Н в гоголь утопленница краткое содержание. Майская ночь, или утопленница

Название: Майская ночь, или утопленница

Жанр: Повесть

Продолжительность: 15мин 01сек

Аннотация:

В этой повести рассказывается о молодом казаке по имени Левко, сыне сельского головы, который влюблен в девушку Ганну. Он просил отца дать ему разрешение просить руки и сердца милой Ганны, но тот не давал согласия, при этом не говоря этого вслух и игнорируя сына.
Парень приходит к девушке и во время их встречи Ганна спрашивает Левко о доме с забитыми ставнями и окруженного яблоневым сад. Он рассказывает ей историю о красивой юной девушке, чей отец растил ее после кончины жены. Он нежно любил свою дочь, но в конечном итоге женился на другой женщине, которая оказалась ведьмой. Колдунья имела власть над отцом девушки и всячески издевалась над его дочерью, отчего та выбежала из дома и от отчаяния бросилась в близлежащий пруд. Она становится главной среди утопленниц, и однажды выслеживает ведьму возле пруда, но та сама обращается в утопленницу. И с тех пор ее мачеха находится в группе утопленниц, а бедная юная девушка просит парня за парнем найти среди них ее зловредную мачеху, дабы прогнать ее.
После этого Левко стал свидетелем того, что его же собственный отец пытался украсть любовь его Ганны, уговаривая не становится женой Левко. Молодой казак в бешенстве от этого подговорил своих друзей подшутить над его отцом и те устраивают оскорбительный марш вокруг хаты головы. Они нарядили свояченицу головы, которая, как полагают, крутила с ним роман, в черта. Тот ошибочно бросил ее в подвал, а потом признал ее, но та обозлилась и вышла на улицу, после чего снова была схвачена парубками и переодета в черта. Между тем голова и некоторые из его ближайших друзей решили найти хулиганов, а вместо этого снова схватили ту же свояченицу и чуть не сожгли ее живьем.
Тем временем Левко отбился от проказничающих друзей и впал в дрему возле старого дома у пруда. Он околдован тихой ночью и серебристым туманом вокруг, а затем в отражении воды он заметил, что вокруг дома панночки водят хоровод, а из окна высунулась голова юной утопленницы с белоснежной кожей. Когда он разворачивается к дому, видит, что окно пустое, но подойдя к нему, замечает панночку, которая молила его угадать какая из утопленниц ее мачеха. Он стал на них глядеть, и заметил, что одна не особо участлива в играх девушек, но он не подумал, что она и есть мачеха. Тем не менее, одна казалось прямо упивается ролью вороны, и показалась Левко не такой светлой и прозрачной как другие утопленницы. В ней то он и признает ведьму. Девушка благодарна и дала ему записку, которая может помочь парню с его отцом. Он проснулся, но тут же был схвачен отцом и десятскими. Но в руке обнаружил ту самую записку и отдал ее отцу. Письмо оказалось от местного комиссара, который приказывает голове привести в порядок деревню, а также женить его сына на Ганне. На этот раз тот дает свое согласие на женитьбу молодых.

Одним тихим ясным вечером парни и девушки собрались попеть песни. Левко, сын сельского головы, затягивает возле одной из хат песню, вызывая красивую девушку по имени Ганна. Ганна долго борется с сомнениями и страхами, прежде чем выйти. Она боится зависти подружек, смелости и дерзости парней, а также своей строгой матери. Левко не в состоянии успокоить свою возлюбленную, его отец игнорирует все разговоры сына о свадьбе.

Ганна задает Левко вопрос о доме, с заколоченными ставнями, отражение которого видно в темных водах пруда. Тогда Левко повествует Ганне историю про то, что в этом доме жил сотник с красавицей дочкой. Однажды сотник женился во второй раз, однако его красавица дочка сразу не понравилась мачехе, которая принялась ее изводить, а затем и вовсе заставила убраться из дома. В отчаянии, молодая девушка кинулась с крутого берега в темные воды пруда и утонула, став при этом самой главной среди всех утопленниц. Один раз у нее получилось затащить свою мачеху под воду, однако та умудрилась превратиться в утопленницу и избежать мести. Теперь на том месте, где раньше стоял дом, собираются возвести Винницу, специально для этой цели приехал винокур. После рассказа Левко и Ганна прощаются и Левко идет к своим друзьям.

Попрощавшись с друзьями, Левко идет обратно и замечает Ганну, которая ведет беседу о Левко с каким-то человеком. Левко вслушивается в разговор и слышит, как мужчина ругает его и признается Ганне в любви. При свете луны Левко видит лицо мужчины и ужасается – это его отец. Левко решает проучить его при помощи своих друзей. Тем временем, отец возвращается домой и заводит разговор с винокуром. Внезапно разбивается окно и в хату прилетает булыжник. Отец начинает ругань, однако винокур успокаивает его и рассказывает о своей теще. С улицы слышится обидная песня в адрес отца Левко и это толкает его на решительные действия.

На пару с винокуром им удается схватить зачинщика в черном тулупе, надетом наизнанку. Они направляются к писарю, для подачи обвинения, захватив с собой десятского. Оказывается, что писарь также схватил подобного хулигана, заперев его в сарае. Начинаются споры о том, кому принадлежит честь поимки зачинщика, и, чтобы его разрешить, они направляются в сарай. Там они обнаруживают свояченицу отца Левко, которую чудом не сожгли, перепутав с чертом. Вторым пойманным сорванцом оказался изрядно пьяный Каленик. Отец Левко впадает в бешенство и отдает десятским приказ поймать зачинщика, мотивируя их жесткими репрессиями в случае неудачи.

В это время Левко, с измазанным в саже лицом и в черном тулупе оказывается возле старого дома на берегу пруда. Левко всматривается в отражение дома и замечает, что в нем открылось одно из окон. Левко начинает петь песню и в окне виднеется красивая молодая девушка. Она плачет и просит Левко помочь ей найти ведьму среди утопленниц, обещая хорошо отблагодарить Левко, если он справится. Левко соглашается и начинает искать ведьму среди девушек, которые водят хороводы. Сначала у него не получается выделить одну девушку из всех утопленниц, но, когда они затевают игру в ворона, Левко замечает, что одна из девушек, которая вызвалась стать вороном, немного темнее других. А когда она ловит свою жертву в азарте игры, Левко замечает, какая злость появляется в это время в ее глазах. Левко указывает на нее. Красивая девушка рада и передает Левко бумагу для его отца.

Левко просыпается с бумагой в руках, его хватают его отец вместе с десятскими. Бумага – не что иное, как приказ отце Левко от комиссара, отставного поручика Козьмы Дергача-Дришпановского, женить Левко и Ганну, восстановить мосты на столбовой дороге и другие важные приказы. Отец Левко поражен и задает много вопросов, Левко придумывает историю о том, как он встретился с комиссаром и он собирался посетить отца Левко и отобедать с ним. Левко получает от отца, окрыленной такой честью, обещание сыграть свадьбу на следующий день. Затем Левко скрытно уходит к известной хате и потом идет к себе домой.

Краткий пересказ "Майская ночь или утопленница" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Прошла целая эпоха литераторства, и плеяда выдающихся авторов оставила свой самобытный след в литературе, но Гоголь и поныне для многих - настоящий кудесник слова. Поэтому рекомендуется читать авторский оригинал его творений, а не только краткое содержание. «Майская ночь, или Утопленница» и поныне удивляет читателей впечатляющей архитектоникой, уникальной структурой текстуального пространства и богатейшей палитрой слов. В ней присутствуют абсолютно все знаковые атрибуты произведений страх, смех. Писатель умело пугает читателя, рассказывая жуткие истории, щедро перемешивая их с сатирой и юмором.

Гипноз гоголевского слога

Повесть «Майская ночь, или Утопленница» выстроена именно в велеречивом слоге, это не просто обработанный фольклор, это - авторский вымысел, зачаровывающий смысловыми оттенками. Начав читать, буквально с первых строк этой повести попадаешь под гипноз гоголевского слога, умения выстраивать сюжетное повествование в тесном сплетении с фольклорными мотивами, и остаешься под впечатлением еще долгое время после того, как перевернул последнюю страницу. Никогда не передаст магии слова гения краткое содержание, «Майская ночь, или Утопленница» завораживает лишь в оригинальном прочтении.

Антологии и экранизации

Данное произведение впервые было опубликовано в 1831 году, после оно вошло в цикл-сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Также мистическая повесть входит в антологии: «Русская мистическая проза» (Russian 19-century Gothic Tales), в библиотеку русской фантастики «Киевские ведьмы. Том 4-й» . Интересно, как бы этот факт прокомментировал Гоголь? «Майская ночь, или Утопленница» была дважды экранизирована. Первый раз в Российской империи (в 1910 году) режиссер В. Кривцов выпустил киноленту по мотивам повести «Ночь в мае», а вторая экранизация принадлежит уже знаменитому режиссеру-сказочнику А. Роу, он снял фильм, используя краткое содержание. «Майская ночь, или Утопленница» вышла в прокат в 1953 году.

Фольклорные записи как основа

Для истинных почитателей таланта писателя не является секретом тот факт, что при написании повести автором были использованы фольклорные записи, которые он получил от родных и матери. Об этом свидетельствует его письмо к матери от 30.04.1829 года, в котором он настоятельно просит поведать ему «несколько слов... о русалках». Но не только эти мифические создания станут персонажами повести, в ней будут и другие герои.

"Майская ночь, или Утопленница" начинается со сцены нежного свидания Ганны и Левко. В последующих главах широко использованы народные поверья, предания об утопленницах, ведьмах и т. д. «Майская ночь, или Утопленница» (описание сюжета будет представлено ниже) не пересказывает ни один из известных сюжетов фольклора, повествование доносит до читателя поэтическую картину из колоритной жизни Малороссии. Гоголь как творец данного произведения - совершенно самостоятелен.

Аннотация, краткое содержание

«Майская ночь, или Утопленница» в основе сюжета содержит мотивы многих легенд об неуспокоенных, безвинно погибших душах. Нежная, прекрасная панночка смиренно терпит все издевательства мачехи-ведьмы. Но однажды, не в силах выносить мучения, девушка бросается в воду, тонет и в тот же момент становится русалкой. Но мачеха не собирается довольствоваться ее смертью, она коварна и мстительна. Ведьма также обращается в русалку, и теперь несчастная панночка не может свободно плавать.

За помощью она обращается к сыну головы - Левко, у которого совершенно не складывается личное счастье. Он искренне любит красавицу Галю, но на девушку, как оказалось, положил глаз и его отец. Голова не прочь с ней порезвиться, поэтому и думать не желает о свадьбе сына. Русалочка приходит к Левко во сне и самозабвенно молит парубка отыскать ее злую мачеху среди подводных дев. Догадливый герой некоторое время наблюдал за игрой мавок, русалки играли в коршуна. Левко обратил внимание на одну из девушек, которая выделялась своей злостью и хищностью: она настолько неистово бросалась на подруг, что создавалось впечатление, что для нее это вовсе не игра. Ведьма была обнаружена, а благодарная и счастливая панночка-русалка помогла несчастному влюбленному соединиться с возлюбленной Галей, приструнив государственной грамотой отца.

А что было потом?

«Потом» (период после публикации) для любого бывает двояким. Это или процесс тиражирования, переложения для театральной сцены, кинематографа, мультипликации; также широко практикуется заимствование сюжета множеством подражателей; многочисленные авторские иллюстрации, живопись на тему, детские игрушки по мотивам и т. д. Или, что случается наиболее часто - забвение.

Но эта печальная участь не постигла оригинальное произведение, не таков Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» - одно из самых захватывающих произведений писателя.

Певец украинского фольклора

Удивительно, но согласно постулатам русской литературной критики, Гоголь относится к реалистам. Однако его произведения можно назвать как угодно: фантастика, фарс, комедия, фольклор, "ужасы", мистика - только не копирование и описание реальности. Порой автор намеренно в своих творениях доводит нарастающий ужас до логического финала - мистической и ужасной смерти главного героя (панночки в данном случае). Впрочем, смерть у творца является понятием относительным, умершие в его повествованиях ведут довольно активную потустороннюю жизнь, периодически вмешиваясь в жизнь живых. Данная черта очень свойственна любому фольклору. Это еще одно доказательство тому, что Гоголь сознательно активно «продвигал» самобытный украинский фольклор, а всем известное описание украинской ночи - это и есть «Майская ночь».

/ / / «Майская ночь, или Утопленница»

Дата создания: 1829-1830.

Жанр: повесть.

Тема: добро и Зло.

Идея: добро рано или поздно торжествует над злом.

Проблематика. Связь мира реального и потустороннего: Левко, освобождая душу панночки в потустороннем мире, освобождает Ганну от влияния зла в реальном мире.

Основные герои: Левко, Ганна, голова, панночка, мачеха

Сюжет. Майский вечер наполнен пением девушек и парубков. И возле хаты красавицы Ганны поет парубок Левко, ожидая, когда дивчина выйдет. Ганна медлит, её останавливает завистливость девушек, пугает проказливость парубков, да и мать строга - не прогневить бы. Девушку пугает ещё что-то, она не понимает сама- что. Левко несколько раз подходил к отцу своему, сельскому голове, с вопросом о женитьбе на полюбившейся ему Ганне, но суровый отец, прикидываясь глухим, на просьбы сына не отвечал. Сельский голова был вдовцом под опекой свояченицы, напускал на себя важность, но одинокий глаз его зорко высматривал хорошеньких селянок.

Ганна спросила Левко про дом с заколоченными окнами, который мрачно отражался в пруду. Левко поведал давнюю историю: жил в этом доме сотник, была у него дочка, красивая панночка, сотник привёл в дом молодую жену, которая была ведьмой и не взлюбила падчерицу (хотела задушить её, обернувшись черной кошкой), отец под влиянием жены выгнал дочь, а та с горя утопилась. Левко еще добавил, что стала панночка во главе утопленниц и один раз утянула мачеху в воду, но та обернулась одной из утопленниц, и наказание её миновало. Услышал Левко, что его приятели возвращаются и простился с Ганной.

Далее Гоголь воспевает великолепную украинскую ночь, после чего в центре внимания оказывается пьяный Каленик, безуспешно пытающийся танцевать гопака. При этом он разыскивает свою хату и в пух и прах ругает голову. Девушки подшутили над ним и показали ему хату головы, Каленик направляется в неё как в свою.

А Левко расстался с парубками и пошел обратно. На обратном пути увидел он Ганну и услышал, что она с кем-то говорит о нём. Скрытый темнотой человек нелестно отзывался о Левко и сулил Ганне более основательную любовь. И тут при содействии луны на небосклоне и весёлых парубков рассерженный Левко разглядел в сопернике своего отца. Голова вынужден ретироваться. Левко договаривается с хлопцами проучить голову. А сельский голова между тем уже в своей хате занят разговором с винокуром, и тут через порог вваливается пьяный Каленик, не уставая поносить голову, и располагается спать на лавке.

К ещё большему неудовольствию хозяина вдребезги разлетелось стекло от брошенного кем-то камня. Винокур смягчает гнев головы подходящим к случаю анекдотом о своей тёще, но тут за окном раздается совершенно непотребная песня с оскорблениями головы. Оскорбленный перешел к активным действиям, и скоро два якобы зачинщика были найдены. Чуть позже выяснилось, что это свояченица и Каленик. Разгневанный голова велит десятским сыскать зачинщика, обещая в случае невыполнения приказа строго наказать.

Левко тем временем в таком же костюме, как у схваченных озорников, с лицом в саже задремал у пруда возле старого дома, овеянного легендой. И видит он, как в отраженном доме сотника окно раскрылось. Запел Левко, и появилась в окне панночка-красавица. С плачем стала сетовать она на затаившуюся мачеху-ведьму. Обещала панночка отблагодарить Левко, если поможет он найти её. Смотрит Левко на девушек в хороводе, прозрачны они и светлы. Начали утопленницы играть в ворона. Видит Левко, что та, которая была вороном, словно чернеет изнутри, и злоба вспыхивает в её глазах, когда набрасывается она на жертву. И показал Левко панночке ведьму. Обрадованная панночка благодарит Левко запиской для головы. Прошел сон у Левко.

Увидел Левко в руке своей бумагу, сожалеет, что не знает он грамоты. В это время налетают на него разыскивающие зачинщика беспорядков. Левко вручает голове записку. В ней говорится, что писал её комиссар, который приказывает голове среди прочих поручений женить сына на Ганне. Ошарашенный голова стал вопрошать Левко, что и как. Тот на ходу сочинил, как он встретился с комиссаром, собиравшимся будто бы завернуть к голове отобедать. Голова приободрился и посулил сыну назавтра свадьбу. Счастливый Левко бежит до Ганны, видит её в окошке спящей, крестит и идет домой. А подгулявший Каленик так и бродит по селу в поисках своей хаты.

Отзыв о произведении. Очень поэтичное, с изрядной долей юмора, светлое произведение, несколько омраченное изображением тёмных сил.

Гоголь мастерски умел вплетать фольклорные элементы даже в простую любовную историю, что хорошо видно на примере повести «Майская ночь или утопленница».

Молодой парубок Левко без памяти влюблен в красавицу Ганну. Она, боясь материнского гнева, не решается выйти прогуляться с Левко. Но, уступив настойчивым просьбам Левко, все же вышла на крыльцо, невзначай в беседе спросив у парубка, что это за заброшенный дом стоит у пруда на окраине деревни. Молодой казак рассказывает ей старинную легенду: будто жил в том доме сотник со своей дочерью, да однажды вздумал жениться. Но вот беда, невзлюбила мачеха падчерицу и всячески изводила её, в конце концов заставив мужа выгнать дочь. Не зная себя от горя, панночка бросается в реку. Став главной среди утопленниц, вскоре она утаскивает за собой и злобную мачеху.

Рассказав историю, Левко слышит веселые задорные песни парубков и, попрощавшись с Ганной, спешит к своим друзьям. После гулянья Левко возвращается к дому возлюбленной и видит мужчину, уговаривающего Ганну выйти за него замуж. С удивлением узнает он в незнакомце своего отца и решает подговорить друзей проучить его. Раздосадованный голова, которого спугнула ватага молодых парубков, возвратившись домой, ведёт разговор с приезжим винокуром. Прямо посреди беседы, разбив окно, в хату влетает камень. Отец Левко слышит оскорбительные для себя песни. В гневе он вместе с винокуром и десятским отправляется на поиски зачинщиков. Поймав, как им кажется, главного смутьяна, они идут к писарю. Но оказывается, что и он изловил незнакомца в черном тулупе. Поняв, что их кто-то водит за нос, сельский голова приказывает десятским прочесать весь хутор в поисках настоящего нарушителя спокойствия.

Тем временем Левко, весь измазанный в саже и в черном одеянии, засыпает у пруда и видит он, как в отражении старый дом преображается — нет в нем больше мрачности, а в одном из окон появляется красивая бледная молодая девушка, в которой он узнаёт дочь сотника. Утопленница жалуется, что и после смерти не дает ей покоя злая мачеха, просит избавить от нападок ведьмы. В следующее мгновение замечает молодой человек хоровод девушек, собравшихся играть в «ворона». Одна из утопленниц соглашается быть «вороном» и начинает бегать за другими девушками. Когда она поймала одну из них, глаза её загорелись злодейским огнем. Понимает Левко, что именно она и есть ведьма, и указывает панночке на неё. За избавление от нечистой силы панночка обещает помочь Левко жениться на Ганне. Проснувшись, молодой человек видит у себя в руке записку. Тут к нему подбегают отец с писарем и десятские. С удивлением они узнают в главном возмутителе спокойствия Левко. Не растерявшись, молодой человек протягивает записку, а в ней приказ от комиссара, который среди прочего дает указание выдать Ганну за Левко. Испуганный голова не смеет перечить начальству и дает свое согласие на женитьбу сына.