Курсы для вступления в школу гостеприимства. HM: Где будет проходить обучение

Сектор гостиничного бизнеса и туризма – это отрасль, развивающаяся невероятно быстро. За последние несколько десятилетий он расширяется на 4% ежегодно и в ближайшие годы эта тенденция сохранится и, возможно, увеличится.

Столь стремительное развитие отрасли приводит к нехватке квалифицированного персонала. В последние годы открывается все больше институтов, занимающихся подготовкой кадров в сфере услуг. Современные школы гостиничного бизнеса во всем мире пользуются большой популярностью, так как их выпускники быстро находят работу и могут рассчитывать на повышение заработной платы и карьерный рост.

Как выбрать наилучший вариант для обучения среди множества предложений на мировом рынке? Какой должна быть лучшая школа туризма и гостиничного бизнеса?

Ответить на эти и другие вопросы помогут рейтинги, которые составляются ведущими международными изданиями, а также маркетинговыми компаниями.

Рассмотрим топ-10 мировых институтов, занимающихся подготовкой в области гостиничного и туристического бизнеса, составленный на основе результатов, полученных компанией Amazon и маркетинговой фирмой TNS (Taylor Nelson Sofres).

Школа основана в 1893 году. Обучение основано на сочетании теоретически знаний и практики. Помимо туристического бизнеса, студенты могут изучать банковское дело, маркетинг, консалтинг и другие направления.

Продолжительность обучения в школе составляет 4 года.

Для поступления абитуриент должен иметь аттестат о среднем образовании, достичь возраста 18 лет, иметь мотивационные письмо и результаты прохождение международного теста на знание английского. Регистрационный сбор составляет 150 евро, а общая стоимость обучения (за 4 года) - около 103000 евро.

В школе проводится теоретическая подготовка, а также предоставляется возможность для практики. Более 100 всемирно известных компаний ежегодно проводят отбор выпускников школы для дальнейшего трудоустройства.

Здесь можно учиться на подготовительных курсах, в бакалавриате, магистратуре, получать постдипломное образование в области менеджмента в ресторанном и гостиничном бизнесе, а также в других смежных отраслях.

Стоимость обучения зависит от длительности и специфики курса.

Школа отельного менеджмента предлагает подготовку в области управления в сфере гостиничного дела. Обучение проводится в бакалавриате, магистратур или на краткосрочных курсах.

Стоимость обучения в бакалавриате составляет 47000 долларов, в магистратуре и аспирантуре от 21000 долларов.

Гаагская школа гостиничного бизнеса основана в 1929 году и предлагает курсы обучения, рассчитанные на три и четыре года. Это программы бакалавриата по управлению в сфере гостиничного бизнеса. Также при наличии образования в этой области можно пройти ускоренный курс за два года. Язык обучения – английский. Стоимость обучения за 4 года составляет 11845 евро в год.

Школа предлагает уникальные учебные программы, основанные на традициях Швейцарского образования. Для выпускников организована практика продолжительностью до полугода. Обучение ведётся на английском языке.

Стоимость обучения по программе бакалавриата (4 года) составляет около 16000 евро за семестр.

Hotel School Vatel, как и другие школы гостиничного бизнеса в мире, ведет обучение по программам, соответствующим реальным требованиям бизнеса. Выпускники и студенты проходят обязательную стажировку. Обучение ведется на английском языке. Программа для получения степени бакалавра в области гостиничного менеджмента рассчитана на 3 года. Стоимость за год составляет 11800 евро за год. Дополнительно оплачивается вступительный взнос, медстраховка, проживание, униформа, перелет.

Оксфордская школа предлагает магистерские программы в сфере управления туристическим и гостиничным бизнесом. Также можно учиться для получения степени бакалавра. Стоимость обучения в магистратуре составляет 12660 фунтов за год, в бакалавриате – 11900 фунтов за год.

César Ritz Colleges является единственной в Швейцарии, прошедшей сертификацию Всемирной туристической организации. Гарантируется высокий уровень подготовки в области гостиничного бизнеса, международного бизнеса, кулинарного искусства и в других сферах. Стоимость обучения по программе бакалавриата (3 года) начинается от 16750 евро за год. В магистратуре – от 17850 евро.

Школа Swiss Hotel Management School входит в состав группы Swiss Education Group - сети ведущих швейцарских школ в области менеджмента в индустрии гостеприимства. Дважды в год представители свыше 60 компаний со всего мира приезжают в группу Swiss Education Group с целью набора сотрудников. Обучение в магистратуре (1-2 года в зависимости от программы) – от 29 000 евро.

Школа IHTTI School of Hotel Management входит в Swiss Education Group - сеть ведущих высших учебных заведений по отельному менеджменту в Швейцарии. Благодаря сотрудничеству с LesConcierges, мировым лидером в сфере консьерж-услуги премиум-класса, а также HBA/Hirsch Bedner Associates, мировым лидером в дизайне интерьеров в сфере гостеприимства, у студентов есть уникальная возможность учиться у лучших представителей отрасли. Стоимость обучения по программам бакалаврата (3 года) – от 26 500 евро, по программам магистратуры (1 год) – от 29 200 евро.

Институт HOTEL INSTITUT MONTREUX (HIM) в Монтрё предлагает программы обучения, которые сочетают в себе широко известные швейцарскую индустрию гостеприимства и современный американский опыт управления Студенты специализируются в области финансов, маркетинга или управления кадровыми ресурсами, что открывает перед ними после окончания учебы широкий выбор карьерных перспектив не только в отельном бизнесе. Стоимость обучения по программам бакалаврата (3 года) – от 15 500 евро. По программам магистратуры (от года) – от 38 500 евро.

Женевская школа производит подготовку высококлассных специалистов в данной области. Существуют подготовки бакалавров и магистров. Стоимость обучения начинается от 15000 евро за год и меняется в зависимости от количества стажировок, длительности обучения и других условий.

Индустрия гостеприимства и питания остается одной из самых перспективных сфер деятельности, в которой профессионалы могут рассчитывать на высокий уровень оплаты труда, поэтому множество учебных заведений имеют соответствующие факультеты. В то время как российское образование часто критикуется, европейский диплом остается своеобразным «знаком качества» и начальным капиталом для хорошей карьеры.

Возможность получить образование и практику за границей предлагают не только российские вузы, но и компании, сотрудничающие с различными иностранными университетами и школами. Желающим повысить свой профессиональный уровень есть, из чего выбирать. Несмотря на большое предложение, в этом году на российский рынок выходит еще одна зарубежная школа.

Уже сейчас идет набор первой «октябрьской» группы из 15 человек для обучения во французской школе Afrat. Здесь на протяжении нескольких десятилетий готовят специалистов гостинично-ресторанного бизнеса и туризма, в том числе профессиональных гидов и проводников, а также менеджеров по организации работы горнолыжного клуба. «Сегодня мы занимаемся созданием филиала школы в Москве, который будет осуществлять набор студентов для обучения как в России, так и во Франции.

Проект поддерживается французским правительством, – рассказывает представитель школы в России Ирина Рубачева. – По итогам обучения выдается диплом, признанный французским государством и зарегистрированный в перечне дипломов, выдаваемых в системе профобразования. На сегодняшний день только Afrat имеет право во Франции выдавать этот вид диплома. Его обладатель может при желании продолжить обучение в университетах Европы».

Индивидуальная программа

Обучаться в школе могут как молодые люди, так и специалисты старшего возраста. Принимаются студенты вузов, колледжей, а также сотрудники ресторанов, кафе, баров и других предприятий питания, имеющие профильное образование. В ходе собеседования определяется уровень подготовки, но «отсева» при приеме практически нет. «Однако французские коллеги трепетно относятся к репутации своей школы, так что просто заплатить за обучение и получить нужный диплом в этой школе невозможно», – уверяет Ирина. Предусмотрено несколько форм обучения.

Можно пройти полный курс занятий (8 месяцев), по окончании которого нужно сдать экзамены перед комиссией. Стоимость обучения, включающего тысячу учебных часов в центре подготовки и 140 часов стажировки на предприятиях, составляет около девяти тысяч евро.

Кроме этого, есть возможность обучаться поэтапно в течение нескольких лет, следуя спланированным модулям. Стоимость обучения по каждому из них рассчитывается, исходя из продолжительности занятий (средняя стоимость обучения за неделю составляет порядка 350 евро, проживание и питание прибавляет к сумме около 30 евро в сутки). При составлении программы кандидат может подтвердить свои знания перед комиссией и продолжить обучение только по модулям, в которых он не компетентен.

Следующим вариантом является обучение в Москве, которое будет организовано на базе нескольких ресторанов и учебных заведений. «Для работы с группами мы будем приглашать преподавателей и шеф-поваров, обладателей звезд «Мишлена», – обещает Ирина Рубачева.

Большая разница

Подготовка специалистов ресторанного дела включает в себя не только изучение технологий приготовления пищи и вопросов санитарии и гигиены. Значительное место отведено менеджменту, бухгалтерии, информационным системам и пр.

В отличие от российских школ, серьезное внимание здесь обращается на обучение основам экономики производства (формирование стоимости продукции, расчет себестоимости блюд, калькуляция, рентабельность меню и т.д.). Также изучаются особенности работы с местными продуктами, фруктами, колбасными изделиями. Время отводится и на кондитерское мастерство, и на альтернативную кухню.

Школа обладает хорошей технической базой. Занятия проводятся как в лекционных помещениях, так и на профессиональной кухне, оснащенной самым современным оборудованием немецких производителей (Bosch, Kupersbusch и др.). В школе есть Wi-Fi, компьютерный зал, флип-чарты, видео-проектор, телевизор и DVD-плеер.

Условия проживания также весьма комфортны: студенты размещаются в одноместных и двухместных номерах, в которых есть ванная комната, гардероб и бизнес-зона. В отдельном помещении расположена столовая, рассчитанная на 100 человек. Недалеко от усадьбы есть открытый бассейн, футбольное поле и тренажерный зал. Помимо этого, инфраструктура включает рестораны, магазины и предприятия сферы услуг. И, конечно, вокруг тысячи гектаров леса и горы для туризма, катания на лыжах и снегоходах. До лыжного склона курсируют маршрутные автобусы.

Вперед, Россия!

Директор французской школы «Афрат» Оливье Сан-Аман поведал нам об успехах российских студентов и рассказал о планах, связанных с развитием филиала в Москве.

HM: Какое место школа «Афрат» занимает на образовательном рынке Франции?

О.С.-А.: Эта школа единственная в своем роде. В целом, во Франции много школ, готовящих специалистов для гостиничного и ресторанного бизнеса. Они обучают молодежь в возрасте от 14 до 20 лет. Студенты поступают в эти учреждения по конкурсу и получают государственные дипломы народного образования. Школа же «Афрат» в первую очередь обучает взрослых, а зачисление зависит от бизнес-плана. Учебные курсы адаптируются к коллективным и индивидуальным проектам, а также к региону, в котором будет реализовываться программа. Учитываются потребности на местах, культурные ценности, используются местные продукты. Выпускники получают диплом о профессиональной подготовке, который зарегистрирован в государственном регистре. Во Франции только наша школа имеет право выдавать такой документ, который признается во всем ЕЭС.

HM: Среди студентов много иностранцев?

О.С.-А.: На сегодняшний день школа подготовила ряд иностранных специалистов из таких стран, как Германия, Ирландия, Италия и др. Обучение прошли и несколько русских специалистов, которые сегодня успешно работают в качестве шефов-кюзинье (шеф-поваров). Некоторые из них открыли свои собственные рестораны во Франции и в России. Например, Стелла Осипова, студентка из России, пройдя обучение в школе в 2007 году, два года назад открыла свой собственный ресторан в центре крупного французского города.

HM: С чем связано решение о выходе на российский рынок?

О.С.-А.: Мы решили выйти на российский рынок, так как понимаем актуальность хорошего профессионального образования в России. Здесь налицо необходимость в достаточно большом количестве специалистов высокой квалификации, особенно в свете предстоящей Олимпиады в Сочи. Нашим первым шагом стал выбор российского партнера школы. Мы искали компанию с интересными, успешными проектами и нестандартными подходами. Внимание привлекла проектно-консалтинговая компания Restarator .

В феврале этого года в Москве состоялась встреча, в ходе которого руководство школы в лице Мишеля Куба, Оливье Сан-Амана и Людмилы Миляр вместе с генеральным директором компании Restarator Ириной Рубачевой , являющейся представителем школы «Афрат» в Москве, обсудили взаимные интересы и возможности, а также наметили основные пути сотрудничества и очертили первые планы.

HM: Что еще сделано на сегодняшний день?

HM: Где будет проходить обучение?

О.С.-А.: Традиционно обучение проводится на территории школы, во французских Альпах, в городе Отранс, но преподаватели готовы проводить обучение и в России, по конкретно поступившей заявке. Обучение проводится на французском языке с синхронным переводом. В перспективе «Афрат» планирует подготовить преподавателей для московского филиала, а также разработать новые программы обучения. В рамках нашего партнерства мы нацелены объединить известных французских и русских рестораторов, у которых наши студенты смогут проходить практику.

Школа гостеприимства

Летом 1855 года к Тургеневу в Спасское приехали его друзья - Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и В. П. Боткин. Григорович вспоминал, что первая минута знакомства со Спасским произвела в гостях легкое разочарование. По рассказам все ожидали увидеть старинный, обширный барский дом, полный, как чаша, нескончаемый парк, леса на несколько верст в окружности и соседку красавицу М. Н. Толстую.

Ожидания не оправдались: после пожара старого дома осталась только его часть, парк оказался садом, на всем лежала печать запустения, до леса было около двух верст. Стали подтрунивать над Тургеневым, упрекая его в преувеличениях. Гостеприимный хозяин подхватывал шутки, превращая их в язвительный шарж. Возникла идея пьесы о некоем дворянине, неожиданно получившем в наследство деревню, в которой ему бывать не доводилось. На радостях он приглашает в новое имение и друзей, и всяких встречных, в ярких красках описывает прелести деревенской жизни, богатейшую обстановку огромного дома. Однако, приехав в деревню с женой и детьми, хозяин видит крайнее запустение, беспорядок, развал. Он в отчаянии. И в это-то время к нему жалуют гости с самыми разными вкусами, привычками, взглядами на жизнь. Начинается неудовольствие, ссоры, столкновения. Среди съехавшейся пестрой братии объявляется и некий желчный господин, напоминающий Чернышевского и наводящий на сборище гостей нервную дрожь своими язвительными выходками. Жена хозяина не выдерживает и вместе с детьми бежит из дома. Но гости все прибывают. Несчастный помещик совсем теряет голову, и когда кухарка объявляет, что за околицей показались еще два тарантаса, он в изнеможении падает на авансцене и говорит ей ослабевшим голосом: «Аксинья, поди скажи им, что мы все умерли!» «Нет, нет! - поправил Боткин. - Вы, Иван Сергеевич, кричите: «Спасите меня, я единственный сын у матери!»

Комедия сочинялась коллективно, каждый в меру своих сил упражнялся в остроумии, и порой дружный хохот сотрясал стены спасского дома. Решили назвать новоиспеченную комедию «Школа гостеприимства» и сделать предложенный Боткиным финал. Желчный литератор бросал зажженную спичку на солому, служившую ему постелью: «Пускай горит! Он накормил нас тухлыми яйцами!» Раздавался крик: «Пожар!» Вбегал хозяин (Тургенев) и выкрикивал злополучную фразу о спасении.

Весёлый фарс был разыгран в присутствии гостей-соседей, среди которых была и Мария Николаевна Толстая. Гостей наехало так много, что они с трудом разместились в самой большой комнате спасского дома. Так получилось, что слух о спектакле в Лутовинове быстро распространился по всему уезду; со всех концов посыпались письма с просьбой получить приглашение на игру известных русских литераторов. Тургенев всё это время страшно суетился, уверяя, что отказать просьбам - значило бы перессориться со всем уездом.

По предчувствию или по случайному совпадению, но «Школа гостеприимства» предвосхищала тот распад дружеского редакционного круга «Современника», который вскоре должен был произойти. Неспроста, во всяком случае, среди гостей неразборчивого домохозяина появилась колючая фигура «желчного» литератора.

Свои первые критические статьи Чернышевский опубликовал в «Современнике» в 1854 году. Весной 1855 года он защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая вызвала раздражение Тургенева элементами утилитарного отношения к искусству, названному Чернышевским «суррогатом действительности».

Однако в Спасском возникали споры о другом. А. В. Дружинина задела статья Чернышевского «Об искренности в критике», опубликованная в «Современнике». Его оскорбил резкий и откровенно бескомпромиссный тон этой статьи.

Литератор должен держаться вдали от мизерного ратоборства и не терять хладнокровия в книжном споре, - заявлял Александр Васильевич.

Всё это раздражение, которым проникнута статья «клоповоняющего» господина Чернышевского, - следствие физиологического расстройства печени, и не более, - подхватывал Д. В. Григорович.

А я считаю, - утверждал Тургенев, - что в Чернышевском при всех его крайностях есть страстность, необходимая всякому критику. Вспомним хотя бы незабвенного Виссариона Григорьевича. Что может быть желчнее и резче его письма к Гоголю? Нет, любезнейший Дмитрий Васильевич, Чернышевский понимает потребности действительной современной жизни - и в нем это не проявление расстройства печени, а самый корень всего его существа.

Уже здесь, в Спасском, начинался знаменитый спор о «пушкинском» и «гоголевском» направлении в развитии русской литературы, который вскоре возникнет между Дружининым и Чернышевским на страницах «Библиотеки для чтения» и «Современника». Дружинин утверждал, что нельзя всей русской словесности питаться традицией гоголевских «Мертвых душ».

Нам нужна поэзия! А именно поэзии-то и мало в последователях Гоголя, нет её в излишне реальном направлении многих новейших деятелей. Против этого однобокого сатирического направления, к которому привело нас неумеренное подражание Гоголю, поэзия Пушкина может служить спасением.

Я согласен с вами, что одностороннему сатирическому направлению в качестве противовесия нужно возвращение к пушкинским традициям. Но при этом, дорогой Александр Васильевич, вы не хотите замечать исторического значения Гоголя. Вот что досадно в вашей позиции. Она настолько однобока, что ваша полуправда выходит кривдой. Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством - а есть интересы высшие поэтических интересов. Момент самопознания, критики так же необходим в развитии народной жизни, как и в жизни отдельного лица. Вы же о Пушкине говорите с любовью, а Гоголю отдаете только справедливость, что, в сущности, никогда не бывает справедливо. То же самое я могу сказать и о противнике вашем, Чернышевском, у которого любовь к Гоголю часто оборачивается лишь терпимым отношением к Пушкину. «Противоположное общее место»! Хотя, положа руку на сердце, я скорее отдаю предпочтение вашему противнику. Хотите знать почему? Да потому, что и для Пушкина литература никогда не была «чистым художеством», и если вы хотите любить всего Пушкина, то надо вспомнить и его «Деревню», и «Послание в Сибирь», и «Вольность», и «Памятник», наконец.

В споре, положившем начало размежеванию революционеров-демократов с либералами, Тургенев и далее останется «арбитром»: «Чернышевский, без всякого сомнения, лучший наш критик и более всех понимает, что именно нужно, - напишет он в 1856 году из-за границы, - вернувшись в Россию, я постараюсь сблизиться с ним более, чем до сих пор».

Но в Спасском разногласия не омрачали еще дружеских симпатий членов этого кружка, подобно легким тучкам в ясную солнечную погоду. В жизни Тургенева летние дни 1855 года останутся в числе лучших его воспоминаний.

Когда друзья уехали, писатель вплотную приступил к работе над «Рудиным». В перерывах единственной и желанной пристанью оставалось для него Покровское. Мария Николаевна Толстая вспоминала, что Тургенев привозил с собою главы и части еще не отделанного и не завершенного романа, читал их вслух и внимательно выслушивал замечания.

Так в серьезных домах, - говорил он, - не заставляют гостей любоваться своими детьми. Еще можно, пожалуй, показать их на крестинах, а потом уже нечего их выводить, пока не станут большими.

«Я помню, - рассказывала Мария Николаевна, - как он читал нам «Рудина», который и мне и мужу очень понравился. Мы были поражены небывалой тогда живостью рассказа и содержательностью рассуждений. Автор беспокоился, вышел ли Рудин действительно умным среди всех остальных, которые больше умничают. При этом он считал не только естественной, но и неизбежной растерянность этого «человека слова» перед сильнейшей духом Натальей, готовой и способной на жизненный подвиг».

Перед своим отъездом из Спасского в Москву Тургенев обратился к Льву Николаевичу Толстому с первым своим письмом:

«Я давно собирался затеять с Вами хотя письменное знакомство, любезный Лев Николаевич, за невозможностью - пока - другого; теперь, уезжая из дома Вашей сестры в Петербург - хочу привести в исполнение это давнишнее намерение. Во-первых, благодарю Вас душевно за посвящение мне Вашей «Рубки лесу» - ничего еще во всей моей литературной карьере так не польстило моему самолюбию. Ваша сестра, вероятно, писала Вам, какого я высокого мнения о Вашем таланте и как многого от Вас ожидаю - в последнее время я особенно часто думал о Вас. Жутко мне думать о том, где Вы находитесь. Хотя, с другой стороны, я и рад для Вас всем этим новым ощущениям и испытаниям, - но всему есть мера - и не нужно вводить судьбу в соблазн, - она и так рада повредить нам на каждом шагу. - Очень было бы хорошо, если б Вам удалось выбраться из Крыма - Вы достаточно доказали, что Вы не трус, - а военная карьера все-таки не Ваша. Ваше назначение - быть литератором, художником мысли и слова».

На пути из Спасского в Петербург Тургенев собирался навестить в Абрамцеве Сергея Тимофеевича Аксакова. Но там его ждал тяжелый удар, второй в этом году, после известия о падении Севастополя в августе 1855 года. В Москве Тургенев оказался на похоронах Т. Н. Грановского. «Давно ничего так на меня не подействовало, - писал он С. Т. Аксакову. - Потерять этого человека в теперешнюю минуту - слишком горько - с этим, вероятно, согласятся все, к какому бы образу мыслей ни принадлежали. Самые похороны были каким-то событием - и трогательным - и возвышенным».

Размышляя перед открытым гробом друга о капризах жестокой судьбы, о непрочности человеческого существования, Тургенев думал о тщете взаимных обид, которые наносили друг другу славянофилы и западники. Ведь, в сущности, и те и другие душой болели за Россию, у тех и у других был один общий враг - крепостное право. И вот теперь, когда наступает время великих дел, смерть выбивает лучших из рядов мыслящих людей... Эта смерть указывает нам на то, что мы должны теснее держаться друг за друга, терпимее относиться к различиям в наших взглядах и объединяться в главном и существенном, что нас сближает. Тургенев жмет руку Некрасову в ответ на его письмо из Петербурга, «как на сражении товарищ жмет товарищу руку, когда картечь вырывает лучших из рядов». Одновременно он обращается с призывом к примирению и в стан славянофилов: «Время, в которое мы живем, принадлежит к числу тех, которые повторяются слишком редко - и все люди мыслящие, любящие свою родину, должны желать сближения и духовного сообщения». Эта выстраданная Тургеневым убежденность будет ведущей и центральной в преддверии реформы 1861 года.

Редакционный кружок «Современника» с нетерпением ждал нового тургеневского романа. По возвращении в Петербург Тургенев устроил публичное чтение. Друзья давали ему советы, которые он внимательно выслушивал без «малейшего признака самолюбивого укола» и учитывал при доработке. Заново переписывались страницы, посвященные студенческой жизни Лежнева и Рудина, был доработан эпилог - встреча Рудина на постоялом дворе. Строки о гибели героя на парижских баррикадах были внесены в роман позднее как завершающий штрих на его трагическую фигуру. Атмосфера единомыслия, взаимопонимания, согласия казалась Тургеневу тем идеальным состоянием, в котором и должны пребывать мыслящие патриоты России.

Но вскоре тургеневская мечта была подвергнута первому суровому испытанию. 19 ноября в Петербург приехал Лев Николаевич Толстой и прямо с Московского вокзала явился на квартиру к Тургеневу. Встреча эта была для автора «Записок охотника» особенно радостной и долгожданной. Он уговорил Толстого поселиться вместе и 3 декабря писал Боткину: «Ты уже знаешь от Некрасова, что Толстой здесь и живет у меня... Человек он в высшей степени симпатичный и оригинальный. Но кого бы ты не узнал - это меня, твоего покорного слугу. Вообрази ты меня, разъезжающего по загородным лореточ-ным балам, влюбленного в прелестную польку...» Вырвавшись из севастопольского ада, Толстой предавался самозабвенному прожиганию жизни, а Тургенев, как заботливая нянька, всюду ходил за ним, укоризненно вздыхая и разводя руками, - в «виде скелета на египетском пире», по язвительному определению А. В. Дружинина.

Через несколько дней после приезда Толстого в Петербург к Тургеневу заглянул Фет и застал следующую картину:

«Когда Захар отворил мне переднюю, я в углу заметил полусаблю с анненской лентой.

Что это за полусабля? - спросил я, направляясь в. дверь гостиной.

В продолжение часа, проведенного мною у Тургенева, мы говорили вполголоса из боязни разбудить спящего за дверью графа.

Вот всё время так, - говорил с усмешкой Тургенев, - вернулся из Севастополя с батареи, остановился у меня и пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты всю ночь; а затем до двух часов спит как убитый. Старался удерживать его, но теперь махнул рукою».

Тургенев был на десять лет старше Толстого, и в его отношениях к молодому писателю проскальзывала постоянно отеческая забота и нежность. Он добровольно и совершенно искренне взял на себя поначалу роль старшего наставника. Тургеневу казалось, что он имел на это полное право: благодаря широчайшей своей образованности он видел зияющие пробелы в философской, литературной, общекультурной подготовке Толстого. Деликатно, однако упорно и настойчиво он пытался привить Толстому любовь к Шекспиру, интерес к личности Станкевича и Белинского, Герцена и Огарева. Кое-что ему удалось. Когда Толстой по настоянию Тургенева познакомился с только что опубликованными П. В. Анненковым письмами Н. В. Станкевича, он сказал:

Вот человек, которого я любил бы, как себя. Веришь ли, у меня теперь слезы в глазах - я нынче только кончил его и ни о чем другом не могу думать... И зачем? За что мучилось, радовалось и тщетно желало такое милое, чудное существо.

14 декабря 1855 года, в тридцатилетие со дня восстания декабристов, Тургенев организовал у себя литературный вечер, на котором познакомил Толстого с Н. П. Огаревым. Огарев читал только что законченную поэму «Зимний путь». Для Толстого люди 40-х годов были людьми иного, не знакомого ему поколения; он не знал ни искусов отвлеченного немецкого идеализма, ни мучительных поисков истины во мраке николаевского царствования, ни трагизма одинокого, предоставленного самому себе существования. Утонченный интеллект и духовная щепетильность этих людей казались подчас Толстому несколько манерными и искусственными.

Однако по сравнению со своими старшими литературными собратьями Толстой имел немало преимуществ, которые давали ему право смотреть на петербургских литераторов не только снизу вверх, но еще и со стороны. Кто из этих прекраснодушных и милых людей видел «кровь, грязь, страдания и смерть» в той мере, в какой испытал их одаренный повышенной чувствительностью и восприимчивостью художественной натуры Лев Толстой? Вот они восхищаются европейской культурой, часами могут рассуждать о Жорж Санд, о Теккерее, о Диккенсе, с преклонением говорить о Шекспире... Их бы провести по Севастополю, заставить взглянуть на маджару, доверху наполненную окровавленными покойниками, или вдохнуть удушающий запах гниющих трупов солдат среди цветущей долины! Вот и Огарев читает свои стихи с задушевной и задумчивой прелестью, которая завораживает, покоряет сердце пронзительной правдивостью. Но почему-то Толстого раздражают огаревские сетования на людей:

Но к делу! В сей юдоли слез

Есть люди вне беды и гроз,

Которых жгучие печали

Бог весть как в жизни миновали...

Раздражают не случайно: ему кажется, что и сам Огарев, и Тургенев, и Дружинин, и весь петербургский ареопаг - «люди вне беды и гроз». И потому с особым чувством упрека идеалистам сороковых годов Толстой читал о поведении князя Гальцына в «Севастополе в мае», когда он выскакивал из военного госпиталя: утонченные нервы не выдерживали криков раненых, отрезанных рук и ног, окровавленных тел. Что стоят «жгучие печали» петербургских литераторов по сравнению, например, с такой картиной:

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных, высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мёртвых в Севастополе; сотни людей - с проклятьями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и всё так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

Какая невиданная и неведомая никому из окружавших его умных людей, раздирающая душу, ни с чем не сообразная кровавая драма оказывалась вплавленной в типично тургеневский пейзаж, перекликающийся с финальными строками «Вежина луга» о «прекрасном светиле».

Но ни Тургеневу, ни Дружинину, ни Фету не был понятен психологический источник того душевного бунта, того духа противоречия, который периодически шокировал их в поведении и поступках молодого Толстого. Григорович вспоминал, как по пути на обед в редакцию «Современника» он специально предупредил Толстого, что следует удерживаться от нападок на Жорж Санд, перед которой фанатически преклонялись люди 40-х годов.

Обед проходил благополучно; Толстой был довольно молчалив. Но вот речь зашла-таки о Жорж Санд. Тургенев стал расточать похвалы новому ее роману и высказывать особое восхищение ее эмансипированными женщинами. Одна из таких героинь, как известно, была предметом роковой любви писателя. Толстой не выдержал и заявил, что героинь ее романов, если бы они существовали в действительности, следовало бы, ради назидания, привязывать к позорной колеснице и возить по петербургским улицам. С Тургеневым чуть не сделалось плохо, и вечер закончился ссорой.

Дело было не только в нетерпимости Толстого ко всякого рода авторитетам, как казалось Д. В. Григоровичу, или в дерзости неперебродивших, бунтующих молодых сил, как думалось Тургеневу. Толстой пришел в этот кружок со стороны, из жизни, исполненной сверхчеловеческого напряжения, неслыханных и невиданных мук и жертв. Он видел русскую жизнь в минуту такого испытания, когда на карту была поставлена национальная самостоятельность, национальная судьба. На севастопольских бастионах ему открылись воочию подлинные и мнимые ценности жизни в самом чистом и незамутненном виде. Толстой увидел тщеславие верхов и неподдельный, негромкий героизм простого солдата, согретый стыдливой в русском человеке теплотою патриотизма. Там, под неприятельскими снарядами, становилась очевидной глубокая мудрость народной пословицы - «на всякого мудреца довольно простоты», война упрощала все отношения между людьми, отсеивала всё усложненное и обнажала неразложимое и простое.

В интеллектуальной утонченности петербургских литераторов Толстой видел прежде всего ненужную, затемняющую нагую суть вещей риторику и фразу, их разговоры об убеждениях казались ему лишь словами. Тургеневское стремление выводить истину из сложного лабиринта сбалансированных противоречий казалось Толстому лишь «податливостью во все стороны».

Я не могу признать, - заявлял он, - чтобы высказанное вами было вашими убеждениями. Я стою с кинжалом и саблею в дверях и говорю: «Пока я жив, никто сюда не войдет!» Вот это убеждение. А вы друг от друга стараетесь скрыть сущность ваших мыслей и называете это убеждением.

Зачем же вы к нам ходите? - задыхаясь и голосом, переходящим в тонкий фальцет (при горячих спорах это постоянно бывало), говорил Тургенев. - Здесь не ваше знамя! Ступайте к княжне...

Зачем мне спрашивать у вас, куда мне ходить! И праздные разговоры ни от каких моих приходов не превратятся в убеждения...

«Голубчик, голубчик, - говорил захлебываясь и со слезами смеха на глазах Григорович Фету. - Вы себе представить не можете, какие тут были сцены. Ах, боже мой! Тургенев пищит, пищит, зажмет рукою горло и с глазами умирающей газели прошепчет:

Не могу больше! у меня бронхит! - и громадными шагами начинает ходить вдоль трех комнат.

Бронхит, - ворчит Толстой вослед, - бронхит - воображаемая болезнь. Бронхит это металл!

Конечно, у хозяина - Некрасова - душа замирает: он боится упустить и Тургенева и Толстого, в котором чует капитальную опору «Современника», и приходится лавировать... В предупреждение катастрофы подхожу к дивану и говорю:

Голубчик, Толстой, не волнуйтесь! Вы не знаете, как он вас ценит и любит!

Я не позволю ему, - говорит с раздувающимися ноздрями Толстой, - ничего делать мне назло! Это вот он нарочно теперь ходит взад и вперед мимо меня и виляет своими демократическими ляжками!»

Увы! Первые стычки с Толстым оказались лишь «генеральной репетицией» той драмы, которую суждено будет пережить Тургеневу с его либеральными, всепримиряющими убеждениями в 60-е годы. В литературной и общественной жизни происходила смена поколений. Сомневающихся, анализирующих каждый свой поступок, рефлексирующих «гамлетов», «лишних людей» вытесняли цельные характеры демократов, болезненно чувствительных к либеральной фразе, предпочитающих дело умному многословию. В лице Толстого Тургенев впервые столкнулся с личностью нового, демократического склада ума и характера. Вскоре ему придется вступить в спор с куда более бескомпромиссными и радикальными оппонентами; всякая надежда на союз и взаимопонимание с ними окажется неосуществимой...

Толстой никак не может принять тургеневской широты и веротерпимости, тургеневского недоверия ко всякого рода конечным истинам, «последним словам» и «системам». Только бесхребетности, например, он может приписать следующие обращенные к нему советы Тургенева: «Глядеть налево так же приятно, как направо - ничего клином не сошлось - везде «перспективы»... - стоит только глаза раскрыть. Дай Бог, чтобы Ваш кругозор с каждым днем расширялся! Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, которые хотят её за хвост поймать; система - точно хвост правды, но правда, как ящерица: оставит хвост в руке - а сама убежит: она знает, что у ней в скором времени другой вырастет».

Из книги Моя школа автора Бондин Алексей Петрович

Моя школа

Из книги Дмитрий Иванович Менделеев автора ПИСАРЖЕВСКИЙ О

VI. НЕКОТОРЫЕ ТОНКОСТИ ГОСТЕПРИИМСТВА Буржуазные германские историки охотно и распространенно повествовали о том, как молодые иностранные ученые, скажем, те же химики, попадали под гостеприимную сень немецкой науки… Они предусмотрительно умалчивали о бессовестном

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Границы гостеприимства В глубоко советские времена один ответственный партийный работник был послан с миссией в Иерусалим - речь шла об имущественных вопросах, связанных с владениями Русской православной церкви. Но рассказ будет не о недвижимости, а в некотором смысле

Из книги Неужели это я?! Господи... автора Басилашвили Олег Валерианович

Школа Школа – рядом. Быстро перебежать Покровку, перемахнуть трамвайные рельсы, и вот он, Колпачный переулок, где второй дом от угла – школа.Многих своих учителей я помню до сих пор. Математик Красников, молодой человек в сапогах, галифе и френче без погон, отлично понял,

Из книги Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) автора Ли Куан Ю

НЕ ПРОЯВИМ ГОСТЕПРИИМСТВА К ТАЛАНТАМ - НЕ БУДЕМ РАЗВИВАТЬСЯ - И все же мы до сих пор пытаемся создать себе имя, как промышленный центр, и входим в новые области, такие, как медико-биологические науки...- Действительно, мы вступаем в такую активно развивающуюся область, как

Из книги Память сердца автора Мамин Рустам Бекарович

Школа По дороге в Опаринки, в густом лесу, была еще и деревня Видное. В деревне пять домов; я не помню, чтоб там были у кого-то огороды – сплошной лес. В маленькой избе – школа, где учились дети из Опаринок. Туда мы с сестрой поступили в первый класс. Мне было шесть лет, сестре

Из книги Чеканка автора Лоуренс Томас Эдвард

9. Школа Мы считали шуткой слухи о школе и учителях: но вот мы затихаем в гулкой комнате, где между выступами сосновых парт утопают небольшие углубления, залитые чернилами, и получаем возможность снова вернуться в детское состояние. «Есть только одна вещь, - говорит

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Школа В школу я поступила сразу во второй класс, так как дома меня научили уже хорошо читать и писать. В девять лет характер был у меня еще открытый и веселый, я легко завоевала авторитет в классе и была два года старостой. Учительница часто опаздывала к первому уроку.Тогда

Из книги Звезда в шоке автора Зверев Сергей Анатольевич

Школа - раз, школа - два, закружилась голова Когда мне было шесть лет, мама вышла замуж, и мы уехали в Усть-Каменогорск. Поселились в большом частном доме. Там я пошел в первый класс.Школа, в которой я начал учиться, находилась далеко от дома. Мне сразу она не понравилась,

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Школа В школу меня отдали в неполные семь лет и по величайшему блату. До семи детей принимать строго запрещалось, но отец постарался. У нас уже было трое детей, и все младше меня, и четвертый вот-вот должен был появиться. Так что хоть одну удалось пристроить. Тем более школа

Из книги Записки простодушного автора Санников Владимир Зиновьевич

ШКОЛА Я о ней мечтал, и она меня не разочаровала.Воткинские школы располагались в больших добротных кирпичных зданиях, классы светлые, чистые. А главное - столько интересного говорят на уроках! Правда, мне было скучновато, когда показывали буквы, читали по складам,

Из книги Триумвират. Творческие биографии писателей-фантастов Генри Лайон Олди, Андрея Валентинова, Марины и Сергея Дяченко автора Андреева Юлия

Школа Мнением учителей о своей персоне никогда не интересовался. Поведения в школе я был примерного, вопрос лишь в том, для кого могу являться примером? А. Валентинов В школу Андрей пошел в семь лет. Это была самая обычная школа, единственным достоинством которой

Из книги Обречены на подвиг. Книга первая автора Григорьев Валерий Васильевич

Кусары, не школа младших авиаспециалистов, а школа будущих асов Но тогда все виделось в радужном свете. К тому же мы так и не успели по-настоящему оценить командира, которому фамилия, наверное, не досталась с потолка. Уже через пару дней нас с десятью такими же

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

Школа В школе учиться было совершенно не трудно. За пятерками не гнался, скорее самообразовывался. Без какой-либо системы. Общего развития хватало на среднюю оценку. К тому же, представляя школу на всяческих смотрах самодеятельности, был полезен начальству. Никакой

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

8. Школа В шесть лет мальчика отдали в школу – народную Домшуле Оснабрюка, в которой он проучился четыре года. В 1908 году Ремарки переехали в отдаленный район города. И добираться до школы стало совсем непросто. Мальчика перевели в другую народную школу – Йоханнисшуле.

Из книги Варлам Шаламов автора Шкловский Евгений Александрович

Школа зла «Лагерь же - мироподобен. В нем нет ничего, чего не было бы на воле, в его устройстве социальном и духовном, - писал Шаламов. - Лагерные идеи только повторяют переданные по приказу начальства идеи воли. Ни одно общественное движение, кампания, малейший поворот

В детстве мне всегда нравилось, когда в дом приходили гости – друзья родителей, дедушек и бабушек. Это могли быть шумные компании по случаю праздников, могли быть более скромные посиделки на двоих-троих-четверых. Конечно, мне нравилось и внимание, которое обращали на меня, ребёнка. Но это внимание было непостоянным, а иногда и совсем уж минимальным. А мне всё равно было как-то приятно присутствие в нашем доме этих людей… Хотел написать «посторонних», но они, понятное дело, не были посторонними. Как правило, это были люди, с которыми у моих родных сложились давние тёплые отношения – дружеские, приятельские. Даже если их голоса долетали до меня из другой комнаты, а смысл «взрослых» разговоров оставался непонятным, всё равно было как-то хорошо оттого, что в доме гости.

Советская открытка-приглашение

Ночевали у нас гости редко. Случалось, что приезжали гости из других городов. И я как-то даже подумать не мог, что вот они могли бы жить в гостинице. То есть кто-то, конечно, гостиницу даже предпочитал, но если уж приезжали и останавливались у нас, это представлялось чем-то абсолютно нормальным, а не из ряда вон выходящим.

Надо сказать, что мои родители и старшие родственники были и являются самыми обычными людьми, без малейшего налёта аутсайдерства и хиппизма. Просто у них сохранились базовые представления о гостеприимстве. В детстве мне давали много полезных советов, подавали много хороших примеров, но, увы, мало чему из этого я последовал. Гостеприимство – как раз из того немногого, чему я всё-таки научился в семье, несмотря на свою нерадивость. И как уже сказано выше, когда в доме были гости, мне было хорошо. Что же в этом было хорошего?

От природы я не очень коммуникабельный человек. И вообще далеко не всегда хочу активно общаться с людьми. Но даже в такие периоды мне тепло, если где-то поблизости есть тёплая и готовая меня принять компания. Компании весело, спокойно и даже вкусно – слышу это по долетающим до меня интонациям, и эти звуки меня согревают. В детстве я, конечно, не думал об этом, просто ощущал. Пир друзей – распространённый образ, показывающий возможность единения между людьми. На этом пиру бездны между нами уменьшаются, через них перекидываются мосты. Иногда эти бездны и вовсе исчезают. Не случайно и Господь Иисус Христос уделяет такое внимание совместной трапезе близких людей – первое описанное чудо совершает на свадьбе, а о грядущем Царстве Божием говорит, как о пире.

Когда в гости приходят друзья взрослых членов семьи, они так или иначе обращают внимание на детей. Не всегда детям может это внимание быть по нраву – люди разные, по-разному себя ведут. А для ребёнка такие встречи оказываются возможностью приобрести полезные социальные навыки – например, ценить прежде всего доброе расположение собеседника, а не то, как он это расположение выражает. Но если манера общения гостя ребёнку импонирует, то ценным оказывается общение с доброжелательным, заинтересованным, но не менторствующим взрослым. Папа и мама редко могут расслабиться в твоём присутствии, поэтому в любой момент они могут прервать самый интересный и важный рассказ указаниями: «Не сутулься! Держи ложку правильно!» и т. п. Они, конечно, это так из-за того, что заботятся о тебе. Но настроение как-то становится уже не то… Друг родителей, если уж взялся с тобой поиграть или поговорить, нотаций читать не будет, а если и где-то подкорректирует тебя, то сделает это гораздо деликатнее.

Но и родных людей, с которыми живёшь бок о бок, во время посещения гостями вашего дома узнаёшь с неожиданных сторон. Из моих родственников в этом смысле самое большое впечатление на меня произвела бабушка, мама моей мамы.

Она была хорошей рассказчицей, и в жизни её произошло много интересных событий, некоторые из них и тогда расценивались мной не иначе как приключения. Но если она и рассказывала что-то непосредственно мне, то эти рассказы неизбежно адаптировались ей «для ребёнка». И гораздо интереснее было слушать истории так, как она рассказывает их в компаниях. Дело не в том, что бабушка, раздухарившись, могла выдать что-то не предназначенное для детских ушей – нет, в этом смысле все мои родные себя контролировали (и правильно делали). Просто она начинала говорить в совсем другой манере – например, героями очередного рассказа становились не «один дядя» или «одна тётя», а люди с именами и какими-то характеристиками. А ещё через разговоры взрослых ведь можно совершать путешествия в незнакомые миры и времена не хуже, чем с помощью книг и фильмов.

И, конечно, если дома часто приходят друзья семьи или просто хорошие знакомые, если при надобности остаются ночевать, а иногда даже живут по нескольку дней или подолгу (мало ли какие бывают ситуации), то для ребёнка это становится школой гостеприимства. Открытый для гостей дом – не обязательно коммуна хиппи, это просто дом, где живут люди с нормальными представлениями о жизни, которые готовы принимать ближних не только в периоды изобилия. Во всём нужна разумная мера, и если превратить квартиру в проходной двор, где личные границы любого могут быть грубо нарушены в любой момент или вообще отсутствует понятие об этих границах, то выросшему в такой обстановке человеку, скорее, захочется в свой дом впускать вообще только немногих избранных и по особым случаям. А вот если в тесноте, да не в обиде, но во взаимном уважении, то тепло встреч навсегда останется в душах тех, чьё детство прошло в гостеприимном доме.

Фото: fotokonkurs.ru, Артем (Tako)

Как многие из вас наверное уже успели заметить, Бигпикча довольно много путешествует и по России и по миру. Естественно у нас есть возможность сравнивать уровень сервиса который предоставляют в отелях и ресторанах в нашей стране и к примеру, в Европе. Да, ситуация у нас конечно меняется к лучшему, но все равно «совка» даже в 4-5 звездочных отелях можно встретить сколько угодно.

Поэтому когда нас пригласили на открытие единственного в России, специализированного учебного заведения международного класса в сфере гостеприимства — SWISSAM в Санкт-Петербурге, мы конечно с радостью согласились. Ведь любопытно посмотреть как, кто и зачем собирается учить будущих шеф-поваров и управляющих отелей.

(Всего 26 фото)


1. Школа гостеприимства SWISSAM располагается в отдельно стоящем здании, прямо около м.Спортивная.


2. Несколько месяцев там продолжался капитальный ремонт, завозилось и настраивалось дорогостоящее оборудование (некоторое, между прочим, единственное в России) и сейчас школа гостеприимства объявила набор на свой первый учебный год.

3. Программа Interhational Hospitality managment разработана для тех у кого нет высшего образования (это три года обучения) и для тех, у кого есть высшее образование (даже непрофильное) и/или есть опыт работы в сфере сервиса от 3-х лет — 1 год. Выпускники могут претендовать на менеджерские позиции в ведущих отелях и ресторанах.

Программа Culinary Arts рассчитана на 2 года. Программа предназначена для тех, кто хочет стать поваром, кондитером или шеф-поваром, а также управляющим рестораном.


4. SwissAm выдаёт два вида дипломов партнёрских учебных заведений - швейцарского International Hotel Management Institute (IMI) и диплома Culinary arts, подтвержденного американским The Institute of Culinary Education (ICE). Иными словами, теперь в Питере можно будет получить качественное швейцарское образование за разумные деньги.


5. Кстати о деньгах: Стоимость обучения шесть тысяч евро за год при оплате два раза в год. Также возможны варианты оплаты в рассрочку. Возможно кому-то покажется дороговато, но обучении в той же Швейцарии обойдется намного дороже.

6. Ректор школы — Вальтер Шпалтенштайн. Нам удалось побеседовать с ним, интереснейший человек. Вот что он рассказывает о себе: «С 16-ти лет, когда я начал работать поваром в сети пятизвездочных отелей Movenpick, я постоянно убеждался в правильности моего выбора профессии и индустрии. Поднимаясь по карьерной лестнице, я работал в различных странах, кормил и встречал огромное количество людей. Я занимался тем, что приносило мне удовольствие, чувство удовлетворенности и материальный достаток. Но однажды случился поворот в моей жизни: канадское правительство предложило мне составить образовательную программу для обучения специалистов индустрии гостеприимства. Затем в Швейцарии, накопив опыт в образовательной сфере, я открыл свою бизнес-школу в Люцерне, где двадцать лет в качестве президента помогал студентам познавать секреты безупречного сервиса и изысканной кухни.»


7. Чтобы поступить в школу, надо написать два эссе. Одно на русском, а второе на английском языке. В первом вы расскажете об интересе к профессии и карьере, а вот второе уже покажет ваш уровень английского. Да-да, все обучение проходит исключительно на английском языке. И если в первый год вам помогать в учебе будет синхронный перевод, то на второй год уже придется обойтись без перевода, и более того, подучить еще один иностранный язык. Так что вот так, все серьезно:).

8. Вальтер Шпалтенштайн лично занимается набором преподавательского состава для SWISSAM, среди которого, более 60% будут составлять зарубежные преподаватели.


9. Далее несколько фотографий учебных классов, в которых возможно вы будете постигать азы высокой кухни.


10. Напомним, что обучение ресторанному бизнесу, ведется по программе и при полной методической поддержке американского партнера - The Institute of Culinary Education, одного из лучших учебных заведений такого рода в Нью-Йорке, мировой столице кулинарного образования.


11. К концу обучения студенты должны освоить основные методы приготовления всех видов самых изысканных блюд в соответствии с лучшими традициями и современными тенденциями кулинарного искусства, а также получат знания об управлении ресторанным бизнесом. Отлично готовить и управлять — этому вас, пожалуй, не научат нигде в России.

12. Судя по тому что нам показали и рассказали, то к концу обучения у вас не должно остаться белых пятен в знаниях о ресторанном бизнесе. А учитывая тот факт, что у вас будет высокий уровень английского языка, то набравшись опыта, вы с легкостью сможете вытеснить половину иностранных шеф-поваров, заполонивших российский рынок:).


13. Здесь будут обучать высокой кулинарии.


14. А это, единственный в России шоколадный класс. Ммммм, Бигпикча обязательно приедет к вам на мастер-класс:).

15. И даже библиотека вот-вот должна открыться.


16. На втором этаже расположились уютные аудитории для теоретических занятий.


17. В каждой группе, планируется не более 15-20 студентов.


18. Отличнейший вид из окна одной из аудиторий.


19. В учебных классах новые iMac.


20. В дни съемки, Вальтер и его помощники, активно заключали договора с крупнейшими питерскими отелями и ресторанами, где студенты будут проходить практику в «высокий сезон».


21. Практика будет продолжаться 17 недель. Наверное не надо объяснять насколько она будет важна для дальнейшего трудоустройства, сразу в серьезную компанию.


22. Бизнес-школа SWISSAM всегда рада гостям. В июле-сентябре в школе проходят «гостеприимные четверги SWISSAM», в которых примут участие Юлия Высоцкая, Алексей Зимин, Борис Бурда, Лев Лурье, Илья Лазерсон. Пройдут мастер-классы от ведущих шеф-поваров. Представлять гостей будут преподаватели школы.


23. Ректор SWISSAM Вальтер Шпалтенштайн и преподаватели школы всегда готовы ответить на вопросы гостей и абитуриентов.


24. Прием в бизнес-школу управления в индустрии сервиса SWISSAM уже идет, а первые студенты зачислены.


25. Бигпикча от всей души желает Вальтеру и его команде удачи, сил и терпения в том нелегком, но жутко интересном и очень нужном всем нам деле, которое он затевает в Петербурге. Ну а мы будем обязательно следить за этим проектом и рассказывать о его, уверены успешном, развитии.