Биография Ричарда Бёрда: официальная версия. Биография Ричарда Бёрда: официальная версия Что остановило адмирала Берда

Исследователь Антарктики адмирал Бёрд и конспирологические теории вокруг его экспедиций


YtAQ 35,36 Admiral Byrd, Floyd Bennett Tri Motor, and Map of South Pole
Richard Evelyn Byrd - американский авиатор и полярный исследователь, который в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом.
Четырьмя крупными антарктическими экспедициями под его руководством (1928-1930, 1933-1935, 1939-1941 и 1946-1947) были открыты и обследованы обширные районы. В 1929 г. на побережье Антарктиды была основана база Литл-Америка. Бэрд дал название ряду районов Антарктиды (к примеру, Земля Мэри Бэрд). В экспедиции 1933-1935 годов открыл с воздуха гору Сидли, которая, как позднее выяснилось, является самым высоким вулканом континента.
Экипаж самолета Бёрда, первым пролетевшем над Южным полюсом; 5 месячная зимовка Бёрда в одиночку в Антарктиде Richard E Byrd Revisiting old hut at the site of the original Little America


Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов (в результате которой лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды), а также в экспедициях 1946-1947 и 1955-1957 годов.
Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1941 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха
*************Ричард Берд *********************** Бёрд и Президент Делано Рузвельт


Позже стал контр-адмиралом флота США. Именем Бёрда была названа американская антарктическая научная станция и Американский национальный центр полярных исследований. В 1964 г. в честь Ричарда Бэрда назван кратер на Луне http://www.x-libri.ru/elib/ospch000/00000047.htm

В 1946-1947 годах ВМС США провели антарктическую экспедицию Highjump (OpHjp, «высокий прыжок», официальное название - англ. The United States Navy Antarctic Developments Program, 1946-1947. Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд, командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен (Richard H. Cruzen). Операция началась 26 августа 1946 года и закончилась в конце февраля 1947 года, на шесть месяцев раньше планового срока из-за раннего прихода антарктической зимы (по официальной версии). В состав Оперативного соединения 68 входили 4700 человек, 13 кораблей и несколько самолётов. Основной научной целью экспедиции было основание антарктической исследовательской станции «Литл-Америка IV».
Эта экспедиция Бёрда была довольно странной поскольку породила много информации относительно того, что при полетах Бёрда в Антарктиде он будто бы обнаружил секретную базу нацистов под льдами ледников и вступал в контакт с инопланетянами. Судя по всему это чистой воды выдумки. Становление этих выдумок описывается в книгах (см. http://www.x-libri.ru/elib/ospch000/00000047.htm). Судя по циркулирующей в Интернете информации, отрывки из дневников Ричарда Бёрда начали всплывать ориентировочно с середины 1990-х годов. Причём одни утверждают, что они появились с подачи жены контр-адмирала, другие - что фрагменты были обнародованы с подачи его дочери.


В августе 1945 года в Аргентине сдались союзникам две немецкие подводные лодки, экипажи которых не знали что вторая мировая война окончилась. По хорошему состоянию лодок аргентинцы пришли к выводу, что лодки отстаивались в каких-то уединенных портах. Экипажи субмарин весело говорили о скрытой безе для подводных лодок, действовавших в Южном полушарии «Новая Швабия» на территории Земли Королевы Мод в Антарктиде. Вполне возможно, что авторитетному в военных кругах, но страдавшему психическим расстройством Бёрду, удалось убедить руководство США послать в берегам Антарктиды мощное военно-морское соединение с целью проверки этих сведений
Берд в 1947 году длительное время отчитывался об экспедиции в Пентагоне и оставил после своей смерти дневник с любопытными подробностями экспедиции 1947 года, не вошедшими в официальные отчеты. И возможно в нем просто содержатся сведения о том, что Бёрд видел в своей первой полярной экспедиции 1926 года с которой тоже «не всё ясно» и сам жневник писался под впечатлением тяжелейшей зимовки Бёрда в одиночку в Антарктиде. Во всяком случае не подлежит сомнению, что седьмая глава из третьей части дневника - та самая, где речь идёт о встрече Ричарда Бёрда с представителями внеземной цивилизации, просто придумана неизвестным фальсификатором значительно позже Бёрда.

Ричард Ивлин Берд (по-русски его фамилию часто пишут как Бёрд, иногда Бэрд, имя иной раз пишут как Эвелин, - все дело в произношении; англ. Richard Evelyn Byrd) родился 25 октября 1888 года в Винчестере, штат Виржиния, в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМС США, но в 1912 году, после окончания Военно-морской академии США, получив серьёзную травму ноги, вынужден был оставить морскую службу. В годы Первой мировой войны, обучившись пилотированию, летал на гидроплане.
6 мая 1926 года вместе с механиком Флойдом Беннетом на трёхмоторном самолёте «Fokker F.VIIa-3m», стартовав со Шпицбергена, Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив «конкурентов» – норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» в мае того же года совершили полёт со Шпицбергена к Северному полюсу. До 1996 г. Берд считался первым человеком, пролетевшем над Северным полюсом, хотя сомнения высказывались сразу после полета. В 1994 году стало окончательно ясно, что Берд не пролетал над Северным полюсом. Он просто подчистил записи в бортовом журнале, изменив на 1 градус высоту солнца при определении координат.
Но после этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».ь В действительности первым, кто пролетел над полюсом на САМОЛЕТЕ, был советский летчик П. Г. Головин на небольшом двухмоторном самолете Н-166 (5 мая 1937 г.)
В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, на шельфовом леднике Росса в 1929 году им была основана первая база США «Литтл Америка», открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа «Землёй Мэри Бёрд».
29 ноября 1929 года Ричард Бёрд на трёхмоторном самолёте «Ford» с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он летал к Северному полюсу.
В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США.
В 1934-35 гг. – вторая экспедиция Берда в Антарктиду.
Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.
Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов. Лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды). Во время экспедиции он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.

О его четвертой экспедиции 1946/47 гг. мы подробно говорили в предыдущих постах.
Существует немало спекуляций вокруг Дневника Берда. Сам дневник никто не видел, первые сведения о нем появились, когда Берда уже не было в живых. Неверный перевод, другие несуразности и породили эти спекуляции. Не буду на них останавливаться.
8 января 1956 года Ричард Бёрд в последний раз пролетел над Южным полюсом.
Ричард Ивлин Бёрд умер в Бостоне 11 марта 1957 года. Похоронен на Арлингтонском

кладбище.
Именем Бёрда была названа американская антарктическая научная станция. Сведения Википедии об Американскомй национальном центре полярных исследований, носящем имя Берда, ошибочны. В Университете штата Огайо есть полярный и климатический центр его имени.
Именем Берда был назван ракетный эсминец USS Richard E. Byrd (DDG-23), заложенный в 1961 г. и введенный в строй в 1964 г. "Крестной матерью" (по нашему) была дочь адмирала. В 1992 г. был выведен из эксплуатации, 19 июля 2003 использован (расстрелян) как мишень.


Но имя Берда не вычеркнуто из состава ВМС США. Теперь его имя носит другой корабль USNS Richard E. Byrd (T-AKE-4)

Ричард Ивлин Бэрд (Бёрд) (англ. Richard Evelyn Byrd, 25 октября 1888 - 11 марта 1957) - американский авиатор и полярный исследователь, который в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом.


Ричард Эвелин Бэрд родился 25 октября 1888 года в Винчестере, штат Вирджиния, США, в аристократической семье. Он начал карьеру в элитном подразделении ВМС США. Однако, окончив в 1912 году Военно-морскую академию США, получил серьезную травму ноги и не смог продолжать службу на море.
Первая мировая война явилась поворотом в судьбе Бэрда. После обучения пилотированию самолетом на военно-воздушной базе в Пенсаколе он до конца войны летал на гидроплане. Это было время быстрого развития науки и смелых экспедиций. К концу войны Америка стала одной из наиболее мощных индустриальных держав мира.

Лейтенант ВМС США Ричард Э. Бэрд с гидросамолет Vought VE-7 Bluebird 27 апреля 1925 года.

В это же время известный норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен готовился к аналогичной экспедиции. Вместе с американцем Линкольном Эллсуортом и итальянцем Умберто Нобиле Амундсен намеревался достичь Северного полюса на дирижабле «Норвегия». Но 29 апреля 1926 года, когда дирижабль был еще в пути, в бухту Кингс-Бэй вошел пароход, прибывший из Нью-Йорка. В борьбе за первенство в полярном небе появились неожиданные соперники.
6 мая 1926 года Бэрд и Беннет на трехмоторном самолете Fokker F.VIIa-3m пролетели над Шпицбергеном и направились к Северному полюсу.
Перед стартом полета к Северному полюсу

После 15 часов и 30 минут полета самолет появился над лагерем, и возбужденная толпа приветствовала героев овациями. Флойд Беннте, который вел машину, сделал круг в воздухе и посадил машину. Спустя три дня прибыл дирижабль «Норвегия», на котором полетели Амундсен и его экипаж, пролетев не только над Северным полюсом, но и над всей Арктикой. Все этапы путешествия были тщательно задокументированы. Тем временем Бэрд и его напарник уже объявили о своей победе над Роальдом Амундсеном в покорении Северного полюса.
В Америке они стали национальными героями и были награждены Почетной медалью Конгресса США.
Президент США Калвин Кулидж награждает Почетной медалью Конгресса США прапорщика Флойд Беннетт (справа) и командира Ричард Э. Бэрда (слева) за первый полет над Северным полюсом, совершенным 9 мая 1926 года. 19 февраля 1927

Вдохновленные победой, они решили повторить свой успех, на этот раз над Арктикой.
За перелет между Нью-Йорком и Парижем было обещано вознаграждения в 25000 долларов. К сожалению, во время подготовки к полету в апреле 1927 года Флойд Беннет попал в аварию. Бэрд поддержал американского пилота Чарльза Линдберга в подготовке к полету и любезно предоставил в его распоряжение самолет, пожелав летчику успеха в одиночном перелете через Атлантику.
Ричард Бэрд. 1927 год.

Спустя полтора месяца после перелета Линдберга Бэрд решил использовать Fokker С-2 для полета через Атлантический океан. Экипаж состоял из четерех человек: самого Бэрда, Бернта Бальшена, Джорджа Новилла и Берта Акоста. Несмотря на их опыт, из-за густого тумана летчики были вынуждены посадить самолет на воду на побережье Нормандии. За этот частично удавшийся перелет Бэрд получил французский орден Почетного легиона.
Самолет, на котором Бэрд пересек Атлантику

Fokker С-2, на котором Ричард Бэрд пересек океан. 1927 год

Толпы людей встречающие на станции в Париже американский экипаж Fokker С-2 во главе Ричардом Бэрдом пересекшим океан. 1927 год. Париж, Франция

Создатель самолета Fokker с Ричардом Бэрдом и другими в 1927 году.

Ободренный своими предыдущими успехами и общим восхищением, Ричард Бэрд решил еще раз бросить вызов трудностям и опасностям полярных погодных условий. В 1928 году он объявил о своем решении исследовать неизвестные районы Антарктики.
Восхищаясь полярными исследователями прошлого, Бэрд стремился стать путешественником нового времени. Тогда как известные герои приполярных экспедиций противопоставляли силам природы человеческую выносливость, Бэрд пытался осуществить новые открытия, используя силу науку и денег.
Ему удалось уговорить состоятельных американских инвесторов и широкие слои американского общества подержать его экспедицию. Первая экспедиция Бэрда состоялась в период 1928-1930 года и являлась действительно самым большим и хорошо оснащенным путешествием, когда-либо совершавшимся в Антарктику. Там была создана полярная станция «Литтл Америка», а в Антарктике открыт горный хребет и ранее не известная территория, названная «Земля Мери Бэрд». Подобные экспедиции требовали применения последних технологий, таких как самолеты и путеукладочные машины.
Основные участники антарктической экспедиции Бэрда: слева, доктор Ф.Д. Коман, врач экспедиции, управляющий С.Грисом, начальник экспедиции Ричард Бэрд, менеджер Бэрда,пилот Гарольд. Июнь 1928 года.

Экспедиция Ричарда Берда на трех самолетах "Fokker" на Южный полюс в Антарктике в 1928 году. На фотографии:планы экспедиции.

Судно "Нью-Йорк"из большой экспедиции Ричарда Бэрда в Южном океане, 1928.

Выгрузка провианта

29 ноября 1929 года Бэрд в качестве штурмана осуществил полет над Южным полюсом на трехмоторном самолете «Форда» с тремя своими коллегами. Аэроплан, управляемый Бернтом Бальшеном, продержался в воздухе 19 часов. Во время полета Бэрд над Южным полюсом сбросил американский флаг, прикрепленный к камню с могилы Беннета. Таким символическим образом он отдал последние почести своему другу, умершему в 1928 году от туберкулеза.
Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году.Первый испытательный полет: самолет установлен на длинные лыжи, позволяющие безопасно садиться и взлетать со снега и льда

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году. Члены антарктической экспедиции и Ричард Берд

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году.Посадка одного из самолетов компании "Форд"

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году. Полярная станция «Литтл Америка»

Конгресс США в 1930 году присвоил Бэрду звание контр-адмирал.
Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Собаки с санями, типичный полярный пейзаж.

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Самолет "Фоккер", на котором Ричард Бэрд пролетел над Южным полюсом, при посадке получил значительные повреждения

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Лагерь на краю льдины, поселение на реке Красная.

Франклин Д. Рузвельт и контр-адмирал Бэрд в Олбани, штат Нью-Йорк. 24 июня 1930

Дик, так звали его друзья, повел зиму 1934 года в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов Цельсия за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи.
Пингвины родились и выросли на Южном полюсе, где сейчас находится адмирал Ричард Е. Бэрд. Они решили впервые появиться в эфире радиостанции KFSD прямиком из зоопарка Сан-Диего. Соединенные Штаты Северной Америки, 1934 год.

Наконец, Бэрда вывезли, и врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, позже Бэрд принял участие в экспедициях в 1939 -1941 годах и 1955-1957 годах. Он реализовал ряд исследовательских проектов, сделал множество измерений и фотографий с воздуха.
Д-р Пол Сипл, высокопоставленный представитель военного ведомства на операции Хайджамп и контр-адмирал Ричард Берд. Доктор Сипл сопровождал адмирала Бэрда во всех его экспедициях в Антарктику.1946-1947

8 января 1956 года Бэрд в третий и последний раз пролетел над Южным полюсом. Умер в Бостоне в 1956 году.
Контр-адмирал Ричард Бэрд в своей старой палатке на базе «Литтл Америка» II. Он курит трубку, набитую табаком оставленном в лагере в 1935 году. Эта фотография была сделана в 1947 году во время экспедиции Хайджамп ВМС США.

Правительство США назвало его именем Американский национальный центр полярных исследований.
Посмертный анализ дневника Бэрда, проведенный в 1996 году, позволил по-новому взглянуть на события давно минувших дней. Записи позволяют предположить, что во время полета к Северному полюсу в правом двигателе возникла утечка топлива. Обеспокоенный этим, Бэрд решил повернуть назад. В этот момент самолет находился в 240 км от Северного полюса. Если эта история правдива, тогда Амундсен и его экипаж в действительности первыми пролетели над Северным полюсом. До этого предположение, что Бэрд и Беннет были первыми воздушными покорителями Северного полюса, не подвергались серьезному сомнению.
Как бы там ни было, Бэрд навсегда вошел в историю мировой авиации.

Ричард Ивлин Бёрд (Richard Evelyn Byrd; 25.10.1888-11.03.1957) в Соединённых Штатах Америки долгое время почитался в качестве легендарной фигуры. Примерно так же, как и в СССР - почётный полярник Иван Дмитриевич Папанин и его коллеги: Е.К. Егоров, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, которые с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года осуществили знаменитый дрейф на льдине от Северного полюса по Гренландскому морю вдоль восточного берега Гренландии.

Ричард Бёрд, кроме того, стал первым американским авиатором, который пролетел на самолёте над Южным и Северным полюсами.

Бёрд родился в Винчестере (штат Вирджиния) в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМФ США после окончания в 1912 году Военно-морской академии США (United States Naval Academy). В возрасте 28 лет сломал ногу, что поставило крест на его дальнейшей службе в военно-морском флоте. В годы Первой мировой войны Ричард Бёрд, обучившись пилотированию, летал на гидроплане. 9 мая 1926 года Ричард Бёрд вместе с Флойдом Беннетом (Floyd Bennett; 25.10.1890-25.04.1928) на трёхмоторном самолёте "Fokker F.VIIa-3m", который назывался "Жозефина Форд" (название самолёту было дано в честь дочери Эдселя Форда, который участвовал в финансировании экспедиции), стартовали со Шпицбергена. Считается, что Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив "конкурентов" - норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле "Норвегия" в мае того же года совершили перелёт по маршруту "Шпицберген - Северный полюс - Аляска". После этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Бёрду было присвоено звание капитана третьего ранга. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот "рекорд установлен американцем".

В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, в результате чего на шельфовом леднике Росса в 1929 году была основана первая длительно действующая станция США "Little America-I", открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа "Землёй Мэри Бёрд".

29 ноября 1929 года Ричард Бёрд (в качестве штурмана) на трёхмоторном самолёте "Ford" с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Аэроплан, управляемый норвежцем Бернтом Бальхеном (Bernt Balchen; 23.10.1899-17.10.1973), продержался в воздухе 19 часов. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он пролетел над Северным полюсом.

Флойд Беннет, по официальной версии, умер в 1928 году от туберкулёза.

В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США. По итогам этой экспедиции - в 1930 году - был выпущен документальный фильм, в котором рассказывалось о всех перипетиях этой экспедиции Бёрда и его коллег.

Впоследствии Ричард Бёрд осуществил ещё четыре экспедиции в Антарктиду: в 1933-1935, 1939-1940, 1946-1947 и 1955-1956 годах.

Во время своей второй антарктической экспедиции зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции "Advance Base", которая располагалась в 196 километрах от "Little America-II". Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.

Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1940 годов. Эта экспедиция стала первой, в организации и проведении которой Бёрд получил официальную поддержку от правительства США. В рамках экспедиции были осуществлены обширные исследования в области геологии, биологии, метеорологии. В результате экспедиции лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды. Сам Бёрд принимал активнейшее участие в подготовке и начале экспедиции, но в марте 1940 года он был отозван на действительную военную службу.

В 1942-1945 годах участвовал в операциях на Тихом океане, которые включали в себя аэрофотосъёмки японских авиабаз на отдалённых островах. Как участник одного из спецзаданий посетил театр боевых действий в Европе.

2 сентября 1945 года контр-адмирал Ричард Бёрд присутствовал при подписании Акта о полной и безоговорочной капитуляции Японии, которое состоялось на борту американского линкора "Миссури" ("Missouri").

Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1940 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.

Такова, вкратце, официальная версия биографии этого американского полярного исследователя. Есть, впрочем, совершенно иной взгляд на достижения Ричарда Бёрда.

1.3. Биография Ричарда Бёрда: альтернативная версия

В 2002 году в московском издательстве "Гамма Пресс 2000" вышла книга Александра Бирюка "Великая тайна уфологии" (в "бумажном" варианте она носила название "НЛО: секретный удар"). Александр Владимирович принадлежит к числу тех исследователей, которые не столь однозначно относятся к достижениям Ричарда Бёрда.

Бирюк говорит о том, что среди историков полярной экспедиции знаменитого американца ходили упорные слухи, будто бы смерть ближайшего соратника Бёрда и участника практически всех его полётов до 1929 года - Флойда Беннета - была вовсе не случайной. И умер он вовсе не от туберкулёза.

Александр Бирюк в примечаниях к главе 16 ("Бернт Бальхен и Ричард Монтегю" в 3-й части своей книги - "Антарктида") пишет об этом так: "Весной 1928 года Беннет, будучи в Канаде, подхватил воспаление лёгких. Дело происходило в небольшом северном городке Амни, через который пролегала трасса очередного дальнего перелёта Бёрда, и жизнь Беннета могла спасти своевременная доставка противовоспалительной сыворотки. Но самолёт с сывороткой потерпел катастрофу, и обстоятельства этой катастрофы весьма загадочны.

Канадский журналист Клемент Бэрон, автор книги "Загадки белого безмолвия", полагает, что в этом деле самым непосредственным образом был замешан сам Ричард Бёрд. Впрочем, сколько-нибудь убедительных доказательств у Бэрона не имеется, самый главный его козырь - это сказанные во всеуслышание на похоронах Беннета слова его жены - Коры Беннет: "Смерть Флойда - лучший подарок Бёрду".

Эти же слова были процитированы и Ричардом Монтегю (Richard Montague) в его книге "Океаны, полюса и авиаторы: первые полёты над водными просторами и пустынными льдами" ("Oceans, Poles and Airmen: The First Flights over Wide Waters and Desolate Ice"; New York: Random House, 1971). Флойд Беннет был с почестями похоронен на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Правда, в воспоминаниях его жены Коры, которые были изданы в 1932 году, никаких намёков подобного рода почему-то нет.

Александр Бирюк пишет о том, что Бернт Бальхен, пилот самолёта, на котором Ричард Бёрд в ноябре 1929 года пролетел над Южным полюсом, особенно пристально заинтересовался обстоятельствами героического перелёта Бёрда над Северным полюсом, который был осуществлён тремя годами ранее. Бирюк приводит данные о том, что уже с мая 1926 года в среде профессионалов начали циркулировать упорные слухи, что Бёрд самым банальным образом сфальсифицировал полёт над Северным полюсом.

В последние годы всплыла информация о том, что самолёт с Бёрдом и Беннетом на борту физически не смог бы преодолеть 1230 километров от Шпицбергена до Северного полюса и обратно, так как при старте был повреждён масляный бак правого двигателя самолёта.

Бёрд, таким образом, не рискнул далеко удаляться от берега, но не желал признавать своё поражение и уступать пальму первенства в деле достижения Северного полюса по воздуху норвежцу Руалю Амундсену. "Прославленный полярник" попросту кружил вокруг Шпицбергена, "наматывая" на счётчике необходимый километраж. Бернт Бальхен, хорошо знавший не только Ричарда Бёрда, но и его бывшего соратника по перелётам - Флойда Беннета, говорил о том, что Беннет весьма слабо разбирался в навигационных выкладках, чем Бёрд не преминул воспользоваться.

Факт фальсификации сегодня признаётся и другими источниками.

К примеру, в статье на русскоязычной версии интернет-энциклопедии "Википедия" о Бёрде говорится следующее: "С 1926 по 1996 год считался первым лётчиком, пролетевшим над Северным полюсом. Однако при исследовании его полётного дневника там были обнаружены следы подчисток - тем самым доказано, что Бёрд фальсифицировал часть данных о полёте в своём официальном отчёте в американское Географическое общество".

Уже в наши дни эти данные получили новое подтверждение.

В журнале "Американский архивист" ("American Archivist", Vol. 62, No 2, 1999) была опубликована статья Реймонда Герлера (Raimund E. Goerler), название которой буквально можно перевести так: "Архивы решают спор: пресса, документальные свидетельства и архивы Бёрда" ("Archives in Controversy: The Press, the Documentaries and the Byrd Archives"). Использовав хранящиеся в архиве Университета штата Огайо записи Ричарда Бёрда, сделанные им во время полёта к Северному полюсу, автор статьи наглядно показал, что в своих полётных записях Бёрд и в самом деле осуществлял подчистки.

Александр Бирюк ссылается на свидетельство Арнольда Бумстедта, главного картографа американского Географического общества, который вспоминал об одном любопытном эпизоде. В 1953 году Бернт Бальхен и Ричард Бёрд столкнулись на торжествах по случаю 50-летия с момента первого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, управляемым двигателем, который 17 декабря 1903 года осуществили американцы - братья Райт.

Так вот, тогда между Бёрдом и Бальхеном произошёл инцидент, чуть было не переросший в рукоприкладство. Перебранку слышали журналисты. "По-моему, разговор шёл о каких-то мемуарах, - писал Бумстедт в своём письме журналисту и писателю Ричарду Монтегю. - Бальхен написал книгу и показал рукопись Бёрду. Тому это не понравилось, и он потребовал у бывшего коллеги изъять из рукописи книги все упоминания о себе...".

Бывший иностранный корреспондент газеты "Нью-Йорк Геральд Трибюн", впоследствии - редактор журнала "Ньюсуик", уже упоминавшийся выше Ричард Монтегю, автор книги "Океаны, полюса и авиаторы...", написал, что полёт Бёрда над Северным полюсом являл собой "самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных исследований". В этой книге автор не только теоретически доказал, что Бёрд и Беннет вообще не могли достичь Северного полюса, но и прямо изобличает их во лжи.

Этой теме в 1999 году посвятил отдельную статью журнал "Знание - сила". В публикации Александра Волкова "Самый удачливый обман" говорилось, что сомнения в подлинности рассказа Бёрда и Беннета появились сразу же после их "возвращения" с Северного полюса. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арнесон, прибывший на Шпицберген для освещения полёта дирижабля "Норвегия" Руаля Амундсена. В первом репортаже, отправленном им в газету "Афтенпостен", говорилось следующее: "Бёрд и Беннет уверяют, что побывали над полюсом. Но за такое короткое время они вряд ли могли добраться туда". Арнесон полагал, что Бёрд долетел примерно до того же места, что и Амундсен годом раньше.

Римская газета "Трибуна" писала, что "хотя за пятнадцать с половиной часов и можно преодолеть расстояние, отделяющее Шпицберген от полюса, и вернуться обратно, но в арктических условиях сделать это практически невозможно".

Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географического общества. Он напомнил о том, что в данных условиях трудно достоверно определить положение самолёта, в этом убедились ещё во время полёта Амундсена. Бёрд указал, что определял местоположение по высоте Солнца, используя для этой цели секстант. Ряд специалистов считали этот метод неубедительным. Но "мировое сообщество" тогда к скептикам не прислушивалось: ведь они были либо норвежцами, либо итальянцами и, стало быть, их невольно воспринимали как завистливых конкурентов Ричарда Бёрда.

Сам Ричард Бёрд постепенно - то в беседах с репортёрами, то в собственных статьях - стал вспоминать всё новые подробности полёта. Именно так мировая общественность и узнала, что сразу после старта ему и Флойду Беннету и в самом деле пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту (из него вытекло масло), в результате чего скорость полёта снизилась с 90 миль в час до 60.

Тем не менее Бёрд и Беннет решили продолжать полёт и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого часа утра они, дескать, уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда полетели назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, теперь он дул практически в спину, и скорость вновь повысилась на десять миль. Во время полёта к цели Бёрд шесть раз определял местоположение с помощью секстанта и потом ещё четыре раза вблизи полюса, но на обратном пути не производил измерений, поскольку прибор сломался. Измеренные координаты он наносил на две карты.

Именно эти карты своего полётного дневника Бёрд представил в американское Географическое общество, которое помогло ему финансировать полёт. В 1926 году у комиссии Географического общества отчёт не вызвал никаких вопросов. Лишь много лет спустя он подвергся серьёзной критике.

Оппонентом стал шведский профессор метеорологии Гёст Лильеквист (Gosta Hjalmar Liljequist; 1914-1995) из Упсальского университета, опубликовавший в 1960 году в журнале "InterAvia" статью "Долетела ли "Жозефина Форд" до Северного полюса?" ("Did the "Josephine Ford" Reach the North Pole?").

Знавший полярные области не понаслышке, он заявил, что рассказ Бёрда о попутном ветре не соответствовал действительности. Профессор сопоставил американские и норвежские метеорологические карты, чтобы выяснить, какова же всё-таки была погода в день полёта в этой части Арктики. По словам учёного, направление ветра было совсем иным.

С другой стороны, относительно розы ветров имеются противоположные свидетельства. В октябре 1977 года в советском журнале "Вокруг света" была опубликована статья Д. Алексеева и П. Новокшонова "Трое и полюс", посвящённая полёту Бёрда и Беннета над Северным полюсом в 1926 году. Авторы текста попросили Гидрометеоцентр СССР по имеющимся архивным данным восстановить ветровую обстановку 9 мая 1926 года. Советские синоптики подтвердили правильность данных Ричарда Бёрда.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бёрд и Беннет всё равно не смогли бы уложиться в 15 с половиной часов. Скорость полёта их самолёта "Жозефина Форд" составляла 165 километров в час: именно такие параметры были указаны в описании "Фоккера". Но вот крейсерская скорость была существенно ниже: Лильеквист определил это, изучив данные о других полётах "Жозефины Форд".

К тому же для полёта на Северный полюс самолёт был оснащён вместо колёсных шасси тяжёлыми полозьями для старта и посадки на снег. Поэтому скорость должна была быть ещё меньше - около 140 километров в час. При такой скорости Бёрду и Беннету пришлось бы лететь на два часа дольше, даже без учёта того обстоятельства, что один из двигателей какое-то время не работал. Общий путь к полюсу и обратно составил около 2500 километров.

К такому же выводу - независимо от шведского профессора - пришёл и норвежец Бернт Бальхен. Всего через несколько месяцев после полёта к Северному полюсу Бёрда и Беннета Бернт Бальхен совершил продолжительное путешествие по Америке именно на "Жозефине Форд". При этом Бальхен отметил, что максимальная скорость машины составляла всего 120 километров в час, хотя самолёт, вместо тяжёлых полозьев, был оборудован более лёгкими шасси. Норвежец вычислил, что Бёрд и Беннет смогли достичь в лучшем случае 88 градусов 15,5 минут северной широты, но никак не самого Северного полюса.

Флойду Беннету, с которым он подружился, Бернт Бальхен как-то раз сказал это прямо в глаза: "За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы долететь до полюса!" И Беннет с обезоруживающей откровенностью ответил: "А мы там и не были!"

Позднее Беннет рассказал ему подробности. Действительно, вскоре после старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полёт к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какое-то время течь заделали, и тогда Бёрд приказал немного полетать над этим пустынным местом. Так продолжалось четырнадцать часов, а затем они вернулись на остров.

Возможно, именно этим обстоятельством и объясняется загадочная смерть 37-летнего Флойда Беннета в апреле 1928 года: он просто начал слишком много говорить о деталях полёта Ричарда Бёрда на Северный полюс. Иначе говоря, получается, что к смерти Беннета мог быть причастен Бёрд.

Возникает вопрос: не слишком ли это напоминает дурно написанный детектив? Возможно, подобного рода конспирологические сомнения и не имеют под собой ни малейшего основания, если бы не то высокое положение, которое занимала семья Бёрдов и в штате Вирджиния, и вообще - в американском обществе. А социальный статус необходимо поддерживать. В подтверждение этого соображения есть смысл рассказать одну историю.

Через тридцать лет, в конце 1950-х годов, Бернт Бальхен решил издать свои мемуары. В воспоминаниях он, помимо прочего, рассказывал об обстоятельствах "полёта" Бёрда и Беннета к Северному полюсу в мае 1926 года. Ричард Бёрд к тому моменту уже скончался. Но тут в дело вмешался старший брат Бёрда - Гарри Бёрд (Harry Flood Byrd, Sr.; 10.06.1887-20.10.1966).

Надо сказать, что Бёрды являлись более чем влиятельной фамилией - их предки были одними из первых переселенцев, обосновавшихся в штате Вирджиния. Гарри Бёрд - кроме того, что он был агропромышленным магнатом штата, владельцем и издателем ряда местных СМИ - являлся ещё и крупной политической фигурой. С февраля 1926-го по февраль 1930 года он занимал должность губернатора штата Вирджиния. А после смерти отца занял его место в Сенате США: сенатором от штата Вирджиния Гарри Бёрд пребывал с марта 1933-го по ноябрь 1965 года.

Не сложно понять, что у Гарри Бёрда имелись рычаги влияния, для того чтобы надавить и на мемуариста Бернта Бальхена, и на его издателя. Первый вариант воспоминаний был заменён "подчищенной" редакцией, где не нашлось места ни вычислениям, сделанным Бальхеном, ни признаниям Беннета. Книга называлась "Со мной - на Север!" ("Come North With Me"; New York: E.P. Dutton, 1958).

Однако впоследствии журналист Ричард Монтегю обнародовал первую редакцию мемуаров Бальхена в своей книге, которая, как уже было сказано ранее, увидела свет в 1971 году, где были и такие строки: "В конце концов, не имеет особого значения, что Ричард Ивлин Бёрд не побывал тогда на Северном полюсе. Собственно говоря, из-за этой лжи облик его стал только человечнее - кому не присущи слабости?"

Кстати говоря, в этой книге Монтегю касается и темы антарктической экспедиции Бёрда 1946-1947 годов, завуалированно высмеивая ставшую к началу 1970-х годов популярной версию о том, что экспедиция контр-адмирала потерпела поражение от НЛО. "Первым, кто пустил слух о секретной базе нацистов на Южном полюсе, был сам Бёрд, - писал Монтегю. - Бернт Бальхен, хоть и норвежец, но имеющий американское гражданство, был связан присягой армии США и вынужден был молчать о том, что происходило [у берегов Антарктиды] в феврале и марте 1947 года. Вот он и разрывался между своим долгом и желанием отомстить чопорному адмиралу, от которого столько натерпелся после смерти Флойда Беннета. Как залетела в голову Бёрда идея о "летающих тарелках" - одному богу известно!"

Теперь самое время перейти собственно к знаменитой экспедиции контр-адмирала Ричарда Бёрда 1946-1947 годов "High Jump", которая в последние годы обросла целым ворохом слухов, сплетен и предположений.

Операция «Высокий прыжок» была одобрена на самом высоком уровне в правительстве США. Общее руководство операцией осуществлял Министр ВМС, а непосредственное руководство планированием и осуществлением операции были возложены на Командующего ВМС адмирала флота Честера Нимитца (сейчас его имя носит один из самых современных авианосцев США) и его заместителя вице- адмирала Форреста Шермана и контр- адмирала Роской Гуда.

Берду, пришлось приложить много усилий, чтобы убедить правительство США (используя свои личные связи на самом высшем уровне), послать экспедицию от имени правительства США и тем самым заявить об интересах Америки в Антарктиде. Ну а если дело касается американских интересов, то военно-морской кулак — лучший аргумент.

Теперь о целях экспедиции. Черчиль произнесет свою речь, ознаменовывающую начало холодной войны через четыре года, но в умах военно-политического руководства Запада уже витал дух не только холодной войны, но Третьей мировой.

Группировка ВМС уже была на пути в Антарктиду, как Президент США Трумен выступил с речью, в которой он изложил свою доктрину, получившую название «Доктрины Трумена«, которая призывала к задерживанию распространения коммунизма, в том числе военными средствами.

Главным противником в этой войне, естественно был СССР, а в качестве возможного театра военных действий в будущей войне рассматривался район приполярных и полярных областей СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА.

По поводу тайн, которые, якобы, окружают антарктическую экспедицию Ричарда Бёрда 1946-1947 годов, существует и весьма скептическое мнение, суть которого заключается в том, что никаких чрезвычайных происшествий в её ходе не наблюдалось. Просто люди любят всё таинственное, загадочное, а потому и стремятся находить «теории заговора» даже там, где их нет.

Официальные цели экспедиции Бёрда

Не все цели, некоторые:

Дать практику командирам и штабам в организации и ведении боевых действий в полярных районах.

Отработать вопросы судовождения и навигации в полярных районах в зависимости от ледовой обстановки.

Тренировать экипажи штатных авиационных средств кораблей ведению ледовой разведки.

Проверить на практике возможности использования авианосцев для доставки и применению тяжелой бомбардировочной и разведывательной авиации.

Провести практические тренировки по взлету и посадки тяжелых самолетов разведчиков с палубы авианосца с использованием ракетных ускорителей.

тренировать экипажи тяжелой авиации оборудованной колесно-лыжними шасси в использовании полевых ледовых аэродромов.

Тренировать экипажа в использовании разведывательного оборудования для аэрофотосъемки местности.Провести аэрофотосъемку больших районов Арктики в интересах подготовки и изготовления карт.

Троверить на практике возможности использования подводных сил в полярных районах в условиях быстро меняющейся ледовой обстановки.

Отработать вопросы поиска и уничтожения подводных лодок противолодочной авиацией.

Проверить возможности по высадки морской пехоты на лед и совершению марша на длинные расстояния.

Оценить возможности использования транспортеров морской пехоты в условиях низких температур.

Тренировать инженерные подразделения в проведении инженерно-строительных и подрывных работ в условиях экстремальных температур.

Состав экспедиции

Всего в состав экспедиции входило 13 кораблей ВМС, в том числе:


Всего в экспедиции, как отмечал адмирал Берд, участвовало свыше 4000 человек.

Главная группировка была разделена на три группы: Восточную, Центральную и Западную. Задача Восточной и Западной группы, каждая из которых имела в своем составе авиа тендер с самолетами амфибиями на борту, была пройти как можно дальше вдоль побережья с целью его исследования и провести аэрофотосъемку, отрабатывая при этом и чисто военные задачи, поставленные командованием ВМС.
Центральная группа, составлявшая ядро экспедиции, имела целью организовать полевой аэродром и базу в районе Бухты Китов Моря Росса, с которой провести аэрофоторазведку континентальной части Антарктиды. Побережье Моря Росса в течение столетия считалось лучшим путем для высадки экспедиции для исследования континента.

Ожидалось,что это позволит охватить исследованиями весь периметр побережья континента и узнать о нем больше чем за все предыдущее столетие.

Что остановило адмирала Берда?

Вот тут то и начинаются загадки. Одни пишут, что экспедиция столь внушительных сил была запланирована на шесть месяцев, но продлилась лишь несколько недель. Другие пишут, что не было таких длительных сроков в планах Бёрда.

Появляются свидетельства якобы очевидцев и участников о том, что видели непонятные летательные аппараты (подумали, что русские, конечно). В Рунете можно найти ссылки на свидетельства жены прославленного контр-адмирала, которая, вроде бы, читала его бортовой журнал . Из этих записей Бёрда, о которых стало известно как бы со слов его жены, следует, что он в ходе антарктической экспедиции 1946-1947 годов вступил в контакт с представителями некой цивилизации, которая намного опередила земную в своём развитии. Жители антарктической страны освоили новые виды энергии, которые позволяют запускать двигатели транспортных средств, получать продукты питания, электричество и тепло буквально из ничего.

Представители антарктического мира сообщили Бёрду, что они пытались вступить в контакт с человечеством, но люди относились к ним крайне враждебно. Однако, «собратья по разуму» всё ещё готовы помочь человечеству, но только в том случае, если мир окажется на грани самоуничтожения.

Как бы там не было, фактом остается то, что после возвращения Бёрда в США и его отчёта в Вашингтоне все журналы экспедиции и личные дневники контр-адмирала были изъяты и засекречены. Они остаются засекреченными и по сей день, что, конечно же, даёт пищу бесконечному потоку слухов и домыслов. Понятно, почему: если дневники Ричарда Бёрда остаются засекреченными уже более 60 лет , значит, есть, что скрывать.

Свидетельства очевидцев

Впрочем, имеются и вполне прямые свидетельства очевидцев о том, что происходило во время Четвёртой антарктической экспедиции США 1946-1947 годов. Генри Стивенс в упоминавшемся выше исследовании приводит следующие данные. Для того чтобы придать правдоподобность версии об исключительно научных целях этой экспедиции Ричарда Бёрда, в её состав была включена небольшая группа журналистов из разных стран. Среди них был корреспондент чилийской газеты «El Mercurio», выходившей в Сантьяго, Ли ван Атта (Lee Van Atta). В номере от 5 марта 1947 года за подписью ван Атта была опубликована небольшая статья, в которой были процитирована слова контр-адмирала.

В первых же абзацах статьи её автор писал: «Сегодня адмирал Бёрд сказал мне, что Соединённые Штаты должны принимать эффективные меры защиты от вражеских самолётов, прилетающих из полярных областей. Далее он объяснил, что у него нет намерения ни кого пугать, однако горькая реальность состоит в том, что в случае новой войны Соединённые Штаты подвергнутся нападению летательных аппаратов, перелетающих с фантастической скоростью с одного полюса на другой.

Что же касается недавнего прекращения экспедиции, Бёрд заявил: наиболее важным её результатом является выявление потенциального эффекта, который будут иметь для безопасности Соединённых Штатов сделанные в её ходе наблюдения и открытия».

Скептики отмечают другую сторону этой экспедиции — приближаясь к Антарктике, корабли неожиданно встретили ледяное поле шириной 1000 км. При этом, в наличии был только один ледокол «Нортвинд», что существенно задержало всю группу.

Несмотря на то, что Восточная группа заняла свои позиции и начала полеты авиации над континентом в конце декабря 1946 года, Центральная группа в условиях тяжелой ледовой обстановки не смогла начать оборудование базы до 15 января 1947 года.

Наступала зима и погода начала резко ухудшаться, а поэтому все работы были свернуты 23 февраля, что успеть выйти на чистую воде без повреждения судов. К этому времени подошел ледокол «Бэртон Айлэнд» и помог в проводке судов.

Странно, но очень немногие исследователи (в их числе — Джозеф Фаррелл) обращают внимание на факт, лежащий буквально на поверхности. Экспедиция Ричарда Бёрда в Антарктиду была поспешно свёрнута 3 марта 1947 года. А уже с середины мая 1947 года в небе США чуть ли не в массовом порядке начали наблюдаться неопознанные летающие объекты — НЛО….