1 источники звука звуковые колебания. Звуковые колебания и волны. Звуковые колебания разной частоты

http://briefly.ru/ostrovskij/svoi_ljudi/

В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе, но живет только насущными, бытовыми проблемами.Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Интересны отношения “отцов” и “детей”. В дочери не заметно ни малейшего почтения к матери Во время ссоры они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу и думает только о себе. Она мелочна, глупа и полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
“Отцы” относятся к своим “детям” также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь - только средство для увеличения капитала.

В пьесе “Свои люди - сочтемся” показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. “Дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить дальнейшем.

Антагонизм богатых и бедных, зависимых, «младших» и «старших»(выражение Добролюбова) здесь развернут и продемонстрирован не в сфере борьбы за равноправие или свободу личного чувства, а в сфере борьбы корыстных интересов, стремления разбогатеть и зажить «по своей воле». Все высокие ценности, к которым устремлены мечты и действия передовых людей эпохи, подменены своими пародийными двойниками. Образованность – не что иное, как желание следовать моде, презрение к обычаям и предпочтение «благородных кавалеров «бородастым» женихам. В комедии Островского идет война всех против всех, и в самом антагонизме драматург вскрывает глубокое единство персонажей: добытое обманом удерживается только насилием, грубость чувств – естественное порождение грубости нравов и принуждения.

В пьесе была достигнута очень высокая ступень обобщения. Опираясь на индивидуализацию, драматург создал типы, давшие плоть и облик целому явлению русской жизни, вошедшие в культурную память нации как «типы Островского».

8.2.Анализ пьесы «Гроза»

http://briefly.ru/ostrovskij/groza/

Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по- разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного царства»- Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого - обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы,- натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Акценты в понимании трагической судьбы Катерины могут быть расставлены по-разному. С точки зрения социальной, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть. Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины - ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии - неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету
Для понимания трагической судьбы героини важны все три взаимосвязанных аспекта ее трагедии: социальный, философский и психологический. Только с учетом всей сложности трагических противоречий, возникших в «Грозе», можно правильно оценить положение Катерины. В банальной ситуации измены купеческой жены «упаковано» значительное социально-бытовое и философско-психологическое содержание. Супружеская измена из чисто бытового факта превратилась в трагедию личности, для которой любовные отношения стали не причиной, а следствием ее противостояния окружающему миру. «Грех» Катерины не в том, что она нарушила бытовой запрет, а в том, что осмелилась подвергнуть сомнению незыблемость существующего порядка вещей. Её судьбу определило столкновение двух исторических эпох.
Впервые в драматургии Островского трясина привычного существования стала не только предметом сатирического осмеяния, но и источником высокой трагедии. Таким образом, трагическое и комическое в «Грозе» - два полюса авторского отношения к патриархальному купеческому быту.

8.3. Анализ пьесы «Бесприданница»

http://briefly.ru/ostrovskij/bespridannica/

Сатирические комедии и психологические драмы – два направления творчества Островского, в наибольшей степени связанные с пореформенной действительностью.

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза"-главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы".

"Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова - человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость -все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы- результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии - торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, - самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.

Сложность характеров героев -будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, - вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих - большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед -это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы. Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры. Финал драмы - смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение - поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства-безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.

Одна из первых комедий А.Н.Островского «Банкрут», или «Свои люди - сочтемся!», была написана в 1849 году. Она сразу же была замечена читающей публикой и прине­сла заслуженную славу автору.

Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческо­го быта. Обман здесь начинается с малого - с умения приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть» через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося поку­пателя; продолжается крупной и рискованной аферой купца Самсона Силыча Большова, а завершается тем, что более молодой и ловкий подлец приказчик Лазарь Елиза­рович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяи­на - старого плута и пройдоху. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя - вот что сумел показать Островский.

Купец Большое объявляет о том, что он стал банкро­том. В действительности это один из ходов в коммерческой игре, с помощью которого он намерен «закрыть» расчеты с кредиторами, уклониться от уплаты долгов. Все свое состояние Большое переводит на имя «верного челове­ка» - приказчика Подхалюзина. Этот оборотистый слуга под стать своему хозяину: руководствуясь не одними ро­мантическими чувствами, женится на дочери Самсона Си­лыча Липочке, а затем присваивает имущество тестя. Большов отправляется в долговую тюрьму. Его можно было спасти. Для этого достаточно вернуть кредиторам хотя бы небольшую часть долгов. Но Подхалюзин и Липочка еще во время помолвки решили, что старики «почудили на своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча остаются неоплаченными...

Разгадка этого сюжета - в привычной психологии самодурства. Большое вообще-то признает моральные за­коны и правила, но только не для себя; его мораль дейст­вует лишь в одну сторону. Для всех - мораль, а для него - выгода. Большое принадлежит к старой породе московско­го купечества: он груб, прямолинеен и простоват. Все в доме - от жены Аграфены Кондратьевны и до мальчика Тишки - дрожат при его появлении, и ощущение этой беспредельной власти над домашними согревает душу Сам­сона Силыча. Он не имеет повода усомниться в том, что безгласная родня и челядь слепо покорны ему. Большов думает, что весь мир делится на чужих, которых грешно не обманывать, и своих, которым самой природой определено подчиняться его воле и пребывать в домашнем рабстве. Он не может допустить и мысли, чтобы свои люди что-либо замышляли против него или оказались непослушными. Большов готов обмануть всех кругом, но проявляет неожи­данную доверчивость к Подхалюзину - и на этом проиг­рывает все. Но еще более подводит Самсона Силыча то, что, казалось бы, является источником его силы, - его самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и страха для «своих», к числу которых он вправе отнести воспитанного с малолетства в доме Подхалюзина. Но Под­халюзин обманывает своего благодетеля нагло, цинично, проявляя беззастенчивость дельца, нарождающегося ново­го предпринимателя, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Островский как бы разворачивает тему самодурства во времени, следя за диковинными изменениями. Самодурст­во показано не только как плод дикости, невежества, но и как вымещаемое подневольным человеком прежнее его ничтожество. То, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге голицами торговал, то, что добрые люди его Самсонкою звали и подзатыльниками кормили, он никогда не забудет и не простит. Теперь он измывается над домашними как бы в счет своих прежних унижений. А едва только власть в доме переходит к Подхалюзину, как этот тишайший приказчик, твердивший только «не могу знать-с» и «как вам угодно», становится холоден, самовластен и нагл.

Сатиру Островского неизменно привлекала среда полуобразованности, отечественные «мещане во дворянст­ве». За вершками внешней просвещенности, заемными словечками и манерами, часто еще карикатурно искажен­ными (все эти «антриган», «антересен», «проминаж», «уму непостижимо»), таилась та же грубость понятий, душевная неразвитость. Автор открыл комический эффект мещан­ской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого романса», особых обрядов знакомства и ухаживания - со своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами о том, «что вам лучше нравится - зима или лето» или «что лучше - мужчина или женщина».

И каждый раз читатель убеждается в том, насколько бедна действительность такой жизни.

Идейно-художественный анализ комедии А.Н. Островского

«Свои люди – сочтемся»

Вопросы для повторения.

1. Рассказать об истории создания комедии « Свои люди – сочтемся».

2. Раскройте смысл названия комедии «Свои люди – сочтемся».

3. Найдите в тексте комедии сцену, где содержатся слова, подкрепляющие ее название.

3. Дайте характеристику Большову.

4. Объясните жестокость Большова.

5. Как созрел план Самсона Силыча объявить себя банкротом?

6. Какие обстоятельства способствовали тому, что Большов решился на преступление?

7. Самсон Силыч – типичный самодур, докажите это.

8. Чем занимался Самсон Силыч в молодости?

9. Как он относился к своим близким, приведите примеры из текста комедии

10. Чему научился у Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин?

11. Расскажите о герое комедии Тишке, он страдает от деспотизма людей, окружающих его, но его почему-то не очень жаль, объясните, почему?

12. Главное в этой комедии слово – это ДЕНЬГИ

Что дают деньги людям?

14. Что, по мнению А. Островского, деньги уничтожают в людях?

15. Чем заканчивается пьеса « Свои люди – сочтемся»?

16. Почему самые близкие люди отказались помочь Большову, оказавшемуся в долговой «яме».

17. Представьте гостиную Самсона Большова, опишите ее интерьер.

18. Как характеризует главных героев пьесы «Свои люди – сочтемся» их речь?

19. Почему комедия «Свои люди – сочтемся» была поставлена на сцене только после смерти царя Николая – I ?