Психология убеждение человека. Анализ определений понятия убеждения в психологии. Методы психологического воздействия и их различия

Ирина Андреева

Когда мы слышим о таком явлении, как убеждение, мы понимаем, что речь идет об очередных «психологических штучках». Создается ощущение, что человеку против воли навяжут мысли, установки или чувства. На деле это не так. Убеждение и внушение – не одно и то же.

В чем разница между убеждением и внушением

Убеждение – термин с двумя психологическими трактовками. Это и элемент мировоззрения личности, побуждающий ее действовать определенным образом (пример – не вступать в интимные отношения с парнем на первом свидании, потому что так ведет себя ), и процесс передачи элемента мировоззрения другому человеку (пример – убедить подругу, что – никакого секса, и исключительно это правильно).

Такая передача информации или жизненной установки адресату происходит и в процессе воспитания, когда родители или педагоги учат детей поступать честно, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается и быть полезными членами общества. В научных спорах же истина рождается тоже благодаря убеждению оппонента в правдивости выдвинутой теории. Как правило, собственную точку зрения при этом говорящий аргументирует, а слушатель осмысливает ее и решает, соглашаться со сказанным или не соглашаться. То есть это осознанный процесс восприятия информации и принятия ее как собственной установки. В процессе убеждения, таким образом, у человека рождается новое собственное убеждение.

Внушение – иной процесс. Это агрессивное . Обходя сознание и критическое мышление человека, ему навязывают установку, которую он должен выполнить. Внушение происходит через подсознание, и внушаемому остается только «слепо» усваивать информацию. Внушение происходит при помощи гипноза, давления или эмоционально-волевого воздействия. Считается, что можно и мысленно.

Выводы из сказанного следующие: убеждение – это осознанное восприятие человеком информации, подразумевающее ее осмысливание, а внушение – это обход критического мышления и воздействие на подсознание. Убеждение требует от желающего передать мысли и установки больших затрат времени и сил, внушение же происходит скорее и легче. Конечно, нужно при этом обладать навыками и способностями к психологическому воздействию такого рода.

Виды убеждения

Итак, воздействовать на человека мы решили, не обходя его сознание. Как убеждать? Отталкивайтесь от видов убеждения. Это «база», изучив которую, можно применять приемы и методы для скорейшего достижения цели.

Информирование. Адресату предоставляется полная информация об объекте или явлении. Если есть преимущества, о них рассказывают в первую очередь. Так продавец в магазине бытовой техники рассказывает покупателю о возможностях заинтересовавшего его пылесоса или фена.
Разъяснение. Этот вид убеждения используется, когда некоторые моменты следует уточнить. Тот же продавец расшифрует покупателю технические характеристики мощности выбранной модели, переведет цифры в преимущества, которые этот пылесос имеет перед другими похожими.
Доказательство. К нему обращаются, когда данные просят сопроводить наглядным представлением или настоящими фактами. Так учитель химии показывает детям «Йодные часы», демонстрируя обратимые реакции. Жидкость в колбе становится черной, а при ее размешивании получается прозрачная «водичка».
Опровержение. Если мнение убеждаемого отличается от того, которое он должен заиметь в результате воздействия, используется этот вид убеждения. В иных случаях люди сами желают получить опровержение информации. Так поклонники «Игры престолов» ждут опровержения в любимом сериале. Только вот ни актеры, ни создатели проекта его не дают.

Этот «каркас» убеждающего воздействия – база, над которой надстраиваются ситуационные условия. При идеальном совпадении умений убеждающего и окружающей обстановки и готовности адресата воспринимать информацию воздействие обречено на успех. Расслабленные люди и личности, чувствующие сходство свое и убеждающего легче поддаются процессу.

Приемы и методы убеждения

Подбирать метод убеждения в каждой конкретной ситуации нужно по обстоятельствам. Но зная основные приемы убеждения в психологии, вы сориентируетесь в том, когда к ним обращаться.

Наставление. Если убеждаемый (или их группа) настроены благожелательно к убеждающему, если у него , он наставляет слушателей, убеждая их вести себя определенным образом. В форме наставления начальник дает указания рабочей группе: «Сделайте это так-то… Мы добьемся того, что…». Так преподаватель, отойдя от темы занятия, говорит студентам о моральной стороне некоторого явления. Делает он это, опираясь на свой опыт и авторитет.
Команды и приказы. К ним тоже прибегают, имея перед аудиторией авторитет. Важно, чтобы приказы исполнялись, а для этого убеждаемый не должен критически к ним относиться. Так, на просьбу собрать игрушки, исходящую от папы или от бабушки, малыш реагирует по-разному, если отец строг, а бабушка балует и проявляет мягкость.
Совет. Если между людьми существует близость, доверие, применяется эта форма убеждения. нужно уметь. Делайте это участливо, благожелательно.
Намек. Его относят к методам косвенного убеждения, т.к. информация сообщается не напрямую, а в форме полушутки, приведении сравнения. Намек обращается не к мышлению человека, а к эмоциям. Прибегайте к этому приему убеждения, когда собеседник находится в игривом настроении.
Косвенное одобрение. Если человек в общем действует в правильном направлении, используется этот прием. Его миссия – не дать свернуть с намеченного пути. Почему одобрение лишь косвенное? Если высказать его напрямую, оно походит на лесть, что отпугивает человека. Не всегда уместно с напором, пристально заглядывая в глаза собеседнику, говорить: «Вы такой молодец! Так вы добьетесь своего!». Убедительнее фраза: «Такой подход обычно дает хороший результат».

«Плацебо». Эффект плацебо известен в медицине. Больному доктор дает безобидное средство вроде аскорбинки и говорит, что это действенное лекарство, которое избавит от болезни. Человек верит в благоприятный исход лечения и действительно исцеляется. Используя этот прием, можно убедить собеседника в том, что он добьется желаемого. Дайте ребенку талисман, который может быть с ним на контрольной работе или важном спортивном соревновании. Скажите: «Пока эта вещь с тобой, ты сможешь добиться того, о чем мечтаешь, если приложишь усилия». Вот увидите, у вашего малыша все получится.

Эти приемы и методы знакомы каждому, в них нет ничего «эдакого», заковыристого. Но в искусстве убеждения есть и секреты, связываемые с именами трех известных в истории личностей.

Три правила убеждения

Они названы по именам мудрецов и ученых, использовавших их много столетий назад. Эти правила и сейчас используются в искусстве убеждения.

Правило Гомера. Тщательно готовьтесь к предстоящему убеждению и подбирайте аргументы в свою пользу. Аргументы условно делятся на сильные, средние и слабые. Правило Гомера подразумевает, что начинать убеждение следует с сильных, затем нужно добавить два или три средних, а завершить все лучше самым сильным аргументом. Слабые же не используйте вообще, ведь они не помогут добиться результата. Не начинайте с того, что вы хотите получить от человека, не говорите, что он должен сделать. Это вызовет реакцию отторжения. Поэтому приводите аргументы и именно в указанной последовательности.

Правило Сократа, или Правило трех «да». Сократ был мудрецом, который в совершенстве владел искусством убеждения. Его секрет заключался в том, чтобы, задавая вопросы, не дать собеседнику ответить ни на один из них отрицательно. При этом убеждаемый искусно подводится к тому, чтобы самостоятельно принять чуждую точку зрения. Этому приему сегодня обучают консультантов-сетевиков. Так что если к вам заявится человек, который предложит продукцию малоизвестной компании, начиная как бы издали, не поддавайтесь. Вас могут спросить о здоровье: «Согласитесь, каждый мечтает быть здоровым?». Привести очевидные факты: «А знаете ли вы, что организм человека состоит в основном из воды?», «Чистая вода очень важна для здоровья, не правда ли?». А затем перейдут в наступление: «Вы ведь хотите пить чистую воду? И чтобы ваши близкие и дети пили только чистую воду?». Если впредь вы отвечали утвердительно, вам предложат «чудо-фильтр» для воды за бешеные деньги.
Правило Паскаля. Сохраните лицо собеседника, не загоняйте его в угол. Не унижайте в убеждении достоинство человека, не посягайте на свободу или авторитет его личности. Человек не соглашается с фактами, порочащими достоинство, а убеждение в отрицательном ключе не работает. Как сказал сам Паскаль: «Ничто не разоружает так, как условия почетной капитуляции». Пример – налоговое законодательство США. В Америке запрещено утаивать сведения от налоговых служб. Обществом это порицается. Однако в инструкции для налогоплательщиков есть пункт: «Заявить можно и о нелегальных доходах, заплатив с них отчисления». И граждане Соединенных Штатов так и делают, зная, что их не назовут преступниками и не наложат на них штрафы.

Искусство убеждения – интересная и увлекательная наука. Но практика оказывается куда более захватывающей и полезной. Теоретическая база усвоена, так что переходите к действиям!

2 марта 2014

Для достижения высоких результатов воздействия на ученика педагог должен хорошо владеть методами убеждения и внушения.

Убеждение – процесс воздействия на сознание путем логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является особым способом влияния на личность ученика или на всю группу.

Убеждение – способ влияния на личность (группу), когда затрагивается главным образом рациональная сфера.

Убеждение предполагает изменение сознания человека с помощью логических доказательств, фактов.

При убеждении затрагивается главным образом рациональная сфера. Предполагается изменение сознания человека с помощью логических доказательств, фактов (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

Убедить ученика, не сведущего в какой-либо области, очень трудно. Он не знает элементарных закономерностей обсуждаемого вопроса. Поэтому, прежде чем аргументировать свою точку зрения, надо дать хотя бы основные сведения, которые необходимы для обсуждения.

Чем качественнее это будет сделано, тем лучите. Только вооружив ученика определенными знаниями, сообщив ему определенный круг сведений, учитель может обсудить с ним интересующие проблемы, применять убеждение.

Цель убеждения – стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности.

Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.

Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ученика.

Для того, чтобы убедить ученика в чем-то, необходимо знать и учитывать некоторые особенности (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Для построения аргументации учитель, убеждая ученика, может использовать следующие методы:

1. Фундаментальный метод , представляющий собой прямое обращение к ученику, которого учитель знакомит с фактами и сведениями, являющимися основой его доказательства.

Важную роль здесь играют цифровые примеры, являющиеся прекрасным фоном для поддержки тезисов и положений учителя.

В отличие от словесных сведений, которые часто бывают спорными, цифры выглядят более убедительно.

Цифровые данные во всех беседах являются самым надежным доказательством. Это происходит потому, что в данный момент ученик не в состоянии опровергнуть приведенные цифры. Однако не следует приводить много цифр.

2. Метод противоречия строится на выявлении противоречий в аргументации ученика. Если речь идет о доказательной аргументации со стороны учителя, то он должен позаботиться о непротиворечивости фактов, цифр, аргументаций.

Пример. Необходимо ли с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценить поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?

3. Метод извлечения выводов основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приведет учителя к желаемому выводу. Необходимо добиться согласия на каждом этапе.

Пример. Должен ли урок содействовать повышению уровня знаний? Прежде чем осмысливать информацию, ее нужно получить? Но чтобы получить информацию, на ней надо сосредоточить внимание? Да? Следовательно надо развивать свое внимание? Да?

  • 4. Метод сравнения имеет огромное значение, когда сравнения подобраны удачно.
  • 5. Метод "да.., но...". Часто бывает, что ученик приводит хорошо построенные аргументы. Но можно применить метод "да..., но", который позволяет рассмотреть и другие стороны решения. Учитель может согласиться с учеником, а потом наступает очередь "но".
  • 6. Метод "кусков" состоит в расчленении выступления ученика таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: "это точно", "об этом существуют различные точки зрения", "это полностью ошибочно".

Здесь учитель касается только слабых аргументов, опровергая их (всегда можно найти что-то ошибочное).

7. Метод "бумеранга" дает учителю возможность использовать "оружие" ученика против него самого. Здесь больше остроумия, чем доказательства.

Для подростков данный метод может быть неэффективным, так как они сами способны на него "поймать".

  • – Согласись, что ты не очень хорошо работал на уроке?
  • – Да, но эго потому, что вы были ко мне необъективны.
  • – Нет, я отношусь ко всем одинаково.

Но вы потеряли мой отчет о задании и т.д.

  • 8. Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный учеником, нельзя опровергнуть, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать.
  • 9. Метод видимой поддержки. Например, ученик изложил свои аргументы, и теперь берет слово учитель. Но ученику он не возражает и не противоречит, а наоборот, приходит на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Это отвлекающий маневр, затем следует контрудар. Учитель говорит о несостоятельности аргументов ученика.

А. В. Шапарь говорил о том, что учитель, используя метод убеждения во взаимоотношениях с учеником, должен учитывать несколько советов психолога:

  • 1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями, поскольку:
    • – убедительность можно легко "потопить" в море слов и аргументов, особенно если они неясны и неточны;
    • – ученик "слышит" или понимает намного меньше, чем хочет показать;
    • – преувеличение – одна из форм лжи;
    • – аргументы должны быть достоверными для ученика – если правда имеет привкус лжи, то ученика лучше от нее избавить.
  • 2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента ученика:
    • – разъяснение доводов и доказательств по отдельности намного эффективнее достигает цели, нежели преподнесение их всех вместе и сразу;
    • – три-четыре ярких довода достигают большего эффекта, чем множество "средних" аргументов;
    • – аргументирование нс должно быть декларативным;
    • – точно расставленные паузы часто оказывают большее воздействие, чем поток слов;
    • – на человека лучше влияет "активное" построение фразы, чем пассивное, когда речь идет о доказательствах.
  • 3. Вести аргументацию корректно по отношению к индивиду означает:
    • – всегда открыто признать правоту ученика, когда он прав; это даст учителю право ожидать и требовать такого же поведения со стороны ученика;
    • – продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты учеником;
    • – избегать пустых фраз, которые свидетельствуют об ослаблении внимания.
  • 4. Приспособить аргументы к личности ученика:
    • – направить аргументацию на цели и мотивы ученика;
    • – избегать простого перечисления фактов, вместо этого излагать преимущества или последствия, вытекающие из этих фактов (сначала характеристики и особенности, потом преимущества и способы использования);
    • – употреблять терминологию, которая понятна ученику.
  • 5. Избегать выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.
  • 6. Пытаться как можно нагляднее изложить ученику свои доказательства, идеи и соображения.

Приводя яркие сравнения и наглядные доводы, важно постоянно помнить, что:

  • – сравнения следует основывать на опыте ученика, в противном случае он нс поймет их смысл из-за незнания и непонимания связи между сравниваемыми явлениями;
  • – сравнения должны поддерживать и усиливать аргументацию учителя, быть убедительными.

Применение наглядных вспомогательных средств помогает лучше увязать аргументы учителя и обеспечить лучшее понимание со стороны ученика. Кроме того, наглядность доводов придаст аргументации учителя большую убедительность и документальность. Виды вспомогательных средств могут быть самыми разными.

Ручка и бумага являются, наверное, наиболее важными вспомогательными средствами в беседе, особенно в фазе аргументирования. Действительно, все важные идеи и данные нужно для большей наглядности зафиксировать на бумаге в виде конспекта или еще лучше – в виде схемы. Таким образом ученику легче воспринимать слова учителя. Учащийся как бы вовлекается в совместную работу и рассуждения.

В аргументировании выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда необходимо что-то доказать или обосновать, и контраргументация, с помощью которой опровергаются тезисы и утверждения индивида.

Ситуация. Если говорящий в своем выступлении затронет какие-либо чувства – чувство долга, чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества и т.д., – его речь больше воздействует на нас, мы ее лучше запоминаем.

Почему так происходит?

Решение. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Здесь подсоединяется внушение.

Вспомните, как играет на честолюбивых чувствах васюкинцев Остап Бендер, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему "с сыновней любовью". Остап, чувствуя прилив новых сил, говорил, воздействуя на чувства, внушая, рисовал грандиозную картину изменения города: "Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Басюки. Сюда переезжает правительство. Басюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Басюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы и всего мира".

В целях повышения эффективности воздействия рекомендуется использовать:

  • 1. Средство "приспособления". Это система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, юмор, доверие, пожелание и пр.
  • 2. Средство "пристройки или достройки". Это приспособление своего тела, интонации и стиля к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его к целям педагога.
  • 3. Средство усиления воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

Вследствие возникновения неожиданных ситуаций возможны разные типы поведения:

  • 1. Естественный тип, когда у педагога не возникает психологических и эмоциональных затруднений.
  • 2. Напряженно-преобразовательный тип, когда происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности.
  • 3. Преднамеренно-уклончивый тип, когда педагог сознательно уклоняется от преодоления неожиданной ситуации ("не заметить").
  • 4. Непроизвольно-тормозной тип, когда педагог теряется, его действия затормаживаются.
  • 5. Неадекватный тип, когда, скрывая свои чувства, педагог не может их преобразовать в целесообразные переживания и действия.

Ситуация. Считается, что легче всего убедить человека в преимуществе какого-то предмета, если сравнить его с худшим. Например, здоровый образ жизни настолько предпочтительнее наркомании, что достаточна просто лишний раз указать на это очевидное различие.

Почему убедительное, казалось бы, сравнение не убеждает?

Решение. Многое зависит от индивидуальных особенностей человека, точнее – от преобладания в мотивационной структуре его личности мотива достижения или избегания. На оптимистов, настроенных на обретение благ и достижение успеха, более сильное влияние оказывает позитивное сравнение.

Что же касается пессимистов, настроенных на избегание неприятностей, то их внимание в первую очередь привлекает отвергаемый компонент, причем более сильно именно при негативном сравнении.

Метод сравнения не всегда является лучшим приемом убеждения, особенно когда сравнение негативное. Например, в борьбе с курением, оказывается, лучше вообще не упоминать о курении!

Достаточно всячески превознести предпочтительный вариант поведения, избегая упоминания о его альтернативах.

Форм работы с людьми столько же, сколько людей, и индивидуально-психологическими особенностями нельзя пренебрегать.

Беседа строится так, что пациент не замечает "воздействия".

Техника "трех Да" (есть еще "семь Да", "девять Да", но они неприменимы в привычном разговоре) заключается в следующем.

Продумайте про себя три (или более) неоспоримых свойства (или качества, или события) вашего случая и постройте из них связное предложение. Затем добавьте то спорное утверждение, которое необходимо "протолкнуть". При "проговаривании" происходит следующее: собеседник слышит ваше первое утверждение и про себя говорит "Да" (поэтому нужна неоспоримость - лучше всего для этого подходят реальные факты: небо синее, деньги бумажные, забор деревянный и т.п.). То же происходит со вторым (хотите - добавьте третье и четвертое и пятое - только чтобы собеседник не заскучал от монолога). Теперь, когда вы произносите спорное утверждение с вопросительной интонацией, то ответ "Да" можно услышать чаще, чем "Нет".

Модификация этого способа - метод трех "Нет".

"Да, но..."

Частица "но" несет в себе отрицание. Наверняка, вам не раз приходилось выслушивать: "Да, это замечательная вещь, такая полезная в деле, необходимая, но... зайдите завтра". В переводе на "подсознательный язык" эта фраза звучит так: "Это вещь бесполезная, ненужная и мне не интересная ". Таким образом, всегда можно завуалировать свой отказ.

А как вам фраза: "Ты человек умный, воспитанный, но поздороваться забыл"?

Выпадающая "не"

Психологи установили интересное свойство памяти в отношении всяческих запретов. Оказалось, что человек хочет их нарушать и нарушает весьма успешно, еще со времен Адама и Евы.

В случае, когда какая-то просьба содержит "не", то эта самая "не" забывается и выполняется остальная часть пожелания. Скорее всего, пожелание "не забудь поливать цветы каждое утро", преобразуется в совершенно обратное (можете проверить сами - уберите "не").

Если хотите, чтобы ваши просьбы исполнялись, формируйте их без "не",- "каждое утро поливай цветы!". В других случаях можно "подставлять" человека такими просьбами, а потом долго ему об этом напоминать...

Метод "Стоп-стоп" и прием против него

Если вы хотите сбить с мысли собеседника, то сделать это очень просто: скажите "Стоп, стоп!" и, сделав вид, что не поняли, переспросите его (можно просто повторить его последнее предложение с вопросительной ситуацией). Это здорово сбивает с мысли, ломает "программу".

Если же вы о чем-то увлеченно говорите и вдруг слышите "Подожди, подожди!", то знайте, что против вас используют этот прием. Контрприем сопровождается заявлением (с элементом возмущения): "Что подожди!?" (это "ломает программу" оппонента).

Выражение "сочувствия"

Если вы стали объектом чьих-то абсолютно беспочвенных, злобных нападок (например, орет кондуктор в трамвае или вас пытаются втянуть в автобусную склоку, "навешивая ярлыки") и при этом вы знаете себе цену, то общепринятые действия (спор, ответное "навешивание ярлыков") обесценят вас в глазах окружающих. Такие ситуации вообще считаются индикатором внутренненй самооценки. Высокая самооценка сочетается с сочувственным, сопереживающим поведением. У людей не все ладится в семейной жизни, проблемы на работе и прочее. Поэтому ничего не говорите, сочувствуйте...

Способ "выбора поведения"

Этот способ описан Ричардом Бахом в его книге "Мессия поневоле": "...только подобия притягиваются. Поступая так, как свойственно вам и вашей личности, постоянно спрашивая себя - именно так я хочу поступить? - и продолжая только после утвердительного ответа, вы заметите, что те люди, которые эти поступки воспринимают глупыми и пустыми, постепенно отталкиваются и уходят, те же, что видят в них глубину, смысл и родство, притягиваются к вам и формируют ваше окружение...."

Способ "привлечения"

Это больше житейский способ сделать себя привлекательным в глазах собеседника. Собеседнику всегда нравится, когда интересуются его идеями, точками зрения на какие-то события, планами на будущее и т.п. В разговоре старайтесь больше говорить о собеседнике, и ваш статус резко возрастет. Постарайтесь не переборщить и не дойти до подхалимажа - вы ведь тоже личность со своей точкой зрения. А с личностью всегда общаться приятно.

Собеседнику нравится, если:

Прощают, когда он не совсем прав;

Его уважают;

Он чувствует, что не должен быть в наилучшей форме;

Его ценят мнение;

Ему доверяют (что он говорит правду);

Он чувствует, что с ним приятно;

Он не должен одевать маску и вести себя формально;

Его выслушивают;

С ним советуются по существенным вопросам;

Вам важно, что с ним происходит.

Есть такая теория, что все, что мы узнаем в своей жизни, на самом деле уже нам известно, только мы про это... забыли. Общайтесь с новым человеком, как со своим старым знакомым - спрашивайте: "Что нового?", делитесь своими новостями, спорьте, будьте раскованы и непосредственны.

Метод "прекрасного слушателя"

Прекрасный слушатель отличается от просто слушателя тем, что он не молчит, преданно глядя в глаза, а стимулирует собеседника, поощряет его. Есть такие приемы активного слушания, как:

1) повторение и переформулировка (парафраз и повторение) - вы своими словами уточняете то, что услышали;

2) отражение - вы стараетесь выявить основное чувство, в котором находится собеседник;

3) обобщение - из большого количества информации выбирается основное. Это может быть сделано как с помощью парафраза, так и уточняющими вопросами. Например, если собеседник предъявляет большое количество претензий - можно уточнить: "Что Вас беспокоит больше всего?"

Способ "я тебя правильно понял...?"

Помогает в общении с людьми, страшащимися брать на себя ответственность . Например, кто-то "наезжает" на вас, пытается запугать и т.п. Дождавшись паузы, переспросите: "Я правильно понял, что ты пытаешься наехать на меня?". Если противник стушевался, то ура, если ответил утвердительно, то можно продолжить свою линию (сочувственно): "По-другому не получается, да?". Вообще, я считаю, что драка и мордобой - результат недоразвитости речевого аппарата.

"Все есть выбор"

В случае, когда на вас пытаются давить тем, что ваше действие или бездействие приносит боль, разочарование или другие неприятности, помните о том, что человек самостоятельно в процессе своего становления выбирает, что ему нравится, а что нет, где испытывать радость, а где мучиться от боли. Как говорится, не нас обижают, а мы обижаемся.

Пример: "не смейте писать нелестные отзывы об этой страничке, это причиняет мне ужасную боль!"

Неотъемлемой характеристикой является умение, способность, а может и магический талант оказывать влияние на других людей.

Человек, который умеет убеждать и направлять мысли окружающих людей в необходимое ему русло обладает невероятными возможностями в современном мире.

Рассмотрим основные способы, как влиять на людей во время беседы, то есть психологические методы убеждения.

Использовать собственные полномочия, связи, деньги или шантаж очень нежелательно, оказывать влияние можно и силой слова и силой взгляда. Итак, к группе основных психологических способов относятся убеждение, внушение и психологическое заражение.

Убеждение – это способ влияния, когда обращаются к сознанию другого человека, его чувствам и опыту, чтобы сформировать у него новые взгляды и установки.

Убеждение не даст результата, если его подменять морализаторством. Стоит избегать таких слов, как «должен», «обязан» или «как не стыдно». Убеждать словом – великое искусство, которое требует знаний психологии людей, законов этики и логики.

Для начала необходимо, чтобы Ваш собеседник согласился выслушать внимательно и осмысленно Ваши аргументы, найдите то общее, что объединяет Вас и установите психологический контакт.

Затем будет целесообразно вместе проанализировать все доводы и прийти к общему выводу. Таким образом, влияние на человека не будет навязчивым, а наоборот, будет соответствовать его мыслям, чувствам и взглядам.

Если Вам удастся настроиться на волну человека в момент беседы – Вы увидите, что уже половина дела сделана, и влиять на людей , которые мыслят так, как Вы, гораздо проще, чем на людей с противоположными взглядами.

Даже если Вы в полной мере не разделяете убеждения человека, попробуйте прочувствовать его мысли, и просто – понять его. Понимание рождает начало всех партнерских взаимоотношений. Понять собеседника порой гораздо проще, чем это может казаться на первый взгляд.

Небольшая тренировка на Ваших близких и друзьях поможет выработать навык понимания в совершенстве.

Внушение – это психологический способ влияния, который предусматривает не критическое восприятие высказанных мыслей и воли. Во время внушения согласие не достигается, но обеспечивается принятие информации, которая уже содержит готовый вывод.

Используя эту информацию, человек, на которого влияют, должен сам прийти к правильному необходимому Вам выводу. Цель достигается за счет того, что у человека вызываются сильные эмоциональные реакции. Основные формы внушения – это намек, одобрение, осуждение.

Психологическое заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому на неосознанном уровне. Зачастую, этот метод используется в группах людей или коллективах.

Например, правильно поданная информация об успехе одного, заражает энтузиазмом и остальных, вызывая интерес и воодушевление, а не зависть.

Кроме вышеперечисленных основных методов не стоит забывать и о более простых истинах, которые необходимо помнить при желании влиять на человека во время общения.

Почаще называйте собеседника по имени, ведь для его ушей нет ничего слаще. Умейте слушать и искренне интересоваться тем, о чем Вам говорят, это всегда располагает к успешному исходу диалога.

Ну и конечно, почаще улыбайтесь, будьте оптимистом! Вы будете удивлены откликом окружающего мира, который подчинится Вашему искреннему влиянию.

Каждый хоть раз в жизни общался с очень упертым и сложным собеседником.

Каждый знает, что самый простой способ разрешить спор – это избежать его. Однако, иногда ситуация требует, чтобы вы отстояли свою точку зрения и убедили самого упорного собеседника в своей правоте. Следующие 10 советов помогут вам в этом.

1. Будьте аккуратны и вежливы

Прежде всего не играйте с тонкими нитями самолюбия человека: не стоит его обижать, унижать и переходить на личности, так вы ему ничего не докажете и он уйдет в защитную позицию отрицания всего на свете (антагонизм). А переубедить человека в таком состоянии уже практически невозможно.

2. Первым делом сильные аргументы

Сначала говорите самые сильные и веские аргументы вашей позиции. Не нужно начинать с мелочей, выпускайте сразу тяжелую артиллерию, а лишь затем на подкрепление к ней мелкую пехоту.

3. Заслужите доверие

Постарайтесь увеличить свой статус и имидж: приводите доводы того, что вы это знаете на практике, что вы занимаетесь этим уже много лет и получили конкретные результаты или заработали на этом немалые деньги.

4. Проявите хитрость

Мощное оружие – это сказать следующее: “Да-да, вот в этом именно ты прав, это хорошая мысль, но вот в этом ты совсем не прав…” Когда человек чувствует, что его мысли заметили, он может прислушаться уже и к вашим.

5. Грубая лесть

Хвалите человека! Комплименты, а особенно неожиданные комплименты удивят и порадуют каждого, а это именно то, что вам и нужно – расслабить вашего оппонента, снизить его контроль над ситуацией.

6. Последовательность согласия

Правило последовательности: сначала говорите человеку то, с чем он согласен (даже если это абсолютно очевидные вещи), а затем вашу точку зрения. Вероятность согласия в таком случае повышается во много раз.

7. Уводите разговор от опасных тем

Избегайте “острых углов” и тем, которые могут увеличить конфликт, а также тем, которые являются для вас слабым местом.

Если что-то подобное всплывает, срочно сверните разговор с этого, скажите: “Мы сейчас не об этом, а о …”, “это не имеет никакого отношения к делу, к делу относится только …”.

8. Замечайте каждую мелочь

Следите за невербальным поведением человека, оно может показать многое. Невербальное поведение – это поза, жестикуляция и мимика. Если вы заметили, что после какого-то аргумента у человека дернулся глаз, тут же продолжайте раскрывать этот аргумент дальше и в больших подробностях – это ваш самый сильный аргумент и человек это понимает и нервничает.

9. Люди любят пользу и выгоду

Убедите человека, что то, что вы ему говорите, очень полезно и даже выгодно для него, а его позиция наоборот не принесет ему ничего кроме “просто своей позиции”.

10. Проявите неожиданную внимательность и уважение

Внимательно слушайте вашего собеседника, даже если он вас раздражает: любой человек заметит, что к нему внимательны, а особенно это заметит тот, кто знает, что несмотря на то, что вы с ним не согласны, вы внимательны к нему. Таким образом, вы сможете выделиться на фоне других людей, с кем он когда-либо спорил.

Удачной вам победы, ведь теперь мы точно знаем, что пользуясь этими советами, вы победите в любом споре!