Жизнь и путешествия беринга. Витус Беринг (Vitus Jonassen Bering). Фото, биография. Послужной список Витуса Беринга

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

После школы поступил в Морской кадетский корпус. В 1695-1696 гг. участвовал в Азовском походе Петра I, в 1701- 1703 гг. - в плавании к берегам Ост-Индии. Тогда же встретился с вице-адмиралом российского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), при содействии которого вскоре был зачислен унтер-лейтенантом в состав русского военно-морского флота. В 1706 г. был произведён в лейтенанты.

Позднее Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна - 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив), вышел в Чукотское море и достиг широты 67° 18′.

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.

(1681-1741)

БЕРИНГ Витус Ионссен (Ионассен) (1681 – 8 декабря 1741) – мореплаватель, офицер русского флота. Выходец из Дании. В 1704 начал службу в русском военном флоте. В 1724 Петр I поручил Берингу провести морскую экспедицию в Тихом океане между северо-восточным побережьем Сибири и северо-западным побережьем Америки, поставив одной из главных задач окончательное разрешение вопроса о наличии или отсутствии пролива между Азией и Америкой . Важнейшую роль в организации и работах экспедиции, известной под назв. 1-й Камчатской (1725-30), играл его помощник Алексей Ильич Чириков. На кораблях, построенных силами экспедиции, Берингпрошел к западному побережью Камчатки, после чего по суше пересек полуостров и достиг Нижнекамчатска, где был выстроен основной экспедиционный корабль «Святой Гавриил». Помощниками Беринга на корабле были А. И. Чириков и Мартын Петрович Шпанберг. Плавание продолжалось с июля по сентябрь 1728. Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл о. Святого Лаврентия. Пройдя (проливом, названным впоследствии Беринговым) в Чукотское море до широты 67 0 18 / с. ш. и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. На обвратном пути экспедиция открыла о. Святого Диомида (в действительности два острова: Ратманова и Крузенштерна). После зимовки в Нижнекамчатске, Беринг. в 1729 обследовал море и положил на карту южный мыс Камчатки (Лопатку), после чего вернулся в Охотск.

В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций, которой поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Беринг официально руководил всеми отрядами этих грандиозных экспедиций, кроме того, лично на него возлагался поход к берегам Америки. Помощниками его снова были назначены А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. Работы экспедиции продолжались с 1733 по 1743. В них участвовало 13 кораблей, свыше 600 чел. В июне 1740 была окончена постройка в Охотске двух пакетботов – «Святой Петр» (командир В. Беринг) и «Святой Павел» (командир А. И. Чириков). В сентябре 1740 суда вышли в море, посетили Большерецк и оттуда прошли в Авачинскую губу, где стали на зимовку. В июне 1741 корабли вышли в море и направились к востоку. По приказу Беринга впереди шел «Святой Павел». Вскоре пакетботы в результате бури разделились и дальнейшее плавание вели самостоятельно. «Святой Петр» достиг побережья Северной Америки у о. Каяк. На обратном пути Б. открыл о. Укамок, небольшие острова, названные Евдокеевскими, часть Шумагинских и некоторые из Алеутских о-вов. А. И. Чириков, достигший раньше Беринга побережья Аляски, также открыл некоторые из Алеутских о-вов. В ноябре 1741 корабль Беринг пристал к неизвестным островам (ныне Командорские), принятым за Камчатку, и во время стоянки был сильно поврежден. Экипаж перебрался на остров (ныне о. Беринга) и устроился на зимовку, во время которой часть людей умерла от цинги, в том числе и сам Беринг Оставшаяся часть экипажа (всего 40 чел.) следующим летом перебралась на Камчатку на боте, выстроенном из остатков корабля.

Именем Беринга названы: море (Тихий океан), пролив между Евразией и Северной Америкой, остров (Командорские о-ва), мыс Беринга (1. побережье Анадырского залива; 2. побережье Охотского моря), гора Командора Беринга (побережье Охотского моря, о. Спафарьева), Берингия (исчезнувшая суша между Азией и Америкой), Командорские острова (север Тихого океана), озеро, полуостров, река, ледник.

Офицеру русского флота Витусу Ионссену Берингу принадлежит почетное место в истории географии. Он возглавлял величайшую в мире географическую экспедицию – Великую Сибирско-Тихоокеанскую экспедицию. Эта грандиозная по масштабам экспедиция охватила огромные пространства всего севера Сибири и Дальнего Востока. Большое число отдельных отрядов под начальством опытных морских офицеров в течение десяти лет описывало, наносило на карты береговую черту севера Азии.

Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция, организованная по повелению Петра I, явилась логическим завершением многочисленных путешествий мореходов, землепроходцев в XVII в. За кратчайший исторический срок, менее одного столетия, русские землепроходцы сумели пройти всю Сибирь, выйти к берегам Восточного, или Тихого, океана, обосноваться на севере Сибири и завершить свои походы крупнейшим географическим открытием во время плавания С. И. Дежнева, когда было доказано, что Азия отделена от Америки проливом.

Великая Сибирско-Тихоокеанская экспедиция была призвана завершить, поставить на научную основу все открытия землепроходцев. Кроме того, была еще одна причина, особо подчеркивавшаяся Петром I в инструкции руководителям экспедиции. Все дело в том, что величайшее географическое открытие, совершенное С. И. Дежневым, в течение длительного времени было похоронено в сибирских архивах. Несмотря на то, что сведения о нем просочились и в Европу, ясного представления о том, соединяется ли Азия с Америкой или между ними есть пролив и, следовательно, возможно плавание из Северного Ледовитого океана в Восточный, или Тихий, океан,– среди ученых России и Европы не было. Многочисленные слухи, доходившие до Европы, о Японии, Курильских, Шантарских островах, о близком соседстве Америки с российскими владениями требовали своего разрешения. Россия была жизненно заинтересована в этом. И Петр I незадолго до своей смерти 23 декабря 1724 г. подписал указ о снаряжении подобной экспедиции. В лично им написанной инструкции начальнику экспедиции капитан-командору В. И. Берингу говорилось:

«1) Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2) На оных ботах возле земли, которая идет на Норд, а по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3) И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст [берег] называют и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды».

Витус Ионссен Беринг родился в 1681 г. в Дании в городе Хорсенсе. О детских и юношеских годах его сохранилось мало сведений. Известно, что на голландском корабле он плавал в Ост-Индию. Возвратившись оттуда в 1703 г. в Амстердам, В. И. Беринг был приглашен Петром I на службу в Балтийский флот с чином подпоручика. С этого момента и до конца своих дней он прожил в России, честно и беззаветно служа своей новой Родине. Здесь его называли Иваном Ивановичем.

В 1704 г. Беринг командовал небольшим кораблем на пускавшимся с Рамонской верфи (севернее Воронежа) в Азов. В 1705 г., командуя шхуной, принимал участие в строительстве крепости на острове Котлин (будущий Кронштадт), доставляя туда строевой лес. В 1706 г. Беринг был произведен в лейтенанты (поручики), а в 1710 г. – в капитан-лейтенанты (капитан-поручики) и переведен в Азовский флот. В 1711 г. участвовал в русско-турецкой войне, командуя шнявой в Прутском походе Петра I. Повсюду он проявлял отличное знание морского дела, был исполнительным, добросовестным и честным офицером.

Переведенный в 1712 г. снова в Балтийский флот Беринг принял активное участие в длительной войне России со Швецией, вошедшей в историю под названием Северной войны. По личному поручению Петра провел из Копенгагена в Кронштадт корабль «Перл», а из Архангелогородской эскадры из Белого моря вокруг Скандинавского полуострова в Ревель – новый корабль «Селафаил».

В 1717 г. он был произведен в капитаны 3-го ранга, в 1720 г. – в капитаны 2-го ранга. В 1721 г. командовал шестидесятипушечным кораблем «Марльбург». В 1724 Г. В. И. Беринг по неизвестным причинам вышел в отставку, но в этом же году специальным указанием Петра был возвращен во флот с чином капитана 1-го ранга.

Этому опытному и способному моряку Петр I и поручил возглавить экспедицию 1725-1730 гг., которая получила затем название Первой Камчатской экспедиции. Помощниками В. И. Беринга были назначены лейтенанты М. П. Шпанберг и А. И. Чириков. В составе экспедиции было свыше 60 человек, не считая офицеров.

Отправившись из Петербурга через Сибирь в Охотск в начале 1725 г., экспедиция прибыла туда только через два года, в январе 1727 г. Следует сказать, что из Охотска, хотя еще и не объявленного официальным портом России на Восточном океане, регулярно ходили суда на Камчатку, чаще всего в Большерецк, столицу Камчатки. Такое регулярное с ней сообщение началось после похода Кузьмы Соколова и Никифора Трески в 1716-1717 гг. В Охотске, по рекам Охоте и Кухтую, а также неподалеку от Охотска, на Ураке, строились мореходные суда.

В Охотске для экспедиции достраивался шитик «Фортуна». Летом 1727 г. его спустили на воду и на нем перевезли все грузы и личный состав экспедиции в Большерецк. Оттуда с неимоверными трудностями на собаках все снаряжение экспедиции было переправлено в Нижне-Камчатск. Здесь в апреле было заложено судно для предстоящего похода. Оно было спущено на воду 8 июня 1728 г. и названо «Святым Гавриилом».

13 июля 1728 г. экспедиция вышла в море и направилась к устью Анадыря. Следуя далее, 1 августа она открыла губу, названную губой Св. Креста. Любопытная деталь: все вновь открываемые места В. И. Беринг называл по церковному календарю, а никогда не давал имен участников экспедиции и даже лиц царской фамилии. Так, в данном случае «поелику в сие число празднует церковь наша происхождение древ частного и животворящего Креста, то и назвал он губу, в коей находился, губою Св. Креста», – отмечает В. Н. Берх. На том же основании был назван и открытый 10 августа остров именем Св. Лаврентия.

Войдя в пролив, называемый теперь Беринговым, и достигнув широты 65°30/ Беринг 13 августа собрал совет офицеров, чтобы обсудить, что делать дальше. Из-за густого тумана при прохождении пролива с судна не был замечен американский берег, поэтому требовалось принять решение о дальнейших планах экспедиции.

На совете М. П. Шпанберг предложил плыть на восток до 16 августа и затем повернуть обратно, считая, что если и дальше нигде не будет видно американской земли, то, следовательно, она не соединяется с азиатской землей.

Другого, совершенно правильного мнения придерживался А. И. Чириков, который настаивал на плавании вблизи берега до тех пор, пока судно не подойдет к устью Колымы. В этом случае было бы совершенно точно доказано наличие пролива между Азией и Америкой. Но начальник экспедиции послушался совета Шпанберга и «Св. Гавриил», добравшись до широты 67°18 / (т. е. находясь уже в Чукотском море, повернул обратно.

В проливе между Азией и Америкой судно было опять застигнуто густым туманом, не давшим возможности и на этот раз увидеть берега Америки. В проливе был открыт остров Диомида (в самом деле там два острова и скала; другое их название – острова Гвоздева).

1 сентября экспедиция возвратилась в Нижне-Камчатск, где и зазимовала. В следующем году В. И. Беринг предпринял еще одну попытку пройти на восток на поиски земли, о которой он слышал, будучи на Камчатке, но сильный ветер с туманом помешал осуществлению такого намерения. В. И. Беринг возвратился морем в Большерецк, а оттуда 23 июля 1729 г. прибыл в Охотск. В марте 1730 г. после пятилетнего отсутствия экспедиция прибыла в Петербург.

Несмотря на то, что экспедиция не решила твердо и окончательно вопроса о проливе между Азией и Америкой, она имела большое значение. Помимо географических открытий, совершенных ею, В. И. Беринг представил много весьма интересных этнографических сведений о якутах, чукчах, камчадалах, коряках. Экспедиция произвела несколько точных астрономических наблюдений и составила карту Чукотки, основанную не на рассказах и вымыслах, а на достоверных данных.

Первая экспедиция В. И. Беринга явилась разведкой, прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. Сам Беринг хорошо это понимал и писал по возвращении, что «Америка, или иныя, между оной лежащие земли, не очень далеко от Камчатки...

Не без пользы было, чтоб Охотской или Камчатской водяной проход, до устья реки Амура и далее, до Японских островов, выведывать...

Ежели за благо разсуждено будет, северные земли или берег от Сибири, а именно от реки Оби до Енисея, а оттуда до реки Лены, к устьям оных рек можно свободно и на ботах или сухим путем выведывать».

В этих словах В. И. Беринга заключается суть его проекта, поданного по прибытии в Петербург в Адмиралтейств-коллегию и озаглавленного «О мерах к устройству Охотского края и Камчатки, о проведывании пути к Америке и Японии для учреждения с оными странами торговли и о проведывании северного берега Российской империи между Обью и Леной».

В этом проекте Беринг предусматривал многие мероприятия по устройству Охотско-Камчатского края и Чукотки и выдвигал требование о создании сильного военного и торгового тихоокеанского флота, предполагал в Охотске устройство порта.

Большинство из пунктов программы В. И. Беринга вошло затем в инструкцию, данную Адмиралтейств-коллегией первому командиру Охотского порта Г. Г. Скорнякову-Писареву. Правительство приняло в своей основе предложения В. И. Беринга. Они были существенно дополнены и расширены в результате широкого обсуждения.

16 марта 1733 г. состоялся именной указ об организации экспедиции, которая теперь по праву называется Великой Сибирско-Тихоокеанской (Великой Северной) экспедицией. Начальником ее был назначен В. И. Беринг, помощниками – по-прежнему А. И. Чириков, прекрасно себя зарекомендовавший по первой экспедиции и потому занявший место первого помощника, и М. П. Шпанберг. Началась длительная подготовка к экспедиции. Были написаны самые подробные инструкции для семи ее отрядов, которые должны были действовать на протяжении северного побережья от Оби до Амура. Северными отрядами экспедиции в разной время командовали доблестные русские офицеры, воспитанники петровской Морской Академии – Степан Малыгин, Дмитрий Овцын, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Петр Ласиниус, Василий Прончищев, Семен Челюскин, Федор Минин, Дмитрий Стерлегов.

Самостоятельную группу, так называемую «академическую экспедицию», составлял отряд профессоров, адъюнктов и студентов Академии наук. В этом отряде находился будущий известный исследователь Камчатки С. П. Крашенинников.

Главный отряд экспедиции, называемый иногда Второй Камчатской экспедицией, под непосредственным руководством В. И. Беринга и А. И. Чирикова должен был отправиться к берегам Америки и исследовать северную часть Тихого океана. Отряд, руководимый М. П. Шпанбергом. должен был отправиться для описания Курильских, Шантарских островов и Японии.

Первые отряды такой небывалой по масштабам экспедиции начали выезжать из Петербурга в феврале 1733 г. Естественно, что руководить такой огромной экспедицией было трудно и до крайности сложно. Большей частью отряды действовали самостоятельно в соответствии с данными инструкциями. Однако руководители отрядов систематически посылали отчеты Берингу, и он, особенно на первом этапе экспедиции, находясь в Якутске, до отправления в историческое плавание, деятельно руководил работой отрядов.

В октябре 1734 г. Беринг прибыл в Якутск, еще раньше туда прибыл Шпанберг, который вскоре отправился в Охотск для подготовки судов для экспедиции. Три года продолжалась подготовка в Якутске всего необходимого к отправлению в Охотск. Надо хорошо себе представить трудности, которыми сопровождался этот сложнейший этап экспедиции, чтобы правильно оценить такую кажущуюся медлительность. Достаточно сказать, что для пропитания экспедиции требовалось 16000 пудов различных продуктов в год. Все они привозились в Якутск, а отсюда в Охотск. Трудности доставки груза из Якутска в Охотск были чрезвычайно велики. Такие тяжелые предметы, как, например, железные якоря и бухты каната для кораблей, приходилось распиливать или разрубать на части, перевозить в таком виде в Охотск и там снова соединять или сращивать. Тысячеверстный путь от Якутска до Охотска таил на каждом шагу опасности. Дорога проходила горными тропами, по которым можно было пробираться только верхом на лошадях. Таким путем провозились все грузы. Многочисленные горные речки и реки приходилось переходить вброд. Трудные метеорологические условия и полное отсутствие малейших удобств во время отдыха дополняли тяготы пути.

Все участники экспедиции, предназначавшейся к действиям на Тихом океане, собрались в Охотске к осени 1737 г. Тем временем там под наблюдением Шпанберга были выстроены два новых судна: бригантина «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда». Кроме того, были отремонтированы старые боты «Гавриил» и «Фортуна». С первыми тремя из них Шпанберг вышел в плавание к Курильским островам и к берегам Японии 18 июня 1738 г.

На охотских верфях для главного отряда экспедиции строились суда: двухмачтовые пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» длиной по 80 футов, поднимавшие по 6000 пудов груза. В июне 1740 г. суда были спущены на воду, но смогли выйти в море только 8 сентября. Пакетботом «Св. Петр» командовал В. И. Беринг, а пакетботом «Св. Павел» – А. И. Чириков. В Авачинской губе, куда уже ранее были посланы штурман Иван Фомич Елагин и подштурман Василий Андреевич Хметевский, все было подготовлено для зимовки.

4 июня 1741 г. суда вышли в море. У В. И. Беринга было 77 человек команды, а у А. И. Чирикова – 75. С В. И. Берингом следовали лейтенант Свен Ваксель, мастер Софрон Хитрово, натуралист Георг Стеллер и разжалованный в матросы лейтенант Дмитрий Овцын.

Суда следовали на юго-восток, где в соответствии с инструкцией должны были выяснить существование мифической Земли де Гамы. Совместное плавание судов продолжалось до 20 июня. За это время, убедившись в том, что такой земли не существует в показанном на карте районе, суда повернули на северо-восток: 20 июня во время сильного ветра и волнения пакетботы потеряли друг друга из вида и больше не встретились.

Некоторое время В. И. Беринг продолжал оставаться на месте, надеясь вновь встретиться с А. И. Чириковым, но затем направился на юг. Видимо, решив, что он недостаточно точно выполнил инструкцию, а также уступая настойчивым просьбам натуралиста Стеллера, В. И. Беринг решил еще раз посетить те места, где можно было искать Землю де Гамы. Наконец, 25 июня судно повернуло на северо-восток и двигалось таким, иногда подправляемым к северу курсом. После двадцатидневного перехода, 16 июля, находясь в широте 58°14", моряки увидели высокие горы на горизонте. Это была Америка. Среди гор выделялась одна, которая была названа В. И. Берингом горой Святого Ильи. 18 июля приблизились к берегу настолько, что видели великолепный лес, росший у самого моря. Дальнейшее плавание проходило медленно. Боялись наскочить на прибрежные камни.

20 июля подошли к острову Каяк (В. И. Беринг назвал его островом Святого Ильи). На берег был послан «для сыскания гавани» Софрон Хитрово с командой из 15 человек. На другой шлюпке на остров был высажен натуралист Г. Стеллер в сопровождении казака Фомы Лепихина. Надо отдать должное Стеллеру. В течение шести часов, которыми он располагал, он сумел сделать многочисленные и богатейшие наблюдения над природой острова, его фауной и флорой, остатками строений и предметов домашнего обихода населявших остров жителей и множество других наблюдений. Он сумел за это короткое время приготовить богатые коллекции и запастись ценными находками. Важность наблюдений Стеллера очевидна. И приходится пожалеть, что В. И. Беринг не предоставил большего времени для производства описи и наблюдений. Софрон Хитрово за это же время успел запастись водой и снять план острова Каяк.

В. И. Беринг торопился с выходом. Его беспокоило обратное возвращение, он отвечал за вверенных ему людей. Поэтому в ответ на нападки Стеллера он с горечью замечал:

«...Мы воображаем, что все открыли, и строим воздушные замки; а никто не думает о том, где мы нашли этот берег? Как еще далеко нам до дому? Что еще может с нами случиться? А берег нам незнакомый чужой, провианта на прозимовку не хватит...».

На рассвете 21 июля пакетбот «Св. Петр» снялся с якоря и взял курс на юго-запад, придерживаясь берегов Америки. 26 июля прошли близко от острова Кадьяк, который был виден с судна, 2 августа открыли остров Укамок. Условия плавания ухудшались. Из-за недостатка свежей пищи появились больные, началась цинга. В конце августа умер матрос 2-й статьи Никита Шумагин. Его похоронили на одном из островов группы, названных Шумагинскими. Во время стоянки у этого острова впервые встретились с жителями Алеутских островов – алеутами, которые подъезжали к судну на байдарах. Несмотря на то, что времени для наблюдений было мало, Стеллер, Ваксель и Хитрово сумели и здесь произвести достаточно точные и подробные наблюдения.

Путь от Шумагинских островов к Камчатке становился все более трудным. Начался сентябрь, пошли штормовые погоды, суровые в это время года в северной части Тихого океана. Начиная с 8 сентября штормы почти не прекращались, а 23 сентября разразился шторм такой силы, что старый штурман Эзельберг, избороздивший все моря и океаны, признавался, что не видывал в своей жизни ничего подобного.

Положение судна было тяжелым. Большая часть команды была больна, не хватало воды и продуктов, члены экипажа, даже не захваченные цингой, были до того измучены качкой, что не в состоянии были что-либо делать. С каждой новой волной ожидали гибели судна.

Наступил октябрь, бури не утихали, люди умирали один за другим. К концу месяца скончались от цинги, мучений и голода двенадцать человек. Тридцать четыре человека готовились отправиться вслед за ними. Тяжело заболел капитан Беринг. Он не мог подниматься с постели, и управляли судном Хитрово и Ваксель.

Два месяца беспрерывных мучений, когда не было возможности ни лежать, ни сидеть, ни стоять, смерти товарищей, которых едва успевали хоронить, производили гнетущее впечатление на оставшихся в живых. Мало кто надеялся на возвращение на Камчатку. Понятна была поэтому радость, когда 4 ноября увидели перед собой прямо по курсу в расстоянии около 15 миль высокую землю. Всем хотелось, чтобы это была Камчатка. Многие даже узнавали очертания берегов...

Вечером 5 ноября пакетбот «Св. Петр» выбросило на берег. После осмотра земли выяснилось, что это был остров – теперь остров Беринга в группе Командорских островов. Стали готовиться к зимовке. Нарыли землянок, запасались топливом, которого было в избытке: у берегов валялось много прибитого к острову плавника. Остров был богат морскими зверями, больше всех пришлась по вкусу морская корова, теперь вымершее животное.

Но такие тяжелые испытания были уже не под силу больному шестидесятилетием капитан-командору В. И. Берингу. 19 декабря 1741 г. он скончался. «В яме (землянке), в которой он больной лежал, песок со сторон всегда осыпался, заваливая у него ноги, коего он напоследок больше огребать не велел, сказывая, что ему от того тепло, а впрочем де он согреться не может. И так песку на него навалил по пояс; а как скончался, то надлежало его из песку вырывать, чтоб тело пристойным образом предать земле»,– вспоминает один из участников экспедиции Г. Ф. Миллер.

Остальные 46 человек, оставшихся в живых, благополучно провели зиму, а весной 1742 г. из остатков пакетбота и плавника начали строить новое судно. Небольшое судно уже летом было готово. 13 августа вышли к берегам Камчатки, а 26 августа почти на веслах вошли в Петропавловскую гавань, где все считали их погибшими.

Экспедицию после смерти В. И. Беринга возглавил и завершил A. И. Чириков, который на 1,5 суток раньше своего начальника подошел к берегам Америки. Ему, так же как и Берингу, довелось испытать все мучения и страдания в длительном плавании, он так же был тяжело больным при возвращении на Камчатку, но пакетбот «Св. Павел» пришел в Авачинскую бухту.

Замечательное плавание русских моряков, завершившееся открытием Северной Америки со стороны Тихого океана и открытием Алеутских островов, было окончено. Многочисленные отряды Великой Сибирско-Тихоокеанской экспедиции в это время заканчивали свои работы по описи всего северного побережья Сибири. Инициатор, организатор и руководитель экспедиции Витус Ионссен Беринг до конца исполнил свой долг перед Родиной, которая по заслугам оценила его подвиг. На всех картах мира море, по которому он плавал, носит имя Беринга: пролив между Азией и Америкой, в поисках которого он принимал такое активное участие, назван Беринговым; острова, на которые выбросило пакетбот «Св. Петр», называются Командорскими, а остров, где отважный капитан-командор нашел свой вечный покой, именуется островом Беринга.

Мужественный образ русского исследователя В. И. Беринга навсегда сохраняется в памяти русских людей. Он служит примером стойкости, твердости в выполнении своего долга, примером беззаветного служения своей Родине.

Список литературы

  1. Алексеев А. И. Витус Беринг / А. И. Алексеев // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 290-297.

Доклад про Витуса Беринга, русского путешественника и мореплавателя датского происхождения, капитан – командора изложен в этой статье.

Сообщение о Витусе Беринге

Будущий путешественник появился на свет в поселке Хорсенс в 1681 году. Известно, что в 1703 году он окончил амстердамский кадетский корпус. Его доблестная служба началась с участия в Ост-Индийской компании. Она и открыла ему путь в русский флот. Имея должность унтер-офицера, мореплаватель Витус Беринг в 1707 году командовал шхуной «Мункер», которая плавала в Азовском море. Он брал активное участие в боях с Турцией, за что получил новое звание — капитан-лейтенант. В 1712 году его перевели в Балтийский флот, и мореплаватель стал командовать фрегатом «Перл». В результате успешной службы ему присвоили очередное звание капитана ІІІ ранга. В 1713 году он женился на своей давней знакомой Анне Кристине Пильсе, в раке с которой родилось 8 детей (выжило только 3). Жена постоянно сопровождала мужа в его путешествиях, за что ее называли командоршей.

Но основной вклад Витуса Беринга в том, что открыл пролив, соединяющий Северную Америку и Азию. Русский царь Петр I издал указ о снаряжении экспедиции из 100 человек под руководством уже известного и авторитетного мореплавателя. Команда отправилась в путь в январе 1725 года. Через 2 года она прибыла в поселок Охотск, где началась постройка корабля для плаванья до Камчатки. 13 июля 1728 года экспедиция вышла в открытое море. Путь Витуса Беринга простилался на север. Спустя месяц путешествий был открыт пролив, который показал, что Северная Америка и Азия являются двумя разными континентами. В каком году Витус Беринг открыл пролив? Это грандиозное событие произошло 26 августа 1728 года. Он исследовал его западную часть, и, решив, что миссия достигнута, повернул домой в Петербург с докладом о проделанной работе. Адмиралтейская коллегия, удовлетворенная результатом экспедиции назначила дату второго путешествия — 28 декабря 1732 года. Цель — исследование берегов Северной Америки и Северного Ледовитого океана, а также Земли Гаммы (Америки). В том же году он получил очередное звание.

Какое звание было у Витуса Беринга? Петр І даровал ему звание капитан – командора.

Вторая экспедиция была намного сложнее. Скудность пищи, неблагоприятные условия плаванья, недостаток воды привели к эпидемии цинги на корабле. Витус Беринг решил пополнить запасы воды и еды, остановившись на острове, который впоследствии был назван на его честь. Перезимовав здесь, мореплаватель умер в тяжелых муках 8 декабря 1741 года.

Витус Беринг вклад в географию

Ему принадлежит обследование и нанесение на карту Тихоокеанского побережья Камчатки, Северо-Восточной Азии. Он открыл заливы Креста, Карагинский и Камчатский, полуостров Озерный, острова Св.Лаврентия, Св. Ильи, Евдокеевские острова, Св. Иоанна, Св. Маркиана, Св. Стефана и бухту Провидения.

Немногим путешественникам посчастливилось оставить свои имена на карте нашей планеты. Одним из тех, кому выпала подобная честь, является Витус Беринг. Его непростой судьбе и географическим открытиям, изменившим представления современников о расположении материковых линий и островов в самых северных широтах, посвящена эта статья.

Родители

Витус Беринг родился в 1681 году. Достоверно известно, что произошло это в Дании. По некоторым данным местом рождения путешественника является город Хорсенс, где он был крещен в лютеранской кирхе, о чем свидетельствует документ, который и по сей день хранится в старинной церковной книге. Мальчика назвали в честь маминого брата, который был известным датским историком и служил летописцем в Королевском суде. Что касается фамилии, то она досталась ему от матери - Анны Педердаттер Беринг, происходившей из знатного дворянского рода, который, однако, к моменту рождения Витуса уже разорился.

Отец будущего путешественника Ионас Свендсен работал в таможне и был весьма уважаемым человеком в Хорсенсе. От предыдущего брака и брака с Анной у него было в общей сложности 9 детей. Жалования таможенника не хватало, семья с трудом сводила концы с концами, но все дети, в том числе Витус Ионассен Беринг, отличались набожностью и смогли получить неплохое по тем временам образование.

Детство

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. По соседству располагалась школа, принадлежавшая П. Дальхоффу, которую посещали дети Анны и Ионаса. В 1695 году сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. С тех пор юный Беринг постоянно слышал от новой родни увлекательные рассказы о морских путешествиях и баталиях.

Благодаря мужу сестры Витус стал частенько бывать на кораблях и водить дружбу с матросами. Он был очарован романтикой их жизни. Особенно его интересовали экспедиции в разные неисследованные уголки планеты. Уже в юном возрасте Витус в мельчайших подробностях изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Начало морской карьеры

Родители Беринга не жалели своих скудных средств на то, чтобы дать детям самое лучшее образование. Благодаря их усилиям старшие братья Витуса смогли поступить в университет Копенгагена. Однако юного Беринга не привлекала карьера юриста или доктора. Окончив школу, он в 14 лет вместе с двоюродным братом Свеном записался матросом на голландский корабль.

Первые путешествия

Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус Беринг дважды совершил плавание в Ост-Индию, пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях.

Будучи уже достаточно опытным моряком, молодой человек осознал, что ему не хватает теоретических знаний, и поступил на учебу в морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшийся одним из лучших в мире. В период учебы он заслужил похвалы преподавателей, которые в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.

Судьбоносное предложение

В 1703 году Витус Беринг познакомился с Корнелием Крюйсом. Последний хотя и был норвежцем по происхождению, но уже более 10 лет служил на русском флоте и имел чин вице-адмирала. По приказу Петра Первого Крюйс ездил по Европе и нанимал толковых специалистов-иностранцев. Он разглядел в молодом кадете, проходившем учебу на последнем курсе, будущего известного исследователя и предложил поступить на службу в русский флот. Витус Ионассен Беринга сразу же оценил перспективы, которые перед ним открывались, и принял предложение Крюйса.

Первые годы службы в России

По рекомендации Крюйса Витуса Беринга зачислили в Балтийский военно-морской флот, присвоив чин подпоручика. В 1704 году он приехал в Россию, которая отныне стала его новой родиной. Сначала Витус Беринг стал командовать судном, доставлявшим лес на остров Котлин, где по приказу Петра Первого осуществлялось строительство крепости Кронштадт. Прилежание и рвение молодого датчанина не остались незамеченными - уже через 4 года Берингу присвоили чин поручика.

Дальнейшая карьера

В последующие несколько лет карьера Беринга пошла по нарастающей.

В 1710 году его корабль направили на побережье Финского залива для ведения наблюдения за шведской флотилией. Через несколько месяцев ему было присвоено звание капитана-лейтенанта, он был направлен на Азовский флот, где командовал парусной шнявой «Мункер».

В 1711 Беринг принял участие в походе Петра Первого в Молдавию, находящуюся в вассальной зависимости от Османской империи. После неудачного завершения этой компании он был направлен на Балтийский флот. В 1715 году ему присвоили чин капитана 4 ранга и отправили в Архангельск командовать судном «Селафаил». На этом корабле Беринг побывал в Копенгагене. Этот поход стал последним посещением родной Дании в жизни мореплавателя, который большую часть своей жизни провел в России.

В 1716 году Витус Беринг, биографии которого посвящена эта статья, принял командование над парусником «Перл». На этом судне он ходил к Бронкгольму.

К 1720-му году Беринг уже имел чин капитана 2 ранга, а под его командованием был фрегат на 90 пушек «Марльбург».

Отставка

Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.

В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».

Первая экспедиция на Камчатку

Как известно, одним из достижений царя-реформатора было создание условий для научного изучения географии страны и сопредельных земель. В конце 1724 года он подписал указ об организации Камчатской экспедиции. Согласно этому документу Коллегии Адмиралтейства поручалось найти кандидатуру для ее руководителя. После долгих обсуждений было решено назначить командиром экспедиции Витуса Беринга.

Задачи

Согласно распоряжениям Петра I, Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга должна была дать ответ на несколько вопросов, которые волновали всех мореплавателей, бороздивших северные широты.

Для этого ей было предписано:

  • отправиться на Камчатку;
  • соорудить один-два палубных бота;
  • выдвинуться на них вдоль побережья в северном направлении в поисках Американского континента;
  • установить место, где этот материк соединяется с Азией;
  • высадиться на территории Америки;
  • нанести все полученные данные на географические карты.

Ход экспедиции

Путешественник Витус Беринг вместе с остальными исследователями Камчатки выехали из Петербурга в начале 1725 года. Почти 2 года на речных судах, пешком, на телегах и на санях они добирались до Охотска. Дождавшись весны, Беринг и его команда отправились к устью Камчатки на собачьих упряжках и лодках. Летом 1728 на восточном побережье полуострова они завершили строительство бота «Святой Гавриил». Сразу же после спуска на воду судно выдвинулось на северо-восток вдоль побережья материка. В ходе этой экспедиции на карте мира появились:

  • Карагинский залив;
  • бухта Провидения;
  • остров св. Лаврентия;
  • Анадырский и залив Креста.

Важнейшим открытием экспедиции стал Берингов пролив. Витус Беринг вместе с товарищами вошел через него в Чукотское море и повернул домой. Хотя он не смог дойти до побережья Северной Америки, он посчитал свою задачу выполненной, так как установил, что этот материк не соединяется с Азией. Обогнув Камчатку с южной стороны, Беринг нанес на карту незамерзающую Авачинскую губу, а также Камчатский залив. Весной 1730 года мореплаватель прибыл с командой в Охотск и вернулся в Петербург тем же путем, который экспедиция преодолела, стартовав 5 лет назад.

В столице

По возвращении Витуса Беринга (что открыл путешественник на Камчатке, см. выше) им был представлен доклад, в котором мореплаватель утверждал, что Камчатка и Северная Америки находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет организовать торговлю с местными коммерсантами. Кроме того, путешественник призывал к активному хозяйственному освоению Сибири, где по его предположениям можно было добывать железо и заниматься землепашеством.

Вторая Камчатская экспедиция: подготовка

Беринг не собирался останавливаться на достигнутом. Он представил в Адмиралтейство планы исследования северо-восточного российского азиатского побережья и разведки морских путей к Америке и к Японским островам.

Хотя задание Петра Первого (побывать на берегах Америки) не было выполнено, мореплаватель получил 1000 рублей премии и чин капитана-командора.

В 1733 году Витус Беринг был назначен руководителем Второй Камчатской экспедиции, которая должна была завершить то, что не удалось в ходе первого путешествия.

В начале 1734 года новоиспеченный капитан-командор выехал в Якутск, где в течение трех лет занимался организацией экспедиции. Местные власти вставляли ему палки в колеса, поэтому лишь в 1740 года из Охотска к востоку Камчатки отправились два пакетбота «Святой Павел» и «Святой Петр».

Ход экспедиции

В июле 1741 года корабли подошли к побережью Северной Америки. Обратно они проследовали вдоль Алеутской гряды и продолжили путь, исследуя южную береговую линию Аляски. В ходе экспедиции были открыты острова:

  • Св. Стефана;
  • Кадьяк;
  • Шумагинские;
  • св. Иоанна;
  • св. Маркиана;
  • Евдокеевские.

Смерть

Обратный путь Второй Камчатской экспедиции был очень трудным. В течение многих месяцев «Святой Петр» находился в море, так как был сильный туман, из-за которого не было возможности определить его местонахождение хотя бы по звездам. У членов экспедиции началась цинга, от которой скончалась часть моряков. Долгие годы считалось, что эта болезнь поразила и самого Беринга, однако исследование его останков, выполненное в 90-х годах прошлого века, показало, что зубы командора не были повреждены цингой.

Через некоторое время корабль стал практически неуправляемым, тем более что экипаж сильно поредел, а сам Беринг руководил им, уже будучи серьезно больным.

В первые дни ноября 1741 года моряки экспедиции увидели перед собой заснеженную землю, впоследствии получившую название острова Беринга. Они приняли решение перезимовать на суше, однако уже через месяц большинство больных членов экипажа погибло. В их числе был и Витус Беринг.

Конец экспедиции

После смерти Беринга командование принял штурман Свен Ваксель. Вместе с 46 выжившими членами экипажа он построил гукор, названный «Св. Петром», на котором в августе 1742 года достиг Авачинской губы. Потребовалось еще немало времени, чтобы участники экспедиции добрались до Петербурга и сообщили о кончине Беринга.

Признание заслуг

Географические объекты, названные в честь Витуса Беринга, сегодня известны всем. Однако заслуги мореплавателя были оценены лишь через многие годы после его смерти. В частности, Берингов пролив был назван так по настоянию Джеймса Кука.

Англичанин достиг Алеутских островов в начале октября 1778 года. Там он встретил русских охотников и получил от них карту, составленную членами экспедиции Беринга. Кук перерисовал ее, назвав пролив, разделяющий Азию и Америку, именем своего скончавшегося предшественника Беринга.

Личная жизнь

В 1713 году Витус Беринг (что открыл, вам уже известно) вступил в брак с Анной Христианой Пюльсе, которая была дочерью коммерсанта из Швеции. Спустя три года у пары родился первенец, названный в честь отца, однако ребенок скончался во младенчестве. После этого супруга Беринга рожала много раз, но из детей Берингов выжили только дочь Анна и трое сыновей.

Память

Первый монумент Витусу Берингу установили в Петропавловске-Камчатском. Точная дата его сооружения не сохранилась, однако его описание было дано в 1827 году одним английским путешественником, посетившим этот город.

В 2016 году на острове, названном в честь командора, был установлен памятник Витусу Берингу. Он представляет собой ростовую скульптуру из бронзы работы скульптора И. П. Вьюева.

Кроме географических объектов в честь путешественника были названы:

  • улицы во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Якутске, Нижнем Новгороде, Томске, Астрахани, Артеме, Находке и в Петропавловске-Камчатском;
  • дизель-электроход;
  • один из самолетов «Аэрофлота».

Кроме того, в городе Петропавловске-Камчатском действует КАМГУ имени Витуса Беринга. А еще имя мореплавателя стало брендом датских наручных часов Bering.

Теперь вам известна биография Витуса Беринга. Этот датский мореплаватель, посвятивший жизнь служению России, навсегда вошел в мировую историю благодаря своим географическим открытиям, поставившим его в один ряд с величайшими путешественниками всех времен.