Чем занимался иван дмитриевич сытин. Гений коммерции и вдохновенный книжник. «Я вышел из школы ленивым»

Память о Иване Сытине

23.11.1934

Русский Предприниматель

Книгоиздатель и Просветитель

Иван Сытин родился 5 февраля 1851 года в селе Гнездниково, Костромская губерния. Вырос в семье волостного писаря. Будучи старшим в семье рано начал работать помощником скорняка и в книжной лавке. В двадцать пять лет женился и, купив машину для литографической печати, открыл свою типографию, которую назвал «Первой Образцовой типографией».

Большую прибыль принес ему выпуск карт с места, где проходили бои в русско-турецкой войне. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке Сытин награжден бронзовой медалью за книгопечатную продукцию. Выступил инициатором открытия издательства, которое печатало бы книги по доступным ценам. Так создалось издательство «Посредник», которое публиковало произведения Ивана Тургенева, Льва Толстого, Николая Лескова.

Сытин придумал издавать ежегодные календари, которые одновременно исполняли роль справочных пособий. Впервые такой «Всеобщий календарь» выпущен в 1885 году, через год календарь вышел тиражом в 6 миллионов экземпляров, а в 1916 году более 21 миллиона.

В 1890 году Сытин вошел в состав Русского библиографического общества, издавал журналы «Книговедение», «Вокруг света», «Модный журнал», «Вестник школы» и многие другие, газету «Русское слово», издания для детей «Пчелка», «Мирок», «Друг детей». Крупным издательским проектом Сытина стала «Военная энциклопедия». С 1911 по 1915 год вышло 18 томов, но издание осталось незавершенным.

Типография Ивана Дмитриевича являлась одной из основных использующих «заемный труд», то есть практически все отдавалось «на подряды» мелким владельцам. На этих рабочих не распространялись никакие, пусть и небольшие льготы «кадровых» служащих. Однако своих рабочих Сытин не баловал, так как являлся очень прижимистым.

Однажды подсчитал, что знаки препинания составляют около 12 % набора, и, подумав, решил платить наборщикам только за набранные буквы. Между тем набор в то время осуществлялся вручную, и рабочему безразлично, берет он из кассы букву или запятую; трудовые усилия в обоих случаях казались одинаковы, поэтому предложение Сытина наборщики встретили в штыки.

Возмущенные рабочие 11 августа 1905 года выдвинули хозяину требования: сократить рабочий день до 9 часов и увеличить заработную плату. Сытин согласился сократить рабочий день, но свой приказ, не платить за знаки препинания оставил в силе. И тогда началась стачка, которую подхватили рабочие других заводов и фабрик. После, в петербургских салонах говорили, что Всероссийская стачка 1905 года произошла «из-за сытинской запятой».

Во время Декабрьского восстания 1905 года в Москве типография Сытина на Валовой улице являлась одним из центров упорного сопротивления и сгорела в результате уличных боев.

Сытин к 1917 году являлся владельцем крупной сети книжных магазинов во многих губерниях Российской империи от города Варшава до города Иркутск. В середине февраля 1917 российская общественность широко отметила 50-летие книгоиздательской деятельности Сытина выпуском литературно-художественного издания «Полвека для книги», в подготовке к изданию которого приняли участие Максим Горький, Александр Куприн, Николай Рубакин, Николай Рерих; всего около 200 авторов.

После революции предприятия Ивана Дмитриевича национализированы, но сам продолжал активную общественную деятельность. В 1928 году получил персональную пенсию и двухкомнатную квартиру.

Сытин Иван Дмитриевич скончался 23 ноября 1934 года в городе Москва. Похоронен на Введенском кладбище.

Память о Иване Сытине

В Москве на доме № 18 по Тверской улице, владельцем которого он был, в 1973 году установлена мемориальная доска в его память, а 1974 году на его могиле установлен памятник с барельефом книгоиздателя.

В 1989 году квартира на Тверской, где Сытин прожил последние 7 лет, открыта в качестве музея-квартиры И. Д. Сытина.

В селе Гнездниково Солигаличского района и в самом Солигаличе в его честь названа улица.

Сытин Иван Дмитриевич

(род. в 1851 г. - ум. в 1934 г.)

Газетно-книжный магнат, просветитель, создатель самой крупной в дореволюционной России издательской компании. Он добился в издательском деле такого же успеха, как его современникиДж. Пулитцер и Уильям Р. Херст в Америке и лорд Нортклифф в Англии.

Среди самых громких имен русских предпринимателей, прославивших Россию, имя Сытина занимает по праву одно из самых почетных мест. И не только потому, что он своим трудом нажил огромное состояние или обладал неисчерпаемой энергией, дальновидностью, размахом и готовностью помочь нуждающимся. Но в первую очередь потому, что этот выходец из бедных костромских крестьян, купец в первом поколении стал одним из ведущих просветителей России начала XX в., создателем и главой крупнейшего издательско-полиграфического предприятия страны.

Иван Дмитриевич Сытин прожил долгую, полную событий жизнь и остался в памяти нескольких поколений соотечественников как человек, боровшийся за просвещение простого люда. Он говорил: «За свою жизнь я верил и верю в одну силу, которая помогает мне преодолевать все тяготы жизни. Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знаний». Поставив своей жизненной целью просвещение народа, Сытин добился того, что к началу XX столетия его предприятия давали четверть всех выпускаемых в стране печатных изданий.

Будущий книгоиздатель родился еще при крепостном праве 25 января 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Он был старшим из четверых детей волостного писаря Дмитрия Герасимовича Сытина и его жены Ольги Александровны. Поскольку семья жила очень бедно, в 12-летнем возрасте Ванюша бросил школу и отправился на заработки в Нижний Новгород, где его дядя торговал мехами. У родственника дела шли неважно, поэтому мальчик, который хоть и помогал перетаскивать шкурки и подметал в лавке, был лишним ртом в семье. В связи с этим через два года дядя отправил его в Москву, к знакомому купцу-старообрядцу Петру Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у нового хозяина не оказалось места в меховой лавке, куда родственники отправляли мальчика, и в сентябре 1866 г. Сытин начал служить «по книжному делу».

Только через четыре года мальчик стал получать жалованье - 5 рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие нравились престарелому хозяину, и общительный ученик постепенно стал его доверенным лицом. Он помогал торговать книжками и картинками, подбирал литературу для многочисленных «офеней» - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом Шарапов стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями в Украину и в некоторые города и села России.

В 1876 г. Иван Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получил в приданое за женой 4 тыс. рублей. Это позволило ему, заняв у Шарапова еще 3 тыс., купить свою первую литографскую машину. В конце того же года он открыл печатную мастерскую на Воронухиной горе около Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу. Именно это событие считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО «Первая образцовая типография».

Литография Сытина была более чем скромной, она занимала всего три комнатки, а ее печатные издания сначала почти не отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Иван Дмитриевич был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он стал выпускать карты с обозначением боевых действий и надписью: «Для читателей газет. Пособие и батальные картины». Это были первые подобные массовые издания в России. Они не имели конкурентов, товар раскупался мгновенно и принес издателю известность и прибыль.

В 1878 г. литография перешла в собственность Сытина, и уже в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице, оборудовать печатню на новом месте и приобрести дополнительное полиграфическое оборудование. Спустя пять лет была учреждена книгоиздательская фирма «И. Д. Сытин и К0», торговая лавка которой располагалась на Старой площади. Поначалу книжки не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям не брезговали плагиатом, подвергали «перелицовке» некоторые произведения классиков. Сытин в то время говорил: «Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи, и ломать их следовало с терпением».

Очень скоро Иван Дмитриевич смог наладить не только подготовку и выпуск печатной продукции на собственных полиграфических мощностях, но и успешную реализацию лубочных изданий. Он создал уникальную сбытовую сеть разъездных коммивояжеров-офеней, охватившую всю страну. Далее по той же схеме стали распространяться и издания иного типа. Заслугой Сытина явилось то, что он правильно определил, за какими изданиями будущее, и стал постепенно по своей системе сбыта замещать лубок новой литературой. Многие просветительские издательства («Московский комитет грамотности», «Русское богатство» и др.) именно Сытину доверили производство и сбыт своих изданий для народа.

Осенью 1884 г. в лавку на Старой площади зашел Чертков, представлявший интересы Л. Н. Толстого, и предложил для издания рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские «Чем люди живы». Эти более содержательные книги должны были заменить выпускавшиеся примитивные издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - 80 копеек за сотню. Сытин охотно принял предложение. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера «Посредник», только за первые четыре года выпустившее 12 млн экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей.

Иван Дмитриевич искал возможности выпуска и других изданий, способствующих просвещению народа. В том же 1884 г. на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский «Всеобщий календарь на 1885 год»: «Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни». Дела шли успешно, и вскоре был открыт второй книжный магазин в Москве на Никольской улице.

В следующем году Сытин купил печатню Орлова с пятью типографскими машинами, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление календарей он поручил первоклассным художникам, по поводу содержания советовался с Л. Н. Толстым. В результате «Всеобщий календарь» достиг огромного тиража - 6 млн экземпляров, выпускались и отрывные «ежедневники». Необыкновенная популярность новой продукции потребовала постепенного увеличения количества названий календарей: постепенно их число достигло 21, причем каждый выпускался многомиллионным тиражом.

В 1887 г. истекло 50 лет со дня смерти Пушкина, и независимые издатели получили возможность печатать его труды безвозмездно. Фирма Сытина моментально отреагировала на это событие выпуском шикарного десятитомного собрания сочинений известнейшего автора. В процессе работы Иван Дмитриевич сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры и многому у них учился, восполняя недостаток образования. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими. Сытин издавал брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпустил серию народных книжек под девизом «Правда». Став в 1890 г. членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя труд и расходы по изданию журнала «Книговедение». К тому времени его компания выпускала массовыми тиражами дешевые издания классиков, многочисленные наглядные пособия, литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы, красочные книжки и сказки для детей, детские журналы.

В 1889 г. было учреждено книгоиздательское «Товарищество Сытина» с капиталом в 110 тыс. рублей. Иван Дмитриевич быстро превращался в монополиста - владельца крупнейшего в стране издательско-полиграфического комплекса. Он контролировал цены на рынке, имея собственную долю не менее 20 % в выпуске народной книги. Монопольное положение на рынке позволило создать необходимые резервы для технического перевооружения и модернизации производства, а благодаря контролю над сбытовой сетью Сытин смог спокойно и планомерно заняться концентрацией в своих руках полиграфических мощностей.

Появившиеся к этому времени в Европе ротационные печатные машины стоили на порядок дороже плоскопечатных, но при этом резко снижали себестоимость при условии достаточной загрузки и больших тиражей. Снижение цены, в свою очередь, означало переход к принципиально иному рынку - массовому. Прежде всего Сытин убедился в потенциальной емкости этого рынка. В условиях кризиса 1891–1892 гг., приведшего к падению спроса на книжную продукцию, самым массовым из народных изданий оставались отрывные календари, для выпуска которых Сытиным была приобретена первая в России двухкрасочная ротационная машина.

Народные календари - общедоступные домашние энциклопедии, из которых русский человек мог узнать все необходимое - принесли их издателю как всероссийскую славу, так и сверхприбыль. Дальнейшая работа в этом направлении означала не просто монополизацию, а сращивание частного капитала с государством. Со временем Сытин стал просто скупать интересные ему издательские и полиграфические проекты. В 1893 г. он познакомился с А. П. Чеховым, который настоял на том, чтобы Сытин начал издавать газету. Иван Дмитриевич приобрел популярные журналы «Нива» и «Вокруг света», газету «Русское слово», которая первой завела собственные корпункты в различных городах страны, сотрудничала с талантливыми журналистами и в начале XX в. имела тираж около миллиона экземпляров. Корпорация Сытина поглотила типографии Васильева, Соловьева, Орлова, поставила под свой контроль крупнейшие издательства Суворина и Маркса.

Большое внимание уделялось в Товариществе рекламе. Ежегодно выпускались оптовые и розничные каталоги, что давало возможность широко рекламировать свои издания, обеспечивать своевременную продажу литературы через оптовые склады и книжные магазины. За десять лет, с 1893 по 1903 гг., обороты фирмы Сытина выросли в 4 раза, невзирая на последствия кризиса 1900–1902 гг., до предела обострившего конкурентную борьбу. Включение банкиров в правление Товарищества и широкое использование банковского кредита под льготный процент позволили монополисту продолжить наступление на рынке. Дивиденды компании были самыми высокими в отрасли, ее акции (в отличие от акций других издательств) котировались на фондовой бирже.

Новые проекты требовали расширения дела, и к 1905 г. было воздвигнуто уже три корпуса очередной типографии на Пятницкой и Валовой улицах. К этому времени под руководством архитектора Эрихсона был надстроен и приобрел современный вид четырехэтажный дом на Тверской. Тогда же появилась так называемая «Сытинская башня» - пятиэтажный производственный корпус, где ныне размещается малая газетная ротация издательства «Известия». В зданиях были устроены крепкие железобетонные перекрытия, которые и по сей день выдерживают любую полиграфическую технику.

Сытину, выходцу из народа, всегда хотелось помочь своим рабочим выучиться и выучить детей, поэтому он создал при типографии школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 г. При наборе отдавалось предпочтение детям сотрудников Товарищества, а также тем жителям сел и деревень, которые имели начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет фирмы.

Образованные сытинские рабочие стали активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 г. и выпустили первый номер «Известий Московского Совета рабочих депутатов», объявивший всеобщую политическую стачку. В типографии одновременно печатались классики и современники, монархисты и большевики, либералы и консерваторы. На соседних станках печатали панегирики Николаю II и «Манифест коммунистической партии», которого только за два года революции 1905–1907 гг. было выпущено около 3 млн экземпляров - Сытин печатал то, что пользовалось спросом.

И однажды ночью последовало возмездие: одна из типографий была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати. Это был огромный урон для налаженного дела. Иван Дмитриевич принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через пол года здание было отстроено, ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины и работа продолжилась. К 1911 г. оборот фирмы перевалил за 11 млн рублей. Тогда же на пост генерального директора был назначен Василий Петрович Фролов, начинавший трудовую биографию в сытинской литографии наборщиком.

Сытин непрестанно задумывал и осуществлял новые издания: впервые в России был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской и Военной. В 1911 г. вышло великолепное издание «Великая реформа», посвященное 50-летию отмены крепостного права, в следующем году - многотомное юбилейное издание «Отечественная война 1812 года и русское общество. 1812–1912», в 1913 г. - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - «Три века».

Расширилась и сеть книготорговых предприятий Товарищества. К 1917 г. Иван Дмитриевич имел 4 магазина в Москве и 2 - в Петрограде, а также книжные лавки в Клеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий по каталогам выполнялись в течение 2-10 дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была хорошо налажена.

Планомерно добиваясь снижения себестоимости своей продукции, Иван Дмитриевич с 1910-х гг. стал интересоваться отраслями, снабжавшими полиграфию сырьем и топливом. В 1913 г. он создал писчебумажный синдикат и таким образом обеспечил контроль над ценами на поставляемую бумагу. Спустя три года он учредил товарищество в нефтяной промышленности, застраховав себя от скачков цен на топливо. Наконец, завершающим штрихом в плане реорганизации массового книгопечатания явился сытинский проект создания «Общества для содействия улучшению и развитию книжного дела в России». Предполагалось, что круг деятельности этой организации будет очень широким - помимо производства и сбыта печатной продукции, общество должно было заниматься подготовкой специалистов, поставками оборудования и расходных материалов, организацией полиграфического машиностроения, а кроме того, библиографией и развитием сети библиотек. В рамках создаваемого под видом общественной организации холдинга предполагалось дальнейшее срастание частнопредпринимательских и государственных интересов. В период 1914–1917 гг. компанией выпускалось 25 % всей печатной продукции Российской империи.

В 1916 г. в Москве широко отмечалось 50-летие книгоиздательской деятельности Сытина. К этой дате был приурочен выпуск прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника «Полвека для книги (1866–1916)», в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей. Среди них были М. Горький, А. Куприн, Н. Рубакин, Н. Рерих, П. Бирюков и многие другие известные люди того времени.

Перед Февральской революцией Иван Дмитриевич не стал продавать дело за гроши и не эмигрировал за границу. В 1917 г., когда премьером Временного правительства России был Керенский, Сытин пытался подвигнуть московских предпринимателей смягчить нараставший в обществе кризис крупными продовольственными закупками для населения. Он убеждал их: «Голодному надо бросить хоть какой-нибудь спасательный круг. Богатые должны идти на жертвы». Сам Сытин хотел выделить на это все, что тогда мог, - 6 млн рублей, Варвара Морозова обещала дать 15 млн, богач Н. А. Второв - столько же. Полагали, что так можно набрать миллионов 300. Но сочувствия они больше ни у кого не встретили. Столь же неудачная попытка была предпринята и в Петербурге.

Конечно, Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым бизнесменом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Иван Дмитриевич воспринял Октябрьский переворот как неизбежность и предложил свои услуги Советской власти. «Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику, - писал он в своих воспоминаниях. - Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ».

Однако вскоре деятельность предприятий Сытина была прекращена и в ходе проведенной в 1919 г. национализации их передали Госиздату. Иван Дмитриевич отказался от предложения Ленина занять пост главы советского издательского ведомства, сославшись на трехклассное образование. Бывшая сытинская, а ныне Первая государственная образцовая типография исправно выпускала в свет большевистскую литературу. В 1920-х гг., на заре нэпа, Иван Дмитриевич вместе с сыновьями сделал отчаянную попытку возродиться к издательской жизни, зарегистрировав в Мосгубиздате «Книжное товарищество 1922 года», просуществовавшее меньше двух лет. До активной жизни советское правительство Сытина не допускало. Но и не преследовало. Особым постановлением Реввоенсовета его квартира была освобождена от уплотнения как жилье человека, «много сделавшего для социал-демократического движения». Однако после смерти Ленина Сытину предложили освободить квартиру, и он переселился в дом № 12 по Тверской улице, где и прожил до конца своих дней.

Сытинская фирма изначально задумывалась как фамильное дело. Старший из сыновей Ивана Дмитриевича Николай был его правой рукой, Василий - главным редактором Товарищества, Иван ведал реализацией продукции. Петра отправили в Германию изучать экономические науки, и только младший, Дмитрий, стал офицером, в гражданскую войну воевал на стороне красных, был в штабе Фрунзе.

Сытин готовил сыновей к тому, чтоб со временем передать дело в их руки. Ну, а когда фирмы не стало, братья пошли работать в разные советские издательства. Николая репрессировали за подготовку альбома к знаменательной годовщине Красной армии. В альбом попали портреты тех, кто уже оказался в опале, что вызвало раздражение в верхах. По ходатайству первой жены Горького Екатерины Павловны Пешковой, тюрьму Николаю заменили ссылкой.

Иван Дмитриевич остался верен печатному делу - вплоть до выхода на пенсию в 1928 г. он консультировал руководство Госиздата по вопросам управления своей бывшей империей, способствуя сохранению в новых условиях традиций российского печатного дела. Знаменитому книгоиздателю, в знак особой благодарности за все сделанное, новая власть дала первую в стране персональную пенсию в 250 рублей, которую он и получал до самой смерти.

Сытин всю жизнь был поглощен своим делом и искренне считал себя счастливым человеком. А детям и внукам говорил: «Когда даровитый человек ничего сильно не любит, он не поднимается выше посредственности». Умер Иван Дмитриевич Сытин от пневмонии 23 ноября 1934 г. в Москве в возрасте восьмидесяти трех лет. Никто публично не почтил памяти человека, так много сделавшего для страны. На Введенское кладбище покойного провожали только родные, близкие друзья и несколько бывших служащих. Внуки Сытина по издательской части уже не пошли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ В московской квартире на проспекте Мира меня прежде всего удивил уют.Хозяин походил на Дон-Кихота - тонкий, красивый. Я это чувствовал. И все вокруг выглядело вросшим в красивый уют - стеллажи с собраниями сочинений, ваза с фруктами, какие-то особенные

Из книги автора

ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ В самом начале перестройки, когда еще не поменялись цели искусства, вдруг начали готовиться к изданию разные справочники, посвященные российской фантастике. Правда, в свет вышли считанные единицы, тем не менее справочники эти готовились. Работая над

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Великолепный Иван (Иван Переверзев) Этот статный и красивый актёр с простым русским именем Иван долгие годы был олицетворением мужской силы и доблести на советском экране. Начав свою карьеру ещё в сталинские годы, он и в последующие десятилетия с достоинством нёс это

Из книги автора

Лаптев Иван Дмитриевич Биографическая справка: Иван Дмитриевич Лаптев родился в 1934 году в Омской области. Образование высшее, окончил Сибирский автодорожный институт. Доктор философских наук.С 1965 года стал заниматься журналистикой. В 1978 году стал работать в газете

Из книги автора

Из книги автора

Егоров Николай Дмитриевич Биографическая справка: Николай Дмитриевич Егоров родился в 1951 году в станице Сасовская Лабинского района Краснодарского края. Образование высшее, окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт.Работал председателем колхоза,

Из книги автора

Зорькин Валентин Дмитриевич Биографическая справка: Валентин Дмитриевич Зорькин родился в 1946 году в Приморье. Образование высшее, окончил Московский государственный университет. Доктор юридических наук.«Московские новости» (N 4, 1992, с.11) поведали: «Родился в Приморье.

Из книги автора

Ковалёв Николай Дмитриевич Биографическая справка: Николай Дмитриевич Ковалёв родился в 1949 году в Москве. Образование высшее, в 1972 году окончил Институт электронного машиностроения.Семейное положение: женат, дочь.Работал инженером-конструктором КБ полупроводникового

Из книги автора

Панкин Борис Дмитриевич Биографическая справка: Борис Дмитриевич Панкин родился в 1931 году во Фрунзе. Образование высшее, окончил факультет журналистики Московского государственного университета.В 1965-1973 годы главный редактор газеты «Комсомольская правда». В 1973-1982 годы

Из книги автора

ИВАН ВИНОГРАДОВ В венской газете «Цайт» 4 мая 1979 года была опубликована статья К. Шмидта-Хойера «Русизм, как псевдорелигия». Вот ее начало: «Московский институт математики - учреждение, имеющее международную репутацию. Менее известно, что это гнездо миротворчества,

Из книги автора

Иван & Марья ТелевЕдение Иван & Марья ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД На телеканале «Россия-1» закончился показ сериала «Детективное агентство «Иван да Марья» с Леонидом Ярмольником в главной роли. В общем и целом творение Рауфа Кубаева вызывает положительные эмоции: умеренное

Из книги автора

ИВАН Эту историю рассказала Ева Лившиц, жена моего друга Гриши, альтиста из Цюрихской оперы.Когда-то, в начале семидесятых, Ева, Гриша и его брат скрипач Боря уехали из Вильнюса и переселились в Израиль. Через несколько лет братья Лившиц, талантливые музыканты, выиграв

Из книги автора

Иван Ленцев -- ЦРУ тут ни при чём Сколь бы сильным не было внешнее воздействие на Российскую Федерацию: от финансирования западными и ближневосточными спецслужбами северокавказских боевиков до "благой вести", несомой измученным людям странствующими по горам и

И. Д. Сытин. Портрет кисти А. В. Моравова, 1908 год.

И правда – как быть, если он выпускал массовыми тиражами книги для бедного народа и нажил на этом миллионы? Что за странная такая ситуация, когда довольны все, а проигравших нет?

Безграмотный книгоиздатель

Начнем с того, что сам Сытин – человек и из народа, и из интеллигенции одновременно. Родился в феврале 1851 года в костромском селе, отец – волостной писарь.

Писарь, но деревенский. Деревенский, но писарь.

Иван учился всего-навсего три года, толком ничему не научился и был отдан «в люди». Но не в ресторан, не в мастерскую, а в книжную лавку московского букиниста Шарапова. Правда, поначалу он трудился в меховой лавке собственного дядюшки. Именно дядя составил протекцию к книготорговцу.

К образованию Сытин более не возвращался: не видел нужды. Чехов потом удивлялся: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа».

«Интересный человек», еще не встав толком на ноги, познакомился с дочкой купца Ивана Соколова Евдокией. Красиво ухаживал, в любви объяснялся в Нескучном саду. В 1876 году заполучил Евдокию Ивановну в жены, а вместе с ней четыре тысячи приданого и множество проблем.

Молодая оказалась дамочкой сварливой и сквалыжной. Контролировала каждую копейку и скандалила. Уже будучи издательским магнатом и владельцем знаменитого особняка на улице Тверской, а также крупной типографии в Замоскворечье, Сытин был вынужден тайком бегать в трактир, чтобы расслабиться за чашкой чая с нехитрой закуской.

Семья Сытина Ивана Дмитриевича — жена и дети. Изображение с сайта wikipedia.org

Дома же все было строго: на обед каждый день щи, жареное мясо и компот. На ужин – то, что за обедом не доели. Вино, фрукты и холодные закуски – лишь по праздникам.

Впрочем, Иван Дмитриевич был бесконфликтным человеком, прав не качал и объяснений не устраивал. Взял три тысячи в долг, приложил их к приданому – и открыл литографическую мастерскую.

Коммерческий же нюх у Сытина был редкостный. Кто бы мог подумать, что в 1877 году можно будет подняться на выпуске карт боевых действий (шла русско-турецкая война)? А вот Иван Дмитриевич – подумал. Всего лишь за год вернул долг и приобрел дом в конце Пятницкой улицы. Первый в жизни свой собственный дом, в который он перетащил свою литографическую машину и купил к ней еще одну.

Процесс пошел.

1882 год – продукция Сытина получает серебряную медаль на Всероссийской промышленной выставке.

Тот же 1882 год – Иван Дмитриевич учреждает «Товарищество И.Д.Сытина и К» с основным капиталом 75 тысяч рублей.

1883 – собственный магазин на Старой площади.

1884 – участвует в издательском проекте «Посредник», созданном по инициативе Льва Толстого. Именно «Посредник» первым в государстве начал выпускать хорошую литературу (начал, как нетрудно догадаться, все с того же Льва Толстого) по доступным ценам.

Тот же 1884 год – первый серьезный издательский креатив, «Всеобщий календарь на 1885 год». Один день – один лист. На каждом из листов – полезные советы.

Иван Дмитриевич не изобретал велосипед. Нечто подобное в то время выпускала типография Гатцука. Несмотря на низкое полиграфическое качество, тираж календаря был более 100 тысяч экземпляров.

Сытин сделал, в общем, то же самое, только красивее, ярче и содержательнее. Календарь разошелся в момент. На следующий год был выпущен тираж в 6 миллионов, а еще через год – 21 миллион.

Можно сказать, что именно в этот момент окончательно сформировалось предпринимательское, социальное и миссионерское кредо издателя. Делать хорошие и притом недорогие книги для бедных. Прибыль? За счет тиражей.

Простой, даже малограмотный человек должен захотеть взять в руки книгу. Это должно происходить помимо его воли – так же, как тянется его рука к игральным картам или шкалику. Книга должна, просто обязана эти соблазны победить.

Сытин писал: «Всю свою жизнь я верил и верю в силу, которая помогала мне преодолевать все тяготы жизни: я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания… Мечта моя – чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу».

Иван Дмитриевич вступил в конкуренцию не с другими издательствами. Нет, он бросил вызов пьянству, азартной игре и распутству. Тем занятиям, которые, по сути, не давали ни уму, ни сердцу ничего, но создавали множество проблем. От книг проблем не было.

Николай Некрасов мечтал в поэме «Кому на Руси жить хорошо» о тех временах, когда простой русский мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет». Сытин эту утопию сделал реальностью.

Известна история, как Ивану Дмитриевичу предложили издать собрание сочинений Гоголя тиражом 5 тысяч экземпляров по цене 2 рубля. Тот быстро просчитал что-то в уме и возразил: «Нет! Издам 200 тысяч и по 50 копеек».

Книга действительно стала доступной и притом не в ущерб качеству. Сытин так формулировал свой основной издательский девиз: «Дорогую книгу удешевить, а дешевую – улучшить».

Для тех же, кто пока что не тянул на Гоголя, в ассортименте Сытина были лубочные картинки, своего рода аналоги современных комиксов. То же действие, представленное в иллюстрациях и коротких подписях к ним. Принципиальная разница – в направлении вектора. Сытин с помощью своих лубков вел безграмотного мужика к чтению настоящих книг, а комиксы, наоборот, ведут читающего человека к упрощенному восприятию мира, свойственному в первую очередь безграмотным людям.

Речь, разумеется, не о современных шедеврах этого жанра. О ширпотребе. Но у Ивана Дмитриевича тоже был ширпотреб. Лубочные картинки и календари выходили тиражами в миллионы и десятки миллионов. И Россия постепенно становилась самой читающей в мире страной.

Юрий Нагибин писал: «Чудом полиграфии были подарочные издания Сытина. Мне когда-то подарили на елку «Детство, отрочество и юность» Толстого в сытинском издании. Книга давно пропала, но ее переплет, шрифт, удивительные цветные иллюстрации до сих пор перед глазами. Это было одно из самых радостных чудес моего спартанского детства».

Долго еще сытинские книги радовали россиян.

Особняк на Тверской

Дом «Товарищества И.Д.Сытина на Тверской». Изображение с сайта vc.ru

Девяностые прошли под знаком периодики. Иван Дмитриевич расширяет свой репертуар за счет журналов и газет. Что, в общем, нормально: хороший крестьянин все яйца в одной корзине не держит.

Началось с журнала «Книговедение». Это был даже не бизнес. Просто в 1890 году Иван Сытин вступил в Русское библиографическое общество и, как член этого общества, взял на себя производство журнала. А кто же еще?

На следующий год ассортимент расширился за счет журнала «Вокруг света». Но главное приобретение произошло в 1897 году. Иван Дмитриевич купил газету «Русское слово».

К этому его сподвиг Антон Павлович Чехов. И он же этим нагло пользовался. Говорил: «На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею. Сытин умный человек и рассказывает интересно… 2300 р. я взял у него, продав ему несколько мелочей для издания».

Сам же Иван Дмитриевич принимал это решение тяжело: «Занимаясь книгоиздательством, я посвятил этому делу все свои силы и никогда серьезно не думал, даже не помышлял об издании газеты. Это было мне несродно и чуждо, я не знал газетного дела и очень боялся его чрезвычайной сложности и трудности. Но А.П.Чехов, которого я безгранично уважал и сердечно любил, почти при каждой встрече говорил мне: «Сытин должен издавать газету». И не какую-нибудь, а дешевую, народную, общедоступную.

Вначале я, как умел, отшучивался. Но Чехов был так настойчив и так соблазнительно рисовал передо мной широкие газетные перспективы, что в конце концов он не только убедил, но положительно зажег меня. Я почти решился».

Тогда же он и приступил к строительству особняка на улице Тверской и для редакции, и для себя лично. В модном в то время стиле модерн и в соответствии с лучшими зарубежными образцами.

Владимир Гиляровский вспоминал: «Дом для редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников – свой кабинет, в вестибюле и приемной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов; ни к одному сотруднику без доклада постороннему войти нельзя…

Помещение редакции было отделано шикарно: кабинет И.Д.Сытина, кабинет В.М.Дорошевича, кабинет редактора Ф.И.Благова, кабинет выпускающего М.А.Успенского, кабинет секретаря и две комнаты с вечно стучащими пишущими машинками и непрерывно звонящими телефонами заведовавшего московской хроникой К.М.Даниленка».

Сам же Сытин со своей супругой-цербером жил на четвертом этаже.

Тюремный издатель

В 1905 году, в декабрьское восстание типография на Пятницкой практически полностью сгорела. До сих пор историки спорят: то ли рабочие виноваты, то ли полиция, которая под соусом подавления смутьянов решили выбить почву из-под ног неугодного предпринимателя.

Москвичи судачили, что типография сгорела «из-за сытинской запятой». Якобы незадолго до этого Иван Дмитриевич отказался платить наборщикам за знаки препинания, что и вызвало праведный гнев.

Так или иначе, но Сытин достаточно быстро поднялся. И продолжал совершенствовать бизнес.

За год до революции он был владельцем приличной части акций издательства Маркса и контрольного пакета фирмы Суворина. Четыре книжных магазина в Москве, два в столице, по одному в Варшаве, Киеве, болгарской столице Софии, Одессе, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде и даже в Холуе – слободе ремесленников.

Тему бизнеса, однако же, закрыла революция 1917 года. Иван Дмитриевич в одночасье лишился всего. В том числе и свободы. Горький писал: «В «социалистической» России, «самой свободной стране мира», Сытина посадили в тюрьму, предварительно разрушив его огромное, превосходно налаженное технически дело и разорив старика».

Вскоре Сытина выпустили, но отношения с застенком на том не закончились. Ивану Дмитриевичу предложили возглавить тюремную типографию.

За неимением более интересных перспектив Сытин согласился: «Мне предложили работать руководителем типографии при Таганской тюрьме. Наше Товарищество в прежнее время имело здесь большой корпус с 500 работавшими; здесь у нас производилась брошюровка мелких книг. Мне показали типографию; работали в ней три плохонькие машины, в кассах случайный, захудалый шрифт, две линовальные машины – вот и все оборудование!.. Я не хотел уходить от дела. Хоть маленькая, да типография, и самым внимательным образом повел дело, ожидая результатов».

Власти в скором времени опомнились. Сытину дали приличную квартиру на Тверской, персональную пенсию. К нему обращались за консультациями, он даже был выездным – регулярно представлял в Европе и Америке советское полиграфическое дело.

Умер в 1934 году и похоронен с почестями на Введенском кладбище. Легко отделался – могли и расстрелять.

История издателя Ивана Сытина

ВКонтакте

Одноклассники

Георгий Степанов


Иван Дмитриевич Сытин. Фото: РИА Новости

Ивана Сытина называли первым гражданином земли Русской. Вдумайтесь: он издал около полумиллиарда книг. Сытин владел девятью газетами и двадцатью журналами, включавшими такие известные, как «Вокруг света», «Русское слово», «День», «Нива», «На суше и на море». Сеть его книготорговых и писчебумажных магазинов раскинулась от Варшавы до Иркутска. В городах он откупил лучшие места для продажи газет. На станциях 28 крупных железнодорожных магистралей держал 600 киосков.

На рубеже XIX и XX веков не было в России ни одного барского особняка, ни одной крестьянской избы, ни ведомства, ни школы, где его имя не произносилось бы с почтением. Поскольку именно он, Иван Дмитриевич Сытин, первым в империи стал печатать книги ценой в 1 копейку. И вопреки ученым прогнозам и обывательской косности сотворил невозможное - встряхнул, растормошил глубинку, приохотил эту колоссальную инертную массу к чтению.

Сытин был всеохватен, как Бог. В 1901–1910 годах «Товарищество И. Д. Сытина» в прямом смысле слова завалило Россию своей продукцией. Одних лишь учебников вышло 369 наименований, числом 4 168 000 экземпляров. Духовно-нравственных изданий - 192, числом 13 601 000 экземпляров. Не перечесть лубков, букварей, календарей, словарей, беллетристики, публицистики, научно-популярных и детских книг.


Типография Сытина на Пятницкой. Источник: М. Нащокина «Архитекторы московского модерна»

Даже гибельная волна плебейского беспредела, накрывшая страну в 1917 году, не сразу ввергла в пучину ту могучую флотилию, которую этот честолюбивый самородок построил «с нуля» и повел к новым берегам. После Октябрьского переворота большевики национализировали головные сытинские типографии, закрыли газеты, в частности «Русское слово», за резкое принципиальное осуждение захвата власти в Петрограде. Оставив Москву, бесстрашный издатель пробился к Ленину, который, выслушав его, прищурился: «Все дела подлежат национализации, батенька!»

Сытин ахнул: «Мое дело - я сам! Может, вы и меня национализируете?»

Вождь улыбнулся: «Вы сможете жить и работать, как работали. И жилье вам оставим, и по возрасту пенсию дадим, если вы не против нас и намерения у вас искренние».

Сытин протянул Ленину свои мемуары: «Вот, извольте видеть - "Жизнь для книги"».

В Москву он вернулся окрыленный. Но в типографию, его типографию на Тверской улице, дом 18, Сытина не пустили: там уже печатались правительственные газеты «Известия» и «Правда». Для человека, который, как определил Моссовет, долгие годы «отравлял своими лубками русский народ», путь в общенародное будущее оказался закрыт.

«Я вышел из школы ленивым»

Сытин родился в 1851 году, в семье экономических крестьян Костромской губернии. Его отец, волостной писарь, попивал, уходил из дома, неделями где-то скитался и в итоге потерял работу. Ваня, старший из четырех детей, учился в сельской начальной школе, о чем вспоминал без восторга: «Школа была одноклассная, преподавание - полная безалаберность, временами строгость с наказаниями поркой, постановкой на колена на горох и подзатыльниками. Учитель появлялся в классе иногда в пьяном виде. В результате всего этого была полная распущенность учеников и пренебрежение к урокам. Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книге...»

Университетского образования Сытин не получил. Двенадцатилетним подростком помогал дяде-скорняку торговать мехами на Нижегородской ярмарке. Двумя годами позже его определили «мальчиком» в книжную лавку купца-старообрядца Петра Шарапова, издателя лубочных картинок.

«Я был велик ростом и здоров физически, - писал Сытин. - Вся самая черная работа по дому лежала на мне: вечером я должен был чистить хозяину и приказчикам сапоги и калоши, накрывать приказчикам на стол и подавать кушанье; утром - приносить с бассейна воду, из сарая - дрова, выносить на помойку лохань и отбросы».

Став правой рукой престарелого купца, Сытин в 25 лет выгодно женился на дочери кондитера Евдокии Соколовой и взял в приданое четыре тысячи рублей. Годы спустя аскетичная Евдокия Ивановна, будучи супругой миллионера, и не думала перестраиваться на буржуазный лад, не балуя ни себя, ни домочадцев. За обедом подавала щи, жаркое и компот. Ужин - из остатков обеда. Если хозяин хотел попить чайку, то шел в соседний трактир.

Итак, прибавив к приданому еще три тысячи взятых взаймы рублей, Сытин в 1876 году выписал из Франции новейший литографский станок и открыл близ Дорогомиловского моста собственную мастерскую. Заграничная машина сама красила листы в пять красок. До этого лубки раскрашивались вручную в три краски - иначе замучаешься. Но вознестись над уровнем подобных ему владельцев лубочных издательств Сытину помогла Русско-турецкая война 1877-1878 годов.

«В день объявления войны, - вспоминал он позже, - я побежал на Кузнецкий Мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть ее, с обозначением места, где русские войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: "Для читателей газет. Пособие". Весь тираж мгновенно раскупили. В течение трех месяцев я торговал один. Никто не думал мне мешать».

В 1879 году, рассчитавшись с долгами, Сытин приобрел собственный дом на Пятницкой улице, где поставил уже два литографских станка. Дело быстро ширилось, сытинские лубочные картинки шли нарасхват.

От лубка к Пушкину

В 1882 году он образовал книгоиздательское и книготорговое товарищество «Сытин и К°» с капиталом в 75 тысяч рублей. А в следующем году открыл у Ильинских ворот на Старой площади в Москве собственную книжную лавку.

Своей известностью Сытин обязан отнюдь не редкому везению, не чуду, не тому, что стал символом коммерческого преуспевания. Он раз и навсегда покончил с тенденцией, согласно которой литература высокая была доступна лишь тонкой прослойке общества - грамотной и обеспеченной. Произведения русских классиков продавались исключительно в крупных городах и за баснословные деньги.


Литературно-художественный сборник, посвященный 50-летию издательской деятельности И. Сытина. Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1916 г.

Литературно-художественный сборник, посвященный 50-летию издательской деятельности И. Сытина. Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1916 год

Читательские вкусы основной массы крестьянства питались изданиями иного сорта. Среди дешевых книжек, доставляемых в деревни ходебщиками-офенями, на первом месте стояли поминания заздравные и заупокойные, молитвенники и жития святых. Затем шла духовно-нравственная литература вроде «Смерти закоренелого грешника», «Толкований Апокалипсиса», «Страшного суда». Нарасхват шли сказочные повести: «Еруслан Лазаревич», «Бова Королевич», а также песенники, письмовники, сонники и календари. Находили сбыт исторические романы: «Параша-сибирячка», «Юрий Милославский», «Битва русских с кабардинцами».

«Какая страшная масса всякого печатного хлама разносится и развозится по всем концам Руси!» - возмущался крестьянин-самоучка Иван Голышев.

Сытин же отмечал: «Хотя работа над лубочной книгой и составляла мою профессию с детских лет, но все изъяны Никольского рынка я хорошо видел. Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы и как переплелись в нашем деле добро и зло, красота и безобразие, разум и глупость». Единственный из лубочных издателей, он решился вырваться из этой своей написанной на роду лубочности и вырвать заодно сограждан.

Затея упиралась прежде всего в экономические параметры: чтобы находить сбыт в народной среде, книге следовало оставаться очень дешевой. Доход лубочного издателя с рубля не превышал 10-15%. При таких размерах прибыли о привлечении к выпуску книг для крестьян профессиональных писателей и художников, получавших по 100 рублей за лист, не могло быть и речи. Чтобы увеличить гонорары в десять-двадцать раз, требовалось многократно поднять тиражи изданий. Впрочем, сама эта идея принадлежала не Сытину.

В один из осенних дней 1884 года в его лавку зашел молодой человек. «Моя фамилия Чертков», - представился гость и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Лескова, Тургенева и толстовские «Чем люди живы». Владимир Чертков, публицист, близкий друг Льва Толстого, спросил Сытина, не согласится ли тот издавать «более содержательные книжки для народа», причем обязательно в одну цену с дешевой литературой. Посредничество между авторами и Сытиным он берет на себя.

Книгоиздатель с охотой откликнулся, хотя понимал, на какой риск идет. Их совместное с Чертковым и поддержанное Толстым издательство «Посредник» на первых порах носило благотворительный характер. Авторы - Гаршин, Лесков, Григорович, Успенский, Чехов - считали долгом писать специально для «Посредника», не требуя гонорара. Однако спрос на их произведения был таков, что издание почти не покрывало затрат. Тем не менее Сытин продолжил начатое дело. В 1887 году он издал несколько десятков сочинений Пушкина общим тиражом в миллион экземпляров. В том числе восьмикопеечное однотомное собрание объемом в 975 страниц.

Эта и другие книги печатались мелким шрифтом на плохой бумаге, зато имели твердые переплеты.

Госиздат и Совнарком

«Кругом пустыня, девственный лес, - писал Сытин о состоянии книжного рынка образца 1880-х годов. - Все было окутано мраком бескнижия и безграмотности». Освоение пустыни он начал с создания сети распространителей. Издатель привлек к себе невиданным тогда новшеством - кредитованием. Избранным распространителям, зарекомендовавшим себя трезвыми и толковыми людьми, Иван Дмитриевич выдавал литературу авансом. Торговали они с коробов - Сытин не только целенаправленно формировал ассортимент короба, но и учил книгонош тому, как лучше раскладывать товар на прилавке.

Сытин действовал под негласным девизом «Дешево и качественно». Огромные тиражи позволяли не прибегать к займам. Смешные цены поражали современников. Известен случай, когда ему предложили издать полное собрание сочинений Гоголя по 2 рубля за книгу, пятитысячным тиражом. Сытин надвинул очки на лоб, быстро что-то высчитал на бумажке, потом сказал: «Не годится, - издадим 200 тысяч по полтиннику». Он покупал только новейшее типографское оборудование, привлекал к сотрудничеству лучших художников, наборщиков. Еще одной его находкой стали книжные серии. «Книгу надо выпускать не одиночкой, а группами, библиотеками... так ее скорее заметит читатель», - говорил он.

Свой бизнес Сытин укрупнял по всем правилам ведения рыночных войн. Неутомимо отслеживая конъюнктуру, безжалостно расправлялся с конкурентами, сбивая им цены, а затем и съедая их фирмы. Так он легко обанкротил и перекупил лубочное издательство Коновалова. Так выиграл непростую схватку у монополиста на рынке календарей Гацука. Так в 1914 году поглотил мощное издательство «Товарищество Маркса», после чего его годовые обороты достигли 18 миллионов рублей.

С «фабрикантом» Сытиным связаны события, типичные для тогдашних российских реалий. В 1905 году, подсчитав, что знаки препинания составляют около 12% набора, он решил платить наборщикам только за набранные буквы. Последовали ответные требования - сократить рабочий день до 9 часов и увеличить заработную плату. Сытин уступил, но свой приказ насчет знаков препинания оставил в силе. Начавшуюся 11 августа стачку подхватили на других предприятиях. Как говорили после в петербургских салонах, Всероссийская стачка 1905 года произошла из-за «сытинской запятой».

Или вот сообщение газеты «Новое время» от 13 декабря 1905 года: «Сегодня на рассвете сгорела типография Сытина на Валовой улице. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей. В типографии забаррикадировались до 600 дружинников, преимущественно рабочих печатного дела, вооруженных револьверами, бомбами и особого рода скорострелами, называемыми ими пулеметами...»

В 1916 году Москва с помпой отмечала полвека книгоиздательской деятельности Сытина. В Политехническом музее издателя чествовал весь цвет творческой интеллигенции обеих столиц. Выпущенный по случаю иллюстрированный литературно-художественный сборник «Полвека для книги» подписали Горький, Куприн, Николай Рерих.

Отдельная история - о том, как Чехов подвигнул его на создание первой в России популярной массовой газеты. Вложившись в 1890-х годах в неприметную московскую бульварную газету «Русское слово», Сытин получил «Левиафана русской прессы» и «фабрику новостей». Тираж с 30 тысяч экземпляров вырос до 700 тысяч в 1916 году, редакция обзавелась сетью собственных корреспондентов в городах. Все происходившее в губерниях отражалось на страницах с такой оперативностью, что председатель Совета министров Сергей Витте изумлялся: «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства».

После октября 1917 года нишу Сытина как издателя массовой литературы заняло государство. Книгоиздатель, по его словам, превратился в «подотчетного исполнителя» Госиздата, который указывал «что печатать, в каком количестве и какого качества». Какое-то время он еще работал консультантом по вопросам снабжения при главе Госиздата Вацлаве Воровском, но болезни и старческая немощь постепенно брали над ним верх.

Сытинская типография на Пятницкой улице функционировала под его именем до 1920 года, издавая брошюры с коммунистической пропагандой. Затем ее переименовали в Первую государственную. В октябре 1927 года Совнарком назначил Сытину персональную пенсию в 250 рублей в месяц. До своей смерти от пневмонии в ноябре 1934 года великий книжник жил с семьей в крошечной квартире на Тверской.

  1. Простонародные картинки
  2. Пробудить ум
  3. Классика в тираж
  4. Четвертая власть
  5. Коммерсант или мечтатель

В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал совокупный тираж в 500 миллионов книг: в каждом доме был сытинский букварь, благодаря его издательству миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам - дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

Простонародные картинки

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и подростком стал работать в одной из лавок Нижегородской ярмарки , когда семья переехала в Галич.

Карьера будущего издателя началась в 1866 году в книжной лавке купца Шарапова у Ильинских ворот, куда Иван Сытин поступил на службу подростком. Там он проработал десять лет, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен.

Тогда же Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

В конце XIX века большую роль в книжной торговле играли офени - купцы-передвижники, развозившие нехитрый товар по деревням, торговавшие на базарах и ярмарках. В коробах этих торговцев среди прочего товара для простого народа были книги и доступные по цене календари, сонники и любимые всеми лубочные картинки. Сытин обеспечивал офеней товаром, а они давали ему самую честную обратную связь с покупателем: рассказывали, что люди покупали более охотно и к чему проявляли особый интерес.

Иван Сытин. 1916 год. Фотография: ceo.ru

Иван Сытин. Фотография: polit.ru

Кабинет Ивана Сытина. Фотография: primepress.ru

Само слово «лубок» стали использовать в XIX веке, а до этого называли его «потешными листами» и «простонародными картинками». Эти листы развлекали, информировали о главных событиях, сохранялись многими для украшения дома. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для картин, привлекал к созданию популярной у народа продукции известных художников, в числе которых были, например, Виктор Васнецов и Василий Верещагин .

«Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- Очень интересно.
- Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

Иван Сытин

Когда для ведения торговли офеней обязали получать разрешение губернатора и описывать весь товар, Сытин стал открывать лавки и составлять книжные каталоги, чтобы не терять доходный рынок. Это стало фундаментом его будущей сети, которая в начале XX века насчитывала уже 19 магазинов и 600 киосков на железнодорожных станциях по всей России. «Каждый год мы продавали свыше 50 миллионов картин, и по мере развития в народе грамотности и вкуса содержание картин улучшалось. Насколько это предприятие разрослось, можно видеть из того, что, начавшись с одной маленькой литографской машины, оно потребовало затем напряженной работы пятидесяти печатных машин» , - вспоминал Сытин.

Пробудить ум

До 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». К выпуску первого «Общенародного календаря» он отнесся с особой серьезностью - подготовка заняла пять лет. Сытин хотел сделать не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей. Для того чтобы издать календарь «очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию» и, конечно же, большим тиражом, Сытин закупил для типографии специальные ротационные машины, механизм которых значительно увеличивал темп производства.

Дело Сытина быстро стало прибыльным. Понимая, какие темы вызывают наибольший интерес у народа, он создавал популярную и востребованную продукцию. Так первый большой доход принесли ему батальные зарисовки и карты с пояснениями к военным действиям, которые он выпускал во время Русско-турецкой войны.

В 1879 году Сытин купил дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографические машины, а тремя годами позднее зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина и Ко», основной капитал которого составлял 75 тысяч рублей. На Всероссийской художественной выставке продукция Сытина была отмечена бронзовой медалью, а к концу 1890-х в его типографиях выпускалось ежегодно почти три миллиона картинок и порядка двух миллионов календарей.

Магазин Ивана Сытина в Нижнем Новгороде. Фотография: livelib.ru

Иван Сытин в своем кабинете. Фотография: rusplt.ru

Здание Сытинской типографии на Пятницкой улице, Москва. Фотография: vc.ru

Классика в тираж

В 1884 году в Санкт-Петербурге по инициативе писателя Льва Толстого было открыто издательство «Посредник», которое должно было выпускать недорогие книги для народа, и Сытина пригласили к сотрудничеству. Стоили эти книги немного дороже лубков, продавались не так бойко, но для Сытина их выпуск был «священнослужением». «Посредник» издавал духовно-нравственную литературу, переводную художественную, популярную и справочную, альбомы по искусству. Благодаря работе с «Посредником» Сытин познакомился со многими значительными фигурами литературной и художественной жизни Москвы: писателями Максимом Горьким и Владимиром Короленко, художниками Василием Суриковым и Ильей Репиным .

Сытин сделал доступными для огромного числа людей произведения лучших литераторов XIX века. В 1887 году он удивил современников: рискнул выпустить тиражом в 100 тысяч экземпляров собрание сочинений Александра Пушкина . «Александр Сергеевич» за 80 копеек в 10 томах был раскуплен за несколько дней, как и аналогичный тираж Гоголя . После смерти Толстого именно Сытин согласился издать полное собрание сочинений писателя - в дорогом 10-тысячном и доступном менее состоятельным людям 100-тысячном тираже. Вырученные от продажи деньги пошли на выкуп земель Ясной Поляны для передачи в собственность крестьянам, как завещал Толстой. Издатель тогда фактически ничего не заработал, но поступок его получил большой отклик в обществе.

Четвертая власть

Из многих писателей Сытин был особенно близок с Антоном Чеховым . Драматург предсказывал ему грандиозные успехи в газетном деле. Идея выпускать народную, общедоступную газету вскоре стала реальностью. В 1897 году «Товарищество И.Д. Сытина» купило «Русское слово», тиражи которого ему удалось увеличить в сотни раз. Для газеты писали лучшие журналисты того времени: Владимир Гиляровский , Влас Дорошевич, Федор Благов. Рекордный тираж издания после февраля 1917 года дошел до 1,2 миллиона копий. Сегодня мы бы назвали Сытина медиамагнатом - помимо «Русского слова», его товарищество владело 9 газетами и 20 журналами, один из которых до сих пор издается под своим оригинальным названием - «Вокруг света».

Сытин стал выполнять разные задания по поручению правительства, например устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

23 ноября 1934 года Иван Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище, где установлен памятник с барельефом издателя. А квартира на Тверской, где Сытин прожил последние годы жизни, стала его музеем.

На одной из аудиенций с министром финансов Сергеем Витте Сытин сказал: «Наша задача широка, почти беспредельна: мы хотим ликвидировать безграмотность в России и сделать учебник и книгу всенародным достоянием» . Он не успел, как хотел, построить фабрику по производству бумаги, но успел подготовить 440 учебников, 47 книг «Библиотеки самообразования» по философии, истории, экономике и естествознанию, несколько оригинальных энциклопедий: военную, детскую, народную. Сытин не просто делал книгу доступной - он умел пробуждать в читателе любопытство к новым и новым знаниям.

Материал подготовила Елена Иванова