования новых научных идей сразу же после их появления. На фоне этого наблюдается бурный рост объёмов генерирующейся, передающейся и хранящейся информации.

Наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации носит название информатика . Эта наука исследует разные стороны ключевой сущности человечества - информации, исходя из практических задач и теории информации.

С древних времён человек использовал свой мозг как непревзойдённую машину для генерации хранения и обработки информации. Информация поступала в мозг через органы чувств, передавалась вербальными способами, переносилась на расстояния и записывалась на носители от наскальных рисунков и текстов до рукописных книг. На заре человечества информация передавалась из уст в уста, а информация о секретах мастерства ремесленника, врачевателя, земледельца тщательно оберегалась от конкурентов. Позже информация хранилась в монастырях, доступ к ней имел только определенный, очень узкий круг людей, а обрабатывалась она всё тем же приспособлением - мозгом человека. Развиваясь, человек начал создавать для хранения и переработки такой информации различные приспособления и устройства.

С развитием цивилизации увеличивался объём информации, которую генерировало, искало, классифицировало, хранило, передавало и обрабатывало человечество, увеличивалось и влияние различной информации на быт и культуру человека. Можно констатировать ускорение некоторых видов деятельности человека (обучение и распространение ремёсел, обрядов знаний о мире) с появлением типографий и издательств. А уже через несколько сотен лет на человека обрушился настолько большой поток информации, что возникла проблема ориентации в этом потоке, поиска наиболее ценной информации в данный момент времени, а также возникла проблема защиты интересов владельцев информации, т.е. проблема защиты информации. Именно в этот период стало явно прослеживаться истина «кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном постиндустриальном мире эту фразу правильнее произносить так: «Кто управляет информацией, тот управляет миром».

В настоящей работе автором была рассмотрена роль информации в обществе и сложных технических, природных и социальных системах, проанализировано влияние объёмов генерируемой, хранящейся, передаваемой и обрабатываемой информации на темпы развития общества.

При рассмотрении роли информации в обществе и анализе влияния потоков информации на темпы развития Вселенной и общества, как части Вселенной, невозможно обойтись без постулатов Эйнштейна. Для начала нужно дать определение времени - основного понятия как философии, так и физики.

Время

Время - это условная мера движения материи и потоков информации, а также одна из координат пространства.

Считается, что время имеет необратимое течение, протекающее в каком-либо направлении пространства, внутри которого происходят некие процессы, в результате которых генерируется информация.

Время может быть рассмотрено в разных формах: в виде координаты события на временной оси (абсолютное время); в виде интервала между двумя событиями (относительное время); в виде субъективного параметра при сравнении нескольких процессов (социальное время).

Историками и социологами признано, что время можно представить в виде спирально развивающегося потока, то есть оно циклично, в нём происходит неизменное повторение уже происходивших событий. Прошлое служит образцом для настоящего. Будущее является повторением настоящего . Если пытаться найти прошлое в будущем и настоящем, то это можно сделать лишь методом сравнения информации о прошлом, настоящем и будущем, а следовательно, информация - есть некий критерий времени.

И. Кант определил время как эмпирическое понятие, выводимое из опыта, как форму чувственного созерцания, как априорное формальное условие всех явлений вообще . Результатом опыта и созерцания является информация о явлении.

А. Эйнштейн определяет время как четвёртую меру измерения пространства. Специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна устанавливает связь между временем и пространством, что проявляется в сокращении длин и длительностей при движении тела, а также предсказывает эффект возрастания массы тела при увеличении его скорости. Эйнштейн отрицает мгновенную связь между любыми событиями, происходящими в разных точках пространства, т. к. максимальная скорость распространения потоков информации и воздействия равна скорости света в вакууме . В отличие от законов механики Ньютона, где время рассматривалось абсолютным, протекающим одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему, в СТО доказывается, что в разных системах отсчёта время протекает по-разному и ставит в зависимость материю, пространство и время.

Наличие в материи молекул, атомов, их ядер с положительными и отрицательными зарядами говорит о том, что с одной стороны, что эти элементы содержат информацию о материи, а с другой стороны, они являются формой существования энергии. Таким образом, в философском контексте время связывает понятия информации и энергии.

Вселенная - это информационная система, главным динамическим атрибутом которой, является время. Изменение форм энергии во Вселенной, как последовательность развёртывания материальных процессов - есть время. Так же изменение форм энергии во Вселенной генерирует потоки информации о материи, которые сами являются энергией. Вселенная расширяется с ускорением. Ускорение Вселенной объясняется наличием в ней тёмной энергии, питающей ускорение расширения Вселенной. Эта цепочка взаимосвязанностей приводит к двум предположениям:

· Энергия, питающая расширение вселенной, - есть поток информации, генерирующейся во Вселенной в результате изменения форм энергии;

· Течение времени постоянно ускоряется соизмеримо со скоростью расширения Вселенной и объёмом генерируемой во Вселенной информации.

Информация

Информация (от лат. Informatio - разъяснение, изложение, осведомление) - значимые сведения о чём-либо . Информация, как и время, может быть абсолютной (или объективной), относительной (или субъективной) и социальной.

Совсем недавно, человечество и не пыталось давать определение информации, измерять её объёмы и коррелировать её потоки со временим, сейчас же находят много различных определений.

Вероятно, на каждом этапе развития общества информация имела различные определения, в зависимости от целей и задач её использования, методов и инструментов её обработки, а также в зависимости от роли информации в обществе и сложных технических, природных и социальных системах.

Рассмотрим свойства абсолютной, относительной и социальной информации с точки зрения философии и современной науки и попытаемся определить, чем обусловлены те или иные свойства информации и информационных потоков.

С точки зрения философии, информация - основополагающие понятия формализованного отражения объективной реальности, как материя, пространство, время, системность, функция, определяющие системность мироздания. Существование информации как объективного свойства материи логически вытекает из известных фундаментальных свойств материи - структурности, непрерывного изменения (движения) и взаимодействия материальных объектов.

Информация - свойство материи и свойство времени, поскольку отражает их свойства, а её количество подлежит, как и время, измерению. Информация - это порядок следования объектов материального мира, который может быть статическим, а может образовывать поток.

С точки зрения информатики и математики информация - это последовательность данных, которые записаны в вектор. Свойством информации в этом контексте является её создание запись, хранение, чтение.

В физике и математике и кибернетике информация определена как свойство материальных объектов и связано с понятием «сигнал» и «сообщение», с понятиями характеризующими потоки информации .

Носителями сигналов и сообщений, т. е. носителем информации во Вселенной является свет. Свет представляет собой поток мельчайших заряженных энергетических квантов называемых фотонами. Согласно СТО, любая материя создана из света (т. е. из информации), представляя собой его более низкий уровень преобразовываемой энергии. В результате процессов преобразования энергии, генерируются потоки информации, являющиеся энергией, влияющей на темпы развития Вселенной. Логично предположить, что потоки информации, которые генерировало общество на разных этапах своего развития, тоже оказывали влияние на темпы развития общества.

На разных этапах социального развития, социуму приходилось обрабатывать всё больше информации. Причины социального развития связаны с осознанием роли знания, информации в общественной динамике. Генерация, поиск, передача, обработка, хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимало всё большее место в деятельности людей. На любом этапе развития общества информация становилась всё более ценным продуктом и товаром. В разные периоды времени можно было дать разные определения информации.

Дадим несколько определений информации в современном обществе.

· Информация - это совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему, с целью её оптимизации;

· Информация - это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой всё более растёт в современном мире .

Информация для общества и для индивидуума - это в первую очередь обладание ответами на вопросы, позволяющими решать поставленные задачи или достигать цели. Такая информация для общества и для индивидуума - это знание.

Общество

В философском плане, человечество или общество - является своего рода Вселенной, стоящее в одном ряду с такими понятиями как время, пространство, информация, и во взаимном влиянии этих космологических понятий. Как и у терминов «время» и «информация», у термина «общество» есть огромное количество определений.

Общество - это развивающаяся во времени и в пространстве информационная система, характеризующаяся совокупностью всех видов взаимодействия и, главным образом, информационным взаимодействием. Информационное взаимодействие в обществе формирует социальную систему.

В настоящей работе ставится предположение, что любое общество в своём развитии во всё большей степени является информационным.

Надо полагать, что изобретение колеса в глубокой древности совершило промышленный переворот, постройка египетских пирамид стала возможным благодаря концентрации производственных сил, а создание изобретение пороха и огнестрельного оружия стало возможным благодаря превращению науки в непосредственную производительную силу. Конечно, экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), но и создание в средние века в разных странах почтовой государственной службы, телеграфа и радио тоже являлось новой технологией коммуникации.

На разных этапах развития обществ существовали разная правовая, экономическая и технологическая основа. Технологическая основа информационного общества - это телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса на своём этапе.

Конечно, согласно Л. Рейману на современном витке развития информационному обществу стали присущи новые свойства , которые на ранних этапах были ничтожными:

· приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами;

· доминирование информационного сектора в общем объёме ВВП;

· формирование в качестве главной ценности - экономии времени за счёт использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий;

· информация, знания и квалификация становятся главными факторами власти.

Эти и другие характеристики, выделенные А. Ракитовым, к которым относятся доступность информации, производство информации в объёмах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества ускоренная автоматизация и преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг , существенно отличают современное информационное общество от ранее существовавших.

Огромные потоки информации, объединённые в сети, начинают формировать некую нейронную сеть или неразумную биосферу, которая подобно мозгу влияет на общество и, пронизывая его своими информационными потоками, ускоряет жизнь общества.

На каждом этапе развития общества человечество генерировало информацию, увеличивая её объём, и эта информация ускоряла развитие общества. В постиндустриальном информационном обществе объёмы генерируемой информации стали невообразимо большими и, слившись в глобальные потоки, превратились в энергию, ускоряющую развитие общества.

Общество как социальная информационная система

Информация во всех её проявлениях либо статично хранится, либо динамично генерируется, передаётся и обрабатывается. Генерация, передача, обработка хранение информации происходит в минералах и белках, в нейронах мозга, в гравитационной, энергетической и временной составляющих Вселенной, на бумаге, магнитных носителях или любых других объектах, где происходят информационные процессы. Информация - это способ организации объектов в системе.

Объекты -это сущности, которые могут быть материальными (атомы, молекулы, клетки) или нематериальными (время, скорость, различные виды числа), образующие систему.

Согласно В. Тюхтину система есть множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим вполне определенными свойствами . Общество и его история есть тоже некая социальная система, генерирующая, хранящая, передающая и обрабатывающая информацию. Общество и его история, как любая сложная система, характеризуется наличием компонентов, их связями и отношениями, фазами, этапами и уровнями развития.

Социальная система - это особый, высший из известных нам тип материальной системы. И одна из особенностей общества, тесно связанная со всеми другими его характерными чертами и отличающая его от других типов систем - это способность к информационно-отражательным процессам особого рода .

Можно выделить следующие процедуры и основные операции, которые общество производит с различными видами информации:

· Генерация информации;

· Извлечение информации из Вселенной и окружающей природы;

· Накопление информации;

· Обработка и агрегирование информации;

· Передача информации в пространстве и времени.

Общество структурирует генерируемую и обрабатываемую информацию, обеспечивая устойчивость системы. На ранних этапах для этого использовались традиции, верования, моральные устои, потом национальное самосознание, культура, государственность, сейчас это стандарты, протоколы информационного обмена, базы данных, файловые системы, в будущем это могут быть новые невообразимые формы. При анализе общества как сложной устойчивой системы С. Капица обнаружил, что описание такой системы не следует начинать с рассмотрения более простых элементов, из которых она состоит (как, например, описание истории человечества начинают обычно с описания отдельных стран). В сложной системе, по определению, необходимо учитывать взаимодействие всех составляющих ее частей. Более того, отдельный человек как элементарная частица общества, занимающаяся переработкой и структурированием информации, представляет собой далеко не элементарный объект системы. Его поведение зависит как от его внутреннего состояния, так и от взаимодействия с внешней средой, обществом.

Нелинейность развития социальной информационной системы

С целью выявления фактора нарастания генерируемых и структурируемых объёмов информации, а также объёмов, пока не поддающихся обработки и хранению, в качестве альтернативного, предлагается путь обобщений, когда в сложной системе выделяют самое главное, что ее характеризует. Поскольку нас интересует динамика объёмов информации и влияние их на ускорение исторического времени, то динамической характеристикой такой системы может стать численность населения Земли.

Если общество представить как сложную сетевую систему, то С. Капица заметил, что понятие сложности приобретает здесь более узкий и точный смысл. Сложность, вернее, сетевая сложность системы выражается через квадрат числа элементов (или узлов в сети) в системе . Именно этим выражением сложности определяется темп развития демографической системы человечества, который привел к нелинейному уравнению для функции роста. Вероятно, что аргументами этой функции должна стать нелинейная переменная объёма информационного потока во Вселенной и количество информации генерируемой и обрабатываемой обществом.

Интересно, что основные законы диалектики тоже подтверждают утверждения о том, что природа общества - есть закономерности генерации обработки и хранения информации. И. Акчурин и А. Урсул ещё в 60-е годы прошлого века, заметили, что действие основных законов диалектики можно наблюдать анализируя информационные процессы общества как системы .

Поскольку существуют информация как энергия, извлекаемая обществом из природы, и информация как продукт, перерабатываемый обществом и переносимый обратно в природу, то, вероятно, должен проявить себя закон единства и борьбы противоположностей. При обмене информацией между системой и внешней средой, часто имеет место взаимное влияние общества как информационной системы на среду как внешнюю информационную систему и наоборот.

Поскольку одним из представлений о времени является представление его в виде спирали, то логично признать, что общество развивается по спирали. При прохождении каждого витка общественного развития в обществе как в системе происходит накопление заключенной в ней информации. На предыдущем витке развития информация, сгенерированная или извлечённая из природы, накапливается в виде свободной информации, что не влечёт пока изменений её качественной определенности. На следующем витке свободная информация переходит в связанную, это приводит к закреплению полученных знаний в структуре системы. Последующее изменение структуры есть, очевидно, качественное изменение. В этом проявляется закон перехода количества в качество.

Спиральное развитие общества предполагает, что на следующем ветке развития повторяются некоторые черты, свойственные предыдущим виткам. При этом имеет место поочередное отрицание отдельных частей системы. Повторяя одну из предшествующих своих черт, система производит воспроизведение прошлой структурной информации. Так проявляет себя в информационных системах закон отрицание отрицания.

Возможно, на ранних этапах развития общества человечество воспринимало информацию согласно своему линейному развитию, увеличивая объёмы обрабатываемой информации линейно, но с каждым витком спирали проявлялся всё более заметный нелинейный характер развития общества и проявления нелинейности времени.

С помощью диалектической философии С. Капица разработал модель, в которой в логарифмическом масштабе представлено время. Такое представление времени традиционно принято в антропологии . Развитие общества легко смоделировать в такой шкале от каменного века, который начинается с нижнего палеолита, длительностью в миллион лет, и до неолита, длительностью всего в 7 тыс. лет.

Модель Капицы показывает, что общество как система находится в нелинейной временной структуре. Если поделить всё развитие человечества от его возникновения T 0 до момента глобального демографического перехода T 1 на 12 периодов, равномерно разделяющих все время роста, и если его представить не в линейном, а в логарифмическом масштабе, то окажется, что в этой последовательности каждый следующий цикл короче предшествующего в е=2,72 раз. То есть на первом этапе можно предположить, что в этой пропорции сокращается продолжительность исторических периодов и в такой же мере в течение каждого из них растет население Земли. Количество людей, равное 9 млрд., которые жили в течение каждого периода, оказывается постоянным, начиная от нижнего палеолита до наших дней.

Логично предположить, что определённое количество людей на каждом этапе генерировали определённое количество информации, хранили и обрабатывали не только её, но и информацию с предыдущих периодов, но только в большем объёме и в меньшем промежутке времени.

Если история общества ускоряется, ускоряется относительное время, то должна ускорятся и жизнь каждого человека, должно ускорятся социальное время. По крайней мере, восприятие времени отдельным человеком должно быть неравномерным. Свойства восприятия времени человеком связаны с особенностями информационных процессов в индивидуальном и общественном сознании, то есть с объёмом обрабатываемой информации в качественных, количественных и обменных критериях.

Развитие общества в целом можно описать как эволюцию саморазвивающейся, взаимосвязанной и взаимозависимой системы с управляющем воздействием на неё информации извне и информации, которую оно само производит.

При этом происходит также и усреднение времени, при котором скорость роста зависит не от мгновенного значения населения мира, а от его среднего значения в течение времени усреднения, которое становится все больше по мере ухода в прошлое . При этом самой подходящей мерой развития общества должен стать объём информации, которое оно генерирует, извлекает из природы, накапливает, обрабатывает, передаёт.

Согласно В. Кремянскому эволюционирующая система - это система, способная воспроизводить себя и существовать в исторические отрезки времени на базисе систем низших интегративных уровней. Для общества этот базис - неразумная биосфера. Для поддержания на Земле цивилизации на доиндустриальном уровне требуется племя в несколько сотен человек, поддержание цивилизации на индустриальном уровне требуются сотни тысяч людей. Постиндустриальная цивилизация в полном объеме может поддерживаться только государством с сотнями миллионов жителей, в ближайшие десятилетия эта величина приблизится к миллиарду. Таким образом, увеличение объёмов информации требует увеличения населения планеты.

Спиралеобразный и нелинейный темп развития общества можно сравнить с фазовыми переходами в термодинамике. Как и в фазовом переходе, переход общества на следующий этап происходит при изменении внешних условий. В физике разные термодинамические фазы описываются различными уравнениями состояния. Теми же «термодинамическими» свойствами обладает общество при изменении объёмов обрабатываемой информации, это означает, что всегда можно найти величину, которая скачкообразно меняется при фазовом переходе. Очевидно, этими величинами является не только численность населения, но и величина обрабатываемой информации.

Потоки информации генерируемые миллиардами людей, собранные в сети, как нейроны генерируют управляющие воздействия на общество и на отдельные его элементы, следовательно, это реальная энергия, управляющая обществом и ускоряющая историческое время.

Кроме этого, общество является частью Вселенной, которая является также сложной системой, которая при ускорении расширяется и, усложняясь, генерирует всё больше информации.

Взаимное влияние времени, информации и общества

М. Сухарев заметил, что в развитии общества видна еще одна закономерность: ускорение роста сложности во времени. Если экстраполировать эту тенденцию в будущее, то получится, что скорость развития общества должна увеличиться настолько, что общественно-экономические формации начнут сменяться каждые пятьдесят, десять и меньше лет, а человечество в течение XXIвека объединится в сверхгосударство. Казалось бы, этот прогресс должен неизбежно замедлиться, так как качественно новые состояния общества не могут появляться каждый день, час, минуту. Тенденция к увеличению объёмов информации, к ускорению усложнения общества сохранится, по крайней мере, в обозримое время. Информационные системы и глобальные сети, по мнению М. Сухарева, являются определенным этапом в эволюции Вселенной и продолжают отмеченную тенденцию к самоусложнению материи .

С. Капица попытался рассмотреть рост скорости развития общества на стыке современной физики и ряда исторических наук. Он назвал этот рост «ускорением исторического времени» и при его исследовании применил междисциплинарные границы между областями знания, разделенными как традицией образования, понятийным аппаратом, так и методами исследований. . Для этого были использованы исследования И. Ковальченко и его последователей с применением математических методов в истории . Исследования количественных закономерностей роста человечества Капица основал на применении современных представлений о динамике сложных систем по отношению к описанию процесса исторического развития .

История человечества - это развитие взаимосвязанной системы, в которой постоянно увеличивается поток информации и для которой, помимо внешнего, физического времени, можно ввести представление о внутреннем, системном времени.

Ускорение исторического времени является результатом информатизации общества и усложнения информационных систем, созданных как самой природой, так и человеком.

Причину ускорения исторического времени нужно искать в ускоряющихся потоках информации, которые пронизывают Вселенную, а также в ускоряющихся потоках информации, которые человечество генерирует самостоятельно.

Что касается информации, которую человечество генерирует самостоятельно, то, как отметил С. Капица, «наша эпоха отмечена пределом сжатия исторического времени». Именно это приводит к вышеописанным постиндустриальным последствиям, именно поэтому нашу эпоху следует считать временем информационной и демографической революции, подобной которой не было в истории человечества.

Укрупнённое деление истории на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную можно также сравнить с различными агрегатными состояниями вещества. Известно, что далеко не каждый фазовый переход вещества сопровождается сменой агрегатного состояния, но любая смена агрегатного состояния есть фазовый переход.

Теория глобального роста населения, рассматривающая перемены как фазовый переход, указывает на смысл происходящих в мире изменений, а фазовые переходы группирует в «агрегатные состояния» общества. При этих переходах происходит сжатие исторического времени . При сжатии времени увеличиваются объёмы информации в каждом фазовом переходе, ускорение роста и разрывы пространственных и временных связей. Этим можно объяснить динамическую причину распада империй, нарушение порядка в организации общества, рост множества негативных явлений, внезапно обрушившихся на человечество.

В демографической системе история развития человечества - это течение времени, которое необратимо, дискретно и неравномерно. Это проявляется, когда развитие человечества представлено на логарифмической шкале времен, а самые крупные эпохи, выделенные в антропологии и истории, отождествляются с демографическими циклами, периодами, равномерно разделяющими в логарифмическом представлении рост человечества за все время его развития. В процессе нашей жизни мы живём в абсолютном линейном, равномерном, ньютоновом времени. Оно объективно измеряется часами или годами. Однако, как литература, так и наш собственный опыт показывают, что в течение жизни, особенно в детстве и старости, усиливается влияние на человека относительного и социального времени. Недаром говорят, что "счастливые часов не наблюдают", а в неволе время тянется невыносимо долго .

Историческое относительное время следует воспринимать в логарифмической шкале, и оно задается масштабом демографических циклов. Эти циклы С. Капица назвал демографическими, так как они возникают из модели роста населения Земли. Несмотря на то, что конкретных демографических данных усмотреть в этих циклах практически невозможно, эти оценки вполне соответствуют расчетам, поскольку они относятся к периодам, выделенным археологами в каменном веке на основе анализа развития технологий каменных орудий, и никак не связаны с ростом населения.

Модель С. Капицы основана именно на связи роста населения и развития, причем развитие выражено как функция населения. Так развитие увязывается с населением, и потому демографические циклы модели становятся периодами, отражающими технологическое и социальное развитие. Вполне логично сделать предположение, что для любого ускорения, в том числе для ускорения времени, нужна некая энергия и эта энергия - есть различные потоки информации.

Используя современные космологические модели, можно предположить, что вся наша Вселенная на момент своего образования могла быть описана ничтожным количеством информации, возможно, десятком или сотней байт. При образовании атомов, молекул, тел, жизни, обществ во Вселенной наблюдается её расширение, усложнение и наполнение информацией. Нелинейное ускорение расширения Вселенной должно вести к нелинейному сжатию времени, в противном случае Вселенная лопнула бы как мыльный пузырь. Расширение Вселенной, вероятно, происходит за счёт тёмной энергии, которая, по сути, есть потоки информации, генерируемые Вселенной и питающая её расширение и ускорение времени.

Рассмотрев время как меру движения не только материи, но и потоков информации, рассмотрев информацию, как свойство времени, можно смоделировать систему, описывающую взаимное влияние времени, информации и общества (Табл. 1).

Таблица 1.

Взаимное влияние времени, информации и общества.

Время

Общество

Информация

Динамика

Ускоряющееся время влияет на развитие общества

Ускоряющееся время влияет на объёмы информации

Развитие общества

Развивающееся общество ускоряет течение исторического времени

Развивающееся общество увеличивает объёмы информации

Накопление

информации

Увеличивающиеся объёмы информации ускоряют течение времени

Увеличивающиеся объёмы информации ускоряют развитие общества

Приведённая структура объединяет понятия времени, общества и информации в замкнутую систему. Ускоряющаяся динамика времени ускоряет развитие общества и увеличивает объёмы информации, как во Вселенной, так и в обществе. Технологическое, коммуникационное, информационное и культурное развитие общества ускоряет темп исторического времени и приводит к увеличению генерируемой, передаваемой, обрабатываемой и хранимой информации, также как и развитие Вселенной увеличивает объёмы информации в ней. Увеличение объёмов информации и информационных потоков в космологическом плане ускоряет течение времени, а в общественном плане приводит к ускорению исторического времени, замыкая единую систему.

Рассмотрев роль информации в обществе и сложных технических, природных и социальных системах, проанализировав влияние объёмов генерируемой, хранящейся, передаваемой и обрабатываемой информации на темпы развития общества, можно констатировать, что объёмы информации влияют на ускорение времени как в человеческом обществе, так и во Вселенной. Поток информации, генерирующийся во Вселенной, отражается в структуре тёмной энергии, следовательно, может считаться энергией ускорения расширения Вселенной, а поток информации, генерирующийся обществом, отражается в структуре исторического времени и может считаться энергией ускорения развития общества и энергией, сжимающей историческое время.

Список литературы:

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.-167 с.

2.Акчурин И.А. Развитие кибернетики и диалектика // Вопросы философии.-1965.- № 7.-С. 28-37.

3.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.,1999. - 243 с.

4.Белл Д. Социальные рамки информационного общества

5.Глушков В.М., Амосов Н.М. и др. Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975.- 369 с.

6.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 246 с.

7.Еляков А.Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 15-26.

8.Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): учебное пособие.- СПб.: СПб. госуниверситет, 2002.-295 с.

9.Иванов Д. Общество как виртуальная реальность. Сборник: Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - с. 67-153.

10.Кант И. Критика чистого разума. гл. II «О времени» 1994. - 348 с.

11.Капица С.П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества // Новая и новейшая история. - 2004. - № 4. - С. 59-72.

12.Капица С.П. Об ускорении исторического времени. М., 2004. - 157 с.

13.Капица С.П. Общая теория роста населения Земли. М., 1999. - 182 с.

14.Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен. М., 2002. - 215 с.

15.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003. - 148 с.

16.Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. и др. Основы марксистско-ленинской философии. М.: Политиздат, 1973. - 362 с.

17.Корюкин В.И. Вероятность и информация // Вопросы философии.-1965. - № 8. - С. 36-47.

18.Кузнецов Д.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. - 2004. - № 3. - с. 52-71.

19.Московичи С. Век толпы. М., 1998. - 216 с.

20.Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1984. - 238 с.

21.Пушкин Б.Г., Урсул А.Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Кишинев: Штиинца, 1989. - 327 с.

22.Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 36-51.

23.Сухарев М. Взрыв сложности // КомпьюТерра. - 1998. - № 43. С. 13-43.

24.Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972.-263 с.

25.Филосовский энциклопедический словарь. М., 1998.-463 с.

26.Хрисанфова Е.Н. Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991.-356 с.

27.The Encyclopedia of Human Evolution. Ed. By S. Jones. Cambridge University Press, 1994.-215 р.

Вопрос 1. Всегда ли мир был един? Что делает современный мир единым целым?

Нет, Древний мир не был единым. В глубокой древности, когда на Земле обитали немногочисленные группы охотников и собирателей, встречавшиеся друг с другом один раз в несколько лет, нельзя было говорить о единстве мира людей. Да и в Средневековье мир был раздроблен на множество воюющих между собой княжеств, которые то распадались, то объединялись в более крупные государства. Торговые связи были достаточно редкими, автомобильных дорог, железнодорожных путей, Интернета, объединяющих сегодня разные страны, тогда не существовало. Люди путешествовали очень мало, живя всю жизнь в своём городе или деревушке.

Благодаря наличию огромного количества быстродвижущихся транспортных средств теперь можно попасть в любую точку мира за считанные часы. Технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.

Вопрос 2. Объясните, для чего был создан Совет Европы? Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?

Совет Европы - международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

В то время необходимо восстанавливать экономику и уровень жизни людей различных европейских стран, разрушенных войной.

Вопрос 3. Что такое мировое сообщество, глобализация? Приведите примеры глобализации.

Мировое сообщество - совокупность современных обществ, существующих в мире.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик.

Примером глобализации может быть создание международных компаний, торговых сетей и ресторанов, банков.

Вопрос 4. В чём смысл ускорения развития общества?

Суть его состоит в том, что на каждую последующую историческую ступень развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.

Вопрос 5. Как изменялась численность населения нашей планеты во времени? При ответе используйте данные таблицы на с. 114.

Российский учёный Сергей Петрович Капица установил, что существует связь между ускорением развития общества и ростом численности населения. Чем ближе к нашему времени, тем население растёт быстрее.

В эпоху раннего каменного века на нашей планете проживало всего 100 тыс. человек. Спустя 1,5 млн лет скорость роста населения была уже в 10 тыс. раз больше, чем в начале каменного века и численность населения уже составила 10 млн.

За XX век количество людей выросло почти в четыре раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчётам специалистов, к 2050 году на Земле будут проживать около 9 млрд. человек.

Вопрос 6. Подумайте, почему численность населения Земли сегодня растёт большими темпами. Почему такого роста не было в Древнем мире и в Средние века?

Рост численности населения обеспечивается в основном странами Юго- Восточной и Южной Азии, население в этих странах растет большими темпами, потому что там весьма низок уровень образования и просвещенности в отличие от стран Европы, Северной Америки и Австралии, но при этом улучшается качество медицинского обслуживания, что позволяет снизить уровень смертности среди новорожденных. В древнем мире медицина была на гораздо более низком уровне.

Вопрос 7. Объясните, как влияет численность населения Земли на единство мира.

Чем больше населения на планете, тем больше контактируют между собой люди, обмениваются информацией. А значит, чем выше численность населения, тем более единым надо считать наш мир.

Практикум

1. Завершите предложения.

Современный мир можно считать единым, потому что... технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. В историческом прошлом технические новшества держали в глубокой тайне. Например, в Китае многие столетия хранили секрет изготовления фарфора. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.

2. Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира? Напишите 5-6 предложений.

Читаю новости из разных уголков мира, общаюсь с родственниками из другой страны с помощью интернета, заказываю вещи в интернет-магазине.

3*. Подготовьте доклад о деятельности любой международной организации. Используйте материалы газет, журналов, Интернета.

Организацию Объединённых Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.

Оказывает гуманитарную помощь в странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта.

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации.

ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим насущным международным вопросам.

Часто ли вы слышите фразу: «Время стало лететь быстрее. Вот раньше я успевал все сделать, а сейчас раз, два - и день закончился». Удивительно, но ученые нашли доказательство тому, что цикл человеческого развития действительно ускорился. А объяснение всему этому - закон ускорения истории. И если рассматривать не человечество в целом, а каждого индивидуума в отдельности, то эти правила будут применимы и для короткой людской жизни.

Определение

Многие школьники заваливаются на экзамене, услышав вопрос: «Что такое закон ускорения истории?». По обществознанию эту тему проходят в восьмом классе, политологией занимаются уже в институтах. Поможем ученикам и разберемся, как дать правильный ответ.

Социальное общество, подобно фабрике, постоянно наращивает темпы производства. Со времен первобытных людей мы куда-то стремимся, что-то открываем и находим. Изучая историю нашего мира, ученые пришли к очень забавному выводу. Оказывается, что каждая новая стадия развития человечества проходит намного быстрее, чем предыдущая. Это и есть закон ускорения истории.

Вспомните, что по временным рамкам капитализм был короче феодализма, который просуществовал почти 3 века, он в свою очередь был короче рабовладения. Подтверждение этому дают и археологи, изучавшие структуру земляных слоев. Они указывают на то, что самым продолжительным этапом человечества был первобытный строй, покоривший людей на два миллиона лет.

Выведем конкретное понятие о том, что такое закон ускорения звучит так: каждая последующая стадия человечества намного короче предыдущей.

Пример №1

Рассмотрим конкретные случаи нашей жизни. Повсеместно мы можем встретить закон ускорения истории. Примеры спрятаны в современном мире. Негласно его называют эпохой информации. Вот проследите тенденцию: сколько информации было доступно человеку 20 лет назад? Этот период большинство из нас очень хорошо помнят. По телевизору шел один канал, газеты приносили два раза в неделю, а в очередях в магазин обсуждались самые горячие сплетни города.

Что изменилось сегодня? За каких-то 20 лет, что в переводе на человеческую историю маленькая песчинка, поток информации удвоился в 120 раз. Не просто в два раза больше, а в 120 раз больше! И это еще не все. Такая тенденция продлится и дальше, и каждых 20 месяцев количество обрушиваемой на нас информации будет пропорционально увеличиваться вдвое.

Таким образом, можно предположить, что будет через 100 лет с нами. Количество всевозможных данных, поступаемых в мозг человека, увеличится в 1200 раз! Он или взорвется, или превратится в киборга.

Пример №2

С каждой эпохой появляются новые изобретения, орудие труда и оружие. Так, существующее в первобытном строе орудие под названием чоппер (сделанное из специально обработанной гальки) прослужило миллионы лет. А мы на протяжении жизни можем усовершенствовать лопату в несколько раз.

Новый мир составляет лишь одну тысячную часть (0,001) всемирной истории. Это крошечный этап, за время которого произошло невероятное количество социальных, культурных, экономических и политических изменений.

Доказательства

Доказательствами реального существования этого понятия является то, как проявляется закон ускорения истории. Наши бабушки и дедушки, родившиеся в начале 20 века, пережили огромное количество событий. Первая мировая война, распад огромных империй, перестрой общества, Вторая мировая война, индустриальный рывок, технологический прорыв, снова распад общества. Сейчас мир находится на грани, может развязаться новая масштабная война. За прошедшие сто лет на планете прошло три этапа развития цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. А это 4 поколения.

А что было раньше? Кроманьонцы существовали 1600 поколений, после них еще 1200 жили, не выходя из пещер. Эпоху письменности пережило 240 поколений, а книги печатали уже 22.

Укорачивается и время, проведенное между первым изобретение предмета и его реальным использованием в жизни. Так, бумагу придумали в Китае, но писать на ней стали лишь 1000 лет спустя. Первый был запущен в 1868 году. Но он был слишком мал, и 80 лет люди не могли придумать, что же с ним сделать, прежде чем он стал основой для движения машин. Телефон разрабатывался 50 лет, самолет - 20, транзистор - 3, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта. Разве это не закон ускорения истории?

Опровержение №1

С в прошлом все понятно. Доказательств более чем достаточно о том, как проявляется закон ускорения истории. Но что ждет человечество в дальнейшем? Что такое должно произойти, чтобы мы перешли на более совершенный уровень? Или все-таки апокалипсис - это правда? На эти и другие вопросы ответить сложно, и в связи с этим возникает множество спорных моментов.

Мы говорим о развитии человечества, оперируя теми данными, которые имеет наука на сегодняшний день. Но все это касается лишь небольшой части мира - Западные страны, в том числе Северная Америка, и частично и некоторые страны Азии. Большинство государств на карте мире находятся на уровне первобытных понятий о достижениях научного прогресса. Им впихивают технологии, но не показывают, как ими управлять. Им дают деньги на разработку вакцин от смертельных болезней, а 80 % населения мира не умеет даже читать.

Многие ученые твердят, что закон ускорения истории - это всего лишь занавес, с помощью которого проще изъясняться и объяснять неведомое. Темп изменения - это величина постоянная, если сравнивать ее не с краткими десятилетиями, а с веками медленной эволюции.

Опровержение №2

Закон ускорения истории - это отличная тема для философов. Размышляя над прошлым, можно спрогнозировать или предположить, к чему придет человечество в будущем. Академик Сергей Капица в одной из последних своих статей поднимает вопрос о том, почему нам кажется, что время начинает двигаться быстрей.

По его мнению, все зависит от Так, в период палеолита на Земле жило около 100 тысяч человек. Эпоха длилась миллион лет. Сколько из этих тысяч людей были гениями? 2, 3 или 10, что могли придумать что-то совершенно новое? А сколько людей живет сейчас? Семь миллиардов! Сто тысяч - это лишь население небольшого городка. Какой процент одаренных людей приходится на наш век? Поэтому нам кажется, что процесс развития идет быстрее.

В ожидании нового

История нам упрямо твердит, что вот-вот должно что-то измениться. Раз сократилось время перехода на новый уровень, значит, логически нужно предположить, что он наступит совсем скоро. Интересно знать, что будет через 100 лет? Изменится ли планета?

Когда-то в 70-х годах прошлого века один ученый вывел формулу демографического прибавления населения на Земле. Согласно этим данным, нас должно было быть к 2010 году 10 миллиардов. Но эпидемии и пандемии забирают сотни жизней, чтобы хоть как-то уровнять шаткое равновесие природы. Возможно, мы уже на пути к чему-то новому, к новой жизни и новым проблемам. Как известно, прирост населения уже не такой резкий, как 10 лет назад, он стабилизировался, а значит, определенный этап перехода уже состоялся.