Почему погиб акакий акакиевич. Акакий Башмачкин. Сочинение. Жизнь после смерти

За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Ответа на этот вопрос я не встречала в литературе. Но попробую поразмышлять.

Гоголь рассматривает в «Шинели» процесс порабощения Акакия Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, что ведёт к падению.

Создавая образ героя повести, Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете элементы житийного жанра. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый». Итак, имя героя напоминает святого Акакия, житие которого является одной из основных частей главы «О послушании».

Акакий Акакиевич «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле. Даже в фамилии героя (Башмачкин) проявляется эта малость. Фамилия происходит не от башмака даже, а от «башмачка», совсем маленького башмака. На первый взгляд, «Шинель» вполне вписывается в традиционную схему повестей о «маленьком человеке», унижаемом и бедном чиновнике. Но такая трактовка повести не открывает ее действительной глубины.

Акакий Акакиевич переписчик до мозга костей, и его согбенная над листом бумаги фигура является формой его пребывания в жизни. Даже по вечерам, вернувшись из департамента, он продолжает переписывать бумаги, принесенные на дом.

Однако если для переписчика священных книг любовь к букве вытекает из любви к смыслу, то для переписчика казенных бумаг, каков Акакий Акакиевич, любовь к букве не поддерживается никаким величием смысла.

Но именно такая бессмысленная любовь к переписыванию обнаруживает главную черту Акакия Акакиевича кротость, смирение то, что роднит его со св. Акакием и говорит о полном отречении героя от собственной воли. А отречение от собственной воли обязательно для творящих послушание.

Акакия Акакиевича отличает не только любовь к переписыванию, но и пренебрежение к вещественным благам мира сего. В нем присутствует самоограничение, граничащее с аскетизмом, и совершенное равнодушие к физической и материальной сторонам существования. Так, Башмачкин «вовсе не замечал» вкуса пищи, «ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору».

Постоянно наращивается в повести мотив искушения и соблазнов. Большинство соблазнов Акакий Акакиевич выносит стоически. При этом никакого неудовольствия, жалоб или претензий, никакого вопроса о своем положении, а одно лишь невозмутимое терпение. «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Смирение дается Акакию Акакиевичу легко, без надрыва и видимого усилия над собой, словно другого и не дано. Кажется, что он ничего не хотел бы изменить в своем состоянии.

Но такое ощущение оказывается ложным: в душе у Акакия Акакиевича далеко не все спокойно.

Искушением, оказавшимся для него роковым и непреодолимым, становится приобретение новой шинели. Акакий Акакиевич изменяет своему призванию и служению. «Условная» материя букв, которой он был предан, заменяется физически плотной материей новой шинелью, в которую герой облекает себя, как бы утверждаясь в вещественном мире. Башмачкин оказывается настолько поглощенным новой мирской привязанностью, что, потеряв шинель, лишается внутренней кротости и спокойствия, а затем и самой жизни. Метания же неупокоенной души Акакия Акакиевича после смерти, похождения «живого» мертвеца наводят на мысль о её (души) гибели.

Оживление мертвеца достаточно традиционный в литературе мотив. Нередко он встречается у самого Гоголя (в «Майской ночи, или Утопленнице», в «Вие», «Портрете») и, как правило, предполагает сделку с нечистой силой. В эпилоге становится ясно, что повесть, начатая в духе жития (благочестивые мать и кума «женщина редких добродетелей», выбор имени из святцев, композиционная последовательность, характерная для этого жанра), постепенно переходит в свою противоположность, в повествование о страшном падении. Герой, наделенный чертами подвижника, но применяющий их без смысла и цели, превращается в противоположность подвижника в мстителя и преследователя, который не приносит себя в жертву, а ищет жертву в других. Не просто человеческое подавляется в Акакии Акакиевиче, а искажается та благодать, которая была на нем.

Повесть Гоголя как бы делится на две значимые и противопоставленные части: период до приобретения шинели («период капота») и после («период новой шинели»). Эти периоды противопоставляются по целому ряду значимых признаков.

В результате развития сюжета образ шинели становится своеобразным центром, стягивающим к себе все сюжетные линии. Шинель претендует на роль героини повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи, далекие друг от друга (Акакий Акакиевич, Петрович, значительное лицо, грабители и др.) оказываются взаимосвязанными именно посредством их отношения к шинели. Центральное положение этого образа подчеркивается и заглавием повести. Известно, что первоначальное название «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» было автором отвергнуто. Гоголю было важно выделить общую мысль, заключающуюся не в факте кражи, а в самом предмете шинели.

В этой повести, как и в некоторых других повестях, например, в «Носе» или «Портрете», конфликтная ситуация выделяет с одной стороны, человека (чиновника), а с другой нос, шинель, картину, то есть предмет, укрупнившийся за счет насыщения его семантическим смыслом.

Но, несмотря на очевидные сходства, нос и шинель образы разного порядка. В отличие от «Носа», в «Шинели» конфликт человека и вещи усложняется, приобретает ступенчатый характер, рядом с социальным обличением в нем намечается намного более сложный конфликт конфликт внутреннего и внешнего, живого и мертвого.

Шинель становится для Акакия Акакиевича больше чем просто дорогой вещью, на которую ему, во всем себе отказывая, пришлось собирать деньги около семи месяцев. Шинель это не только средство защиты от холода, знак социальной значимости и даже не мечта о продвижении по службе. Шинель для Акакия Акакиевича становится «подругой жизни», срастается с ним в одно целое: «существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто… какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Я думаю, за это и наказан герой. Когда смысл жизни только в материальном, – его легко потерять.

Начнем не со смерти, а с рождения, которое выпало на 23 марта. Год значения не имел, потому что не он, а именно число определяет выбор имени при крещении.

С этого все и началось. Сколько ни разворачивали календарь — поблизости ни одного нормального имени не оказалось. Судьба обделила Башмачкина со дня появления на свет, не подарив ничего, лично ему принадлежащего. Имя — отца. Фамилия — отца. Никому не дано было знать, что Акакий Акакиевич окажется последней, тупиковой, ветвью своего фамильного древа. Но это было уже запрограммировано: не зря ведь после крещения «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Итак, известно прошлое, предопределено будущее. А пока Акакий Акакиевич живет настоящим. Но живет ли? Да нет — он служит. Безропотно, ревностно. В департаменте. Неважно, в каком. Важно — как. За страх и за совесть. Но только этим уважения не заслужишь, хоть век проходи в вицмундире. Важно — в каком. По нему и определяют место в обществе. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный роветник»? Он наслаждается работой, не получая за это никаких благодарностей — ни устных, ни письменных. Он примерный работник, но не от самоотверженности, а «от делать нечего». Забрать у него работу, все равно что забрать жизнь. Никогда ничего творческого он в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов. Шаблон, стандарт, точное исполнение чьей-то воли и чьей-то фразы формирует характер Башмачкина.

Жизнь его текла размеренно до тех пор, пока не прохудилась единственная шинель, стала больше похожа на капот. С Башмачкиным и в шинели никто не здоровался, а уж в капоте... Этот капот окончательно убивал человеческое достоинство Башмачкина, уже убитого однообразной работой и жизнью, одиночеством и невозможностью сшить новую шинель. Петрович вселил в него надежду, вернув Акакия Акакиевича к реальной жизни, которая уже ускользала из-под ног. Теперь он жил мечтой. У него появилась цель. Он будто воскрес для новой жизни в будущей новой шинели. В жертву ей он приносит отрезок жизни от старой до новой шинели. Он не пьет чай, не зажигает свеч. Он движется к заветной цели на цыпочках, экономя подметки.

И вот — шинель готова! Новая шинель не просто одежда — она символ! Это итог всех его страданий и надежд. А может, и пропуск в иной, теперь доступный и ему мир...

Впервые он «немного посибаритствовал». Впервые за многие годы ощутил себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Реальные воры сняли с него реальную шинель. Материал с сайта

Шинель дала Башмачкину чувство человеческого достоинства. Отняли ее — и вернули в прежнее униженное положение. И он начинает неравную борьбу за возвращение этой своей шинели. Силы явно неравные. Государственная машина перемалывает Башмачкина. Не он первый, не он последний. Выдержать поединок с государственной машиной и одержать победу невозможно, нереально.

Акакий Акакиевич — жертва этой неравной борьбы. Но он еще и жертва собственного характера, точнее, бесхарактерности. Он разрешил себе быть жалким. Он работал над каллиграфией, но не работал над собой и этим убивал себя ежедневно в течение многих лет.

Гоголь сочувствует своему герою, болеет за него. Но ведь и сам человек, несмотря на свою маленькую должность, не должен быть маленьким. Он должен всегда оставаться человеком, и тогда он не умрет хотя бы до своей физической смерти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кого винит автор в смерти акакия акакиевича
  • что стало причиной смерти акакия акакиевича?
  • кто виноват в смерти башмачкина
  • эпиграф к сочинению шинель
  • кто виноват?как изменить жизнь?"шинель"

В повести «Шинель» Н.В.Гоголь изображает нелегкую судьбу «маленького человека» в бессердечном мире. Лишение героя его материального смысла жизни продиктовано идеей самого произведения.

Переписчик департаментских документов Акакий Акакиевич Башмачкин представляет собой типичного мелкого клерка, беспрекословно подчиненного начальству. Он старателен, и незаметен: «несколько рябоват, несколько рыжеват», имеет чин титулярного советника, но изъясняется «большей частью предлогами».

Акакий ни с кем не конфликтует, ведет себя тихо, но сослуживцы то и дело издеваются и подшучивают над ним. Он не способен постоять за себя, лишь грустно вопрошает: «Зачем вы меня обижаете?». Гоголь показывает, что даже заурядный, незначительный человек обладает чувствами.

Духовная жизнь Башмачкина также ограничена: он лишен интересов, не стремится к роскоши, но дорожит имеющимся положением. Единственное его желание – сшить новую шинель на вате. Эта приземленная цель становится для Башмачкина великой мечтой. Жизнь неожиданно преображается, наполняется смыслом, хотя герою приходится идти на мученические жертвы ради воплощения задуманного. Он приучился голодать, не жжет свечи по вечерам, редко отдает белье прачке – все это ради накопления нужной суммы.

У маленького человека появилась мечта и даже «огонь порою показывается в глазах его…», но для раскрытия конфликта Гоголь считает необходимым лишить Акакия вожделенной шинели. Его счастье длится лишь один день. Не может такой мечтатель быть счастлив, сталкиваясь с жизненными реалиями, поэтому остается один на один с проблемами. Ограбленный Башмачкин не может добиться справедливости в чиновничьей среде, где всем правят должности. Даже «значительное лицо» не воспринимает его всерьез и выгоняет из дома, поэтому Акакий заболевает и гибнет от потери смысла жизни.

На примере заурядного события Гоголь показывает, что в мире чиновников нет места взаимопомощи, доброте, пониманию и участию. Именно поэтому досадная потеря новой шинели оборачивается для маленького человека настоящей трагедией.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-01-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Почему Гоголь назвал персонаж "Шинели" Акакием Акакиевичем?

АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ. В ЗАЩИТУ ИМЕНИ.

Исследуя стилистику произведений Николая Васильевича Гоголя, задумалась над тем смыслом, которое вкладывается в имя и отчество главного действующего лица повести «Шинель». Показалось несправедливым бытующее объяснение, а интуиция и некоторые знания значений слов подсказывали иную подоплёку. Решила изучить этот вопрос. Вот что получилось.

До сих пор существовало мнение, что имя-отчество Акакия Акакиевича содержит явно «фекальный» смысл. «Какашка» - отвратительная кучка человеческих испражнений, никуда не годная, разлагающаяся часть. Не просто «г-но», а ничтожно малая его часть. И желательно усохшая. И всё это - бедный чиновник Башмачкин? Поверхностное суждение, не правда ли? Так можно было бы каждого второго персонажа в любом гоголевском произведении назвать. Уж там предостаточно кандидатов на звание «какашки», да и «г-на» хватает.

Скорее всего читатели пошли по пути наименьшего сопротивления, утвердив первейшую ассоциацию со словами «Акакий Акакиевич». В сочЕтанном употреблении одинаковых слов в имени и отчестве явственно слышится «ка-ка», что и наводит на определенные ассоциации. Н.В.Гоголь был мастером многослойности изображаемых масок, но не настолько примитивен, чтобы своего последнего петербуржца обзывать какашкой. И без того, он достаточно явственно указывает нам на его незавидное положение, существование на низком социальном уровне. Этому и без «какашек» хватает свидетельств.

1. Фамилия Башмачкин.
Все мужчины в роду были почтенные. Несмотря на неблагозвучную фамилию, сапоги носили. Жили вопреки фамилии, а Акакий Акакиевич – под стать. Башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Это не хромовые и не лайковые сапоги, не туфли сафьяновые с изысканной отделкой, не кирзовые ботинки, не боты и даже не уютные валенки. Во времена оные ниже, неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. И даже у старой его шинели чиновники отнимали благородное её имя и называли презренно капотом.

2. Переписывание.
Акакий Акакиевич служил переписчиком. Должности более нетворческой, простейшей в госдепартаменте не сыщешь. Скорее – уничижительней, унижающей. Во времена Гоголя значение слова «переписывать» наполнялось глубоким смыслом. Хлестаков, демонстрируя свою приближенность к высшим светским кругам, заявляет Городничему: «Вы, может, думаете, что я только переписываю? Нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге». И чуть позже с презрением говорит о ком-то: «Эдакая крыса, пером только: тр, тр... пошёл писать».

3. Быт.
Скажи мне, как и что ты ешь, и я скажу, кто ты.
«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучится, вставал из-за стола...».
Имущество Акакия Акакиевича состояло из пучка гусиных перьев, пятидесяти листов белой казеной бумаги, трёх пар носков, двух-трёх пуговиц, оторвавшихся от панталон, и старого дырявого капота, когда-то называвшегося шинелью.

4. Интересы.
В переписывании, и только в нём, «виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир». Даже дома, встав из-за стола, «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги», принесенные из депaртамента. «Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя». Он играл буквами в воображении, любил их, а некоторых - особой избирательной любовью. Он заигрывал с ними, подмигивая. Старательно выписывал, при этом по-детски губами помогая им благополучно преодолеть расстояние из собственного представления прямо на бумагу. Так усердствовал, что даже не замечал капельку пота или сопельку, свисавшую с кончика носа, а только инстинктивно втягивал её обратно, шмыгая и сопя, но дела не прекращая (черта образа А.А., навеянного Ю.Норштейном). Другому развлечению Акакий Акакиевич не предавался. Скудость и ограниченность интересов указывают на примитивную внутреннюю жизнь чиновника, на отсутствие потребностей, способствующих развитию личности. Один из критиков того времени, недоумевая, воскликнул: «Что за идиот этот Башмачкин, право!».

Этих и многих других характеристик достаточно, чтобы обрисовать незаметного, никчемного человечка, а не просто обзывать его, предположим, какашкой.
Итак, мы не находим аргументов, подтверждающих, что имя и отчество Акакия Акакиевича имело «фекальный» смысл.
Давайте рассмотрим аргументы в пользу обратного.

1. Акакий
Акакия - (Acacius – латинское написание), (Аkakija***– греч.) - с греческого невинность, невинный, незлобливый, беззлобный, не делающий зла.
В русском произношении добавилась буква «й» - полугласная с «и» краткой, обозначающая, как правило, своЙства. Значит, слово не однородно со словом, обозначающим фекалии, а объясняет свойства того, кому принадлежит. Удваивание указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова, на его крайнюю степень.
Вот описание вышеназванных свойств Акакия Акакиевича, обнаруженных в его имени.
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним...».

«Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость...».
«Акакий Акакиевич хотя было отчасти и сконфузился, но, будучи человеком чистосердечным...»
«По утру рано отправился он к частному; но сказали, что спит; он пришёл в десять – сказали опять: спит; он пришёл в одиннадцать часов – сказали: да нет частного дома; он в обеденное время – но писарЯ в прихожей никак не хотели пустить его... наконец Акакий Акакиевич РАЗ В ЖИЗНИ захотел ПОКАЗАТЬ ХАРАКТЕР...».

То есть настолько незлобливый и невинный, по-русски говоря, бесхарактерный, что только, когда случилась с ним катастрофа, тогда уж захотел показать свой нрав.

Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемо в народе, сохраняется и по сей день в качестве церковного, этим именем именовались святомученики и наиболее набожные священники. Грузия, наверное, единственная страна, в которой до сих пор новорожденных нарекают именем Акакий.
Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины.
Акакий Акакиевич пострадал, никому в жизни не причинив зла, снося издевательства, сам будучи невинным, аки святый мученик.

2. Речь
Ещё одно свойство, характеризующее главное лицо повести, обнаружено мною, которое напрочь ускользает от внимания большинства читателей. Речь Акакия Акакиевича была сбивчивой, дискретной, бестолковой.
"Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того.."., а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что всё уже выговорил".

Речь, лишённая значения настолько, насколько незначителен был и сам обладатель её. Неспособность перевести глаголы из первого лица в третье говорит не столько о неграмотности, сколько о боязни отступить от привычного, простого, безответственного. Здесь надо было проявить самостоятельность, взять на себя ответственность за проделанную работу, ОЗНАЧИТЬСЯ. Но:
«Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тёр лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Даже в описаниях действий и мыслей Акакия Акакиевича Гоголь использует те же частицы, фиксируя их соотношение с образом главного героя. Самая чаще употребляемая частица имеет в своем составе «КАК».
- (Имя) «никак не искали, а что сами собой случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как...»
- «итак, вот каким образом произошло все это»
- «Отчего же нельзя, Петрович?... у тебя есть же какие-нибудь кусочки...»
- «Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!...»
- «Как же новую?... Ведь у меня и денег на это нет».
- «Ну, а если бы пришлось новую, как бы она того...»
- «...как-нибудь поправь, чтобы хоть сколько-нибудь еще послужила...»
- «Этаково-то дело этакое, - говорил он сам себе, - я, право, и не думал, чтобы оно вышло того... – а потом, после некоторого молчания, прибавил: - Так вот как!»
- «Так этак-то! Вот какое уж, точно, никак неожиданное, того... этого бы никак... этакое-то обстоятельство!»
- «Ну нет, - сказал Акакий Акакиевич, - теперь с Петровичем нельзя толковать: он теперь того... жена, видно, как-нибудь поколотила его.»
- «Акакий Акакиевич потерялся совершенно, не знал, как ему быть, что такое отвечать и как отговориться».
- «всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть...»
- «...однако ж никак не мог позабыть, что уже двенадцать часов и что давно пора домой. Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать его хозяин...»
- «...точно как будто сердце его предчуствовало что-то недоброе»
- «но писарЯ в прихожей никак не хотели пустить его и хотели непременно узнать, за каким делом и какая надобность привела его...»
- «...чтоб он ходатайством своим как-нибудь того, списался бы с господином...»
- «Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич...».
По мнению австрийского исследователя М.Мозера, две особенности речи Акакия Акакиевича - частое употребление им предлогов, наречий и частиц, а также тенденция не заканчивать начатые фразы - характеризуют и речь самого рассказчика (М.Мозер напоминает начало повести: "В департаменте...").
Одним из бросающихся в глаза признаков сказа в "Шинели" Гоголя является очень частое появление корня "как", находящегося в составе вопросительных, относительных и неопределенных местоимений (какая-нибудь ниточка, каким образом, именно вот как и т.д.). Как замечает М.Мозер, этот признак является возможной мотивацией выбора имени главного героя: Акакия Акакиевича характеризует не только его манера речи, свойственная и сказу рассказчика, но также и его имя, в котором содержится симптом его речевой патологии.

Изобилие частиц «как» превращается в один спошной вопрос-крик: «Как же так?! А как?!». А как получилось, что самому смиренному и невинному человеку пришлость пострадать так, что у него была отнята не только мечта, добытая жертвоприношением, но и самое насущное, необходимое, которое не только согревало бы его в морозы, сохраняя здоровье, но и облагораживало и, глядишь, произвело бы в уважаемые люди?

Акакий Акакиевич: «А как? А как это... того... как же так... как можно?». Вопрос ко всему народу, к каждому в отдельности. Акакий Акакиевич – человек-вопрос, сам вопрошающий и спрашивающий со всякого, узнавшего его историю. Созвучно с известным риторическим исконно русским: «Доколе?».

________________

*** К сожалению греческий алфавит не воспринимается данной программой. В тексте автором слово "акакия" было написано по-гречески.

Угнетенный, беззащитный, одинокий - такова характеристика Акакия Акакиевича. Она позволяет его отнести к особому типу литературных персонажей. Башмачкин - «маленький человек». Этот тип был создан Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Таков чин Акакия Акакиевича. Характеристику своему герою Гоголь дает в самом начале произведения. Таких, как Башмачкин, называли вечными титулярными советниками. Дело в том, что подняться на следующую ступень в иерархии чинов и званий Акакию Акакиевичу не суждено. Робкий человек настолько угнетен своим положением, что уже, казалось бы, не обращает никакого внимания на издевательства молодых чиновников.

«Бессловесное существо» - такой эпитет использует автор для полноты характеристики Акакия Акакиевича. Титулярный советник безропотно сносит насмешки сослуживцев. В департаменте с ним не здоровается даже сторож. Главное качество в характеристике Акакия Акакиевича - незаметность.

Работа у Башмачкина самая что ни на есть ничтожная. Он каждый день переписывает различные документы, бумаги. Титулярный советник настолько свыкся со своей жалкой социальной ролью, он настолько одинок, что монотонное, неинтересное занятие для него стало главным в жизни. Башмачкина не интересует смысл, содержание бумаг. Однажды один из начальников предложил ему более сложное задание, но тот не справился. «Дайте я лучше перепишу что-нибудь.» - жалостливо попросил Башмачкин. С тех пор его оставили в покое. Он так давно переписывает бумаги в департаменте, что, кажется, так и родился - немолодым, в мундире и с лысиной.

Почему Акакий?

Гоголь рассказывает историю происхождения странного имени героя. Почему не Моккий, не Соссий и не Хоздазат? И такие варианты предлагали матери будущего титулярного советника. Женщина не смогла выбрать имя своему сыну и решила назвать его в честь отца. В этом обнаруживается бездумная привычка следовать традициям, излишняя консервативность. Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» дополняет его далеко не аристократическая фамилия. Гоголевский персонаж имеет низкое происхождение.

Детство, юность Акакия Акакиевича прошли незаметно. Он так бы и переписывал бумаги до глубокой старости. Но трагическая история с шинелью погубила Акакия Акакиевича. Цитат, остроумных и метких, из произведения Гоголя можно выудить немало. В начале повести автор отмечает: «бедствия, рассыпанные на жизненной дороге Башмачкина, встречаются на пути не только титулярных советников, но даже тайных, действительных, надворных и всяких советников, даже и тех, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами».

Шинель Акакия Акакиевича

Наступили суровые петербургские морозы. Башмачкин вдруг обратил внимание на свою старую Шинель, которую в департаменте давно прозвали капотом. И у него появилась цель. Акакий Акакиевич возмечтал о новой шинели, которая ему, конечно, была не по карману. Титулярный советник получал в год жалование в размере четырехсот рублей.

Для приобретения новой шинели Акакию Акакиевичу пришлось несколько месяцев голодать, отказаться от чая, не зажигать свечей, ходить осторожно, дабы не испортить сапоги. Как ни странно, такие жертвы вдохновили Башмачкина. Ведь у него появилась цель, а вместе с тем некоторая уверенность, твердость во взгляде. Еще одна цитата из повести: «Огонь показывался порою в глаза его». Эта фраза очень важна в описании Акакия Акакиевича.

Обновка

В течение нескольких месяцев почти каждый день титулярный советник являлся к портному Петровичу, дабы узнать о судьбе шинели. Он так долго и часто думал о ней, что она стала для него не просто вещью, а «близкой подругой». И наконец-то счастливый день наступил. Петрович принес Башмачкину шинель. Акакий Акакиевич облачился в нее и отправился на работу. Это, пожалуй, был единственный счастливый день в его жизни.

Шинель Башмачкина произвела фурор в департаменте. С титулярным советником, человеком маленьким и незаметным, вдруг заговорили ласково, с уважением. Один из начальников даже пригласил его к себе на именины. Но насладиться счастливой жизнью титулярному советнику было не суждено. В этот же вечер шинель украли.

Сокрушительный удар

Постоянные невзгоды человек может переносить лишь в том случае, если он не знает о том, что такое счастье. Башмачкин привык за многие годы, а было ему около пятидесяти, к своему жалкому социальному положению в обществе. Шинель в произведении Гоголя - это не просто предмет гардероба. Это важный образ, символизирующий и счастье, и социальное положение, уважение окружающих. Башмачкин внезапно обрел все это (ведь ранее его никогда не приглашали ни на именины, ни на любое другое торжество), но тут же потерял. Это стало для него сокрушительным ударом.

Значительное лицо

На следующий день Башмачкин отправился в департамент в своей старой шинели, той самой, которую молодые чиновники прозвали капотом. Многие сослуживцы прониклись к Акакию Акакиевичу состраданием. Ему посоветовали обратиться за помощью к одному из начальников - человеку, который совсем недавно пошел на повышение. Башмачкин отправился к «значительному лицу». Но здесь произошел случай, который титулярного советника.

Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер.

Жизнь после смерти

Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно - Башмачкин умер.

Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели. Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных. А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало.

Образ Акакия Акакиевича в повести "Шинель" очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа.